DOI 10.37523/SUI.2021.44.3.008 УДК 343.8
Малолеткина Наталья Сергеевна
кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Natalia S. Ma^letM^
Candidate of Law,
Deputy Head of the Department of State and Legal Disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ПЕРЕЧНЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ
Аннотация. В статье рассматривается ряд теоретических проблем общественного воздействия как средства исправления осужденных (его содержание, субъекты осуществления, соотношение с другими средствами исправления и пр.) и недостатков правовой основы данного института.
Приводятся практические примеры осуществления общественного воздействия в отношении осужденных к лишению свободы.
Делается вывод, что общественное воздействие при ненадлежащем законодательном регулировании представляет собой важнейшее средство исправления осужденных (наряду с режимом), которое с учетом разносторонности субъектов его осуществления имеет многообразное содержание и фактически отчасти дублирует другие средства исправления.
Ключевые слова: средства исправления осужденных, общественное воздействие, общественно полезный труд, режим в исправительных учреждениях.
COMMUNITY CORRECTIONS IN THE LIST OF THE MAIN CORRECTIONAL MEANS
FOR CONVICTS: SOME ASPECTS
Summary. The article examines a number of theoretical problems of community corrections as a means of correcting convicts (its content, subjects of implementation, correlation with other means of correction, etc.) and the shortcomings of the legal basis of this institution.
Practical examples of the community corrections implementation in relation to persons sentenced to imprisonment are given.
It is concluded that community corrections with improper legislative regulation is the most important means of correcting convicts (along with the regime), which, taking into account the versatility of the subjects of its implementation, has a diverse content and in fact partially duplicates other means of correction.
Keywords: means of convicts' correction, social impact, socially useful work, regime in correctional institutions.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ) в ст. 9 предусматривает основные средства исправления, которые применяются в отношении осужденных к различным видам уголовных наказаний.
Общественное воздействие, активно изучаемое исследователями [1, с. 25-28; 2; 3; 4, с. 70-81; 5, с. 438-442], наряду с другими средствами - режимом, воспитательной работой, общественно полезным трудом, получением общего образования и профессиональным обучением - и во взаимодействии с ними играет важную роль в процессе исправления осужденных.
Теоретически исправление осужденных происходит при комплексной реализации соответствующих средств, указанных в ст. 9 УИК РФ. Они применяются учреждениями и органами, исполняющими наказание, а также иными субъектами исправительного воздействия осужденных.
© 2021 Малолеткина Н. С.
В юридической литературе к ним относят: членов общественных наблюдательных комиссий и иных представителей общественности, предпринимателей и других лиц из бизнес -сообщества и т. п. [6, с. 9-19; 7, с. 154-159].
В ч. 1 ст. 1 УИК РФ определено, что целью уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Ч. 2 ст. 1 УИК РФ к задачам относит регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Таким образом, исправление осужденных как цель и определение средств ее достижения как задача определены важнейшими составляющими уголовно -исполнительного законодательства.
Между тем в уголовно-исполнительном законе отсутствует системный подход к закреплению всех вопросов исправительного воздействия в отношении осужденных. Отметим отдельные проблемы в этой области:
- не совсем ясны субъекты применения средств исправления осужденных. По общему правилу, реализацию режима, воспитательной работы и общественно полезного труда организуют администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, получение общего образования и профессиональное обучение - соответствующие учреждения образования, общественное воздействие - представители общественности и т. п. Между тем по ч. 1 ст. 60.7 УИК РФ осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы (а не только в государственных организациях - примеч. авт.); согласно ч. 1 ст. 43 УИК РФ на администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагается содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним; в соответствии с ч. 6 ст. 47.1 УИК РФ в воспитательной работе с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы могут принимать участие представители общественности; и т. п.
- отсутствует закрепление понятия и/или содержания всех средств исправления осужденных. Подобное имеет место лишь в отношении режима в ст. 82 и др. УИК РФ, воспитательной работы в ст. ст. 109-110 УИК РФ и привлечения к труду в ст. 103 и др. УИК РФ. Между тем данный подход вообще отсутствует в отношении других средств исправления, в том числе общественного воздействия.
В этом случае возникает вопрос о соотношении между собой различных средств исправления, в том числе общественного воздействия с другими средствами.
