Научная статья на тему 'Групповая инфекционная заболеваемость детей и санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений в современных условиях'

Групповая инфекционная заболеваемость детей и санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
159
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЕКЦИОННАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / INFECTIOUS MORBIDITY AMONG CHILDREN / SANITARY-AND-EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Брико Н.И., Кучма В.Р., Шубочкина Евгения Ивановна, Омариев З.М.

Полученные результаты учета инфекционной заболеваемости детей и подростков недостаточно используются при определении уровней санитарно-эпидемиологического благополучия детских образовательных учреждений, что свидетельствует о необходимости совершенствования принципов и технологии их определения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Брико Н.И., Кучма В.Р., Шубочкина Евгения Ивановна, Омариев З.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUP INFECTIOUS MORBIDITY OF CHILDREN AND SANITARY-AND-EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN MODERN CONDITIONS

Results of the infectious morbidity record among children and adolescents are insufficiently used at the definition of levels that evidence of the necessity of improvement of principles and technology for the definition of the level of sanitaryandepidemiological well-being in children's educational institutions.

Текст научной работы на тему «Групповая инфекционная заболеваемость детей и санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений в современных условиях»

МАРТ №3 (228)

7

ГРУППОВАЯ ИНФЕКЦИОННАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ И САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Н.И. Брико1, В.Р. Кучма2, Е.И. Шубочкина2, З.М. Омариев2

GROUP INFECTIOUS MORBIDITY OF CHILDREN AND SANITARY-AND-EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN MODERN CONDITIONS

N.I. Briko, В.Р. Kuchma, J.I. Shubochkina, Z.M. Omariev

'Первый МГМУ имени И.М. Сеченова, г. Москва, 2НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, г. Москва

Полученные результаты учета инфекционной заболеваемости детей и подростков недостаточно используются при определении уровней санитарно-эпидемиологического благополучия детских образовательных учреждений, что свидетельствует о необходимости совершенствования принципов и технологии их определения.

Ключевые слова: инфекционная заболеваемость детей, санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений.

Results of the infectious morbidity record among children and adolescents are insufficiently used at the definition of levels that evidence of the necessity of improvement of principles and technology for the definition of the level of sanitary-and-epidemiological well-being in children's educational institutions. Keywords: infectious morbidity among children, sanitary-and-epidemiological well-being in educational institutions.

Сохраняющиеся тенденции роста заболеваемости детей свидетельствуют о неадекватных условиях их жизнедеятельности, в т. ч. в образовательных учреждениях. Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) учреждений для детей и подростков определяется специалистами Роспотребнадзора и является одним из инструментов управления санитарно-эпидемиологическим благополучием россиян [4].

Однако оценка санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений не достаточно полно учитывает влияние всей совокупности гигиенических, эпидемиологических и медико-социальных факторов, формирующих здоровье детей и подростков в современных условиях [2; 3].

Распределение учреждений для детей и подростков на 3 уровня СЭБ базируется на Методических указаниях 5.1.661—97 «Система оценки и контроля качества деятельности центров госсанэпиднадзора и структурных подразделений центров» [3].

Цель данного исследования — анализ вклада групповых заболеваний или подозрений на заболевания в образовательных учреждениях в их СЭБ.

Анализ данных Московского регионального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга показывает, что инфекционная заболеваемость детей 0—14 лет в г. Москва в 2001 и 2010 гг. составила соответ-

ственно 104 821,1 и 134 107,4 на 100 тыс. детского населения. Инфекционная заболеваемость детей в г. Москва на протяжении 10 лет характеризуется тенденцией к увеличению. За изучаемый период наблюдалось два пика заболеваемости: в 2003 и в 2009 гг. С 2005 г. отмечается неуклонный рост заболеваемости. В целом за 10 лет инфекционная заболеваемость детей выросла на 28 %. За весь период наблюдения максимальный показатель инфекционной заболеваемости был зарегистрирован в 2009 г. и составил 142 209,1 на 100 тыс. детского населения.

В значительной степени (94—95 %) инфекционная заболеваемость детского населения определяется гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.

В структуре инфекционных заболеваний (без гриппа и ОРЗ) наибольший удельный вес за весь период наблюдений принадлежит воздушно-капельным инфекциям - 53 % (2001 г.) и 46 % (2010 г.). Удельный вес воздушно-капельных (без гриппа и ОРЗ) и паразитарных инфекций за 10 лет уменьшился на 7 и 12 % соответственно.

Распределение образовательных учреждений г. Москва по уровням СЭБ в пятилетней динамике представлено в табл. 1.

