культурология
10. Huning A. Das Schaffen des Ingenieurs: Beitraege zu einer Philosophie der Technik. Duesseldorf: VDI Verlag, 1987.
Ecological culture as a component of professional culture of a modern specialist
There is represented the model of the modern engineering education built with consideration of the theses ofphilosophy and sociology of techniques. There is shown the importance of formation ofa personality’s ecological culture as the principles of full cooperation with the environment and realization of the final senses of technical development.
Key words: ecologic culture, ethic imperatives,
modern engineer, humanitarian expertise, ecological and humanitarian security, new understanding of professionalism.
(Статья поступила в редакцию 23.12.2013)
Л.Ю. КРАВЧЕНКО, Ю.М. ЛОПАНЦЕБ (Волгоград)
современный этап реформирования системы Духовного образования русской православной церкви: состояние и Проблемы
Рассматривается мотивация присоединения Русской православной церкви к Болонскому соглашению, анализируется деятельность Учебного комитета по подготовке к переходу на трехуровневую систему образования. Показан процесс становления Общецерковной аспирантуры и докторантуры как центра по подготовке кадров высшей квалификации, оценивается перспектива реформирования системы образования церкви.
Ключевые слова: реформа системы духовного образования Русской православной церкви, Болонское соглашение, Общецерковная аспирантура и докторантура, духовная академия, духовная семинария.
В начале 1990-х гг. Русская православная церковь, испытывая острую нехватку кадров, приступила к реформированию своей системы духовного образования. Реформа началась с открытия духовных училищ, новых духов-
© Кравченко Л.Ю., Лопанцев Ю.М., 2014
ных семинарий и академий, которые призваны были в короткий срок разрешить кадровую проблему. В процессе реформирования системы духовного образования по мере разрешения возникающих проблем руководство церкви определяло и новые задачи. Наиболее актуальными из них оказались следующие: а) существенное повышение качества подготовки церковных кадров; б) получение права прохождения духовными школами государственного лицензирования и аккредитации; в) включение духовных школ в светскую систему образования и вручение их выпускникам дипломов государственного образца; г) организация подготовки церковных кадров в государственных вузах. Решением этих задач стал заниматься и по-прежнему занимается Учебный комитет церкви.
реформа системы духовного образования завершилась в 2007 г. принятием Концепции высшего духовного образования и двух образовательных стандартов: церковного образовательного стандарта высшего духовного образования и церковного образовательного стандарта подготовки специалиста высшей научной квалификации в области православного богословия. В Концепции четко определялось назначение создаваемой системы высшего духовного образования русской православной церкви. «Духовное образование, - записано в ней, - есть целенаправленный процесс обучения и воспитания, имеющий своей целью подготовку пастырей, а также богословов и церковных специалистов для осуществления миссии церкви в современном мире» [5]. Реализация данной Концепции возлагалась на духовные семинарии и духовные академии.
Духовная семинария как высшее духовное учебное заведение предназначалась прежде всего для подготовки священнослужителей. Нормативный срок освоения образовательной программы по специальности «Православное богословие» был определен в 5 лет. Выпускнику семинарии присваивалась квалификация «Специалист в области православного богословия».
Духовная академия представлялась как научно-богословский, образовательный и исследовательский центр, осуществляющий подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, церковных ученых и других специалистов высшей научной квалификации по программам аспирантуры и докторантуры [5].
Архиерейский собор 2008 г. положительно оценил итоги реформы системы духовного образования церкви и обязал Учебный комитет продолжить работу по реализации поставленных ранее задач. принятие Концепции и стандартов высшего духовного образования для семинарии и академии рассматривалось в церковных кругах как важнейший момент стабилизации процесса подготовки специалистов для нужд церкви. Сами документы считались соответствующими духу времени. Отметим, что утвержденный Священным Синодом, а затем и Архиерейским собором стандарт высшего духовного образования для семинарии по своей форме и структуре в значительной степени повторял образовательные стандарты светских специальностей [8, с. 4-16]. И это не случайно, т.к. соответствие образовательных программ, по мнению руководства церкви, создавало предпосылки для последующего включения высших духовных учебных заведений в светскую систему образования, а также для организации подготовки церковных кадров в государственных вузах. о первых результатах деятельности церкви в этом направлении говорил на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 г. Патриарх Алексий II. При этом он, в частности, отметил, что «проведена немалая работа по подготовке проекта преподавания богословия в системе светского образования и выработке государственного стандарта по специальности “Теология”». И далее он добавил: «Надеюсь, что внедрение в систему светского высшего образования специальности “Теология” откроет возможность для организации богословских факультетов в высших учебных заведениях» [4 : 2000. .№9. С. 37].
