Научная статья на тему 'Совершенствование правовых и организационных основ государственного управления в Российской Федерации'

Совершенствование правовых и организационных основ государственного управления в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
545
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРАВО / КОРРУПЦИЯ / ДОКТРИНА / КОНЦЕПЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА / ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА / RUSSIAN FEDERATION / PUBLIC ADMINISTRATION / LAW / CORRUPTION / DOCTRINE / CONCEPT / STRATEGY / FEDERAL LAW / PRESIDENTIAL DECREE / GOVERNMENT DECREE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тонконогов Александр Викторович, Калинкина Татьяна Владимировна

В статье предлагаются правовые и организационные меры совершенствования государственного управления и противодействия коррупции в современной России. По мнению авторов, реализация политики в любой сфере должна осуществляться на основе законодательного пакета документов: доктрина концепция стратегия федеральные законы указы президента постановления правительства ведомственные нормативно-правовые акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тонконогов Александр Викторович, Калинкина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of legal and organizational bases of public administration in the Russian Federation

The article proposes legal and organizational measures to improve public administration and combat corruption in modern Russia. According to the authors, the implementation of policy in any sphere should be based on the legislative package of documents: doctrine concept strategy Federal laws presidential decrees government resolutions departmental regulations.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правовых и организационных основ государственного управления в Российской Федерации»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УДК 34 ББК 67.52

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10336

совершенствование правовых

и организационных основ государственного управления

W W _ _

в российской федерации

Александр Викторович ТОНКОНОГОВ, Татьяна Владимировна КАЛИНКИНА,

академик РАЕН, профессор РАНХ и ГС старший преподаватель РАНХ и ГС

при Президенте Российской Федерации, при Президенте Российской Федерации

доктор философских наук, E-mail: kalinkina-tv@ranepa.ru научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности» E-mail: alekstonkonogov@yandex.ru

Аннотация. В статье предлагаются правовые и организационные меры совершенствования государственного управления и противодействия коррупции в современной России. По мнению авторов, реализация политики в любой сфере должна осуществляться на основе законодательного пакета документов: доктрина — концепция — стратегия — федеральные законы — указы президента — постановления правительства — ведомственные нормативно-правовые акты.

Ключевые слова: Российская Федерация, государственное управление, право, коррупция, доктрина, концепция, стратегия, федеральный закон, указ президента, постановление правительства.

Annotation. The article proposes legal and organizational measures to improve public administration and combat corruption in modern Russia. According to the authors, the implementation of policy in any sphere should be based on the legislative package of documents: doctrine — concept — strategy — Federal laws — presidential decrees — government resolutions — departmental regulations.

Keywords: Russian Federation, public administration, law, corruption, doctrine, concept, strategy, federal law, presidential decree, government decree.

За последние годы в российском обществе справедливо сформировалось мнение о том, что необходимо срочное принятие правовых и организационных мер, направленных на совершенствование всего государственного управления в Российской Федерации. Показательная проблемная ситуация наблюдается в области подготовки и назначения по профессиональным (а не каким-то иным) критериям на руководящие должности во всех сферах государственного управления1. Непрофессионалы в структурах социального (государственного, муниципального, корпоративного) управ-

ления современной России являются одним из главных источников коррупции, так как непрофессионалы могут поддерживать друг друга, только оказывая побочные услуги, их объединяет стремление к быстрой наживе посредством использования своих властных полномочий.

Коррупция — это социальная аномалия, характеризующаяся формированием специфических общественных отношений, регулирование которых более эффективно не в соответствии с легитимным законом (государственным правом), а по определенным правилам (различного рода понятиям, в том числе криминальным).

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

В теоретическом контексте обеспечения государственного управления и противодействия коррупции в современной России необходимо формирование научно-образовательных дисциплин, изучающих, в том числе, моральные основы управленческой деятельности: «Философия социального управления»2 и «Духовные основы государственного управления»3, которые позволят определить аксиологические, интеллектуально-нравственные, эстетические императивы государственного управления. Воспитание нравственных управленцев — это одна из основных задач государства и одно из главных направлений противодействия коррупции.

В целях системной профилактики коррупции государство должно создать социальные условия, при которых не соблюдать легитимное законодательство (следовать каким-либо антисоциальным понятиям) будет не выгодно, так как строгое наказание станет применяться в отношении всех без исключения физических и юридических лиц, нарушающих закон; при этом следует осуществлять публичное общественное порицание4 лиц, совершивших правонарушения (в СССР эта мера наказания предусматривалась в качестве одного из основных видов уголовного наказания5).

Эффективным антикоррупционным средством также является: дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации статьей «Дискредитация государственной власти должностным лицом»»6, предполагающей основное наказание не в виде лишения свободы, а в виде конфискации имущества и ограничения права занимать любые должности в системе государственного и муниципального управления пожизненно. При этом конфискация незаконно приобретенного имущества должна производиться вне зависимости от времени и места его обнаружения, без учета каких-либо сроков давности и иных условий.

