Научная статья на тему 'Государственному пожарному надзору 85 лет'

Государственному пожарному надзору 85 лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
235
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственному пожарному надзору 85 лет»

ГОСУДАРСТВ Е Н Н О МУ ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ

1927-2012

Ш

лет]

В. В. ИЛЬИН, д-р техн. наук, профессор, заслуженный деятель науки

Российской Федерации, г. Москва, Россия С. В. ДЕБРОВ, канд. техн. наук, директор НИИ ВДПО ОПБ, г. Москва, Россия

Днем создания государственного пожарного надзора (далее — Госпожнадзор) считается 18 июля 1927 г., когда было утверждено "Положение об органах государственного пожарного надзора в Р.С.Ф.С.Р." [1]. Это событие стало одним из поворотных в истории развития российской пожарной охраны.

В этом документе впервые законодательно были определены функции государственного пожарного надзора, важнейшими из которых являются:

• разработка государственного плана противопожарных мероприятий и наблюдение за его осуществлением;

• руководство, надзор и контроль за состоянием пожарной охраны и деятельностью коммунальных, ведомственных и общественных пожарных организаций, а также координация их работы. Созданию данного основополагающего решения

предшествовала многовековая практика борьбы с пожарами в нашей стране. Во времена становления Российского государства защитой от стихии пожаров была только вера в Божественные силы. Надежду люда поддерживала икона Божией Матери "Неопалимая Купина". Но уже во времена правления Великого Московского князя Дмитрия Ивановича, Ивана III, Ивана Васильевича Грозного, Петра I был разработан ряд профилактических мероприятий, предупреждающих возникновение пожаров. Это и огнестойкое строительство, и запрет использования открытого огня в пожароопасные периоды, и другие превентивные меры, направленные на обеспечение пожарной безопасности. Важно выделить Царский Указ Алексея Михайловича от 30 апреля 1649 г. "Наказ о градском благочинии", в котором впервые в истории России на государственных служащих возлагалась обязанность контроля за пожарной безопасностью.

Очевидно, что в те далекие времена и была сформулирована дошедшая до нашего времени мысль о том, что пожар лучше предупредить, чем бороться с разбушевавшимся огнем, уничтожающим все на своем пути.

Решающим этапом в создании государственной системы предупреждения пожаров в России стал созыв в июне 1892 г. Первого съезда пожарных деятелей России, на котором было принято решение об образовании Соединенного российского пожарного общества. Первым председателем Общества был избран граф Александр Дмитриевич Шереметев, которого через год сменил на этом посту князь Александр Дмитриевич Львов.

На съездах пожарных добровольцев развернулась полемика по поводу создания специальной организации под названием "Особое противопожарное присутствие", на которую могла быть возложена государственная функция предупреждения пожаров. Однако эта мысль не нашла понимания у властных структур.

щ

Наказ о градском благочинии

© Ильин В. В., Дебров С. В., 2012

Первый номер журнала "Пожарное дело", 1894 г.

Идея пожарных добровольцев воплотилась 17 апреля 1918 г. принятием Декрета об организации государственных мер борьбы с огнем [2], что положило начало единой национальной политике в области пожарной безопасности, в том числе предупреждения пожаров.

20-е годы XX столетия в России ознаменовались тем, что страна, претерпев сокрушительную разруху от гражданской войны, стала не только интенсивно восстанавливаться, но и развиваться невиданными темпами. В этот период, взяв курс на индустриализацию, республика превратилась в большую стройку. Ситуация требовала совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности, которая в короткий срок должна была "догнать" темпы строительства новых объектов.

Впервые в мировой практике было принято решение о создании органов Госпожнадзора. Уже в первые месяцы после утверждения "Положения об органах государственного пожарного надзора в Р.С.Ф.С.Р." [1] издается более 10 циркуляров по усилению пожарной охраны на различных объектах, направленных на повышение пожарной безопасности сельских и городских объектов.

Важным направлением деятельности пожарного надзора стали пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности. Работа, проделанная сотрудниками Госпожнадзора, принесла неожиданные результаты: количество пожаров в стране (самый объективный показатель эффективности его

деятельности) к 1930 г. по сравнению с 1927 г. снизилось в 1,5 раза — со 150580 до 100403.

В то же время стало очевидно, что для дальнейшего совершенствования деятельности в области предупреждения пожаров Госпожнадзору требуются подготовленные высококвалифицированные кадры, обладающие широким инженерно-техническим кругозором. Поэтому в 1933 г. в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (ЛИИКС) было открыто отделение по подготовке специалистов в области пожарной безопасности. Позднее, в 1936 г., отделение было реорганизовано в факультет инженеров противопожарной обороны (ФИПО).

Решающим шагом в развитии пожарной охраны явилось принятие 7 апреля 1936 г. "Положения о государственном пожарном надзоре и о городской пожарной охране" [3], которое значительно расширяло функции и права пожарной охраны и стало основополагающим документом в работе по предупреждению пожаров в стране.

С целью повышения противопожарной культуры населения в гражданских вузах ввели дисциплину "Пожарная безопасность"; на предприятиях, в организациях рабочие, служащие, инженерно-технические работники проходили обязательное обучение пожарно-техническому минимуму.

