Научная статья на тему 'Организационно-методологический аспект модернизации правового образования'

Организационно-методологический аспект модернизации правового образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА / ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ПРИНЦИПЫ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА / MODERNIZATION OF EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / METHOD OF LAW TEACHING / GENERAL DIDACTICS METHODS / PRINCIPLES OF SCIENTIFIC LABOR ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва Светлана Викторовна

Cтатья посвящена вопросам модернизации высшего образования, в частности, основным задачам правового образования в свете реализации государственной политики в образовательной сфере; сущности и классификации существующих методов в области правового обучения, а также основным принципам научной организации труда преподавателя юридических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND METHODOLOGICAL ASPECT OF MODERNIZATION OF LAW EDUCATION

The article deals with the modernization of higher education, in particular, the main objectives of legal education in light of the implementation of state policy in education; essences and classifications of existing methods of legal education sphere, as well as basic principles of scientific labor organization of teacher of legal disciplines.

Текст научной работы на тему «Организационно-методологический аспект модернизации правового образования»

ПРАВО

УДК 34:372.8

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Светлана Викторовна ВОРОБЬЁВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, e-mail: vorob-sveta@yandex.ru

Статья посвящена вопросам модернизации высшего образования, в частности, основным задачам правового образования в свете реализации государственной политики в образовательной сфере; сущности и классификации существующих методов в области правового обучения, а также основным принципам научной организации труда преподавателя юридических дисциплин.

Ключевые слова: модернизация образования; компетентностный подход; методика преподавания права; общедидактические методы; принципы научной организации труда.

Концепция модернизации высшего образования стала ответом на вызов времени: необходимость модернизации общества, его экономики, социальной структуры, политических институтов, духовной культуры. Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI в., социальным и экономическим потребностям страны, запросам личности, общества, государства.

На сегодняшний день в российской системе образования происходят существенные изменения, меняются государственные образовательные стандарты. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, разработанные на основе компе-тентностного подхода. Обращение к компе-тентностному подходу связано со стремлением определить необходимые изменения в правовом образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Компетентностный подход как основа обновления правового образования объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Эти составляющие выступают зачастую в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от их

применения в практических ситуациях. В понятие компетентность заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата [1, с. 65].

Смысл применения компетентностного подхода в правовом образовании заключается в том, чтобы способствовать созданию полноценного гражданского общества, с искоренением таких негативных явлений как правовой нигилизм и делентантизм.

Безусловно, само понятие модернизации предполагает смену сценария государственной политики в области образования, переход к инновационному сценарию, опирающемуся на внесение существенных изменений в систему правового образования:

- в цели, формы организации и систему управления, в методы и технологии учебной деятельности, в систему финансирования;

- в государственные образовательные стандарты, основные образовательные программы и учебные планы;

- в систему контроля и оценивания уровня образования;

- в учебно-методическое обеспечение;

- в характер деятельности преподавателей и обучаемых.

В основание концепции были заложены принципы приоритетности образования, его непрерывности и ступенчатости, т. е. выработки организационных механизмов систе-

матического обновления содержания образования, вариативности, разнообразия и гибкости образовательных программ, расширяющих возможности личностного роста и соответствия образования потребностям развития общества, сравнимости с уровнем образования в мире и его конкурентоспособностью [2, с. 25].

Реализация этих принципов обеспечивается решением следующих задач в реформировании содержания правового образования и повышения его качества:

- разработка современных образовательных программ, ориентированных на интенсивные методики обучения и практическое применение знаний;

- увеличение удельного веса самостоятельной работы и методов обучения, формирующих практические навыки и самообучения;

- обеспечение более тесной связи образования и науки;

- компьютеризация и информатизация образования и др.

Переход на новые образовательные стандарты связан не только с унификацией учебных планов подготовки специалистов в сфере юриспруденции в соответствии с современными тенденциями развития общества, но и с содержательными, методологическими изменениями, поиском новых, наиболее эффективных образовательных форм и методов обучения.

Излишне напоминать о том, что преподаватель должен постоянно работать над повышением педагогического мастерства, вести поиск новых форм и методов преподавания. В современных условиях не просто обозначилась, а самым серьезным образом выявилась потребность оценки состояния и дальнейшего развития юридического образования в России [3, с. 45]. Этой оценки требуют насущные интересы, связанные со строительством правового государства, приоритетом прав и свобод человека, политической демократии, рыночной экономики, федерализма и местного самоуправления. Этой оценки требует острая необходимость в повышении качества юридического образования в России.

Под правовым обучением мы понимаем процесс целенаправленной передачи знаний, умений и формирование устойчивых навыков в области правовой действительности,

которые позволяют иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах жизни, законах страны, но и применять эти знания в практической деятельности.

Основные задачи правового образования можно сформулировать следующим образом:

- обеспечить первое знакомство студентов с правом и ролью юристов в обществе, привив интерес к правовым явлениям;

- обеспечить практическое понимание права, которое может быть использовано в повседневной жизни, в т. ч. и после окончания высшего учебного заведения;

- заложить основы понимания фундаментальных принципов и ценностей, таких как права человека, демократия, правовое государство, рыночная экономика и других, лежащих в основе Конституции, законов, правовой системы и общества в целом;

- способствовать воспитанию правовой культуры и становлению твердой гражданской позиции, активного участия в развитии гражданского общества и правовой системы России;

- развить базовые навыки, включая критическое мышление, рефлексию, умение рассуждать, общаться, наблюдать, разрешать проблемы.

