ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, подполковник внутренней службы
заместитель начальника управления режима и надзора ФСИН России - начальник отдела режима, полковник внутренней службы
Совершенствование правового регулирования профилактического учета осужденных к лишению свободы
Improvement of legal regulation of the preventive record of the sentenced to imprisonment
а. м. Смирнов а. м. smirnov
с. н. Андреев s. n. Andreyev
Аннотация. В статье рассматривается ряд изменений и дополнений в содержание Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в целях совершенствования работы по постановке осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, на профилактический учет.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, осужденный, профилактика правонарушений, пенитенциарная профилактика.
Abstract. In the article the author considers a number of changes and supplementary legislations of the Instruction for prevention of offenses among the inmates in UIS Penal Enforcement System facilities for improvement of preventive registration of the sentenced to imprisonment.
Key words: UIS Penal Enforcement System, correctional facilities, inmate, prevention of offenses, penitentiary prevention.
Правовую основу постановки лиц, осужденных к лишению свободы, на профилактический учет составляет Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция), утвержденная приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72 [1].
Анализ положений Инструкции, регламентирующих указанную деятельность, позволяет сделать вывод, что некоторые из них нуждаются в совершенствовании (внесении изменений и дополнений), в связи с чем в настоящей работе мы уделим им внимание.
Первое, что необходимо уточнить, - это намерение совершения каких именно правонарушений служит основанием постановки осужденных на профилактический учет, поскольку из п. 8 Инструкции следует, что они могут быть любыми (уголовными, административными, гражданскими и дисциплинарными). Полагаем, что словосочетание «совершить правонарушение» в данном пункте следует заменить формулировкой «совершить нарушение порядка и условий содержания под стражей или отбывания наказания или преступление, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации».
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
Так, например, в корректировке нуждается перечень лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), которые берутся на профилактический учет, приведенный в п. 24 Инструкции. Полагаем, что целесообразно разделить такие характеристики подозреваемых, обвиняемых и осужденных, как «склонные к совершению суицида и членовредительству» и «склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков», на «склонные к совершению суицида», «склонные к совершению членовредительства», «склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов» и «склонные к употреблению и приобретению алкогольных напитков», поскольку это разные психические состояния (аномалии, отклонения), требующие разных форм и методов коррекционного воздействия и профилактической работы.
Что касается такого показания, являющегося основанием для постановки осужденных на профилактический учет, как «склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность», то с его выделением мы не совсем согласны в силу того, что, например, склонность к посягательствам на жизнь и здоровье является, по сути, более аморальной, безнравственной и общественно опасной предрасположенностью [2], однако она не выделена авторами Инструкции в отдельный вид рассматриваемого учета. В этой связи считаем целесообразным предусмотреть более универсальное показание, являющееся основанием для постановки указанных лиц на учет: «склонные к посягательствам на личность», подразумевающее под собой склонность к посягательствам на жизнь, здоровье, половую свободу и половую неприкосновенность.
Считаем разумным дополнить перечень лиц, содержащихся в учреждениях УИС, которые берутся на профилактический учет, пунктами о наличии у них намерений или склонностей совершать злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания, перечисленные в ч. 1 ст. 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: «склонные к хулиганским действиям», «склонные к угрозам и неповиновению представи-
телям администрации учреждения или их оскорблению при отсутствии признаков преступления», «изготавливающие, хранящие или передающие запрещенные предметы», «уклоняющиеся от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии», «отказывающиеся от работы или прекращающие работу без уважительных причин».
Кроме того, было бы рационально вернуть «открытость» рассматриваемого перечня, предоставив администрации исправительных учреждений (ИУ) возможность ставить содержащихся в них осужденных на профилактический учет и по иным основаниям, исходя из оперативных соображений и в связи с необходимостью обеспечения безопасности1.