С практической точки зрения, в целях совершенствования государственного управления и противодействия коррупции в современной России мы также предлагаем следующее:

1. Формирование коалиционного Правительства с участием представителей всех парламентских партий: специалистов, имеющих практический стаж работы не менее пяти лет в сферах, которыми им доверят руководить.

2. Всем госслужащим (гражданским и военным), включая сотрудников МВД и специальных служб, должно быть гарантировано предоставление жилья во время службы и / или при выходе на пенсию в соответствии с их служебным ста-

тусом, вне зависимости от наличия жилья, уже им переданного по наследству или в порядке дарения. При этом лишится уже имеющегося служебного жилья и права на его получение госслужащий может в случае увольнения по дискредитирующим обстоятельствам и, тем более, в случае привлечения к уголовной ответственности.

3. Строительные компании обязаны выделять в Жилищный фонд руководителя республики, края, области, автономии, города федерального значения не менее 5% от принятого к эксплуатации жилья, контроль за распределением которого должен осуществляться с привлечением представителей институтов гражданского общества, в частности, СМИ, ветеранских и иных общественных организаций.

4. Лица, уволенные из государственных и муниципальных органов и учреждений любого профиля из-за привлечения к уголовной ответственности за умышленные преступления, не имеют права занимать какие-либо должности в них пожизненно, включая должности уборщиц, гардеробщиц и дворников.

5. Лица, получившие высшее образование или длительное время (более шести месяцев) стажировавшиеся за рубежом (без официальных направлений государственных структур Российской Федерации); а также имеющие близких родственников (родители, дети, супруги, родные братья и сестры), которые являются гражданами иностранных государств, не могут быть приняты на службу в государственные органы и учреждения на должности, предполагающие работу с документацией под грифом секретности.

6. Государственные служащие обязаны ежегодно предоставлять информацию о расходах, но только превышающих их годовой заработок, а также о единовременно совершенных покупках на сумму свыше 20 МРОТ.

7. Семьи военнослужащих, сотрудников любых государственных органов и учреждений, погибших при исполнении (или связанных с исполнением служебных обязанностей) обстоятельствах должны получать единовременные выплаты в размере 200 окладов денежного содержания погибшего и обеспечиваться жильем, как и в случаях, предусмотренных при выходе на пенсию.

8. Федеральному оперативно-розыскному агентству при Президенте Российской Федерации7 предоставляется право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в отношении любых лиц, в том числе высших должностных лиц регионов, министерств, ведомств, судей и сотрудников прокуратуры.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

9. Штатная численность службы участковых уполномоченных полиции должна быть увеличена в два раза с предоставлением служебного жилья сотрудникам на подведомственной территории; на каждом участке несут службу два участковых: непосредственно всем известный официальный участковый уполномоченный полиции и оперативный участковый уполномоченный полиции, несущий службу под агентурным прикрытием и осуществляющий весь спектр оперативно-розыскных мероприятий не только по пресечению и раскрытию, но и по профилактике преступлений.

10. Для организации мониторинга научно обоснованных предложений по вопросам совершенствования государственного управления необходимо создать соответствующие группы Анализа научных публикаций в Администрации Президента и Аппарате Правительства Российской Федерации.

11. Научные журналы, рекомендованные ВАК России министерствами и ведомствами для публикации научных работ, следует обязать публиковать не менее четверти (от общего количества в каждом выпуске) научных работ исследователей, имеющих ученую степень доктора наук.

12. Использование средств, выделяемых в дорожные фонды, для иных целей следует признать уголовно наказуемым деянием. Контроль за состоянием дорог частично возложить на институты гражданского общества с правом официальных запросов в прокуратуру регионального и федерального уровня.

13. Производство любой продукции и особенно продуктов питания, изделий для детей должно осуществляться в соответствии с федеральными ГОСТами, систематическое нарушение которых влечет конфискацию имущества производителя в доход государства.

14. Сооружение и принятие в эксплуатацию строительных объектов, изготовление и сбыт продуктов питания, медикаментов, детских игрушек и другой продукции, угрожающей жизни и здоровью людей и животных, необходимо считать тяжким уголовным преступлением, за которое следует ввести наказание вплоть до пожизненного заключения.

15. В государственных и бюджетных организациях (включая министерства и ведомства федерального и регионального уровня) оклады денежного содержания и премиальные выплаты руководителям не должны превышать соответствующих окладов и выплат в сравнении с младшими сотрудниками больше чем в десять раз.

16. Средства массовой информации необходимо законодательно обязать приглашать в качестве экспертов на теле- и радиопередачи, а также для публикаций в печатных СМИ не менее 50% экспертов, имеющих ученую степень доктора наук.

17. В целях формирования патриотического самосознания российских граждан требуется ввести квоту для СМИ: 25% времени от ежедневного эфира и полос в каждом из выпусков печатной продукции должны быть посвящены правдивым материалам об отечественной истории, в том числе не менее 10% материалов необходимо посвящать рассказам о подвигах советского народа в Великой отечественной войне 1941 — 1945 гг. и Отечественной войне 1812 г.