В 2008 г. в связи с изменениями в системе государственного образования, предусматривающими переход на бакалавриат и магистратуру с сохранением аспирантуры, руководство церкви вынуждено было определить свое отношение к Болонскому соглашению. Церковь, руководствуясь своими стратегическими целями, оказалась вынужденной продолжить реформу сложившейся и, как представлялось, оптимальной системы духовного образования, но уже на принципах Болонского соглашения. Правда, само руководство церкви объясняло предстоящее реформирование системы духовного образования не только и не столько стремлением следовать за системой светского образования, сколько необходимостью повышать качество подготовки кадров.
Началась активная работа по формированию новых идей. Деятельность Учебного ко-
митета осуществлялась одновременно в нескольких направлениях, но на первый план была выдвинута проблема подготовки высококвалифицированных преподавательских, управленческих и церковно-богословских кадров. Для решения этой проблемы Священный Синод по предложению Патриарха Кирилла 31 марта 2009 г. постановил преобразовать филиал аспирантуры Московской духовной академии при отделе внешних церковных связей в общецерковную аспирантуру. Ее ректором был назначен епископ Волоколамский Иларион, председатель отдела внешних связей Московского Патриархата. Направлять деятельность аспирантуры должен был Наблюдательный совет, председателем которого стал Патриарх Кирилл. Для разработки Положения
06 общецерковной аспирантуре, ее программы и учебного плана была создана специальная рабочая группа [4 : 2009. №5. С. 13], окончательный состав которой был утвержден
7 мая 2009 г.
За полтора месяца (25 мая - 8 июля 2009 г.) рабочая группа подготовила проекты Устава, учебного плана, программ вступительных и итоговых экзаменов, штатного расписания, рекомендации о структуре аспирантуры, а также предложение по расширению задач, стоящих перед общецерковной аспирантурой, в частности по подготовке в ней не только кандидатов, но и докторов богословия, т.е. преподавательских кадров высшей квалификации. Учитывая последнее обстоятельство, рабочая группа внесла предложение об изменении названия аспирантуры. Священный Синод 27 июля 2009 г., рассмотрев представленные документы и предложения, постановил: «1. одобрить труды Рабочей группы по выработке Положения (Устава) общецерковной аспирантуры, ее программы и учебного плана. 2. Утвердить Устав общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» [Там же, №9. С. 7].
Параллельно шла разработка основных идей будущей модели духовного образования. они были сформулированы в докладе Патриарха Кирилла, с которым он выступил 13 ноября 2009 г. на совещании ректоров духовных учебных заведений. В нем он прежде всего указал, что для решения стратегической задачи, т.е. получения духовными школами государственной аккредитации, позволяющей вручать выпускникам этих учебных заведений дипломы государственного образца, система духовного образования церкви должна быть при-
ведена в соответствие с принципами Болонского соглашения.
Отметим, что представленная в докладе новая модель системы духовного образования характеризовала специфику духовных школ каждого типа лишь в общих чертах. Согласно этой модели, подготовка будущих пастырей должна осуществляться в духовных семинариях по программе бакалавриата с трехчетырехлетним сроком обучения. Реализацией программы магистратуры, на освоение которой отводится 1-2 года, на первых порах будут заниматься 5-6 наиболее подготовленных семинарий. Духовные академии должны исполнять функции аспирантуры, их выпускникам после защиты диссертаций будет присваиваться степень кандидата богословия. В систему духовного образования включается и общецерковная аспирантура и докторантура. в ней будут осуществляться подготовка и защита кандидатских и докторских диссертаций по тем направлениям, которых нет в духовных академиях. Тем самым спектр богословских исследований должен существенно расшириться, а уровень их качества - повыситься. При этом, подчеркнул Патриарх, переход на Болонскую систему не разрушает традиционную систему образования церкви, т.к. курс бакалавриата - это курс традиционной семинарии [3]. Тем самым Патриарх, видимо, успокаивал своих оппонентов из числа консервативно настроенных иерархов, отстаивавших неизменность содержания духовного образования.
