Научная статья на тему 'Магистратура: прошлое и настоящее'

Магистратура: прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
454
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА ПОДГОТОВКИ УЧЕБНЫХ КАДРОВ / МАГИСТР / КАНДИДАТ НАУК / ПОЛЬЗА ОТ "БОЛОНСКОЙ КОНВЕНЦИИ / REFORM OF THE TRAINING OF TRAINING PERSONNEL / MASTER OF SCIENCE / CANDIDATE OF SCIENCE / BENEFIT FROM THE "BOLOGNA CONVENTION"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Адибекян Оганес Александрович

Реформа в России высшего образования через освоение «Болонской конвенции не только заменила «специалитет» «бакалавриатом», но и поставила между этой новинкой и аспирантурой «магистратуру». Но это не заимствование абсолютно неведомого решения, а воспроизводство ранее бывшего у себя варианта. Важно знать их отличия, располагать объяснениями несовпадений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER: PAST AND PRESENT

The reform of higher education in Russia through the development of the Bologna Convention not only replaced the «specialty» with the «bachelor's degree», but also put a «magistracy» between this novelty and the graduate school. But this is not a borrowing of an absolutely unknown solution, but a reproduction of an earlier version. It is important to know their differences, to have explanations for discrepancies.

Текст научной работы на тему «Магистратура: прошлое и настоящее»

УДК 94.327

МАГИСТРАТУРА: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Адибекян Оганес Александрович

доктор филос. наук, профессор Московского федерального автомобильно-дорожного технического университета. Северо-Кавказский филиал в г. Лермонтове Ставропольского края.

E-mail: o [email protected]

MASTER: PAST AND PRESENT

Oganes Adibekyan

Doctor philos. Sciences, Professor, Moscow federal Road Technical University.

North-Caucasian Branch

In Lermontov, Stavropol Territory.

АННОТАЦИЯ

Реформа в России высшего образования через освоение «Болонской конвенции не только заменила «специалитет» «бакалавриатом», но и поставила между этой новинкой и аспирантурой «магистратуру». Но это не заимствование абсолютно неведомого решения, а воспроизводство ранее бывшего у себя варианта. Важно знать их отличия, располагать объяснениями несовпадений.

ABSTRACT

The reform of higher education in Russia through the development of the Bologna Convention not only replaced the «specialty» with the «bachelor's degree», but also put a «magistracy» between this novelty and the graduate school. But this is not a borrowing of an absolutely unknown solution, but a reproduction of an earlier version. It is important to know their differences, to have explanations for discrepancies.

Ключевые слова: реформа подготовки учебных кадров; магистр, кандидат наук; польза от «Болонской конвенции.

Keywords: Reform of the training of training personnel; Master of Science, Candidate of Science; Benefit from the «Bologna Convention».

Среди постсоветских трансформационных изменений в России оказалось также и реформа высшего образования. Если вначале показалось, что новизна

будет лишь в добавлении к государственным вузам частных, то оказалось иначе. Ради сближения страны с европейскими государствами из соображений использования тамошнего выигрышного опыта были взяты и стали внедряться подходящие положения «Болонской конвенции» (2003 г.). Единого мнения по вопросу о целесообразности этого мероприятия у администраторов, преподавателей не сложилось [6]. Были выражены мнения о том, что присоединение к «Болонской конвенции» было осуществлено ради облегчения эмиграции из России за рубеж богатеющих семей [12]. Новшество было оценено и как средство сокращения расходов на образование.

Реформе в стране высшего образования уделили внимание Бурэ К.С. [7], Райзберг Б.А. [13], Миронин С.С. [11] и др. Первая из указанных исследователей сопоставила все вышедшие законы об образовании друг с другом, выясняла отсутствие противоречий между ними. Райзберг Б.А. сопоставил осваиваемые бакалавриат и магистратуру с отодвигаемым специалитетом. Только Миронин С.С. взглянул на осуществленные реформы исторически. Но вопросы не исчерпаны. Они привлекают внимание, если располагать той же предметной специализацией [2], [3], [4], [5].

Актуальность темы в важности подготовки высоко обученных специалистов, способных выигрышно справляться с работой, относиться к ней творчески. Объект исследования - система послешкольного образования Российской Федерации. Предмет - относительные позиции магистратуры досоветской и послеперестроечной, в трансформированной среде. Методы исследования со-циолого-политологические с учетом педагогических интересов.