За период 2005—2010 гг. образовательные учреждения Москвы по уровням СЭБ распределились следующим образом: увеличилась доля всех образовательных учреждений с

0

ЗНиСО МАРТ №3 (220)

I уровнем СЭБ с 41,8 до 51,0 %; соответственно снизилось количество учреждений II уровня (с 55,9 до 48,0 %) (р < 0,001). Число образовательных учреждений, соответствующих III уровню СЭБ, также незначительно уменьшилось: с 2,3 до 1,0 %. Это согласуется с данными, представленными в Государственном докладе «О санитарно-эпидемиологической обстановке в РФ в 2009 г.» [1]. В России увеличилось количество детских и подростковых учреждений, относящихся по комплексной санитарно-эпидемиологической характеристике к I уровню СЭБ, и составило в 2009 г. 41,3 %, соответственно снизилось число учреждений II уровня СЭБ — до 55,8 %. Процент учреждений, составляющих III уровень СЭБ, практически не изменился. Аналогичная пятилетняя динамика прослежена и по уровням СЭБ дошкольных образовательных учреждений г. Москва: число ДОУ I уровня СЭБ увеличилось с 45,2 до 53,0 %, II уровня СЭБ - с 51,9 до 45,6 % (р < 0,001); уменьшилась доля дошкольных образовательных учреждений III уровня СЭБ (р > 0,05). Среди общеобразовательных школ доля ОУ I уров-

ня СЭБ возросла с 42,3 до 51,9 %; II уровня СЭБ - снизилась с 54,8 до 46,7 %.

Наиболее благоприятная 5-летняя динамика уровней СЭБ наблюдается среди детских оздоровительных учреждений и учреждений отдыха: их число с I уровнем повысилось с 44,5 до 55,9 %, соответственно со II уменьшилось — с 55,0 до 44,1 %. Начиная с 2007 г., держится преобладание доли учреждений I уровня.

Наименее благоприятная ситуация отмечается по школам-интернатам общего типа (к I уровню СЭБ относится чуть больше трети учреждений, ко II — 62,9 % школ-интернатов) и по учреждениям начального профессионального и профильного образования, где отмечено снижение доли учреждений II уровня (с 73,9 до 67,2 %) и лишь незначительное увеличение числа образовательных учреждений I уровня СЭБ (с 26,1 до 31,3 %).

Поскольку различия между вторым и третьим уровнем СЭБ заключаются, прежде всего, в отсутствии при II уровне превышения ПДК и ПДУ по результатам лабораторных и инструментальных методов исследований и групповых инфекционных заболеваний и

Таблица 1. Распределение детских и подростковых учреждений Москвы по уровням санитарно-эпидемиологического благополучия в динамике 2005—2010 гг., (%)

Годы / уровни СЭБ Детские и подростковые учреждения

Всего Дошкольные Общеобразовательные школы всех типов

I II III I II III I II III

2005 41,8* 55,9* 2,3 45,2* 51,9* 2,8 42,3* 54,8* 2,8

2006 44,4 53,6 1,9 47,9 49,5 2,6 43,9 53,9 2,2

2007 45,3 53,1 1,6 49,9 47,1 2,1 45,5 52,7 1,8

2008 47,7 50,8 1,5 49,2 48,1 1,9 48,1 50,1 1,7

2009 48,8 49,9 1,3 51,3 47,2 1,5 50,5 47,8 1,8

2010 51,0* 48,0* 1,0 53,0* 45,6* 1,3 51,9* 46,7* 1,3

Годы / уровни СЭБ Детские и подростковые учреждения

Школы-интернаты общего типа Специальные (коррекционные) учреждения Базовые учреждения для начального профессионального и профильного образования

I II III I II III I II III

2005 41,4 58,6 — 37,5 62,5 — 26,1 73,9 —

2006 31,0 69,0 — 45,7 54,3 — 33,3 66,7 —

2007 35,7 64,3 — — — — 25,4 70,6 —

2008 35,7 60,7 3,6 41,2 58,8 — 26,7 69,8 3,9

2009 35,7 64,3 — 41,7 58,3 — 29,9 68,2 2,0

2010 37,1 62,9 — 42,9 57,1 — 31,3 67,2 1,6

Примечание: * — различия достоверны (р < 0,001)

МАРТ №3 (228)

9

Таблица 2. Число групповых инфекционных заболеваний в образовательных учреждениях округов Москвы в 2010 г. с учетом уровней санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений (ДОУ и ОУ)

Округ, Показатели Всего вспышек в ОУ 1 группа УСЭБ 2 группа УСЭБ 3 группа УСЭБ

ВАО 26 16 10

ЗАО 35 0 35

САО 23 6 16 1

СВАО 53 0 53

СЗАО 14 5 9

ЦАО 14 7 7

ЮАО 27 8 18 1

Всего вспышек в ОУ абс. 192 42 148 2

Относит., в % 21,9 77,1 1,0

Достоверность различий 2 и 1 группа р < 0,001

Относительный риск появления вспышек при ухудшении условий ОР = 3,6

пищевых отравлений, именно от результативности учета последних зависит комплексная санитарно-гигиеническая характеристика образовательного учреждения.

