Научная статья на тему 'Правовые меры предупреждения и противодействия коррупции в научной, образовательной и издательской деятельности высшей школы России'

Правовые меры предупреждения и противодействия коррупции в научной, образовательной и издательской деятельности высшей школы России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ «АНТИПЛАГИАТ» / БАКАЛАВРИАТ (АКАДЕМИЧЕСКИЙ И ПРИКЛАДНОЙ) / СПЕЦИАЛИТЕТ / МАГИСТРАТУРА / INFORMATION SYSTEMS “ANTIPLAGIARISM” / BACHELOR’S DEGREE (ACADEMIC AND APPLIED) / SPECIALITY / MASTER’S DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазур С.Ф.

В статье рассматриваются отдельные проблемные вопросы научной и образовательной деятельности высшей школы России в сфере проверок качества и самостоятельности подготовки выпускных квалификационных, иных научных работ и диссертаций, методики их проверки с помощью информационных систем «Антиплагиат». Рассматриваются также вопросы реформирования системы подготовки кадров в высшей школе «бакалавриат (специалитет) магистратура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Legal Measures of Prevention and Combating of Corruption in Scientific, Educational and Publishing Activites of High School of Russia

The article considers some problematic issues of scientific and educational of high school of Russia in the sphere of quality checking and independence of preparation of final qualifying, other scientific works and theses, the technique of their checking by means of information systems “Antiplagiarism”. Also the issues of reforming of the training scheme in the high school of Russia “bachelor’s (speciality) master’s degrees”.

Текст научной работы на тему «Правовые меры предупреждения и противодействия коррупции в научной, образовательной и издательской деятельности высшей школы России»

С. Ф. МАЗУР,

профессор кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

S. F. MAZUR,

Doctor of Law, Professor, Professor at the Department of Organization of Financial, Economic, Materiel and Medical Support (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 328.185:378.1

Правовые меры предупреждения и противодействия коррупции в научной, образовательной и издательской деятельности высшей школы России

The Legal Measures of Prevention and Combating of Corruption in Scientific, Educational and Publishing Activites of High School of Russia

В статье рассматриваются отдельные проблемные вопросы научной и образовательной деятельности высшей школы России в сфере проверок качества и самостоятельности подготовки выпускных квалификационных, иных научных работ и диссертаций, методики их проверки с помощью информационных систем «Антиплагиат». Рассматриваются также вопросы реформирования системы подготовки кадров в высшей школе «бакалавриат (специалитет) -магистратура».

Информационные системы «Антиплагиат», бакалавриат (академический и прикладной), специалитет, магистратура.

The article considers some problematic issues of scientific and educational of high school of Russia in the sphere of quality checking and independence of preparation of final qualifying, other scientific works and theses, the technique of their checking by means of information systems «Antiplagiarism». Also the issues of reforming of the training scheme in the high school of Russia «bachelor's (speciality) - master's degrees».

Information systems «Antiplagiarism», bachelor's degree (academic and applied), speciality, master's degree.

Одной из важнейших и трудноразрешимых проблем российской высшей школы является противодействие коррупции во всех звеньях ее деятельности. По данным председателя Следственного комитета России А. И. Ба-стрыкина, больше всего коррупции в сферах правоохранительной деятельности, образования и науки, здравоохранения [1]. Трудно рассчитывать на повышение качества работы высшей школы в случае непринятия достаточных

и системных мер по наведению должного порядка в ее деятельности (в том числе и по противодействию коррупции, которая, безусловно, является серьезным препятствием плодотворной учебной и научно-исследовательской деятельности). Также бесспорна необходимость, во-первых, ужесточения требований при подготовке специалистов высшей квалификации и наведения порядка в процессе подготовки учебных и научных работ, а во-вторых, защиты

диссертаций всех уровней. В настоящее время все научные статьи, подготовленные для публикаций, рефераты и курсовые работы, а также выпускные квалификационные работы и диссертации подвергаются предварительной проверке на оригинальность их текстов различными информационными системами «Антиплагиат». Кроме того, большинство диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук заранее публикуются в сети Интернет, там же — отзывы оппонентов, ведущей организации и развернутое заключение экспертов по результатам проверки работы посредством системы «Антиплагиат».

