Научная статья на тему 'Проблема прав и свобод личности в трактовке российских правоведов'

Проблема прав и свобод личности в трактовке российских правоведов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
892
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / PERSONAL RIGHTS AND LIBERTIES / LAWFUL STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киселев Р. В.

В статье рассматриваются взгляды современных и дореволюционных российских юристов на проблему прав и свобод личности, систему прав и свобод, их место и значение в правовой и политической жизни страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of personal rights and liberties in the treatment of Russian legal scholars

The article considers views of modern and pre-revolutionary Russian lawyers of a problem of personal rights and liberties, the system of rights and liberties, their place and value in the legal and political life of the country.

Текст научной работы на тему «Проблема прав и свобод личности в трактовке российских правоведов»

ПРАВО

ПРОБЛЕМА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В ТРАКТОВКЕ РОССИЙСКИХ ПРАВОВЕДОВ

Р.В. Киселев

В статье рассматриваются взгляды современных и дореволюционных российских юристов на проблему прав и свобод личности, систему прав и свобод, их место и значение в правовой и политической жизни страны.

Ключевые слова: права и свободы личности, правовое государство.

Права и свободы личности - важный институт современного правоведения. Его изучением занимаются специалисты различных отраслей права - конституционного права, общей теории государства и права, истории государства и права и др.

Современный теоретик права С.С. Алексеев выделяет две «ипостаси» трактовки и бытования прав и свобод личности. Ученый отмечает, что права человека в наиболее распространенном их понимании - это «категория «личностного» порядка - субъективные права, понимаемые как возможности конкретной личности, субъекта. Обретение же правами человека непосредственного юридического значения и действия, достигаемое посредством их воплощения в юридических конструкциях и специфических юридических принципах, означает, по мнению Алексеева, возвышение прав до уровня объективного права [1].

Таким образом, изначально мы имеем права как возможности конкретной личности, а затем - полнокровные юридические права, обладавшие всем набором юридических средств и механизмов. В ходе описанного нами преобразования социально-правовой статус рассматриваемой категории существенно видоизменяется. По мере того, как права субъекта закрепляются в юридических актах, признаются государством и обеспечиваются судебной ветвью власти, вступают в работу иные звенья юридической системы, начинает действовать объективное право, а сами права

человека из явлений субъективного порядка возвышаются до уровня объективного права.

Разделяя в целом описанную юридическую конструкцию «материализации» прав и свобод личности в правовой и политической жизни отдельной взятой страны, специалист в области конституционного права Б.С. Эб-зеев в своей последней работе рассматривает данную проблему под иным углом зрения, сквозь призму взаимоотношений личности и государства, их взаимной ответственности, обязательств и обязанностей. Эбзеев указывает, что права и свободы человека и гражданина, будучи выражением социальной и юридически признанной свободы личности, обладают двойственной природой. Прежде всего они призваны гарантировать свободу личности в ее отношениях с государством и его агентами, обеспечить автономию личности от государственного вмешательства в некоторые наиболее значимые для человека сферы его жизнедеятельности, гарантируют статус личности от нарушений со стороны государства. Таким образом, права предстают своего рода «уздой для государства», его органов и должностных лиц. По мнению Эб-зеева, это - пассивный (негативный) аспект функционального назначения основных прав и свобод. Позитивный же аспект заключается, по его словам, в том, что эти права и свободы накладывают на государство обязанность юридически гарантировать конституционный статус человека [2].

Таким образом, важным аспектом институционализации и, если угодно, конститу-

ционализации прав человека - естественных, неотчуждаемых, принадлежащих лицу с рождения - является возложение на государство обязанности соблюдения этих прав. Понятие соблюдения прав человека и гражданина трактуется современными юристами как не только пассивная, но и активная обязанность государства. По своему существу, дело не сводится только к нормированию государством прав и установлению юридических механизмов их реализации. В этой проблеме имеется и другой сущностный аспект - создание публичной властью гарантий пользования этими правами, а также теми социальными благами, которые в них сокрыты.

