Научная статья на тему 'Совершенствование организационной структуры управления физической культурой и спортом'

Совершенствование организационной структуры управления физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1084
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ / МАССОВАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ РАБОТА / КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ / MANAGEMENT EFFICIENCY / MANAGEMENT / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / ECONOMIC AND SOCIAL FACTORS / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / SPORT ORGANIZATIONS / HEALTH CARE / MASS SPORTS AND SPORTS WORK / INTEGRATED CONTROL / PHYSICAL MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доев Валерий Казбекович, Годжиев Георгий Тимофеевич

Представлена структура системы управления физической культурой и спортом конкретного региона, в частности, экономические, социальные и демографические факторы жизни населения. Установлено, что эффективность управления определяется в соответствии с количественной и качественной структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT

The paper presents the structure of a control system of physical culture and sports of a specific region, in particular economic, social and demographic factors of life. It is established that management efficiency is determined in accordance with the quantitative and qualitative structures.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационной структуры управления физической культурой и спортом»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

УДК 796.06 ББК 75.4 Д 60

В.К. Доев

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»; E-mail: doewa2012@yandex.ru

Г.Т. Годжиев

Старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания и спортивных дисциплин ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»; E-mail: doewa2012@ yandex.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

(Рецензирована)

Аннотация. Представлена структура системы управления физической культурой и спортом конкретного региона, в частности, экономические, социальные и демографические факторы жизни населения. Установлено, что эффективность управления определяется в соответствии с количественной и качественной структурами.

Ключевые слова: эффективность управления, управление, физическая культура и спорт, экономические и социальные факторы, организационная структура, спортивные организации, оздоровительная работа с населением, массовая физкультурно-спортивная работа, комплексный контроль, физкультурное движение.

V.K. Doev

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Management, the North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov; E-mail: doewa2012@yandex.ru

G.T. Godzhiev

Senior teacher of Department of the Theory and Technique of Physical Training and Sports Disciplines, the North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov; E-mail: doewa2012@yandex.ru

IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT IN PHYSICAL CULTURE

AND SPORT

Abstract. The paper presents the structure of a control system of physical culture and sports of a specific region, in particular economic, social and demographic factors of life. It is established that management efficiency is determined in accordance with the quantitative and qualitative structures.

Keywords: Management efficiency, management, physical culture and sport, economic and social factors, organizational structure, sport organizations, health care, mass sports and sports work, integrated control, physical movement.

Введение. Актуальной проблемой в настоящее время является создание организационной структуры управления физической культурой и спортом. Создание единой физкультурной организации будет способствовать комплексному совершенствованию организационной структуры системы управления физической культурой и спортом региона.

Самой принципиальной характеристикой организационной структуры являются цели, которые в результате действия принципа обратной связи играют важную системообразующую роль, обеспечивают назначение компонентов, активно влияющих на ее формирование. Иными словами, организационная структура должна принципиально соответствовать системе целей и задач.

Цель исследования - глобальная цель, выдвинутая перед физкультурным движением, - всемерное развитие физической культуры и спорта, внедрение их в повседневную жизнь различных групп населения [1]. Кроме того, перед каждой системой стоят и собственные цели, которые во многом направлены на сохранение данной системы как структурной единицы, поддержание ее функционирования.

Ряд исследователей подчеркивают исключительное значение организационной структуры. М.Е. Кутепов с соавторами [2] считает, что наличие структуры - неотъемлемый атрибут всех реально существующих систем, так как

именно структура придает им цельность, способствует сохранению устойчивого состояния и является показателем их организованности. В.И. Михалев [3] отмечает, что организационная структура как важнейшая интегральная качественная характеристика системы сама оказывает существенное влияние на другие ее характеристики и свойства.

