Научная статья на тему 'Профилактическая среда в образовательных организациях профессионального образования: Актуальные проблемы и пути решения'

Профилактическая среда в образовательных организациях профессионального образования: Актуальные проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
143
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО И НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ORGANIZATIONS OF SECONDARY AND PRIMARY PROFESSIONAL EDUCATION / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПОДРОСТКОВ / INCIDENCE OF TEENAGERS / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УСЛОВИЯМИ ОБУЧЕНИЯ / SATISFACTION WITH TRAINING CONDITIONS / SANITARY AND EPIDEMIOLOGIC WELLBEING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шубочкина Е.И., Кучма В.Р., Ибрагимова Е.М., Молдованов В.В., Иванов В.Ю.

Показан сниженный уровень санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) образовательных организаций среднего и начального профессионального образования. Выявлено сохранение устойчивой негативной тенденции роста общей заболеваемости подростков, по данным обращаемости в медицинские организации, заболеваемости органов дыхания и школьно-связанной патологии (болезни костно-мышечной систем, миопия). Доказаны риски ухудшения качества жизни, показателей самочувствия, повышенного утомления при негативной оценке подростками образовательной организации и условий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шубочкина Е.И., Кучма В.Р., Ибрагимова Е.М., Молдованов В.В., Иванов В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventive environment in the educational organizations of professional education: actual problems and ways of solution

The reduced level of sanitary and epidemiologic wellbeing of educational institutions of secondary and primary professional education is shown. The number of the organizations surveyed with use of laboratory and tool researches doesn't correspond to the lowered indicators of SEB of establishments, the structure of researches considers specifics of establishments insufficiently. Preservation of steady negative trends of growth of the general incidence of teenagers on negotiability is shown, to incidence of respiratory organs and the school and connected pathology (an illness bone and muscular systems, a miopiya). Risks of deterioration of life, indicators of health, the increased exhaustion at a negative assessment are proved by teenagers of the organization and conditions of training.

Текст научной работы на тему «Профилактическая среда в образовательных организациях профессионального образования: Актуальные проблемы и пути решения»

/ Э.Дж. Айрес; [пер. с англ. Ю. Даре]. 2-е изд. / Douglas A. Hanes, Gin McCollum //Journal of

М.: Теревинф, 2010. 272 с. Vestibular Research. 2006. Vol. 16. P. 75—91.

7. Физиология человека: в 4-х томах, т.2.: [пер. с

англ.] / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. М.: Мин, Контактная информация:

1985. 240 с. Храмцов Петр Иванович,

8. Коц Я.М. и др. Вестибуло-моторная возбудимость тел.: 8 (915) ПО-29-48,

у детей с нарушениями осанки и сколиозом / e-mail: pikhramtsov@gmail.com

Я.М. Коц, М.Е. Клюев // Проблемы спортивной Contact information:

медицины. Рига, 1973. Вып. 1. С. 35-44. Khramtsov Peter,

9. Douglas A. Hanes et al. Cognitive-vestibular interactions: 8 (915) 110-29-48,

A review of patient difficulties and possible mechanisms e-maif pikhramtsoV@gmail com

-♦♦♦-- .

УДК 613.955

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ СРЕДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Е.И. Шубочкина1, В.Р. Кучма1, Е.М. Ибрагимова1, В.В. Молдованов2, В.Ю. Иванов1

:ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», г. Москва, Россия 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»,

г. Москва, Россия

Показан сниженный уровень санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) образовательных организаций среднего и начального профессионального образования. Выявлено сохранение устойчивой негативной тенденции роста общей заболеваемости подростков, по данным обращаемости в медицинские организации, заболеваемости органов дыхания и школьно-связанной патологии (болезни костно-мышечной систем, миопия). Доказаны риски ухудшения качества жизни, показателей самочувствия, повышенного утомления при негативной оценке подростками образовательной организации и условий обучения.

Ключевые слова: организации среднего и начального профессионального образования, санитарно-эпидемиологического благополучие, заболеваемость подростков, удовлетворенность условиями обучения.