Впервые за всю историю Советского государства проблема пожарной безопасности стала действительно национальной, что принесло впечатляющие результаты. У всех без исключения слоев населения возросла ответственность за сохранность народного имущества. Социальные корни причин возникновения пожаров — небрежность, безответственность, безразличие к результатам труда, вредительство — были сведены до минимума. И в этом не малая, если не подавляющая, заслуга Госпожнадзора, о чем свидетельствует статистика: к 1941 г. количество пожаров снизилось до 71,8 тысяч (в 1927 г. — более 150 тысяч).

С первых дней войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. Весь личный состав переходит на казарменное положение, ведется активная работа по подготовке к несению службы нового пополнения.

Понимая, что, как и в прежние времена, одним из средств ведения войны является огонь, работниками государственного пожарного надзора организуется всеобщее обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организации противопожарной защиты зданий и сооружений. Большое внимание уделяется пропаганде пожарной безопасности в городах и сельской местности.

Трудно переоценить трудовой подвиг работников государственного пожарного надзора Ленинграда, Москвы и других городов. В Указе о награждении в 1942 г. пожарных Ленинграда орденом Ленина в первых строках сказано: "За образцовую противопожарную подготовку города Ленинграда...".

Самоотверженную работу в военное время продемонстрировали работники государственного пожарного надзора в тылу, где в это время сконцентрировалась промышленность и значительно увеличилась численность населения. В короткий срок на Восток страны были переведены 1523 промышленных предприятия, в том числе 1300 крупных, выпускающих главным образом оборонную продукцию, которые вводились в строй в рекордно короткие сроки.

В первые послевоенные годы остро ощущалась нехватка квалифицированных пожарно-технических кадров, которая усилиями Госпожнадзора компенсировалась организационными мероприятиями. В 1947 г. на крупных предприятиях создаются пожарно-тех-нические комиссии, на которые возлагается общественная работа по контролю за обеспечением, а также пропаганда пожарной безопасности предприятий.

Созданные еще в конце 1945 г. в Москве, Ленинграде, Свердловске, Горьком подвижные пожарные лаборатории, задачей которых являлось исследование явлений и процессов, протекающих на реальных пожарах, превратились к середине 50-х годов в настоящие научно-исследовательские лаборатории, деятельность которых была направлена не только на расследование причин пожаров, но и на разработку научно-методических рекомендаций по предупреждению пожаров.

С 1955 г. возобновилось прерванное на время войны издание журнала "Пожарное дело". Массовым тиражом стали издаваться плакаты, открытки, спичечные этикетки и другая агитационная продукция, разъясняющие опасность пожара и предостерегающие от неосторожного обращения с огнем. Появились фильмы, пьесы, другие литературно-художественные произведения, описывающие трудную, героическую работу пожарных.

Плодотворная работа руководителей и инспекторского состава Госпожнадзора по предупреждению пожаров дала положительные результаты: с 1948 по 1958 г. количество пожаров, несмотря на грандиозные темпы развития промышленных предприятий и других объектов в стране, практически не возросло и даже несколько снизилось — с 62934 до 62279. При этом с 1951 по 1956 г. в 1261 городе СССР из 1566 не было зарегистрировано ни одного крупного пожара.

26 декабря 1977 г. Постановлением Совета Министров СССР было утверждено очередное "Положе-

Начальник ГУ МЧС России по Краснодарскому краю генерал-майор внутренней службы Казликин А. Г., директор НИИ ВДПО ОПБ Дебров С. В., заместитель директора Департамента ГО и ЧС администрации Краснодарского края Капустин С. Е. обсуждают вопросы в области обеспечения пожарной безопасности

ние о государственном пожарном надзоре в СССР" [4], выделяющее такие направления деятельности, как укрепление добровольных пожарных формирований; организация проведения научных исследований в области пожарной безопасности; участие во внедрении новых видов технических средств, пожарной автоматики; участие в решении вопросов по организации пожарной охраны; оказание помощи в обучении населения мерам пожарной безопасности; осуществление учета пожаров; проведение дознания по делам о пожарах, а также иные направления деятельности, которые исполнялись работниками Госпожнадзора в последние десятилетия.

С 2002 г. противопожарная служба России, в том числе Госпожнадзор, переведена в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Важным шагом в развитии надзорной деятельности стало постанов-

С. К. Шойгу на выставке детского творчества, посвященной пожарной тематике

Проведение занятий с детьми средних групп на противопожарную тематику

ление Правительства Российской Федерации № 820 "О государственном пожарном надзоре" [5]. Постановление, по сути, выделило Государственный пожарный надзор в самостоятельную структуру в составе министерства и определило круг обязанностей, возлагаемых на него. В частности, наряду с организацией и осуществлением надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, на органы государственного надзора возлагается: проведение дознаний по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности; осуществление производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности; ведение статистического учета; рассмотрение обращений и жалоб граждан и другие направления деятельности.

