Список литературы
Функ, Я.И. Курс внешнеторгового права: основные внешнеторговые сделки. - М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007.
Собчак, А.А. Смешанные и комплексные договоры в гражданском праве // Советское государство и право. - 1989. - № 11.
Витрянский, В.В. Договор транспортной экспедиции //Вестник ВАС Российской Федерации.- Специальное приложение. - 2002. - № 12. - 12.12.
Морозов, С.Ю. К вопросу о соотношении договоров транспортной экспедиции и перевозки грузов //Транспортное право. - 2003. - № 2.
© Леонтьева Г. А., 2011
В.А. Севостьянов
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВОСТЬЯНОВ Владимир Александрович - начальник отдела ОМОРЭП управления ГИБДД ГУВД по Московской области (е-таН^а-13-77@таП.ш)
Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы совершенствования правового регулирования общественной безопасности. Автор анализирует состояние законотворчества на федеральном и региональном уровне по устранению угроз и опасностей гражданам Российской Федерации. Ключевые слова: закон, право, безопасность, угроза, опасность, защита, общество, оружие, дорога, порядок.
В целом действующее российское законодательство в сфере обеспечения безопасности регулирует вопросы в различных сферах общественной жизни и позволяет субъектам обеспечения безопасности решать задачи защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Вместе с тем есть немало вопросов, решение которых могло бы укрепить единую нормативную основу общественной безопасности в Российской Федерации.
Сама по себе общественная безопасность многоаспектна и законодательному обеспечению подлежат многочисленные ее составляющие предметные стороны. Мы же остановимся лишь на некоторых из этих сторон.
Исходя из стратегических целей обеспечения общественной безопасности федеральное и региональное законодательство должно быть направлено на реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе; постоянное совершенствование правоохранительных мер по выявлению, предупреждению пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность.
Главными направлениями государственной политики в сфере общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать:
1) усиление роли государства в защите жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз (деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственные действия против нормального функционирования органов государственной власти, включая насильственные действия против государственных, политических и общественных деятелей; уничтожение предприятий и сооружений, обеспечивающих жизнедеятельность общества; устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных химических и биологических веществ; экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией);
2) повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушителей, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку специальных правовых мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений;
3) совершенствование структуры и деятельности правоохранительных органов, контроля реализации национального плана противодействия коррупции, создание и развитие систем выявления и противодействия угрозам (международного и национального терроризма, политического и религиозного экстремизма, национализма и этнического сепаратизма);
4) создание правовых механизмов предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов.
Важным направлением обеспечения общественной безопасности является поддержание на необходимом уровне пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров. Лето 2010 г. продемонстрировало всему обществу, насколько уязвимы целые населенные пункты от стихии огня. По данным Министерства регионального развития РФ, на 6 августа 2010 г. лесными пожарами были полностью или частично уничтожены 127 населенных пунктов. Лесными пожарами было охвачено свыше 200 тыс. га в 20 субъектах РФ. Торфяные пожары были зафиксированы в Московской, Свердловской, Кировской, Тверской, Калужской и Псковской областях. Наблюдалось повсеместное увеличение числа заболеваний и смертности. По данным бывшего главы Департамента здравоохранения Москвы Андрея Сельцовского, на 9 августа 2010 г. смертность в Москве достигла уровня примерно 700 человек в день, тогда как в обычные дни она составляет 360 - 380 человек в день. Вызовы «скорой помощи» увеличились до 10 тыс. в день (в обычные дни - 7-8 тыс.) Общее число госпитализаций увеличилось на 10%.
Действия властей вызвали волну критики со стороны общества по нескольким причинам, основными среди которых являлись: неподготовленность кадров на местах, неадекватные действия властей и преуменьшение реальной тяжести положения. Проведенные реформы МВД и МЧС Российской Федерации привели к необоснованному снижению численности государственных пожарных служб. Преобразование Лесного кодекса РФ не способствовало охране лесных территорий и снизило готовность к пожарам.
Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации регламентируются более чем в 20 федеральных законах и более 500 нормативных правовых актов. Необходимость внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, регламентирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности, обусловлена проводимой административной реформой. Современный этап развития Государственной противопожарной службы (ГПС) основан на разграничении функций и полномочий федерального центра, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности.
Во исполнение решения Совета безопасности Российской Федерации от 5 сентября 2005 г., в соответствии с которым численность ГПС увеличивается до 220 тыс., проводится целенаправленная работа по созданию соответствующей нормативно-правовой базы.
Разработан и принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», определяющий основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-
технической продукции общего назначения. Цель закона - обеспечить соответствующий современному состоянию развития общества и экономики уровень защиты жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.
Особого внимания заслуживает противопожарное состояние режимных организаций, а также критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов. До недавнего времени осуществление государственного пожарного надзора на перечисленных объектах было возложено на структурные подразделения территориальных органов МЧС России, что не учитывало особый режим функционирования данных организаций, в которых технологические процессы производства носят экспериментальный характер, характеризуются повышенной ядерной, радиационной, химической и взрывопожарной опасностью. Нарушение функционирования указанных объектов может нанести ущерб жизненно важным интересам государства и общества, привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну, и снизить уровень национальной безопасности. Для обеспечения пожарной безопасности на таких объектах был принят Федеральный закон от 25 октября 2006 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности» в части наделения правами государственного пожарного надзора должностных лиц специальных подразделений ГПС по охране особо важных и режимных организаций, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Этот закон в целом позволяет обеспечить требуемый уровень защищенности особо важных и режимных объектов, а также создать систему организации ведения государственного надзора в организациях военно-промышленного комплекса.
