ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS
УДК 796.06 ББК 75.4 Д 60
В.К. Доев
Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»; E-mail: doewa2012@yandex.ru
Г.Т. Годжиев
Старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания и спортивных дисциплин ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»; E-mail: doewa2012@ yandex.ru
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
(Рецензирована)
Аннотация. Представлена структура системы управления физической культурой и спортом конкретного региона, в частности, экономические, социальные и демографические факторы жизни населения. Установлено, что эффективность управления определяется в соответствии с количественной и качественной структурами.
Ключевые слова: эффективность управления, управление, физическая культура и спорт, экономические и социальные факторы, организационная структура, спортивные организации, оздоровительная работа с населением, массовая физкультурно-спортивная работа, комплексный контроль, физкультурное движение.
V.K. Doev
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Management, the North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov; E-mail: doewa2012@yandex.ru
G.T. Godzhiev
Senior teacher of Department of the Theory and Technique of Physical Training and Sports Disciplines, the North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov; E-mail: doewa2012@yandex.ru
IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT IN PHYSICAL CULTURE
AND SPORT
Abstract. The paper presents the structure of a control system of physical culture and sports of a specific region, in particular economic, social and demographic factors of life. It is established that management efficiency is determined in accordance with the quantitative and qualitative structures.
Keywords: Management efficiency, management, physical culture and sport, economic and social factors, organizational structure, sport organizations, health care, mass sports and sports work, integrated control, physical movement.
Введение. Актуальной проблемой в настоящее время является создание организационной структуры управления физической культурой и спортом. Создание единой физкультурной организации будет способствовать комплексному совершенствованию организационной структуры системы управления физической культурой и спортом региона.
Самой принципиальной характеристикой организационной структуры являются цели, которые в результате действия принципа обратной связи играют важную системообразующую роль, обеспечивают назначение компонентов, активно влияющих на ее формирование. Иными словами, организационная структура должна принципиально соответствовать системе целей и задач.
Цель исследования - глобальная цель, выдвинутая перед физкультурным движением, - всемерное развитие физической культуры и спорта, внедрение их в повседневную жизнь различных групп населения [1]. Кроме того, перед каждой системой стоят и собственные цели, которые во многом направлены на сохранение данной системы как структурной единицы, поддержание ее функционирования.
Ряд исследователей подчеркивают исключительное значение организационной структуры. М.Е. Кутепов с соавторами [2] считает, что наличие структуры - неотъемлемый атрибут всех реально существующих систем, так как
именно структура придает им цельность, способствует сохранению устойчивого состояния и является показателем их организованности. В.И. Михалев [3] отмечает, что организационная структура как важнейшая интегральная качественная характеристика системы сама оказывает существенное влияние на другие ее характеристики и свойства.
Организационная структура системы управления физической культурой и спортом в нашей стране складывалась исторически и в значительной мере определяется спецификой построения. Суть ее состоит в том, что различные компоненты имеют, как правило, двойное подчинение: во-первых, спорткомитетам и, во-вторых, - спортивным организациям, подведомственным организациям. В условиях действия этого принципа могут проявляться различные тенденции: с одной стороны, интеграция, кооперирование, координация, с другой стороны, административная и функциональная обособленность, формирование узковедомственных целей. Этот вывод вытекает из понимания территориально-ведомственного принципа как сути единства противоположностей.
Материалы и методы. Представление процесса физического воспитания населения, подготовки спортсменов в виде кибернетической модели предполагает наличие управляющей (Я1) и управляемой (Я) систем. Кроме того, в этом процессе принимает непосредственное
участие обеспечивающая система (Я об.), выполняющая основную деятельность циклов работ. Рассмотрим основные элементы модели процесса физического воспитания населения, подготовки спортсменов.
1. Управляющая, целеполагаю-щая система (Я 1) формирует стратегию, определяет основные направления развития физкультуры и спорта, что входит в компетенцию министерств просвещения, высшего и среднего специального образования, Госкомспорта и других организационных структур данной отрасли.
2. Управляемая система (Я) непосредственно осуществляет подготовку и физическое воспитание детей, молодежи и спортсменов. В ее состав входят коллективы физкультуры, учебные заведения, спортивные школы, клубы, центры, сборные команды и т.д.
3. Обеспечивающая система является необходимым технологическим звеном и выполняет функции обеспечения деятельности систем Я и Я1, включая материально-техническое снабжение, медицинское, научное обеспечение, строительство спортивных баз, подготовку кадров и т. д. В ее состав входят спортивные базы: научные, учебные институты физкультуры; медицинские учреждения, обслуживающие спортсменов; предприятия, изготавливающие спортивный инвентарь, снаряжение и др. Следует отметить, что далеко не все предприятия и учреждения, обслуживающие этот процесс, относятся к системе Госкомспорта, Министерства образования. Например, врачебно-физкультурные диспансеры принадлежат Министерству здравоохранения, многие предприятия, изготавливающие спортивный инвентарь и снаряжение, - различным промышленным министерствам и т.д., что создает дополнительные сложности в управлении системой. Так, с возрастанием количества людей, приобщающихся
к регулярным занятиям физкультурой и спортом, увеличивается и число научных, медицинских, промышленных и других организаций, принимающих непосредственное участие в обеспечении физкультурного движения. Гармоничное развитие сферы обслуживания физкультуры и спорта - одна из важнейших задач управления физкультурным движением в стране.
По вертикали организационная структура имеет 6-8 уровней. При этом следует учитывать, что в условиях действия территориально ведомственного принципа каждый уровень представляет собой весьма сложное образование.
