Научная статья на тему 'Совершенствование профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел в условиях центра профессиональной подготовки'

Совершенствование профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел в условиях центра профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
744
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МАЙНДМЭППИНГ / ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / EDUCATIONAL PROCESS / MIND MAPPING / THINKING FLEXIBILITY / MIND MAPS / SUCCESS SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коблов Феликс Черменович

Отмечается, что внедрение и использование современных образовательных технологий коренным образом меняют уровень профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Применение в учебном процессе регионального центра профессиональной подготовки технологии майндмэппинга повысило результаты усвоения учебного материала обучающимися. Утверждается, что использование ментальных карт это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи, которую можно с успехом применять для разработки новых идей, фиксации мыслей, анализа и упорядочения информации и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коблов Феликс Черменович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of professional training of law enforcement officials at a professional training centre

The introduction and application of modern educational technologies radically change the level of police officers’ professional training. The use of mind mapping technology in the training process at the Regional Professional Training Center has improved the academic performance of police officers. It is stressed that the use of mental maps is a convenient and effective method for thinking visualization and alternative recording, which can be successfully used in developing new ideas, recording thoughts, and analyzing and structuring information, etc.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел в условиях центра профессиональной подготовки»

УДК 378:354.31

Ф. Ч. Коблов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Отмечается, что внедрение и использование современных образовательных технологий коренным образом меняют уровень профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Применение в учебном процессе регионального центра профессиональной подготовки технологии майндмэппинга повысило результаты усвоения учебного материала обучающимися. Утверждается, что использование ментальных карт — это удобная и эффективная техника визуализации мыш-

© Коблов Ф. Ч., 2014

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 5. С. 56 — 69.

ления и альтернативной записи, которую можно с успехом применять для разработки новых идей, фиксации мыслей, анализа и упорядочения информации и т. д.

The introduction and application of modern educational technologies radically change the level of police officers' professional training. The use of mind mapping technology in the training process at the Regional Professional Training Center has improved the academic performance of police officers. It is stressed that the use of mental maps is a convenient and effective method for thinking visualization and alternative recording, which can be successfully used in developing new ideas, recording thoughts, and analyzing and structuring information, etc.

Ключевые слова: учебный процесс, майндмэппинг, гибкость мышления, интеллект-карта, ситуация успеха.

Key words: educational process, mind mapping, thinking flexibility, mind maps, success situation.

Демократизация общества с особой остротой обозначила задачу оценки профессионализма любого специалиста, в том числе сотрудников учреждения или подразделения органа внутренних дел. От их профессиональной компетентности, личностного потенциала и профессионально важных качеств (ПВК) во многом зависит уровень обеспечения правопорядка.

Успешное решение задач, стоящих перед органами внутренних дел, в значительной степени определяется уровнем профессионализма личного состава. Готовность к правомерным и решительным действиям для охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности, умение тактически грамотно поступать в различных ситуациях при пресечении преступлений и административных правонарушений достигаются прежде всего надлежащей организацией учебного процесса в центрах профессиональной подготовки (ЦПП), применяемыми технологиями, профессионализмом должностных лиц, принимающих участие в обучении и воспитании слушателей.

С целью осуществления контроля и оказания практической помощи в организации специального профессионального обучения сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, в 2010 г. Департаментом кадрового обеспечения Министерства внутренних дел России было осуществлено 23 целевых проверочных выезда. Их результаты показали, что в 9 из 13 (69,3 %) проверенных временных структур подразделений ЦПП по г. Москве средний балл успеваемости составил 2,6. Проведенное тестирование слушателей выявило слабые знания правовых основ применения и использования табельного оружия, тактики действий в экстремальных ситуациях, при охране общественного порядка, а также отсутствие необходимых навыков по огневой подготовке [1, с. 4]. При проведении тестирования слушателей ЦПП МВД по Республике Коми (две учебные группы сотрудников среднего и старшего начальствующего состава) по специальной подготовке средний балл составил 2,6 [1, с. 5]. Из 112 протестированных слушателей ЦПП

