Научная статья на тему 'Делинквентность «Аптечной наркомании» как определяющий фактор усиления контроля над оборотом лекарственных средств'

Делинквентность «Аптечной наркомании» как определяющий фактор усиления контроля над оборотом лекарственных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
514
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЕЗРЕЦЕПТУРНЫЙ ОТПУСК ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ / НЕМЕДИЦИНСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / АПТЕЧНАЯ НАРКОМАНИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ILLEGAL TURNOVER OF NARCOTIC DRUGS / NARCOTIC DRUGS / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / LEGAL REGULATION / NON-PRESCRIPTION STATUS OF DRUGS / NON-MEDICAL USE / PHARMACEUTICAL DRUG ABUSE / LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жуковский Владимир Ильич, Довголюк Наталья Владимировна

Проблемы незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и их немедицинского потребления по масштабам распространения и развития наркомании, а также трудности антинаркотического воздействия являлись глобальной проблемой мирового сообщества в XX веке и сохраняют свою актуальность в XXI веке. «Аптечная» наркомания стала настоящим бедствием для страны, стремительно распространившись по всем регионам и субъектам Российской Федерации. Аптечные организации как субъекты фармацевтического рынка обязаны обеспечить доступность лекарственных препаратов, в том числе, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры для использования в медицинских целях и одновременно обязаны обеспечить условия для предотвращения возможности незаконного оборота этих средств. Особым спросом у наркозависимых лиц так называемых «аптечных наркоманов» пользуются лекарственные препараты, прегабалин-содержащие, которые не относятся к ядовитым или сильнодействующим средствам и в своем составе не содержат ни наркотических, ни психотропных веществ. При этом их употребление не по назначению врача (в том числе непредназначенным способом, в больших дозах, в сочетании с другими веществами или алкоголем) вызывает наркотическое опьянение, а также стойкую зависимость. Лица, употребляющие данные препараты не по назначению врача, как правило, являются нарушителями общественного порядка, склонны к совершению преступлений общеуголовной направленности, тем самым влияют (в сторону ухудшения) на оперативную обстановку, наносят ущерб репутации органов государственной власти. В статье проведен анализ состояния вопросов и проблем, в сфере оборота лекарственных средств и их немедицинского потребления, выявлены проблемные аспекты правоприменения, определены основные направления совершенствования предупреждения и организационной работы в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жуковский Владимир Ильич, Довголюк Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DELINQUENCY OF «PHARMACY DRUG ADDICTION» AS A DETERMINING FACTOR IN STRENGTHENING CONTROL OVER THE CIRCULATION OF MEDICINES

The problems of illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances and their non-medical consumption on the scale of the spread and development of drug addiction, as well as the difficulties of anti-drug exposure were a global problem of the world community in the XX century and remain relevant in the XXI century. «Pharmacy» drug addiction has become a real disaster for the country, rapidly spreading to all regions and subjects of the Russian Federation. Pharmaceutical organizations as subjects of the pharmaceutical market are obliged to ensure the availability of medicines, including those containing narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors for use for medical purposes and at the same time are obliged to provide conditions to prevent the possibility of illicit traficking in these drugs. The so-called «pharmaceutical drugs» are in special demand among drug addicts. These are pregabalin-contain-ing drugs that are not poisonous or potent tools and in its composition does not contain any narcotic or psychotropic substances. Their use when not prescribed by a doctor (including unintentional way, in large doses, in combination with other substances or alcohol) causes drug intoxication, as well as persistent addiction. Persons who use these drugs without doctor's prescription, as a rule, are violators of public order, are prone to committing crimes of ordinary orientation, thereby affect (in the direction of deterioration) on the operational situation, damage the reputation of public authorities. The article analyzes the state of issues and problems in the sphere of circulation of medicines and their non-medical consumption, identifies problematic aspects of law enforcement, and identiies the main directions of improving prevention and organizational work in this direction.