Разработка новой Концепции была возложена на координационный совет по проведению реформы системы духовного образования, который работал под эгидой Учебного комитета. к подготовке блока документов были привлечены эксперты международной консалтинговой компании "Monitor Group". Финансирование проекта осуществлял Фонд просвещения «Мета».
Суть новой модели системы духовного образования была изложена Патриархом кириллом 2 февраля 2011 г. на заседании Архиерейского собора. Согласно этой модели, система духовного образования должна стать трехуровневой, включающей бакалавриат, магистратуру и аспирантуру.
На уровне бакалавриата, по мнению разработчиков новой модели, будет осуществляться подготовка будущего священника, которому в течение четырех лет предстоит изучать дисциплины пастырской направленности и знакомиться с практическими сторонами при-
ходской жизни. Кроме того, кандидат в священство должен будет пройти дополнительно краткий курс к рукоположению, включающий специальные дисциплины и подготавливающие его к несению пастырского служения. Срок подготовки священника становился, таким образом, пятилетним, а бакалавриат - спе-циалитетом.
Назначение магистратуры - подготовка будущих исследователей в области богословия, преподавателей богословских дисциплин, управленцев для епархий и центральных церковных учреждений. Срок обучения в магистратуре - 2 года.
Аспирантура будет заниматься подготовкой кандидатов богословия (из числа наиболее талантливых выпускников магистратуры), чьи диссертации должны отвечать требованиям Болонского соглашения и приравниваться к степени доктора (РШ). Срок обучения в аспирантуре - 3 года. Становление аспирантуры как в общецерковной аспирантуре и докторантуре, так и в духовных академиях и православных университетах Патриарх обозначил в качестве одного из важнейших направлений деятельности церкви.
Характеризуя новую модель системы духовного образования, Патриарх отметил, что некоторые ее элементы уже стали внедряться с 2010/11 учебного года, т.е. с этого времени духовные академии стали осуществлять прием в магистратуру, а некоторые семинарии перешли на бакалаврскую программу.
определилась судьба и духовных училищ. Им предстоит переход на бакалаврские программы с двухлетним сроком обучения, которому должен предшествовать подготовительный курс. В заключение доклада Патриарх Кирилл отметил, что переход на новую модель образования будет осуществляться постепенно [4 : 2011. № 3. С. 18-19].
Архиерейский собор, обсудив вопросы реформирования системы духовного образования, постановил: «Освященный Архиерейский Собор одобряет разработанную Учебным комитетом <...> модель духовного образования. <...> После подготовки соответствующих документов Учебному комитету надлежит направить их на утверждение Священного Синода вместе с графиком перехода духовных школ на новую образовательную систему. Учебному комитету следует с неослабевающим вниманием контролировать качество духовного образования, включая его воспитательную сущность. <...> Необходимы принципиальные измене-
ния в подходе к учебному процессу как со стороны учащих, так и со стороны учащихся» [4: 2011. №3. С. 69].
Выполняя постановление Архиерейского собора, Учебный комитет незамедлительно занялся разработкой стандартов для бакалавриата и магистратуры. Уже 21 марта 2011 г. состоялся общецерковный семинар, участниками которого были представители Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Минской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российского православного института, ряда духовных семинарий. Были рассмотрены проект примерной образовательной программы для магистратуры и образец магистерского модуля, предназначенного для Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Большое внимание было уделено также вопросам подготовки новых программ бакалавриата. Обсуждался и график перехода духовных учебных заведений на новую модель образования. На следующий день, 22 марта 2011 г., Священный Синод рассмотрел подготовленные Учебным комитетом проекты документов и постановил: «1. Одобрить:
- Концепцию дальнейшего реформирования системы духовного образования;
- Бакалаврскую программу духовных учебных заведений;
- Магистерскую программу духовных учебных заведений;
- Положение об итоговых и научноквалификационных работах (диссертациях);
- Положение об ученых званиях и штатных должностях.
