Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ: НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ: НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОНТРОЛЬ / ЭПИДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малолеткина Наталья Сергеевна

Автором рассматривается проблема эффективности деятельности членов общественных наблюдательных комиссий в период эпидемии. Особое внимание уделяется правовой основе деятельности членов общественных наблюдательных комиссий в учреждениях уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся ограничений, связанных с эпидемией. Согласно ст. 85 УИК РФ возможно введение режима особых условий в исправительных учреждениях для противодействия и нейтрализации негативных последствий от стихийных бедствий, различных оснований введения чрезвычайного положения, указанных в ст. 3 ФКЗ Российской Федерации «О чрезвычайном положении», групповых неповиновений осужденных и пр. Режим особых условий предусматривает возможность введения дополнительных ограничений в отношении осужденных к лишению свободы и корректировку организации деятельности подразделений администрации исправительного учреждения (ч. 2 ст. 85 УИК РФ). В статье предлагается повторно изучить уже имеющийся опыт ряда пилотных проектов, которые реализовывались в исправительных учреждениях, и по мере необходимости внедрить их для повышения эффективности общественного пенитенциарного контроля за обеспечением прав осужденных. Формулируются также предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного и иного законодательства в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малолеткина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF PUBLIC MONITORING COMMISSIONS IN THE CONTEXT OF THE EPIDEMIC: SOME LEGAL AND TECHNICAL ASPECTS

The article deals with the problem of the effectiveness activity of public monitoring commission members during the epidemic. Special attention is paid to the legal basis of the activities of public monitoring commissions members in the penal institutions, taking into account the existing restrictions associated with the epidemic. According to Article 85 of the Criminal Code of the Russian Federation, it is possible to introduce a regime of special conditions in correctional institutions to counteract and neutralize the negative consequences of natural disasters, various grounds for the introduction of a state of emergency specified in Article 3 of the Federal Criminal Code of the Russian Federation «On the State of Emergency», group disobedience of convicts, etc. The regime of special conditions provides for the possibility of introducing additional restrictions on persons sentenced to imprisonment and adjusting the organization of the departments activities of the penal administration (Part 2 of Article 85 of the Criminal Code of the Russian Federation). The article proposes to re-examine the existing experience of a number of pilot reform that were implemented in correctional institutions and, if necessary, to implement them to improve the effectiveness of public penitentiary control over the rights of convicts. Proposals are also formulated to improve the penal enforcement and other legislation in this area.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ: НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

DOI 10.37523/SUI.2021.45.74.008 УДК 343.8

Малолеткина Наталья Сергеевна Natalija S. Maloletkina

кандидат юридических наук, Candidate of Law,

заместитель начальника кафедры Deputy Head of the State and Legal Disciplines Department,

государственно-правовых дисциплин, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Самарский юридический институт ФСИН России, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,

443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

e-mail: [email protected]

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ: НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. Автором рассматривается проблема эффективности деятельности членов общественных наблюдательных комиссий в период эпидемии. Особое внимание уделяется правовой основе деятельности членов общественных наблюдательных комиссий в учреждениях уголовно -исполнительной системы с учетом имеющихся ограничений, связанных с эпидемией.

Согласно ст. 85 УИК РФ возможно введение режима особых условий в исправительных учреждениях для противодействия и нейтрализации негативных последствий от стихийных бедствий, различных оснований введения чрезвычайного положения, указанных в ст. 3 ФКЗ Российской Федерации «О чрезвычайном положении», групповых неповиновений осужденных и пр. Режим особых условий предусматривает возможность введения дополнительных ограничений в отношении осужденных к лишению свободы и корректировку организации деятельности подразделений администрации исправительного учреждения (ч. 2 ст. 85 УИК РФ).

В статье предлагается повторно изучить уже имеющийся опыт ряда пилотных проектов, которые реализовывались в исправительных учреждениях, и по мере необходимости внедрить их для повышения эффективности общественного пенитенциарного контроля за обеспечением прав осужденных. Формулируются также предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного и иного законодательства в этой сфере.

