Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННОГО / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННОГО / ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тит Александр Александрович

В статье рассматриваются теоретико-прикладные аспекты деятельности института общественных наблюдательных комиссий как субъекта, осуществляющего общественное воздействие на осужденных. Для наиболее эффективной реализации общественного воздействия на осужденных автором аргументирована необходимость совершенствования организационно-правового механизма и правового статуса общественных наблюдательных комиссий. Также автором обосновывается тезис о необходимости наделения общественных наблюдательных комиссий полномочиями координирующего субъекта при реализации мер общественного воздействия на осужденных и выполнении мероприятий, направленных на ресоциализацию осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тит Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ACTIVITIES OF PUBLIC SUPERVISORY COMMISSIONS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BELARUS)

The article examines the theoretical and applied aspects of the activities of the institute of public monitoring commissions as a subject exercising public influence on convicts. For the most effective implementation of public influence on convicts, the author argues for the need to improve the organizational and legal mechanism and the legal status of public monitoring commissions. The author also argues for the need to empower public monitoring commissions with the powers of a coordinating entity in the implementation of measures of public influence on convicts and resocialization measures.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)»

УДК 343.81

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/3(52)/115-121

А. А. Тит

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

В статье рассматриваются теоретико-прикладные аспекты деятельности института общественных наблюдательных комиссий как субъекта, осуществляющего общественное воздействие на осужденных. Для наиболее эффективной реализации общественного воздействия на осужденных автором аргументирована необходимость совершенствования организационно-правового механизма и правового статуса общественных наблюдательных комиссий. Также автором обосновывается тезис о необходимости наделения общественных наблюдательных комиссий полномочиями координирующего субъекта при реализации мер общественного воздействия на осужденных и выполнении мероприятий, направленных на ресоциализацию осужденных.

Ключевые слова: общественные наблюдательные комиссии; общественное воздействие; исправление осужденного; ресоциализация осужденного; цели наказания.

Для цитирования: Тит А. А. Совершенствование правовых основ деятельности общественных наблюдательных комиссий (на примере Республики Беларусь) // Вестник Кузбасского института. 2022. № 3 (52). С. 115-121. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/3(52)/115-121.

A. A. Tit

IMPROVING THE ACTIVITIES OF PUBLIC SUPERVISORY COMMISSIONS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC

OF BELARUS)

The article examines the theoretical and applied aspects of the activities of the institute of public monitoring commissions as a subject exercising public influence on convicts. For the most effective implementation of public influence on convicts, the author argues for the need to improve the organizational and legal mechanism and the legal status of public monitoring commissions. The author also argues for the need to empower public monitoring commissions with the powers of a coordinating entity in the implementation of measures of public influence on convicts and resocialization measures.

Keywords: public monitoring commissions; public impact; correction of the convicted person; resocialization of the convicted person; the purpose of punishment.

For citation: Tit A. A. Improving the activities of public supervisory commissions (on the example of the Republic of Belarus). Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2022, no. 3 (52), p. 115-121. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/3(52)/115-121.

© Тит А. А., 2022 © Tit A. A., 2022

Важность участия в процессе исполнения наказаний представителей общественности обуславливается необходимостью существования связующего звена между осужденным в процессе отбывания и обществом, куда осужденный вернется после освобождения от наказания. В аспекте сказанного особое значение приобретает участие в процессе исполнения наказаний представителей общественности — общественных наблюдательных комиссий (далее — ОНК).

В рамках профессионального дискурса отметим, что уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь в качестве доминирующей цели наказания закрепляет исправление осужденного. Это вытекает из анализа ч. 1 ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее — УИК РБ), где сказано: «Применение наказания и иных мер уголовной ответственности имеет целью исправление осужденных и предупреждение совершения преступлений как осужденными, так и другими лицами», а под исправлением осужденных в соответствии с ч. 2 ст. 7 УИК РБ подразумевается «формирование у них готовности вести правопослушный образ жизни». Исправление осужденных, закрепленное законодателем в качестве цели наказания обусловливает необходимость соответствующего правового обеспечения ее успешной реализации. В качестве основных средств, посредством которых у осужденных должна сформироваться готовность к ведению правопослушного образа жизни, законодателем выделяется: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, 2) воспитательная работа, 3) общественно-полезный труд, 4) получение осужденными образования, 5) общественное воздействие. Таким образом, воздействию общественности на правосознание осужденных законодателем придается большое значение.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Республики Беларусь ОНК является субъектом, который позволяет общественным организациям через своих представителей в ОНК принимать участие в процессе общественного воздействия на осужденных. Исходя из анализа уголовно-исполнительного законодательства, участие общественности в соответствии со ст. 21 УИК РБ осуществляется в трех направлениях: первое направление — контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания и иные меры уголовной ответственности; второе направление — участие в исправлении осужденных и третье направление — оказание содействия в работе органам и учреждениям, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности. В своей совокупности компетенции ОНК охватывают широкий спектр общественных отношений в процессе исполнения наказания, содержащих ресоциализационную составляющую, то есть направленных на успешную интеграцию осужденного в общество. По замыслу законодателя, направления деятельности ОНК должны охватить весь спектр социального взаимодействия в обществе, осуществляемого осужденным как в период отбывания наказания, так и после его освобождения.