МВД по Республике Калмыкия 56 человек (47,8 %) показали неудовлетворительные знания по тактике действий в экстремальных ситуациях и правовым основам применения и использования оружия, 66 человек (56,4 %) — неудовлетворительные знания по огневой подготовке [1, с. 5]. Не выполнили тестовые задания по тактике охраны общественного порядка 25,7 % слушателей ЦПП УВД по Мурманской области, 29,5 % слушателей ЦПП УВД по Курганской области. При этом неудовлетворительно оценена подготовка слушателей из числа сотрудников подразделений отдела вневедомственной охраны (ОВО) — 42,9 %, дорожнопатрульной службы (ДПС) — 50 %, участковых уполномоченных милиции (УУМ) — 55,6 % ЦПП по Курганской области [1, с. 6]. Тестирование по дисциплине «Огневая подготовка» (теоретическая часть) слушателей ЦПП МВД по Республике Бурятия (три учебных взвода из числа рядового и младшего начальствующего состава) показало, что более 11,6 % из них имеют низкий уровень знаний [1, с. 7].

Проведенный анализ подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел (ОВД), свидетельствует, что действующая сегодня система профессионального обучения не способна в полной мере обеспечить качественную их подготовку.

К актуальным проблемам сложившейся системы можно отнести:

— невысокий уровень учебной и профессиональной мотивации сотрудников, принимаемых на службу в ОВД, — как результат недостатков системы профессионального отбора;

— низкий базовый уровень образования обучаемых, что отрицательно сказывается на темпе и качестве усвоения профессиональных знаний, навыков и умений;

— отсутствие соответствующей учебно-материальной базы в большинстве центров профессиональной подготовки.

Решение большинства из указанных проблем, обновление системы профессиональной подготовки существенно меняются при внедрении в учебный процесс технологии майндмэппинга.

Актуальностью рассматриваемой проблемы обусловлен и выбор темы нашего исследования: «Совершенствование профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел в условиях центра профессиональной подготовки». При этом была цель — изучить предложенные пути повышения эффективности профессиональной подготовки впервые принятых на службу в ОВД сотрудников.

Соответственно цели ставились следующие задачи:

— определение уровня развитости мышления и памяти сотрудников по прибытии в ЦПП для прохождения обучения;

— построение организации прохождения первоначального обучения на методике, способствующей развитию профессионально-личностных качеств, таких как память, мышление;

— внедрение и апробирование в учебном процессе ЦПП предложенной технологии майндмэппинга и оценка ее эффективности;

— на основе имеющейся литературы, наблюдений и исследований, проводимого анализа профессиональной подготовки впервые приня-

тых на службу в ОВД сотрудников и результатов проводимого эксперимента обоснование необходимости внедрения в учебный процесс технологии майндмэппинга.

Для решения поставленных задач и объективной проверки исходных предположений был использован комплекс исследовательских методов:

— теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный, системный, логический, обобщение опыта);

— опросно-диагностический (беседа, тестирование, анкетирование, самооценка, экспертная оценка, обобщение независимых характеристик);

— обсервационные (прямые, косвенное наблюдение за учебным процессом, профессиональной деятельностью специалистов по профессиональной подготовке, осуществляющих обучение, и учебно-познавательной деятельностью обучаемых);

— контролирующие (педагогический мониторинг, сравнительный анализ);

— экспериментальные (констатирующий, формирующий).

Проводимым исследованием были охвачены слушатели, проходившие первоначальное обучение в ЦПП, и специалисты по профессиональной подготовке, работающие в центре.

Научная новизна и значимость исследования определялись: направленностью на совершенствование профессиональной подготовки впервые принятых на службу в ОВД сотрудников в период прохождения первоначального обучения в ЦПП; полученными экспериментальными результатами, подтвердившими теоретические положения; перспективностью исследования, теоретической и практической его ориентированностью, технологичностью.

