Научная статья на тему 'Совершенствование подготовки сотрудников органов внутренних дел в центрах профессиональной подготовки Министерства внутренних дел России'

Совершенствование подготовки сотрудников органов внутренних дел в центрах профессиональной подготовки Министерства внутренних дел России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
979
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КАДРОВЫЙ СОСТАВ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / РЕЧЕВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ И УМЕНИЯ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ АДАПТАЦИИ / VOCATIONAL TRAINING / HIGHLY PROFESSIONAL PERSONNEL / COMMUNICATIVE ABILITIES / ACADEMIC ABILITIES / SPEECH ABILITIES / DIDACTIC ABILITIES / ORGANIZING ABILITIES AND SKILLS / ACTIVE MODES OF STUDY / MAIN OBJECTIVES OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коблов Феликс Черменович

В результате проведенного эксперимента автор пришёл к ряду выводов, имеющих практическую значимость для совершенствования условий подготовки сотрудников органов внутренних дел. В частности оказалось, что 3-х летний стаж практической работы преподавателей в органах внутренних дел, на должностях среднего и старшего начальствующего состава является недостаточным для приобретения практического опыта, необходимого для обучения сотрудников различных служб тонкостям полицейской службы. Кроме того, необходимо учитывать и уровень сформированности у них ряда профессионально-значимых качеств и способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коблов Феликс Черменович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of preparation of employees of the bodies of internal affairs in vocational training centers the ministry of Internal Affairs of Russia

As a result of the experiment the author has come to a range of the conclusions, having practical significance for perfection of conditions of preparation of employees of the bodies of internal affairs. In particular, it has appeared that the 3-year experience of practical work of teachers in the law-enforcement bodies, on posts of middle and senior commanding structure is insufficient for the acquisition of the practical experience necessary for the training of employees of various departments to subtleties of the police service. Besides, it is necessary to consider the level of the formation at them of some professional significant qualities and abilities.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подготовки сотрудников органов внутренних дел в центрах профессиональной подготовки Министерства внутренних дел России»

5. Кирьянко Е.А., Сухарев Е.Н. Системный подход к проектированию дизайна интерьера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info/index.php/ 2009-07-01-10-21-16/908-2012-01-29-06-48-35

6. Медведев В.Ю. Роль дизайна в формировании культуры: Учеб. пособие. - СПб.: СПГУТД, 2004. - 108 с.

7. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. Системный анализ формообразования в художественном конструировании: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения (техническая эстетика). - М., 1975. - 41 с.

8. Михайлов С.М., Михайлова А.С. Основы дизайна: Учеб. для вузов. - Казань: «Дизайн-квартал», 2008. - 288 с.

9. Никитина И.Е. Специфика дизайна как со-

временного средства проектирования социокультурного пространства: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - 11 с.

10. Шкляров В.С. Дизайнерское творчество в эстетическом развитии учащихся общеобразовательной школы // Гуманитарно-художественное образование: проблемы и подходы: сб. науч. тр. / науч. ред. Е.Н. Зуйкова - М.; Арзамас: АГПИ, 2002. - 213 с.

11. Храмкова Е. Разработка инновационного продукта: семь поводов задуматься о будущем еще раз [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http// www.e-xecutive.ru/community/articles/836102/

12. Ожегов C.И. Толковый словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alldict.ru/ index.php?action.

УДК 354, 31 (470)

Коблов Феликс Черменович

Центр профессиональной подготовки Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ

avtoroc@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЦЕНТРАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

В результате проведенного эксперимента автор пришёл к ряду выводов, имеющих практическую значимость для совершенствования условий подготовки сотрудников органов внутренних дел. В частности оказалось, что 3-х летний стаж практической работы преподавателей в органах внутренних дел, на должностях среднего и старшего начальствующего состава является недостаточным для приобретения практического опыта, необходимого для обучения сотрудников различных служб тонкостям полицейской службы. Кроме того, необходимо учитывать и уровень сформированности у них ряда профессионально-значимых качеств и способностей.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, высокопрофессиональный кадровый состав, коммуникативные способности, академические способности, речевые способности, дидактические способности, организаторские способности и умения; инновационные, активные формы обучения, основные цели адаптации.

В современных социально-экономических преобразованиях в стране остро вырисовывается проблема профессиональной подготовки личного состава правоохранительных органов, их адаптации к новым экономическим и политическим условиям жизни общества.