Ye.I. Shubochkina, V.R. Kuchma, Ye.M. Ibragimova, V.V. Moldovanov, V.Yu. Ivanov □ PREVENTIVE ENVIRONMENT IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION: ACTUAL PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION □ FSBSI «Scientific Center of Children's Health», Moscow, Russia; FBHE «Center of Hygiene and Epidemiology in Moscow», Moscow, Russia.

The reduced level of sanitary and epidemiologic wellbeing of educational institutions of secondary and primary professional education is shown. The number of the organizations surveyed with use of laboratory and tool researches doesn't correspond to the lowered indicators of SEB of establishments, the structure of researches considers specifics of establishments insufficiently. Preservation of steady negative trends of growth of the general incidence of teenagers on negotiability is shown, to incidence of respiratory organs and the school and connected pathology (an illness bone and muscular systems, a miopiya). Risks of deterioration of life, indicators of health, the increased exhaustion at a negative assessment are proved by teenagers of the organization and conditions of training.

Key words: organizations of secondary and primary professional education, sanitary and epidemiologic wellbeing, incidence of teenagers, satisfaction with training conditions.

Введение. Вопросы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена признаны ключевыми для реализации инновационно-технологического развития страны [1]. В настоящее время в системе среднего и начального профес-

сионального образования (СПО-НПО) функционирует около пяти тысяч образовательных организаций и обучается около трёх миллионов человек. Проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) обучающихся остаются

АВГУСТ №8 (269)

47

сложными в связи со спецификой образовательного процесса, включающего общеобразовательную, специальную подготовку и производственное обучение [2]. Современное профессиональное образования представляет собой интеграцию разных уровней профессионального образования (среднего, начального) и профессионального обучения в образовательных комплексах с контингентом обучающихся, неоднородным по возрастному составу и состоянию здоровья (включая лиц с ограниченными возможностями здоровья). Оценка безопасности условий обучения при подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена имеет важное значение для снижения потенциальных рисков ухудшения здоровья обучающихся.

Цель исследования — изучить динамику показателей СЭБ образовательных учреждений (ОУ) СПО-НПО г. Москвы и оценить эффективность системы мероприятий по его обеспечению.

Материал и методы. Изучались показатели федерального и отраслевого статистического наблюдения результатов санитарно-эпидемиологического надзора за образовательными организациями г. Москвы (отчетные формы № 9-06, № 18, отчетные формы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по г. Москве»), собирались данные официальной статистической отчетности о заболеваемости подростков за период 2005— 2013 гг. На основании опросов оценивалась удовлетворенность условиями и организацией % 80 70

обучения учащихся колледжей и показатели самочувствия. Использовались авторские анкеты (478 чел.) и опросник MOS SF-36 (244 чел.). Данные обрабатывались статистически с расчетом рисков здоровью.

Результаты и обсуждение. Динамика уровней СЭБ всех организаций для детей и подростков и ОУ СПО-НПО г. Москвы за период 2005—2013 гг. представлена на рис. 1. К 2013 г. численность ОУ СПО-НПО, отнесенных к 1-й группе СЭБ достоверно увеличилась с 26,1 до 35,5 % (р < 0,05), снизилось число ОУ, требующих капитального ремонта с 6,9 % в 2012 г. до 1,9 % в 2013 г. Процесс объединения и укрупнения образовательных организаций последовательно сопровождался снижением их численности с 285 до 155 при сохранении числа объектов надзора (297). Одним из результатов укрупнения ОУ СПО-НПО стало появление в 2013 г. 4-х объектов надзора, в которых не организовано питание обучающихся.

При достоверном росте организаций 1-й группы СЭБ, отвечающих всем нормативным гигиеническим требованиям, преобладающее число подростков (две трети) продолжает обучаться в ухудшившихся условиях 2-й и 3-й групп СЭБ (63,3 и 1,4 % соответственно).