Источниками исследования стали руководящие документы, регламентирующие организацию профессиональной подготовки в ОВД, рабочие программы, учебные планы, приказы, исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам профессиональной подготовки сотрудников силовых структур, накопленный передовой педагогический опыт обучения сотрудников в ЦПП России и вузах страны.

До составления программы формирующего эксперимента был проведен анализ учебных планов, программ первоначального обучения рядового и младшего начальствующего состава ОВД, который выявил следующую проблему: в учебных планах и программах нет разделов, где были бы отражены вопросы формирования у слушателей таких профессионально-личностных качеств, как профессиональная память и мышление, имеющих важное значение в оперативно-служебной деятельности.

В процессе подготовки формирующего эксперимента на основе анализа учебных планов и программ и в связи с целью предстоящего исследования определялась степень готовности специалистов к проведению этой части эксперимента.

Личность специалистов, задействованных в обучении, уровень их профессиональной компетентности обусловливают эффективность де-

ятельности педагогической системы в целом. Поэтому проведение формирующего эксперимента было начато с прояснения отношения специалистов по профессиональной подготовке — участников эксперимента — к обсуждаемой теме, проблеме, целям, деятельности на основе личностных смыслов, собственной системы ценностей.

Важна в этом отношении помощь в актуализации индивидуального опыта каждого участника эксперимента, и в первую очередь опыта специалистов по профессиональной подготовке, других должностных лиц, принимающих участие в формирующем эксперименте. В случае, когда все участники эксперимента (исследователь — специалист по профессиональной подготовке, слушатель) объединены общей целью, можно говорить о компетентностно-ориентированном подходе в организации учебного процесса.

Поэтому на начальном этапе формирующего эксперимента со специалистами, участвующими в его проведении, продолжительное время проводились занятия преподавателями повышения квалификации Се-веро-Осетинского государственного педагогического института, направленные на обучение использованию в учебном процессе технологии майндмэппинга. В дальнейшем при организации обучения в экспериментальных группах специалисты, подготовленные к использованию технологии майндмэппинга, проводили занятия с применением ментальных карт. Итоговые экзамены показали, что знания и навыки слушателей экспериментальных групп значительно отличались от знаний и навыков в контрольных группах (табл. 1).

Таблица 1

Оценка (балл) и процент выполнения заданий по изучаемым дисциплинам

Дисциплина Контрольные группы Экспериментальные группы

Правовая подготовка. Правовое регулирование деятельности ОВД Средний балл — 3,7 Средний балл — 4,3

Тактика охраны общественного порядка Средний балл — 3,7 Средний балл — 4,5

Огневая подготовка Общая оценка — 3,9 (100%) Общая оценка — 4,3 (100%)

Физическая подготовка Общая оценка — 4,2 (100%) Общая оценка — 4,5 (100%)

Комплексный экзамен Средний балл 3,9 Средний балл — 4,7

По данным литературы и проведенного нами исследования, одним из факторов повышения уровня профессионализма обучаемых в условиях ЦПП является применение в учебном процессе современных образовательных технологий. Как показало наше исследование, применяемые на сегодняшний день технологии не в полной мере способствуют подготовке сотрудника-профессионала.

Неоспоримо подтверждается практикой организации учебного процесса последних лет то, что внедрение и использование при проведении занятий со слушателями современных образовательных технологий, инновационных, активных форм обучения коренным образом меняет уровень профессиональной подготовки сотрудников ОВД.

Это показали и результаты проведенного нами с 2008 по 2013 г. эксперимента. При каждом наборе рядового и младшего начальствующего состава в вышеуказанный период из числа прибывающих на обучение формировались группы без учета образования, возраста, мотивации поступления на службу в ОВД, мотивации к обучению. Тестирование, проводимое в первые дни обучения в каждом наборе, стабильно показывало, что вышеуказанные параметры во всех учебных группах в среднем всегда одинаковы. В период проведения входного контроля нами также диагностировался уровень развития профессиональной памяти и мышления в контрольных и экспериментальных группах. Для этого применялись следующие методики:

— диагностика оперативной памяти;

— диагностика зрительной памяти «Пиктограмма»;

— «10 слов»;

— «Память на числа»;

— «Память на образы».

