Научная статья на тему 'Совершенствование подходов к ликвидации последствий химических террористических актов'

Совершенствование подходов к ликвидации последствий химических террористических актов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
358
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ХИМИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ / ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ / ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / SYSTEMIC APPROACH / CHEMICAL TERRORISM / ELIMINATION OF CONSEQUENCES OF TERRORIST ACTS / EDUCATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Татаринов Виктор Викторович, Пашинин Валерий Алексеевич, Косырев Павел Николаевич, Хоруженко Александр Федорович

Рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся возможности террористических актов с применением токсичных химических веществ. Показано, что ликвидация последствий таких актов требует системного подхода и координации деятельности заинтересованных ведомств как в области специальных мероприятий, так и в области образования населения и подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Татаринов Виктор Викторович, Пашинин Валерий Алексеевич, Косырев Павел Николаевич, Хоруженко Александр Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improved Approaches to Elimination of Effects of Chemical Terrorist Acts

The article discusses some aspects relating to the possibility of terrorist acts with the use toxic chemicals. It is shown that response to such terrorist acts requires a systematic approach and coordination of stakeholder efforts as concerns both special measures and personnel training.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подходов к ликвидации последствий химических террористических актов»

/46 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 2 (52) УДК 323.28

Совершенствование подходов к ликвидации последствий химических террористических актов

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2017

В.В. Татаринов, В.А. Пашинин, П.Н. Косырев, А.Ф. Хоруженко

Аннотация

Рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся возможности террористических актов с применением токсичных химических веществ. Показано, что ликвидация последствий таких актов требует системного подхода и координации деятельности заинтересованных ведомств как в области специальных мероприятий, так и в области образования населения и подготовки кадров.

Ключевые слова: системный подход; химический терроризм; ликвидация последствий террористических актов; обучение населения; подготовка кадров.

Improved Approaches to Elimination of Effects of Chemical Terrorist Acts

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2017

V. Tatarinov, V. Pashinin, P. Kosyrev, A. Khoruzhenko

Abstract

The article discusses some aspects relating to the possibility of terrorist acts with the use toxic chemicals. It is shown that response to such terrorist acts requires a systematic approach and coordination of stakeholder efforts as concerns both special measures and personnel training.

Key words: systemic approach; chemical terrorism; elimination of consequences of terrorist acts; education; training.

Химический терроризм—новая угроза безопасности человечества, значительно превосходящая по своим масштабам результаты применения самого современного огнестрельного оружия.

Во всем мире в последнее время участились случаи угроз применения радикально настроенными элементами ядовитых сильнодействующих веществ в террористических целях. Терроризм трансформировался за последние годы из преимущественно индивидуального в массовый. Основным средством устрашения властной элиты и общества стали убийства не конкретных людей, а как можно большего их количества. Главной задачей террористов является осуществление масштабных разрушений, сопровождающихся большим количеством человеческих жертв и достигающим максимального резонанса в средствах массовой информации (СМИ), провоцирующим напряженность в обществе и оказывающим давление на действия и политику государств [1, 2].

Рост численности террористических организаций, их международный характер, используемые силы, средства и масштабы их деятельности позволяют говорить, что на современном этапе вероятность использования химических веществ в террористических целях будет возрастать [3, 4]. Об этом говорят, в частности, случаи неоднократного применения снарядов с ипритом в Сирии и другие.

Так, эксперты Минобороны России подтвердили факт использования химического оружия боевиками в Алеппо. Собранные данные были переданы сирийской стороне. Минобороны уточнило, что иприт применялся в районе населенного пункта Маррет-Умм-Ха-уш. Документальные подтверждения этого факта переданы представителям национального органа Сирии по осуществлению конвенции организации по запрещению химического оружия (ОЗХО)—полковнику Рамезу Хайрбеку и научному эксперту Ахмеду Дахеру. Передача документов состоялась 26 ноября 2016 года. Сирийская сторона, в частности, получила результаты анализов проб, химический боеприпас с ипритом, пробы грунта из района применения боеприпаса, а также пробы грунта из воронки и пробы из самого боепри-паса. Отбор проб в районе применения химического оружия в Сирии приведен ниже (см. рис.).