Вместе с тем, потенциал ОНК как субъекта, устанавливающего основы общественного воздействия на личность преступника в процессе исполнения наказания, на сегодняшний день не раскрыт до конца. Данный тезис обосновывается исходя из анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность данного субъекта общественного воздействия. Контент-анализ законодательства Республики Беларусь по рассматриваемой тематике показал, что в настоящее время деятельность ОНК регламентируется достаточно узким кругом нормативно-правовых актов.

Например, основы института общественного воздействия на осужденных вытекают из ч. 3 ст. 7 УИК РБ, предусматривающей его как средство исправления.

На уровне закона деятельность института ОНК в процессе исполнения наказаний закреплена в двух статьях УИК РБ — ст. 7 и 21. Данные нормы устанавливают общие положения, регламентирующие направления деятельности ОНК. Вместе с тем, выступая в качестве института, реализующего мероприятия по общественному воздействию на осужденных, закрепление основных начал деятельности ОНК узким кругом юридических норм не способствует эффективной реализации общественного воздействия на правосознание осужденного.

Для разъяснения механизма функционирования ОНК как субъекта общественного воздействия законодателем принят ряд нормативно-правовых актов. В настоящее время, помимо вышеуказанных норм УИК, деятельность ОНК регламентируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.2006 № 1220 «Об утверждении положения о порядке осуществления общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности» (постановление Совета Министров № 1220), а также постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 15.12.2006 № 85 «Об утверждении Инструкции о порядке образования и деятельности общественных наблюдательных комиссий и личного листа кандидата в члены комиссии» (постановление Министерства юстиции № 85). В указанных нормативно-правовых актах закреплен порядок образования ОНК, их правовой статус и компетенции представителей указанного субъекта общественного воздействия.

Анализ вышеуказанных нормативно-правовых актов показывает интересную особенность в правовом регулировании деятельности ОНК, заключающуюся в том, что законодателем закреплен широкий круг полномочий по участию ОНК в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания и иные меры уголовной ответственности. При этом весь организационно-правовой механизм, устанавливающий порядок деятельности ОНК, а также их правовой статус, правовой статус представителей ОНК закреплен в нормативно-правовых актах, не имеющих юридическую силу закона. Учитывая социальную значимость указанного института, целесообразно выработать меры, направленные на повышение правового статуса ОНК.

Говоря о мерах по повышению правового статуса ОНК, отметим, что данные субъекты могут принимать участие в исправлении осужденных. В УИК РБ, кроме ст. 21, не содержится норм, раскрывающих алгоритмы реализации закрепленных в ней полномочий. Более широкий круг полномочий ОНК по участию в исправлении осужденных закреплен в нормативно-правовых актах, не имеющих силу юридическую закона — постановлении Совета Министров № 1220 и постановлении Министерства юстиции № 85. В п. 4 постановления Совета Министров № 1220 содержится положение закрепляющее возможность участия представителей общественных организаций через участие в ОНК, а общественный контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания и иные меры уголовной ответственности, могут осуществлять только члены ОНК.

Вместе с тем, учитывая важность общественного воздействия как средства исправления осужденного, закрепленный в вышеуказанных нормативно-правовых актах организационно-правовой механизм участия ОНК, требует внимания в части его совершенство-

вания. Говоря о совершенствовании уголовно-исполнительного законодательства, отметим, что кроме закрепления правового статуса ОНК и его представителей, а также организационно-правового механизма участия ОНК в осуществлении общественного воздействия повышение правового статуса института ОНК видится намного шире. В данном случае целесообразно закрепить за ОНК полномочия субъекта общественного воздействия, занимающего центральную роль в общественном воздействии на осужденных. Сказанное предполагает наделение ОНК полномочиями субъекта, осуществляющего функции координирующего органа всего комплекса мер общественного воздействия на осужденных.

Контент-анализ уголовно-

исполнительного законодательства показывает, что общественное воздействие как комплексный институт реализации одного из средств исправления осужденных регламентирован тремя нормами: ст. 21 УИК РБ «Контроль и участие общественных объединений в работе органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности», ст. 105 УИК РБ «Попечительские советы» и ст. 106 УИК РБ «Общественные воспитатели осужденных к лишению свободы».

