Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
246
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМИТЕТЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРИМИРЕНИЕ С ПОТЕРПЕВШИМ ПУТЕМ МЕДИАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малолеткина Наталья Сергеевна, Скиба Андрей Петрович

В статье выявляются многочисленные недостатки регулирования общественного воздействия как средства исправления осужденных (в Уголовно-исполнительном кодексе, Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Федеральном законе «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положении о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий, утвержденных приказом ФСИН России от 28.11.2008 № 652, и пр.). Делается вывод о недостаточности регулирования общественного воздействия, что требует разработки теоретических основ применения данного средства исправления осужденных (содержания общественного воздействия, перечня его субъектов и форм реализации, правового положения субъектов общественного воздействия и сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания, и т. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малолеткина Наталья Сергеевна, Скиба Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF PUBLIC INFLUENCE AS A MEANS OF CORRECTING CONVICTS: PROBLEM STATEMENT

The article reveals numerous shortcomings in the regulation of public influence as a means of correcting convicts (in the Criminal Executive Code, the federal law “On the Basics of Public Control in the Russian Federation", the federal law "On Public Control over Ensuring Human Rights in Places of Forced Detention and on Assistance to persons in places of forced detention”, the Law “On institutions and Bodies Executing Criminal Penalties in the form of Deprivation of Liberty”, Regulations on the procedure for visiting institutions of the penitentiary System by members of public monitoring commissions approved by Order of the Federal Penitentiary Service of Russia No. 652 of November 28, 2008, etc.). It is concluded that there is insufficient regulation of public influence, which requires the development of theoretical foundations for the use of this means of correcting convicts (the content of public influence, the list of its subjects and forms of implementation, the legal status of subjects of public influence and employees of institutions and bodies that execute sentences, etc.).

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

УДК 343.825

Н. С. Малолеткина, А. П. Скиба

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В статье выявляются многочисленные недостатки регулирования общественного воздействия как средства исправления осужденных (в Уголовно-исполнительном кодексе, Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Федеральном законе «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положении о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий, утвержденных приказом ФСИН России от 28.11.2008 № 652, и пр.). Делается вывод о недостаточности регулирования общественного воздействия, что требует разработки теоретических основ применения данного средства исправления осужденных (содержания общественного воздействия, перечня его субъектов и форм реализации, правового положения субъектов общественного воздействия и сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания, и т. д.).

Ключевые слова: средства исправления осужденных; общественное воздействие; родительские комитеты; общественные наблюдательные комиссии; священнослужители; государственно-частное партнерство; примирение с потерпевшим путем медиации.

N. S. Maloletkina, A. P. Skiba

REGULATION OF PUBLIC INFLUENCE AS A MEANS OF CORRECTING CONVICTS: PROBLEM STATEMENT

The article reveals numerous shortcomings in the regulation of public influence as a means of correcting convicts (in the Criminal Executive Code, the federal law "On the Basics of Public Control in the Russian Federation", the federal law "On Public Control over Ensuring Human Rights in Places of Forced Detention and on Assistance to persons in places of forced detention ", the Law "On institutions and Bodies Executing Criminal Penalties in the form of Deprivation of Liberty ", Regulations on the procedure for visiting institutions of the penitentiary System by members of public monitoring commissions approved by Order of the Federal Penitentiary Service of Russia No. 652 of November 28, 2008, etc.). It is concluded that there is insufficient regulation of public influence, which requires the development of theoretical foundations for the use of this means of correcting convicts (the content of

© Малолеткина Н. С., Скиба А. П., 2021 © Maloletkina N. S., Skiba A. P., 2021

public influence, the list of its subjects and forms of implementation, the legal status of subjects of public influence and employees of institutions and bodies that execute sentences, etc.).

Keywords: means of correction of convicts, public influence, parent committees, public monitoring commissions, clergy, public-private partnership, reconciliation with the victim through mediation.

