Научная статья на тему 'Совершенствование подходов к оценке санэпидблагополучия организаций профессионального образования при обучении подростков'

Совершенствование подходов к оценке санэпидблагополучия организаций профессионального образования при обучении подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ЗДОРОВЬЮ / DECREASE IN RISKS TO HEALTH / SANITARY AND EPIDEMIOLOGIC WELLBEING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нестерук А. В., Шубочкина Евгения Ивановна, Луценко О. А., Алексеева Е. А.

Показана эффективность использования дополнительных критериев для оценки санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций профессионального образования для разработки профилактических мероприятий и снижения рисков здоровью обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нестерук А. В., Шубочкина Евгения Ивановна, Луценко О. А., Алексеева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of approaches to an assessment a sanitary and epidemiologic wellbeing of the organizations of professional education when training teenagers

Efficiency of use of additional criteria for an assessment of sanitary and epidemiologic wellbeing of the educational organizations of professional education for development of preventive actions and decrease in risks is shown to health of the being trained.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подходов к оценке санэпидблагополучия организаций профессионального образования при обучении подростков»

36

ЗНиСО ФИШ №2 (251)

приимчивое население. Объем специфической профилактики ВГА определяется специалистами органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с эпидемиологической обстановкой, а также с учетом особенностей динамики и тенденций развития эпидемического процесса ВГА на конкретной территории. Таким образом, снижение активности эпидемического процесса не должно являться основанием для ослабления эпидемиологического надзора за актуальными инфекционными заболеваниями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляев Е.Н., Верещагин А.И., Селюнина С.В., Голуб Т.В., Горбачева Н.А. Основные результаты деятельности информационного бюллетеня «Здоровье населения и среда обитания» / Е.Н. Беляев, А.И. Верещагин, С.В. Селюнина, Т.В. Голуб, Н.А. Горбачева //Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 1 (250). С. 42—44.

2. Бутаев Т.М., Меркулова Н.А., Гиголаева Л.В. Демографические проблемы и здоровье населения республики Северная Осетия—Алания / Т.М. Бутаев, Н.А. Меркулова, Л.В. Гиголаева //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 7 (232). С. 10—11.

3. Дзанаее С.С., Сипачева Н.Б., Ярош Л.В., Семененко Т.А. Анализ заболеваемости гепатитом А в Республике Северная Осетия—Алания в 1998—2009 гг. / С.С. Дзанаев, Н.Б. Сипачева, Л.В. Ярош, Т.А. Семененко //Здоровье населения и среда обитания. 2010. № 10 (211). С. 33—36.

4. Профилактика вирусного гепатита A: СП 3.1.2825—10/ Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.12.2010 № 190.

5. Чернявская О.П., Верещагин А.И. Перспективные направления совершенствования эпидемиологического мониторинга в Российской Федерации / О.П. Чернявская, А.И. Верещагин //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 10 (235). С. 7—8.

6. Ющук Н.Д., Балмасова И.П., Тимченко О.Л., Сафиул-лина Н.Х., Стаурина Л.Н. Интегральный подход к оценке осложнений и исходов инфекционных процессов / Н.Д. Ющук, И.П. Балмасова, О.Л. Тимченко, Н.Х Са-фиуллина, Л.Н. Стаурина //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 1 (238). С. 39—41.

7. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Медицина», 2003. 448 с.

Контактная информация:

Гадзиева Галина Касполатовна, тел.: 8 (8672) 51-92-30, e-mail: [email protected]

Contact information: Gadzieva Galina, phone: 8 (8672) 51-92-30, e-mail: [email protected]

g

S

УДК 613.956

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ САНЭПИДБЛАГОПОЛУЧИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ

А.В. Нестерук1, Е.И. Шубочкина2, О.А. Луценко1, Е.А. Алексеева1 'Управление Роспотребнадзора по Псковской области, г. Псков; 2НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ НЦЗД РАМН, г. Москва

Показана эффективность использования дополнительных критериев для оценки санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций профессионального образования для разработки профилактических мероприятий и снижения рисков здоровью обучающихся. Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие, образовательные организации, подростки, снижение рисков здоровью.

