Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка преподавателей правовых дисциплин в условиях модернизации системы образования'

Профессиональная подготовка преподавателей правовых дисциплин в условиях модернизации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
913
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / RAISING THE TEACHER''S LEVEL / HIGH SCHOOL / PROFESSIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL COMPETENCE / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустовалова Ирина Николаевна

В статье описываются основные проблемы подготовки и повышения квалификации преподавателей юридических дисциплин в условиях модернизации образования и перехода к инновационной экономике. Особое внимание уделено педагогическим аспектам подготовки преподавателей, как основы повышения качества образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пустовалова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional training of teachers of legal disciplines in the modernization of the education system

The article describes the major problems of training and improvement of professional skill of teachers legal disciplines in terms of modernization of education and the transition to an innovation economy. Special attention is given to the pedagogical training of teachers, as a basis of improvement of quality of educational process

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка преподавателей правовых дисциплин в условиях модернизации системы образования»

Пустовалова Ирина Николаевна

Pustovalova Irina Nikolaevna кафедра истории и права Социально-гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет».

chair of History and Law, Social and humanities faculty, Federal State Educational Budget Institution of Higher Vocational Education

"Shuya State Pedagogical University» Доцент/PhD, Associate Professor 13.00.08 Теория и методика профессионального образования

E-Mail: pustovalovai@mail.ru.

Профессиональная подготовка преподавателей правовых дисциплин в условиях модернизации системы образования

Professional training of teachers of legal disciplines in the modernization of the

education system

Аннотация: В статье описываются основные проблемы подготовки и повышения квалификации преподавателей юридических дисциплин в условиях модернизации образования и перехода к инновационной экономике. Особое внимание уделено педагогическим аспектам подготовки преподавателей, как основы повышения качества образовательного процесса.

The Abstract: The article describes the major problems of training and improvement of professional skill of teachers legal disciplines in terms of modernization of education and the transition to an innovation economy. Special attention is given to the pedagogical training of teachers, as a basis of improvement of quality of educational process.

Ключевые слова: Высшая школа, профессиональная подготовка, повышение квалификации, педагогическая компетентность, модернизация

Keywords: High school, professional training, raising the teacher's level, pedagogical competence, modernization

***

Необходимым условием для формирования инновационной экономики выступает модернизация системы образования, являющаяся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны, -указывается в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»[2]. Одним из центральных компонентов модернизации определена системная подготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров адекватная предъявляемым обществом и государством требованиям.

Современные тенденции в образовательном процессе - четко обозначенные приоритеты образования, компетентностный подход, двухуровневая система высшего образования, гуманизация и демократизация, обусловленные сменой образовательных парадигм и вхождением в Болонскую систему, актуализируют проблемы качества образования, что неотъемлемо

связано с повышением требований, предъявляемых к профессионализму кадрового потенциала высшей школы.

Профессионализм педагога - это интегральная характеристика его личности, предполагающая владение педагогом видами профессиональной деятельности и наличие у него сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых обучающихся) [3,15].

Преподаватель - один из важнейших участников образовательной системы и от его профессиональных умений и навыков, личностных качеств не в малой степени зависит достижение конечной цели образования - формирование компетентностной личности, обладающей высокими морально-нравственными качествами, способной к самоактуализации, готовой к профессиональной работе в условиях функционирования динамично изменяющегося механизма государственного управления.

Эффективность педагогической деятельности конкретного преподавателя обусловлена степенью его общекультурного уровня, результативностью научно-исследовательской деятельности, профессиональной компетентностью, владением инновационными методиками, психолого-педагогической и социально - гуманитарной подготовленностью.

Не умаляя, в целом, профессиональных достоинств профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и, в первую очередь, классических вузов, осуществляющих подготовку специалистов в области права, следует обратить внимание на некоторые проблемы периферийных, многопрофильных высших учебных заведений, качественный состав которых не всегда отвечает требованиям времени.

Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью [5,7.17]. К сожалению, не редки случаи, когда в силу отсутствия соответствующих кадров, преподавание дисциплин юридической направленности осуществляется не специалистами в области права, что вызвано общей проблемой оттока высококвалифицированных педагогических кадров из системы образования, не в малой степени связанной с недостойно оплатой труда работников образования.

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция допускается привлечение к преподаванию высококвалифицированных специалистов, имеющих стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 5 последних лет. Однако это не снимает проблемы обеспеченности учебного процесса высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами.

В качестве одной из проблем, нам видится отсутствие у преподавателей, обеспечивающих сопровождение учебного процесса не только базовых, но даже основ психологопедагогических знаний. Являясь отличными специалистами в своей узкопрофессиональной области, но, не имея необходимой педагогической подготовки, такие преподаватели ограничены в возможностях максимально эффективно и продуктивно передавать свои научные знания, профессиональные умения и навыки. Не владея методикой преподавания, современными технологиями обучения они осуществляют преподавательскую деятельность на ситуативнотворческом уровне, что негативно сказывается на реализации задач учебно-воспитательного процесса.