В последнее время в юридической литературе общественному воздействию как средству исправления осужденных стало уделяться определенное внимание [1, с. 25-28; 3, с. 146-151; 5; 7, с. 141— 145; 11, с. 77—82], с акцентом на перечне субъектов его осуществления, их правовом положении, отдельных вопросах взаимодействия с осужденными, ретроспективных аспектах, международных стандартах и зарубежном опыте в исследуемой области и др. [4, с. 362—366; 6, с. 27—30; 8, с. 397—408; 13, с. 68—76].

Имеются и зарубежные исследования по данной проблематике [2, с. 39—45; 12, с. 97—101].

Между тем по-прежнему остаются нерешенными многочисленные вопросы в данной сфере: организационно-правовые проблемы сотрудничества субъектов общественного воздействия между собой и с учреждениями и органами, исполняющими наказания, правовое положение осужденных как в целом при реализации в их отношении данного средства исправления, так и сотрудничества с конкретными общественными инстанциями и т. п. Эти и иные проблемы требуют своего теоретического разрешения и нормативного урегулирования в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее — УИК РФ) и других нормативных правовых актах (Федеральном законе «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», Положении о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных

комиссий, утв. приказом ФСИН России от 28.11.2008 № 652, и пр.).

В настоящее же время в УИК РФ имеется лишь несколько положений, фрагментарно регулирующих общественное воздействие в отношении осужденных (что особенно очевидно при сравнительном анализе с правовой регламентацией других средств исправления, особенно режима, воспитательной работы и общественно полезного труда — прим. авт.):

- общественное воздействие указано в качестве одного из средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9);

- согласно ч. 4 ст. 12 осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в общественные наблюдательные комиссии и общественные объединения, а по ч. 4 ст. 15 предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в общественные наблюдательные комиссии и ответы на них, цензуре не подлежат и не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности;

- по ч. 1 ст. 24, члены общественных наблюдательных комиссий вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения;

- представители общественности могут принимать участие в воспитательной работе с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы (ч. 6 ст. 471);

- представители общественных наблюдательных комиссий вправе принимать участие в работе комиссии исправительного учреждения, которая принимает решение о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие и о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий и со строгого на общий (ч. 3 ст. 87);

- в соответствии со ст. 134 предоставление за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в воспитательных мероприятиях несовершеннолетним осужденным права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников;

- согласно ч. 2 ст. 142 родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных могут создаваться и действовать в соответствии с положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии, в целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации колонии;

- общественные объединения оказывают помощь командованию дисциплинарной воинской части в проведении воспитательной работы с осужденными военнослужащими (ч. 3 ст. 165);

- и пр.

Кроме того, ст. 23 «Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания» содержит ряд важных положений в изучаемой сфере:

- общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях

осуществляют общественные наблюдательные комиссии (ч. 1);

- члены общественных наблюдательных комиссий в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях вправе беседовать с осужденными в условиях, позволяющих представителям администраций исправительных учреждений или представителям дисциплинарных воинских частей видеть их, но не слышать (ч. 2);

- общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и в порядке, которые установлены законодательством (ч. 3);

- при исправительном учреждении может быть создан попечительский совет, действующий на безвозмездной основе, в состав которого могут входить представители учреждений и организаций любых организационно-правовых форм, общественных объединений и граждане (ч. 4);

- попечительский совет при исправительном учреждении действует для оказания содействия в совершенствовании материально-технической базы исправительного учреждения, в решении вопросов социальной защиты осужденных, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, а также оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях (ч. 4).