Сравнительный анализ положений Инструкции указал на их несогласованность в части регламентации первоначального этапа осуществления профилактических мероприятий с лицами, поставленными на рассматриваемый учет, - этапа разработки профилактических мероприятий.
Так, согласно п. 39 Инструкции в отношении осужденных, автоматически поставленных на профилактический учет в силу того, что они прибыли из другого ИУ УИС, где находились на учете, комиссия ИУ на своем заседании разрабатывает конкретные профилактические мероприятия. Вместе с тем о необходимости разработки данной комиссией подобных мероприятий в отношении осужденных, поставленных на профилактический учет непосредственно в ИУ (п. 33), ничего не говорится. В связи с этим п. 33 Инструкции нуждается в соответствующем дополнении.
Вызывает недоумение разница в минимальных сроках нахождения осужденных на профилактическом учете. Так, исходя из п. 39 Инструкции, осужденные, прибывшие в ИУ к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, автоматически ставятся на рас-
1 На это указало больше половины (57,5 %) опрошенных нами сотрудников учреждений УИС. (В исследовании, проведенном в 2013-2014 годах сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России методами опроса и анкетирования, приняло участие около 1,8 тыс. сотрудников УИС, проходящих службу в исправительных учреждениях
11 территориальных органов ФСИН России.)
[email protected] www.orfsin.ru
28
сматриваемый учет сроком на шесть месяцев, тогда как в п. 42 Инструкции указано, что вопрос о снятии их с данного учета может ставиться по истечении трех месяцев. Вместе с тем в п. 41 Инструкции предусмотрен единый срок постановки вопроса о снятии осужденных с профилактического учета, равный трем месяцам.
В Инструкции не указан срок, на который продлевается нахождение осужденного на профилактическом учете. Полагаем, что он должен быть также равен сроку, по истечении которого ставится вопрос о снятии или продлении нахождения осужденного на данном учете, то есть трем месяцам, что должно быть указано в Инструкции.
Полагаем, что запрет на заслушивание на заседании комиссии по вопросам постановки осужденного на профилактический учет или продления нахождения на нем (снятия) сотрудника психологической службы и озвучивание материалов психологической диагностики, указанный в п. 32 Инструкции, является неверным, поскольку это лишает принимаемое решение объективности.
В силу того, что постановка осужденных на профилактический учет или продление нахождения на нем накладывает на данных лиц определенные обязанности и ограничения, а также на случай возникновения у них убеждения, что эти процедуры были проведены с нарушением положений Инструкции, полагаем целесообразным дополнить текст Инструкции положением о предоставлении осужденным права на обжалование решения комиссии ИУ в прокуратуру или суд или же на обращение в связи с этим к помощнику начальника управления территориального органа по соблюдению прав человека в УИС.
Полагаем, что в Инструкции целесообразно было бы регламентировать основные критерии
наибольшей профессиональной подготовленности сотрудников к работе с лицами, поставленными на профилактический учет. Ими могут быть сотрудники, имеющие стаж работы в УИС не менее трех лет, а на занимаемой должности не менее одного года; положительный опыт работы с профилактируемыми осужденными; необходимые деловые и личностные качества; авторитет среди осужденных; а также иные характеристики личности, способные оказать положительное воздействие на осужденных, с которыми ведется профилактическая работа.
Безусловно, Инструкция должна быть дополнена образцами всей необходимой учетной документации на осужденных, поставленных на профилактический учет, по примеру ранее действовавшей одноименной Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы [3].
Таким образом, полагаем, что внесение этих и других изменений и дополнений в Инструкцию позволит повысить эффективность профилактического учета осужденных к лишению свободы в УИС в целях обеспечения надлежащего уровня законности и правопорядка в исправительных учреждениях.
1. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72 // Российская газета. 2013. 05 июня (№ 119).
2. Смирнов А. М. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности : монография. М., 2015.
3. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 20.11.2006 № 333 (утратил силу) // Бюллетень Минюста России. 2007. № 1.