Научная статья на тему 'О новых научных подходах к управлению системой санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных учреждениях'

О новых научных подходах к управлению системой санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
193
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ЗДОРОВЬЕ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / ШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / HEALTH OF THE CHILDREN''S POPULATION / SANITARY AND EPIDEMIOLOGIC WELLBEING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SCHOOL RISK FACTORS / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма В. Р., Шубочкина Евгения Ивановна

Изучена эффективность деятельности учреждений и организаций Роспотребназора г. Москвы за 5-летний период по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений для детей и подростков. Показаны сохраняющиеся тенденции ухудшения показателей состояния здоровья детей за 5-летний период, вклад условий обучения в рост школьно-обусловленных заболеваний. Разработаны проекты новых нормативно-методических документов и предложена структурная схема (программа) управления контрольно-надзорными мероприятиями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений для снижения рисков здоровью обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма В. Р., Шубочкина Евгения Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About new scientific approaches to management of system of sanitary and epidemiologic wellbeing being trained in educational institutions

Efficiency of activity of establishments and Rospotrebnazor's organizations of Moscow for the 5-year period on ensuring sanitary epidemiological wellbeing of educational institutions for children and teenagers is studied. Remaining tendencies of deterioration of indicators of a state of health of children for the 5-year period, a contribution of conditions of training to growth shkolno the caused diseases are shown. Projects new standardly methodical documents are developed and the block diagram (program) of management by control and supervising actions for ensuring sanitary epidemiological wellbeing of educational institutions with reference points on decrease in risks is offered health of the being trained.

Текст научной работы на тему «О новых научных подходах к управлению системой санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных учреждениях»

6

ЗНиСО АВГУСТ №8 (240

О НОВЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДАХ К УПРАВЛЕНИЮ СИСТЕМОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В.Р. Кучма, Е.И. Шубочкина

ABOUT NEW SCIENTIFIC APPROACHES TO MANAGEMENT OF SYSTEM OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGIC WELLBEING BEING TRAINED IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

V.R. Kuchma, E.I. Shubochkina

ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, г. Москва

Изучена эффективность деятельности учреждений и организаций Роспотребназора г. Москвы за 5-летний период по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений для детей и подростков. Показаны сохраняющиеся тенденции ухудшения показателей состояния здоровья детей за 5-летний период, вклад условий обучения в рост школьно-обусловленных заболеваний. Разработаны проекты новых нормативно-методических документов и предложена структурная схема (программа) управления контрольно-надзорными мероприятиями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений для снижения рисков здоровью обучающихся.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений, здоровье детского населения, школьные факторы риска, управление рисками.

Efficiency of activity of establishments and Rospotrebnazor's organizations of Moscow for the 5-year period on ensuring sanitary epidemiological wellbeing of educational institutions for children and teenagers is studied. Remaining tendencies of deterioration of indicators of a state of health of children for the 5-year period, a contribution of conditions of training to growth shkolno the caused diseases are shown. Projects new standardly - methodical documents are developed and the block diagram (program) of management by control and supervising actions for ensuring sanitary epidemiological wellbeing of educational institutions with reference points on decrease in risks is offered health of the being trained.

Keywords: sanitary and epidemiologic wellbeing of educational institutions, health of the children S population, school risk factors, risk management.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регламентировал периодичность плановых и внеплановых проверок, проводимых органами Роспотребнадзора. В этих условиях необходимым становится повышение эффективности системы контроля с использованием новых форм и методов для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в период их пребывания в образовательных учреждениях.

Целью совместной научно-практической работы коллектива сотрудников НИИ гигиены и охраны здоровья ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» являлась разработка научно обоснованных подходов по совершенствованию методологии управления санитарно-эпидемиологическим благополучием в образовательных учреждениях (ОУ).

Материал и методы. Разрабатывались материалы официальной отчетности по обеспечению безопасных условий обучения детей и подростков Управления Роспотребнадзора г. Москвы и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», а также материалы Государственной статистической отчетности по заболеваемости детей г. Москвы за период 2005—2010 гг. [1].