Организационная структура системы управления физической культурой и спортом в нашей стране складывалась исторически и в значительной мере определяется спецификой построения. Суть ее состоит в том, что различные компоненты имеют, как правило, двойное подчинение: во-первых, спорткомитетам и, во-вторых, - спортивным организациям, подведомственным организациям. В условиях действия этого принципа могут проявляться различные тенденции: с одной стороны, интеграция, кооперирование, координация, с другой стороны, административная и функциональная обособленность, формирование узковедомственных целей. Этот вывод вытекает из понимания территориально-ведомственного принципа как сути единства противоположностей.

Материалы и методы. Представление процесса физического воспитания населения, подготовки спортсменов в виде кибернетической модели предполагает наличие управляющей (Я1) и управляемой (Я) систем. Кроме того, в этом процессе принимает непосредственное

участие обеспечивающая система (Я об.), выполняющая основную деятельность циклов работ. Рассмотрим основные элементы модели процесса физического воспитания населения, подготовки спортсменов.

1. Управляющая, целеполагаю-щая система (Я 1) формирует стратегию, определяет основные направления развития физкультуры и спорта, что входит в компетенцию министерств просвещения, высшего и среднего специального образования, Госкомспорта и других организационных структур данной отрасли.

2. Управляемая система (Я) непосредственно осуществляет подготовку и физическое воспитание детей, молодежи и спортсменов. В ее состав входят коллективы физкультуры, учебные заведения, спортивные школы, клубы, центры, сборные команды и т.д.

3. Обеспечивающая система является необходимым технологическим звеном и выполняет функции обеспечения деятельности систем Я и Я1, включая материально-техническое снабжение, медицинское, научное обеспечение, строительство спортивных баз, подготовку кадров и т. д. В ее состав входят спортивные базы: научные, учебные институты физкультуры; медицинские учреждения, обслуживающие спортсменов; предприятия, изготавливающие спортивный инвентарь, снаряжение и др. Следует отметить, что далеко не все предприятия и учреждения, обслуживающие этот процесс, относятся к системе Госкомспорта, Министерства образования. Например, врачебно-физкультурные диспансеры принадлежат Министерству здравоохранения, многие предприятия, изготавливающие спортивный инвентарь и снаряжение, - различным промышленным министерствам и т.д., что создает дополнительные сложности в управлении системой. Так, с возрастанием количества людей, приобщающихся

к регулярным занятиям физкультурой и спортом, увеличивается и число научных, медицинских, промышленных и других организаций, принимающих непосредственное участие в обеспечении физкультурного движения. Гармоничное развитие сферы обслуживания физкультуры и спорта - одна из важнейших задач управления физкультурным движением в стране.

По вертикали организационная структура имеет 6-8 уровней. При этом следует учитывать, что в условиях действия территориально ведомственного принципа каждый уровень представляет собой весьма сложное образование.

Исходя из целевых установок, эффективность функционирования системы физкультурного движения определяется, прежде всего, таким показателем, как количество населения, привлеченного к регулярным занятиям физкультурой и спортом. При этом следует учитывать, что в решении этой важнейшей проблемы наряду с физкультурными организациями активное участие принимают дошкольные учреждения, учебные заведения, хозяйственные, профсоюзные и другие организации нашей страны. Развертывание массовой физкультурно-спортивной работы неразрывно связано с наличием материально-спортивной базы, кадров, традиций, природно-климатическими условиями и т.п. Но своеобразие местных фактов не может быть в полной мере учтено при недостатке внимания со стороны центрального руководства, особенно при наличии ведомственного подхода к развитию физкультуры. Поэтому в управлении массовой физкультурно-спортивной работой, прежде всего, следует неуклонно осуществлять меры по повышению роли основного звена физкультурного движения - коллективов физкультуры, а также организаций, призванных обеспечить широкий охват населения регулярными занятиями физкультурой и спортом

по месту жительства. В связи с этим возрастает роль координационных функций районных, городских спорткомитетов.

Создание единой физкультурной организации будет способствовать повышению ее авторитета, украшению связей с агропромышленными органами, концентрации средств и усилий на решении наиболее важных задач. В структуре единого профсоюзного общества следовало бы предусмотреть специальные подразделения, которые должны работать в тесном контакте с общественными советами по физической культуре министерств, оказывать им необходимую методическую помощь. Весьма важно также сохранить лучшие традиции спортивных клубов и коллективов физкультуры, в том числе их названия, символику («Шахтер», «Спартак», «ЦСКА», «Торпедо», «Локомотив» и т.д.). Осуществление эксперимента по созданию единого профсоюзного общества поможет найти конкретное решение различных организационных проблем.