Результаты проведенной диагностики даны в таблице 2.

Таблица 2

Диагностика профессиональной памяти и мышления

Методика Количество правильных ответов КГ, % ЭГ, %

Диагностика оперативной памяти (норма взрослого человека — 30 и более) До 10 15 14

До 20 77 77

30 и более 8 9

«Пиктограмма» (средний показатель — 9 — 10 слов из 10) 5 — 7 65 64

8 23 24

9—10 12 12

«10 слов» (норма — 9 — 10 слов из 10) 5 — 6 68 67

7—8 24 23

9—10 8 10

«Память на числа» (норма — 7 и более) 1—4 41 41

5 — 6 47 48

7 и более 12 11

«Память на образы» (норма — 6 и более) 1 — 3 10 11

4 — 5 75 74

6 и более 15 15

Сравнение результатов контрольных и экспериментальных групп выявило, что уровень развития профессионально-личностных качеств, таких как профессиональная память и мышление, во всех учебных группах в среднем одинаковый.

Для диагностики уровня развития логического мышления нами применялись следующие методики:

— «Закономерности числового ряда»;

— «Количественные отношения»;

— «Сложные аналогии»;

— «Интеллектуальная лабильность»;

— методика Равенна (тест возрастающей трудности).

Данные по уровню логического мышления приведены в таблице 3.

Таблица 3

Диагностика уровня логического мышления

Методика Результат КГ, % ЭГ, %

«Закономерности числового ряда» (норма взрослого человека — 3 и более), правильных ответов 1—2 70 70

3 и более 30 30

«Количественные отношения» (норма взрослого человека — 10 и более), правильных ответов До 7 15 14

— 00 54 55

10 и более 31 31

«Сложные аналогии» (норма взрослого человека 5 и более), правильных ответов 4 и менее 70 70

5 и более 30 30

«Интеллектуальная лабильность», ошибок 15 и более (малоуспешны в любой деятельности) 8 10

10—14 (низкая лабильность, испытывают трудности в обучении) 25 25

5 — 9 (обладают средней лабильностью) 55 54

0—4 (обладают высокой лабильностью, хорошей способностью к обучению) 12 11

Методика Равенна, баллов 1—4 20 21

5 — 7 65 64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8—9 15 15

В дальнейшем при организации учебного процесса в контрольных группах занятия проводились по действующей методике, обучение же в экспериментальных группах строилось с применением технологии майндмэппинга.

При проведении всего эксперимента нами с успехом использовались возможности майндмэппинга при изучении различных дисциплин. Так, освоение темы «Основания и порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» (10 академических часов) по дисциплине «Тактика охраны общественного порядка», завершающейся сдачей зачета, всегда вызывает у слушателей трудности. Однако когда обучающимся предлагалось самостоятельно представить изученный материал в виде ментальной карты или когда учебный материал рассматривался ведущим специалистом с ее использованием, восприятие и усвоение учебного материала менялись коренным образом. Важно подчеркнуть, что сама методика применения технологии майндмэппинга создавала ситуацию успеха, стимулируя при этом усвоение новых и совершенствование имеющихся знаний, навыков и умений. Результатами проводимого исследования подтверждается и то, что внедрение технологии майндмэппинга в учебном процессе (независимо от изучаемой дисциплины и вида занятия) значительно повышает возможности овладения и осмысления содержания учебных тем.

При построении ментальных карт в процессе исследования мы придерживались следующих правил:

— ключевые слова помещались строго на ветках; веткам придавалась живость за счет гибкости линий;

— на каждой линии писалось только одно ключевое слово;

— длина линии равнялась длине слова;

— ключевые слова выполнялись только печатными буквами;

— размер букв и толщина линий соответствовали степени важности ключевого слова;

— при обозначении основных ветвей использовались различные цвета, что способствовало стимулированию активности воображения правого полушария и удержанию внимания;

— при построении ментальной карты применялись различные рисунки и символы, особенно для обозначения центральной темы, главной мысли или идеи;

— формируемые ветви распределялись равномерно по всему листу;

— лист, на котором формировалась карта, располагался горизонтально.