Защита диссертационных работ с присуждением ученой степени началась в Европе при подходе понимания важности не только новых исследовательских сведений, но и стимулирования специального, исследовательского труда (XIII в.). К началу нового времени (XVII в.) специальная исследовательская работа осуществлялись преподавателями учебных заведений, если не добавлять разработчиков новой техники, изобретателей научно-исследовательских подразделе-

ний частных фирм [4]. Но покрытия затрат на осуществление исследовательской работы доходом от книжного издания результатов исследований оказалось не достаточно. Напросилась доплата преподавательского труда с учетом научных достижений. Об исследовательских достижениях докладывалось на советах ученых, а те оценивали и присуждали степень «доктора философии».

Термин «наука» поначалу не был в ходу, а «философия» выражала скорее гуманитарно-социальные, естественные знания, нежели технические. Защита работ осуществлялась перед составом преподавателей вуза. Наличие ученой степени влияло на занятие вакантной, конкурентно оспариваемой должности. Но полученный диплом поначалу имел силу лишь в рамках того вуза, где прошла защита, где работал соискатель. Защита диссертации и удостаивание ученой степени доктора философии были освоены и в России.

В досоветской России практиковались присуждения ученой степени кандидата наук, магистра (от лат. magister - наставник, учитель) и доктора наук с изначальным предоставлением такого права только 5 республиканским вузам. «Кандидатство» (от лат. candida - «белая тога») давало возможность получения в вузе преподавательской должности (кандидат на должность). Для достижения этого потребовались написание выпускной работы и защита ее [8], [9]. Но после этой «кандидатской» степени можно было добиваться степени магистра при удовлетворении сходных требований. Квалификация магистерской степени тогда была не ниже кандидатской, как это стало ныне, а выше. Для ее получения требовались:

- сдача устных и письменных экзаменов;

- публичная защита более содержательной работы.

Вначале защита осуществлялась перед одним официальным оппонентом. Но через год - перед тремя. При единогласии присутствующих на защите членов факультета вместо магистерской степени могла присуждаться докторская степень. Еще в 1819 г. были определены научные направления, достойные диссертационных исследований. Положение о защите работ менялось. Изменения

следовали за ростом численности остепененных лиц, разнообразием наук (1837, 1844, 1854 гг.). Качественные требования к представляемым на защиту работам росли. С 1864 г. идет необходимость печатного тиражирования не только докторской диссертации, но и магистерской (не менее 300 экз.). Чего в советское время не сохранилось, так выхода докторов наук в сословие дворян. Если все это учесть, то магистратура ныне не новинка для России, а восстановление того, что в прошлом уже было. Но восстановление не произошло в том, же самом виде.

В России в конце 1917 г. было отменено присуждение дипломов не только докторов наук, кандидатов наук, но и магистерских. Смысл не оказался непонятым. Следовало лишить занимаемых должностей заведующих кафедрами, которые не встали на сторону социализма. Но утвердившаяся общественно-экономическая и политическая система всецело от стимулирования научного, педагогического труда не отказалась.

Присуждение ученой степени было восстановлено (13.01.1934 г.), но лишь кандидатской и докторской. Магистерской степени нет. До этого была создана Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК, 1932 г.), чего ранее не было. Она была запущена в работу с подчиненностью Министерству высшего образования СССР (1934 г.). Но с 1975 г. было утверждено подчинение Совету Министров СССР непосредственно. Ученые степени стали выражать научную специализацию, в состав которых включили и философскую.

Сфера образования предстала двухуровневой, в совокупности:

- техникумов (4 г. обучения после 7-и классов, 3 г. - после 10-и классов)

и

- совокупности университетов и институтов (5 лет при очном обучении).

Добавились:

- учеба в очной и заочной аспирантуре (4 - 3 года);

- работа над докторской диссертацией (3 года).

Тогда увлечения освоением второй специальности, прохождением стажировок не было. Не стало не только магистратуры, но и лицеев, колледжей. Вузы гуманитарного и социального профиля предстали как «университеты», а естественнонаучной и технической специализации как «институты». Выражение «Академия» для обозначения вуза не подошло. Но «Институтами» оказались также и научно-исследовательские организации Министерств, а также Академий наук (союзной и республиканской АН).