Рис. Отбор проб в районе применения химического оружия в Сирии

В СМИ систематически сообщается, что российские эксперты получают данные о применении боевиками в Сирии отравляющих веществ.

Возрастание угрозы химического терроризма связано с такими факторами как:

доступность данных о новейших разработках в области традиционных и нетрадиционных видов вооружения;

высокие уровни финансирования, технической оснащенности и интеллекта разработчиков этих средств;

усиливающееся сплочение и интернационализация террористических групп и преступных организаций;

отсутствие всеобъемлющего эффективного контроля над распространением компонентов существующего и потенциального химического оружия.

Можно выделить ряд следующих особенностей, которые позволяют рассматривать проблему химического терроризма как самостоятельную:

применение компонентов отравляющих и высокотоксичных веществ в прогнозируемых террористических актах, как правило, может не иметь демаскирующих признаков (взрывов, цвета, запаха и видимых следов заражения среды);

перечень потенциально химически опасных веществ по сравнению с взрывчатыми больше на два — три порядка;

последствия акций химического терроризма могут быть пролонгированы на относительно длительный срок;

морально-психологическое его воздействие на население может быть очень сильным.

Наиболее распространенными и доступными веществами для проведения химических терактов являются следующие:

токсичные гербициды и инсектициды; аварийно химически опасные вещества (АХОВ) типа хлор, фосген, синильная кислота и др.;

отравляющие вещества типа зарин, зоман, ви-икс, иприт, люизит;

психотропные и наркотические вещества; природные яды и токсины типа стрихнин, рицин, ботулотоксин, нейротоксины и др. [4].

Для химического терроризма могут быть использованы:

известные боевые отравляющие вещества; новые отравляющие вещества—карбаматы, нор-борнаны, диоксин, токсины, инкапаситанты-ирри-танты, в том числе раздражающие—адамсит, Си-эс, Си-ар, Си-эйч;

дисрегуляторы (вызывающие психические расстройства—ЛСД, Би-зет);

физиканты (вещества, вызывающие непродолжительные физические и физиологические расстрой-ства)—карфентанил (Дубровка), треморогены, эме-тики (рвотные);

калечащие вещества (иприт, люизит). Осуществленная в апреле 1995 года в метро г. Нью-Йорка в учебных целях имитация газовой атаки по типу известного инцидента в Японии (применение зарина в Токийском метро сектой Аум-синрике) продемонстрировала практическую беспомощность

/48 ^П SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 2 (52)

и неготовность государственных служб к экстренному реагированию на существующую угрозу.

Для России очень большую угрозу представляет химический терроризм по ряду следующих обстоятельств:

сохраняется складирование большого количества отравляющих и аварийно химически опасных веществ (АХОВ);

имеются предприятия, где производилось химическое оружие;

снят гриф секретности с технологий получения отравляющих веществ, имеется сравнительная доступность этих знаний в сети Интернет, возможны их получение и применение террористами;

сохраняется возможность создания новых высокотоксичных веществ на основе нетоксичных продуктов с использованием промышленных технологий;

имеются средства по технологии «двойного назначения», практически не поддающиеся контролю;

существует вероятность техногенных аварий на предприятиях химического комплекса вследствие технологического старения, физического износа основных фондов и падения трудовой дисциплины.

Поэтому создание системы ликвидации последствий химического терроризма имеет важное значение в обеспечении национальной безопасности России.