Текст научной работы на тему «Делинквентность «Аптечной наркомании» как определяющий фактор усиления контроля над оборотом лекарственных средств»

УДК 343

В. И. Жуковский, Н. В. Довголюк

ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ «АПТЕЧНОЙ НАРКОМАНИИ» КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР УСИЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ НАД ОБОРОТОМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Проблемы незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и их немедицинского потребления по масштабам распространения и развития наркомании, а также трудности антинаркотического воздействия являлись глобальной проблемой мирового сообщества в XX веке и сохраняют свою актуальность в XXI веке. «Аптечная» наркомания стала настоящим бедствием для страны, стремительно распространившись по всем регионам и субъектам Российской Федерации. Аптечные организации как субъекты фармацевтического рынка обязаны обеспечить доступность лекарственных препаратов, в том числе, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры для использования в медицинских целях и одновременно обязаны обеспечить условия для предотвращения возможности незаконного оборота этих средств.

Особым спросом у наркозависимых лиц - так называемых «аптечных наркоманов» - пользуются лекарственные препараты, прегабалин-содержащие, которые не относятся к ядовитым или сильнодействующим средствам и в своем составе не содержат ни наркотических,

ни психотропных веществ. При этом их употребление не по назначению врача (в том числе непредназначенным способом, в больших дозах, в сочетании с другими веществами или алкоголем) вызывает наркотическое опьянение, а также стойкую зависимость. Лица, употребляющие данные препараты не по назначению врача, как правило, являются нарушителями общественного порядка, склонны к совершению преступлений общеуголовной направленности, тем самым влияют (в сторону ухудшения) на оперативную обстановку, наносят ущерб репутации органов государственной власти.

В статье проведен анализ состояния вопросов и проблем, в сфере оборота лекарственных средств и их немедицинского потребления, выявлены проблемные аспекты правоприменения, определены основные направления совершенствования предупреждения и организационной работы в этом направлении.

Ключевые слова: незаконный оборот наркотических средств, наркотические средства, психотропные вещества, законодательное регулирование, безрецептурный отпуск лекарственных препаратов, немедицинское потребление, аптечная наркомания, ответственность.

V. Zhukovsky, N. Dovgolyuk

DELINQUENCY OF «PHARMACY DRUG ADDICTION» AS A DETERMINING FACTOR IN STRENGTHENING CONTROL OVER THE CIRCULATION OF MEDICINES

The problems of illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances and their non-medical consumption on the scale of the spread and development of drug addiction, as well as the difficulties of anti-drug exposure were a global problem of the world community in the XX century and remain relevant in the XXI century. «Pharmacy» drug addiction has become a real disaster for the country, rapidly spreading to all regions and subjects of the Russian Federation. Pharmaceutical organizations as subjects of the pharmaceutical market are obliged to ensure the availability of medicines, including those containing narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors for use for medical purposes and at the same time are obliged to provide conditions to prevent the possibility of illicit trafficking in these drugs.

The so-called «pharmaceutical drugs» are in special demand among drug addicts. These are pregabalin-contain-ing drugs that are not poisonous or potent tools and in its composition does not contain any narcotic or psychotropic

substances. Their use when not prescribed by a doctor (including unintentional way, in large doses, in combination with other substances or alcohol) causes drug intoxication, as well as persistent addiction. Persons who use these drugs without doctor's prescription, as a rule, are violators of public order, are prone to committing crimes of ordinary orientation, thereby affect (in the direction of deterioration) on the operational situation, damage the reputation of public authorities.

The article analyzes the state of issues and problems in the sphere of circulation of medicines and their non-medical consumption, identifies problematic aspects of law enforcement, and identifies the main directions of improving prevention and organizational work in this direction.

Key words: illegal turnover of narcotic drugs, narcotic drugs, psychotropic substances, legal regulation, non-prescription status of drugs, non-medical use, pharmaceutical drug abuse, liability.