Такое положение особенно характерно для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования по направлению подготовки Юриспруденция.

К сожалению, целенаправленная специальная педагогическая подготовка не является необходимым условием при осуществлении преподавательской деятельности. Сами преподаватели, как правило, не акцентируют достаточного внимания на педагогической составляющей своей профессиональной деятельности, от которой напрямую зависит как качество преподавания, так и обучения.

На сегодня, наиболее оптимальным решением поднимаемой проблемы остается система переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Повышение квалификации - это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации. В настоящий период благодаря реализации ФЦПРО ощутимо расширились возможности для повышения профессионализма педагогических кадров, в том числе за счет ежегодного повышения квалификации значительного числа преподавателей на всех уровнях образования.

Собственный опыт обучения на разнообразных курсах повышения квалификации позволяет сравнить содержание и применяемую методику обучения, сделать вывод об эффективности пройденных курсов в плане повышения педагогического мастерства. Не вдаваясь в подробный анализ достоинств и недостатков каждого из освоенных курсов, тем не менее, хочется обратить внимание, что не всегда такие курсы отвечают задачам модернизации образования. Содержание курсов, формы и методы обучения не отличаются инновациями и, не всегда согласуются с современными психолого-педагогическими основами обучения. Время настоятельно требуют повышения качества преподавания путем внедрения активных методик, как в лекционные, так и в семинарские занятия, хотя это вовсе не означает отказа от традиционного варианта преподавания. Как и в любой другой деятельности, в преподавании следует стремиться к гармоничному сочетанию активных и традиционных методик. Содержание курсов должно быть оптимально приближено к потребностям рынка.

Специфика повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в области юриспруденции не позволяет унифицировать содержание и структуру курсов, тем не менее, на наш взгляд, вопросы совершенствования педагогического мастерства преподавателей юридических дисциплин, психолого-педагогические и методологические модули должны стать обязательным элементом структуры курсов повышения квалификации.

«При определении целей образовательной профессиональной программы ... следует ориентироваться на необходимость подготовки специалистов для решения стратегических задач модернизации основной школы, в частности, на основные линии этой реорганизации (касающиеся образовательного процесса):

-Реализация компетентностного подхода в обучении. Приоритетными направлениями являются коммуникативная компетентность как способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым; социально-правовая компетентность как способность действовать в социуме с учетом позиций других людей; информационно-технологическая компетентность как способность работать с информацией и использовать различные информационные технологии, а также предметная компетентность как способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры» [1,56].

Профессиональная деятельность преподавателя складывается из трех составляющих -научно-предметной, психолого-педагогической и воспитательно-просветительской. Дейст-

вующий ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900, конкретизируя круг компетенций, которыми должен обладать выпускник в педагогической деятельности, указывает такие как:

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Эти направления должны быть положены в основу системной подготовки преподавателей юридических дисциплин, наряду с теми требованиями, которые предъявляются к профессиональному юристу. А такая компетенция как «способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне», должна быть введена в качестве обязательной составляющей в подготовке юристов для всех видов юридической деятельности, предусмотренных в стандарте, учитывая потребности высшего юридического образования в высококвалифицированных педагогических кадрах. В связи с чем, на наш взгляд, в числе обязательных дисциплин свое достойное место должны получить такие дисциплины как «педагогика и психология» и «методика преподавания юридических дисциплин».

Одной из закономерностей курсов повышения квалификации является неоднородный состав слушателей. Безусловно, что в зависимости от целей и содержания курса, это может быть вполне оправданным. Однако, касаясь переподготовки преподавателей юридических дисциплин, хотелось бы обратить внимание на значительное повышение действенности курсов при обучении преподавателей, специализирующихся на преподавании однородных учебных курсах.

Весьма продуктивными и заслуживающими особого внимания являются в этом плане курсы повышения квалификации, проводимые на базе Института дополнительного профессионального образования МГЮА им. О.Е. Кутафина. Цель курсов, направлена на актуализацию профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств специалистов в области юриспруденции, их подготовку к выполнению трудовых функций в новых условиях. Несомненным достоинством курсов является интегральная содержательная часть, позволяющая слушателям получить не только актуальные знания в конкретной области права, но и овладеть современными методиками преподавания по соответствующему циклу дисциплин или отдельно взятой дисциплине, основами психолого-педагогических знаний.