Исходя из изучения норм УИК РФ, можно заключить, что:

1. общественное воздействие реализуется следующими субъектами: родительскими комитетами, попечительским советами, общественными наблюдательными комиссиями, родителями осужденных (лицами, их заменяющих), другими близкими родственниками осужденных, общественными объединения-

ми, гражданами, а также иными представителями общественности;

2. деятельность субъектов общественного воздействия заключается в осуществлении ряда действий (т. е. их прав — прим. авт.): рассматривать предложения, заявления и жалобы осужденных; принимать участие в воспитательной работе с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы; посещать учреждения и органы, исполняющие наказания; оказывать воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы и помощь администрации воспитательных колоний; принимать участия в работе комиссии исправительного учреждения; оказывать помощь командованию дисциплинарной воинской части в проведении воспитательной работы с осужденными военнослужащими; реализовывать общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях, в том числе путем бесед с осужденными; оказывать содействие в совершенствовании материально-технической базы исправительного учреждения, в решении вопросов социальной защиты осужденных, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях; и т. д.

3. формами реализации общественного воздействия являются: принятие участия в воспитательной работе с осужденными, общественный контроль за обеспечением прав человека, содействие в совершенствовании материально-технической базы исправительного учреждения и пр.

Между тем очевидно, что подобного рода регулирование общественного воздействия как средства исправления осужденных оставляет нерешенными многочисленные вопросы:

1. к субъектам общественного воздействия прямо не отнесены, в частности, Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ, хозяйствующие субъекты и представители предпринимательской среды, члены трудовых коллективов, где работают осужденные, например, к обязательным или исправительным работам, священнослужители, и др. (в частности, с учетом ст. 9 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»). Понимая, что к представителям общественности теоретически можно отнести практически любую организацию или лицо, не являющееся сотрудником правоохранительных и других государственных органов, рассматриваемое средство исправления в принципе распространяется на всех осужденных (а не только на категории, указанные в нормах УИК РФ — прим. авт.);

2. отсутствует закрепление прав подавляющего числа субъектов общественного воздействия, даже прописанных в УИК РФ (попечительских советов, родительских комитетов и пр.), кроме полномочий членов общественных наблюдательных комиссий беседовать с осужденными и рассматривать их предложения, заявления и жалобы;

3. субъекты общественного воздействия принимают участие именно в воспитательной работе с осужденными (что вообще является другим средством исправления, нежели общественное воздействие, по ст. 9 УИК РФ — прим. авт.) и только отбывающими наказания только в виде ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части, а также лишения свободы в воспитательных колониях (но обязательных работ, штрафа, исправительных работ и иных наказаний — прим. авт.);

4. отсутствует как таковое регулирование прав и обязанностей сотрудников исправительных учреждений и других учреждений и органов, исполняю-

щих наказание, обеспечивающих возможность реализации рассматриваемого средства исправления осужденных (в частности, лишь в ст. 10 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обозначены в общих чертах права и обязанности субъектов общественного контроля без привязки к полномочиям соответствующих государственных органов — прим. авт.). Вместе с тем сотрудники исправительных учреждений объективно должны обеспечивать безопасность субъектов общественного воздействия при их посещении учреждений, исполняющих наказания, иметь право пресекать их возможные правонарушающие действия и т. п.;

5. к формам реализации общественного воздействия нормативно не отнесены: взаимодействие учреждений и органов с хозяйствующими субъектами для организации рабочих мест для осужденных вплоть до государственно-частного партнерства в пенитенциарной сфере (что еще больше расширяет возможности взаимодействия между представителями предпринимательской среды с должностными лицами уголовно-исполнительной системы — прим. авт.), получение осужденными образования в негосударственных образовательных организациях (в том числе высшего образования — прим. авт.), оказание помощи в примирении осужденного с потерпевшим путем медиации (что уже частично закреплено в законодательстве (например, в ст. 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) при решении вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного — прим. авт.), деятельность священнослужителей по обеспечению права на реализацию свободы совести и вероисповедания осужденных (это отчасти предусмотрено в ст. 14 УИК РФ — прим. авт.) и др.;

6. и пр.