Предположительно, задачами террористических актов являются следующие:

физическое устранение охраняемых высших должностных лиц государства;

демонстративное массовое поражение людей, сопровождающееся большим числом жертв и пострадавших, при быстром эффекте «катастрофического» масштаба;

демонстративное массовое поражение людей, сопровождающееся быстрым наступлением выраженных физиологических эффектов с единичными летальными исходами и со значительно большим числом пострадавших;

скрытное массовое поражение людей с отдаленными по времени последствиями для здоровья и жизни пораженных;

создание паники из-за угрозы химической опасности при имитации применения ядов с дурнопахну-щими и/или раздражающими веществами.

Успешное выполнение террористами любой из перечисленных задач наносит мощнейший удар по авторитету государства.

Для всех типов веществ и для любого сценария террористического акта исполнителям необходимо:

предварительное накопление вещества в требуемом количестве;

хранение готового к применению вещества (изделия) до намеченного времени акта; применение вещества.

«Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении», ОЗХО, 1994 год, содер-

жит списки веществ, наиболее отвечающих таким показателям. Более того, эти списки нельзя считать исчерпывающими, так как имеется вероятность применения в теракте сверх высокотоксичного вещества неизвестной природы.

Источником поступления веществ этой группы для террористов могут быть хищение из специализированных организаций и синтез в «домашних» условиях с учетом возможности закупки прекурсоров на мировом рынке.

Мировая промышленность постоянно вовлекает в оборот все новые и новые вещества, руководствуясь только их технологическими характеристиками. Вопросы безопасности для населения и территорий, как правило, идут на втором плане. Классическими примерами можно считать применение фосфина и ар-сина в электронике, бромциана и хлорциана в биотехнологии, цианистого калия в электрохимической промышленности. Список опасных веществ имеет тенденцию к росту.

Источником поступления таких веществ для террористов могут быть также хищение со складов и предприятий, а также прямая закупка у оптовых поставщиков (базы химреактивов, химические склады отдельных предприятий и организаций).

Вероятность применения в террористических актах лекарственных препаратов незначительна.

Отдельно необходимо отметить проявления террористической угрозы в местах массового скопления людей и на потенциально опасных объектах. Жизни людей напрямую зависят от быстроты реакции и скорости действий сил правопорядка, МЧС России и других аварийно-спасательных служб.

Поэтому особую актуальность приобретает создание современных, массовых, универсальных, простых и дешевых средств экспресс-обнаружения опасных химических веществ (ОХВ).

Несмотря на принимаемые меры, положение с обеспечением химической безопасности требует дальнейшего улучшения.

Борьба с последствиями террористических актов требует специальных знаний, точной оценки ситуации и прогнозирование ее развития.

Выявление последствий фактов химического терроризма техническими средствами не столь оперативно и по многим веществам затруднительно.

Обеспечение физической безопасности химически опасных объектов (ХОО) требует значительных финансовых затрат.

Глобальному вызову терроризма необходимо противопоставить комплекс оригинальных решений, новые возможности и технологии, способные предупредить, защитить и устранить последствия применения средств террора.

Необходимо существенно расширить сферы контроля и создать многобарьерную защиту, начиная с федерального уровня, кончая отдельными объектами и даже помещениями. Принципы, закладываемые в основу создания такой защиты, должны носить универсальный характер

и быть применимы для предотвращения неконтролируемого перемещения любых источников химического загрязнения, в том числе любого (искусственного, аварийного и естественного) происхождения.

Ликвидация последствий химического терроризма — комплексная проблема, ее решение возможно при наличии:

научного потенциала для решения ожидаемых и прогнозируемых задач;

высокоточных и оперативных средств индикации химического загрязнения;

профильно подготовленных специалистов; методик работ в условиях химического загрязнения;

эффективного управления химической защитой населения и территорий;

запаса и производства специальной техники и расходных средств, предназначенных (ориентированных) на эти цели;

обучения населения основам химической защиты и правилам поведения при террористических актах и ЧС.

