ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.8
Бочкарев Владимир Викторович
Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк
Bochkar22@rambler.ru
ПОСТАНОВКА ОСУЖДЕННЫХ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ КАК ОДИН ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Автор рассматривает такой важный элемент предупреждения совершения осужденными новых преступлений как постановка осужденных на профилактический учет. В работе проводится анализ норм уголовно-исполнительного законодательства, закрепляющих содержание и порядок организации профилактического учета осужденных к лишению свободы. Рассматриваемый аспект, по мнения автора, в настоящее время нуждается как в организационном, так и правовом обеспечении.
Применение методов индукции, дедукции, анализа и синтеза позволил автору сформулировать обоснованные выводы. Сравнительно-правовой метод был применен при выявлении особенностей и пробелов в правовом регулировании профилактического учета осужденных, а также при разработке предложений по внесению изменений и дополнений в УИК РФ и ведомственную нормативную правовую базу. Получение эмпирического материала осуществлялась с помощью конкретно-социологического метода опроса.
Проведенный анализ позволяет автору утверждать, что профилактический учет осужденных к лишению свободы как сравнительно новый правовой институт уголовно-исполнительного законодательства нуждается в совершенствовании, он должен найти свое отражение на более высоком уровне уголовно-исполнительного закона. Более того, по мнению автора, следует предусмотреть особые меры профилактики, применяемые исключительно к указанным категориям осужденных, позволяющие детализировать профилактический процесс специфических групп осужденных.
Ключевые слова: лишение свободы, осужденные, профилактика преступлений.
Наиболее яркой профилактической мерой охранительного порядка является постановка осужденного на профилактический учет, которая активно используется в настоящее время. Введя профилактический учет в систему мер пенитенциарной профилактики, законодатель тем самым предполагает возможность развития данной правовой процедуры для ее совершенствования. Вместе с тем, в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее -УИК РФ) [10], указанная мера не раскрывается, не определено ее содержание и цели, остаются дискуссионными основания и конкретные правовые последствия его применения к осужденным.
Рассматриваемый правовой институт определяется в ведомственном законодательстве, в «Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС» № 72 [8]. В ее содержание входит проведение целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей личности, характера и степени общественной опасности лиц, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом начальника учреждения закрепляются сотрудники исправительного учреждения. Согласно указанному нормативно-правовому акту, основанием постановки осужденного на профилактический учет является наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Любой
сотрудник, владеющий определёнными сведениями о таком осужденном, должен подать рапорт, на основании которого будет проведена проверка указанной информации оперативными подразделениями учреждения. В конечном итоге результатом рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета.
Ведомственное законодательство выделяет следующие виды профилактического учета осужденных:
- склонные к совершению побега;
- лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других осужденных;
- организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации;
- склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;
- признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;
- склонные к совершению суицида и членовредительству;
- организующие азартные игры или активно участвующие в них с целью извлечения материальной или иной выгоды;
- склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка;
- изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию;
182
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 6, 2015
© Бочкарев В.В., 2015
Постановка осужденных на профилактический учет...
- отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;
- склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов;
- склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.
Более того «Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС», дифференцирует воздействие на разные категории осужденных. Так, например, постановка осужденного на профилактический учет как склонного к побегу предполагает возложение на него дополнительных обязанностей, среди которых присутствует обязанность регулярно отмечаться у дежурного помощника начальника колонии, обязанность соблюдать ограничения в передвижении по колонии пределами определенных участков. Помимо прочего к указанным категориям осужденных могут быть применены определенные меры безопасности, такие, как передвижение только в первой шеренге строя, привлечение к труду только в дневную смену. В спальных расположениях указанная категория размещается при входе в помещение. Аналогична позиция законодателя при привлечении указанных осужденных к труду.
Положительным моментом является то, что профилактический учет обладает преемственностью между учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний (далее ФСИН). Так, при поступлении в учреждение осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках.
В.И. Гуськов, говоря о важности индивидуальной профилактики, утверждал: «.. .От того, как сумеют организовать и провести эту работу исправительно-трудовые учреждения, во многом зависит уровень рецидива в целом» [3, с. 6]. Мы не беремся рассуждать о рецидиве в целом, мы лишь отметим рецидив со стороны тех осужденных, которые поставлены были на профилактический учет в момент совершения преступления. Так, за 2012 год только лицами, состоящими на различных профилактических учетах, совершено 58 преступлений, а в 2013 году в учреждениях ФСИН совершено 75 преступлений (рост на 29,3%) [5], что в целом составляет примерно десятую часть всех рецидивных преступлений, совершаемых осужденными в местах лишения свободы [11]. А ведь именно за данной категорией лиц должен быть организован усиленный контроль со стороны администрации, возможно применение к ним индивидуальных средств воздействия.