Кроме того, в уголовно-исполнительном законодательстве не

определено как таковое содержание общественного воздействия и, соответственно, его разграничение с другими средствами исправления осужденных — режимом, воспитательной работой, общественно полезным трудом и др. (ст. 82, 103 и пр. УИК РФ) — которые в той или иной степени разработаны в теории, закреплены в законодательстве и реализуются на практике. В итоге и условные формы общественного воздействия, отраженные в УИК РФ, лишь частично раскрывают содержание этого средства исправления осужденных, ввиду чего возможно наслаивание одних средств исправления друг на друга.

Отчасти дублирование общественного воздействия и воспитательной работы уже проявляется в законодательстве (ст. 471, 134, 142, 165 и др. УИК РФ), ввиду чего актуальным видится подход о разделении средств исправления осужденных, обозначенных в ст. 9 УИК РФ, на «основные» и «факультативные» [9, с. 34—38]. Так, теоретически средства исправления должны применяться ко всем осужденным во время отбывания наказания (они же ведь названы законодателем «основными» в ст. 9 УИК РФ — прим. авт.), однако, даже исходя из положений УИК РФ, это можно подвергнуть сомнению: не предусмотрено в ст. 25—30 проведение воспитательной работы с осужденными к обязательным работам, в ст. 31—32 — привлечение к общественно полезному труду осужденных к штрафу и т. д. Ввиду этого можно согласиться с тем, что средства исправления осужденных целесообразно разделить на «основные» и «факультативные», т. е., соответственно, применяемые в отношении всех или же только отдельных категорий осужденных (например, отбывающих конкретные виды наказаний — прим. авт.).

Возможно, общественное воздействие, которое объективно прямо или опосредованно осуществляется в отношении всех категорий осужденных вне

зависимости от вида отбываемого наказания, целесообразно отнести к первой из двух вышеназванных групп средств исправления (так называемых «основных», наряду с режимом — прим. авт.), в то время как иные средства исправления — к «факультативным» (эту идею один из авторов данной статьи, Н. С. Мало-леткина, озвучила 2 декабря 2020 г. в ходе своего выступления с докладом на круглом столе «Общественное воздействие как средство исправления осужденных», прошедшем в Санкт-Петербургском университете ФСИН России — прим. авт.) [10, с. 438-442].

Некоторые из вышеуказанных проблем регулирования общественного воздействия законодатель отчасти попытался решить в других нормативных правовых актах, несмотря на то, что так и не издан предусмотренный в ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» специальный федеральный закон относительно осуществления общественного контроля за деятельностью, связанной с исполнением наказаний (объективно сложно к нему относить Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», так как он распространяется на многочисленные учреждения, а не только исполняющие наказания — прим. авт.).

Так, Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» содержит в этой сфере некоторые положения:

- согласно ч. 1 ст. 15 основными формами деятельности общественной наблюдательной комиссии являются (помимо указанных в УИК РФ): подготовка решений по результатам проведе-

ния общественного контроля; проведение мероприятий (общественных обсуждений, слушаний) по вопросам своей деятельности; и т. п.;

- члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе: в установленном законодательством Российской Федерации порядке (на самом деле этот порядок не установлен — прим. авт.) запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы; обращаться по вопросам обеспечения прав человека к должностным лицам, помимо прочего, администраций учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (хотя такие обращения в целом имеют рекомендательный характер — прим. авт.); и т. д. (ч. 1 ст. 16);

- по ч. 1 ст. 161 члены общественных наблюдательных комиссий осуществляют контроль за обеспечением права лиц, находящихся в местах принудительного содержания, на охрану здоровья (но по непонятной причине здесь не указаны иные многочисленные права содержащихся лиц — прим. авт.), даже при их временном помещении в медицинские учреждения (судя по всему, такой контроль по рассматриваемому закону может осуществляться даже в гражданских медицинских организациях, что вряд ли обоснованно — прим. авт.);

- в соответствии с ч. 2 ст. 161 члены общественных наблюдательных комиссий вправе с согласия этого лица (непонятно, такое согласие должно быть, например, письменным или устным — прим. авт.) или его законного представителя (в уголовно-исполнительном законодательстве отсутствует четкое определение, какое лицо можно считать таковым — прим. авт.) знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья (между тем «медицинская документация» — слишком

расплывчатый термин, который можно понимать по-разному, ведь данные о состоянии здоровья осужденного содержатся в документах отдела безопасности или оперативного отдела, материалах о водворении осужденного в штрафной изолятор и т. п. — прим. авт.), и т. п.;

- и пр.