В соответствии с Методическими рекомендациями «Взаимодействие органов управления, учреждений и специализированных формирований при ликвидации последствий террористических актов с применением патогенных биологических агентов и опасных химических веществ»—МР 0100/355604-34 (Утверждены 23.12.2004), органы управления МЧС России:

организуют и контролируют оповещение органов управления, учреждений и формирований в части их касающейся, а также их подготовку по вопросам ликвидации последствий химического терроризма;

обеспечивают готовность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) и необходимых муниципальных образований к действиям в условиях террористического применения химических средств;

определяют и согласовывают роль и место, а также порядок действий органов управления, учреждений и специализированных формирований различных министерств и ведомств, местных органов самоуправления в предупреждении терактов с использованием химических средств и ликвидации их последствий;

организуют проведение химической разведки с установлением и прогнозированием зоны химического загрязнения, проведением санитарной и специальной обработки сил и средств, находившихся в зоне химического загрязнения.

Учреждения МЧС России, согласно упомянутым Методическим рекомендациям:

разрабатывают программы прогнозирования возможных потерь при применении химических средств в террористических целях;

выделяют группы усиления в районы применения химических средств для помощи поисково-спасательным формированиям;

во взаимодействии с Минздравом России, МВД России, другими заинтересованными министерствами и ведомствами организуют разработку и утверждение межведомственных правовых нормативных и методических документов по вопросам ликвидации последствий террористических актов;

организуют обмен опытом специалистов различных министерств и ведомств в части противодействия и ликвидации последствий химического терроризма. Поисково-спасательные формирования проводят: химическую разведку очага возможного загрязнения и прилегающей местности;

оценку подозрительных предметов (пакетов, свертков, мешков, корреспонденции и т.д.) для исключения в них взрывчатых и ОХВ;

обозначение на местности границы зон химического загрязнения (при их обнаружении);

оказание первой помощи пострадавшим и организацию их вывода из зоны загрязнения в пункт сбора;

составление и подписывание заключений о наличии или отсутствии в подозрительном предмете ОХВ и передачу этого документа в штаб по ликвидации ЧС;

информацию оперативного дежурного территориального органа управления МЧС России о результатах расследования.

Специализированные формирования МЧС России субъектового уровня совместно с МО России проводят санитарную и специальную обработку сил и средств, находившихся в зоне (очаге) химического загрязнения.

Очень важно своевременно обнаружить факт применения и тип примененного ОХВ.

Разработан ряд средств экспресс-обнаружения ОХВ в твердом и жидком состоянии, в том числе с помощью простейших средств химического контроля [5, 6].

В ряду технических приборов обнаружения ОХВ видное место занимает аппаратура непосредственного детектирования их паров и частиц, присутствующих в тех или иных количествах вблизи или на поверхности разных подозрительных предметов. Чувствительность детекторов паров ОХВ должна быть высокой, тем более что промышленные и боевые изделия изготавливаются с применением различных связующих веществ (как, например, американское С-4), что существенно затрудняет процесс испарения из них химических веществ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для детектирования ОХВ могут использоваться методы газовой хроматографии, дрейф-спектрометрии ионов и масс-спектрометрии. Наиболее успешно, с точки зрения изготовления коммерческих детекторов паров и частиц ОХВ, продвинулись первые два направления.

Следует отметить, что методы газовой хроматографии и дрейф-спектрометрии ионов трудно применимы в оперативных условиях на объектах транспорта, открытых площадках для массовых мероприятий и других. Такие средства представляют собой дорогостоящие, сложные и чувствительные ко многим

/50 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 2 (52)

факторам изделия, которые помимо бережного обращения требуют еще и высокой квалификации оператора.

С целью решения этих проблем разработаны аэрозольные устройства для экспресс-обнаружения на различных поверхностях различных веществ [7].

В основе аэрозольного метода обнаружения таких соединений на различных поверхностях лежит их способность к образованию окрашенных соединений в результате протекания химических реакций, в частности за счет образования комплексов с переносом заряда в реакциях с электронодонорами, так как многие из них являются сильными акцепторами электронов.

