ПРАВО
ПРОБЛЕМА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В ТРАКТОВКЕ РОССИЙСКИХ ПРАВОВЕДОВ
Р.В. Киселев
В статье рассматриваются взгляды современных и дореволюционных российских юристов на проблему прав и свобод личности, систему прав и свобод, их место и значение в правовой и политической жизни страны.
Ключевые слова: права и свободы личности, правовое государство.
Права и свободы личности - важный институт современного правоведения. Его изучением занимаются специалисты различных отраслей права - конституционного права, общей теории государства и права, истории государства и права и др.
Современный теоретик права С.С. Алексеев выделяет две «ипостаси» трактовки и бытования прав и свобод личности. Ученый отмечает, что права человека в наиболее распространенном их понимании - это «категория «личностного» порядка - субъективные права, понимаемые как возможности конкретной личности, субъекта. Обретение же правами человека непосредственного юридического значения и действия, достигаемое посредством их воплощения в юридических конструкциях и специфических юридических принципах, означает, по мнению Алексеева, возвышение прав до уровня объективного права [1].
Таким образом, изначально мы имеем права как возможности конкретной личности, а затем - полнокровные юридические права, обладавшие всем набором юридических средств и механизмов. В ходе описанного нами преобразования социально-правовой статус рассматриваемой категории существенно видоизменяется. По мере того, как права субъекта закрепляются в юридических актах, признаются государством и обеспечиваются судебной ветвью власти, вступают в работу иные звенья юридической системы, начинает действовать объективное право, а сами права
человека из явлений субъективного порядка возвышаются до уровня объективного права.
Разделяя в целом описанную юридическую конструкцию «материализации» прав и свобод личности в правовой и политической жизни отдельной взятой страны, специалист в области конституционного права Б.С. Эб-зеев в своей последней работе рассматривает данную проблему под иным углом зрения, сквозь призму взаимоотношений личности и государства, их взаимной ответственности, обязательств и обязанностей. Эбзеев указывает, что права и свободы человека и гражданина, будучи выражением социальной и юридически признанной свободы личности, обладают двойственной природой. Прежде всего они призваны гарантировать свободу личности в ее отношениях с государством и его агентами, обеспечить автономию личности от государственного вмешательства в некоторые наиболее значимые для человека сферы его жизнедеятельности, гарантируют статус личности от нарушений со стороны государства. Таким образом, права предстают своего рода «уздой для государства», его органов и должностных лиц. По мнению Эб-зеева, это - пассивный (негативный) аспект функционального назначения основных прав и свобод. Позитивный же аспект заключается, по его словам, в том, что эти права и свободы накладывают на государство обязанность юридически гарантировать конституционный статус человека [2].
Таким образом, важным аспектом институционализации и, если угодно, конститу-
ционализации прав человека - естественных, неотчуждаемых, принадлежащих лицу с рождения - является возложение на государство обязанности соблюдения этих прав. Понятие соблюдения прав человека и гражданина трактуется современными юристами как не только пассивная, но и активная обязанность государства. По своему существу, дело не сводится только к нормированию государством прав и установлению юридических механизмов их реализации. В этой проблеме имеется и другой сущностный аспект - создание публичной властью гарантий пользования этими правами, а также теми социальными благами, которые в них сокрыты.
Трактовка прав и свобод человека под углом зрения субъективного права имеет давнюю историю. Дореволюционный правовед -специалист в области государственного права Н.М. Коркунов, к примеру, считал, что выяснение понятия права в субъективном смысле представляет собой «самый трудный и самый спорный вопрос во всем учении о правоотношениях»: «Влияние правовых норм на условия осуществления наших интересов представляется настолько разнообразным и имеет столько точек соприкосновения и перехода одной в другую, что разобраться в них и выделить с достаточной определенностью правомочие из других последствий правового регулирования - дело не легкое» [3].
В советский период полемика вокруг содержания субъективного права, его соотношения с правом в объективном смысле (т. е. собственно правом), а также структуры субъективного права продолжалась. В числе исследователей данной проблемы следует назвать С.Н. Братуся, А.Г. Бережнова, Н.В. Вит-рука, Ф.М. Рудинского, Б.С. Эбзеева, Н.И. Матузова, Н.Г. Александрова, Л.Д. Воеводина и др. При некотором различии трактовок все эти авторы сходились в главном, в своем признании значения провозглашения прав и свобод в конституционных хартиях того или иного государства. Следуя за С.С. Алексеевым, они отмечали, что формирование права человека как объективной реальности представляло собой подлинный перелом в мире правовых явлений и правовых представлений. Сущность данного революционного события состояла в переходе от понимания права как права власти, исключительно силового явления, сугубо властно-
государственного образования, к его пониманию как самостоятельного и высокозначимого социального феномена, убежища от произвола, института свободного самоутверждения человека [1, с. 248; 4].
В настоящее время наиболее распространенной является классификация прав и свобод личности в соответствии с вычленением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых эти права и свободы возникают и реализуются. Согласно данной классификации - подразделению прав и свобод по их социальному назначению выделяют четыре основные группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные и культурные. При этом грань между данными группами прав и свобод является достаточно условной, поскольку все они в совокупности образуют целостную и единую систему общественных отношений. При этом отдельные права и свободы могут быть отнесены к различным категориям прав [5].
Согласно данной классификации, под политическими правами и свободами личности понимаются возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом. К этой категории прав и свобод относятся право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право участвовать во всенародных обсуждениях и голосованиях (референдумах) и др.
Под личными правами и свободами понимаются возможности человека, ограждающие его от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь. В широком смысле слова к этой категории принадлежат все права; в узком - право на жизнь, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, свободу передвижения и выбор места жительства, свободу совести и др.
