УДК 342.9 ББК 67.401
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10046
СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА
Алиас Асланович ГУНБА, аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: Gunba_Alias@mail.ru
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс Научный руководитель: А.В. Куракин, доктор юридических наук, профессор
Аннотация. В статье представлен обзор основных субъектов противодействия коррупции, их правовой статус, а также место в правовой системе. Рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность данных субъектов. Автор рассматривает основные полномочия, права и обязанности субъектов противодействия коррупции.
Ключевые слова: коррупция, контрактная система, противодействие, государство, должность.
Annotation. The article provides an overview of the main subjects of anti-corruption, their legal status, as well as a place in the legal system. Considered legal acts regulating the activities of these subjects.It also examines the main powers of the rights and obligations of anti-corruption subjects
Keywords: corruption, contract system, counteraction, state, position.
Противодействие коррупции осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица в рамках их полномочий: предупреждение коррупции, включая выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции); выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений1.
Функции по предупреждению коррупции в пределах своего ведомства выполняются всеми без исключения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) регламентирует отношения, касающиеся обеспечения государственных и муниципальных нужд с целью уве-
личения результативности закупок продукции, работ, услуг, обеспечения их открытости и прозрачности, предупреждения коррупции и прочих злоупотреблений в части, относящейся к контролю соблюдения законодательства РФ и других нормативно-правовых актов о контрактной системе.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 одно из главных направлений работы государственных органов по увеличению результативности противодействия коррупции заключается в обеспечении добросовестности, гласности, честной конкуренции и объективности при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственной или муниципальной потребности.
Не случайно некоррупционное осуществление государственных закупок выделено в особое направление. В разных странах мира данная сфера подвергается повышенным коррупционным рискам.
Борьба с коррупцией в системе закупок, и в государственном, и в коммерческом секторе экономики, не может осуществляться без всестороннего подхода к решению этой непростой про-блемы2.
№ 1/2019
Главный принцип Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», способствующий противодействию коррупционным проявлениям при осуществлении закупочной деятельности, состоит в обеспечении публичности и открытости при закупках. Все сведения о закупках публикуются на официальном сайте РФ: www.zakupki.gov.ru.
При осуществлении того или другого метода определения поставщика (исполнителя, подрядчика) членами комиссии не могут выступать физические лица, которые лично заинтересованы в результатах размещения заказа.
В Федеральном законе № 44-ФЗ конкретизированы требования, описан механизм вывода из состава комиссии таких лиц.
Ключевой способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в настоящее время — это открытый аукцион в электронном виде. Главная особенность этого способа заключается в изолированности заказчиков от вероятных подрядчиков (поставщиков, исполнителей) при определении победителя, что, без сомнения, предупреждает проявления коррупции.
Заказчик обязан осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, с заявками на участие в запросе котировок, с заявками на участие в запросе предложений, конвертов с окончательными предложениями. Заказчик также вправе осуществлять видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Кроме того, любой участник запроса котировок, запроса предложений, присутствующий при вскрытии конвертов с такими заявками, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов, что также представляет собой один из методов предупреждения коррупции.
Противодействию коррупционным проявлениям способствует и то, что, как указано в Федеральном законе № 44-ФЗ, заявка на участие в запросе предложений в электронной форме направляется участником закупки оператору электронной площадки и должна содержать требуемые заказчиком в документации о проведении запроса предложений в электронной форме соответствующие документы и информацию.
Чтобы избежать злоупотребления в области закупок, в законодательстве содержится исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа и недопущение установления других требований, помимо установленных в законе, определены условия допуска к торгам
и отказа от участия в них. В то же время законодателем установлены обязательные и дополнительные требования3.
А именно, не меньше, чем 15% от общего объема закупок, предусматриваемого планом-графиком, заказчик должен распределить между субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями.
В обязанности участников закупок, кроме имеющихся требований, входит подтверждение своей правомочности заключения контрактов и декларирование отсутствия судимости за экономические преступления. Помимо этого, если начальная (максимальная) цена контракта будет выше предельного размера, установленного Правительством РФ, то участнику закупки — стороне контракта необходимо осведомлять заказчика относительно своих выгодоприобретателей.
Все закупки планируются заблаговременно на основании их целей через формирование планов-закупок и планов графиков. Приоритетное направление планирования — приобретение для государственных и муниципальных потребностей инновационных и высокотехнологичных товаров. Формирование плана закупок заказчики осуществляют на весь период действия соответствующего закона о бюджете, учитывая соответствующее обоснование закупок и норм, которые устанавливает Правительство РФ.
Введенный механизм определения цены контракта не позволяет участникам закупок намеренно повышать цену, а после исключения большей части претендентов снижать ее и таким образом побеждать в торгах.
Исполнение контрактов контролируют и органы аудита, какими являются Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы регионов и муниципальных образований. Результаты аудита также размещаются в общей информационной системе.
Вместе с тем законодателем также предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о закупках, закрепленная как в Кодексе РФ об административных правонарушениях (статьи 7.29—7.32), так и в Уголовном кодексе РФ (статьи 285—286, 288—293).