Для оценки статистической значимости результатов использовались оценка достоверности различий по критерию Стьюдента и методы доказательной медицины с расчетом рисков формирования нарушений здоровья по соотношению шансов (ОЯ) [2].

Результаты и их обсуждение. Показатели санитарно-эпидемиологического благополучия

детских и подростковых ОУ г. Москвы с 2005 по 2010 гг. по числу ОУ, отнесенных к 1 группе санэ-пидблагополучия (СЭБ), улучшались — 1 группа СЭБ увеличилась с 41,8 до 51,0 % (р < 0,05). Тем не менее численность детей, воспитывающихся и обучающихся в ухудшенных условиях, остается значительной, особенно в школах-интернатах общего типа (численность ОУ 1 группы менее 40 %), учреждениях начального профессионального образования (численность ОУ 1 группы составляла 30 %) [3]. Условия обучения значительно отличались в округах города. В Центральном Административном округе (ЦАО) в ОУ 1 группы СЭБ обучалось 68,8 % детей, а Южном Административном округе (ЮАО) в ОУ 1 группы СЭБ обучалось 25 %.

Разработка материалов заболеваемости детей и подростков за те же годы подтверждает рост и сохранение негативных трендов заболеваемости детского населения г. Москвы, в том числе заболеваниями, которые относят к школьно-обусловленным (заболевания органов пищеварения, костно-мышечной системы, органов зрения) (рис. 1).

Результаты профилактических медицинских осмотров (ПМО) детей и подростков подтверждают связь формирования школьно-обусловленных отклонений в состоянии здоровья (снижение зрения, нарушение осанки) за дошкольно-школьный этап с уровнем СЭБ ОУ. Сравнивались данные по двум указанным округам (ЦАО и ЮАО), где численность детей, обучающихся в ухудшенных условиях, отличалась в 2,6 раза. Риск снижения зрения по соотношению шансов (ОЯ) в ЦАО составил 4,0 ± 0,52, в ЮАО - 6,5 ± 0,54 (Р < 0,01). Риск появления нарушений осанки в ЦАО был равен ОЯ = 5,1 ± 0,52, тогда как в ЮАО составлял ОЯ = 8,4 ± 0,54 (Р < 0,001). Ухудшение условий обучения в ОУ 2 группы сопро-

АВГУСТ №8 (240

7

300000

250000

200000

150000

100000

50000

Г = 0,9592

225148,5 228668,1

205652,3 209924,3

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Рис. 1. Прогноз изменения показателя общей распространенности заболеваний детей в возрасте от 0 до 14 лет (в пересчете на 100 000 детей) г. Москвы

вождалось более высоким риском появления вспышек групповых инфекционных заболеваний по сравнению с ОУ 1 группы [4].

Было показано, что объем и структура производственного контроля (ПК) в рамках осуществления контрольно-надзорных мероприятий не соотносится с уровнем СЭБ ОУ. В округах с более высоким уровнем СЭБ ОУ частота исследований оказалась выше, чем в менее благополучных. В структуре лабораторно-инструментальных исследований не всегда обеспечивалась оценка параметров среды ОУ.

При снижении частоты проведения надзорных мероприятий в ОУ возрастает роль и значение других форм контроля, а также их соотношение и взаимодополнение, использование всей имеющейся информации. Так, результативность визуального контроля при санитарно-эпидемиологических экспертизах, проводимых ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» перед лицензированием ОУ, оказывается выше, чем при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Необходимым является повышение роли и ответственности самих учреждений за обязательным выполнением гигиенических требований, предусмотренных в санитарных правилах.

Для повышения эффективности деятельности службы и уровня санитарного благополучия ОУ были разработаны проекты нормативно-методических документов, направленные на совершенствование существующих и обеспечение новых форм контроля в соответствии с международными подходами.