В химических способах экспресс-обнаружения следов ОХВ после дистанционного распыления индикаторного состава на поверхности исследуемого объекта появляется характерное окрашивание, которое потом не пропадает в течение длительного времени [8].

Следует добавить, что для студентов высших учебных заведений необходимо выделить из курса «Безопасность жизнедеятельности» курс «Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона (защита) », включив в него кроме традиционных вопросов также и защиту от терактов с различной степенью их проработки в зависимости от специфики специальности.

На критически опасных объектах и в местах массового скопления людей целесообразна установка системы автоматических датчиков контроля зараженности воздушной среды парами вредных веществ.

В условиях появления токсичных веществ малой летучести необходимо дополнить эти системы датчиками, а также приборами (простейшими средствами) обнаружения, наряду с парами и аэрозолями, зараженности поверхностей объектов капельножидкой фазой вредных веществ.

При срабатывании таких датчиков должно происходить автоматическое отключение системы приточной вентиляции для исключения распространения вредных веществ по всей площади помещения.

В то же время должна быть предусмотрена и автоматически включаться система вытяжной вентиляции с установленными на выходе фильтрами для удаления (максимального разбавления) и поглощения вредных веществ.

Должны быть также предусмотрены средства проведения обеззараживания помещений с полифункциональными дегазирующими рецептурами, минимальный набор средств индивидуальной и медицинской защиты.

Для оборудования таких помещений необходимо провести математические расчеты и определить минимальное количество и места установки системы таких датчиков.

Таким образом, ликвидация последствий химического терроризма требует системного подхода и координации деятельности всех заинтересованных ведомств как в области обучения населения и подго-

товки кадров, так и в области специальных мероприятий.

Создание эффективной системы противодействия и ликвидации последствий химического терроризма возможно только на основе взаимодействия всех структур государственной власти, науки и гражданского населения. В состав такой системы должны входить силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, участвующих в контроле за состоянием химически опасных объектов (производств), ликвидации ЧС.

Важным направлением формирования системы противодействия и ликвидации последствий химического терроризма должно стать совершенствование функциональных подсистем МО и МЧС России по предупреждению и ликвидации ЧС за счет более полного использования имеющихся возможностей систем защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время.

Большая роль в этом направлении отводится исполнению поручения Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № РД-П4-2872 по созданию в 2017 году единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации и внесению изменений в Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Литература

1. Татаринов В. В. Радиационный, химический и биологический терроризм // Технологии техносферной безопасности (интернет-журнал). 2012. Вып. 3. № 43. С. 7. http://ipb.mos/ru/ ttb/2012-З/ (дата обращения 07.02.2017).

2. Ильин Е. П. О современной ситуации в сфере противодействия терроризму в России. Доклад на Третьей международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму, г. Москва, МГУ, 27 октября 2007 r. В сети Интернет расположен на сайте НАК по адресу: http://nac.gov. ru/publikacii/vystupleniya-i-intervyu/ilin-ep-covremennaya-situaciya-v-sfere.html (дата обращения 07.02.2017).

3. Соколов Ю. И. Риски высоких технологий. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. 312 с.

4. Шпаковский Ю. Г., Малышев В. П., Филиппов В. И. Проблемы формирования государственной системы ликвидации последствий актов химического и биологического терроризма. Материалы III научно-практической конференции 10.10.2006 г Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. М.: МЧС России. С. 211-218.

5. Пашинин В. А., Косырев П. Н., Татаринов В. В., Посохов Н. Н. Средства экспресс-обнаружения взрывчатых веществ // Технологии гражданской безопасности. 2016. Т. 13. № 1(47). С. 40-43.

6. Пашинин В. А., Семин А. А., Татаринов В. В. Экспресс-обнаружение радиационного, химического и биологического загрязнения // Вестник Академии военных наук. 2013. № 2 (43). С. 132-134.

