Научная статья на тему 'Совершенствование подготовки специалистов по физической культуре и спорту в вузе'

Совершенствование подготовки специалистов по физической культуре и спорту в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ВИДОВ СПОРТА / INNOVATIVE MEANS OF SPORTS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СПОРТ / SPORTS / ЭФФЕКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / EFFECTIVE TRAINING / HEALTH-IMPROVING SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамикоев Феликс Георгиевич, Кетоев Казбек Эльбрусович

Дан анализ современным средствам, необходимым для повышения подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Установлено, что внедряемые в практическую деятельность факультета физической культуры и спорта технологии будут способствовать эффективной подготовке будущих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамикоев Феликс Георгиевич, Кетоев Казбек Эльбрусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING TRAINING FOR PROFESSIONALS ON PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY

The article provides an analysis of the modern facilities necessary to improve specialists in physical culture and sports. Found that embedded in the practical activities of the Faculty of physical culture and sports technology, will facilitate the effective preparation of future personnel

Текст научной работы на тему «Совершенствование подготовки специалистов по физической культуре и спорту в вузе»

УДК 378:796 ББК 74.480 Х 18

Ф.Г. Хамикоев

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»; E-mail: feliks.khamikoev@mail.ru

К.Э. Кетоев

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»; E-mail: doewa2012@yandex.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

И СПОРТУ В ВУЗЕ

(Рецензирована)

Аннотация. Дан анализ современным средствам, необходимым для повышения подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Установлено, что внедряемые в практическую деятельность факультета физической культуры и спорта технологии будут способствовать эффективной подготовке будущих кадров.

Ключевые слова: нетрадиционные средства видов спорта, физическая культура, спорт, физкультурно-оздоровительные услуги, эффективная подготовка кадров.

F.G. Khamikoev

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Sports and Biomedical Disciplines, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov; E-mail: feliks.khamikoev@mail.ru

K.E. Ketoev

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Sports and Biomedical Disciplines, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov; E-mail: doewa2012@yandex.ru

IMPROVING TRAINING OF PROFESSIONALS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY

Abstract. The paper analyzes the modern facilities necessary to improve training of specialists in physical culture and sports. It has been revealed that technologies embedded in the practical activities of the Faculty of Physical Culture and Sports, will facilitate the effective preparation of future personnel.

Keywords: innovative means of sports, physical culture, sports, health-improving services, effective training.

Введение. Одной из актуальных проблем физической культуры и спорта на современном этапе является разработка путей

совершенствования профессиональной подготовки специалистов, что обусловлено закономерностями общественного развития и высокой

социальной значимостью проблемы повышения качества подготовки профессионала, основанной на гуманистических идеалах и принципах [1, 2].

Специфика обучения студентов -будущих специалистов на факультетах физкультуры и спорта очевидна: наряду с глубокими теоретическими знаниями и широким арсеналом методических умений выпускник обязан приобрести разностороннюю физическую подготовку и должную спортивную квалификацию. Установление гармонии между этими составляющими - одна из актуальных задач совершенствования физкультурного образования. Перекос в ту или иную сторону чреват изъянами в профессиональной подготовке кадров.

Цель исследования - система подготовки кадров для сферы физической культуры и спорта.

Материалы и методы. Методика подготовки специалиста должна предусматривать изучение отдельных важных вопросов:

- знакомство с проблемами научных исследований, овладение методиками исследований;

- умение анализировать, обобщать и делать выводы;

- писать рефераты, методические разработки, тезисы;

- делать доклады на научных и методических конференциях и писать курсовые работы;

- написание дипломной (квалификационной) работы как путь к приобщению студентов к научно-исследовательской работе кафедры с последующим выходом на темы научных исследований будущих диссертаций.

Курсы по физической культуре должны включать не только преподавание основ и методики, но и формирование практических умений и навыков решения совокупности типовых педагогических задач в системе теоретических, методических и (в основном) практических занятий.

Содержание программы направлено, прежде всего, на выработку

у студента собственной концепции многолетней подготовки спортсменов, формирование у студентов устойчивой мотивации к тренерской и преподавательской деятельности. Такой подход интенсифицирует приобретение студентами профессиональных знаний и умений, способствует развитию их организаторских и коммуникативных возможностей [3, 4].

В.В. Бойко подчеркивает важность использования гуманистического воздействия на личность путем усиления внимания к человеку как высшей социальной ценности, превращения студента из объекта социально педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности, демократизации отношений преподавателя и студента, индивидуализации на основе особенностей обучающегося [2].