При проведении исследования в учебном процессе использовались также интерактивные ментальные карты, позволяющие при наведении курсора на окошки с обозначениями текста получать дополнительную информацию. Последовательное раскрытие содержания ментальной карты активизировало учебно-познавательную деятельность, создавая предпосылки для улучшения мыслительной деятельности, направленной на высказывание предположений о том, что должно находиться на следующем уровне ветвления.

63

Предлагаемые вниманию слушателей при изучении учебных вопросов ментальные карты составлялись с учетом уровня их подготовленности. Это способствовало реализации эвристического метода преподавания: слушатели логически структурировали продолжение схемы до появления следующего ее элемента.

На протяжении эксперимента ментальные карты использовались нами как в течение всего занятия, так и на отдельных его этапах. При рассмотрении учебного материала с использованием ментальных карт, охватывающих лекцию в полном объеме, большое количество элементов и связей делает их сложными для восприятия. В этих случаях используемая ментальная карта демонстрировалась не сразу. Вначале давался слайд с изображением общей структуры (основные ветки), в последующем ветвление добавлялось по мере изучения материала. В конце занятия весь материал обобщался по получившейся ментальной карте.

Ментальные карты способствуют структурированию учебного материала не только на лекции. Особенно эффективно их создание в процессе поиска решений на практических занятиях [6, с. 59]. После формулирования рассматриваемой проблемы проводилось краткое ее обсуждение — до момента появления и озвучивания общей идеи визуализации: что будет обозначено в центре разрабатываемой ментальной карты, каков общий принцип ветвления. Это происходит, когда проясняется суть противоречий и очерчивается проблема, которую предстоит разрешить. Результаты использования ментальных карт показали, что при их применении за полтора часа учебного занятия легко прорабатываются до трех уникальных по содержанию идей.

Сфера применения ментальных карт на практических занятиях в региональном центре профессиональной подготовки не ограничивается проектированием. Они с успехом используются слушателями для детализации аспектов применения теории на практике, самостоятельного изучения вопросов, оставшихся за рамками теоретического занятия.

При использовании ментальных карт в учебном процессе мы руководствовались следующими методическими правилами.

1. Охват учебных вопросов посредством ментальных карт, относящихся к рассматриваемой теме, проходил в полном объеме.

2. Материал, рассматриваемый на занятии и выносимый для самостоятельного изучения, в структурно-логическом отношении был единым.

3. Развертывание основной ментальной карты проходило последовательно.

4. Размеры и количество изображенных на ментальной карте элементов и связей соотносились с возможностью их восприятия и усвоения обучаемыми.

5. Подведение итогов занятия на основе ментальной карты проходило одновременно с детализацией задания для самоподготовки.

В период проведения итоговытх экзаменов с целью определения сформированности рассматриваемых профессионально-личностных качеств проводилась повторная диагностика. Так, повторное диагностирование профессиональной памяти показало результаты, приведенные в таблице 4, а логического мышления — в таблице 5.

Таблица 4

Повторное диагностирование профессиональной памяти

Методика Количество правильных ответов КГ, % ЭГ, %

Диагностирование оперативной памяти (норма взрослого человека — 30 и более) До 10 11 7

До 20 79 78

30 и более 10 15

«Пиктограмма» (средний показатель — 9 — 10 слов из 10) 5 1 VI 58 53

8 27 27

9—10 15 20

«10 слов» (норма — 9 — 10 слов из 10) 6 — ю 62 58

7 1 00 26 24

9—10 12 18

«Память на числа» (норма — 7 и более) 1—4 30 28

6 — ю 53 50

7 и более 17 22

«Память на образы» (норма — 6 и более) 1—3 7 5

ю — 4 74 71

6 и более 19 24

65

Таблица 5

Повторное диагностирование логического мышления

Методика Результат КГ, % ЭГ, %

«Закономерности числового ряда» (норма взрослого человека — 3 и более), правильных ответов 1—2 61 52