С целью успешного решения поставленных Правительством Российской Федерации задач Управление государственного пожарного надзора МЧС России было преобразовано в Департамент надзорной деятельности. Сформированный кадровый аппарат руководящих сотрудников государственного пожарного надзора в системе МЧС России позволил решать важные задачи в области противопожарной защиты.

Автопробег, посвященный пропаганде пожарной безопасности

Практическое занятие по теме "Взаимодействие органов дознания ГПН с подразделениями ОВД при расследовании преступления, связанного с пожаром, на объекте с массовым пребыванием людей"

Департаментом была разработана вертикально-интегрированная структура органов федерального государственного пожарного надзора, позволяющая последовательно реализовывать решения на всех уровнях пожарно-контрольных органов. Проведенная работа дала положительные результаты. Департаментом, как и ранее управлением, быларазверну-та активная работа в области законодательного и нормативного правового регулирования вопросов обеспечения пожарной безопасности.

Начиная с 2002 г. Правительством Российской Федерации принято около 50 законодательных актов и решений по вопросам пожарной безопасности, направленных на техническое регулирование вопросов противопожарной защиты зданий и сооружений, повышение административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, совершенствование структурного построения системы органов надзора, обеспечение деятельности судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы.

Чрезвычайно важной, если не революционной, в области противопожарного нормирования стала подготовка сотрудниками департамента Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В результате его внедрения создана единая система нормирования, во много раз сократившая ранее прописанные требования пожарной безопасности.

Действовавшие ранее 2500 норм, содержащие почти 150 тыс. требований пожарной безопасности, были систематизированы и переработаны в ограниченное количество стандартов и сводов правил. Это упростило нормативно-техническую базу, которая стала содержать, помимо Технического регламента, 236 стандартов и 13 сводов правил, включающих около 1500 обязательных требований.

Законотворческая реформа, основанная на передовых научных знаниях в области пожарной без-

-8,3%

-2^% _14%

-¿3% _6,%

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Годы

Основные показатели обстановки с пожарами в Российской Федерации за период 2002-2011 гг.

Число

пожаров,

тыс.

Число погибших, тыс. чел.

опасности, позволила, во-первых, объективно выполнять контрольно-надзорную функцию; во-вторых, разумно внедрять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объектов, что положительно сказывается на системе безопасности в целом и отвечает социально-экономическому уровню развития страны; в-третьих, привлекать к надзорной деятельности иные организации. Все это привело к впечатляющим результатам.

Одновременно проведен ряд мероприятий, направленных на упрощение надзорных процедур, снятие излишних административных барьеров и снижение коррупционной составляющей в работе надзорных органов.

Реализация политики предупреждения пожаров, проводимая Департаментом надзорной деятельности МЧС России, осуществляется управлениями надзорной деятельности региональных центров (УНД РЦ) МЧС России, а также Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по г. Москве.

В построенной управленческой вертикали системы государственного пожарного надзора важная роль принадлежит управлениям надзорной деятельности РЦ МЧС России, являющимся непосредственными исполнителями решений Департамента надзорной деятельности МЧС России и органом, осуществляющим организационно-методическое ру-

ководство работой территориальных подразделений Госпожнадзора.

Организационное и методическое руководство территориальными органами Госпожнадзора осуществляется по всем направлениям профессиональной деятельности: обеспечивается постоянный контроль за качеством работы федеральных государственных инспекторов по пожарному надзору непосредственно на закрепленных объектах путем контроля, планирования и систематического подведения итогов их деятельности; используется практика проверки эффективности работы инспекторского состава непосредственно на поднадзорных ему объектах.

Противопожарная политика Департамента надзорной деятельности МЧС России оказывает положительное влияние на состояние обстановки с пожарами: в последние годы наблюдается снижение общего количества пожаров, гибели и травматизма людей на пожарах. Так, за последние 10 лет количество пожаров в Российской Федерации снизилось на 35,2 %, а гибель людей на пожарах — на 40,2 % (см. гистограмму).

Сотрудники Государственного пожарного надзора — от руководителей до рядовых сотрудников — полны решимости и дальше совершенствовать свою работу, прилагать все усилия для спасения человеческих жизней, сохранения материальных ценностей, служить на благо народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Положение об органах государственного пожарного надзора Р.С.Ф.С.Р. // Изв. ЦИК и ВЦИК. — 12.08.1927 г.—№ 183.

2. Декреты Советской власти. — Т. II (17.03-10.07.1918 г.). —М.: Гос. изд-во полит. литер., 1959.

3. Положение о государственном пожарном надзоре и о городской пожарной охране : постановление ЦИК и СНК СССР от 07.04.1936 г. № 52/654 // СЗ СССР. — 1936. — № 18, ст. 149.

4. Положение о государственном пожарном надзоре в СССР : постановление Совмина СССР от 26.12.77 г. № 1115 // СПП СССР. — 1978. — № 2, ст. 7.

5. О государственном пожарном надзоре : постановление Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 820; введ. 01.01.2005 г. // Российская газета. —2005. —№ 4; Собр. законодательства РФ. — 2004.—№52 (ч. II), ст. 5491.

Материал поступил в редакцию 20 июня 2012 г. Электронный адрес автора:plat.ilyin@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.