Научная статья на тему 'Новое законодательство о профилактике правонарушений и совершенствование правового регулирования профилактики правонарушений осужденных'

Новое законодательство о профилактике правонарушений и совершенствование правового регулирования профилактики правонарушений осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / PREVENTION OF CRIMES / ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМЫ / DEPARTMENTAL REGULATIONS / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА / PREVENTIVE CONVERSATION / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ НАДЗОР / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / PREVENTIVE SUPERVISION / PREVENTIVE ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянова Анастасия Георгиевна

Принятие Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» создает прочную правовую базу для единообразного регулирования вопросов профилактики преступлений и других правонарушений отраслевым законодательным актам. Сопоставительный анализ норм, содержащихся в данном законе и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы профилактики правонарушений осужденных, позволяет констатировать, что они в основном соответствуют нормам Федерального закона. Вместе с тем ведомственные нормативные акты требуют определенной доработки и приведения их в полное соответствие с базовым законом в сфере профилактики правонарушений. В частности, необходимо: раскрыть содержание отдельных форм профилактического воздействия, установленных федеральным законодательством, не нашедших своего отражения на ведомственном уровне (речь идет о таких формах профилактического воздействия, как: профилактическая беседа; объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений); установить механизм реализации указанных форм профилактического воздействия на осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Емельянова Анастасия Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New legislation on prophylaxis of offenses and improvement of the right adjustment of prophylaxis of offenses of convicts

Adoption of the Federal law of June 23, 2016 No. 182-FZ «About bases of system of prevention of offenses in the Russian Federation» creates the strong legal base for uniform regulation of questions of prevention of crimes and other offenses to industry legal acts. The comparative analysis of the regulations containing in this law and the departmental regulatory legal acts regulating questions of prevention of offenses of convicts allows to state that they generally meet standards of the Federal law. At the same time departmental regulations require a certain completion and their reduction in a full compliance with the basic law in the sphere of prevention of offenses. In particular it is necessary: to open content of the separate forms of preventive impact established by the federal legislation, which didn't find the reflection at the departmental level (it is about such forms of preventive impact as: preventive conversation; the announcement of official caution of inadmissibility of the actions creating conditions for making of offenses, or inadmissibility of continuation of antisocial behavior; introduction of ideas of elimination of the reasons and conditions promoting making of offenses); to establish the mechanism of implementation of the specified forms of preventive impact on convicts.

Текст научной работы на тему «Новое законодательство о профилактике правонарушений и совершенствование правового регулирования профилактики правонарушений осужденных»

УДК 343.85

А. Г. Емельянова НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ

Принятие Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» создает прочную правовую базу для единообразного регулирования вопросов профилактики преступлений и других правонарушений отраслевым законодательным актам. Сопоставительный анализ норм, содержащихся в данном законе и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы профилактики правонарушений осужденных, позволяет констатировать, что они в основном соответствуют нормам Федерального закона.

Вместе с тем ведомственные нормативные акты требуют определенной доработки и приведения их в полное соответствие с базовым законом в сфере профилактики правонарушений. В частности, необходимо: раскрыть содержание отдельных форм профилактического воздействия, установленных федеральным законодательством, не нашедших своего отражения на ведомственном уровне (речь идет о таких формах профилактического воздействия, как: профилактическая беседа; объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений); установить механизм реализации указанных форм профилактического воздействия на осужденных.

Ключевые слова: профилактика преступлений; ведомственные нормы; профилактическая беседа; профилактический учет; профилактический надзор.

A. G. Yemelyanova NEW LEGISLATION ON PROPHYLAXIS OF OFFENSES AND IMPROVEMENT OF THE RIGHT ADJUSTMENT OF PROPHYLAXIS OF OFFENSES OF CONVICTS

Adoption of the Federal law of June 23, 2016 No. 182-FZ «About bases of system of prevention of offenses in the Russian Federation» creates the strong legal base for uniform regulation of questions of prevention of crimes and other offenses to industry legal acts. The comparative analysis of the regulations containing in this law and the departmental regulatory legal acts regulating questions of prevention of offenses of convicts allows to state that they generally meet standards of the Federal law.

At the same time departmental regulations require a certain completion and their reduction in a full compliance with the basic law in the sphere ofprevention of offenses. In particular it is necessary: to open content of the separate forms ofpreventive impact established by the federal legislation, which didn't find the reflection at the departmental level (it is about such forms ofpreventive impact as: preventive conversation; the announcement of official caution of inadmissibility of the actions creating conditions for making of offenses, or inadmissibility of continuation of antisocial behavior; introduction of ideas of

© Емельянова А. Г., 2016.

elimination of the reasons and conditions promoting making of offenses); to establish the mechanism of implementation of the specified forms of preventive impact on convicts.

Key words: prevention of crimes; departmental regulations; preventive conversation; preventive accounting; preventive supervision.