А.В. Nesteruk, E.I. Shubochkina, O.A. Lutsenko, E.A. AJekseeva □ IMPROVEMENT OF APPROACHES TO AN ASSESSMENT A SANITARY AND EPIDEMIOLOGIC WELLBEING OF THE ORGANIZATIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION WHEN TRAINING TEENAGERS □ Department of Rospotrebnadzor in the Pskov region, Pskov; Scientific Research Institute of hygiene and protection of health of children and adolescents State-owned federal state institution of RAMS, Moscow □ Efficiency of use of additional criteria for an assessment of sanitary and epidemiologic wellbeing of the educational organizations of professional education for development of preventive actions and decrease in risks is shown to health of the being trained. Key words: sanitary and epidemiologic wellbeing, educational organizations, teenagers, decrease in risks to health.

На протяжении последних десятилетий в России прослеживается выраженная тенденция ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения. Основной социальной нагрузкой для детей и подростков является получение образования, в том числе профессионального, и обеспечение безопасной образовательной среды является важной профилактической задачей. Прослеживается связь роста школьно -обусловленных отклонений в состоянии здоровья детей и подростков (школьные травмы, заболевания костно-мышечной системы, патология зрения) с ухудшением условий обучения, уровнем санэпидблагополучия ОУ [1, 2, 3]. Управлением Роспотребнадзора по Псковской области и его территориальными отделами проводится целенаправленная работа по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) ОУ, снижению неблагоприятного

воздействия факторов образовательной среды на здоровье обучающихся.

Целью совместной работы, проводившейся по договору о научно-практическом сотрудничестве, была оценка СЭБ ОУ профессионального образования (ОУ НПО), готовящих кадры по рабочим профессиям, с использованием новых подходов для совершенствования критериев оценки СЭБ.

Материалы и методы. Материалы официальной отчетности по заболеваемости подростков, данные Управления Роспотребнадзора по Псковской области по контролю за условиями обучения в ОУ НПО. Комплексная оценка СЭБ в трех колледжах с использованием новых подходов с позиции риска здоровью [2, 5, 6]. Проведен опрос учащихся по анкетам института (176 чел.). Статистическая достоверность результатов оценивалась по критерию Стьюдента и методам доказательной медицины с расчетом рисков здоровью [4].

Февраль №2 (251) знсо

37

О 14000 ^ 12000

5.

Рис. Динамика общей заболеваемости по обращаемости подростков в возрасте 15 до 17 лет включительно (в пересчете на 10 000) Псковской области и прогноз ее изменения

Результаты и их обсуждение. В Псковской области, как и в Российской Федерации в целом, здоровье детей и подростков характеризуется тенденциями роста заболеваемости. На рисунке дана динамика общей заболеваемости по обращаемости подростков 15—17 лет Псковской области за период 2006—2011 гг. и прогнозируемый тренд общей заболеваемости, величина коэффициента Я2 = 0,6758 указывает на вероятность дальнейшего роста заболеваемости. В структуре заболеваемости подростков в 2011 г. первое место занимали болезни органов дыхания — 57,9 %, второе — травмы и отравления — 11,0 %, третье — болезни органов пищеварения — 4,4 %, четвертое — патология костно-мышечной системы и соединительной ткани 3,1 %, пятое — заболевания мочеполовой системы — 2,8 %. За наблюдаемый период отмечалось снижение заболеваемости болезнями крови и кроветворных органов и психическими расстройствами. Болезни эндокринной системы, в т. ч. ожирение, болезни нервной системы, мочеполовых органов имели на протяжении 6 лет небольшие колебания. По остальным классам заболеваний отмечался рост, наиболее выраженный по классам заболеваний, которые относят к «школьно-обусловленным»: миопия, болезни костно-мышечной системы, болезни органов пищеварения — прирост составлял до 70 %.