Проект «Методические рекомендации по организации и проведению ПК за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий в образовательных учреждениях» определяет порядок, методы организации и проведения ПК, периодичность и объем

лабораторно-инструментальных исследований (измерений) в ОУ при 1, 2 и 3 группах СЭБ.

Проект Руководства «Гигиеническая оценка условий и режима обучения детей в образовательных учреждениях» содержит методику сбора и подготовки результатов обследования для определения группы СЭБ образовательного учреждения (школы) и включает показатели, содержащиеся в санитарных правилах к ОУ, организации питания в них, а также ряд международных индикаторов, характеризующих параметры школьной среды. Сумма баллов, полученных при ранжировании всех групп показателей, позволяет отнести условия обучения к оптимально допустимым, потенциально опасным и опасным, что соответствует трем группам СЭБ (проект методических указаний «Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) образовательных учреждений»). Такая оперативная экспертная оценка является основой для усовершенствованной оценки группы СЭБ и инструментом управления санитарно-эпидемиологическим благополучием обучающихся.

Образовательная деятельность отнесена к потенциально опасной для здоровья детей и подростков, особенно при использовании инновационных программ и технологий обучения и нуждается в постоянном мониторинге. Подготовлены методические указания «Организация и проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз в образовательных учреждениях», содержащие методику организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз в ОУ. Перечень и объём лабораторно-инструментальных и аналитических исследований определяются заявочными документами и могут включать оценку всех факторов, способных оказать влияние на функциональное состояние и здоровье детей (режим дня, объем образовательной нагрузки; трудность учебных дисциплин, использование новых образовательных, в т. ч. информационных, техноло-

0

0

ЗНиСО АВГУСТ №0 (24-Е)

Закон о СЭБ населения

определяет деятельность

ч с

внутренним аудит СЭБОУ

внешнии аудит СЭБ ОУ (МУ)

декларация безопасности УиРО в ОУ

Рис. 2. Структурная схема управления контрольно-надзорными мероприятиями по обеспечению СЭБ ОУ

гий, организация физического воспитания, параметры среды, школьная мебель и т. п.).

Тенденции развития рыночной экономики, формы взаимодействия участников и практика их регулирования показывают, что на определенной стадии востребованной и необходимой процедурой становится аудит — независимая оценка деятельности в той или иной сфере. В современных условиях аудит охватывает практически все основные виды деятельности [5]. В настоящее время сложились все предпосылки к созданию аналогичной практики аудита в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при выполнении различных видов работ, оказании услуг, производстве и реализации продукции, особенно потенциально опасных для здоровья населения. Такими предпосылками являются:

— обязанности юридических лиц разрабатывать и проводить санитарно-противоэпи-демические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

— переход на декларативный (заявительный) принцип обеспечения безопасности в сфере производства товаров и услуг с добровольной, по желанию юридического лица, экспертизой производимых товаров и услуг;

— закономерное снижение частоты проведения контрольно-надзорных мероприятий и уменьшение числа документов, требующих согласования со стороны органов Роспотребнадзора, то есть тех процедур, которые ранее позволяли обеспечить своевременную профилактику, обнаружение существующих нарушений требований санитарных правил и разработку соответствующих санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Одной из приоритетных сфер применения санитарно-эпидемиологического аудита должна стать сфера образования, особенно при обучении и воспитании детей дошкольного и школьного возрастов. Для этих целей научно обоснован и впервые разработан проект методических рекомендаций «Организация и проведение санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных учреждениях», который содержит основные принципы и методику проведения санитарно-эпидемиологического аудита в ОУ.

С учетом существующих рисков здоровью обучающихся, роста школьно-обусловленных нарушений здоровья впервые подготовлен гармонизированный свод методических материалов «Методология менеджмента риска здоровью обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

АВГУСТ №8 (240

9

(Гигиеническая оценка условий и режима обучения в общеобразовательных учреждениях, прогнозирование и каузация школьно-обусловленных заболеваний.) Изложена методология менеджмента риска здоровью обучающихся в ОУ, основанная на международных документах, а также подходах по управлению рисками здоровью в гигиене окружающей среды и медицине труда [2, 5]. Исходными материалами для оценки риска являются данные производственного контроля за условиями и организацией воспитания и обучения и данные ПМО.