18. В контексте реализации федеральной программы «Культура России» телевизионные каналы и радиостанции следует законодательно обязать ежемесячно выпускать в эфир не менее 25% новых исполнителей и коллективов, реализующих свое творчество на русском языке и языках народов Российской Федерации, включая коллективы народного творчества, классических, эстрадных и рок-исполнителей. В целях сохранения традиционных народных ремесел всех народов России следует создать государственную корпорацию «Российский сувенир» с предоставлением налоговых льгот индивидуальным предпринимателям — мастерам, входящим в данную структуру, сохраняющим уникальные промыслы и ремесла.

19. Разрешить частным и юридическим лицам, в том числе охранным и иным коммерческим организациям, осуществлять сбор материалов (доказательств), способствующих профилактике и расследованию экономических и коррупционных преступлений, с последующей выплатой им вознаграждения в размере от 1 до 25% от средств, которые были возвращены в бюджет Российской Федерации.

20. Медицинское страхование граждан должно гарантировать в соответствии с законодательством полное и немедленное компенсирование расходов на лечение и проведение операций любой сложности как в России, так и за рубежом.

В целом реализация внутренней и внешней государственной политики в любой области социальных отношений должна осуществляться на основе законодательного пакета (блока) правовых и нормативных актов, которыми являются:

1. Доктрина, определяющая генеральную направленность, варианты достижения конкрет-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

ных целей в зависимости от развития геополитической, геоэкономической и геодуховной ситуации в мире.

2. Концепция, в которой закрепляются основополагающие принципы, методы, средства и конкретные направления государственной политики.

3. Стратегия, уточняющая в качестве основного один из вариантов развития на конкретный период, а также тактические параметры, к которым необходимо стремиться при достижении генеральной стратегической цели на различных этапах (от года до пяти — шести лет) реализации доктрины и концепции.

4. Федеральный закон (законы), конкретизирующий (-щие) механизмы, субъекты, объекты, ресурсы, предполагаемые к использованию в Стратегии для реализации государственной политики, т.е. достижения и решения тактических и стратегических целей и задач.

5. Нормативно-правовые акты (указы, распоряжения, постановления, приказы, инструкции, регламенты) Президента, Правительства; министерств и ведомств, участвующих в реализации вышеназванных документов, определяющие порядок, объем ресурсов, полномочий и перечень конкретных лиц, ответственных за своевременное достижение и решение оперативно-тактических целей и задач.

Таким образом, можно констатировать, что по всем направлениям государственного развития необходимо принятие пакета правовых документов: доктрина — концепция — стратегия — федеральные законы — указы президента — постановления правительства — ведомственные нормативно-правовые акты8.

В противном случае будут бесконечно повторяться правовые аномалии: плохо подготовленные акты, требующие уже после их принятия существенной доработки.

Поэтому правовыми и нормативными актами, в которых следует определить доктриналь-ные, концептуальные и организационно-практические аспекты, например государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности современной России, должны стать:

1. Доктрина национальной безопасности Российской Федерации.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на 12-летний период, с корректировкой каждые шесть лет.

4. Скорректированные федеральные законы и особенно ФЗ «О безопасности».

5. Указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности.

6. Ведомственные инструкции, приказы, распоряжения, регламенты (главным образом МО, МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, СВР Российской Федерации).

Все вышеуказанные меры по совершенствованию правовых и организационных основ позволят существенно и в кратчайшие сроки повысить эффективность государственного управления в Российской Федерации, в том числе в области противодействия коррупции и в целом — в обеспечении национальной безопасности.

1 Тонконогов A.B. Социальный психоз или вопросы совершенствования государственного управления в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 2.

2 Тонконогов A.B. Философия социального управления как научная дисциплина // Закон и право. 2010. № 7.

3 Тонконогов A.B. Духовные основы государственного управления как научная и учебная дисциплина // Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 2.

4 Тонконогов A.B. Публичное общественное порицание как вид уголовного и административного наказания // Закон и право. 2012. № 4.

5 Уголовный кодекс РСФСР (с изм. и доп. на 01.01.1978 г. с приложением постатейно-систематизированных материалов). М.: Юрид. лит., 1978. С. 16.

Согласно УК РСФСР общественное порицание следовало доводить до «общественности через печать или иным способом» (ст. 33 «Общественное порицание»).

6 Тонконогов A.B. Дискредитация государственной власти должностным лицом как уголовно наказуемое деяние (философско-правовые аспекты противодействия коррупции в современной России) // Закон и право. 2010. № 2.

7 Тонконогов A.B. Федеральное оперативно-розыскное агентство (бюро) в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Закон и право. 2015. № 3.

8 Тонконогов A.B. Геостратегические императивы развития России в XXI веке: Монография. М.: Изд. РГАУ-МСХА, 2015. С. 68.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.