Проблема распространения наркотиков в последние годы значительно обострилась, и оказывает крайне негативное влияние на соци-

ально-психологическую атмосферу в обществе, представляя сегодня одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности, здоровью

населения. Только в Ставропольском крае по данным краевого клинического диспансера на 01 октября 2018 года общее количество лиц, состоящих на учёте в связи с немедицинским употреблением наркотических и токсических психотропных веществ, составило 8137 человек (АППГ - 7855 человек), что в расчёте на 100 тысяч населения составляет 301,2, что на 3,6 % больше аналогичного периода 2017 года (АППГ - 290,8 на 100 тысяч населения). И это только их явная часть, которая составляет порядка 25 % от общего числа наркозависимых. Истинное же число приобщающихся к потреблению наркотических средств или больных наркоманией известно лишь в самых общих чертах, поскольку к данной категории можно отнести тех, кто лечится неофициально или самостоятельно, а также тех, кто не попал в поле зрения правоохранительных органов и органов здравоохранения.

Современная наркоситуация характеризуется также расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления лекарственных препаратов, обладающих психоактивным действием. Как научный, так и практический интерес к проблемам незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ сложно переоценить, поскольку их немедицинское потребление охватывает практически все страны мира, оказывая самое негативное влияние на индивидуальное и общественное здоровье населения, значительно увеличивая расходы общественного здравоохранения, сопряжено с совершением наркопреступлений, формирует угрозу интеллектуальному, кадровому, оборонному потенциалу государств [7].

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, количество наркозависимых лиц, употребляющих прегабалин-содержа-щие (торговые наименования «Лирика», «Габана», «Альгерика», «Неогабин», «Линбаг»), тапентадол (торговое наименование «Палексия»), тропикамид (торговые наименования «Тропикамид», «Мидри-ацил») и циклопентолат (торговые наименования «Цикломед», «Циклоптик», Мецитолин») и регулярно обращающихся в наркологические учреждения субъектов Российской Федерации, составляет в среднем от 3 % до 5 % от общего количества учтенных наркозависимых лиц [4].

Прегабалин, тапентадол, тропикамид и циклопентолат включены в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 апреля 2014 года № 183н (далее - Перечень). В данный Перечень помимо указанных включены также лекарственные средства, содержащие сильнодействующие, ядовитые, наркотические, психотропные вещества и их прекурсоры, в отношении которых на территории Российской Федерации действуют усиленные меры контроля [2]. При этом наличие особого порядка контроля за обращением лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету,

не нашло отражения в законодательстве об административных правонарушениях.

Так, в настоящее время частью 1 статьи 14.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами установлена административная ответственность, предусматривающая наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц -от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Данный состав применяется в отношении всех лекарственных средств и препаратов, в том числе включенных в Перечень.

Несмотря на действующие административные штрафы, в большинстве субъектов Российской Федерации (в т.ч. на территории Ставропольского края) продолжают отмечаться многочисленные факты нарушений в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в том числе нередки случаи их безрецептурного отпуска наркозависимым лицам.

В России с каждым годом увеличивается незаконный оборот сильнодействующих препаратов и число преступлений, совершаемых по ст. 234 УК РФ. По данным МВД, в 2016 году количество преступлений, квалифицированных по 234 статье УК РФ, составило 652, в 2017 году - 898, а за десять месяцев 2018 года - 950 [3]. И одной из причин такой отрицательной статистики стала и «аптечная наркомания». Поэтому назрела необходимость ужесточения контроля продажи средств, вызывающих зависимость аналогичной наркотической.

2б апреля 2019 года на рассмотрение в Государственную думу внесен законопроект об ужесточении наказания за нарушения при торговле лекарствами, при неумеренном потреблении вызывающими так называемую аптечную наркоманию, который предполагает введение новшеств и изменений в КоАП РФ. Инициатором проекта выступила член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова, следует из базы данных нижней палаты [5].

