Научная статья на тему 'Субъекты противодействия коррупции в системе государственного контракта'

Субъекты противодействия коррупции в системе государственного контракта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2805
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коррупция / контрактная система / противодействие / государство / должность / corruption / contract system / counteraction / state / position.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алиас Асланович Гунба

В статье представлен обзор основных субъектов противодействия коррупции, их правовой статус, а также место в правовой системе. Рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность данных субъектов. Автор рассматривает основные полномочия, права и обязанности субъектов противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алиас Асланович Гунба

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjects of combating corruption in the system of state contract

The article provides an overview of the main subjects of anti-corruption, their legal status, as well as a place in the legal system. Considered legal acts regulating the activities of these subjects.It also examines the main powers of the rights and obligations of anti-corruption subjects

Текст научной работы на тему «Субъекты противодействия коррупции в системе государственного контракта»

УДК 342.9 ББК 67.401

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10046

СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА

Алиас Асланович ГУНБА, аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс Научный руководитель: А.В. Куракин, доктор юридических наук, профессор

Аннотация. В статье представлен обзор основных субъектов противодействия коррупции, их правовой статус, а также место в правовой системе. Рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность данных субъектов. Автор рассматривает основные полномочия, права и обязанности субъектов противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, контрактная система, противодействие, государство, должность.

Annotation. The article provides an overview of the main subjects of anti-corruption, their legal status, as well as a place in the legal system. Considered legal acts regulating the activities of these subjects.It also examines the main powers of the rights and obligations of anti-corruption subjects

Keywords: corruption, contract system, counteraction, state, position.

Противодействие коррупции осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица в рамках их полномочий: предупреждение коррупции, включая выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции); выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений1.

Функции по предупреждению коррупции в пределах своего ведомства выполняются всеми без исключения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) регламентирует отношения, касающиеся обеспечения государственных и муниципальных нужд с целью уве-

личения результативности закупок продукции, работ, услуг, обеспечения их открытости и прозрачности, предупреждения коррупции и прочих злоупотреблений в части, относящейся к контролю соблюдения законодательства РФ и других нормативно-правовых актов о контрактной системе.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 одно из главных направлений работы государственных органов по увеличению результативности противодействия коррупции заключается в обеспечении добросовестности, гласности, честной конкуренции и объективности при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственной или муниципальной потребности.

Не случайно некоррупционное осуществление государственных закупок выделено в особое направление. В разных странах мира данная сфера подвергается повышенным коррупционным рискам.

Борьба с коррупцией в системе закупок, и в государственном, и в коммерческом секторе экономики, не может осуществляться без всестороннего подхода к решению этой непростой про-блемы2.

№ 1/2019

Главный принцип Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», способствующий противодействию коррупционным проявлениям при осуществлении закупочной деятельности, состоит в обеспечении публичности и открытости при закупках. Все сведения о закупках публикуются на официальном сайте РФ: www.zakupki.gov.ru.

При осуществлении того или другого метода определения поставщика (исполнителя, подрядчика) членами комиссии не могут выступать физические лица, которые лично заинтересованы в результатах размещения заказа.

В Федеральном законе № 44-ФЗ конкретизированы требования, описан механизм вывода из состава комиссии таких лиц.

Ключевой способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в настоящее время — это открытый аукцион в электронном виде. Главная особенность этого способа заключается в изолированности заказчиков от вероятных подрядчиков (поставщиков, исполнителей) при определении победителя, что, без сомнения, предупреждает проявления коррупции.

Заказчик обязан осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, с заявками на участие в запросе котировок, с заявками на участие в запросе предложений, конвертов с окончательными предложениями. Заказчик также вправе осуществлять видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Кроме того, любой участник запроса котировок, запроса предложений, присутствующий при вскрытии конвертов с такими заявками, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов, что также представляет собой один из методов предупреждения коррупции.

Противодействию коррупционным проявлениям способствует и то, что, как указано в Федеральном законе № 44-ФЗ, заявка на участие в запросе предложений в электронной форме направляется участником закупки оператору электронной площадки и должна содержать требуемые заказчиком в документации о проведении запроса предложений в электронной форме соответствующие документы и информацию.

Чтобы избежать злоупотребления в области закупок, в законодательстве содержится исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа и недопущение установления других требований, помимо установленных в законе, определены условия допуска к торгам

и отказа от участия в них. В то же время законодателем установлены обязательные и дополнительные требования3.

А именно, не меньше, чем 15% от общего объема закупок, предусматриваемого планом-графиком, заказчик должен распределить между субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями.

В обязанности участников закупок, кроме имеющихся требований, входит подтверждение своей правомочности заключения контрактов и декларирование отсутствия судимости за экономические преступления. Помимо этого, если начальная (максимальная) цена контракта будет выше предельного размера, установленного Правительством РФ, то участнику закупки — стороне контракта необходимо осведомлять заказчика относительно своих выгодоприобретателей.

Все закупки планируются заблаговременно на основании их целей через формирование планов-закупок и планов графиков. Приоритетное направление планирования — приобретение для государственных и муниципальных потребностей инновационных и высокотехнологичных товаров. Формирование плана закупок заказчики осуществляют на весь период действия соответствующего закона о бюджете, учитывая соответствующее обоснование закупок и норм, которые устанавливает Правительство РФ.

Введенный механизм определения цены контракта не позволяет участникам закупок намеренно повышать цену, а после исключения большей части претендентов снижать ее и таким образом побеждать в торгах.

Исполнение контрактов контролируют и органы аудита, какими являются Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы регионов и муниципальных образований. Результаты аудита также размещаются в общей информационной системе.