Одним из актуальных направлений обеспечения пожарной безопасности является организация тушения пожаров в сельской местности, в которой находится 103 тыс. населенных пунктов с численностью населения 37 млн человек1.
Отечественный и зарубежный опыт показал, что наиболее эффективным средством борьбы с пожарами в сельских населенных пунктах является организация добровольных пожарных команд. В России советского периода хорошо зарекомендовал себя опыт работы добровольных пожарных дружин в сельской и городской местности, силами которых ликвидировалось около 15% пожаров2. Уже ведется соответствующая работа по
1 См.: Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2008 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации». - М., 2009. - С. 168.
2 См. там же.
воссозданию в Российской Федерации общественных организаций по типу добровольных пожарных дружин.
Требует разрешения в законодательной форме давно назревшее противоречие: в настоящее время на органы государственного пожарного надзора возложена обязанность по расследованию преступлений в связи с пожарами, но права по их обеспечению закреплены не в полной мере. Так, например, органы государственного пожарного надзора не наделены правами требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения; проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления; применять для пресечения преступления и административных правонарушений специальные меры административного принуждения, в том числе физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие и т. д.
В целях законодательного закрепления прав и обязанностей органов государственного пожарного надзора при реализации полномочий органов дознания, которыми они являются в соответствии со ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, необходим Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1. Эта мера позволит упорядочить деятельность органов госпожнадзора при реализации полномочий органа дознания, создаст дополнительные условия для укрепления режима законности и повышения результативности деятельности органов госпожнадзора при расследовании уголовных дел.
В целях повышения уровня защищенности имущественных прав граждан существует необходимость дальнейшего совершенствования механизма противопожарного страхования, способного защитить интересы граждан, юридических лиц и государства.
Другой составляющей общественной безопасности выступает обеспечение безопасности дорожного движения. Федеральный закон от 24 июля 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в целом послужил механизмом нормализации ситуации в сфере безопасности дорожного движения, но проблемы все-таки остались. В ряде субъектов РФ не обеспечены надлежащие условия для реализации в полной мере административного законодательства в данной сфере: не решены проблемы задержания и эвакуации транспортных средств, проведения медицинского освидетельствования водителей на состояние опьянения. В Российской Федерации в целом не хватает более 2,3 тыс. стоянок для хранения задержанных транспортных средств, 2,8 тыс. эвакуаторов, 1,5 тыс. пунктов
1 Проект такого Федерального закона уже подготовлен.- Прим. авт.
проведения медицинского освидетельствования1. Возросли нагрузки на инспекторов ГИБДД в связи с ростом числа владельцев автотранспорта, увеличения густоты автодорог. Исполнение административного законодательства требует не только высокого профессионализма, обученности информационным технологиям, но и надлежащих условий труда оборудованных мест для приема населения, наличия в достатке компьютерной и другой техники. Штатная численность инспекторов на протяжении последних 10 лет остается неизменной. Для нормальной организации работы по исполнению административного законодательства необходимо дополнительно ввести, по самым скромным подсчетам, 10 тыс. должностей инспекторского состава и оборудовать компьютерной и другой техникой более 8 тыс. рабочих мест.
Важнейшим элементом общественной безопасности является контроль оборота оружия. Основополагающими законодательными и нормативными актами, регламентирующими оборот оружия на территории Российской Федерации и соответствующие контрольные функции органов внутренних дел, являются Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему2, Правила оборота боевого ручного стрелкового оружия, Правила награждения граждан Российской Федерации3. В настоящее время ряд положений Федерального закона «Об оружии» в связи с принятием Федерального закона «О полиции» требуют значительной доработки и корректировки.
Среди актуальных проблем в сфере общественной безопасности -создание целостной системы профилактики правонарушении и участие в этой деятельности общества.
Сегодня в каждом субъекте РФ созданы и активно действуют межведомственные комиссии по профилактике правонарушений, приняты региональные программы профилактики преступлений и правонарушений. Разработана и реализуется целевая программа «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Российской Федерации» на 2009 - 2012 гг. с объемом финансирования из федерального бюджета более 45 млрд рублей. Основные средства направляются на решение вопросов социальной адаптации несовершеннолетних, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, введение института школьных участковых инспекторов, внедрение современных технических средств в обеспечение охраны правопорядка и безопасности.
1 См.: Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации». - С. 169.
2 Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814. - Прим. авт.
3 Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 718. - Прим. авт.
Важнейшим направлением развития законодательства в сфере обеспечения общественной безопасности является формирование правовых режимов обеспечения общественного порядка и безопасности граждан.
Общественная безопасность как социально-политический феномен носит многоаспектный характер. Она проявляется в защищенности жизненно важных интересов общества от угроз и опасностей как социального, так и природного характера.
Список литературы
Буркин, А.И., Возжеников, А.В., Синеок, Н.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. - М.: РАГС.
Возжеников, А.В., Комлев, В.А. Проблемы обеспечения национальной безопасности. - М.: РАГС, 2010.
Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2008 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации». - М., 2009.
© Севостьянов В.А., 2011