В частности, указанным законопроектом предлагается установить отдельное наказание за «нарушение установленных правил оптовой торговли... и порядка розничной торговли лекарственными препаратами, если эти действия (бездействие) совершены в отношении лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, и не содержат уголовно наказуемого деяния». В случае принятия проекта штраф за данное нарушение для граждан составит от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица, - такой же штраф или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для юридических лиц предусмотрены санкции от 100 тыс. до 150 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Предусмотрено, что эти санкции будут действовать только при отсутствии признаков уголовного преступления.

Парламентарий И. Рукавишникова ссылается на данные МВД, согласно которым «основной причиной распространения случаев безрецептурной продажи лекарственных препаратов является умышленное несоблюдение собственниками аптечных учреждений требований, установленных законодательством РФ». Так, по сведениям Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ), в 2018 году территориальными органами МВД РФ совместно с органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор) было выявлено более 500 фактов безрецептурного отпуска лекарственных средств, обладающих психоактивным действием.

По информации Росздравнадзора, в 2018 году рост количества протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.42 Кодекса, составил более 60 % от уровня 2017 года. При этом значительная часть дел об административной ответственности по данной статье была возбуждена в связи с нарушениями в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.

Законопроект, предложенный И. Рукавишниковой, лишь малая часть системной программы по профилактике наркомании в России. В свою очередь, Министерство внутренних дел предлагает на законодательном уровне повысить штрафы за рекламу наркотических веществ в интернете. Представители власти хотят, чтобы за пропаганду запрещенных препаратов нарушители «несли» материальное наказание размером до 1 млн рублей.

Анализируя статистику выявленных правонарушений, следует учитывать, что одним из наиболее типичных и распространенных административных правонарушений в данной сфере является безрецептурный отпуск лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету.

Исследование ситуации в сфере незаконного обращения лекарственных средств, проведенное сотрудниками МВД РФ, показало, что основной причиной распространения случаев безрецептурной продажи лекарственных препаратов является умышленное несоблюдение собственниками аптечных учреждений требований, установленных законодательством Российской Федерации. Это связано с несопоставимостью размеров прибыли, получаемой от незаконной реализации лекарственных препаратов, и убытков, которые могут быть причинены аптечной организации в случае выявления правонарушений контролирующими органами.

Основными причинами массовой концентрации «аптечных наркоманов» являются действующие аптечные учреждения, допускающие безрецептурный отпуск лекарственных препаратов, перечисленных выше. В связи с этим одной из задач органов внутренних дел является пресечение деятельности подобных фармацевтических учреждений на территориях обслуживания.

Одной из доступных и наиболее простых форм влияния на недобросовестных предпринимателей (в том числе и аптеки) является вынесение предостережений руководителям и работникам (фармацевтам, провизорам) аптечных учреждений о недопустимости нарушения действующего законодательства, о возможных последствиях. В данных предостережениях необходимо предусматривать графу ознакомления предпринимателя и работников, что впоследствии будет способствовать доказыванию умысла совершенного правонарушения.

Как показывает практика ГУ МВД ряда субъектов РФ, наиболее эффективно и оперативно возможно добиться требуемого результата путем проведения совместных мероприятий подразделений полиции, прокуратуры и органов государственного контроля. К таковым следует отнести: территориальные органы Росздравнадзора; управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России субъекта (на местах - Госпожнадзор); управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека субъекта (в состав которых входят санитарно-эпидемиологические станции (СЭС); государственные инспекции труда.

Для проведения совместного мероприятия, от имени начальника ОМВД готовится и направляется прокурору города (района) мотивированное письмо, в котором указывается перечень действий, которые необходимо провести, причины организации мероприятия, какой орган и когда необходимо привлечь.