Проведенный нами опрос сотрудников исправительных учреждений выявил, что далеко не все сотрудники способны эффективно оказывать на разные категории осужденных специализированное предупредительное воздействие. В некоторых учреждениях данная работа сводится к простому знанию осужденным фамилии должностного лица, закрепленного за осужденным, для проведения проверок деятельности сотрудников. Одной из причин сложившейся ситуации является большое количество осужденных, поставленных на различные виды профилактического учета. Начиная с 2009 года по настоящее время, значительно увеличилось количество лиц, поставленных на различные виды профилактического учета (с 59568 тыс. до 78424 тыс.). В то же время количество персонала, непосредственно работающего со спецконтингентом, уменьшилось, что не позволяет в полном объеме охватить всех осужденных, требующих такого внимания. Указанную позицию подтвердили большинство практических сотрудников, непосредственно осуществляющих индивидуальную профилактику.
По мнению С.А. Пономарева, за таким широким перечнем оснований постановки осужденных на профилактический учет теряется криминологопрофилактическая сущность учета указанной меры. Для решения данной проблемы автор предлагает изменить основания постановки на профилактический учет «с наличия достоверных и проверенных сведений о намерениях совершить правонарушение» на «достоверные и проверенные сведения о приготовлении к совершению осуждённом преступления». Вместе с тем, по мнению автора, необходимо сделать постановку на профилактический учет не обязанностью, а правом администрации [7, с. 136]. Такой подход действительно в определённой степени позволит разгрузить сотрудников исправительных учреждений, но мы сознательно дадим возможность некоторым осужденным совершенно законно перейти к следующему этапу преступного поведения, его приготовлению.
Несмотря на большую загруженность персонала исправительных учреждений, есть смысл прислушаться к идеям некоторых авторов, направленным на расширение существующего перечня видов профилактического учета.
Проведя анализ нормативного обеспечения и правоприменительной практики исправительных учреждений постановки осужденных на профилактический учет, С.Н. Андреев выделил определённые перспективные направления по совершенствованию данной деятельности, среди которых нормативно-правовое обеспечение [1, с. 33]. Так, по мнению автора, целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в «Инструкцию по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно ис-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 6, 2015
183
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
полнительной системы» № 72. В частности, разумным было бы расширить перечень оснований постановки осужденных на профилактический учет, регламентировать перечень сотрудников исправительных учреждений, которые должны быть закреплены за отдельными категориями осужденных, поставленных на профилактический учет; нормативно изложить особенности профилактического учета с лицами, находящимися в некоторых учреждениях (например, в следственных изоляторах или исправительных колониях особого режима для отбывания наказания осужденным, которым было назначено пожизненное лишение свободы). В поддержку указанной мысли следует указать, что необходимо продолжить законодательное закрепление реализации индивидуального предупреждения, в особенности это касается отдельных категорий осужденных, к которым требуется применение не только индивидуальных средств профилактики, но и применение специфических мер (к определённым группам осужденных), позволяющих действительно решать профилактические задачи.
Особое внимание в работе с осужденными, состоящими на профилактическом учете, необходимо уделять лицам, поставленным на учет по таким основаниям, как лидерство и активное участие в группировках отрицательной направленности, склонность к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка; изучение, пропаганда либо распространение экстремистской идеологии; отбывание наказания за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки, поскольку противоправные деяния, инициируемые или реализуемые данными осужденными, оказывают наибольшее негативное влияние на стабильность оперативной обстановки в местах лишения свободы, рейтинговые показатели деятельности данных учреждений, а также способствуют распространению в среде осужденных такого явления, как самосуд, выражающийся в самочинных расправах одних осужденных над другими.
Кроме того, наибольшее внимание в работе с профилактируемыми осуждёнными следует уделять лицам, отбывающим длительные сроки лишения свободы и находящимся в местах лишения свободы продолжительное время, поскольку длительная изоляция от общества является существенным фактором, оказывающим негативное психоэмоциональное и угнетающее воздействие на поведение осужденных, в силу которого они не всегда способны сдерживать свои отрицательные эмоции и намерения.
