Научная статья на тему 'Общественные наблюдательные комиссии как субъект общественного контроля за обеспечением правового положения осужденных'

Общественные наблюдательные комиссии как субъект общественного контроля за обеспечением правового положения осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
225
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTS / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / LEGAL STATUS / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кийко Николай Владимирович

В статье рассматриваются вопросы осуществления общественного контроля за обеспечением правового положения осужденных. Проанализированы механизм формирования, полномочия, порядок прекращения деятельности общественных наблюдательных комиссий в Республике Беларусь. Подчеркивается, что законодательно закреплены требования к членам общественных наблюдательных комиссий, действующие в отношении них ограничения и запреты, учитывающие нормы отечественного законодательства в области борьбы с коррупцией. Отмечается, что указанные комиссии создаются как на республиканском, так и на региональном уровнях, и имеют целью осуществление контроля за обеспечением предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь прав лиц, в отношении которых органами и учреждениями исполняются наказания и иные меры уголовной ответственности. Автором сформулированы предложения по дальнейшему совершенствованию института общественных наблюдательных комиссий в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кийко Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public surveillance commissions as a subject of public control of provision of the legal position of the condemned

The article explores the issues of implementing public control over ensuring the legal status of convicts. The mechanism of formation, powers, order of the termination of activity of public supervisory commissions in the Republic of Belarus is analyzed. It is emphasized that the requirements for members of public supervisory commissions, restrictions and bans applicable to them, which take into account the norms of domestic legislation in the field of combating corruption, are legislatively fixed. It is noted that these commissions are created both at the republican and regional levels and have the goal of monitoring the provision of the rights of individuals for whom the bodies of the Republic of Belarus are provided by the Constitution of the Republic of Belarus, generally recognized principles and norms of international law, international treaties of the Republic of Belarus, legislative acts of the Republic of Belarus and institutions execute punishments and other measures of criminal responsibility. The author formulated proposals for further improvement of the institution of public monitoring commissions in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Общественные наблюдательные комиссии как субъект общественного контроля за обеспечением правового положения осужденных»

УДК 343.8

Н. В. Кийко

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

В статье рассматриваются вопросы осуществления общественного контроля за обеспечением правового положения осужденных. Проанализированы механизм формирования, полномочия, порядок прекращения деятельности общественных наблюдательных комиссий в Республике Беларусь. Подчеркивается, что законодательно закреплены требования к членам общественных наблюдательных комиссий, действующие в отношении них ограничения и запреты, учитывающие нормы отечественного законодательства в области борьбы с коррупцией. Отмечается, что указанные комиссии создаются как на республиканском, так и на региональном уровнях, и имеют целью осуществление контроля за обеспечением предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь прав лиц, в отношении которых органами и учреждениями исполняются наказания и иные меры уголовной ответственности. Автором сформулированы предложения по дальнейшему совершенствованию института общественных наблюдательных комиссий в Республике Беларусь.

Ключевые слова: наказание; осужденные; общественный контроль; правовое положение; уголовно-исполнительная система.

N. V. Kiyko

PUBLIC SURVEILLANCE COMMISSIONS AS A SUBJECT OF PUBLIC CONTROL OF PROVISION OF THE LEGAL POSITION OF THE CONDEMNED

The article explores the issues of implementing public control over ensuring the legal status of convicts. The mechanism of formation, powers, order of the termination of activity ofpublic supervisory commissions in the Republic of Belarus is analyzed. It is emphasized that the requirements for members of public supervisory commissions, restrictions and bans applicable to them, which take into account the norms of domestic legislation in the field of combating corruption, are legislatively fixed. It is noted that these commissions are created both at the republican and regional levels and have the goal of monitoring the provision of the rights of individuals for whom the bodies of the Republic of Belarus are provided by the Constitution of the Republic of Belarus, generally recognized principles and norms of international law, international treaties of the Republic of Belarus, legislative acts of the Republic of Belarus and institutions execute punishments and other measures of criminal responsibility. The author formulated proposals for further improvement of the institution ofpublic monitoring commissions in the Republic of Belarus.

Keywords: punishment; convicts; public control; legal status; criminal-executive system.

© Кийко Н. В., 2017 © Kiyko N. V., 2017

В соответствии со ст. 44 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК РБ) уголовная ответственность выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности. Целью этого является исправление лица [2, с. 112], совершившего преступление, и предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами. При этом уголовная ответственность призвана способствовать восстановлению социальной справедливости.

