Научная статья на тему 'Совершенствование правовой политики России в сфере регламентации правового положения личности как обязательный элемент юридического равенства'

Совершенствование правовой политики России в сфере регламентации правового положения личности как обязательный элемент юридического равенства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
246
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / ЭЛЕМЕНТ ЮРИДИЧЕСКОГО РАВЕНСТВА / RUSSIAN LEGAL POLICY / REGULATION OF LEGAL POSITION OF A PERSONALITY / ELEMENT OF JURIDICAL EQUALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пузиков Р. В.

В статье автор рассматривает направления совершенствования правовой политики России в сфере регламентации правового положения личности. В публикации обоснована необходимость юридического равенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the legal policy of Russia in the field of regulation of legal position of a personality as a necessary element of juridical equality

The author considers directions of perfection of Russian legal policy in the sphere of regulation of legal status of a person. In the article necessity of legal equality is proved.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правовой политики России в сфере регламентации правового положения личности как обязательный элемент юридического равенства»

на общество, когда, благодаря участию самих граждан в законодательстве, суде и управлении, государство органически, по самому своему строению, сближается с обществом» [12-14].

В действующей Конституции РФ 1993 г. современная Россия предстает как демократическое правовое государство. Однако Конституция сама по себе не является достаточной гарантией развития общества в направлении осуществления прав человека и гражданина. Писаному закону, закрепляющему конституционные институты, должна отвечать соответствующая организация социума, способствующая утверждению и развитию демократии. В этом смысле теоретико- и историко-правовая характеристика института прав и свобод личности является весьма значимой и злободневной.

1. Алексеев С.С. Линия права. М., 2006. С. 247

2. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007. С. 113.

3. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 93-94.

4. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 256.

5. Общая теория государства и права: Академический курс: в 2 т. / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 272-273.

6. Полное собрание законов (ПСЗ-3). Т. 25. № 26803.

7. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Пособие к лекциям. СПб., 1892. Т. 1. С. 316.

8. Ковалевский М.М. Общее конституционное право. СПб., 1907-1908. С. 105-106.

9. Гессен В.М. О правовом государстве. СПб., 1906. С. 24-26.

10. Дживелегов А.К. Конституция и гражданская свобода // Конституционное государство. СПб., 1905. С. 59-61.

11. Матвеев В.Г. Право публичных собраний. СПб., 1909. С. 149.

12. Административное право. Лекции А.И. Ели-стратова. М., 1911. С. 149.

13. Ивановский В. В. Учебник административного права. Казань, 1907. С. 211.

14. Матвеев В. Г. Право публичных собраний. СПб., 1909. С. 12.

Поступила в редакцию 18.04.2008 г.

Kiselev R.V. Problem of personal rights and liberties in the treatment of Russian legal scholars. The article considers views of modern and pre-revolutionary Russian lawyers of a problem of personal rights and liberties, the system of rights and liberties, their place and value in the legal and political life of the country.

Key words: personal rights and liberties, lawful state.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СФЕРЕ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЮРИДИЧЕСКОГО РАВЕНСТВА

Р.В. Пузиков

В статье автор рассматривает направления совершенствования правовой политики России в сфере регламентации правового положения личности. В публикации обоснована необходимость юридического равенства.

Ключевые слова: правовая политика России, регламентация правового положения личности, элемент юридического равенства.

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором, по нашему мнению, отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоот-

ношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение.

В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В

основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т. е. реальное положение человека в системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В государственном обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не было права [1].

Подобное неправовое состояние можно отразить, мы полагаем, понятием социальнонормативного статуса, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей органической частью в дальнейшем стал правовой статус, представляющий собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством [2].

Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями и способами с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его особым качеством - праводееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность за свои поступки [3].

Понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности равнозначны. Во всяком случае законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле.

Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Поэтому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует [4]. Именно из этого, как нам представляется, следует, что правовой статус - это часть, элемент общества.

В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков, что было объективно обусловлено историческими,

геополитическими и социальными факторами. Достаточно сравнить, скажем, рабовла-

дельческий, феодальный, буржуазный строй, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он, безусловно, и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. Причинная обусловленность рассматриваемого явления сложная и богатая.

Говоря о современном состоянии юридического статуса личности в РФ, следует отметить, что он характеризуется крайней неустойчивостью, слабой социально-правовой защищенностью, отсутствием надежных гарантирующих механизмов, неспособностью государственных властных структур эффективно обеспечивать интересы граждан, их права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность.

Правовой статус личности несет на себе печать глубокого социально-экономического, политического, духовного кризиса, который переживает сегодня Россия, и подвержен всем ее катаклизмам. Изменилась также и материальная основа статуса, образовалось многообразие форм собственности, имуще -ственное расслоение, появился рынок труда, безработица, существенно упал жизненный уровень.

Единство и стабильность правового статуса подорваны процессами суверенизации, межнациональными и региональными конфликтами. В ряде бывших советских республик приняты дискриминационные законы, нарушающие основные права человека, проводятся этнические чистки. Появились значительные группы людей, такие как беженцы, мигранты, перемещенные лица, вообще без четкого правового статуса. 25 млн российских граждан внезапно, помимо своей воли, превратились в «иностранцев». Их положение резко ухудшилось. В свою очередь огромная масса людей из ближнего зарубежья (свыше полумиллиона) оказалась на территории России [5]. Иным стал статус самого государства.