Анализ числа вспышек инфекционных заболеваний в ДОУ и ОУ семи округов г. Москва (ВАО, ЗАО, САО, СВАО, СЗАО, ЦАО, ЮАО) проводился с учетом уровня СЭБ каждого учреждения (табл. 2).

Анализ данных за 2010 г. показал, что групповые инфекционные заболевания и пищевые отравления регистрируются в 21,9 % случаев в образовательных учреждениях, отнесенных к I уровню СЭБ, и в 77,1 % случаев в учреждениях, отнесенных ко II уровню.

192 случая выявленных групповых инфекционных заболеваний в 2010 г. означают, что они выявлены в 5 % образовательных учреждений г. Москва. Однако по данным распределения детских и подростковых учреждений Москвы по уровням СЭБ в 2010 г. III уровень учреждений, в которых в т. ч. регистрируются групповые инфекционные заболевания, составил всего 1 %. Таким образом, наличие групповых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений не являлось основанием для отнесения образовательных учреждений к III уровню СЭБ учреждений.

Полученные данные убедительно доказывают, что риск появления вспышек инфекционных заболеваний существенно увеличивается, в данном случае в 3,6 раза, при ухудшении

условий обучения, а именно при нарушении требований санитарного законодательства к параметрам образовательной среды. Существенно риск возрастает уже в образовательных учреждениях, отнесенных ко II уровню СЭБ, куда входит половина образовательных учреждений города, а в отдельных округах -до 60—70 %.

В соответствии с законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, состояние здоровья детей и подростков должно быть индикатором эффективности деятельности санэпид службы в целом, безопасности среды обучения и воспитания. Для планирования деятельности и повышения эффективности профилактической работы необходимо использовать данные инфекционной заболеваемости детей и подростков с учетом дальнейшего прогнозирования их роста на основе современных методов математического анализа.

Выводы.

1. Инфекционная заболеваемость детей в возрасте 0—14 лет в Москве за период 2001— 2010 гг. выросла на 28 %. Инфекционная заболеваемость детей — 14 лет также на протяжении последних 10 лет характеризуется тенденцией к увеличению.

2. В структуре инфекционной заболеваемости детей 0—14 лет наибольший удельный вес занимает грипп и ОРЗ. Среди детского населения Москвы широко распростране-

10

ЗНиСО МАРТ №3 (228)

ны воздушно-капельные и острые кишечные инфекции. Заболевания острыми кишечными инфекциями с 2001 г. выросли на 86 %.

3. Запериод2005—2010 гг. образовательные учреждения г. Москва по уровням санитарно-эпидемиологического благополучия распределились следующим образом: увеличилась доля всех образовательных учреждений с I уровнем санитарно-эпидемиологического благополучия и соответственно снизилось количество учреждений II уровня. Число образовательных учреждений, соответствующих III уровню санитарно-эпидемиологического благополучия, также незначительно уменьшилось.

4. Количество учреждений, где выявляются групповые инфекционные заболевания, значительно больше числа образовательных учреждений, отнесенных к III уровню санитарно-эпидемиологического благополучия. Это позволяет предположить, что результаты учета инфекционной заболеваемости детей и подростков недостаточно используются при определении уровней санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений.

5. Принципы, показатели и технология определения уровня санитарно-эпидемиологи-

ческого благополучия детских образовательных учреждений нуждаются в совершенствовании. Это позволит повысить эффективность управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О санитарно-эпидемиологической обстановке Российской Федерации в 2009 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2010. 456 с.

2. Доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и об эффективности такого контроля (надзора)». Москва, 2011. 66 с.

3. Методические указания «Система оценки и контроля качество деятельности центров Госсанэпиднадзора и структурных подразделений центров» МУ 5.1.661—97.

4. Матвеева Н.А., Якубова И.Ш. и др. Определение уровня санитарно-гигиенического благополучия и риска возникновения повышенной заболеваемости детей в дошкольном образовательном учреждении //Пособие для врачей. Нижний Новгород, Санкт-Петербург. 2007. 51 с.

Контактная информация:

Шубочкина Евгения Ивановна, тел.: 8 (495) 917-46-39, e-mail: adlabhyg@mtu-net.ru Contact information:

Shubochkina Evgeniya Ivanovna, phone: 8 (495) 917-46-39, e-mail: adlabhyg@mtu-net.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.