Таким образом, Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» не только не способствует разрешению рассматриваемых вопросов, но и создает новые проблемы правоприменителям (что также требует корректировки — прим. авт.).

В свою очередь, Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» вообще не содержит норм об осуществлении общественного воздействия как средства исправления осужденных и только содержит положение ст. 38, похожее на ст. 24 УИК РФ.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, также лишь частично закрепляют отдельные элементы правового положения осужденных при оказании в их отношении общественного воздействия (помимо дублирующих положения УИК РФ — прим. авт.):

- личный прием осужденных осуществляется администрацией ИУ и, в том числе, представителями общественных организаций, осуществляющими контроль за деятельностью ИУ и органов УИС (при посещении ИУ), в специально выделенных помещениях, а учет принятых на приеме осужденных с указанием вопросов, с которыми они обращались, и результаты их рассмотрения производятся в журнале приема осужденных по личным вопросам, который хранится в канцелярии ИУ, а в выход-

ные и праздничные дни — в дежурной части ИУ (п. 34);

- осужденные, прибывшие на личный прием, при обращении к представителям общественных организаций, осуществляющих контроль за деятельностью ИУ и органов УИС, обязаны представиться, назвать свои фамилию, имя, отчество (при наличии) дату рождения, статьи УК РФ, по которым осуждены, начало и конец срока отбывания наказания, номер своего отряда (п. 35);

- и т. п.

Положение о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий, утвержденное приказом ФСИН России от 28.11.2008 № 652, преимущественно посвященное вопросам допуска членов общественных наблюдательных комиссий в исправительные учреждения, все же содержит отдельные обязанности сотрудников УИС:

- назначать лиц, обеспечивающих сопровождение и безопасность членов комиссии во время посещения учреждения УИС, и в целях обеспечения безопасности процесс посещения сопровождающим должностным лицом фиксировать на переносной видеорегистратор (п. 11). В то же время также очевидно отсутствие четких полномочий у сотрудников УИС при обеспечении безопасности членов ОНК (как и на законодательном уровне — прим. авт.);

- создавать возможность для бесед членов комиссии с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, в том числе предоставлять помещения для индивидуальных бесед и принятия жалоб, оснащенные необходимой мебелью, канцелярскими принадлежностями, а также оборудованные кнопкой тревожной сигнализации (п. 11);

- в соответствии с п. 11 обеспечивать возможность участия членов комиссии в коллективных мероприятиях (ве-

черах вопросов и ответов, культурно-массовых и спортивных мероприятиях);

- и др.

При этом у сотрудников отсутствует право прекращения посещения учреждений УИС членами общественных наблюдательных комиссий (это право действует по п. 13 только путем прерывания бесед в случае обсуждения членами комиссии вопросов, не относящихся к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых (но по непонятной причине это не распространяется на осужденных — прим. авт.), либо нарушения ими Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189), и даже при нарушении членами комиссии положений законодательства начальник учреждения УИС лишь незамедлительно сообщает об этом началь-

нику территориального органа УИС, который, в свою очередь, информирует об этом ФСИН России (п. 8).

Таким образом, очевидна недостаточность регулирования общественного воздействия, что требует разработки теоретических основ применения данного средства исправления осужденных. Представляется, что в первую очередь следует уточнить содержание общественного воздействия (в том числе для его разграничения с другими средствами исправления осужденных), закрепить перечень его субъектов (включая представителей предпринимательской среды, священнослужителей и др.), предусмотреть формы реализации общественного воздействия, определить правовое положение как субъектов общественного воздействия, так и сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания, и т. д.