Так, например, на курсах повышения квалификации по программе «Реализация компе-тентностного подхода при обучении дисциплине «Уголовно - процессуальное право» в программу были включены: вопросы правового регулирования высшего профессионального образования, преемственности ФГОС, компетенции преподавателей уголовно-процессуального права и обеспечения качества образования, актуальные вопросы теории и практики уголовнопроцессуального права, в том числе связанные с новеллами Уголовно-процессуального кодекса РФ, вопросы, затрагивающие психологические знания и умения преподавателя в реализации компетентностно - ориентированного обучения, методика преподавания уголовнопроцессуального права, коммуникативные компетенции преподавателя. Таким образом, содержанием программы охвачены все аспекты процесса развития педагогической составляющей профессиональной компетенции слушателей.

Достижение цели обеспечивается не только за счет применения современных методик обучения и высококвалифицированного преподавательского состава, сочетающего практическую деятельность с преподаванием, но и в немалой степени обусловлена однородным составом слушателей. Преимущественная часть слушателей являлись преподавателями дисциплины «Уголовно-процессуальное право». Это несомненно сыграло позитивную роль в эффективности курсов, так как позволяло слушателям общаться на одной, всем понятной волне, ак-

тивно включаться в занятия по предложенным преподавателями методикам, профессионально оценивать результаты выполнения практических заданий, конструктивно обсуждать новеллы и спорные вопросы уголовно-процессуального права, проблемы возникающие в ходе преподавания дисциплины, успешно осваивать новый понятийно - категорийный аппарат образовательных стандартов последнего поколения в контексте уголовно-процессуального права.

Высокая результативность курсов подтверждена представленными выпускными работами слушателей, в которых они продемонстрировали высокий профессионализм в плане подготовки разработок занятий, основанных на компетентностном подходе с применением инновационных технологий преподавания, разработок системы компетенций, покрываемых дисциплиной, критериев их оценок и т. д. В системе повышения квалификации гуманистическая направленность реализуется через формирование

у преподавателя потребности в повышении квалификации и саморазвитии, общекультурном и профессиональном самообразовании.

Творческий профессиональный подход к организации курсов повышения квалификации на базе МГЮА им. О.Е. Кутафина, высоко ориентированная профессиональная направленность программ обучения, информационно-технологическое обеспечение учебного процесса позволяют получить не только существенный дополнительный багаж необходимых знаний, но и выработать у преподавателей новый подход к работе, мотивируют к непрерывному самообразованию, повышению своей эрудиции, квалификации, профессионализма.

На обеспечение запросов рынка в предоставлении качественных образовательных услуг в сере юридического образования должна быть направлена и система отбора преподавательских кадров путем проведения проверки на профессиональную пригодность, выявления уровня психолого-педагогических и специальных (по отраслевой принадлежности) познаний, научных достижений и т. д.

Проблема создания эффективной системы кадрового обеспечения образовательного процесса по подготовке специалистов в сфере юриспруденции актуализируют поиск оптимальных моделей системы непрерывного юридико - педагогического образования, развитие системы дополнительного образования и повышения квалификации, различных краткосрочных курсов и тренингов.

Усиление научного и педагогического потенциала высшей школы в контексте модернизации юридического образования видится нам в достижении цели формирования профессионально-педагогической, научно-исследовательской компетентности преподавателя, позволяющей решать профессиональные задачи в соответствии со стратегическими целями реформирования всей системы образования, нацеленность повышения квалификации на знаниевый компонент не только в предметной области, но и в области психологии, педагогики, методики преподавания, информационно- коммуникативных технологий. Профессиональнопедагогическая компетентность в рамках системно-деятельностного подхода предполагает приоритета педагогической составляющей в профессиональной деятельности преподавателя.

Юридическое образование занимает приоритетное место в системе высшей школы. От преподавателей правовых дисциплин, их профессиональной компетентности зависят теоретическая подготовка, практические навыки, а, в конечном счете, квалификация юриста.

Как указывает Г.М. Сорокин «в основе образовательных стандартов, разрабатываемых в настоящее время, лежит компетентностный подход, основанный на компетенции как обобщенной характеристики, определяющей готовность специалиста использовать весь свой потенциал (знания, умения, опыт и личностные качества) для успешной деятельности в определенной профессиональной области. Этот подход, по мнению специалистов, должен консоли-

дировать сист ему образования и будет способствовать укреплению российской государственности» [4,12].

Эти слова, на наш взгляд, следует отнести и к подготовке и повышению квалификации преподавателей юридических дисциплин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пискунова Е В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред.акад. Г. А. Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.- 79 с.

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")//Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489

3. Рапохин Н.П. Прикладная психология : учебное пособие /Н.П. Рапохин. - М.: Форум: ИНФРА-М. -2007. -432 с. (Высшее образование)

4. Сорокин Г.М. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования // Вестник вышей школы, № 9, 2008. - С. 12

5. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. N 464// "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 26, 28.06.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.