В условиях изменения требований нормативных правовых актов в 3,5 раза снизилась частота обследований в ОУ НПО-СПО. По данным документарного и визуального контроля, в период 2005—2010 гг. отмечался рост отдельных нарушений санитарно-

III.....

2008 2009

Годы

I уровень СЭБ

3II уровнь СЭБ

I уровень СЭБ

А

I

2008 Годы

I уровень СЭБ

3II уровень СЭБ

I уровень СЭБ

Б

Рис. 1. Динамика уровней СЭБ всех детских и подростковых образовательных организаций (А) и учреждений СПО-НПО (Б) г. Москвы

Рис. 2. Доля образовательных организаций (школ и СПО-НПО), обследованных с использованием лабораторно-инструментальных исследований, от общего числа ОУ (%)

гигиенических требований, важных для обеспечения СЭБ организации: нарушения требований к организации образовательного процесса (с 0,4 до 25,5 %), внутренней отделке помещений (с 2,0 до 8,5 %), организации медицинского обслуживания (с 0,4 до 6,0 %), санитарному содержанию помещений (с 2,8 до 12,8 %), проведению необходимых дезинфекционных и дератизационных мероприятий (с 3,2 до 14,9 %), устройству и эксплуатации систем вентиляции (с 0,4 до

10.5 %), обеспечению нормативных показателей естественного и искусственного освещения (с 1,6 до 19,1 %).

При выполнении контрольно-надзорных мероприятий уменьшилась выборка ОУ, обследованных лабораторно-инструментальными методами (с 50 до 10 %), что снижает эффективность контроля. В период 2005—2010 гг. при оценке готовых блюд число проб с отклонениями от санитарных норм по микробиологическим показателям в СПО-НПО составляло от 6,6 до 13,3 %. Доля проб, не отвечающих гигиеническим требованиям по калорийности и полноте вложения, значительно колебалась от 0 до 24,1 %. Число обследованных организаций, не отвечающих санитарным требованиям по показателям микроклимата составляло от 6 до 26,2 %; число замеров, не отвечающих нормативам — 9,6—13,4 %. По показателям освещенности не соответствовало требованиям от 12,9 до

32.6 % ОУ; число замеров, не соответствующих гигиеническим нормативам, — от 9,4 до 17,2 %. Показатели несоответствия мебели ростовым показателям подростков имели тенденцию к снижению с 2007 по 2010 гг. (с 33,3 до 12,5 %).

За период 2011—2013 гг. частота неудовлетворительных результатов исследования готовых блюд по микробиологическим показателям составляла 4,2—15,6 %; по калорийности и полноте вложения — 11,5—23,1 %. Ухудшение всех показателей готовых блюд, включая санитарно-химические, отмечено в 2013 г. Сохраняются нарушения таких параметров внутренней среды ОУ, как параметры освещенности и микроклимата. По параметрам освещенности от 12,5 до 25 % обследованных объектов не соответствуют гигиеническим требованиям; число замеров, не соответствующих гигиеническим нормативам, — от 5,3 до 11,8 %. По параметрам микроклимата от 6,6 до 20 % обследованных объектов не соответствуют нормативным требованиям, число неудовлетворительных замеров — от 6,6 до 15,9 %. По параметрам соответствия мебели росту обучающихся отмечаются тенденции ухудшения показателей при маленькой выборке учреждений.

В условиях сниженного по сравнению со школами уровня СЭБ ОУ СПО-НПО объем учреждений НПО-СПО, обследованных с использованием лабораторно-инструментальных исследований, оценивающих параметры внутренней среды, оказался меньше, чем в школах (рис. 2). Особенно большие различия отмечены по исследованиям шума, электромагнитных волн (ЭМИ), мебели.

