Научная статья на тему 'Мониторинг оценки взаимодействия общественных организаций в местах принудительного содержания как средство совершенствования уголовно-исполнительного законодательства'

Мониторинг оценки взаимодействия общественных организаций в местах принудительного содержания как средство совершенствования уголовно-исполнительного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / МОНИТОРИНГ / PUBLIC OBSERVATION COMMISSIONS / CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS / CRIMINAL PUNISHMENT / CORRECTION OF PRISONERS / MONITORING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Е.Э.

В статье поднимается вопрос участия институтов гражданского общества на примере общественных наблюдательных комиссий в процессе исполнения наказания и исправления осужденных. Автор рассматривает мониторинг как средство совершенствования уголовно-исполнительного законодательства и правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попова Е.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE INTERACTION BETWEEN NGOS IN PLACES OF DETENTION AS A MEANS OF IMPROVING CRIMINAL-EXECUTIVE LEGISLATION

The article deals with the participation of civil society institutions, such as public observation commissions, in the process of execution of punishment and correction of convicts seen as a means of improving the Criminal-Executive legislation and enforcement.

Текст научной работы на тему «Мониторинг оценки взаимодействия общественных организаций в местах принудительного содержания как средство совершенствования уголовно-исполнительного законодательства»

УДК 343.8 E. Э. Попова

кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры уголовного права, Российский государственный университет правосудия; е-mail: anatelsvetjen@mail.ru

МОНИТОРИНГ ОЦЕНКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В статье поднимается вопрос участия институтов гражданского общества на примере общественных наблюдательных комиссий в процессе исполнения наказания и исправления осужденных. Автор рассматривает мониторинг как средство совершенствования уголовно-исполнительного законодательства и правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: общественные наблюдательные комиссии; институты гражданского общества; уголовное наказание; исправление осужденных; мониторинг.

Popova E. E.

PhD (Law), Associate Professor, Department of Criminal Law, Russian State University of Justice; е-mail: anatelsvetjen@mail.ru

MONITORING THE INTERACTION BETWEEN NGOS IN PLACES OF DETENTION AS A MEANS OF IMPROVING CRIMINAL-EXECUTIVE LEGISLATION

The article deals with the participation of civil society institutions, such as public observation commissions, in the process of execution of punishment and correction of convicts seen as a means of improving the Criminal-Executive legislation and enforcement.

Key words: public observation commissions; civil society institutions; criminal punishment; correction of prisoners; monitoring.

Исполнение наказаний представляет собой комплексную деятельность, направленную на достижение целей уголовного наказания, закрепленных в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве. Многие задачи, поставленые перед учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказание, касающиеся исправления осужденных, обеспечения условий отбывания наказаний, привлечения осужденных к труду, получения образования и медицинской помощи, невозможно решить без привлечения институтов гражданского общества.

В международных правовых актах закрепляется широкое привлечение представителей общественности в процесс исполнения уголовных наказаний всех видов. Так, Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), в разделе VII устанавливают положения на поощрение участия общественности в исполнении наказаний без изоляции от общества, поскольку в нем заложены большие возможности внесения социумом вклада в дело защиты своих интересов [Минимальные стандартные правила ООН... 1990].

Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Манделы), закрепляют основные руководящие принципы обращения с заключенными. В них находит отражение принцип участия общества и граждан в процессе исполнения уголовных наказаний и адаптации заключенного после освобождения (Правила 88 и 90): «...В обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами. Общественные организации следует поэтому, привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с тюремным персоналом в целях возвращения заключенных к жизни в общество... Обязанности общества не прекращаются с освобождением заключенного. Поэтому необходимо иметь государственные или частные органы, способные проявлять действенную заботу об освобождаемых заключенных, борясь с предрассудками, жертвами которых они являются, и помогая им вновь включиться в жизнь общества» [Минимальные стандартные правила ООН... 2015].

Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. определяет основные подходы в этом направлении: обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, осуществления общественного контроля; расширения сотрудничества со средствами массовой информации; изучения общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников и близких; содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности,

за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы и т. д. [Распоряжение Правительства РФ... 2010]. В современный период наблюдается подъем участия представителей общественных организаций и граждан в различных сферах деятельности государства.