Согласно ст. 47 УК РБ наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного. С учетом преобладания в уголовно-исполнительных правоотношениях императивного метода правового регулирования, общественный контроль за обеспечением исполнения уголовных наказаний выступает одной из важных форм мониторинга деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Как отмечают О. М. Субботина и Я. Ю. Реент, ни для кого не секрет, что на пути развития общественного контроля за обеспечением прав осужденных стоит проблема ведомственной закрытости пенитенциарной системы [3, с. 15].

Общественный контроль за обеспечением правового положения осужденных предусмотрен ст. 6 Закона Республики Беларусь от 09.06.2006 № 122-З «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования порядка исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности», в которой перед Советом Министров Республики Беларусь ставилась задача определить основания и по-

рядок осуществления общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности. Во исполнение требований Закона Советом Министров Республики Беларусь 15.09.2006 было принято постановление № 1220, утвердившее Положение о порядке осуществления республиканскими и местными общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности (далее — Положение). В дальнейшем, постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 15.12.2006 № 85 утверждена Инструкция о порядке образования и деятельности общественных наблюдательных комиссий и личный лист кандидата в члены комиссии.

Указанные нормативные правовые акты определили порядок осуществления международными, республиканскими и местными общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание.

Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется общественными объединениями в целях обеспечения предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь прав лиц, в отношении которых данными органами и учреждениями исполняются наказания и иные меры уголовной ответственности.

Общественные объединения осуществляют контроль за обеспечением прав осужденных путем участия представителей общественных объединений в составе общественных наблюдательных комиссий (далее — ОНК). Также в ст. 4 Положения определено, что только члены ОНК имеют право осуществлять

общественный контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.

В Республике Беларусь создается республиканская ОНК при Министерстве юстиции и региональные ОНК при главных управлениях юстиции областей и г. Минска. Республиканская ОНК формируется из представителей только международных и республиканских общественных объединений, в то время как региональные ОНК формируются из представителей местных общественных объединений, организационных структур международных и республиканских общественных объединений.

Региональные ОНК осуществляют взаимодействие с республиканской ОНК по различным направлениям своей деятельности. Так, при необходимости решения вопросов на республиканском уровне решения, принимаемые на заседаниях региональных ОНК, направляются в республиканскую комиссию для обсуждения на ее заседаниях. Республиканская ОНК может направлять предложения, заключения региональных комиссий в Министерство юстиции Республики Беларусь и Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Персональный состав, а также кандидатуры председателей ОНК утверждаются руководителями соответствующих органов юстиции.

На законодательном уровне закреплены и требования к образованию ОНК. Членами ОНК могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 25 лет, являющиеся представителями зарегистрированных в установленном порядке общественных объединений, уставной целью или направлением деятельности которых является защита прав граждан, в том числе содействие защите прав осужденных к наказаниям и иным мерам уголовной ответственности, и иных общественных объединений. При этом членами ОНК не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо

признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными, а также судьи и адвокаты. Член ОНК не вправе осуществлять общественный контроль в отношении лица, находящегося в исправительном учреждении открытого типа, арестном доме, исправительном учреждении, следственном изоляторе, выполняющем функции исправительного учреждения в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, если он является близким родственником указанного лица, а также потерпевшим, свидетелем, защитником или другим лицом, участвующим в производстве по уголовному делу, к которому причастно лицо, находящееся в учреждении. Подобная норма направлена на исключение возможности образования ситуации, при которой личные интересы влияют или могут повлиять на выполнение полномочий в качестве члена ОНК (конфликт интересов) [1, с. 57]. Тем самым обеспечивается реализация требований законодательства Республики Беларусь о борьбе с коррупцией.

В соответствии со ст. 10 Положения ОНК и их члены наделены следующими полномочиями:

1. при наличии полученного в установленном порядке разрешения члены ОНК посещать помещения органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, при условии соблюдения правил внутреннего распорядка указанных органов и учреждений. Следует отметить, что даже после получения разрешения на посещение учреждения ОНК обязана предварительно проинформировать начальника учреждения о дате и времени посещения. При этом на период введения режима особого положения в исправительных учреждениях посещения комиссией указанных учреждений могут быть запрещены или ограничены;

2. беседовать с осужденными при наличии их согласия;

3. обращаться к начальнику учреждения либо его заместителю, а также к иным должностным лицам государственных органов, в ведении которых находятся вопросы, связанные с обеспечением прав и законных интересов осужденных;

4. запрашивать у администрации учреждения сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, за исключением материалов оперативно-служебной деятельности, личных дел осужденных, иных документов, относящихся к исполнению наказаний;

5. проводить анкетирование осужденных по форме, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 28.03.2012 № 76 «О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 2006 г. № 1220», согласованным с Министерством внутренних дел.