Органы внутренних дел сегодня как никогда нуждаются в высокопрофессиональном кадровом составе, обладающим надежными теоретическими знаниями и практическими навыками исполнения своих обязанностей в повседневных и чрезвычайных обстоятельствах, что достигается посредством профессиональной подготовки личного состава на всех его этапах, включающих:

- раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органы внутренних дел (суворовские военные училища МВД РФ, лицеи, колледжи, классы с углубленной правовой и физической подготовкой);

- специальное профессиональное обучение впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел (центры профессиональной подготовки);

- подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием;

- повышение квалификации, профессиональную переподготовку, учебные сборы и стажировку;

- послевузовское профессиональное образование (адъюнктуры, докторантуры);

- обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая и морально-психологическая подготовка).

Профессиональная подготовка, грамотно осуществляемое обучение сотрудников полиции является одной из важнейших проблем и одним из приоритетных направлений деятельности полиции на сегодняшний день. Изменения, произошедшие во всех сферах жизни общества, требуют новых профессиональных знаний и умений, что диктует разработку новых подходов содержательной части учебного процесса, организации форм и методов обучения. От того насколько преподаватель обладает профессионально-значимыми качествами напрямую зависит успеваемость слушателей, умение донести до аудитории учебный материал.

© Коблов Ф.Ч., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

139

На базе центра профессиональной подготовки (ЦПП) МВД по РСО - Алания был проведен следующий эксперимент.

После проведения очередного набора рядового и младшего начальствующего состава в августе 2009 года из числа, прибывших на обучение, были сформированы 5 учебных групп. Комплектование учебных групп проходило без учета образования, возраста, мотивации поступления на службу в ОВД, мотивации к обучению. Тестирование, проведенное в первые дни обучения показало, что вышеуказанные параметры во всех 5-ти учебных группах в среднем одинаковы.

Среди преподавателей до начала учебного периода также методом тестирования были определены специалисты, обладающие наиболее богатым практическим опытом, высокой профессиональной мотивацией к ведению преподавательской деятельности, профессионально-значимыми качествами и способностями, необходимыми для преподавателя. Исходя из результатов тестирования за двумя группами (экспериментальные) были закреплены преподаватели, набравшие наибольшее количество баллов. За другими учебными группами были закреплены преподаватели с менее выраженными профессионально-значимыми качествами. Для проведения занятий с экспериментальными группами также методом тестирования были определены и приглашены из городских отделов внутренних дел практические работники различных направлений служебной деятельности (участковые уполномоченные, следователи, оперуполномоченные уголовного розыска и др.), обладающие многолетним опытом работы (не менее 10 лет) и наделенные профессионально-важными качествами, необходимыми для преподавателя.

По окончании обучения при сдаче итоговых экзаменов знания слушателей экспериментальных групп значительно отличались от знаний остальных 3-х учебных групп. Составом экзаменационной комиссии отмечалось, что знания, навыки и умения, демонстрируемые слушателями экспериментальных групп значительно выше слушателей остальных 3-х групп. Необходимо также отметить, что на протяжении всего периода обучения пропусков занятий по неуважительным причинам в экспериментальной группе в среднем на 80% меньше, чем в других. Что касается дисциплинарной практики, ни один из слушателей из числа экспериментальной группы не допустил нарушений служебной дисциплины в отличие от слушателей других учебных групп.

Согласно нормативной базы, регламентирующей деятельность ЦПП, на сегодняшний день к лицам, осуществляющим обучение слушателей предъявляются следующие требования:

1) наличие высшего профессионального образования;

2) опыт практической работы в органах внутренних дел, иных правоохранительных органах, на должностях среднего и старшего начальствующего состава не менее 3-х лет.

Проведенный нами анализ на наличие высшего профессионального образования у преподавателей ЦПП по Южному федеральному и Северо-Кавказскому федеральному округам со всей очевидностью свидетельствует о его наличии у 95% преподавателей. 81% из их числа обучались по заочной форме. Исходя из нашей действительности уместно заметить, что знания специалистов, оканчивающих высшие учебные заведения по заочной форме зачастую существенно отличны от знаний специалистов, оканчивающих высшие учебные заведения по очной форме.