Наряду с причинами социально-экономического характера и факторами окружающей среды в ухудшении состояния здоровья детей и подростков могут иметь значение условия обучения и воспитания, не отвечающие гигиеническим требованиям. В 3-й ОУ НПО, отнесенных ко 2-й группе СЭБ по действующим критериям, была выполнена оценка фактического соответствия условий обучения действующим санитарным правилам по маркерным показателям. Маркерными показателями санитарно-гигиенического благополучия являлись: 1) земельный участок, 2) здание образовательного учреждения 3) санитарно-техническое состояние помещений, 4) организа-

ция учебно-производственного процесса, 5) организация питания, 6) организация физического воспитания, 7) организация медицинской помощи. Все учтенные признаки, входящие в группу маркерных, сравнивались с нормативными требованиями, определялась степень их соответствия нормам в процентах. Определялся комплексный показатель санитарно-гигиенического состояния (К соответствия) сложением значений основных показателей. Фактическое значение К в % переводится в баллы соответствия нормативным требованиям: 1 балл — хорошая оценка (соответствие 100—90 %), 2 балла — удовлетворительная (соответствие 89,9—70,0 %), 3 балла — неудовлетворительная (соответствие 69,9—50,0 %), 4 балла — плохая (соответствие 49,9 % и менее).

Такой методический подход позволил детально оценить маркерные показатели и выделить ухудшающие санитарно-эпидемиологическое состояние обследованных ОУ. К самым частым нарушениям требований санитарных правил, снижающим комплексную оценку СЭБ ОУ НПО, относились: устаревшее оборудование учебных помещений, нерациональное расписание и режим обучения, отсутствие дополнительных спортивных мероприятий, организация производственной практики без санитарно-эпидемиологического заключения, нарушение требований к санитарному содержанию помещений, в том числе пищеблока, и требований к внутренней отделке помещений. Самая низкая суммарная оценка (60 %) была в ОУ № 3 из-за несоответствия гигиеническим требованиям земельного участка (освещен-

Таблица 1. Комплексная гигиеническая оценка условий

обучения в трех ОУ НПО по показателям соответствия гигиеническим требованиям (%) и группы СЭБ

Маркерные показатели в % Оценка ОУ НПО (в % соответствия гигиеническим требованиям)

№ 1 № 2 № 3

Земельный участок 78,37 80,14 33,85

Здание, объемно-планировочные решения, наполняемость 100 100 79,4

Оборудование и содержание помещений 88,5 89,3 68,6

Организация учебно-производственного процесса 65 65 65

Организация питания 61 71 35

Организация физвоспитания 95 95 75

Организация медицинского обслуживания 100 80 65

Суммарно 83,6 82,6 60

Коэффициент соответствия (баллы) 2 2 3

Оценка Удовлетворительная Удовлетворительная Неудовлетворительная

Группа СЭБ 2 2 2

16000

10000

8000

6000

4000

2000

0

2006 г

38

ЗНиСО ФШ1Ж №2 (251)

Таблица 2. Дополнительные критерии СЭБ по опросу обучающихся в ОУ НПО с разным уровнем соответствия гигиеническим требованиям

Показатели / ОУ № 1 № 2 № 3

К соответствия ОУ 83,6% 82,6% 60%

Число опрошенных чел. 80 57 39

Неудовлетворенность организацией обучения в % 13,8+3,86 t = 4,0; p <0 ,01 (1—3) 21,1+5,4 t = 2,9 p < 0,05 (2—3) 48,7 + 7,8

Индекс здоровья в % (не болевшие простудными заболеваниями в течение года) 33,8+5,3 t = 2,35 Р < 0,05 (1—3) 22,8 + 5, 6 15,4 + 5, 8

Группа часто болеющих ОРВИв% 2,5+1,7 t = 1,86; P = 0,06 (1—3) 7,0 + 3,3 12,8 + 5,35

ность участка, отсутствие озеленения, зонирования территории), неполного набора учебных помещений, оборудования, нарушения требований к воздушно-тепловому режиму, организации физического воспитания, питания, медицинского обслуживания, санитарно-бытового состояния отдельных помещений. В соответствии с использованной методикой расчета полученный К соответствия (3 балла) позволяет дать неудовлетворительную оценку санитарного благополучия ОУ № 3 и говорит о потенциальном риске здоровью обучающихся. Таким образом, в группе ОУ, отнесенных ко 2-й группе СЭБ и не имеющих нарушений показателей среды по данным лабораторно-инструментальных исследований, при использовании К соответствия выделяются две подгруппы: подгруппа А (с удовлетворительными оценками по коэффициенту соответствия) и подгруппа Б — с неудовлетворительными оценками и сниженным уровнем СЭБ.