В данном случае орган внутренних дел выступает инициатором, прокуратура - организатором, вышеперечисленные органы госконтроля -участниками мероприятия. В ходе совместной проверки «аптечных» учреждения каждый участник выявляет нарушения (недостатки) по своему направлению и составляет итоговый документ. К наиболее распространённым основания для реагирования и выполнения своих функций каждым из перечисленных органов следует отнести:

- план ежегодных плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который регулярно обновляется и публикуется на сайте Генеральной прокуратуры РФ. В соответствии с указанным планом обязаны осуществлять проверки Росздравнадзор, Роспотреб-надзор, Госпожнадзор, ОВД;

- поступившее установленным порядком в один из перечисленных органов заявление физического лица в отношении объекта контроля (аптеки);

- поступивший из органов внутренних дел по подведомственности материал, письмо, распоряжение о проведении совместных мероприятий;

- поступивший из органов прокуратуры акт реагирования.

Каждый из перечисленных органов государственного контроля не универсален и имеет строго определенные направления деятельности и индивидуальные рычаги воздействия на подконтрольные объекты, с целью понуждения их к соблюдению действующего законодательства.

Территориальный орган Росздравнадзора является органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, в полномочия которого входит проверка соблюдения правил оборота лекарственных препаратов, товаров медицинского назначения, а именно:

- наличие подтверждающих приходных и расходных документов на реализуемые товары;

- наличие сертификатов качества;

- соблюдение условий хранения;

- соблюдение правил отпуска;

- ведение учетной документации;

- наличие минимального ассортимента лекарственных средств;

- соблюдение лицензионных требований;

- наличие оборудования для осуществления фармацевтической деятельности и других.

С января 2019 года в целях выявления и документирования фактов нарушения указанных правил, территориальным органам Росздравнадзора предоставлено право осуществлять контрольные закупки, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. №511 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По результатам проверки подразделения Росздравнадзора имеют право составлять административные протоколы, выносить по ним решения (штрафы физическим и юридическим лицам), а также обращаться в арбитражный суд с ходатайством о приостановлении деятельности, либо аннулировании лицензии на фармацевтическую деятельность.

Следует отметить, что для составления протокола об административном правонарушении для органов Росздравнадзора достаточно наличия видеозаписи (сделанной гражданским лицом), на которой зафиксирован факт безрецептурного сбыта лекарственного препарата указанной выше категории.

Управление надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» и может проводить внеплановые проверки (в случае поступления обращений граждан, организаций или поступления информации от органов власти, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью

людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара) соблюдения требований пожарной безопасности в соответствии с правилами противопожарного режима в Российской Федерации, а именно:

- наличие противопожарной сигнализации;

- наличие огнезащитной обработки помещения (при необходимости);

- наличие огнетушителей (в соответствии с нормами, сроки поверки);

- наличие лиц, ответственных за пожарную безопасность, пошедших обучение, и т.д.

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проводят внеплановые проверки (в случае обращения граждан, организаций или поступления информации от органов власти, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы или причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также нарушения прав потребителей, при обращении граждан, права которых нарушены) соблюдения следующих требований:

- законность трудовых отношений;

- рудников;

- своевременное прохождение медосмотров, наличие санитарных книжек;

- соблюдение правил торговли на фармацевтическую продукцию;

- наличие необходимых сертификатов на товары;

- соответствие помещения санитарным нормам;

- соблюдение правил ценообразования;

- работа контрольно-кассовой аппаратуры и др.

Для подтверждения факта безрецептурного отпуска лекарственных препаратов (по сути - сбыта) эффективным средством является проведение мероприятия «контрольная закупка», полномочия на проведение которого у органов внутренних дел отсутствуют. Однако видеозапись, на которой зафиксировано правонарушение, органы полиции могут получить от граждан, в том числе приобретающих подконтрольные лекарственные препараты в аптеках, допускающих безрецептурный отпуск. Факты предоставления гражданами видеозаписи с «нужным» содержанием нередки, на пример, на территории Ставропольского края только за 1-е полугодие 2019 года таковых было предоставлено 65.