Ключевые слова: общественная наблюдательная комиссия, исправительные учреждения, права осужденных, общественный пенитенциарныый контроль, эпидемия.

EFFECTIVENESS OF PUBLIC MONITORING COMMISSIONS IN THE CONTEXT OF THE EPIDEMIC: SOME LEGAL AND TECHNICAL ASPECTS

Summary. The article deals with the problem of the effectiveness activity of public monitoring commission members during the epidemic. Special attention is paid to the legal basis of the activities of public monitoring commissions members in the penal institutions, taking into account the existing restrictions associated with the epidemic.

According to Article 85 of the Criminal Code of the Russian Federation, it is possible to introduce a regime of special conditions in correctional institutions to counteract and neutralize the negative consequences of natural disasters, various grounds for the introduction of a state of emergency specified in Article 3 of the Federal Criminal Code of the Russian Federation «On the State of Emergency», group disobedience of convicts, etc. The regime of special conditions provides for the possibility of introducing additional restrictions on persons sentenced to imprisonment and adjusting the organization of the departments activities of the penal administration (Part 2 of Article 85 of the Criminal Code of the Russian Federation).

The article proposes to re-examine the existing experience of a number of pilot reform that were implemented in correctional institutions and, if necessary, to implement them to improve the effectiveness of public penitentiary control over the rights of convicts. Proposals are also formulated to improve the penal enforcement and other legislation in this area.

Keywords: public monitoring commission, correctional institutions, convicts rights, public penitentiary control, epidemic.

Год назад человечество впервые столкнулось с эпидемией под названием «COVID-19», и в настоящее время очевидно, что жизнедеятельность общества со своими устоявшимися ценностями, привычками и принципами из -за этого обстоятельства далее будет существенным образом

© 2021 Малолеткина Н. С.

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

корректироваться. Базовые принципы функционирования любого государства, в частности, уважение прав и свобод человека и гражданина, соблюдение их прав, защита интересов личности, развитие институтов гражданского общества, осуществление общественного контроля за различными аспектами функционирования правоохранительных и других государственных органов, а также усиление роли самих государственных институтов (как основного инструмента защиты государства и гражданского общества), в период эпидемии должны быть не только сохранены, но и требуют совершенствования.

Одним из таких правовых институтов, имеющих важное значение для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС), продолжает оставаться созданный в 2008 г. на основании Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (далее - ФЗ «Об общественном контроле...») общественный пенитенциарный контроль (данный термин уже определенное время используется в научной литературе [1] - примеч. авт.) путем деятельности общественных наблюдательных комиссий (далее - ОНК) по обеспечению прав осужденных, содержащихся в учреждениях УИС. С учетом эпидемиологической обстановки в нашей стране лица, содержащиеся в учреждениях УИС, фактически были подвергнуты «усиленным» правоограничениям в сравнении с привычными условиями содержания по уголовно-исполнительному и иному законодательству (например, в части предоставления свиданий), а сотрудникам этих учреждений вменялись дополнительные обязанности, что не смогло не повлиять и на качество вышеуказанного способа обеспечения прав содержащихся лиц. Так, в ряде случаев члены ОНК в таких условиях не всегда имели надлежащего доступа к осужденным и иным содержащимся лицам и, следовательно, не всегда могли эффективно обеспечивать соблюдение их прав средствами общественного пенитенциарного контроля.

Несмотря на наличие ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции (СОУГО-19), общественный пенитенциарный контроль по-прежнему нацелен на непрерывность и всесторонность обеспечения прав человека в местах принудительного содержания, что осуществлялось путем выездов членов ОНК в учреждения УИС и взаимодействия с сотрудниками УИС.