Литература

1. Бутенко, Т. П., Петайчук, А. А. Общественное воздействие как средство исправления осужденных к лишению свободы в условиях пандемии // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2021. — № 92. — С. 25-28.

2. Жамулдинов, В. Н. Становление и развитие в Казахстане института общественного воздействия на осужденных, его современное состояние и перспективы развития // Вестник Пермского института ФСИН России. — 2013. — № 1 (8). — С. 3945.

3. Маликов, Б. З. Общественное воздействие — средство исправления осужденных, и роль в нем религиозного аспекта // Уголовно-исполнительное право. — 2018. — Т. 13. — № 2. — С. 146-151.

4. Малолеткина, Н. С. Правовые основы общественного воздействия как средства исправления осужденных в России и ряде стран // Уголовно-исполнительное право. — 2019. — Т. 14. — № 4. — С. 362-366.

5. Попова, Е. Э. Общественное воздействие как основное средство исправления осужденных: историко-правовые аспекты и современные тенденции развития : монография. — Москва, 2015. — 197 с.

6. Потапов, А. М., Александров, А. С. К вопросу о субъектах общественного контроля за соблюдением прав осужденных в местах лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2013. — № 4 (24). — С. 2730.

7. Рыбак, М. С., Агахаджиев, А. Ю. Общественное воздействие в ряду основных средств исправления // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2010. — № 6 (76). — С. 141-145.

8. Селиверстов, В. И. Общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания: новеллы 2018 года // Уголовно-исполнительное право. — 2018. — Т. 13. — № 4. — С. 397-408.

9. Скиба, А. П. Скорик, Е. Н. Об основных и факультативных средствах исправления больных осужденных // Уголовно-исполнительное право. — 2016. — № 2 (24). — С. 34-38.

10. Скиба, А. П., Никитин, Д. А. Круглый стол «Общественное воздействие как средство исправления осужденных», 2 декабря 2020 г.) // Уголовно-исполнительное право. — 2020. — Т. 15 (1-4). — № 4. — С. 438-442.

11. Тепляшин, П. В., Тепляшин, И. В. Общественный контроль в пенитенциарной системе: современная организационно-правовая модель // Вестник Самарского юридического института. — 2020. — № 3 (39). — С. 77-82.

12. Шабаль, В. С. Правовое обеспечение реализации общественного воздействия как средства исправления осужденных // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. — 2016. — № 2 (32). — С. 97-101.

13. Шеслер, А. В., Шеслер, С. С. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляемый федеральными органами государственной власти // Вестник Кузбасского института. — 2014. — № 4 (21). — С. 6876.

References

1. Butenko T. P., Petaychuk A. A. Obshchestvennoe vozdejstvie kak sredstvo ispravleniya osuzhdennyh k lisheniyu svobody v usloviyah pandemii [Public impact as a means of subjecting convicts to imprisonment in pandemic conditions]. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of Amur State University. Series: Humanities], 2021, no. 92, p. 25-28.

2. Zhamuldinov V. N. Stanovlenie i razvitie v Kazahstane instituta obshchestvennogo vozdejstviya na osuzhdennyh, ego sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [The establishment and development in Kazakhstan of an institute of public influence on convicts, its current state and development prospects]. Vestnik Permskogo instituta FSIN Rossii [Bulletin of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia], 2013, no. 1 (8), p. 39-45.

3. Malikov B. Z. Obshchestvennoe vozdejstvie — sredstvo ispravleniya osuzhdennyh, i rol' v nem religioznogo aspekta [Social influence is a means of correcting convicts, and the role of the religious aspect in it]. Ugolovno-ispolnitel'noepravo [PenalLaw], 2018, vol. 13, no. 2, p. 146-151.