Вместе с тем законодателем также предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о закупках, закрепленная как в Кодексе РФ об административных правонарушениях (статьи 7.29—7.32), так и в Уголовном кодексе РФ (статьи 285—286, 288—293).

Кроме того, функционирует институт общественного контроля. Право осуществлять контроль закупочной деятельности дано гражданам, общественным объединениям и объединениям юридических лиц, а в обязанности государства входит всестороннее содействие в реализации подобного контроля.

№ 1/2019

Субъекты антикоррупционной деятельности, основываясь на свои полномочия в сфере противодействия коррупции, могут условно разделяться на нижеследующие группы4:

1) высшие органы власти: Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ;

2) правоохранительные органы: Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, МВД, ФСБ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная таможенная служба;

3) федеральные органы, обладающие дополнительными функциями в сфере противодействия коррупции: Счетная палата РФ, Министерство юстиции, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономического развития, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ;

4) иные федеральные органы исполнительной власти, федеральные учреждения, представительные и исполнительные органы власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, служащих которых затрагивают ограничения, требования и запреты антикоррупционной направленности;

5) институты гражданского общества, принимающие участие в работе по предотвращению коррупции.

Условно можно выделить следующие направления противодействия коррупции у вышеназванных субъектов антикоррупционной деятельности:

■ предотвращение коррупции (включая профилактику) входит в компетенцию абсолютно всех органов власти;

■ антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов осуществляют правовые подразделения органов власти, разрабатывающие указанные акты;

■ антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов других ведомств проводится Министерством юстиции и Генеральной прокуратурой РФ;

■ надзор за исполнением законодательства в области противодействия коррупции осуществляется Генеральной прокуратурой РФ;

■ обнаружение фактов коррупции в пределах своих полномочий осуществляется Счетной палатой, Генеральной прокурату-

рой РФ, МВД, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службой, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;

■ раскрытие коррупционных правонарушений посредством осуществления оперативно-розыскных мероприятий является компетенцией МВД, ФСБ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы;

■ расследование преступлений коррупционного характера проводится Следственным комитетом РФ, МВД, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков;

■ минимизирование, устранение последствий

коррупционных правонарушений, исполнение наказаний осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов;

■ координацию противодействия коррупции осуществляет Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ, на региональном уровне — главы субъектов РФ и органы местного самоуправления;

■ усовершенствование антикоррупционного законодательства осуществляет, прежде всего, Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф35 Президентом РФ осуществляется: определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции; установление компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство работой которых им осуществляется, в сфере противодействия коррупции.

Основные задачи Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции заключаются в:

■ подготовке предложений Президенту РФ по выработке и реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции;

■ координации работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государствен-

№ 1/2019

ной политики в сфере противодействия коррупции;

■ контроле реализации мероприятий, которые предусматривает Национальный план противодействия коррупции.

В Государственной Думе Федерального Собрания РФ сформирован функционирующий на постоянной основе рабочий орган, в компетенцию которого входят вопросы противодействия коррупции, — Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.

В Совете Федерации Федерального Собрания РФ вопросами противодействия коррупции занимается Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества.

Полномочия Правительства РФ в сфере противодействия коррупции проявляются в ходе осуществления регулятивно-управленческой, нормотворческой и контрольной деятельности Правительства.

Они могут быть условно разделены на две группы:

■ полномочия, касающиеся определения ключевых направлений работы исполнительной власти в области противодействия коррупции;

■ полномочия, касающиеся непосредственной разработки мер в отношении предупреждения и выявления фактов коррупции в органах исполнительной власти, а также их практической реализации.

К полномочиям управлений (отделов) по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции относятся6:

■ прокурорский надзор за исполнением законодательства касательно противодействия коррупции, в том числе надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе в части следования установленным запретам и ограничениям государственными и муниципальными служащими;

■ осуществление антикоррупционной экспер-

тизы нормативно-правовых актов (и их проектов), которые издают органы государственной власти и органы местного самоуправления;

■ совместно с другими подразделениями над-

зор за исполнением антимонопольного, бюджетного законодательства, законов об использовании государственного и муниципального имущества, о размещении заказов на поставки товаров и услуг, о про-

тиводействии легализации (отмыванию) доходов, которые получены противозаконным путем, и в некоторых других сферах, касающихся коррупционных проявлений;

■ надзор за выполнением требований уголовно-процессуального законодательства при расследовании коррупционных преступлений и требований законов при оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых по соответствующим преступлениям;

■ поддержание государственного обвинения по делам о преступлениях коррупционного характера, участие в арбитражном, гражданском судопроизводстве, рассматривающем вопросы возмещения вреда, нанесенного актами коррупции.

1 Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции. М.: Алетейя, 2016.

2 Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: В 2-х т. Т. 2. М.: Научный эксперт, 2017.

3 Леонов Н. Коррупция. М.: Интербук, Эвеста, 2017.

4 Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». М.: Деловой двор, 2015.

5 Там же.

6 Костенников М.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы: Монография / М.В. Костенников, А.В. Куракин. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2015.

Библиографический список

1. Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции. М.: Алетейя, 2016. 236 с.

2. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: В 2-х т. Т. 2. М.: Научный эксперт, 2017. 305 с.

3. Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». М.: Деловой двор, 2015. 208 с.

4. Костенников М.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы: Монография / М.В. Костенников, А.В. Куракин. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2015. 128 с.

5. Леонов Н. Коррупция. М.: Интербук, Эвеста, 2017. 192 с.

№ 1/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.