Указанные нормы являются бланкетными. Данное обстоятельство имеет как положительные, так и отрицательные свойства. К положительным можно отнести достаточно большую свободу в установлении правового статуса и механизма функционирования субъектов общественного воздействия на осужденных, который находит свое отражение в подзаконных нормативно-правовых актах. Указанный факт значительно упрощает возможности оперативного принятия законодателем нормативно-правовых актов, не имеющих силу закона (либо оперативного внесения изменения). Вместе с тем, закрепление в подза-

конных нормативно-правовых актах правового статуса и механизма осуществления общественного воздействия на осужденных является одновременно и отрицательной стороной регулирования указанного института. В данном случае как отрицательную сторону можно отметить недостаточно высокий правовой статус субъектов, осуществляющих общественной воздействие, обусловленный закреплением последнего в нормативно-правовых актах, имеющих меньшую юридическую силу по отношению к закону. Таким образом, необходимо констатировать, что совершенствование механизма реализации общественного воздействия требует в первую очередь принятия мер, направленных на повышение правового статуса субъектов, задействованных в реализации рассматриваемого института.

В аспекте сказанного заслуживает внимания опыт Республики Казахстан, сформировавшего эффективную систему участия общественности при исполнении наказаний [120, с. 68]. Так, в частности, Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан (УИК РК) участию ОНК посвящена глава 8 УИК РК. Контент-анализ указанного нормативного правового акта показывает, что казахским законодателем в указанной главе закреплен правовой статус и организационные основы деятельности ОНК. Так, например, УИК РК закреплены цели деятельности казахских ОНК, порядок их образования, требования, предъявляемые к членам ОНК, права и обязанности ОНК, формы деятельности и порядок прекращения деятельности ОНК [120, с. 69].

В отличие от законодательного оформления деятельности ОНК в Республике Казахстан, в Республике Беларусь ст. 21 УИК РБ как норма, устанавливающая основы участия общественности в процессе исполнения наказания, не содержит положений, закрепляющих ос-

новы организационно-правового деятельности ОНК.

В аспекте рассмотренного считаем, что в УИК РБ необходимо включить цели деятельности ОНК, закрепить в нем правовой статус ОНК, а также требования к членам ОНК. Целесообразно в УИК РБ закрепить организационно-правовые основы механизма общественного воздействия. Более того, учитывая тот факт, насколько значимое место общественное воздействие занимает место в процессе воздействия на правосознание осужденного, целесообразно закрепление в УИК РБ как элемента организационно-правового механизма деятельности ОНК положение, устанавливающее за ОНК функции органа, координирующего деятельность всех субъектов общественного воздействия.

Таким образом, говоря о совершенствовании правового регулирования института общественного воздействия необходимо в обязанности ОНК включить положения, закрепляющие за указанным субъектом необходимость участвовать в формировании попечительских советов, а также согласовывать участие в процессе исправления осужденных общественных воспитателей в соответствии с положениями ст. 106 УИК РБ. В данном аспекте особенно важно согласование с ОНК деятельности общественных воспитателей, осуществляющих деятельность по исправлению осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления [121, с. 17].

В данном случае целесообразно закрепление в УИК РБ отдельной главы «Общественное воздействие на осужденных». Закрепление указанной главы позволит не только установить на уровне закона правовой статус субъектов, вовлеченных в процесс реализации уголовной ответственности, но также отразить в законодательстве систему субъектов, осуществляющих общественное воздействие на осужденных. О необходимости совершенствования ин-

ститута общественного воздействия в аспекте видения его как комплексного института пишет В. С. Шабаль: «Только при совместном воздействии общественных организаций, граждан, сотрудников ИУ возможно добиться такой комплексной и сложной цели наказания, как исправление осужденных» [121, с. 100].

Повышение правового статуса ОНК, закрепление организационно-правового механизма деятельности ОНК, а также закрепление за ОНК полномочий координирующего органа не позволит в полной мере реализовать заложенный в указанном институте потенциал общественного воздействия. Требуется совершенствование правового регулирования указанного института и по другим направлениям. Если мы говорим о наказании как форме реализации уголовной ответственности, то необходимо учитывать, что сущность общественного воздействия на осужденного заключается также еще и в том, что осужденный должен не просто исправиться, но и успешно интегрироваться в общество после освобождения от отбывания наказания. Успешная интеграция осужденного в общество позволит купировать причины совершения рецидивных преступлений, снизив их количество. Таки образом будет достигнута вторая цель наказания, указанная в ч. 1 ст. 7 УИК РБ — «предупреждение совершения преступлений как осужденными, так и другими лицами». В данном случае целесообразно рассматривать институт ОНК как субъект, осуществляющий мероприятия по исправлению осужденных, но как субъект, осуществляющий воздействие на осужденных более широкого порядка — исправление и последующую интеграцию осужденных в общество после отбытия наказания. Реализация указанных мероприятий предполагает рассмотрение деятельности ОНК с позиций несколько иного содержания, а именно — ресоциализации осужденных.