Одной из целей уголовного наказания является предупреждение преступлений. Данная уголовно-правовая законодательная установка в определенной степени реализуется в других законодательствах, ведомственных нормативных правовых актах. Вместе с тем, до недавнего времени не было закона, который был бы правовой базовой основой для других законодательных и нормативных правовых актов. Таким стал Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [2].

Указанный закон устанавливает в том числе специальные меры профилактики правонарушений. Согласно ч. 3 ст. 6 названного закона уполномочены их применять и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы.

Особое значение имеет закрепление в Федеральном законе назначение индивидуальной профилактики правонарушений: «Индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц..., на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение» (ч. 2 ст. 15).

В исправительных учреждениях такие лица установлены Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72 [1]:

- склонные к совершению побега;

- лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

- организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации;

- склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;

- признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;

- склонные к совершению суицида и членовредительству;

- организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды;

- склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка;

- изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию;

- отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;

- склонные к нападениям на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов;

- склонные к посягательствам на половую свободу и неприкосновенность (п. 24).

Определение характера применяемых мер основывается на всестороннем изучении личности осужденного, его криминальных связей и криминально значимых свойств характера, привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний.

В данном законе имеется также отсылочная норма об основаниях и порядке применения специальных мер профилактики правонарушений.

В исправительных учреждениях такой порядок прописан в Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в них.

В отношении каждого осужденного, состоящего на профилактическом учете

разрабатываются конкретные профилактические мероприятия (п. 39).

Основанием для постановки осужденного на профилактический учет является решение комиссии исправительного учреждения о постановке на профилактический учет.

В законе устанавливаются формы профилактического воздействия:

1) правовое просвещение и правовое информирование;

2) профилактическая беседа;

3) объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

4) профилактический учет;

5) внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;

6) профилактический надзор;

7) социальная адаптация;

8) ресоциализация;

9) социальная реабилитация;

10) помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковым (ч. 1 ст. 17).

При этом законодатель определяет, что формы, предусмотренные пунктами 2-6, правомочно применять только определенные правоохранительные органы. В их числе указаны и органы уголовно-исполнительной системы (ч. 2 ст. 17).

Одним из достоинств закона является то, что в нем раскрывается содержание указанных форм профилактического воздействия. Для деятельности органов исправительных учреждений это имеет особое значение, так как на ведомственном уровне, во-первых, такие формы не нашли прямого отражения, во-вторых, соответственно, в ведомственных нормативных правовых актах не раскрывается содержание данных норм.

Законодатель раскрывает профилактические меры, которые правомочны

применять только правоохранительные органы, в том числе органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.

Профилактическая беседа состоит в разъяснении лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, его моральной и правовой ответственности перед обществом, государством, социальных и правовых последствий продолжения антиобщественного проведения (ст. 19).

Официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условий для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения объявляется лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости таких действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения (ст. 20).

Профилактический учет предназначен для информационного обеспечения деятельности субъектов профилактики правонарушений.

Ведение профилактического учета (сбор, регистрация, обработка, хранение и предоставление информации), в том числе с использованием автоматизированных информационных систем, осуществляется субъектами профилактики правонарушений в пределах их полномочий в соответствии с порядками и требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

В уголовно-исполнительной системе применение профилактического учета регламентируется ведомственной Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-правовой системы. Она определяет:

- инициатора постановки на профилактический учет (любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с осужденными);

- перечень материалов для рассмотрения на заседании комиссии учреждения;

- комиссионный порядок рассмотрения вопроса о постановке на профилактический учет;

- категории осужденных, подлежащих постановке на профилактический учет;

- компетенцию комиссии учреждения (принятие решения: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета);

- ознакомление осужденного с решением комиссии;

- порядок учета профилактируе-мых, информирование о них заинтересованных служб;

- порядок фиксации результатов профилактической работы;

- порядок решения вопроса в случае отсутствия положительных результатов воздействия на лицо, поставленное на профилактический учет;

- сроки профилактической работы с профилактируемыми;

- основания снятия осужденного с профилактического учета (освобождение из учреждения УИС; решение административной комиссии, вынесенное на основании положительного результата психологической диагностики и мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения учреждения УИС; решение административной комиссии по представленным положительно характеризующим лица, поставленного на профилактический учет, материалам, не ранее чем по истечении трех месяцев пребывания в учреждении УИС — в отношении подозреваемых, обвиняемых или осужденных, поступивших в учреждения УИС из воспита-

тельных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем); смерть лица, состоявшего на профилактическом учете).

Внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, осуществляется в случае выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений (ст. 22).

Профилактический надзор состоит в наблюдении за поведением лица, состоящего на профилактическом учете, и соблюдении им ограничений (ст. 23).