При этом в ходе анкетирования могут быть исследованы вопросы, характеризующие:

обеспечение правового положения осужденных;

соблюдение установленных требований условий содержания;

соблюдение установленных

санитарно-гигиенических требований;

обеспечение выдачи осужденным необходимых средств личной гигиены и предметов первой необходимости;

соблюдение установленных для осужденных норм материально-бытового и медицинского обеспечения;

обеспечение трудозанятости осужденных;

получение осужденными

образования;

обеспечение доступа осужденных к информации.

Помимо полномочий представителей ОНК Положение также содержит перечень действующих в отношении них запретов:

1. препятствовать исполнению служебных обязанностей сотрудниками органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности;

2. знакомиться с материалами оперативно-служебной деятельности, личными делами осужденных, иными документами, относящимися к исполнению наказаний и иных мер уголовной ответственности в отношении конкретных осужденных;

3. осуществлять доступ к комплексу инженерно-технических средств обеспечения охраны и надзора за осужденными в исправительных учреждениях;

4. передавать осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, корреспонденцию, денежные средства и иное имущество;

5. осуществлять кино-, фото-, видеосъемку и аудиозапись;

6. принимать от осужденных, отбывающих наказание в виде ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, письменные обращения.

В случае нарушения перечисленных запретов, а также нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, предоставления иностранному государству, иностранной или международной организации, средствам массовой информации заведомо ложных сведений о деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, совершения действий, дезорганизующих работу учреждений, подстрекательства осужденных к неповиновению законным требованиям сотрудников и совершения иных противоправных действий член комиссии может быть исключен из ОНК. Решение об исключении принимается Министром юстиции или начальником регионального управления юстиции по представлению начальников управлений Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь по областям.

Субъектами участия общественных объединений в деятельности органов и

учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, являются:

общественные наблюдательные комиссии;

зарегистрированные в установленном порядке общественные объединения, согласовавшие мероприятия по оказанию содействия с администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.

Участие общественных объединений в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется:

1. по следующим направлениям: улучшение условий содержания и

медико-санитарного обеспечения осужденных, содержащихся в учреждениях;

участие в организации труда, досуга, обучения осужденных;

участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных;

обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, содержащихся в учреждениях;

оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации;

укрепление материально-

технической базы органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности;

2. с учетом рекомендаций комиссий в следующих формах:

оказание органам и учреждениям, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности, безвозмездной (спонсорской) помощи;

финансирование программ содействия органам и учреждениям, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности;

в иных формах, не запрещенных законодательными актами.

Общественные объединения могут оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь таким органам и учреждениям в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Говоря об организационном и материально-техническом обеспечении деятельности ОНК в Беларуси, можно утверждать, что оно имеет смешанный характер: Министерство юстиции Республики Беларусь и его региональные управления осуществляют организационное обеспечение деятельности ОНК, предоставляют им помещения для проведения заседаний, компьютерную и иную технику для подготовки необходимых документов, оказывает методическую помощь. Администрация органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, также оказывает содействие комиссиям в осуществлении общественного контроля. При этом в Положении закреплено, что общественное объединение, выдвинувшее кандидатуру члена ОНК, вправе возмещать члену комиссии расходы, связанные с осуществлением его деятельности. Возмещаться могут лишь фактически понесенные расходы, непосредственно связанные с осуществлением контрольных мероприятий, но сама деятельность членов ОНК организована на добровольных началах и не может быть оплачена.