Социально-экономические права и свободы (возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, обеспечивающие удовлетворение экономических и духовных потребностей человека) включают в себя право на труд, отдых, на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и др. Культурные права и
свободы (наиболее молодая категория гражданских прав) - это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании. К их числу относятся право на получение образования, свобода научного, технического и художественного творчества и др.
Доминирующие позиции государства в социальной сфере, его патерналистское отношение к обществу обусловили более позднюю в сравнении со странами Западной Европы и США постановку в России проблемы прав и свобод личности. Если на Западе права человека и гражданина получили законодательное закрепление в последней четверти XVIII столетия, сначала в Декларации прав американского штата Вирджиния 1776 г., затем во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., являвшейся основой европейского законодательства о правах человека, то в России идеи конституционного устройства и гражданских свобод не были определены законодательно даже в начале XX столетия.
Представление о свободе личности как значимой духовной и политической ценности и признание необходимости создания институционально-правовых гарантий для ее осуществления как назревшей потребности государственного и общественного развития страны вызревало в недрах либерального направления правовой мысли. Проблема конституционного правления и являвшихся его неотъемлемым атрибутом демократических свобод выходит на первый план в правовед-ческой литературе с изданием Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», объявившего о намерении императора «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» [6].
Появляется большое число публикаций, в т. ч. в ведущих правовых и общественнополитических изданиях, в которых юристы разъясняли понятия прав человека и гражданина, критиковали постановления русского законодательства о гражданских и политических свободах, разоблачали их нарушения органами власти и управления. Лейтмотивом трудов специалистов-правоведов служила мысль, высказанная еще в 1892 г. известным
теоретиком государственного права Н.М. Кор-куновым: «В настоящее время нет вопроса более настоятельного, более неотложного, требующего реформы, как вопрос об обеспечении за русским обществом прав гражданской свободы» [7].
Российские ученые-юристы внесли большой вклад в формирование представлений российского образованного общества о свободах, перевод проблемы так называемых субъективных публичных (в более узком смысле - гражданских) свобод в плоскость специального научно-теоретического рассмотрения. Они разработали оригинальную концепцию становления гражданского общества и правового государства в условиях модернизации самодержавного строя.
Свободы граждан подразделялись в государственном праве на три группы: 1) права личной свободы (неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода профессий и передвижения); 2) права общественной свободы (свободы совести, мысли, слова, печати, союзов и собраний); 3) свободы экономические и материальные (свободы собственности, труда, промышленности, торговли). Гражданские права отделялись от политических, хотя и признавалось, что грань между теми и другими тонка. Считалось, что политические права (избирательное право, право быть присяжным заседателем и др.) давали гражданам возможность участвовать в государственном управлении, гражданские же права (право на свободу совести, союзов, собраний и др.) такого участия не предоставляли, однако определяли отношение граждан к государству [8-11].
Осуществление прав и свобод граждан связывалось представителями правовой науки с утверждением правового государства, неотъемлемым признаком которого являлось признание за населением определенной суммы прав, ограничиваемых в судебном порядке. «Только в правовом государстве права находят свое основание в законе, равно обязательном и для подвластных, и для власти», -писал В.М. Гессен [9, с. 26-27].
Отмечая решительное противодействие, оказываемое организации обществ авторитарной властью, правоведы связывали установление прав и свобод с определенной стадией развития правового государства, «когда власть начинает смелее и тверже опираться
на общество, когда, благодаря участию самих граждан в законодательстве, суде и управлении, государство органически, по самому своему строению, сближается с обществом» [12-14].
В действующей Конституции РФ 1993 г. современная Россия предстает как демократическое правовое государство. Однако Конституция сама по себе не является достаточной гарантией развития общества в направлении осуществления прав человека и гражданина. Писаному закону, закрепляющему конституционные институты, должна отвечать соответствующая организация социума, способствующая утверждению и развитию демократии. В этом смысле теоретико- и историко-правовая характеристика института прав и свобод личности является весьма значимой и злободневной.
1. Алексеев С.С. Линия права. М., 2006. С. 247
2. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007. С. 113.
3. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 93-94.
4. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 256.
5. Общая теория государства и права: Академический курс: в 2 т. / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 272-273.
6. Полное собрание законов (ПСЗ-3). Т. 25. № 26803.
7. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Пособие к лекциям. СПб., 1892. Т. 1. С. 316.
8. Ковалевский М.М. Общее конституционное право. СПб., 1907-1908. С. 105-106.
9. Гессен В.М. О правовом государстве. СПб., 1906. С. 24-26.
10. Дживелегов А.К. Конституция и гражданская свобода // Конституционное государство. СПб., 1905. С. 59-61.
11. Матвеев В.Г. Право публичных собраний. СПб., 1909. С. 149.
12. Административное право. Лекции А.И. Ели-стратова. М., 1911. С. 149.
13. Ивановский В. В. Учебник административного права. Казань, 1907. С. 211.
14. Матвеев В. Г. Право публичных собраний. СПб., 1909. С. 12.
Поступила в редакцию 18.04.2008 г.
Kiselev R.V. Problem of personal rights and liberties in the treatment of Russian legal scholars. The article considers views of modern and pre-revolutionary Russian lawyers of a problem of personal rights and liberties, the system of rights and liberties, their place and value in the legal and political life of the country.
Key words: personal rights and liberties, lawful state.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СФЕРЕ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЮРИДИЧЕСКОГО РАВЕНСТВА
Р.В. Пузиков
В статье автор рассматривает направления совершенствования правовой политики России в сфере регламентации правового положения личности. В публикации обоснована необходимость юридического равенства.
Ключевые слова: правовая политика России, регламентация правового положения личности, элемент юридического равенства.
Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором, по нашему мнению, отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоот-
ношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение.
В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В