При этом законодательно не определены субъекты общественного воздействия. Так, в соответствии со ст. ст. 23, 87, 142 и др. УИК РФ к ним можно отнести: общественные наблюдательные комиссии, попечительские советы при исправительных учреждениях (далее - ИУ), родительские комитеты при воспитательных колониях и пр. Между тем фактически к ним можно отнести любые негосударственные органы или организации: хозяйствующие субъекты, религиозные организации, учреждения образования и т. д. С учетом существенных отличий между указанными и другими представителями общественности формы их воздействия на осужденных также абсолютно различны (помощь в воспитательной работе или в социальной адаптации, привлечение к труду, получение соответствующего образования и пр.), что также порождает вопрос о содержании общественного воздействия и его месте среди других средств исправления [8, с. 70-79].
Получается, что общественное воздействие, с одной стороны, является самостоятельным средством исправления осужденных, а с другой - «дополнительным» при работе с осужденными в рамках реализации иных средств их исправления. На наш взгляд, общественное воздействие является по своей природе одним из самых всеобъемлющих средств, которое имеет широкий спектр применения к осужденным в контексте их исправления.
Между тем институт общественного воздействия неоправданно мало изучен в юридической литературе.
Общественное воздействие на территории РФ осуществляется на основании таких нормативно-правовых актов, как, например, Федеральный закон «Об общественных объединениях» и Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов
для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Согласно ч. 3 ст. 23 УИК РФ общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ.
Установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) традиционно является ключевым и основополагающим во всей системе исправления осужденных и наиболее явно проявляется при исполнении наказания в виде лишения свободы. Результаты нашего исследования, проведенного в октябре 2020 г., по этому вопросу среди сотрудников в количестве 90 человек и 100 осужденных к лишению свободы (на примере УФСИН России по Самарской области - ИК-10, ИК-6, ИК-13) свидетельствуют, что примерно три четверти сотрудников считают режим эффективным средством исправления осужденных, каждый шестой поддерживает точку зрения о том, что режим не эффективен в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС), и каждый двадцатый - что организацию режима следует существенно реорганизовать. Осужденные на вопрос эффективности режима ответили следующим образом: более половины из них считают режим эффективным и относятся к данному средству исправления положительно, около четверти респондентов относится отрицательно, так как вынуждены соблюдать режимные требования, и каждый пятый отдает предпочтение этому средству исправления по сравнению с другими, в том числе с общественным воздействием.
Таким образом, подавляющая часть сотрудников УИС относят режим к эффективному основному средству исправления и более половины осужденных воспринимают только режим как основу своего исправления. Вышесказанное свидетельствует о наличии неиспользованного потенциала для развития других средств исправления осужденных, в том числе общественного воздействия.
В связи с тем что за последние годы со стороны государства и общества в целом особый акцент делался на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, осужденные как к лишению свободы, так и к другим наказаниям на себе ощущают повышенное внимание со стороны представителей общественности к их проблемам, в том числе путем оперативной реакции на их жалобы и другие обращения. Преимущественно обеспечение прав и свобод осужденных осуществляется путем общественного контроля со стороны членов общественных наблюдательных комиссий. В этом случае контрольная деятельность представителей общественности автоматически рассматривается в контексте общественного воздействия (да и в целом полагаем, что общественный контроль представляет собой одну из форм общественного воздействия - прим. авт.).
В то же время, как уже отмечалось, понятия общественного воздействия до сих пор нет в УИК РФ и на законодательном уровне не урегулирован вопрос содержания этого средства исправления осужденных (по аналогии, например, с режимом - прим. авт.). Между тем значимость общественного воздействия трудно переоценить, так как оно, помимо прочего, ориентировано на содействие учреждениям и органам, исполняющим наказания, в том числе по решению вопросов спонсорской помощи и налаживанию контактов с учреждениями культуры, напрямую или косвенно влияя на осужденного, тем самым достигая цели исправления осужденного.
Отдельно остановимся на некоторых аспектах участия негосударственных организаций в получении осужденными общего образования и профессиональном обучении. Указанные средства исправления могут реализовываться учреждениями образования различных организационно-правовых форм.
Образование в местах лишения свободы - это планомерный процесс обучения и воспитания, привитие определенных навыков и умений в определенной сфере знаний для достижения поставленной законодателем цели по исправлению осужденных.
