С. Ф. МАЗУР,
профессор кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)
S. F. MAZUR,
Professor at the Department of Organization of Financial, Economic, Materiel and Medical Support, Doctor of Law, Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 378.1
Совершенствование подготовки и аттестации научных кадров, аспирантов (адъюнктов) и магистрантов высшей школы России
How to Improve the Training and Qualification of Research Staff, Post-Graduate Students, Adjuncts and Ph. D. and Master Candidates in Russia's Higher Education System
В научной статье предпринята попытка разрешить некоторые проблемы повышения качества подготовки и аттестации научных кадров для высшей школы путем совершенствования системы «бакалавриат (специалитет) - магистратура» (в частности, путем полной либо частичной замены бакалавриата специалитетом, а также совершенствованием подготовки магистерских диссертаций по юридической специальности).
Система, бакалавриат, специалитет, магистратура, магистерские диссертации, юридическая специальность.
The author considers ways to improve the training and qualification of researchers and teachers for Russia's higher educational institutions by perfecting the 'baccalaureate (speciality) -magistracy' qualification system. Proposals are made to replace the baccalaureate with speciality (at least in part) and sharply raise standards for master works in law.
Baccalaureate, speciality, magistracy, improving personnel training, doing master research and writing master theses.
На проходившем 7—8 декабря 2016 г. в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес» ректор МГУ В. А. Садовничий заявил, что переход России на Болонскую систему образования (четыре года бакалавриата, плюс два — магистратуры) был ошибкой. Образование в высшей школе должно составлять, по его мнению, пять — шесть лет [2]. Нельзя не согласиться с этой точкой зрения, о чем также говорят ученые и практики нашей страны все годы функ-
ционирования в России данной системы образования. Однако трудно даже представить, сколько сил, средств и, главное, времени теперь уйдет на хотя бы частичный возврат к системе подготовки в России специалистов высшей школы, где основным звеном такой подготовки был специалитет. Думается, что подготовка бакалавров в данной системе образования возможна, но она не должна преобладать, а магистратуру можно было бы сохранить преимущественно для подготовки будущих ученых и профессорско-преподавательского состава. Что же ка-
сается соотношения бакалавриата и специалитета, то очевидно, что дело не в названиях анализируемых форм подготовки специалистов высшего образования, а в их качественных отличиях.
Считаем, что основной формой подготовки специалистов высшей школы в России должен стать специалитет (за счет значительного преобразования бакалавриата, в первую очередь академического). Прикладной бакалавриат, по нашему мнению, имеет право на существование, но в меньшей степени, чем сейчас, а магистратура (как и бакалавриат) должна быть существенно сокращена (в зависимости от того, в какой степени высшая школа нуждается в подготовке будущих ученых и профессорско-преподавательского состава). Продолжительность обучения в специалитете должна составлять не менее пяти лет, а для отдельных специальностей, в первую очередь технических, — шесть.
Что же касается магистратуры, то она должна стать первой ступенью выращивания кадров для высшей школы (наряду с аспирантурой и докторантурой), а магистерская диссертация должна быть не выпускной квалификационной работой обучающегося, а фактической (не номинальной, как это массово происходит в настоящее время) научно-квалификационной работой, результатом научного, теоретико-прикладного исследования (как диссертации на соискание ученых степеней кандидатов и докторов соответствующих наук). Нынешний же массовый выпуск магистрантов всеми вузами страны представляется еще одним показателем несовершенства (а значит и потенциальной корруп-циогенности) современной высшей школы России.
Другой немаловажной проблемой повышения качества подготовки специалистов с квалификацией «магистр» является отсутствие запрета поступления в магистратуру лиц с квалификацией «бакалавр» либо «специалист» не по профильной специальности, т. е. без соответствующего базового образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1] вообще очень мало внимания уделяет магистратуре и, в частности, не препятствует такому способу подготовки специалистов, способствуя их массовой дисквалификации, профанируя этот очень сложный, веками апробированный, процесс обучения. Причем неплохо, если вуз изначально осуществляет подготовку специалистов по, так сказать, полному циклу («бакалавр либо специалист — магистр»), так как большинство желающих стать магистрантами будут составлять бакалавры либо специалисты этого же или иного вуза, подготовленные по данной специальности. Но что делать, если вуз готовит только магистров, как многие ведомственные вузы? В таких вузах контингент будущих магистров на 100 % составляют специалисты с высшим образованием, но не имеющие базового профильного высшего образования.
Рассмотрим конкретные шаги по повышению качества подготовки магистрантов и одного из важнейших показателей итогов произведенной ими работы — магистерской диссертации. Мы работаем в сложившейся ситуации по подготовке специалистов высшей квалификации и поэтому, помимо критики существующего порядка данной подготовки, должны в первую очередь прилагать максимум усилий для повышения качества обучения магистрантов с любым базовым образованием. Так, помимо целого ряда дисциплин юридического профиля, учебные программы подготовки магистрантов предусматривают такие учебные курсы, как научно-исследовательский семинар, научно-исследовательская и научно-педагогическая практика, на изучение которых отводится значительное число часов аудиторной нагрузки. Как известно, сегодня во многом утрачена разработанная советской школой юриспруденции идея неразрывности теории и практики при подготовке правоведов. В этой связи представляется необходимым, во-первых, значительно усилить практическую составляющую подготовки будущих магистров и магистерских диссертаций, а во-вторых, вспомнить хорошую практику преподавания выпускникам юридических вузов таких специальных учебных курсов, как «Проблемы гражданского права», «Проблемы уголовного права», «Проблемы административного права» и др. Очевидно, программы названных научно-исследовательских учебных курсов должны содержать многие темы вышеприведенных учебных дисциплин, тем более что преподавание данных курсов — важный способ повышения квалификации будущих магистров, не имеющих базового юридического образования.