ОНК и их члены не могут получать материальное вознаграждение за свою деятельность по осуществлению общественного контроля от государственных органов, организаций независимо от форм собственности и отдельных граждан. Подобная норма представляет собой реализацию в деятельности ОНК требований Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Подводя итог, полагаем возможным отметить, что общественные

наблюдательные комиссии являются

самостоятельным субъектом общественного контроля за обеспечением правового положения осужденных. Вместе с тем действующий в Беларуси порядок формирования ОНК, приостановления и прекращения полномочий членов ОНК свидетельствует о высокой степени зависимости данного формирования от органов государственной власти. Заслуживает внимания опыт Российской Федерации, где законодательно закреплена возможность посещения представителями ОНК учреждений уголовно-исполнительной системы без специального разрешения, а лишь с обязательным предварительным уведомлением [2]. Кроме этого, на наш взгляд, требует уточнения норма, закрепляющая форму анкеты для проведения анкетирования лиц, содержащихся в исправительных учреждениях открытого типа, арестных домах, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Фактически получается, что представители ОНК не могут получать иные сведения, относящиеся к вопросам

исполнения и отбывания уголовных наказаний, эффективности применяемых средств исправления. Нельзя забывать, что согласно ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь общественное воздействие относится к числу основных средств исправления осужденных. Таким образом, требует дальнейшей научной разработки не только контролирующее направление деятельности ОНК, но и вопросы повышения их роли в вопросах исправительного воздействия на осужденных.

В последние годы в Республике Беларусь планомерно осуществляется работа по дальнейшему расширению институтов общественного контроля за деятельностью как органов государственной власти и управления в целом, так и пенитенциарной системы в частности. Это обусловлено реализацией государственной стратегии в области интеграции системы исполнения наказаний с институтами гражданского общества. Многое сделано, но впереди предстоит сделать еще больше, так как сфера исполнения уголовных наказаний по-прежнему остается одной из тех областей, где права граждан наиболее уязвимы и нуждаются в особом контроле и защите.

Литература

1. Реент, Я. Ю. Некоторые проблемы правового регулирования деятельности общественных наблюдательных комиссий // Человек: преступление и наказание. — 2014. — № 1 (84).

2. Скиба, А. П. К вопросу о перечне субъектов общественного контроля за деятельностью мест принудительного содержания и эффективности его осуществления // Человек: преступление и наказание. — 2013. — № 4 (83).

3. Субботина, О. М. Общественные наблюдательные комиссии как субъект профилактики преступлений в отношении осужденных / О. М. Субботина, Я. Ю. Реент // Человеческий капитал / Объединенная редакция. — 2017. — № 4 (100).

Сведения об авторе

Кийко Николай Владимирович: Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь (г. Минск, Республика Беларусь), начальник кафедры уголовно-исполнительного права уголовно-исполнительного факультета, кандидат юридических наук. E-mail: avant_n@mail.ru

Information about the author

Kiyko Nikolay Vladimirovich: Academy of the MIA of the Republic of Belarus (Minsk, Republic of Belarus), the chief of the Chair of Penal Law of the Penal Faculty, candidate of law. E-mail: avant_n@mail.ru

УДК 343.262

А. А. Крымов, Э. В. Лядов, Ф. В. Грушин

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Объектом исследования в статье является уголовное наказание в виде принудительных работ. Субъектом — общественные отношения, складывающиеся в процессе назначения и исполнения данного уголовного наказания, а также учреждения, исполняющие принудительные работы. В 2011 г. Федеральным законом № 420-ФЗ в российскую систему уголовных наказаний был введен новый вид наказания — принудительные работы. Однако в силу различных причин (экономического и организационного характера) рассматриваемое наказание начало назначаться и исполняться только с начала 2017 г. Действующее уголовно-исполнительное законодательство предусматривает три варианта отбывания принудительных работ: в исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены; в исправительных центрах, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения; в изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, при исправительных учреждениях. К началу 2017 г. в целях реализации принудительных работ было создано четыре исправительных центра и семь изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, при исправительных учреждениях. Анализ действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства позволил выявить ряд проблем, связанных как с назначением, так и с исполнением данного наказания. Кроме того, авторами статьи предложены различные варианты решения существующих проблем, препятствующих эффективной реализации принудительных работ в Российской Федерации.

Ключевые слова: принудительные работы; учреждения, исполняющие уголовные наказания; исправительные центры, осужденные.

A. A. Krymov, E. V. Lyadov, F. V. Grushin

FORCED LABOUR IN THE RUSSIAN FEDERATION: SOME PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS

The object of research in article is the criminal punishment in the form of forced labor. Subject — public relations in the appointment process and the execution of the criminal punishment, as well as companies performing forced labor. In 2011 Federal law No. 420-FZ of the Russian system of criminal penalties was introduced, a new kind of punishment — forced labor. However, due to various reasons (economic and organizational) considered the punishment began to be prescribed and performed only from the beginning

© Крымов А. А., Лядов Э. В., Грушин Ф. В., 2017 © Krymov A. A., Lyadov E. V., Grushin F. V., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.