Между тем очевидно, что при применении большинства наказаний учреждения и органы, их исполняющие, не организуют получение общего образования и профессионального обучения как средств исправления осужденных, когда лишь только в небольшой части учреждений УИС действуют соответствующие учреждения образования. При этом имеют место случаи деятельности негосударственных организаций образования по обучению осужденных.
Если же рассматривать получение общего образования и профессионального обучения в том виде, как оно осуществляется на сегодняшний день, то сотрудничество учреждений и органов УИС, в частности, с региональными и местными властями по этому вопросу не всегда находится
на должном уровне. Вместе с тем предоставить профессиональных работников для обучения осужденных с учетом современных реалий, в частности, могут те негосударственные образовательные организации, которые обычно заключают соглашения с территориальными органами по оказанию такого рода услуг; в этом случае эффективное взаимодействие учреждений и органов УИС с региональными и местными властями - одна из основ успешной организации получения осужденными общего образования и их профессионального обучения.
Общеизвестно, что в последние годы в сфере деятельности УИС был реализован ряд пилотных проектов по различным направлениям, в том числе с учетом дальнейшей перспективы внедрения инновационных систем и способов работы сотрудников с осужденными. Так как получение образования по-прежнему является одним из фундаментальных и базовых составляющих успеха личности, то большинство осужденных заинтересованы в получении качественного образования за время отбывания наказания.
Добавим, что с появлением в 2020 г. массового заболевания COVID-19 наша страна фактически перешла на дистанционный режим обучения с использованием новых моделей и способов преподавания со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных организаций, что позволяет говорить о новых формах получения осужденными общего образования и профессионального обучения, в том числе путем общественного воздействия.
Похожая ситуация - с организацией привлечения осужденных к общественно полезному труду, в которой активно участвуют предприниматели и иные частные хозяйствующие субъекты.
Труд в местах лишения свободы представляет собой работу, которую администрация учреждения предлагает осужденному, где он осознанно реализует тот или иной вид деятельности. Труд в целом оказывает воздействие на исправление осужденного и влияет на его поведение в период отбывания наказания.
Традиционно трудовое воспитание и использование труда в качестве средства исправления осужденных имеет важнейшее значение наряду с режимом и воспитательной работой. Благодаря работе производственного пенитенциарного сектора осужденные имеют возможность не только получить трудовые навыки, опыт общения в трудовом коллективе и пр., но и реальную профессию, которая в дальнейшем может быть востребована после их освобождения. Таким образом, хозяйствующий субъект как представитель общественности также может активно участвовать в исправлении осужденного.
Кроме того, работая на производстве, осужденный имеет возможность оплачивать алименты, возмещать причиненный преступлением ущерб, выполнять иные юридические обязательства (судебные издержки и т. д.) [9, с. 62-67]. При этом в ст. ст. 103 и по 107 УИК РФ определены основные вопросы в этой сфере, начиная от привлечения осужденного к труду, условий, оплаты труда и заканчивая удержаниями из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы.
В этом контексте следует приветствовать ведение учреждениями и органами УИС активной работы по вопросам совместного сотрудничества с бизнес-сообществом [10, с. 94-99], что позволяет увеличить количество рабочих мест осужденным и облегчить им дальнейшую ресоциа-лизацию.
Так, на основе Соглашения о сотрудничестве УФСИН России по Самарской области и Торгово-промышленной палаты Самарской области от 30.03.2017 было проведено 14.08.2018 выездное заседание комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по предпринимательству, на котором обсуждались вопросы производства продукции строительного назначения и развития сферы жилищно-коммунального хозяйства в ИУ Самарской области (согласно п. 18.2 приказа ФСИН России «О результатах реализации мероприятий, направленных на развитие производственного сектора УИС, совершенствование внутрисистемного обеспечения деятельности учреждений и органов УИС» от 08.12.2016 № 1036).
Кроме того, в учреждениях УФСИН России по Самарской области в настоящее время уже в рамках вышеуказанного Соглашения с привлечением бизнес-сообщества (ООО «Брянскрезино-техника») производятся резиновые изделия (ИК-16), налажено производство по выпуску строительных керамзитобетонных блоков с ООО «Самараблокстрой» (ИК-3), действуют 12 центров трудовой адаптации осужденных для производства продукции для внутрисистемных нужд, осуществляется выпуск обмундирования для сотрудников Самарского юридического института
ФСИН России, и т. п. Кроме того, УФСИН России по Самарской области имеет опыт сотрудничества с другими территориальными органами ФСИН России, получая заказы от УФСИН России по Вологодской и Рязанской областям, а также по Краснодарскому краю по изготовлению моющих средств (в ИК-5).