Правовой статус индивида, мы считаем, существенно дестабилизируется в результате тех неурядиц, которые происходят сегодня в обществе: социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, экологические и технологические катастрофы, шоковые методы проведения реформ.

На правовое состояние личности оказывают свое воздействие и нравственно-психо-

логические факторы - потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям. Личность испытывает глубокий социальный дискомфорт и неуверенность в завтрашнем дне.

Экстремальность ситуации, противоречия, переоценка ценностей, ломка сложившихся за 75 лет устоев, изменение моральнополитического климата, образа жизни - все это не могло не сказаться на общем положении отдельного индивида, на условиях его существования [1, с. 268]. Перечисленное характеризует в основном негативные тенденции, но есть и позитивные.

Сегодня под правовой статус личности подводится современная законодательная база, включающая новую Конституцию РФ, Декларацию прав и свобод человека, Закон о гражданстве и др. важные акты. При этом нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области. Уже закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности; патерналистские начала этих отношений уступают место свободному партнерству и сотрудничеству гражданского общества [6].

По нашему мнению, осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным, от сковывающего любую инициативу бюрократического централизма к разумной автономии и самостоятельности [7]. Меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план в нем выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость.

Уже сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип «не запрещенное законом дозволено», усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности [8].

Мы уверены, что практическое значение проблемы правового статуса состоит в том, что она непосредственно затрагивает интересы людей, отражается на их судьбах, особенно в переломные периоды, когда общество реформируется, рушатся старые и нарождаются новые связи, структуры, отношения.

Реформа освещается законами, иначе она идти не может. И от того, как это делается, мы полагаем, зависит, с одной стороны, успех провозглашенного курса, а с другой -прочность и незыблемость правового статуса субъектов данного процесса, их активность или пассивность.

Поэтому, мы уверены, важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения» [9].

Еще более вредно и недопустимо, мы считаем, наделение должностных лиц не предусмотренными законом полномочиями, произвольное расширение функций, что нарушает их официальный статус. Кроме того, мы согласны с мнением Л.Д. Воеводина в том, что «статус может быть юридически нечетким, аморфным, размытым, что ведет к неразберихе, нарушениям законности и прав личности» [10].

В связи с вышеуказанным следует четко понимать, что именно от того, насколько последовательно и научно обоснованно будет развиваться правовая политика России в рассмотренной сфере, зависит, насколько быстро будет построено правовое государство в нашей стране с полноценно существующим и эффективно действующим гражданским обществом.

1. Общая теория права: курс лекций / под ред.

B.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 265.

2. Витрук Н.В. Статус личности в политической системе общества. М., 1993. С. 154.

3. Черниченко С.В. Личность и международное право. М., 1974. С. 137.

4. Новоселов В.И. Право и личность. СПб., 2001.

C. 56.

5. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1996. С. 114.

6. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2002. С. 234.

7. Теория государства и права: учебное пособие / под ред. А.В. Малько и А.Ю. Саломатина. Пенза, 2004. С. 345.

8. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 126.

9. Ануфриев В.А. Социальный статус и активность личности. М., 1984. С. 176.

10. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 32.

Поступила в редакцию 16.04.2008 г.

Puzikov R.V. Improvement of the legal policy of Russia in the field of regulation of legal position of a personality as a necessary element of juridical equality. The author considers directions of perfection of Russian legal policy in the sphere of regulation of legal status of a person. In the article necessity of legal equality is proved.

Key words: Russian legal policy, regulation of legal position of a personality, element of juridical equality.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В.Г. Усачев

В статье рассматривается сущность и содержание обеспечительной деятельности судов в механизме реализации принципа непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина. Исследуются юридические гарантии и средства реализации принципа в системе обеспечительных мер, применяемых судами. Предлагаются направления совершенствования механизма реализации принципа непосредственного действия прав и свобод, обеспечительной деятельности суда в этом механизме.

Ключевые слова: механизм, обеспечение, права, свободы, суд.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством, смысл которого раскрывается через ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Реализация прав и свобод человека и гражданина основана на опосредованном в действующем законодательстве и юридической практике действии принципов правового статуса личности как основополагающих начал, обеспечивающих единство понятия «права человека» и способствующие единому восприятию прав человека через призму гуманизма, уважения человеческого достоинства, свободы, равноправия, солидарности и справедливости [1].

Наряду с исследованиями правового статуса личности в Российской Федерации в ряде научных работ присутствует и анализ принципов прав и свобод человека и гражданина. Так, принципами прав человека называют принципы нравственного и глобального гуманизма, уважения человеческого достоинства, свободы прав человека, равноправия, солидарности прав человека, демократии, толерантности (терпимости), справедливо-

сти, всеобщности и неотчуждаемости, единства прав, свобод и обязанностей, равенства всех перед законом, непосредственного действия, гарантированности и защищенности государством [2]. В частности, принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина означает верховенство прав и свобод в правовой системе. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими предполагает возможность реализации и защиты прав и свобод в случае их нарушения в соответствии с Конституцией, которая обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории России (ч. 1 ст. 15 Конституции). Конституция России, закрепив принцип непосредственного действия основных прав и свобод человека и гражданина, в сущности, снимает вопрос о любых формах регламентации, которые хоть в какой-либо мере искажают их исходное содержание или ставят преграды перед их практическим осуществлением [3].

Однако исследования принципов прав и свобод человека и гражданина, в т. ч. принципа их непосредственного действия, исчерпываются научной разработкой теоретических и конституционно-правовых основ пра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.