В специальной литературе существует довольно устойчивая точка зрения, согласно которой осужденные, совершающие насильственные преступления, отличаются повышенной агрессивностью [9, с. 89]. Воспитательно-профилактическая работа с этой категорией осужденных должна строиться
исключительно на основе индивидуально-воспитательного воздействия. По мнению Н.С. Артемьева и А.П. Некрасова, «весьма приоритетным направлением в индивидуальной предупредительной деятельности в исправительных колониях является работа с лицами, отличающимися повышенной конфликтностью, поскольку в своей основе убийство, как отмечается в литературе, очень часто имеет конфликтную криминогенную ситуацию» [2, с. 181]. Нельзя не согласиться с А.П. Детковым, отмечающим, что «рост числа насильственных преступлений объясняется недостаточной осведомленностью администрации <...> о глубинных процессах, происходящих в среде осужденных, неумением установить и принять своевременные меры по устранению причин и условий возникновения конфликтных ситуаций между ними, а также выявить возникший конфликт и оперативно пресечь его перерастание в правонарушение» [4, с. 294].
Проведя научный анализ, С.А. Пономарев делает вывод, что агрессия, стремление к насилию, предрасположенность к силовым способам разрешения конфликтных ситуаций лежат в основе поведенческих реакций осужденных, совершивших во время отбывания наказания убийства и причинение тяжкого вреда здоровью. Данное обстоятельство, по его мнению, должно являться основанием для установления таких лиц в общей массе осужденных и постановки их на профилактический учет для дальнейшей работы с ними [6, с. 88].
Мы считаем, что необходимо определить на уровне уголовно-исполнительного закона статью «Профилактический учет осужденных». Не совсем верной мы считаем идею, направленную на расширение перечня видов профилактического учета. Для начала следует навести порядок в тех видах профилактического учета, которые уже имеются, а именно определить на законодательном уровне специфику профилактических мер к каждому виду профилактического учета осуждённых. В ином случае мы рискуем всех осужденных поставить на профилактический учет, не подкрепив их соответствующей и эффективной деятельностью персонала исправительных учреждений.
Таким образом, совершенствование работы по постановке осужденных на профилактический учет является актуальной задачей учреждений персонала исправительных учреждений, решение которой возможно только при комплексном подходе с всесторонним изучением сложившейся в данной деятельности проблематики.
Библиографический список
1. Андреев С.Н. Работа по постановке осужденных в исправительных учреждениях на профилактический учет нуждается в совершенствовании // Вестник международного Института управления. - 2015. - № 1-2 (131-132). - C. 33-35.
184
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 6, 2015
Постановка осужденных на профилактический учет...
2. Артемьев Н.С., Некрасов А.П. Рецидивная преступность в местах лишения свободы: криминологическая характеристика и предупреждение. -Самара: Самарский юридический институт ФСМН России, 2007. - 174 с.
3. Гуськов В.И. Профилактика рецидивной преступности, осуществляемая исправительно-трудовыми учреждениями. - Рязань: Издательство РВШ МВД РФ, 1979. - 38 с.
4. Детков А.П. Теоретические и методологические проблемы пенитенциарной конфликтологии, уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты: монография. - Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2010. - 356 с.
5. Официальная переписка ФСИН России от 24.03.2014 №-08-11588. «О недостатках в организации режима и обеспечении надзора за осужденными в 2013 году».
6. Пономарев С.А. Агрессивно-насильственная установка личности осужденного как основание постановки на профилактический учет // Человек: преступление и наказание. - 2011. - № 1. - С. 88-92.
7. Пономарев С.А. Профилактический учет в системе мер предупреждения пенитенциарной преступности (результаты теоретико-прикладного исследования) // Вестник Самарского юридического института. - 2015. - № 2 (16). - С. 136-139.
8. Приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Российская газета. - 05.06.2013. - № 119.
9. Слепов А.П. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений, совершаемых осужденными в исправительных учреждениях: монография. - Рязань: Издательство Академия права и управления ФСИН, 2010. - 126 с.
10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от
13.07.2015) // Российская газета. - 16.01.1997. -№ 9.
11. Федеральная служба исполнения наказаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// fsin.su (дата обращения: 17.09.2015).
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 6, 2015
185