В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи юридического образования. Специалисты выделяют пять общедидактических методов:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- метод проблемного изложения;

- частично-поисковый, или эвристический;

- исследовательский и др.

В последние годы особую популярность приобрели различные методы правового образования, активизирующие именно самостоятельную работу студентов [4, с. 106]. Причем, например, для выполнения любого вида самостоятельной работы необходимо пройти следующие этапы:

- определение цели самостоятельной работы;

- конкретизация познавательной задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе;

- планирование работы;

- корректировка на основе результатов самоконтроля программы выполнения работы и др.

Указанные выше методы правового обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности. В одних случаях она связана с репродуктивной работой, а в других - с исследовательской, продуктивной. Классификация методов по источникам знаний позволяет обратить внимание преподавателя на словесные, наглядные и практические методы.

Многочисленные споры ученых о сущности и классификации существующих методов в области правового обучения позволяют, однако, сделать вывод о необходимости оптимального сочетания на практике традиционных, репродуктивно-воспроизво-дящих и инновационных, проблемно-творческих методов.

Противоречия между существующими классификациями возникают потому, что ни одна из них не может учесть всех особенностей и характеристик образовательного процесса.

В последние десятилетия широкое распространение получили т. н. активные методы образования, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Новая образовательная парадигма ориентирована, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, использования активных форм и методов получения образования. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение педагогом готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности. Это как раз и отвечает компе-тентностному подходу в правовом образовании. В отличие от традиционной триады «знания - умения - навыки» компетентност-ный подход предполагает рассмотрение установок относительно всех элементов профессиональной деятельности. Установка -

это готовность, предрасположенность личности, обеспечивающая устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности в непрерывно изменяющихся ситуациях.

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [5, с. 59]. К числу таких принципов относятся следующие положения:

- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт;

- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых на определенном этапе обучения.

Также необходимо рассмотреть основные функции методики преподавания права:

1) практико-организационная. Она позволяет дать конкретные рекомендации преподавателю по выстраиванию грамотной системы правового обучения и воспитания в стране. С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в России, выявляются определенные закономерности, которые оказались весьма результативными в образовании и формировании правовой грамотности человека;

2) мировоззренческая. Такая функция обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов студентов на вопросы правовой действительности, понимание ценности права и его установок, а следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государства, прав и свобод личности.

3) эвристическая функция позволяет выявлять некоторые пробелы в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни и др.

Любой преподаватель должен научиться создавать свою методику правового обучения (даже если она не будет носить авторский характер и будет создана на базе существующих принципов обучения).

Современная методика преподавания базируется на следующих принципах:

- вариативность и альтернативность моделей правового обучения (это связано с тем, что не существует единой строго обязательной системы правового образования, в различных регионах сложились свои традиции и особенности правового обучения, которые, безусловно, ориентированы на требования госстандарта знаний);

- личностно-ориентированный подход, обеспечивающий индивидуализацию и дифференциацию обучения праву;

- система максимальной активизации познавательной деятельности студентов с опорой на их социальный опыт;

- использование современных методов правового обучения, в т. ч. телекоммуникационных технологий, дистанционного правового обучения и работы в интернете.

Педагогическое и методическое мастерство выражается в умении донести юридический материал, который бывает весьма сложным, до уровня понимания каждым студентом; умении создать благоприятный психологический климат в ходе занятия, который бы способствовал выработке у студентов положительной установки на обучение. Также в правовом обучении важно знание психологических приемов культуры общения.

Основными принципами научной организации труда преподавателя юридических дисциплин являются: принцип оптимально-

сти, принцип гуманизации, принцип индивидуализации, принцип плановости, принцип единства теории и практики правового обучения, принцип постоянного и доброжелательного контроля за системой усвоения правовых знаний и приобретением умений. Важным условием эффективности научной организации труда преподавателя является стимулирование познавательной деятельности студентов и повышения качества преподавания юридических дисциплин. Важнейшие направления методики преподавания правовых дисциплин - воспроизводить учебный процесс с высокой стабильностью результатов обучения. Поскольку от преподавателей, их знаний, чувства ответственности за уровень организации учебного процесса, методической эрудиции зависят теоретическая подготовка, практические навыки и, в конечном счете, квалификация юриста.

1. Ларионова М. Преподаватель вуза - субъект модернизации образования // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 45-53.

2. Асадуллин Р.М., Васильев Л. И., Иванов В.Г. Новые ориентиры развития профессионального образования. Уфа, 2008.

3. Таова А.А. Компетентностный подход в процессе подготовки юристов // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. № 6. С. 59-64.

4. Владимирский Б.М. Требования к содержанию современного университетского образования // Перспективы создания ЮФУ - вуза инновационного типа мирового уровня. Ростов н/Д, 2006.

5. Рудской А. Информатизация вуза - ключевое направление инновационной образовательной программы // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 23-35.

Поступила в редакцию 12.01.2012 г.

UDC 34:372.8

ORGANIZATION AND METHODOLOGICAL ASPECT OF MODERNIZATION OF LAW EDUCATION Svetlana Viktorovna VOROBYOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor of Theory of State and Law Department, e-mail: vorob-sveta@yandex.ru

The article deals with the modernization of higher education, in particular, the main objectives of legal education in light of the implementation of state policy in education; essences and classifications of existing methods of legal education sphere, as well as basic principles of scientific labor organization of teacher of legal disciplines.

Key words: modernization of education; competence approach; method of law teaching; general didactics methods; principles of scientific labor organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.