4. Maloletkina N. S. Pravovye osnovy obshchestvennogo vozdejstviya kak sredstva ispravleniya osuzhdennyh v Rossii i ryade stran [Legal foundations of social influence as a means of the ex-government of convicts in Russia and a number of countries]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Law], 2019, vol. 14, no. 4, p. 362-366.

5. Popova E. E. Obshchestvennoe vozdejstvie kak osnovnoe sredstvo ispravleniya osuzhdennyh [Public impact as the main means of correcting the facts: historical and legal aspects and modern development trends]. Monograph. Moscow, 2015.

6. Potapov A. M., Alexandrov A. S. K voprosu o sub"ektah obshchestvennogo kon-trolya za soblyudeniem prav osuzhdennyh v mestah lisheniya svobody [On the issue of subjects of public control over the observance of the rights of convicts in places of deprivation of liberty]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction], 2013, no. 4 (24), p. 27-30.

7. Rybak M. S., Agakhadzhiev A. Yu. Obshchestvennoe vozdejstvie v ryadu osnovnyh sredstv ispravleniya [Public impact among the main means of correction]. Vestnik Sara-tovskoj gosudarstvennoj akademii prava [Bulletin of the Saratov State Academy of Law], 2010, no. 6 (76), p. 141-145.

8. Seliverstov V. I. Obshchestvennyj kontrol' za obespecheniem prav cheloveka v me-stah prinuditel'nogo soderzhaniya: novelly 2018 goda [Public control over the provision of human rights in places of forced detention: innovations of 2018]. Ugolovno-ispolnitel'noepravo [PenalLaw], 2018, vol. 13, no. 4, p. 397-408.

9. Skiba A. P. Skorik E. N. Ob osnovnyh i fakul'tativnyh sredstvah ispravleniya bol'nyh osuzhdennyh [On basic and optional means of correcting sick convicts]. Ugolovno-ispolnitel'noepravo [PenalLaw], 2016, no. 2 (24), p. 34-38.

10. Skiba A. P., Nikitin D. A. Kruglyj stol «Obshchestvennoe vozdejstvie kak sred-stvo ispravleniya osuzhdennyh», 2 dekabrya 2020 g.) [Round table "Public impact as a means of correcting convicts", December 2, 2020)] Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Law], 2020, vol. 15 (1-4), no. 4, p. 438-442.

11. Teplyashin P. V., Teplyashin I. V. Obshchestvennyj kontrol' v penitenciarnoj si-steme: sovremennaya organizacionno-pravovaya model' [Public control in the penitentiary system: a modern organizational and legal model]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo in-stituta [Bulletin of the Samara Law Institute], 2020, no. 3 (39), p. 77-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Shabal V. S. Pravovoe obespechenie realizacii obshchestvennogo vozdejstviya kak sredstva ispravleniya osuzhdennyh [Legal support for the implementation of social influence as a means of correcting convicts]. Vestnik Akademii MVD Respubliki Belarus' [Bulletin of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus] , 2016, no. 2 (32), p. 97-101.

13. Shesler A. V., Shesler S. S. Kontrol' za deyatel'nost'yu uchrezhdenij i organov, ispolny-ayushchih nakazaniya, osushchestvlyaemyj federal'nymi organami gosudarstvennoj vlasti [Control over the activities of institutions and bodies carrying out punishments carried out by federal authorities]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2014, no. 4 (21), p. 68-76.

Cведения об авторах

Наталья Сергеевна Малолеткина: Самарский юридический институт ФСИН России (г. Самара, Российская Федерация), заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]

Андрей Петрович Скиба: Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), начальник кафедры уголовно-исполнительного права, доктор юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]

Information about authors

Natalia S. Maloletkina: Samara Law Institute of the FPS of Russia (Samara, Russia), deputy head of the Chair of State and Legal Disciplines, candidate of law. E-mail: [email protected]

Andrey P. Skiba: the Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), chief of the Chair of Penal Law, doctor of law, associate professor. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.