Что касаемо второго пункта, как показало наше исследование, 3-х лет практической работы в органах внутренних дел, иных правоохранительных органах на должностях среднего и старшего начальствующего состава недостаточно для приобретения нужного практического опыта в объеме, необходимом для обучения сотрудников самых различных служб тонкостям полицейской службы.

Анализ психолого-педагогической литературы и наш собственный опыт подготовки высококвалифицированных ОВД в ЦПП МВД России свидетельствует, что составу специалистов по профессиональной подготовке, осуществляющим обучение, недостаточно отвечать лишь вышеуказанным требованиям.

Как показало наше исследование, необходимо учитывать в обязательном порядке наличие у сотрудника, назначаемого на должность преподавателя таких профессионально-значимых качеств и способностей, как:

- коммуникативные способности;

- академические способности;

- дидактические способности;

- речевые способности;

- организаторские способности и умения;

- умение зародить интерес и сформировать мотив к обучению;

- умение создать благоприятную психологическую и творческую атмосферу;

- уровень владения современными образовательными и адаптационными технологиями.

Однако, к сожалению, как свидетельствует практика, при назначении на должность преподавателей не учитываются профессиональные качества, неоспоримо являющееся необходимыми и важными в преподавательской деятельности.

Коммуникативные способности и способности общения, считают ученые, составляют одну из важнейших сторон социального бытия человека, его способа жизни. Вне общения с другими людьми невозможно усвоение знаний, овладение практическим опытом, нравственными и эстетическими цен-

ностями. Любые формы взаимодействия, совместной деятельности невозможны без общения. На основе общения возникает взаимопонимание. Следовательно, коммуникативные способности в педагогической деятельности должны быть направлены на установление взаимопонимания и создание благоприятной атмосферы совместной деятельности. Слабое развитие коммуникативных способностей или их отсутствие приводит человека, занимающегося педагогической деятельностью, к ошибкам, конфликтам, к профессиональным поражениям и несостоятельности.

Не менее важное значение имеют и академические способности, развитые и приобретенные в процессе собственного профессионального образования, овладения специальностью в университете, институте, академии. Чтобы учить чему-либо, учитель сам должен хорошо знать соответствующие науки, области знания, владеть теми видами деятельности, которым он обучает учеников. Академические способности и знания являются обязательным компонентом и условием педагогической деятельности, без них невозможно профессионально осуществлять педагогическую деятельность.

Умение избирать способ сообщения новых знаний, преодолевать трудность изложения является также важным и необходимым качеством преподавателя. Неумение объяснять - причина многих педагогических неудач: непонимание слушателями учебного материала, отсутствие интереса к учебному предмету, формализма знаний (слушатели заучивают сказанное преподавателем, не понимая смысла). Происходит это от того, что педагог не владеет дидактическим умениями. Итог обычно бывает удручающим - не любят преподавателя и предмет.

С дидактическими способностями неразрывно связаны речевые способности и умения педагога. Равнодушная, безадресная речь никогда не вызовет интереса, она порождает безразличие, нагоняет тоску.

Звучащее слово способно доносить до слушателя не только нужную информацию, оно удерживает внимание, умеет вызвать самые разные чувства у слушателей при объяснении: удивить, вызвать восхищение, пробудить сомнение.

Выше мы рассмотрели ряд способностей без обладания которыми, как показывает практика и результаты проведенного эксперимента невозможно профессионально грамотно осуществлять обу-

чение слушателей в ЦПП МВД России. Именно они определяют умение создавать благоприятную коммуникативную среду для обучения и воспитания, способность в преподавании любого предмета раскрыть объемно, доступно для слушателей содержание данного предмета.

Однако, для того, чтобы профессионально осуществлять педагогическую деятельность недостаточно преподавателю иметь в своем арсенале лишь выше перечисленные способности. Важно обладать организаторскими способностями и умениями, что является обязательным условием установления порядка и дисциплины на занятиях.

Ученые обосновывают необходимость для педагога еще целого ряда способностей - у разных авторов их «набор» различен. Некоторые исследователи выделяют авторитарные способности, на основе которых развивается умение завоевывать авторитет, уважение у учащихся.

Другие выделяют конструктивные способности, на основе которых формируются умения конструировать (создавать) урок, занятие, конструировать особым образом учебный материал.