Исходя из целевых установок, эффективность функционирования системы физкультурного движения определяется, прежде всего, таким показателем, как количество населения, привлеченного к регулярным занятиям физкультурой и спортом. При этом следует учитывать, что в решении этой важнейшей проблемы наряду с физкультурными организациями активное участие принимают дошкольные учреждения, учебные заведения, хозяйственные, профсоюзные и другие организации нашей страны. Развертывание массовой физкультурно-спортивной работы неразрывно связано с наличием материально-спортивной базы, кадров, традиций, природно-климатическими условиями и т.п. Но своеобразие местных фактов не может быть в полной мере учтено при недостатке внимания со стороны центрального руководства, особенно при наличии ведомственного подхода к развитию физкультуры. Поэтому в управлении массовой физкультурно-спортивной работой, прежде всего, следует неуклонно осуществлять меры по повышению роли основного звена физкультурного движения - коллективов физкультуры, а также организаций, призванных обеспечить широкий охват населения регулярными занятиями физкультурой и спортом
по месту жительства. В связи с этим возрастает роль координационных функций районных, городских спорткомитетов.
Создание единой физкультурной организации будет способствовать повышению ее авторитета, украшению связей с агропромышленными органами, концентрации средств и усилий на решении наиболее важных задач. В структуре единого профсоюзного общества следовало бы предусмотреть специальные подразделения, которые должны работать в тесном контакте с общественными советами по физической культуре министерств, оказывать им необходимую методическую помощь. Весьма важно также сохранить лучшие традиции спортивных клубов и коллективов физкультуры, в том числе их названия, символику («Шахтер», «Спартак», «ЦСКА», «Торпедо», «Локомотив» и т.д.). Осуществление эксперимента по созданию единого профсоюзного общества поможет найти конкретное решение различных организационных проблем.
Как уже отмечалось, совершенствование организационной системы подготовки спортсменов высокой квалификации шло в направлении создания специализированных организационных структур. Однако этот процесс полностью не завершен. Как известно, каждому этапу спортивного совершенствования присущи свои методы, состав, объем и соотношение тренировочных средств, материально-технические условия, критерии оценки эффективности подготовки спортсменов, что предопределяет формирование специализированных организационных структур. Такой подход в наибольшей степени отвечает, во-первых, задачам, решаемым на каждом этапе, во-вторых, более рациональному использованию ресурсов. Таким образом, создание спортивных школ начальной подготовки, расширение сети ДЮСШ и ДЮ-ШОР, а также спортивных центров,
принципиально соответствующих основным этапам спортивного совершенствования и органически взаимодействующих между собой, - важнейшее направление оптимизации организационной структуры подготовки спортсменов.
В настоящее время осуществляется ее реорганизация, создаются школы начальной подготовки, организуются спортивные центры, которые совместно с научными и учебными институтами физкультуры образуют научно-спортивные объединения. Спортивные центры должны быть двух уровней: республиканского и союзного. Тем самым функции подготовки сборных команд, которые раньше выполнялись управленческими органами, необходимо передать центрам, что позволит в большей степени сосредоточить деятельность союзного и республиканских Госкомспорта, ДСО на решении стратегических, аналитико-прогностических задач, а такженаулучшенииоздоровительно-физкультурной работы. Образование научно-спортивных объединений создаст необходимые условия и предпосылки для сближения науки с практикой, будет способствовать повышению ответственности и заинтересованности научных работников в достижении высоких спортивных результатов.
Заключение. Оперативное управление подготовкой спортсменов целесообразно осуществлять в союзных и республиканских спортивных центрах, которым следует предоставить необходимые полномочия для налаживания межведомственных связей, комплексного контроля и методического руководства спортивными школами, внедрения в практику подготовки спортсменов передового опыта и новейших научных разработок. Система управления должна базироваться на использовании компьютерных технологий.
Организационную структуру целесообразно совершенствовать
комплексно, поэтапно на протяжении 2-3 лет. Программа комплексного совершенствования организационной структуры системы управления физической культурой и спортом является недостаточно
разработанной во всей системе физкультурного движения и требует к себе пристального внимания представителей педагогических и экономических наук, а также практиков в сфере ФКиС.
Примечания:
1. Анискин Ю.П. Общий менеджмент: учебник по общей теории менеджмента. М.: РМАТ, 2008. 116 с.
2. Кутепов М.Е., Плохие А.А. Физкультурно-спортивный клуб: учеб.-метод. пособие. М., 2001. 280 с.
3. Михалев В.И. Управление сферой спорта на межрегиональном уровне. Омск: Сиб. ГАФК, 2008. 296 с.
4. Сейранов С.Г. Введение в менеджмент физической культуры и спорта: учеб.-метод. пособие. М.: РГАФК, 2005.
5. Переверзин И.И., Бугров Н.Н. Управление физической культурой и спортом. М.: Физкультура и спорт, 2007.
References:
1. Aniskin Yu.P. General management: a textbook on the general theory of management. M.: RMAT. 1998. 116 pp.
2. Kutepov M.E. Plokhie A.A. Physical culture and sports club: a manual. M. 2001. P. 280.
3. Mikhalyov V.I. Control of the field of sports on the inter-regional level. Omsk: Sib. GAFK. 2008. 296 pp.
4. Seyranov S.G. Introduction to the management of physical culture and sports: a manual. M.: RGAFK, 2005.
5. Pereverzin I.I., Bugrov N.N. The control of physical culture and sports. M.: Physical culture and sport, 2007.