Вместе с тем такая работа требует постоянного мониторинга деятельности общественных образований с целью обобщения результатов, повышения качества и эффективности работы, определения новых направлений деятельности субъектов общественного воздействия. Наблюдение позволяет выявить имеющиеся недостатки, определить общественное мнение в отношении общественного формирования, принимающего участие в процессе исполнения уголовных наказаний, повысить доверие граждан к деятельности государства в сфере борьбы с преступностью, обеспечить тесное взаимодействие с институтами гражданского общества, реализацию гражданских инициатив.

В ходе научного исследования нами проведен мониторинг деятельности общественных наблюдательных комиссий среди лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и сотрудников исправительных учреждений, а также среди граждан, прибывающих в исправительные учреждения на свидания, для передачи посылок осужденным, на личный прием к администрации ИУ (см. рис 1).

граждане сотрудники ИУ осужденные

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0%70,0% 80,0% 90,0%

Рис. 1. Нужна ли совместная работа общественных организаций с исправительными учреждениями

Как видно из результатов опроса, соотношение положительно ответивших респондентов и со стороны лиц, отбывающих наказание, и со стороны представителей администрации практически одинаковое. Меньшее число респондентов, ответивших положительно, со стороны

граждан. Возникает вопрос: почему граждане, посещающие исправительное учреждение, менее оптимистично настроены к деятельности общественных образований, осуществляющих взаимодействие с исправительными учреждениями? Вотум снижения доверия среди граждан объясняется следующими причинами (см. рис 2).

слабая правовая база, поэтому их работа... ^ш^т обществу безразлично, что происходит в ИУ ^ш/^шт представители общественных организаций ... популяризация своего имиджа уделяют внимание только «известным... несвоевременное решение проблем...

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50%

Рис. 2. Причины снижения доверия граждан к деятельности общественных огранизаций, осуществляющих взаимодействие с исправительными

учреждениями

Исследование вопроса об оказании помощи в период отбытия уголовного наказания со стороны общественных организаций, показал следующие результаты (см. рис 3).

Рис. 3. Оказывали вам помощь (содействие) общественные организации в период отбытия наказания?

По результатам опроса более чем треть осужденных испытывали необходимость в помощи или во взаимодействии с общественными организациями. Интересны виды помощи, которые были оказаны осужденным (см. рис 4).

правовая помощь психологическая помощь материальная помощь получение профессии получение образования подготовка к освобождению восстановление семейных условия отбывания наказаний восстановление нарушенных организация досуга

0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00 %

Рис. 4. Виды помощи осужденным

Одной из форм общественного воздействия является общественный контроль, осуществляемый общественными наблюдательными комиссиями (ОНК), которые осуществляют «сквозную» деятельность, имеющую отправную точку с момента осуществления общественного контроля и продолжающуюся в оказании разнообразной помощи осужденному. Поэтому так важно отследить результаты оценки деятельности общественных наблюдательных комиссий. Необходимо понимать, что в зависимости от специфики региона, активности ОНК, ее состава, взаимодействия ОНК с органами власти и местного самоуправления, сложившихся взаимоотношений с администрацией исправительного учреждения, территориальных органов ФСИН результаты оценки будут разными. Представленные выводы - это усредненная оценка, тем не менее они достаточно интересны и информативны для построения работы ОНК (см. рис. 5).

граждане сотрудники ИУ осужденные

0,00 % 20,00 % 40,00 % 60,00 % 80,00 %

Рис. 5. Как вы оцениваете работу ОНК?

I Виды помощи

I затрудняюсь ответить неудовлетворительно I удовлетворительно I хорошо

При всей разноплановости оценки работы ОНК в вопросе об эффективности осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в процессе исполнения наказания все респонденты в подавляющем большинстве были единодушны в своем мнении (см. рис. 6).

граждане

сотрудники ИУ

осужденные

Не знаю

Нет

Да

Рис. 6. Осуществление общественного контроля ОНК за обеспечением прав человека в процессе исполнения наказания: является эффективным средством воздействия со стороны общества?

Тем не менее мониторинг обращений осужденных и граждан показывает, что подавляющее большинство осужденных не обращались в общественную наблюдательную комиссию (см. рис. 7, 8).

граждане

осужденные

Нет Да

Рис. 7. Обращались ли вы по какому-либо вопросу в общественную наблюдательную комиссию?