Анкетирование учащихся выявило дополнительные показатели ухудшенного состояния СЭБ в ОУ № 3. Такими показателями были: число подростков, неудовлетворенных организацией процесса обучения (достоверно выше по сравнению с двумя другими ОУ), сниженный индекс здоровья и число часто болеющих ОРВИ по сравнению с ОУ № 1 и такие же тенденции в ОУ № 2. Следует отметить, что число подростков, указавших на наличие у них хронической патологии, достоверно не отличалось во всех ОУ, а профессии, осваиваемые в ОУ № 3 (бытовое обслуживание) не были связаны с неблагоприятными параметрами микроклимата на производственной практике. Расчеты показали, что риск неудовлетворенности организацией обучения по соотношению шансов (ОЯ) в ОУ со сниженным СЭБ почти в 6 раз выше, чем в ОУ № 1 и равен (5, 96 ± 0,47) ДИ 5,04-6,88,

по сравнению с ОУ № 2 риск составил OR (3,56 ^S ± 0,49) ДИ 2,6-4,42. Риск заболеваемости ОРВИ (рассчитывался по числу болевших) составил по соотношению шансов (2,8 ± 0,47) ДИ 1,89—3,72, ^^ т. е. был существенно выше в ОУ со сниженным СЭБ (по сравнению с ОУ № 1). Атрибутивный риск повышенной заболеваемости ОРВИ в связи с ухудшенными условиями обучения составил AR = (18,4 ± 0,08) %. При нормализации условий j—И обучения можно ожидать, соответственно, такого ES же снижения заболеваемости ОРВИ в ОУ № 3. ^ Заключение. При оценке СЭБ ОУ по существу- ЕЕ ющим критериям большинство из них относится 3

ко 2-й группе. Нарушения, снижающие оценку ■_

СЭБ, могут быть различными по содержанию и ^Z степени выраженности. Комплексная методика оценки СЭБ с использованием маркерных показателей позволяет дифференцировать степень нарушений требований санитарных правил, что имеет важное профилактическое значение для снижения риска здоровью и удовлетворенности обучающихся условиями в ОУ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребенникова В.А. Гигиеническое обоснование комплекса мероприятий по профилактике травматизма школьников //Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М., 2010. С. 24.

2. Дзулаева И.Ю. Гигиеническая оценка роли условий обучения и воспитания в учреждениях начального профессионального образования и образа жизни в формировании здоровья подростков» //Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М., 2012. С. 24.

3. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И. О новых научных подходах к управлению системой санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных учреждениях / В.Р. Кучма, Е.И. Шубочкина //Здоровье населения и среда обитания, 2013, № 8 (245). С. 6—9.

4. Онищенко Г.Г., Куценко Г.И., Беляев Е.Н., Зайцева Н.В., Шур П.З. Проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. М., 2000. Ч. 1. 197 с.

5. Пономаренко И.И. и др. Совершенствование методологии оценки и управления риском для здоровья детей дошкольных и общеобразовательных учреждений: пособие для врачей / И.И. Пономаренко, Н.И. Новичкова, Т.Н. Ершова, Е.А. Романова, А.П. Россоловский, Т.В. Чистякова. М.: Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, 2007.

6. Cухарева Л.М., Кучма В.Р., Степанова М.И., Александрова И.Э., Шумкова Т.В. Новые подходы к гигиенической оценке условий и режимов обучения в общеобразовательных учреждениях / Л.М. Сухарева, В.Р. Кучма, М.И. Степанова, И.Э. Александрова, Т.В. Шумкова //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (240). С. 4—5.

Контактная информация:

Шубочкина Евгения Ивановна, тел.: 8 (495) 917-46-39, e-mail: [email protected] Contact information:

Shubochkina Evgenia, phone: 8 (495) 917-46-39,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.