Таким образом, сотрудничество ИУ с хозяйствующими субъектами весьма актуально и свидетельствует о необходимости развития данного направления, тем самым подчеркивая роль общественного воздействия путем государственно-частного партнерства.
Немаловажное значение имеет деятельность общественности и в воспитательной работе с осужденными. Так, священнослужители, являясь представителями религиозных организаций, также оказывают содействие администрации ИУ в исправлении осужденного [11; 12, с. 146-151; 13, с. 65-74]. Значение этого аспекта исправления осужденных сложно переоценить, поскольку положения общепризнанных конфессий имеют значительный исправительно-предупредительный потенциал, а священнослужитель выступает здесь наставником и советчиком верующего осужденного с точки зрения формирования у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослуш-ного поведения.
Таким образом, общественное воздействие при ненадлежащем законодательном регулировании представляет собой важнейшее средство исправления осужденных (наряду с режимом), которое с учетом разносторонности субъектов его осуществления имеет многообразное содержание и фактически отчасти дублирует другие средства исправления.
Библиографический список
1. Бутенко Т. П., Петайчук А. А. Общественное воздействие как средство исправления осужденных к лишению свободы в условиях пандемии // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 92. С. 25-28.
2. Матвеенко В. Е. Общественное воздействие как средство исправления несовершеннолетних осужденных: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2000. 242 с.
3. Попова Е. Э. Общественное воздействие как основное средство исправления осужденных: историко-правовые аспекты и современные тенденции развития: монография. М., 2015. 197 с.
4. Поздняков В. М. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных на основе системы общественных воздействий: история и современность // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2011. № 4. С. 70-81.
5. Скиба А. П., Никитин Д. А. Круглый стол «Общественное воздействие как средство исправления осужденных» (2 декабря 2020 года) // Уголовно-исполнительное право. 2020. Т. 15. № 4. С. 438-442.
6. Александров А. С. Зарубежный опыт общественного контроля и общественного воздействия на осужденных к лишению свободы // Вестник Кузбасского института. 2018. № 1 (34). С. 9-19.
7. Добряков Д. А. Некоторые вопросы реализации общественного воздействия при исполнении наказания в виде лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. 2021. Т. 16. № 2. С.154-159.
8. Малолеткина Н. С., Скиба А. П. Регулирование общественного воздействия как средства исправления осужденных: постановка проблемы // Вестник Кузбасского института. 2021. № 2. С. 70-79.
9. Малолеткина Н. С. Применение основных средств исправления осужденных в уголовно-исполнительной системе России // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. 2019. № 5 (36). С. 62-67.
10. Белик В. Н., Скиба А. П. Вопросы государственно-частного партнерства в сфере исполнения лишения свободы: состояние, анализ и имплементация в отечественную правоприменительную практику // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 2. С. 94-99.
11. Козаченко И. Я., Корсаков К. В., Лещенко В. Г. Церковно-религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы: монография. Гамбург, 2012. 264 с.
12. Маликов Б. З. Общественное воздействие - средство исправления осужденных и роль в нем религиозного аспекта // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 13. № 2. С. 146-151.
13. Скиба А. П., Харитонович Е. Д. Религиозные организации как субъект общественного воздействия в отношении осужденных: к вопросу о концепции взаимодействия с учреждениями и органами, исполняющими наказания // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2020. № 3. С. 65-74.
References
1. Butenko T. P., Petaichuk A. A. Obshchestvennoe vozdeistvie kak sredstvo ispravleniya osu-zhdennykh k lisheniyu svobody v usloviyakh pandemii [Public impact as a means of correcting those sentenced to imprisonment in the conditions of a pandemic]. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universi-teta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Amur State University. Series: Humanities], 2021, no. 92, pp. 25-28 [in Russian].