Трактовка прав и свобод человека под углом зрения субъективного права имеет давнюю историю. Дореволюционный правовед -специалист в области государственного права Н.М. Коркунов, к примеру, считал, что выяснение понятия права в субъективном смысле представляет собой «самый трудный и самый спорный вопрос во всем учении о правоотношениях»: «Влияние правовых норм на условия осуществления наших интересов представляется настолько разнообразным и имеет столько точек соприкосновения и перехода одной в другую, что разобраться в них и выделить с достаточной определенностью правомочие из других последствий правового регулирования - дело не легкое» [3].

В советский период полемика вокруг содержания субъективного права, его соотношения с правом в объективном смысле (т. е. собственно правом), а также структуры субъективного права продолжалась. В числе исследователей данной проблемы следует назвать С.Н. Братуся, А.Г. Бережнова, Н.В. Вит-рука, Ф.М. Рудинского, Б.С. Эбзеева, Н.И. Матузова, Н.Г. Александрова, Л.Д. Воеводина и др. При некотором различии трактовок все эти авторы сходились в главном, в своем признании значения провозглашения прав и свобод в конституционных хартиях того или иного государства. Следуя за С.С. Алексеевым, они отмечали, что формирование права человека как объективной реальности представляло собой подлинный перелом в мире правовых явлений и правовых представлений. Сущность данного революционного события состояла в переходе от понимания права как права власти, исключительно силового явления, сугубо властно-

государственного образования, к его пониманию как самостоятельного и высокозначимого социального феномена, убежища от произвола, института свободного самоутверждения человека [1, с. 248; 4].

В настоящее время наиболее распространенной является классификация прав и свобод личности в соответствии с вычленением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых эти права и свободы возникают и реализуются. Согласно данной классификации - подразделению прав и свобод по их социальному назначению выделяют четыре основные группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные и культурные. При этом грань между данными группами прав и свобод является достаточно условной, поскольку все они в совокупности образуют целостную и единую систему общественных отношений. При этом отдельные права и свободы могут быть отнесены к различным категориям прав [5].

Согласно данной классификации, под политическими правами и свободами личности понимаются возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом. К этой категории прав и свобод относятся право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право участвовать во всенародных обсуждениях и голосованиях (референдумах) и др.

Под личными правами и свободами понимаются возможности человека, ограждающие его от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь. В широком смысле слова к этой категории принадлежат все права; в узком - право на жизнь, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, свободу передвижения и выбор места жительства, свободу совести и др.

Социально-экономические права и свободы (возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, обеспечивающие удовлетворение экономических и духовных потребностей человека) включают в себя право на труд, отдых, на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и др. Культурные права и

свободы (наиболее молодая категория гражданских прав) - это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании. К их числу относятся право на получение образования, свобода научного, технического и художественного творчества и др.

Доминирующие позиции государства в социальной сфере, его патерналистское отношение к обществу обусловили более позднюю в сравнении со странами Западной Европы и США постановку в России проблемы прав и свобод личности. Если на Западе права человека и гражданина получили законодательное закрепление в последней четверти XVIII столетия, сначала в Декларации прав американского штата Вирджиния 1776 г., затем во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., являвшейся основой европейского законодательства о правах человека, то в России идеи конституционного устройства и гражданских свобод не были определены законодательно даже в начале XX столетия.

Представление о свободе личности как значимой духовной и политической ценности и признание необходимости создания институционально-правовых гарантий для ее осуществления как назревшей потребности государственного и общественного развития страны вызревало в недрах либерального направления правовой мысли. Проблема конституционного правления и являвшихся его неотъемлемым атрибутом демократических свобод выходит на первый план в правовед-ческой литературе с изданием Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», объявившего о намерении императора «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» [6].

Появляется большое число публикаций, в т. ч. в ведущих правовых и общественнополитических изданиях, в которых юристы разъясняли понятия прав человека и гражданина, критиковали постановления русского законодательства о гражданских и политических свободах, разоблачали их нарушения органами власти и управления. Лейтмотивом трудов специалистов-правоведов служила мысль, высказанная еще в 1892 г. известным

теоретиком государственного права Н.М. Кор-куновым: «В настоящее время нет вопроса более настоятельного, более неотложного, требующего реформы, как вопрос об обеспечении за русским обществом прав гражданской свободы» [7].