Такие записи могут быть предоставлены сотрудникам ППС, чьи маршруты патрулирования проходят (приближены) рядом с аптечными учреждениями, должным образом инструктированным нарядам ДПС, участковым уполномоченным, при осуществлении приема граждан на административном участке, а также любому представи-

телю правоохранительных органов, проинформированному о такой необходимости.

В целях противодействия незаконной деятельности аптечных учреждений, допускающих безрецептурный отпуск подконтрольных лекарственных препаратов следует обеспечить проведение следующих действий и мероприятий:

- получение информации об аптечном учреждении (фактический и юридический адрес, персональные данные директора (предпринимателя), наличие и законность лицензии на фармацевтическую деятельность, наличие в собственности автотранспорта (как личного, так и у близких родственников), характеризующая информация (судимость, административные правонарушения и др.);

- вынесение в адрес предпринимателя (директора юридического лица) предостережения, либо проведение профилактической беседы;

- подготовка распоряжения на проведение обследования по установленному адресу;

- инициирование проведения совместных мероприятий по проверке указанной аптеки. Состав участников необходимо следует определять в зависимости от имеющейся информации об объекте;

- при невозможности проведения совместного мероприятия принять меры (как предложено выше) к получению видеозаписи об осуществлении безрецептурного отпуска в аптечном учреждении, после чего получить объяснение у лица, купившего препараты, изъять препараты, направить на исследование (в случае отсутствия упаковки, маркировки);

- проведение обследования по месту нахождения аптечного заведения. В ходе обследования изымать систему видеонаблюдения, указанные выше лекарственные препараты, накладную документацию, черновые записи (приход, расход), денежные средства, находящиеся вне кассы,

и другие предметы, имеющие отношение к совершенному деянию;

- получение объяснения от провизоров, директора аптеки (предпринимателя), в случае согласия.

- в обязательном порядке обеспечить участие представителей пресс-службы ГУ с целью в последующем принятия решения об освещении в СМИ проведенного мероприятия и его результатов;

- собранный материал направить в Росздрав-надзор по подведомственности для рассмотрения и составления протокола об административном правонарушении (см. приложение к рекомендациям);

- в дальнейшем повторить исполнение перечисленных выше пунктов, с целью установления факта неоднократности совершения указанного правонарушения в данном аптечном учреждении;

Параллельно с проводимыми мероприятиями следует ориентировать наряды ДПС на проверку транспортных средств, находящихся в пользовании всех лиц, причастных к деятельности указанного аптечного заведения, с целью обнаружения бухгалтерской документации или лекарственных препаратов, не имеющих сопроводительной документации. В случае принятия судом решения об аннулировании лицензии, либо о приостановлении ее на определенный срок, необходимо обеспечить на контроль деятельности данного аптечного учреждения в указанный период, в целях выявления фактов незаконной предпринимательской деятельности.

Данные рекомендации необходимо принять к сведению и на постоянной основе применять в оперативно-служебной деятельности.

Предложенные меры не являются исчерпывающими, однако, они могут способствовать повышению эффективности работы по изменению криминологической ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков.

Литература

1. Внукова В. А. О правовом регулировании легального оборота наркотических средств и государственного надзора за его осуществлением. Медицинское право. 2012. №1. С. 34-39.

2. Доклад о наркоситуации в Российской Федерации в 2017 году // Государственный антинаркотический комитет. М.: Государственный антинаркотический комитет, 2018. С. 2-3.

3. Жуковский В. И., Довголюк Н. В. Государственно-правовые механизмы противодействия наркотизации общества: некоторые аспекты формирования, состояния и реализации // Противодействие наркоугрозе на современном этапе: правовой и социально-гуманитарный аспекты: материалы международного научно-практического семинара (5 апреля 2019) / отв. ред. Н. Н. Цуканов; Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации». Красноярск: СибЮИ МВД России, 2019. С. 71-74.