От термина «магистратура» в СССР отвыкли так, что в до 2003 г. к нему относились как к исключительно зарубежному достоянию. «Специалитет», как назвали традиционное 5-летнее образование, заменили не только «бакалавриатом» (4 года, дневное обучение), но и «магистратурой» (2 года, дневное обучение). К «бакалавриату» название «техникума» не подошло. Предстало, что этот термин не выражает гуманитарных и социальных профессий. Но «магистратура» показалась не только средством исключением потерь отхода от пятилетнего срока обучения (на специалиста) к четырехлетнему (на бакалавра). Показалась конкурентность аспирантуре, которая была сохранена. Аспирантура позицион-но осталась непоколебленной, этапом подготовки будущих докторов наук. Это сохранение - свидетельство ее более высокой котировки, нежели магистерской.

Но есть страны, где кандидатской ученой степени нет вообще, где после защиты магистерской работы позволительна защита, сразу же, докторской диссертации. Россия за такими странами не пошла. Право магистра поступать в аспирантуру ставит ее выше магистратуры. Мешает такому соотнесению право магистра преподавать в бакалавриате. Но, даже в СССР, работать в вузах могли также и не остепененные «специалисты».

После распада СССР, исчерпания влияния России на восточно- европейские страны через этот «Союз» кандидатская ученая степень была упразднена в Болгарии (1995 г.), Словакии (1996 г.), Чехии (1998 г.). То же случилось и в Дании, Исландии, Норвегии, где социалистического строя не было. Это было в пользу усиления значимости не только докторской степени (Philosophy Doctor -

Ph.D), но и магистерской. Но в этих странах предстала проблема признания в качестве Ph.D только докторской степени России, или также и кандидатской. Предстал соблазн, будучи кандидатом наук, выезжать в Европу, получать там как эквивалент Ph.D и после возврата на родину требовать выдачи диплома доктора философских наук.

Внешне кажется, что освоение «бакалавриата» и «магистратуры» лишь к сокращению продолжительности обучения, удешевлению этого процесса. Такая позиция попадает под сомнение, когда учитывается возможность поступления магистра в аспирантуру. Учеба в очном варианте бакалавриата требует 4 года, в магистратуре 2 года, что с 3-я годами в аспирантуре дает 9 лет. Но затраты времени у аспиранта из специалиста меньше - 8 лет.

Приведенными сведениями описание относительных позиций магистратуры и аспирантуры не исчерпываются. Ведь к государственному сектору образования добавился частный сектор. При выработке планов приватизации части общественного достояния был поднят также вопрос о превращении всех государственных вузов в частные, акционерные. Он не прошел. Но создание дополнительных, частных учебных заведений Государственной Думой было принято (1992 г.). С этого времени и до подписания Российской стороной «Болонской конвенции» подходящие показания европейских стран и стали внедряться без афиширования. Бакалавриат и магистратура стали принадлежностью также и частного сектора образования. Было дано право создания и не-ВАК-овских диссертационных советов, но с непризнанием выпущенных кандидатов и докторов наук достойными дополнительной оплаты в государственных вузах.

Указанные два сектора образования сопоставляются обычно по степени оснащенности вузов потребными для обучения средствами, качеством подготовки специалистов, степенью остепененности кадров. Но достойно также учета стремление, иметь аспирантуру, располагать своим диссертационным советом. Внешне в сопоставленном случае те же требования к поступлению, учебе, научной работе, защите диссертации. Но сравнительная легкость защиты про-

сматривается. Кто не против такого отличия, располагает четкими аргументами:

- не во всех странах есть ВАК, но там наука на высоте;

- в частных вузах преподают и кандидаты наук, доктора с ВАК-овскими дипломами.

От выпускников магистратуры тоже требуется научная работа, спокойно именуемая «диссертационной». Потребны публикации, но в более скромном количестве, а также автореферат. Многочисленные наставления подчеркивают, что работа не должна быть похожей на студенческий реферат, дипломную работу, где сугубо описательное, предметно узкое содержание. Помимо изложения известных вещей требуются:

- объяснения чего-то;

- нахождение неведомых причин;

- собственные обобщения частных положений;

- практические предложения и др. [7], [12], [13].

Но, что же касается рецензентов, то они только из состава преподавателей того же самого вуза, если совет не межвузовский. Значит, работу магистерскую по качеству трудно уравнивать с работой кандидатской, не говоря о докторской диссертации. Но не исключаемы: как, та же самая продуктивность, так и сравнительная слабость. Ничто не мешает в магистратуре начать исследование, разработку чего-то, а в аспирантуре ее продолжить. Ведь по этой схеме и кандидаты становятся докторами наук.