Российские ученые-юристы внесли большой вклад в формирование представлений российского образованного общества о свободах, перевод проблемы так называемых субъективных публичных (в более узком смысле - гражданских) свобод в плоскость специального научно-теоретического рассмотрения. Они разработали оригинальную концепцию становления гражданского общества и правового государства в условиях модернизации самодержавного строя.

Свободы граждан подразделялись в государственном праве на три группы: 1) права личной свободы (неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода профессий и передвижения); 2) права общественной свободы (свободы совести, мысли, слова, печати, союзов и собраний); 3) свободы экономические и материальные (свободы собственности, труда, промышленности, торговли). Гражданские права отделялись от политических, хотя и признавалось, что грань между теми и другими тонка. Считалось, что политические права (избирательное право, право быть присяжным заседателем и др.) давали гражданам возможность участвовать в государственном управлении, гражданские же права (право на свободу совести, союзов, собраний и др.) такого участия не предоставляли, однако определяли отношение граждан к государству [8-11].

Осуществление прав и свобод граждан связывалось представителями правовой науки с утверждением правового государства, неотъемлемым признаком которого являлось признание за населением определенной суммы прав, ограничиваемых в судебном порядке. «Только в правовом государстве права находят свое основание в законе, равно обязательном и для подвластных, и для власти», -писал В.М. Гессен [9, с. 26-27].

Отмечая решительное противодействие, оказываемое организации обществ авторитарной властью, правоведы связывали установление прав и свобод с определенной стадией развития правового государства, «когда власть начинает смелее и тверже опираться

на общество, когда, благодаря участию самих граждан в законодательстве, суде и управлении, государство органически, по самому своему строению, сближается с обществом» [12-14].

В действующей Конституции РФ 1993 г. современная Россия предстает как демократическое правовое государство. Однако Конституция сама по себе не является достаточной гарантией развития общества в направлении осуществления прав человека и гражданина. Писаному закону, закрепляющему конституционные институты, должна отвечать соответствующая организация социума, способствующая утверждению и развитию демократии. В этом смысле теоретико- и историко-правовая характеристика института прав и свобод личности является весьма значимой и злободневной.

1. Алексеев С.С. Линия права. М., 2006. С. 247

2. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007. С. 113.

3. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 93-94.

4. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 256.

5. Общая теория государства и права: Академический курс: в 2 т. / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 272-273.

6. Полное собрание законов (ПСЗ-3). Т. 25. № 26803.

7. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Пособие к лекциям. СПб., 1892. Т. 1. С. 316.

8. Ковалевский М.М. Общее конституционное право. СПб., 1907-1908. С. 105-106.

9. Гессен В.М. О правовом государстве. СПб., 1906. С. 24-26.

10. Дживелегов А.К. Конституция и гражданская свобода // Конституционное государство. СПб., 1905. С. 59-61.

11. Матвеев В.Г. Право публичных собраний. СПб., 1909. С. 149.

12. Административное право. Лекции А.И. Ели-стратова. М., 1911. С. 149.

13. Ивановский В. В. Учебник административного права. Казань, 1907. С. 211.

14. Матвеев В. Г. Право публичных собраний. СПб., 1909. С. 12.

Поступила в редакцию 18.04.2008 г.

Kiselev R.V. Problem of personal rights and liberties in the treatment of Russian legal scholars. The article considers views of modern and pre-revolutionary Russian lawyers of a problem of personal rights and liberties, the system of rights and liberties, their place and value in the legal and political life of the country.

Key words: personal rights and liberties, lawful state.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СФЕРЕ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЮРИДИЧЕСКОГО РАВЕНСТВА

Р.В. Пузиков

В статье автор рассматривает направления совершенствования правовой политики России в сфере регламентации правового положения личности. В публикации обоснована необходимость юридического равенства.

Ключевые слова: правовая политика России, регламентация правового положения личности, элемент юридического равенства.

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором, по нашему мнению, отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоот-

ношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение.

В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.