4. Неволина Е. В. Почему российские аптеки не спешат заниматься реализацией наркотических средств? // Вестник Росздравнадзора. 2014. №3. С. 21-23.

5. Законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Официальный сайт Государственной Думы «Система обеспечения законодательной деятельности». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/699098-7 (Дата обращения: 01.08.2019).

6. Панов С. Л. «Аптечная» наркомания // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. №3(46). С. 5-7.

7. Путин: только комплексом мер можно победить наркоманию. Актуальные комментарии, 2011 URL: http:// actualcomment.ru/putin_tolko_kompleksom_mer_mozhno_pobedit_narkomaniyu.html (Дата обращения: 21.08.2019).

References

1. Vnukova V. A. O pravovom regulirovanii legal'nogo oborota narkoticheskikh sredstv i gosudarstvennogo nadzora za ego osushchestvleniem (On legal regulation of legal turnover of narcotic drugs and the state supervision of its implementation). Meditsinskoe pravo. 2012. No.1. P. 34-39. (In Russian).

2. Doklad o narkosituacii v Rossijskoj Federacii v 2017 godu (Report on the drug situation in the Russian Federation in 2017) // Gosudarstvennyj antinarkoticheskij komitet. Moscow: State anti-drug committee, 2018. P 2-3. (In Russian).

3. Zhukovskij V. I., Dovgoljuk N. V. Gosudarstvenno-pravovye mehanizmy protivodejstvija narkotizacii obshhestva: nekotorye aspekty formirovanija, sostojanija i realizacii (State-legal mechanisms of counteraction to narcotization of society: some aspects of formation, state and realization) // Protivodejstvie narkougroze na sovremennom jetape: pravovoj i social'no-gumanitarnyj aspekty: materialy mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara (5 aprelja 2019) / ed by N. N. Cukanov. Krasnojarsk: SLI IM PF publ., 2019. P. 71-74. (In Russian).

4. Nevolina E. V. Pochemu rossiiskie apteki ne speshat zanimat'sya realizatsiei narkoticheskikh sredstv? (Why are Russian pharmacies in no hurry to sell drugs?) // Vestnik Roszdravnadzora. 2014. No.3. P. 21-23. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Zakonoproekt «O vnesenii izmenenij v Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah» (Draft law on amendments to the Code of administrative offences of the Russian Federation) // Ofitsial'nyi sait Gosudarstvennoi Dumy «Sistema obespecheniya zakonodatel'noi deyatel'nosti». Rezhim dostupa: https://sozd.duma.gov.ru/bill/699098-7 (Accessed: 01.08.2019).

6. Panov S. L. «Aptechnaya» narkomaniya («Pharmacy» addiction) // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2011. No.3 (46). P. 5-7. (In Russian).

7. Putin: tol'ko kompleksom mer mozhno pobedit' narkomaniju. Aktual'nye kommentarii, 2011 (Putin: only a complex of measures can defeat drug addiction. Actual Comments, 2011) URL: http://actualcomment.ru/putin_tolko_kompleksom_mer_ mozhno_pobedit_narkomaniyu.html (Accessed: 21.07.2019). (In Russian).

Сведения об авторах

Довголюк Наталья Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры общегуманитарных и юридических дисциплин Ставропольского филиала Московского педагогического государственного университета (Ставрополь) / fktrf32@rambler.ru

Жуковский Владимир Ильич - кандидат юридических наук, доцент кафедры правовой культуры и защиты прав человека юридического института Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) / kukyns@mail.ru

Information about the authors

Dovgolyuk Natalia - PhD in Law, Associate Professor, Chair of Humanities and Law courses, Stavropol Branch of the Moscow Pedagogical State University (Stavropol) / fktrf32@rambler.ru

Zhukovsky Vladimir - PhD in Law, Associate Professor, Chair of legal culture and human rights protection, Law Institute, North-Caucasus Federal Universiry (Stavropol) / kukyns@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.