В частности, в учреждениях УФСИН России по Самарской области после непродолжительных дополнительных правоограничений предоставление краткосрочных и длительных свиданий стало осуществляться в штатном режиме в соответствии с требованиями уголовно -исполнительного законодательства и с соблюдением дополнительных требований индивидуальной защиты (на это обращали внимание и члены ОНК - примеч. авт.). В настоящее время краткосрочные свидания уже предоставляются в специально отведенных помещениях при соблюдении правил профилактики коронавирусной инфекции (у всех участников свидания должно быть наличие масок и перчаток), и они незамедлительно прекращаются в случае нарушения порядка использования средств индивидуальной защиты. При предоставлении же длительных свиданий обязательным условием является предъявление родственниками и лицами, приехавшими на свидание, отрицательных результатов на выявление коронавируса со сроком давности не позднее 3 рабочих дней.

Одновременно в учреждениях Самарской области прием посылок и передач для подследственных и осужденных также уже осуществляется в штатном режиме (что также отмечается членами ОНК).

В итоге на сегодняшний день случаев заболеваний коронавирусной инфекцией среди подследственных и осужденных в учреждениях УФСИН России по Самарской области не зарегистрировано.

Между тем в законодательстве об общественном пенитенциарном контроле и уголовно -исполнительном законодательстве содержится ряд недостатков (не определен предмет такого контроля, правовое положение его субъектов и иных участников подобных правоотношений и пр., что анализируется в юридической литературе [2; 3, с. 77-82]), затрудняющих обеспечение прав содержащихся лиц путем осуществления общественного контроля, которые еще более отчетливо проявляются в период действия ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции (СОУШ-19).

При этом по уголовно-исполнительному законодательству (ст. 85 УИК РФ) возможно введение режима особых условий в исправительных учреждениях для противодействия и нейтрализации негативных последствий от стихийных бедствий, различных оснований введения

чрезвычайного положения, указанных в ст. 3 ФКЗ Российской Федерации «О чрезвычайном положении», групповых неповиновений осужденных и пр. (ч. 1 указанной нормы закона). Режим особых условий предусматривает возможность введения дополнительных ограничений в отношении осужденных к лишению свободы и корректировку организации деятельности подразделений администрации исправительного учреждения (ч. 2 ст. 85 УИК РФ).

Вместе с тем эпидемия не является основанием введения режима особых условий в исправительных учреждениях по ч. 1 ст. 85 УИК РФ, что не позволяет при ее выявлении вводить в исправительном учреждении указанный режим.

Однако эпидемия может быть обстоятельством введения чрезвычайного положения согласно ст. 3 ФКЗ Российской Федерации «О чрезвычайном положении», что подразумевает двух-этапный вариант введения соответствующих мер в исправительном учреждении: сначала в конкретной местности вводится режим чрезвычайного положения (1 этап), а уже на его основе - режим особых условий в исправительном учреждении этого же региона (2 этап). Представляется, что подобная схема противодействия эпидемиям в исправительных учреждениях излишне сложна и требует своего совершенствования, прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве.

Более того, ни в ст. 85 УИК РФ, ни в ФЗ «Об общественном контроле...» не предусмотрены особенности осуществления общественного пенитенциарного контроля, в том числе посещения членами ОНК исправительных учреждений [4, с. 21-26].

Все вышесказанное требует корректировки уголовно -исполнительного и иного законодательства, прежде всего, ст. 85 УИК РФ.

Для повышения эффективности общественного пенитенциарного контроля Постоянной комиссией по содействию ОНК, реформе пенитенциарной системы и профилактике преступности Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека были разработаны соответствующие рекомендации, помогающие организовывать выезды в исправительные учреждения в период борьбы с эпидемией.

Остановимся на некоторых из них подробнее и рассмотрим сквозь призму практического применения.