Совершенствование организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за образовательными учреждениями становится возможным при использовании обновленной методической базы существующих форм и методов контроля и современных форм контроля, которые организуются ОУ и выполняются экспертными организациями. Структурная схема управления контрольно -надзорными мероприятиями по обеспечению СЭБ ОУ представлена на рис. 2.

Проект методических рекомендаций «Совершенствование организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за образовательными учреждениями» является документом, интегрирующим все формы и методы контроля с использованием новой нормативно-методической базы, т. е. выше рассмотренных документов. Критерием эффективности деятельности по обес-

печению санитарного благополучия обучающихся должны быть показатели состояния здоровья детей и снижение рисков здоровью, связанных с условиями и режимом обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сборники показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения города Москвы по административным округам за 2005— 2006 гг., 2006—2007 гг., 2007—2008 гг., 2008—2009 гг., 2009—2010 гг. Департамент здравоохранения города Москвы, Бюро медицинской статистики. М., 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011.

2. Онищенко Г.Г., Куценко Г.И., Беляев Е.Н., Зайцева Н.В., Шур П.З. Проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. М., 2000. Ч. 1. 197 с.

3. Сафонкина С.Г., Молдованов В.В. Шубочкина Е.И. Ибрагимова Е.М., Александрова И.Э. Санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений города Москвы //Школа здоровья. 2011. № 4. С. 15—17.

4. Брико Н.И, Кучма В.Р, Шубочкина Е.И., Омариев З.М. Групповая инфекционная заболеваемость детей и санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений в современных условиях //Здоровье населения и среда обитания. № 3. 2012. С. 7—10.

5. http://ecorussia.info/ru/ecopedia/ecological_audit-ISO-ИСО — Международная организация по стандартизации. Разработчик и издатель международных стандартов. Спецификации OHSAS серии 18000 (Система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда).

Контактная информация:

Шубочкина Евгения Ивановна,

тел.: 8 (495) 917-46-39, 8 (916) 649-45-65,

e-mail: adlabhyg@ yandex.ru.

Contact information:

Shubochkina Evgenija,

phone: 8 (495) 917-46-39, 8 (916) 649-45-65, e-mail: adlabhyg@ yandex.ru

-

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Н.А. Скоблина1, В.Р. Кучма1, О.Ю. Милушкина12, Н.А. Бокарева12 CURRENT TRENDS OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

N.A. Skoblina, V.R. Kuchma, O.Yu. Milushkina, N.A. Bokareva 'НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФБГУ «Научного центра здоровья детей», г. Москва; 2ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова

Минздрава России, г. Москва

Представлены результаты лонгитудинальных наблюдений за физическим развитием школьников Москвы и проанализированы данные VI выпуска материалов по физическому развитию детей и подростков Российской Федерации. Установлены достоверные различия по длине и массе тела школьников пяти регионов России, что подтверждает необходимость разработки и применения региональных возрастно-половых нормативов физического развития в современной России.

Ключевые слова: физическое развитие детей и подростков, региональные возрастно-половые нормативы физического развития.

The results of longitudinal observations of the physical development of schoolchildren in Moscow and analyzed data VI production of material on the physical development of children and young people of the Russian Federation. There was a significant difference in the length and body weight of schoolchildren five Russian regions, which confirms the need for the development and application of regional age and sex ratios of physical development in modern Russia.

Keywords: physical development of children and adolescents, the regional age-sex norms of physical development.

Физическое развитие является условной мерой физической дееспособности организма, определяющей запас его жизненных сил, и характеризуется комплексом морфофункциональных признаков, обусловливающих структурно-механические

и функциональные качества организма. В настоящее время физическое развитие детей является одним из главных критериев состояния здоровья детской популяции, отражающим влияние эндогенных и экзогенных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.