В структуре лабораторно-инструментальных исследований при обследовании ОУ НПО-СПО недостаточно учитывается специфика образовательных учреждений профессионального образования, в состав которых входят учебно-производственные мастерские, технологические кабинеты по дисциплинам

профессионального цикла: преобладают исследования параметров микроклимата (37, 2%), показателей освещенности (34,8 %), мебели на соответствие росто-возрастным показателям (20,8 %), что безусловно важно. Вместе с тем исследования электромагнитных полей и шума составляют 6,7 и 0,48 % соответственно. Даже при такой малой выборке число учреждений, не соответствующих санитарным требованиям по параметрам шума, составило от 25 до 100 %; число замеров ЭМИ, не отвечающих гигиеническим нормативам, составило от 8,3 до 25 %.

В отчетных формах не предусмотрена дифференциация показателей состояния воздушной среды по видам организаций, представлены средние данные по всем организациям для детей и подростков с объемом выборки 2,4—2,6 % (2011—2013 гг.). Очевидно, что оценить уровень СЭБ ОУ СПО-НПО без изучения этих показателей — значит недооценить возможности негативного их влияния на показатели состояния здоровья обучающихся [2, 3]. Формы статистической отчетности, на наш взгляд, требуют доработки для представления данных по типам учреждений, как это представлено по физическим факторам и другим показателям СЭБ.

Результаты обследований ОУ СПО-НПО подтверждают ухудшенные условия обучения подростков в данной группе учреждений, что, безусловно, наряду с другими факторами способствует росту заболеваемости. Проанализирована динамика заболеваемости по обращаемости подростков 15—17 лет г. Москвы за период 2005—2013 гг. Показано сохранение устойчивой негативной тенденции роста общей заболеваемости (Яа = 0,9268), заболеваемости органов дыхания (Яа = 0,9048), костно-мышечной системы (Я2 = 0,6689), миопии (Яа = 0,989) и других форм патологии.

Результаты опроса показали, что удовлетворены условиями обучения от 43 до 60 % опрошенных в колледжах профессионального образования (II группы СЭБ), остальные были не вполне удовлетворены, в том числе 5—7 % учащихся негативно оценили условия обучения. При неудовлетворенности организацией и условиями обучения достоверно увеличиваются риски появления случаев повышенного утомления по соотношению шансов (ОЯ =2,9—4,2) и относительному риску (ЯЯ = 2,4—3,4) с этиологической долей ББ = 58,1—70,8 %, что указывает на высокую степень связи с ухудшенными условиями обучения. Обнаруживается средняя степень связи указанного фактора с ухудшением самочувствия по психическому компоненту

(плохое настроение) с ОЯ = 2,46, ЯЯ = 2,0, ББ = 50,1 % и физическому компоненту (плохая физическая форма) с ОЯ = 2,1—2,4, ЯЯ = 1,8—1,9, ББ = 44—47 %. Приведенные данные коррелируют с ухудшением показателя качества жизни по опроснику МОБ ББ-36 в сравниваемых группах. Установлено, что у подростков, которые не удовлетворены организацией обучения, достоверно снижается качество жизни по двум показателям, характеризующим физическое функционирование (ЯР, ВР), и двум показателям, отражающим психическое функционирование (УТ, ЯБ). Приведенные данные можно оценить как реакцию на ухудшенные условия обучения, снижение учебной мотивации и активности, более быстрое формирование утомления.

Заключение. Проблемы обеспечения безопасной профилактической среды являются особенно актуальными в образовательных организациях среднего и начального образования. Необходимо повышение качества контроля за условиями обучения подростков в ОУ СПО-НПО с использованием современных подходов к диагностике СЭБ, организации обследований с учетом сниженного уровня СЭБ, специфике организации обучения; с увеличением кратности обследования и объема лабораторно-инструментального контроля в ОУ II и III групп СЭБ для снижения возможных рисков здоровью обучающихся [4, 5]. Вместе с тем в обеспечении благоприятных и безопасных условий обучения основная роль принадлежит самим образовательным организциям. Для этих целей могут использоватся апробированные и новые подходы для формирования здоровьесбе-регающего образовательного пространства: производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, санитарно-эпидемиологический аудит, самоаудит санитарного состояния по отдельным параметрам образовательной среды, оценка удовлетворенности обучающихся и педагогов условиями в образовательной организации. Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая рассматривается как основное направление развития службы, предполагает стимулирование объектов надзора к соблюдению требований санитарного законодательства через возможность обоснованного снижения периодичности плановых проверок [6].