7. Патент на изобретение № 2369444 Российская Федерация, МПК7 С1 B05B17/00, G01N33/22, Аэрозольное устройство и индикаторный состав для экспресс-обнаружения взрывчатых веществ [Текст]/ Баринов А. А., Дружинин А. А., Назаров В. Г., Недорчук Б. Л., Пашинин В. А., Семин А. А., Севастьянов В. В.; Заявитель и патентообладатель Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения».— № 2008110556/12; заявл. 21.03.2008, опубл. 10.10.2009, Бюлл. № 28.

8. Патент на изобретение № 2565035 Российская Федерация, МПК7 С1 G01N31/22, Многофункциональный индикаторный состав для комплексной обработки объектов [Текст]/ Пашинин В. А., Тараканов А. Ю. Заявитель и патентообладатель Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по про-

блемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий).— № 2014125308/15; заявл., 23.06.2014, опубл. 10.10.2015, Бюлл. № 28.

Сведения об авторах

Татаринов Виктор Викторович: к. физ.- мат. н., доц., ФГБОУ ВПО МГТУ им. Н. Э. Баумана, доц. каф. 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1. e-mail: [email protected]

Пашинин Валерий Алексеевич: д. т. н., проф., ФГБОУ

ВПО МГУПС (МИИТ), проф. каф.

127055, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9.

e-mail: [email protected],

SPIN-код — 8305-8211.

Косырев Павел Николаевич: к. т. н., с. н. с., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. научно-исслед. центра. 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7, e-mail: [email protected].

Хоруженко Александр Федорович: д. мед. н., проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. н. с. научно-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: [email protected]; SPIN-код — 4277-4056.

Information about authors

Tatarinov Viktor V.: Cand. Sci. (Physics and Maths), Associate Professor at Bauman Moscow State Technical University, 5, bld. 1, 2 Baumanskaya, Moscow, 105005, Russia. email: [email protected]

Pashinin Valery A.: Dr. Sci. (Engineering), Professor, Moscow State University of Railway Engineering (MIIT). 9, bld. 9, Obraztsova, Moscow, 127055, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 8305-8211.

Kosyrev Pavel N.: Cand. Sci. (Engineering), Leading Researcher, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected].

Khoruzhenko Aleksandr F.: Dr. Sci. (Medicine), Professor, Chief Researcher, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]. SPIN-scientific — 4277-4056.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Тюрин Ю.А. и др. 80 лет службы Отечеству. 1936-2016

http://elibrary.ru/item.asp?id=26170821

Белов С.В. и др. Справочник о приемах и способах защиты в чрезвычайных ситуациях http://elibrary.ru/item.asp?id=26363714

Онищук Ю.Ю. и др. Международная конференция по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике «Безопасный город в Арктике». Звенигород, 6-8 апреля 2016 г.Сбор-ник материалов http://elibrary.ru/item.asp?id=26496579

Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2014 году http://elibrary.ru/item.asp?id=23508058

Афанасьева Е.В. и др. Основные направления совершенствования деятельности МЧС России в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на современном этапе. Научно-методический труд http://elibrary.ru/item.asp?id=23508042

Степанов В.Я. Огнеборцы нашего времени. Сер. Витязи спасения МПВО — ГО — МЧС России http://elibrary.ru/item.asp?id=23887109

Фалеев М.И. и др. Раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях. Монография http://elibrary ru/item.asp?id=23355898

Акимов В.А. и др. Наша общая Победа

http://elibrary.ru/item.asp?id=23520990

Гнатюк Ю.М. Полвека в гражданской обороне. Записки ветерана, рассказ о людях и делах гражданской обороны http://elibrary.ru/item.asp?id=23887079

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том I (А-И) http://elibrary.ru/item.asp?id=23586113

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том II (К-О) http://elibrary. ru/item.asp?id=23623287

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том III (П-С) http://elibrary. ru/item.asp?id=23623286

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.