3 и более 39 48

«Количественные отношения» (норма взрослого человека — 10 и более), правильных ответов До 7 12 8

8—9 50 47

10 и более 38 45

«Сложные аналогии» (норма взрослого человека — 5 и более), правильных ответов 4 и менее 65 52

5 и более 35 48

Окончание табл. 5

66

Методика Результат КГ, % ЭГ, %

«Интеллектуальная лабильность», ошибок 15 и более (малоуспешны в любой деятельности) 5 3

10 — 14 (низкая лабильность, испытывают трудности в обучении) 21 15

5 — 9 (обладают средней лабильностью) 59 62

0—4 (обладают высокой лабильностью, хорошей способностью к обучению) 15 20

Методика Равенна, баллов 1 — 4 17 14

5—7 65 62

8—9 18 24

Сравнение полученных результатов подтверждает значительный рост профессионально-значимых личностных качеств в экспериментальных группах в сравнении с контрольными группами. Внедрение в учебный процесс регионального центра технологии майндмэппинга (технология работы с ментальными картами) значительно повысило возможности усвоения учебного материала обучаемыми, способствовало заметному развитию памяти и мышления.

Использование ментальных карт в учебном процессе — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи, которую можно с успехом применять для создания новых идей, фиксации мыслей, анализа и упорядочения информации и т. д.

Майндмэппинг — естественный способ организации мышления, имеющий ряд неоспоримых преимуществ перед обычными записями:

— при линейной записи, как правило, используются тексты (конспекты) с постоянно повторяющимися элементами — словами, абзацами и т. д. Визуально такие записи выглядят монотонно, содержание запоминается сложно. Монотонность вызывает рассеивание внимания, появление скуки; пропадает интерес к материалу;

— в тексте (конспекте) трудно выделить главное. Человеку свойственно запоминать новое благодаря ключевым словам — носителям информации, но часто они теряются в массе других слов, поэтому в результате восприятие текста значительно усложняется;

— время, затрачиваемое на конспектирование, расходуется не совсем эффективно: конспектируется много ненужного. Впоследствии приходится читать и перечитывать текст, пытаясь найти ключевые слова и определить степень их важности, что значительно увеличивает количество затрачиваемого времени.

Майндмэппинг — метод ментальных карт (интеллект-карт) — позволяет значительно улучшить мыслительные функции мозга путем перехода с линейного представления информации к радиальному.

Творческий процесс мышления человека тесно связан с таким свойством мышления, как его гибкость, которая определяет возможность и умение быстро перейти от образного мышления к логическому и наоборот. Это то, что как раз и дает интеллект-карта. При ее составлении мы, как минимум, используем и логическое мышление, и образное [2, с. 45]. Гибкость способствует возможности быстрой смены координат — логической и образной, — активизируя тем самым процесс творческого мышления человека. Она связана с интеллектом, уровнем его развития и структурой, природными задатками, а также со способностью человека выдвигать много разных идей, свободно переходить от одного аспекта проблемы к другому, выстраивать различные варианты решения проблемы.

Ментальные карты — это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Их использование позволяет зафиксировать различные мысли, идеи, молниеносно пронесшиеся в голове в то время, когда мы заняты решением какой-либо сложной задачи. При этом ментальные карты дают возможность формировать необходимую информацию так, что она легко воспринимается, ибо записана на «языке мозга».

Применение ментальных карт для активизации мозговой деятельности рассмотрено в работах Тони Бьюзена [3; 4], Хорста Мюллера [5] и некоторых отечественных авторов.

Суть метода ментальных карт — в графическом изображении процессов восприятия, осмысления и запоминания информации; они выступают инструментом развития памяти и мышления. При этом необходимо отметить, что интеллект-карта является прежде всего техникой мышления, а не только способом фиксации результата, то есть основным ее аспектом выступает процесс получения новых знаний.