В.М. Выдрин выделяет следующие основные аспекты разработки учебной программы профессиональной подготовки: определение логической структуры и содержания разделов программы, характеризующих виды деятельности будущего специалиста; оптимизация распределения учебного времени; гуманизация учебно-познавательной деятельности на основе подхода, характеризующегося выбором студентом метода освоения и конкретного учебного материала [3].

При этом основной задачей комплексного контроля является управление процессом освоения знаний при организации систематического контроля уровня овладения учебным материалом. В этом случае контроль обеспечивает обратную связь студента к преподавателю и помогает следить за ходом процесса усвоения знаний у каждого обучаемого.

Сегодня происходит трансформация в понимании природы и сущности индивидуальности. Индивидуализация обучения активизирует познавательную деятельность студентов и вызывает (в большей степени) положительные эмоции [3, 5]. Это активизирует развитие способностей, формирование

системы знаний и, следовательно, развитие общего и педагогического интеллекта, формирование психологической готовности к профессиональной деятельности - значимых составляющих качества подготовки специалистов в вузе.

Таким образом, наиболее эффективным направлением совершенствования научной организации учебного процесса является отбор научно обоснованного программного материала, необходимого для проведения достаточной профессионально-педагогической подготовки студентов и распределение этого материала по срокам преподавания, что в конечном итоге представляет собой создание оптимального учебного плана. Дальнейшее совершенствование учебного плана должно ликвидировать имеющиеся противоречия между все возрастающим объемом информации, заложенной в учебный план, и ограниченным бюджетом времени [4]. На наш взгляд, интересные перспективы повышения мотивации открываются при включении в учебный процесс нетрадиционных средств и видов спорта, таких, как ритмическая, силовая гимнастика, фитнес и другие привлекательные виды для студентов.

Основным условием формирования у студентов устойчивого интереса к занятиям физической культурой является совершенствование процесса физического воспитания. Для этого в учебном процессе необходимо использовать более эффективные средства, методы и организационно-оздоровительные формы [3]. Занимаясь вопросами улучшения процесса физического воспитания, мы обратили внимание на постоянно возрастающий интерес будущих специалистов к занятиям в группах фитнеса.

Фитнес - один из путей модернизации системы поддержания и укрепления здоровья подрастающего поколения. Следует отметить, что у девушек наблюдается повышенный интерес к занятиям в группах фитнеса в целях формирования красивой фигуры.

Большое значение имеет и другая сторона вопроса. Упражнения ритмической, атлетической гимнастики, шейпинга и других видов фитнеса можно подобрать не только с учетом общего воздействия, но и как специальные упражнения с учетом той или иной патологии. Самый большой плюс фитнеса в том, что он не навязчив, разнообразен, интересен и доступен людям всех возрастов, включает все компоненты здорового образа жизни, мировоззрения, стремление к самосовершенствованию и самовоспитанию.

В зависимости от состояния будущего специалиста и его желания ему предоставляется право выбора вида занятий:

- силовые (как правило, с отягощениями, направлены на укрепление и увеличение мышечной массы);

- аэробные (улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем);

- тренировка гибкости (с этой целью в аэробике разработана специальная программа - стретчинг).

Заключение. Каждый из этих видов представлен различными направлениями: классическая аэробика, степ, восточные танцы, пилатес, йога и другие. Изменение структуры занятий за счет введения в учебный процесс по физическому воспитанию нестандартных форм позволяет сформировать у студентов осознанное отношение к занятиям. Процент посещаемости до 90-92%, а также повышается заинтересованность в дополнительных занятиях (3-4 раза в неделю), особенно на старших курсах, при этом выросла физическая активность и сознательное отношение занимающихся к занятиям по физической культуре.

Считаем целесообразным наряду с традиционными формами подготовки специалистов использование нетрадиционных средств физической культуры как средства совершенствования общефизической подготовки и укрепления здоровья студентов.

Примечания:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС, 1978. 223 с.

2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: ФиС, 1987. 144 с.

3. Выдрин В.М. Методические проблемы здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 2004. № 6. С. 10-12.

4. Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 12. С. 17-21.

5. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988. 208 с.

References:

1. Ashmarin B.A. Theory and methods of pedagogical research in physical education. M.: FiS, 1978. 223 pp.

2. Boyko V.V. Purposeful development of human motor abilities. M.: FiS, 1987. 144 pp.

3. Vydrin V.M. Methodical problems of a healthy lifestyle // Theory and practice of physical culture. 2004. No. 6. P. 10-12.

4. Bykhovskaya I.M. Physical culture as practical axiology of the human body: methodological basis for analysis of the problem // Physical culture: upbringing, education and training. 1996, No.12.

5. Balsevich V.K. Physical culture for all and for everyone. M.: FiS, 1988. 208 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.