Так, при посещении членами ОНК учреждений УИС в период введения противоэпидемических мер особое внимание обращается на следующие вопросы в сфере обеспечения прав человека:

- проведение видеоконференц-связи (далее - ВКС) с судами по вопросам избрания и продления меры пресечения, предоставления условно-досрочного освобождения, изменения вида исправительного учреждения и т. п.;

- доступ адвокатов к подследственным и осужденным, а также обеспечение мер безопасности при их посещении учреждений УИС, в том числе их регистрации в журнале посещения режимной территории;

- обнаружение лиц с симптомами ОРВИ, пневмонии и коронавирусной инфекции, а также неукоснительная реализация санитарно-противоэпидемических и иных мер;

- обеспечение регулярности и продолжительности телефонных переговоров осужденных, а также возможности видеосвязи с родственниками и иными лицами;

- соблюдение бытовых условий сотрудников УИС в период эпидемии при их длительном пребывании в исправительных учреждениях при выполнении служебных обязанностей; и др.

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что большое значение как со стороны администрации исправительных учреждений, так и со стороны членов ОНК уделяется обеспечению состояния здоровья осужденных, а также своевременному предоставлению и надлежащей реализации их иных прав, предусмотренных уголовно-исполнительным и иным законодательством.

В 2020 г. в условиях эпидемии при отсутствии иногда возможности регулярного и оперативного посещения членами ОНК учреждений УИС, согласно вышеуказанным Рекомендациям, в целях обеспечения права на обращения подследственных и осужденных к членам ОНК была организована работа системы «ФСИН-письмо». Данная услуга осуществлялась по аналогии с обращениями к уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Вместе с тем, к сожалению, не все территориальные органы ФСИН России воспользовались этой услугой.

Осужденные и их родственники также имели право на бесплатный звонок на «горячую линию» членам ОНК, информация о которых размещена администрациями учреждений на информационных стендах.

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

Кроме того, в УФСИН России по Самарской области один раз в месяц уже традиционно организуется «прямая линия» с гражданами, что помогает формированию положительного общественного мнения у населения о работе в период эпидемии сотрудников исправительных колоний и следственных изоляторов, а также членов ОНК. К проведению «прямых линий», помимо прочего, привлекается и руководящий состав УФСИН России, начальники отделов и отделений, члены Общественного совета при УФСИН России, а также члены ОНК.

Реализация общественного пенитенциарного контроля в Самарской области осуществляется членами ОНК на регулярной основе, в частности, путем общения через стекло с содержащимися лицами в комнатах краткосрочных свиданий. Кроме того, ими осуществляется сбор статистических сведений о заболевших и вылечившихся содержащихся лицах, о лечении в медицинских организациях с их же согласия и т. д.

В этом случае состояние здоровья подследственных и осужденных находится в фокусе особого внимания членов ОНК, что законодательно предусмотрено в ст. 16.1 ФЗ «Об общественном контроле.».

На сегодняшний день также актуально общение содержащихся лиц с внешним миром с использованием средств ВКС, что позволяет в дистанционном режиме судам и членам ОНК решать различные проблемы. Не менее важным представляется также вопрос об обеспечении возможности участия членов ОНК в режиме ВКС во всех учреждениях УИС по вопросам обеспечения прав осужденных и профилактики возникновения среди них конфликтных ситуаций (в то же время не во всех регионах страны имеется данная техническая возможность, а если таковая есть, то не используется на должном уровне - прим. авт.).

Однако в большинстве исправительных учреждений общение по ВКС происходит преимущественно с судами, в то время как прием членами ОНК осужденных по личным вопросам таким техническим способом не осуществляется, в том числе из -за наличия имеющихся ограничений в уголовно-исполнительном законодательстве.

Повышению эффективности работы членов ОНК по обеспечению прав осужденных и подследственных, в том числе на получение медицинской помощи, мог бы способствовать уже апробированный проект по внедрению телемедицины в ИУ.

Телемедицина (дистанционная медицина) - это применение телекоммуникационных и компьютерных технологий для доступа к сведениям о состоянии здоровья различных лиц. Так, в 2017 г. на базе УФСИН России по г. Москва (СИЗО-1) было установлено программное обеспечение «Телемедицина». Доктор, проводящий в онлайн-режиме консультацию, получал доступ к медицинской карте пациента, результатам его анализов и т. д. и давал свое заключение и соответствующие рекомендации.