Предложенная идея майндмэппинга базируется на том известном факте, что левое и правое полушария головного мозга работают по-разному. Как правило, у человека, слушающего лекцию или читающего текст, работает левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление. Однако правое полушарие, отвечающее за образное мышление, также можно задействовать при усвоении нового материала. И возможным это становится при использовании ментальных карт. Они сочетают в себе элементы как логического, так и образного мышления, и при изучении ментальных карт работают оба полушария. Результат их применения — лучшее усвоение учебного материала, развитие образного мышления, памяти.

Описывая технологию майндмэппинга (англ. mindmapping —применение ментальных карт), Т. Бьюзен советует:

— использовать не линейную, а радиальную структуру: главная мысль или идея, на которой должно быть сфокусировано внимание, помещается в центре листа, в фокусе внимания, при этом основная мысль или идея должна быть воплощением, олицетворением образа всей проблемы;

— конспектировать не полностью учебный материал, а только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку;

68

— ключевые слова располагать на ветвях, расходящихся от главной темы к периферии. Важно подписывать каждое ответвление ключевым словом, взглянув на которое некоторое время спустя, можно было бы с легкостью восстановить весь ход мысли;

— линии (ветви) должны становиться тоньше по мере удаления от центра. Связи (ветви) являются скорее ассоциативными, нежели логико-иерархическими. Ассоциации, способствующие запоминанию, целесообразно закреплять различными рисунками.

Майндмэппинг ориентирован на результат. Поэтому, какой бы сложной и запутанной ни была полученная схема, она приводит к конкретному результату, решению обозначенной проблемы.

Как показывает наше исследование, применение ментальных карт в учебном процессе требует тщательной проработки составления самой карты, организации работы с ней и методических аспектов ее применения. Поэтому ментальная карта, подготовленная для проведения занятия, должна не только раскрывать содержание изучаемой темы, но и педагогически адаптировать предлагаемый для изучения материал с учетом особенностей слушателей, служить средством активизации учебно-познавательной деятельности.

Сфера эффективного применения ментальных карт очень широка, их можно использовать при:

— проведении различных тренингов;

— изучении нового материала;

— закреплении пройденного материала;

— обобщении материала;

— написании доклада, реферата;

— подготовке проекта, презентации;

— аннотировании;

— конспектировании информации, поданной в устной или письменной форме;

— планировании (дня, деловой встречи, написания статьи) и др.

С учетом вышеизложенного и результатов проведенного исследования можно заключить, что использование ментальных карт в учебном процессе позволяет реализовать широкий спектр возможностей общедидактических методов обучения, определяющих различный характер учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстратив-

ного, репродуктивного, метода проблемного изложения, исследовательского, — что в конечном итоге, как показал наш эксперимент, приводит к повышению уровня профессионализма слушателей — будущих защитников правопорядка.

Список литературы

1. Суходольский М. И. О результатах внедрения в учебный процесс центров профессиональной подготовки блочно-модульных программ специального профессионального обучения сотрудников ОВД / МВД РФ. М., 2010.

2. Фидирико М. В. Образно-логические взаимопереходы как один из переходов творческого мышления личности : дис. ... канд. психол. наук. Астана, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М., 2007.

4. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. Минск, 2003.

5. Мюллер Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. М., 2007.

6. Сидоров С. В. Методические аспекты использования ментальных карт на учебных занятиях : дис. ... канд. пед. наук. Шадринск, 2012.

7. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.

Об авторе

Феликс Черменович Коблов — подполковник полиции, заместитель начальника Центра профессиональной подготовки Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия — Алания, Владикавказ.

E-mail: gurcieva@mail.ru

About the author

Felix Koblov, Police Lieutenant colonel, Deputy Head of the Professional Training Centre, Ministry of Internal Affairs in the Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz.

E-mail: gurcieva@mail.ru

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.