Как уже отмечалось, совершенствование организационной системы подготовки спортсменов высокой квалификации шло в направлении создания специализированных организационных структур. Однако этот процесс полностью не завершен. Как известно, каждому этапу спортивного совершенствования присущи свои методы, состав, объем и соотношение тренировочных средств, материально-технические условия, критерии оценки эффективности подготовки спортсменов, что предопределяет формирование специализированных организационных структур. Такой подход в наибольшей степени отвечает, во-первых, задачам, решаемым на каждом этапе, во-вторых, более рациональному использованию ресурсов. Таким образом, создание спортивных школ начальной подготовки, расширение сети ДЮСШ и ДЮ-ШОР, а также спортивных центров,

принципиально соответствующих основным этапам спортивного совершенствования и органически взаимодействующих между собой, - важнейшее направление оптимизации организационной структуры подготовки спортсменов.

В настоящее время осуществляется ее реорганизация, создаются школы начальной подготовки, организуются спортивные центры, которые совместно с научными и учебными институтами физкультуры образуют научно-спортивные объединения. Спортивные центры должны быть двух уровней: республиканского и союзного. Тем самым функции подготовки сборных команд, которые раньше выполнялись управленческими органами, необходимо передать центрам, что позволит в большей степени сосредоточить деятельность союзного и республиканских Госкомспорта, ДСО на решении стратегических, аналитико-прогностических задач, а такженаулучшенииоздоровительно-физкультурной работы. Образование научно-спортивных объединений создаст необходимые условия и предпосылки для сближения науки с практикой, будет способствовать повышению ответственности и заинтересованности научных работников в достижении высоких спортивных результатов.

Заключение. Оперативное управление подготовкой спортсменов целесообразно осуществлять в союзных и республиканских спортивных центрах, которым следует предоставить необходимые полномочия для налаживания межведомственных связей, комплексного контроля и методического руководства спортивными школами, внедрения в практику подготовки спортсменов передового опыта и новейших научных разработок. Система управления должна базироваться на использовании компьютерных технологий.

Организационную структуру целесообразно совершенствовать

комплексно, поэтапно на протяжении 2-3 лет. Программа комплексного совершенствования организационной структуры системы управления физической культурой и спортом является недостаточно

разработанной во всей системе физкультурного движения и требует к себе пристального внимания представителей педагогических и экономических наук, а также практиков в сфере ФКиС.

Примечания:

1. Анискин Ю.П. Общий менеджмент: учебник по общей теории менеджмента. М.: РМАТ, 2008. 116 с.

2. Кутепов М.Е., Плохие А.А. Физкультурно-спортивный клуб: учеб.-метод. пособие. М., 2001. 280 с.

3. Михалев В.И. Управление сферой спорта на межрегиональном уровне. Омск: Сиб. ГАФК, 2008. 296 с.

4. Сейранов С.Г. Введение в менеджмент физической культуры и спорта: учеб.-метод. пособие. М.: РГАФК, 2005.

5. Переверзин И.И., Бугров Н.Н. Управление физической культурой и спортом. М.: Физкультура и спорт, 2007.

References:

1. Aniskin Yu.P. General management: a textbook on the general theory of management. M.: RMAT. 1998. 116 pp.

2. Kutepov M.E. Plokhie A.A. Physical culture and sports club: a manual. M. 2001. P. 280.

3. Mikhalyov V.I. Control of the field of sports on the inter-regional level. Omsk: Sib. GAFK. 2008. 296 pp.

4. Seyranov S.G. Introduction to the management of physical culture and sports: a manual. M.: RGAFK, 2005.

5. Pereverzin I.I., Bugrov N.N. The control of physical culture and sports. M.: Physical culture and sport, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.