В связи с тем что данный проект в целом признан успешным, считаем целесообразным для повышения эффективности деятельности членов ОНК и повышения уровня состояния здоровья подследственных и осужденных взять его за основу, в том числе путем расширения прав ОНК и наделения их полномочиями по контролю за таким способом получения медицинской помощи осужденными. Возможно, следует и на законодательном уровне регламентировать это в ст. 16.1 ФЗ «Об общественном контроле.».

Представляется, что внедрение данного пилотного проекта в практическую деятельность учреждений УИС позволит организовать в режиме ВКС общение подследственных и осужденных с врачами, адвокатами, а также с членами ОНК.

С учетом мнения высших должностных лиц нашего государства о необходимости развития общества путем внедрения во все сферы его жизнедеятельности информационных технологий и новых методик работы с гражданами РФ актуально говорить о предстоящих нововведениях и во ФСИН России. Помимо прочего, возможно, в дальнейшем через реализацию систем видеоконтроля и ВКС возможно будет и внедрение в исправительные учреждения системы искусственного интеллекта и создание во ФСИН России самостоятельного структурного подразделения, которое будет проводить цифровую трансформацию ведомства, что повысит эффективность его взаимодействия с ОНК и другими институтами гражданского общества.

Таким образом, представляется, что усиление правовых и технических аспектов деятельности ОНК в период эпидемии позволит повысить эффективность обеспечения прав лиц, содержащихся в учреждениях УИС.

Библиографический список

1. Общественный контроль за деятельностью мест принудительного содержания: теоретические вопросы совершенствования законодательства: монография / под ред. А. П. Скибы. Ростов на/Д., 2015.

2. Скиба А. П., Мосиенко В. П. Институт общественного контроля за деятельностью мест принудительного содержания: монография / под науч. ред. д-ра юрид. наук, проф. А. Я. Гришко, д-ра юрид. наук, проф. Ю. А. Кашубы. Ростов на/Д., 2012.

3. Тепляшин П. В., Тепляшин И. В. Общественный контроль в пенитенциарной системе: современная организационно-правовая модель // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 3 (39) / 2020. С. 77-82.

4. Малолеткина Н. С. Проблемы осуществления общественного контроля за обеспечением прав осужденных при наступлении экстремальных ситуаций: некоторые практико-правовые аспекты // Уголовно-исполнительное право. 2021. Т. 16. № 1. С. 21-26.

References

1. Obshchestvennyi kontrol' za deyatel'nost'yu mest prinuditel'nogo soderzhaniya: teoreticheskie voprosy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva: monografiya [Public control over the activities of places of forced detention: theoretical issues of improving legislation]. Rostov-оn-Don, 2015 [in Russian].

2. Skiba A. P., Mosienko V. P. Institut obshchestvennogo kontrolya za deyatel'nost'yu mest prinuditel'nogo soderzhaniya: мonografiya [Institute of Public Control over the activities of places of forced detention]. Rostov-on-Don, 2012 [in Russian].

3. Teplyashin P. V., Teplyashin I. V. Obshchestvennyi kontrol' v penitentsiarnoi sisteme: sovremennaya organizatsionno-pravovaya model' [Public control in the penitentiary system: a modern organizational and legal model]. VestnikSamarskogoyuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskijzhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: a scientific and practical journal], 2020, no. 3 (39), рр. 77-82 [in Russian].

4. Maloletkina N. S. Problemy osushchestvleniya obshchestvennogo kontrolya za obespeche-niem prav osuzhdennykh pri nastuplenii ekstremal'nykh situatsii: nekotorye praktiko-pravovye aspekty [Problems of implementing public control over ensuring the rights of convicts in the occurrence of extreme situations: some practical and legal aspects]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal enforcement law], 2021, t. 16, no. 1, pp. 21-26 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.