2. В процессе апробации новой системы духовного образования в учебных заведениях Русской Православной Церкви Учебному комитету проанализировать промежуточные результаты и сформулировать предложения по ее дальнейшему усовершенствованию» [4 : 2011. №5. С. 7].
Принятая Концепция достаточно четко определила основные направления предстоящей деятельности духовных школ. Она нацеливает их на трансформацию не только структуры системы духовного образования, но и методик преподавания изучаемых дисциплин, и деятельности преподавателей, и системы проверки качества подготовки кадров для церкви. Что же касается утвержденных и появившихся в Интернете программ бакалавриата и магистратуры, то, на наш взгляд, использовать их в качестве документов, регламентирующих
учебный процесс, было нельзя. Они требовали существенной доработки, т.к. в них полностью отсутствовали перечни обязательных учебных дисциплин и их программы, графики учебного процесса, варианты примерных учебных планов и др. [1; 6]. В связи с этим судить о степени их соответствия требованиям государственного образовательного стандарта не представлялось возможным. Это дает основание считать, что у разработчиков программ на тот период единого мнения по ряду вопросов еще не было.
Видимо, и на местах идеи Концепции воспринимались неоднозначно, поэтому с 2010 г. Учебный комитет заметно активизировал свою деятельность по разъяснению сути реформы. Проводятся совещания, конференции и семинары, посвященные переходу системы духовного образования на новую образовательную модель, а также разработке комплекта нормативной документации, обеспечивающей организацию учебного процесса в соответствии с рекомендациями Болонского соглашения. Участниками одного из таких совещаний (18 июня 2012 г.) были ректоры и проректоры по учебной работе духовных академий и семинарий, а также сотрудники Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
Первыми на образовательную программу бакалавриата по направлению «Теология» перешли еще в 2009/10 учебном году Смоленская [2] и Хабаровская [11, с. 5] духовные семинарии. В последующие годы эта программа стала внедряться и в других семинариях. В настоящее время бакалавров на территории России готовят уже в 9 духовных семинариях. При этом необходимо отметить, что их учебные планы порой существенно различаются. Это свидетельствует о том, что в системе духовного образования церкви еще отсутствует базовый учебный план бакалавриата, обязательный для всех семинарий. Из всех образовательных программ бакалавриата, размещенных на сайтах духовных школ, идеям Концепции соответствует, на наш взгляд, в большей степени программа Ярославской семинарии. Ее учебный план предусматривает пятилетний срок обучения, из которых первый год - это пропедевтический курс, а последующие четыре года - собственно бакалаврская программа.
В то же время Учебный комитет скорректировал правила приема для поступающих в бакалавриат и магистратуру, ввел вступительные экзамены в аспирантуру и докторантуру. Теперь обязательным условием для поступления в аспирантуру на кандидатскую програм-
му является наличие у соискателя диплома духовной академии Русской православной церкви или светского диплома специалиста, а для поступления в докторантуру - степень кандидата богословия или ученую степень светской системы образования [7].
Трудности, испытываемые Учебным комитетом и духовными школами при реализации новой Концепции реформирования системы духовного образования, порождены, как неоднократно подчеркивал Патриарх Кирилл, острой нехваткой квалифицированных специалистов. Как уже отмечалось, для решения этой проблемы были открыты Общецерковная аспирантура и докторантура, но очень скоро стало очевидным, что они не в состоянии быстро изменить ситуацию. Главная причина тому - это недостаток лиц, подготовленных для обучения в аспирантуре и докторантуре. И поскольку духовные семинарии, за исключением Смоленской, еще не приступили к подготовке магистров богословия, способных к исследовательской деятельности, то этим вынуждена была заняться сама Общецерковная аспирантура и докторантура. Однако возможности были тогда ограниченными. Так, в 2012 г. по результатам вступительных испытаний на магистерскую программу было зачислено 19 человек, на кандидатскую - 30 и на докторскую - 13. Всего обучающихся в ней было 214 человек [10]. А в 2013 г. в магистратуру были зачислены уже 26 человек и 4 - вольнослушателями, на кандидатскую программу - 26 человек на очную форму обучения и 13 - на заочную, на докторскую программу - 8 человек и 3 соискателя.