2. Matveenko V. E. Obshchestvennoe vozdeistvie kak sredstvo ispravleniya nesovershen-noletnikh osuzhdennykh. Diss. kand. yurid. nauk [Public impact as a means of correcting juvenile convicts. Candidate's of Law thesis]. Ryazan, 2000, 242 р. [in Russian].
3. Popova E. E. Obshchestvennoe vozdeistvie kak osnovnoe sredstvo ispravleniya osuzhden-nykh: istoriko-pravovye aspekty i sovremennye tendentsii razvitiya: monografiya [Public influence as the main means of correcting convicts: historical and legal aspects and modern development trends]. Moscow, 2015, 197 р. [in Russian].
4. Pozdnyakov V. M. Resotsializatsiya nesovershennoletnikh osuzhdennykh na osnove sistemy obshchestvennykh vozdeistvii: istoriya i sovremennost' [Resocialization of juvenile convicts on the basis of a system of social influences: history and modernity]. VestnikRossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Yuridicheskie nauki [Bulletin of the Peoples ' Friendship University of Russia. Series: Legal Sciences], 2011, no. 4, pp. 70-81 [in Russian].
5. Skiba A. P., Nikitin D. A. Kruglyi stol «Obshchestvennoe vozdeistvie kak sredstvo ispravleniya osuzhdennykh» (2 dekabrya 2020 goda) [Round table «Public influence as a means of correcting convicts» (December 2, 2020)]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Enforcement law], 2020, t. 15, no. 4, pp. 438-442 [in Russian].
6. Aleksandrov A. S. Zarubezhnyi opyt obshchestvennogo kontrolya i obshchestvennogo vozde-istviya na osuzhdennykh k lisheniyu svobody [Foreign experience of public control and public influence on persons sentenced to imprisonment]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2018, no. 1 (34), pp. 9-19 [in Russian].
7. Dobryakov D. A. Nekotorye voprosy realizatsii obshchestvennogo vozdeistviya pri ispolnenii nakazaniya v vide lisheniya svobody [Some issues of the implementation of public influence in the execution of punishment in the form of deprivation of liberty]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Criminal executive law], 2021, t. 16, no. 2, pp. 154-159 [in Russian].
8. Maloletkina N. S., Skiba A. P. Regulirovanie obshchestvennogo vozdeistviya kak sredstva ispravleniya osuzhdennykh: postanovka problemy [Regulation of public influence as a means of correcting convicts: problem statement]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2021, no. 2, pp. 70-79 [in Russian].
9. Maloletkina N. S. Primenenie osnovnykh sredstv ispravleniya osuzhdennykh v ugolovno-ispolnitel'noi sisteme Rossii [The use of basic means of correcting convicts in the penal enforcement system of Russia]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: a scientific and practical journal], 2019, no. 5 (36), рр. 62-67 [in Russian].
10. Belik V. N., Skiba A. P. Voprosy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere ispolneniya lisheniya svobody: sostoyanie, analiz i implementatsiya v otechestvennuyu pravoprimenitel'nuyu praktiku [Issues of public-private partnership in the field of execution of deprivation of liberty: state, analysis and implementation in domestic law enforcement practice]. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhe-gorodskoi akademii MVD Rossii [Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2018, no. 2, pp. 94-99 [in Russian].
11. Kozachenko I. Ya., Korsakov K. V., Leshchenko V. G. Tserkovno-religioznoe vozdeistvie na osuzhdennykh k lisheniyu svobody: monografiya [Church-religious influence on those sentenced to imprisonment]. Gamburg, 2012, 264 р. [in Russian].
12. Malikov B. Z. Obshchestvennoe vozdeistvie - sredstvo ispravleniya osuzhdennykh i rol' v nem religioznogo aspekta [Public influence - a means of correcting convicts, and the role of the religious aspect in it]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Criminal executive law], 2018, t. 13, no. 2, pp. 146-151 [in Russian].
13. Skiba A. P., Kharitonovich E. D. Religioznye organizatsii kak sub"ekt obshchestvennogo vozdeistviya v otnoshenii osuzhdennykh: k voprosu o kontseptsii vzaimodeistviya s uchrezhdeniyami i organami, ispolnyayushchimi nakazaniya [Religious organizations as a subject of public influence in relation to convicts: on the concept of interaction with institutions and bodies executing sentences].
Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki [Proceedings of the Tula State University. Economic and legal sciences], 2020, no. 3, pp. 65-74 [in Russian].