Следует заметить, что регламентацию порядка применения указанных форм профилактического воздействия Федеральный закон отнес к компетенции специальных субъектов профилактики правонарушений. В системе органов и учреждений, исполняющих наказания, достаточно детально регламентированы только две формы профилактического воздействия — профилактический учет и надзор. Поэтому Федеральной службе исполнения наказания для исполнения Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» предстоит разработка нормативных правовых актов, регламентирующих:

- порядок проведения профилактической беседы (ч. 2 ст. 19);

- порядок объявления официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, включая порядок его вручения, форму официального предостережения, а также перечень должностных лиц, уполномоченных объявлять официальное предостережение (ч. 2 ст. 20).

- порядок внесения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также перечень категорий должностных лиц, уполномоченных вносить указанное представление (ч. 2 ст. 22).

Завершая рассмотрение вопроса о правовом регулировании предупреждения преступлений осужденных, мы пришли к следующим выводам.

1. Впервые вопросы предупреждения преступлений в законодательном плане получили закрепление на федеральном уровне — в Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Отдельные аспекты предупреждения имеют место в отраслевых законодательствах, в том числе в уголовном и уголовно-исполнительном.

Отличительной чертой указанного закона является то, что в нем закреплены положения, являющиеся базовыми по отношению к другим законам. Речь идет, в частности, об установлении основных понятий (профилактика правонарушений, общая и индивидуальная профилактика, система профилактики правонарушений и др.), определении видов и форм профилактического воздействия.

Закон отнес к субъектам, управомо-ченным применять специальные меры профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-

исполнительного и оперативно-розыскного характера к компетенции должностных лиц органов уголовно-исполнительной системы.

2. В нормативном правовом аспекте базовым нормативно правовым актом является Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденная

приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72. В ней раскрывается одна из основных форм профилактического воздействия на осужденных — профилактический учет, устанавливается категория лиц, берущихся на него, разрабатываются конкретные профилактические мероприятия в отношении них.

Нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление надзора в исправительных учреждениях, детализируют формы профилактической деятельности, устанавливают ее механизм.

3. Сопоставление федерального законодательства в сфере профилактики правонарушений, отраслевого законодательства и нормативных правовых актов в сфере профилактики правонарушений осужденных позволяет определить пути оптимизации последнего. В частности, необходимо:

раскрыть содержание отдельных

форм профилактического воздействия, установленных федеральным законодательством, не нашедших своего отражения на ведомственном уровне. Речь идет о таких формах профилактического воздействия, как: профилактическая беседа; объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

установить механизм реализации

указанных форм профилактического воздействия на осужденных.

Литература

1. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72 // Бюллетень Министерства юстиции Рос. Федерации. — 2013. — № 3.

2. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ // Российская газета. — 2013. — 28 июня.

Информация об авторе

Емельянова Анастасия Георгиевна: ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России (г. Пермь), старший преподаватель кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе. E-mail: mail@pifsin.ru

Information about the author

Yemelyanova Anastasia Georgiyevna: Perm Institute of the FPS of Russia (Perm'), senior lecturer of mode and protection in penal system department. E-mail: mail@pifsin.ru

УДК 343.21

С. Б. Карамашев

АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ФОРМ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В статье рассматриваются аспекты рассмотрения форм уголовной ответственности и определяются элементы характеристики каждого из аспектов. Отмечается необходимость системного рассмотрения форм уголовной ответственности и учета не только статистических характеристик, но и динамических. Указываются отличия понимания терминов «форма уголовной ответственности» и «форма реализации уголовной ответственности». Приводится авторское определение формы уголовной ответственности. Уделяется внимание актуальным изменениям уголовного законодательства. Предлагается трактовка правовой природы новой уголовно-правовой меры в виде судебного штрафа. Рассмотрение судебного штрафа осуществляется через признаки формы уголовной ответственности, которые приводятся в авторском представлении. Демонстрируется значение введения нового состава преступления, предусмотренного ст. 361 УК РФ «Акт международного терроризма», с точки зрения политико-правового значения. Отмечаются недостатки разделения предметов правового регулирования различных отраслей права применительно к реализации форм уголовной ответственности для субъектов уголовно-правовых отношений, не обладающих юридическим образованием.

Ключевые слова: уголовная ответственность; формы уголовной ответственности; меры уголовно-правового характера.

S. B. Karamashev

ASPECTS OF CONSIDERATION OF FORMS OF CRIMINAL LIABILITY

In present article aspects of consideration offorms of the criminal liability are considered and elements of the characteristic of each of aspects are defined. Necessity of system consideration of forms of the criminal liability and the account not only statistical characteristics, but also dynamic is marked. Differences of understanding of terms «the criminal liability form» and «the form of realisation of the criminal liability» are specified. Author's definition of the form of the criminal liability is resulted. The attention to actual changes of the criminal legislation is paid. The treatment of the legal nature of a new criminally-legal measure in the form of the judicial penalty Is offered. Consideration of the judicial penalty is carried out through signs of the form of the criminal liability which are

© Карамашев С. Б, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.