В настоящее время направленность деятельности общественных наблюдательных комиссий предполагает реализацию мероприятий, в которые входит оказание помощи осужденным в интеграции последних в общество. В частности, можно отметить, что в соответствии с п. 13.1 постановления Совета Министров № 1220 общественные организации через общественные наблюдательные комиссии могут участвовать в оказании «помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации».

Действующее законодательство не содержит лаконичного и четкого механизма деятельности ОНК в части проведения социально-адаптационных мероприятий. Указанный факт обуславливает необходимость разработки механизма ресоциализации осужденных с помощью ОНК в действующем законодательстве. Учитывая тот факт, что ресоциализация осужденных предполагает проведение большого количества социально-адаптационных мероприятий, то в данном случае целесообразно закрепить порядок их осуществления в законодательстве, а именно — в Законе Республики Беларусь «О ресоциализации осужденных».

Учитывая тот факт, что в настоящее время законодательство Республики Беларусь не содержит понятия ресоциали-зации осужденных, его целесообразно закрепить в вышеуказанном законе. Помимо закрепления понятия ресоциализа-ции осужденных, соответствующий закон позволит установить перечень субъ-

ектов, задействованных в процессе ре-социализации осужденных (в том числе осуществляющих общественное воздействие), где целесообразно закрепить за ОНК полномочия субъекта, координирующего деятельность представителей общественности при проведении социально-адаптационных мероприятий.

Таким образом, совершенствование деятельности института ОНК предполагает развитие следующих направлений его правового обеспечения:

- включение в УИК РБ самостоятельной главы «Общественное воздействие», в которой следует закрепить за ОНК полномочия субъекта, координирующего деятельность заинтересованных субъектов общественного воздействия на осужденных;

- разработка и принятие Закона Республики Беларусь «О ресоциализа-ции осужденных», в котором необходимо предусмотреть правовой статус ОНК при осуществлении мероприятий ресо-циализационной направленности, а также организационно-правовой механизм взаимодейстивия ОНК со всеми заинтересованными субъектами.

В своей совокупности принятые шаги позволят выстроить систему правового обеспечения, имеющую юридическую силу закона. В данном случае закрепление здесь правового статуса всех заинтересованных субъектов и осужденных, а также организационно-правового механизма позволит вывести правовой статус института ОНК на качественно новый уровень его реализации, позволив сформировать симбиоз направлений его деятельности — общественное воздействие на осужденных и ресоциализацию последних.

Литература

1. Малолеткина, Н. С., Скиба, А. П. Общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы: предмет и виды субъектов / Н. С. Малолеткина, А. П. Скиба // Вестник Самарского юридического института. — 2020. — № 2. — С. 66-70.

2. Стальбовский, В. В. Противодействие преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические меры / В. В. Стальбовский; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». — Минск : Академия МВД, 2020 — 243, [1] с.

3. Шабаль, В. С. Правовое обеспечение реализации общественного воздействия как средства исправления осужденных / В. С. Шабаль // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. — 2016. — № 2. — С. 97-101.

References

1. Maloletkina N. S., Skiba A. P. Obshchestvennyj kontrol' za deyatel'nost'yu ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: predmet i vidy sub'ektov [Public control over the activities of the regional executive system: subject and types of subjects]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of the Samara Law Institute], 2020, no. 2, p. 66-70.

2. Stal'bovskij V. V. Protivodejstvie prestupleniyam protiv polovoj neprikosnovennosti ili polovoj svobody nesovershennoletnih: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie mery [Countering crimes against sexual neprikos-novelty or sexual freedom of minors: criminal legal and criminological measures]. Minsk, the Academy of the Ministry of Internal Affairs of Republic of Belarus, 2020. 243 p.

3. Shabal' V. S. Pravovoe obespechenie realizacii obshchestvennogo vozdejstviya kak sredstva ispravleniya osuzhdennyh [Legal support for the implementation of public influence as a means of correcting convicts]. Vestnik Akademii MVD Respubliki Belarus' [Bulletin of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus], 2016, no. 2, p. 97-101.

Сведения об авторе

Александр Александрович Тит: учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» (г. Минск, Республика Беларусь), доцент кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии уголовно-исполнительного факультета, кандидат юридических наук. E-mail: tsitalex@tut.by

Information about the author

Alexander A. Tit: educational institution «Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus» (Minsk, the Republic of Belarus), associate professor of the Chair of Penal Law and Criminology of the Penal Faculty, candidate of law. E-mail: tsitalex@tut.by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.