Не менее значимой причиной является и отсутствие богословов, способных осуществлять руководство аспирантами и докторантами и обеспечивать уровень диссертаций, соответствующих требованиям ВАК к работам, выполняемым в светских вузах. В связи с этим церковь вынуждена была привлекать к руководству аспирантами и докторантами высококвалифицированных, но воцерквленных специалистов из государственных вузов. Для решения этой проблемы Общецерковная аспирантура подписала в 2010-2013 гг. соглашения о сотрудничестве с некоторыми ведущими светскими вузами, среди которых отметим Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российский государственный социальный университет, Московский государственный лингвистический университет, Москов-
ский государственный институт международных отношений (университет) и др.
Однако проблема далека от разрешения. Эти и другие трудности ограничили перечень профилей подготовки специалистов в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, их всего три: библеистика и патрология, внешние церковные связи и церковная история, ли-тургика и церковные искусства. В связи с этим подготовка магистров и кандидатов богословия предусмотрена Концепцией и в духовных академиях. Во исполнение положений Концепции Ученый совет Санкт-Петербургской духовной академии 10 июня 2011 г. принял решение об открытии аспирантуры по направлению «Теология». При этом за основу была взята модель аспирантуры светских вузов, которая предусматривает сдачу вступительных и кандидатских экзаменов, освоение основной образовательной программы по специальности, подготовку и защиту диссертации. В 2011 г. на обучение были приняты только три соискателя. Одновременно руководство церкви предпринимает попытки организовать подготовку высококвалифицированных кадров в светских вузах, ведущих обучение по специальности и направлению «Теология». Однако существенных подвижек в этом плане пока не наблюдается, хотя такая возможность стала реальной после вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 91, 92) и приказа Министерства образования и науки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» № 1061 от 12.09.2013 г.
Признавая наличие серьезных проблем в процессе становления и функционирования Общецерковной аспирантуры и докторантуры, что негативно влияет на ход реформирования всей системы духовного образования, Патриарх Кирилл при их разрешении опирается на поддержку общественности, государственных и коммерческих структур. Об этом свидетельствует, в частности, состав участников заседания Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры, состоявшегося 5 декабря 2012 г. На встрече помимо церковных иерархов присутствовали председатель Счетной палаты С.В. Степашин, министр юстиции А.В. Копылов, заместитель руководителя администрации Президента А.Д. Беглов, генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии» С.В. Чемезов, соучредитель благотворительного Фонда Святителя Григория Богослова В.С. Якунин, пре-
зидент благотворительного фонда «Лукойл»
Н.Ю. Алекперова, меценаты А.Н. Ананьев и С.А. Пластинин, ректор Московской государственной консерватории А.С. Соколов и др.
Выступая перед участниками этой встречи, Патриарх Кирилл, в частности, дал оценку существующей системе духовного образования, подчеркнув, что «по многим параметрам наши учебные заведения сегодня соответствуют в том числе и мировому уровню». В то же время он счел необходимым отметить, что в области подготовки высшего звена богословских кадров для нужд церкви имеются большие проблемы [9].
Такая высокая оценка положения дел в системе высшего духовного образования церкви, на наш взгляд, была явно завышенной. Это, кстати, понимало и само руководство церкви, которое накануне проведения Архиерейского собора 2013 г. решило провести инспекционную проверку всех 36 духовных семинарий, действующих на территории России, чтобы установить реальный уровень подготовки кадров в них и возможность получения ими государственной аккредитации.
О результатах обследования духовных семинарий Патриарх Кирилл доложил участникам Архиерейского собора. «По итогам инспектирования, - сказал он, - установлено, что большинство семинарий с точки зрения образования соответствуют уровню бакалавриата и лишь шесть из них претендуют на магистратуру» [4 : 2013. №3. С. 22]. При этом Патриарх не счел нужным отметить, что имеются несколько семинарий, которые получили в целом отрицательную оценку со стороны инспекторов и судьба которых еще не была определена.