Вызывает недоумение ответ граждан, что они не знали, что можно обращаться по тем или иным вопросам в общественные наблюдательные комиссии либо в другие общественные организации, либо в органы государственной власти, осуществляющие контроль за

деятельностью уголовно-исполнительнои системы, к уполномоченному по правам человека в РФ. Может быть результатом такого ответа на вопрос послужили невнимательность или нежелание знакомиться с информацией, предоставляемой на сайте ФСИН России и в местах доступа граждан исправительного учреждения. Однако необходимо еще раз проверить доступность и полноту информации, предоставляемой для граждан в приемной исправительного учреждения.

граждане

осужденные

Рис. 8. Причины необращений граждан и осужденных в ОНК

Интересен результат оценки результативности обращений в общественную наблюдательную комиссию со стороны тех, кто ответил о факте обращения положительно (см. рис. 9).

граждане

осужденные

Рис. 9. Как быстро ОНК отреагировала на ваше обращение?

Как видно из результатов оценки оперативности решения вопросов со стороны общественной наблюдательной комиссии, большинство респондентов посчитали ее достаточно быстрой реакцией. Среди граждан выделяется достаточная группа (14 %) тех, кто считает, что

реагировали очень долго. Здесь необходимо учитывать фактор временной оценки (т. е. восприятия продолжительности течения времени со стороны разных категорий респондентов). Никто из опрошенных не пожаловался, что были нарушены сроки ответа на обращение со стороны общественной наблюдательной комиссии, тем не менее они считают, что обращение рассматривалось очень долго (см. рис. 10).

граждане

■ не удовлетворен

■ удовлетворен частично

■ удовлетворен полностью

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00%

Рис. 10. Удовлетворены ли вы работой в ОНК по вашему обращению?

Результаты оценки работы общественных наблюдательных комиссий по качеству проверок, проводимых по поступающим в комиссию заявлениям (обращениям), свидетельствуют о кропотливой работе членов ОНК, о желании объективно разобраться в возникшей ситуации и совместно с администрацией исправительного учреждения ее разрешить. Тот факт, что любая ситуация требует совместных усилий ни у кого сомнения не вызывает. Об этом свидетельствуют и результаты опроса.

Итак, мониторинг деятельности общественных наблюдательных комиссий доказывает свою необходимость и эффективность. Анализ практики поступления обращений в общественные наблюдательные комиссии свидетельствует об их росте. Во-первых, это может свидетельствовать о необходимости совершенствования общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы; во-вторых, об информированности граждан о результативности деятельности ОНК совместно с администрацией исправительного учреждения; в-третьих, о существующих еще недостатках в обеспечении прав и свобод лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы.

Так, научно-теоретическая модель УИК РФ, учитывая сложившуюся практику общественных наблюдательных комиссий, определяет формы общественного воздействия: общественный контроль за соблюдение прав и законных интересов осужденных; содействие учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, в обеспечении прав и законных интересов осужденных; оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве, обучении осужденных; проведении воспитательной работы с осужденными; проведении религиозной, благотворительной, попечительской и иной общественной деятельности. Обязательным условием при осуществлении общественного воздействия является соблюдение установленного порядка и условий исполнения и отбывания уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, прав и законных интересов осужденных и иных лиц.

Рис. 11. Как вы оцениваете эффективность работы сотрудников исправительного учреждения по вашему обращению в ОНК?

Разработка научно-теоретической модели Уголовно-исполнительного кодекса РФ создает необходимые условия для участия институтов гражданского общества в исправлении осужденных, в обеспечении их прав и законных интересов. Всё это, в свою очередь, обеспечивает формирование у общества и граждан чувство гражданской ответственности, личной причастности к сложной и социально необходимой деятельности исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера и исправления осужденных, а также помогает осознавать, что такая деятельность невозможна без совершенствования правового регулирования, усилия

которого направлены на обеспечение общественной безопасности, а также общего благополучия. В любом случае, объективный анализ и исследования деятельности общественных формирований будет способствовать не только ее эффективности, но и представлению на публичное обсуждение вопросов, имеющих общественную и социальную значимость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). Приняты резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. URL: www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ tokyo_rules.shtml

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Манделы). Приняты резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 21 мая 2015 г. URL: www.unodc.org/documents/commissions/CCPCJ/CCPCJ_Sessions/ CCPCJ_24/resolutions/L6_Rev1/ECN152015_L6Rev1_r_V1503587.pdf Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. ст. 5544.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.