В инструктивных и рекламных документах возможность преподавательской работы магистра подчеркивается особо:

- «выпускник с дипломом магистра может работать на руководящей должности, претендовать на конкретную вакансию согласно выбранной профессии. Это полноценный юрист или экономист, преподаватель ВУЗа, либо учёный» [10];

- «магистратура готовит студентов к научно-исследовательской и преподавательской работе. Дает возможность продолжить обучение в аспирантуре» [12].

Это при том, что «вопреки распространенному мнению, магистр в России ученой степенью не является, это квалификационная степень высшего образования» [1].

Стоит заметить, что выгодно проходить магистерское обучение, уже располагая местом своего будущего обустройства в вузе, специализацией в потребных дисциплинарных направлениях. При совмещении с преподавательской работой обучения в заочной аспирантуре то же самое. Без этих обстоятельств учеба не очень целенаправленна, а преподавание информационно не сильно богато.

Кого из совокупности магистров и кандидатов наук, не говоря о докторах, выгодно брать в вуз на работу, как в государственном, так и частном вузе? Вопрос достоин постановки. Если магистр способен справляться с преподавательской работой умело, а платить ему за работу можно меньше, то выгоден он. Если же конкурс вузов за абитуриентов в силе, а выпускники школ делают выбор, исходя из качества обучения, то более подходит именно кандидат наук, если не доктор.

Пока в стране кандидатов, докторов наук в достатке, пока среди них есть безработные, пока идет сокращение численности вузов, претендовать магистру на работу в бакалавриате, не говоря о магистратуре, трудно. Потребны: время, чтобы старшее поколение остепененных лиц отработало свое, ушло, освободило рабочие места.

Магистры более подходят вузам, где затраты на существование вуза значимы, Но загрузка преподавательского состава численностью студентов тоже играет роль. Однако, это зависит от специализации вуза, потребности региона в выпускаемых кадрах, шансов трудоустройства по освоенной специальности и др. Но не все поступают туда, где квалификация преподавательского состава

высока, где можно выучиться лучше. Бывает выбор учебного заведения и по степени легкости получения оценок, диплома. В таких случаях уровень подготовленности преподавателей может значения не иметь. Вряд ли в досоветской России такие вопросы по поводу магистратуры ставились, разбирались. Но ныне другие времена. Приведенные сведения позволяют делать такие выводы:

- для России магистерская квалификация образования не новинка, а восстановление отмененного в советское время варианта обучения;

- бакалавриат схож по позиции с упраздненным «техникумом», но добавление к нему магистратуры поставило их вместе выше «специалитета»;

- кандидатская ученая степень не лишилась своей ценности, лишь бы это не оказалось формой терпимости к малой численности магистров и докторов наук;

- право магистров поступать в аспирантуру, не позволяет считать магистратуру конкурентом этой аспирантуры;

- поступление в аспирантуру после окончания магистратуры в плане временных затрат на учебу дело более протяженное, чем было у специалиста;

- хотя «магистр» не ученая степень, а профессиональная квалификация, такой выпускник не лишен возможности заменять кандидата наук;

- предпочтение в вузах в качестве преподавателей магистров или кандидатов наук (докторов наук) разное.

Список литературы.

1. А какова иерархия ученых званий и степеней? [Электронный ресурс]. URL // https://otvet.mail.ru/question/ 66927431(дата обращения 29.03.2017).

2. Адибекян О.А. Ваковская головоломка // Электронный научный периодический журнал «Современные научные исследования и инновации». «Sci-article.ru» [http://sci-article.ru] № 29 (январь) 2016. - С. 127-132.

3. Адибекян О.А. Научная поддержка политической карьеры в России // Электронный научный периодический журнал «Современные научные иссле-

дования и инновации». «Sci-article.ru» [http://sci-article.ru] № 16 (декабрь) 2014. - С. 338-345.

4. Адибекян О.А. Философско-методологические проблемы социологии науки. Дисс. на соиск. уч. ст. д. филос. н. - Ереван, 1990. - 202 с.

5. Адибекян О.А. Ценность обучения по-Болонски // Научный вестник № 4/2015. Интеграция науки и образования в новых социально-экономических условиях. Материалы международной научно-практической конференции. - Пятигорск: СКАИТОН, 2015. - С. 11-14.

6. Большинство российских вузов выступает против реформы высшего образования [Электронный ресурс]. URL //http://NEWSru.com. 2007. 12 марта (дата обращения 29.01.2016).

7. Бурэ К.С. Реформа высшего образования: экспансия бакалавров и магистров // Вопросы образования. Выпуск № 2, 2008.

8. Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи ХУШ в. - 1917 г. -М.: РАН Институт Российской истории, 1994. - 200 с.

9. История ученой степени доктора наук в России [Электронный ресурс]. URL // http://phdru.com/doctorate/ needed/ (дата обращения 29.03.2017).

10. Кто такие магистры и бакалавры? [Электронный ресурс]. URL // http://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/kto-takie-magistry-i-bakalavry/ (дата обращения 29.01.2016).

11. Миронин С.С. Два способа развития науки и история диссертационного дела // [Электронный ресурс]. URL //http://www.biometrica.tomsk.ru/naukoved/ mironin.htm (дата обращения 29.03.2017).

12. Отличие магистра от бакалавра [Электронный ресурс]. URL //http://otvet-plus. ru/o-magistr.htm (дата обращения 29.03.2017).

13. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень: пособие для соискателей. - 10-е изд. - М.: ИНФРА, 2011 - 240 с.

References

1. A kakova ierarhija uchenyh zvanij i stepenej? (And what is the hierarchy of academic ranks and degrees?) [Elektronnyj resurs] URL // https://otvet.mail.ru/question/ 66927431 (data obrashhenija 29.03.2017).

2. Adibekyan O.A. Wakovskaja golovolomka (The wack puzzle) // Elektronnyj nauchnyj periodicheskij zhurnal «Sovremennye nauchnye issledovanija i innovazii». «Sci-article.ru» [http://sci-article.ru] № 29 (janvar') 2016. - S. 127-132.

3. Adibekyan O.A. Nauchnaja podderzhka politicheskoi kar'ery v Rossii (Scientific support of political career in Russia) // Elektronnyj nauchnyj periodicheskij zhurnal «Sovremennye nauchnye issledovanija i innovazii». «Sci-article.ru» [http://sci-article.ru] № 16 (dekabr') 2014. - S. 338-345.

4. Adibekyan O.A. Filosofsko-metodologicheskie problemy soziologii nauki (Philosophical and methodological problems of sociology of science). Diss. na soisk. uch. st. d. filos. nauk. - Erevan, 1990. 202 s.

5. Adibekyan O.A. Zennost' obuchenija po-Bolonski (The value of learning in Bologna) // Nauchnyi westnik № 4/2015/ Integrazija nauki i obrazovanija v nowyh sozial'no-ekonomicheskih uslovijah. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-praltichtskoj konferenzii/ - Pjatigorsk: SKAITON. 2015. - S. 11-14.

6. Bol'shinstvo rossijskih vuzov vystupaet protiv reform vysshego obrazovanija (Most Russian universities are against the reform of higher education). [Elektronnyj resurs] URL //http://NEWSru.com. 2007. 12 marta (data obrashhenija 29.03.2016).

7. Bure K.S. Reforma vysshego obrazovanija: ekspansija bakalavrov i magistrov (Higher Education Reform: Expansion of Bachelors and Masters) // Voprosy obrazovanija. Vypusk № 2, 2008.

8. Ivanov A.E. Uchenye stepeni v Rossiiskoi imperii XYffl v. - 1917 g. (Ivanov AE Academic degrees in the Russian Empire XYffl - 1917). - M.: RAN Institut Rossiiskoi istorii, 1994. - 200 s.

9. Istorija, uchenoj stepeni doktora nauk v Rossii (The history of the degree of Doctor of Science in Russia). [Elektronnyj resurs] URL // http://phdru.com/doctorate/ needed/ (data obrashhenija 29.03.2017).

10. Kto takie magistry i bakalavry? (Who are the masters and bachelors?). [Elektronnyj resurs] URL // http://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/kto-takie-magistry-i-bakalavry/ (data obrashhenija 29.03.2016).

11. Mironin S.S. Dva sposoba razvitija nauki i istorija dissertazionnogo dela (Two ways of developing science and the history of the thesis case). [Elektronnyj resurs] URL // www.mnogo-otvetov.ru/nauka/kto-takie-magistry-i-bakalavry/ (data obrashhenija 29.03.2016).

12. Otlichie magistra ot bakalavra (Master's Degree from Bachelor's Degree). [Elektronnyj resurs] URL //http://otvet-plus. ru/o-magistr.htm (data obrashhenija 29.03.2017).

13. Rajsberg B.K. Dissertazija i uchenaja stepen': posobie dlja soiskatelej - 10e izd. - M.: INFRA, 2011. - 240 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.