Неоспоримо подтверждается практикой организации учебного процесса последних лет, что внедрение и использование при проведении занятий со слушателями современных образовательных технологий, инновационных, активных форм обучения коренным образом меняет уровень профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Обучаемые при этом, как показывает практика, из пассивных наблюдателей становятся активными участниками проводимых занятий, что способствует более прочному усвоению изучаемого материала. При этом происходит формирование и закрепление интереса к избранной профессии, повышение познавательной активности обучаемых, что создает более эффективные возможности для достижения учебных и воспитательных целей. Использование в процессе обучения инноваций является перспективным направлением совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Однако, как показывает практика, для более эффективного достижения учебных и воспитательных целей внедрение и использование различных активных форм обучения является крайне недостаточным. Решающим фактором является наличие у преподавателя профессионально-значимых качеств рассмотренных нами выше.

Важную роль в процессе обучения мы отводим также адаптации. Адаптация необходима на всех

Таблица 1

Этапы процесса обучения

№ этапа Этапы ТРТМ Этапы адаптации

1 Вызов Адаптация на входе обучения

2 Осмысление Адаптация в процессе обучения

3 Рефлексия Реадаптация

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

141

этапах процесса обучения: на входе в систему обучения, в процессе обучения и на выходе из системы обучения. Эти этапы могут быть применимы как к процессу обучения в целом, так и к отдельным курсам, модулям и конкретному занятию. При этом в процессе обучения все три этапа соотносятся с этапами технологии развития творческого мышления (ТРТМ).

Основными целями 1-го этапа обучения - адаптации на входе в систему обучения является:

- создание благоприятных условий для эффективной работы;

- адаптация слушателей друг к другу, к преподавателю, к процессу обучения в целом;

- снятие психологических барьеров, создание предпосылок для самораскрытия;

- вызов интереса к обучению.

Основными целями адаптации в процессе обучения являются:

- адаптация к содержанию обучения;

- адаптация к различным видам учебной деятельности (игровой, тренинговой и т.п.);

- эмоциональная адаптация.

Адаптация в процессе обучения характеризуется постоянным отслеживанием уровня усвоения учебного материала слушателями при помощи диагностических и контрольных процедур. Большое значение для адаптации в процессе обучения имеет подбор методов и средств, адекватных содержанию.

Целью третьего этапа обучения является систематизация изученного материала и адаптации его к будущей профессиональной деятельности. Систематизация изученное материала на предмет его использования в профессиональной деятельности можно проводить с помощью различных форм контроля. Это могут быть итоговые работы слушателей, экзаменационные задания, устные доклады и т.п.

Адаптированность процесса обучения приводит в конечном итоге к удовлетворенности обучаю щих-ся качеством образования.

Таким образом, проведенное нами исследование подтверждает, что совершенствование системы образования в центрах профессиональной подготовки сотрудников МВД России зависит от уровня профессионализма педагогического состава. Важность наличия у преподавателей ЦПП рассмотренных нами выше профессионально-значимых качеств и способностей, умение профессионально

грамотно осуществлять адаптацию слушателей к обучению является залогом успешного достижения учебных и воспитательных целей в организации учебного процесса в ЦПП МВД России.

Библиографический список

1. Бородюк Н.Р. Адаптация: Новое в приспособлении к окружающей среде. - М.: Глобус, 1998.

2. Борисова Н.В., Добрынина В.Н., Кузов В.Б. Современные образовательные технологии: Программа спецсеминара. - Домодедово: ВИПК МВД России, 1999.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

4. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России: Учебно-методическое пособие. - М., 2001.

5. ГруненковЮ.П., РатоваИ.В., ТрофимовА.В. Подготовка и проведение учебных занятий в системе дополнительного профессионального образования МВД России при блочно-модульном (инновационном) обучении. Опыт ВИПК МВД России: Учебно-методическое пособие. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2007. - 125 с.

6. Добрынина В.Н., Ратова И.В. Адаптация в обучении: Учебно-методическое пособие. - М., 2002.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.; Питер, 2008.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.; Знание, 1996.

9. Постоев В.И. Психолого-педагогические основы обучения личного состава органов внутренних дел: Методическое пособие. - Домодедово: РИПК МВД РФ, 1995.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М. Педагогика, 2000.

11. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998.

12. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2003.

13. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Научно-методическое пособие. - М., 1991.

14. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб., 2001.

15. Приказ МВД РФ № 490 от 29.06.08 г. «Об утверждении наставления по профессиональной подготовке сотрудников ОВД».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.