Учитывая результаты инспектирования, Архиерейский собор четко определил задачи Учебного комитета на ближайшее время. В постановлении собора указано: «Существенным фактором, влияющим на развитие единой церковной образовательной системы, является значительное различие образовательного потенциала семинарий. На основании проведенного в конце 2012 - начале 2013 года инспектирования духовных учебных заведений Учебному комитету следует представить на рассмотрение Священного Синода реалистичные предложения по оптимизации деятельности духовных школ» [Там же. №4. С. 11]. Учебный комитет, выполняя поручение Архиерейского собора, подготовил соответствующие рекомендации, которые были затем доложены председателем комитета архиепископом Верейским Евгением на заседании Свя-
щенного Синода 16 июля 2013 г. Священный Синод, обсудив предложения по оптимизации деятельности высших учебных духовных заведений, принял обширное постановление, в котором, в частности, предлагалось следующее: «Высшим духовным заведениям, относящимся к четвертой рейтинговой группе по результатам инспектирования Учебным комитетом, предоставить трехлетний срок для исправления ситуации, предупредив, что в отсутствии исправления может быть поставлен вопрос о лишении их статуса самостоятельных высших духовных учебных заведений. <...> Духовным училищам, готовящим кадры духовенства, предоставить трехлетний срок для преобразования в духовные семинарии либо в образовательные учреждения (центры), готовящие приходских специалистов в области миссии и катехизации, молодежной и социальной работы, причем в случае такого решения епархиального архиерея процесс преобразования училища в такой центр может быть начат уже в 2014 году» [4 : 2013. №8. С. 26].
Данное постановление Священного Синода свидетельствует о начале масштабного практического этапа преобразования существующей системы духовного образования Русской православной церкви в соответствии с принципами Болонского соглашения. При этом предстоит решить ряд серьезных проблем:
- трансформировать формы и содержание учебного процесса, его методическое обеспечение;
- определить график поэтапного, с учетом рейтинговой оценки, перевода духовных семинарий на программы бакалавриата (этот перевод будет осуществляться, видимо, в течение ближайших четырех лет);
- определить наиболее подготовленные духовные семинарии для реализации в них программ магистратуры;
- изменить статус духовных училищ;
- подготовить и утвердить единые блоки документов для каждого уровня духовного образования, необходимых для организации и осуществления учебно-воспитательного процесса;
- ввести трехуровневую модель образования во всех духовных академиях и православных вузах;
- повысить потенциал Общецерковной аспирантуры и докторантуры как центра по подготовке высококвалифицированных кандидатов и докторов богословия, диссертационные исследования которых соответствовали
культурология
бы требованиям Высшей аттестационной комиссии;
- активизировать работу по внедрению церковных учебных заведений в светскую систему образования, организовать в государственных вузах подготовку бакалавров, магистров и кандидатов богословия.
Нет сомнения, что с указанными проблемами церковь со временем успешно справится. Однако есть еще одна проблема, при разрешении которой церковь испытывала и будет испытывать серьезные трудности, - получение духовными школами государственной аккредитации. Эти трудности порождены, на наш взгляд, двумя факторами. Во-первых, церковное руководство отстаивает незыблемость догматических установок православия, выступает против обмирщения содержания духовного образования, что затрудняет согласование церковных образовательных программ с государственными образовательными стандартами. Во-вторых, духовные школы еще не соответствуют многим показателям Министерства образования и науки РФ, предъявляемым к светским вузам. Речь идет прежде всего о недостатке высококвалифицированных преподавательских кадров, об отсутствии должной материальной базы духовных школ, о низком уровне обеспечения библиотечными и информационными ресурсами и т.д. Значительная часть духовных школ рискует оказаться «неэффективными вузами».
Ближайшие три-четыре года покажут, насколько успешно осуществляется реализация идей Концепции дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской православной церкви, какие новые идеи появятся в это время. Очевидно одно: Русская православная церковь намерена реализовать свои идеи в полном объеме и стать влиятельной силой в современном российском обществе.
Литература
1. Бакалаврская программа духовных учебных заведений Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. иКЬ : http://www.patriarchia.ru/db/ text/1434911.html (дата обращения: 22.03.2011).
2. Документы Смоленской Православной Духовной Семинарии [Электронный ресурс]. ЦКЪ : http://www.smolensk-seminaria.ru/ (дата обращения:
29.11.2013).
3. Духовное образование Русской Православной Церкви на современном историческом этапе. Проблемы, задачи и перспективы: доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. : http://www.patiiarchia.ru/db/ text/934945.html (дата обращения: 14.11.2009).
4. Журнал Московской Патриархии. 2000. N° 9; 2009. М 5,9; 2011. М 3,5; 2013. М 3,4,8.