Кроме того, функционирует институт общественного контроля. Право осуществлять контроль закупочной деятельности дано гражданам, общественным объединениям и объединениям юридических лиц, а в обязанности государства входит всестороннее содействие в реализации подобного контроля.
№ 1/2019
Субъекты антикоррупционной деятельности, основываясь на свои полномочия в сфере противодействия коррупции, могут условно разделяться на нижеследующие группы4:
1) высшие органы власти: Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ;
2) правоохранительные органы: Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, МВД, ФСБ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная таможенная служба;
3) федеральные органы, обладающие дополнительными функциями в сфере противодействия коррупции: Счетная палата РФ, Министерство юстиции, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономического развития, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ;
4) иные федеральные органы исполнительной власти, федеральные учреждения, представительные и исполнительные органы власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, служащих которых затрагивают ограничения, требования и запреты антикоррупционной направленности;
5) институты гражданского общества, принимающие участие в работе по предотвращению коррупции.
Условно можно выделить следующие направления противодействия коррупции у вышеназванных субъектов антикоррупционной деятельности:
■ предотвращение коррупции (включая профилактику) входит в компетенцию абсолютно всех органов власти;
■ антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов осуществляют правовые подразделения органов власти, разрабатывающие указанные акты;
■ антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов других ведомств проводится Министерством юстиции и Генеральной прокуратурой РФ;
■ надзор за исполнением законодательства в области противодействия коррупции осуществляется Генеральной прокуратурой РФ;
■ обнаружение фактов коррупции в пределах своих полномочий осуществляется Счетной палатой, Генеральной прокурату-
рой РФ, МВД, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службой, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;
■ раскрытие коррупционных правонарушений посредством осуществления оперативно-розыскных мероприятий является компетенцией МВД, ФСБ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы;
■ расследование преступлений коррупционного характера проводится Следственным комитетом РФ, МВД, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков;
■ минимизирование, устранение последствий
коррупционных правонарушений, исполнение наказаний осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов;
■ координацию противодействия коррупции осуществляет Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ, на региональном уровне — главы субъектов РФ и органы местного самоуправления;
■ усовершенствование антикоррупционного законодательства осуществляет, прежде всего, Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф35 Президентом РФ осуществляется: определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции; установление компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство работой которых им осуществляется, в сфере противодействия коррупции.
Основные задачи Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции заключаются в:
■ подготовке предложений Президенту РФ по выработке и реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции;
■ координации работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государствен-
№ 1/2019
ной политики в сфере противодействия коррупции;
■ контроле реализации мероприятий, которые предусматривает Национальный план противодействия коррупции.
В Государственной Думе Федерального Собрания РФ сформирован функционирующий на постоянной основе рабочий орган, в компетенцию которого входят вопросы противодействия коррупции, — Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.
В Совете Федерации Федерального Собрания РФ вопросами противодействия коррупции занимается Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества.
Полномочия Правительства РФ в сфере противодействия коррупции проявляются в ходе осуществления регулятивно-управленческой, нормотворческой и контрольной деятельности Правительства.
Они могут быть условно разделены на две группы:
■ полномочия, касающиеся определения ключевых направлений работы исполнительной власти в области противодействия коррупции;
■ полномочия, касающиеся непосредственной разработки мер в отношении предупреждения и выявления фактов коррупции в органах исполнительной власти, а также их практической реализации.
К полномочиям управлений (отделов) по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции относятся6:
■ прокурорский надзор за исполнением законодательства касательно противодействия коррупции, в том числе надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе в части следования установленным запретам и ограничениям государственными и муниципальными служащими;
■ осуществление антикоррупционной экспер-
тизы нормативно-правовых актов (и их проектов), которые издают органы государственной власти и органы местного самоуправления;
■ совместно с другими подразделениями над-
зор за исполнением антимонопольного, бюджетного законодательства, законов об использовании государственного и муниципального имущества, о размещении заказов на поставки товаров и услуг, о про-
тиводействии легализации (отмыванию) доходов, которые получены противозаконным путем, и в некоторых других сферах, касающихся коррупционных проявлений;
■ надзор за выполнением требований уголовно-процессуального законодательства при расследовании коррупционных преступлений и требований законов при оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых по соответствующим преступлениям;
■ поддержание государственного обвинения по делам о преступлениях коррупционного характера, участие в арбитражном, гражданском судопроизводстве, рассматривающем вопросы возмещения вреда, нанесенного актами коррупции.
1 Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции. М.: Алетейя, 2016.
2 Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: В 2-х т. Т. 2. М.: Научный эксперт, 2017.
3 Леонов Н. Коррупция. М.: Интербук, Эвеста, 2017.
4 Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». М.: Деловой двор, 2015.
5 Там же.
6 Костенников М.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы: Монография / М.В. Костенников, А.В. Куракин. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2015.
Библиографический список
1. Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции. М.: Алетейя, 2016. 236 с.
2. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: В 2-х т. Т. 2. М.: Научный эксперт, 2017. 305 с.
3. Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». М.: Деловой двор, 2015. 208 с.
4. Костенников М.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы: Монография / М.В. Костенников, А.В. Куракин. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2015. 128 с.
5. Леонов Н. Коррупция. М.: Интербук, Эвеста, 2017. 192 с.
№ 1/2019