Представляется, что полезным мог бы стать положительный опыт такого преподавания курсов научно-исследовательских семинаров и научно-исследовательской практики предметов частно-правового и финансово-правового профиля на кафедре организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России. Однако очевидно, что это только полумеры и преподаваемый слушателям в процессе обучения в магистратуре ряд дисциплин юридического профиля ни в коей степени не заменит им полный курс подготовки специалистов высшей квалификации, который дается в течение всего курса обучения по системе «бакалавр (специалист) — магистр». Подготовка магистрантов, специалистов с высшим непрофильным образованием, работающих по специальности, преподаваемой в данном вузе, в течение двух — двух с половиной лет (в зависимости от формы обучения), очевидно, не способна заменить подготовку специалистов высшей квалификации в течение шести — семи лет (даже обучение бакалавров или специалистов на базе иного высшего образования требует минимум
трех — трех с половиной лет). Таким образом, преподавание вышеназванных дисциплин — это один из немногих резервов подготовки магистров, который нам необходимо всесторонне задействовать.
Как известно, магистерская диссертация является высшей формой исследовательской письменной работы, выполняемой магистрантом в процессе обучения в вузе. Она завершает подготовку и показывает профессиональный уровень магистранта и его способность грамотно решать теоретические и практические задачи. Основной целью магистерской диссертации по проблематике темы исследования является систематизация и углубление теоретических и практических знаний обучающегося, анализ имеющихся в рамках исследуемой темы проблем и обоснование предложений по их разрешению. Важнейшими требованиями к автору магистерской диссертации являются следующие:
— полнота освещения и глубина научного анализа исследуемой проблемы;
— умение выходить на теоретические обобщения, делать практические выводы, вносить аргументированные рекомендации и предложения;
— логически последовательное изложение материала;
— обоснованность предложений по совершенствованию правового регулирования исследуемых отношений и практики реализации правовых норм;
— использование достоверного практического материала и нормативных актов, действующих в последней редакции;
— владение современными приемами поиска, отбора, обработки и использования материалов информационных правовых баз данных;
— умелая аргументация своей позиции по дискуссионным проблемам темы магистерской диссертации.
Также очень важно нормативно закрепить основные требования, предъявляемые к магистерской диссертации и ее оформлению (а для профессорско-преподавательского состава — еще и ее основные отличия как от ранее защищаемых дипломных работ специалистов, так и от защищаемых в настоящее время диссертаций, представляемых на соискание ученой степени кандидата юридических наук). Значительным является установление структуры магистерской диссертации (особенно ее введения и заключения), ее примерного объема и, главное, глубины произ-
веденного исследования. Дискуссию часто вызывают требования, предъявляемые к самостоятельной научно-исследовательской деятельности магистранта, осуществляемой в рамках подготовки магистерской диссертации, и к поиску области применения ее результатов; необходимость публикаций магистранта в научных изданиях, его участия и выступлений на научно-практических семинарах, конференциях и др., формулирования признаков научной новизны исследования, проведенного магистрантом, основных положений исследования, выносимого на защиту, а также порядок, процедура проведения такой защиты и критерии ее оценки.
В настоящее время в нашей стране только каждый третий-четвертый выпускник аспирантуры идет на защиту диссертации и ему присваивается, в случае ее успеха, ученая степень кандидата наук. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не закрепляет защиту диссертации (в случае успешного окончания обучения в аспирантуре — адъюнктуре) в качестве обязательного его (обучения в аспирантуре — адъюнктуре) элемента. Очевидно, что государство в первую очередь должно стимулировать вузы и НИИ в сфере подготовки и защиты диссертаций, но и немалое значение имеет стимулирование самих аспирантов (адъюнктов) к достижению искомой цели — подготовки и защиты качественного научно-исследовательского труда, приложив все усилия. Для этого и требования к достигнутым аспирантами научным результатам должны быть значительно усилены. По нашему мнению, для повышения научной результативности аспирантуры (адъюнктуры) было бы целесообразно сократить число обучающихся в ней. Одними из важнейших показателей работы как вузов и НИИ в целом, так и отдельных их подразделений в частности, а также научных руководителей должны стать данные о защищаемости диссертаций, подготовленных в них либо под их научным руководством. Причем указанная заинтересованность должна быть в том числе и материальной (так же как и в случаях низкой научной результативности как самих научных подразделений, так и отдельных ученых). Очевидно, что результативность работы научного сотрудника либо профессорско-преподавательского состава должна существенно влиять на оплату труда данных работников.
Список литературы:
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
2. Колесникова К. Ректор МГУ назвал ошибкой переход вузов на четырехлетнее обучение // Рос. газ. 2016. 8 дек.
E-mail: [email protected]