5. Концепция высшего духовного образования русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL : http://eorok.ru/koncepcia_do.htm (дата обращения: 14.12.2007).
6. Магистерская программа духовных учебных заведений русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL : http://www.patri-archia.ru/db/print/1434924.html (дата обращения:
22.03.2011).
7. Правила приема в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени св. равноапостольных Кирилла и Мефодия в 2012 г. [Электронный ресурс]. URL : http://www.doctorantura.ru/ru/abiturie-tam/rules2012 (дата обращения: 21.12.2012).
8. Православный экономический вестник. Приход. 2008.
9. Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры [Электронный ресурс]. URL : http://www.patriarchia.ru/db/ print/2634275.html (дата обращения: 06.12.2012).
10. Состоялось очередное заседание Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры [Электронный ресурс]. URL : http://www.pa-triarchia.ru/db/print/2483074.html (дата обращения:
21.09.2012).
11. Церковный вестник. 2009. М 17 (414).
***
1. Bakalavrskaya programma duhovnyih uchebnyih zavedeniy Russkoy pravoslavnoy tserkvi [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www.patriar-chia.ru/db/text/1434911.html (data obrascheniya:
22.03.2011).
2. Dokumentyi Smolenskoy Pravoslavnoy Du-hovnoy Seminarii [Elektronnyiy resurs]. URL : http:// www.smolensk-seminaria.ru/ (data obrascheniya:
29.11.2013).
3. Duhovnoe obrazovanie Russkoy Pravo-slavnoy Tserkvi na sovremennom istoricheskom etape. Problemyi, zadachi i perspektivyi: doklad Svyateyshego Patriarha Kirilla na soveschanii rekto-rov duhovnyih uchebnyih zavedeniy Russkoy Pravo-slavnoy Tserkvi [Elektronnyiy resurs]. URL : http:// www.patriarchia.ru/db/text/934945.html (data obrascheniya: 14.11.2009).
4. Zhurnal Moskovskoy Patriarhii. 2000. М 9; 2009. М 5,9; 2011. М 3,5; 2013. М 3,4,8.
5. Kontseptsiya vyisshego duhovnogo obra-zovaniya Russkoy Pravoslavnoy tserkvi [Elektronnyiy resurs]. URL : http://eorok.ru/koncepcia_do.htm (data obrascheniya: 14.12.2007).
6. magisterskaya programma duhovnyih ucheb-nyih zavedeniy Russkoy Pravoslavnoy tserkvi [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www.patriarchia.ru/db/ print/1434924.html (data obrascheniya: 22.03.2011).
7. Pravila priema v obschetserkovnuyu aspirant-uru i doktoranturu imeni sv. ravnoapostolnyih Kirilla i Mefodiya v 2012 g. [Elektronnyiy resurs]. URL : http:// www.doctorantura.ru/ru/abiturietam/rules 2012 (data obrascheniya: 21.12.2012).
8. Pravoslavnyiy ekonomicheskiy vestnik. Prihod. 2008.
9. Svyateyshiy Patriarh Kirill vozglavil zasedanie Nablyudatelnogo soveta obschetserkovnoy aspirantu-ryi i doktoranturyi [Elektronnyiy resurs]. URL : http:// www.patriarchia.ru/db/print/2634275.html (data obra-scheniya: 06.12.2012).
10. Sostoyalos ocherednoe zasedanie ucheno-go soveta obschetserkovnoy aspiranturyi i doktoran-turyi [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www.patri-archia.ru/db/print/2483074.html (data obrascheniya:
21.09.2012).
11. Tserkovnyiy vestnik. 2009. М 17 (414).
Modern stage of reforms of the system of spiritual education of the Russian orthodox Church: state and issues
There is considered the motivation of joining the Russian Orthodox Church to the Bologna agreement, analyzed the work of the Education Committee in preparation for three-level system of education. There is shown the process of establishment of Church postgraduate and doctoral study as the centre for training the higher qualification staff, evaluated the prospects of reforms of the system of church education.
Key words: reform of the system of spiritual education of the Russian Orthodox Church, the Bologna agreement, Church postgraduate and doctoral study, spiritual academy, theological seminary.
(Статья поступила в редакцию 05.12.2013)