ЛИТЕРАТУРА //Здоровье населения и среда обитания. 2013.

тг ТТЛ я и - № 8. С. 6—9.

Ливанов Д.В. и др. Новой экономике новое про- ^

^ ^ р 5. Системная гигиеническая диагностика санитарно-

фессиональное образование / Д.В. Ливанов, О.Н. Смолин, В.М. Демин //Среднее профес-

эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство / Под ред. В.Р. Кучмы. М.: ФГБНУ

сиональное образование. 2013. № 8. С. 3—5. т/тт-этт mi/i r^ ^nJT

л ттт /- г тт а л НЦЗД. 2014. С. 304.

2. Шубочкина RK и др. А^уальтгс гштангаескж 6. Зайцева R и др_ Концептуальные и методи-

проблемы организации учебно-производственного процесса в учебных заведениях начального про

ческие аспекты повышения эффективности

контрольно-надзорной деятельности на основе ф^сжоналшого образования и ^ве^шгпюмтге 0цеНКИ опасности объекта с позиции риска при-

организации надзора за условиями обучения и

чинения вреда здоровью населения / Н.В. Зай-

В0СПИТаНИЯ / Е И. Шубочкина, J B. Яновская цева, И.В. Май, Д.А. Кирьянов, А.С.' Сбоев,

Е.Е. Андреева //Здоровье населения и среда

//Здоровье населения и среда обитания, 2009.

№ 8. С 39—43- обитания. 2014. JN^ С. 4—7.

3. Киек О.В. и др. Условия производственного

обучения и состояние здоровья учащихся про- Контактная информация:

фессионального лицея Краснодарского края Шубочкина Евгения Ивановна,

/ О.В. Киек, Г.А. Лещева //Здоровье населения тел.: 8 (495) 917-46-39,

и среда обитания. 2014. № 6. С. 17—19. e-mail: adlabhyg@yandex.ru

4. Кучма В.Р. и др. О новых научных подходах к управ- Contact information: лению системой санитарно-эпидемиологического Shubochkina Yevgeniya, благополучия обучающихся в образовательных phone: 8 (495) 917-46-39, учреждениях» / В.Р. Кучма, Е.И. Шубочкина e-mail: adlabhyg@yandex.ru

-♦♦♦-

УДК 613.955

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

ГОРОДА МОСКВЫ

С.Г. Сафонкина, В.В. Молдованов

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»,

г. Москва, Россия

Исследована эффективность проведения производственного контроля и санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных организациях. Показано, что реализация полноценного производственного контроля и санитарно-эпидемиологического аудита силами специализированных организаций позволяет обеспечить лучшие показатели здоровья детского населения.

Ключевые слова: производственный контроль, санитарно-эпидемиологический аудит, образовательные учреждения, здоровье.

S.G. Safonkina, V.V. Moldovanov □ EVALUATING OF THE EFFECTIVENESS OF THE USING OF A MODERN MODELS OF PRODUCTION CONTROL AND SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL AUDIT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MOSCOW □ FBHE «Center of Hygiene and Epidemiology in Moscow», Moscow, Russia.

The efficiency of production control and sanitary-epidemiological audit in educational institutions were studied. It was noted that the full implementation of industrial control and sanitary-epidemiological audit by specialized organizations ensures better health indicators of children.

Key words: production control, sanitary-epidemiological audit, educational institutions, health.

На фоне неблагоприятных тенден- эпидемиологического благополучия обучаю-ций заболеваемости детского населения г. щихся в образовательных организациях [1, 2]. Москвы необходимо совершенствование С целью оценки эффективности проведения подходов к управлению системой санитарно- в образовательных организациях производ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.