Вместе с тем необходимо отметить ограничение возможностей повышения качества научно-исследовательских работ вследствие таких проверок на оригинальность их текстов. Дело в том, что обобщающее наименование данных информационных систем «Антиплагиат» неудачно и нелегитимно, оно противоречит авторскому праву России. Анализируемые системы помогают выявлять идентичность, оригинальность проверяемых текстов, самостоятельность работы автора, но отнюдь не всегда плагиат, например, потому, что эти системы признают не идентичными и не оригинальными тексты, содержащие цитаты или их изложение с соблюдением, соответственно, всех правил цитирования, нормативные правовые акты, акты применения права (изданные, в частности, высшими судебными инстанциями страны) или тексты ранее изданных либо защищенных собственных авторских работ (тексты диссертаций или иных научных публикаций самого автора, на которых часто основывается вся авторская научная работа, например, диссертация на соискание ученой степени кандидата или доктора наук).

При этом следует учитывать, что наличие публикаций, содержащих основные положения, выводы и предложения автора, является обязательным условием, предваряющим защиту названных диссертаций. Так, любая правовая научная работа включает в себя, в том числе изучение и анализ нормативных правовых актов и актов применения права.

Главным же недостатком анализируемых информационных систем является их несовершенство, выражающееся, в том числе в их недостаточной системности, разобщенности, неузаконенности. Какие же именно из данных систем возможно и необходимо использовать и каково их собственное качество? Или какой должен быть минимальный процент оригинальности текста проверяемой научной работы того или иного вида заимствований, цитирования и где это определено, в каком нормативном правовом акте? Какова степень научной обоснованности данных показателей?

В вузах, НИИ, различных издательствах и иных подобных учреждениях страны отношение к этим показателям оригинальности текстов проверяемых научных работ совершенно неоднозначно; кроме того, этими учреждениями применяются различные системы проверки идентичности текстов, не сертифицированные в должном, законодательно установленном порядке. В существующих условиях при подготовке научных работ формальная оценка оригинальности их текста часто преобладает над иными, более значимыми, на наш взгляд, критериями их качества. В различных научных школах и при подготовке значительно отличающихся друг от друга видов учебных и научных работ подходы к оценке их качества могут существенно отличаться друг от друга, и даже 100 % оригинальность текста работы совершенно не гарантирует такой же высокий уровень ее качества.

Кроме того, для достижения поставленной цели (например, успешной защиты выпускной квалификационной работы либо диссертации того или иного вида) обучающиеся при подготовке таких работ часто идут на аморальные и неправомерные действия, а именно либо сами беззастенчиво списывают всю или значительную часть данных произведений, либо приобретают на уже широко развившемся в нашей стране рынке по реализации учебных и научных работ черновики этих «работ». В свою очередь профессорско-преподавательский и редакторский составы вузов, научно-исследовательских, издательских и других учреждений не могут, а иногда и не хотят (зачастую небескорыстно, так как данные «работы» высококвалифицированных специалистов, которыми, безусловно, является подавляющее большинство редакторского, профессорско-преподавательского состава, как правило, достаточно очевидны) эффективно противостоять их прохождению.

Таким образом, приходится констатировать значительный уровень коррупциогенности учебной, научно-исследовательской и издательской деятельности высшей школы России. Очевидно, что вышеприведенные меры по совершенствованию проверок результатов работ всех видов учебной, научно-исследовательской и издательской деятельности помогут наведению должного порядка в работе высшей школы, но этого, как представляется, недостаточно: необходимо в первую очередь существенное улучшение морально-психологического климата среди как самих обучающихся, так и профессорско-преподавательского и редакторского составов.

Что же касается использования информационных систем «Антиплагиат», то они, безусловно, полезны и необходимы, однако эти системы

нужно максимально апробировать и закрепить их использование на законодательном уровне, т. е. должна быть закреплена процедура таких проверок, которая была бы максимально открытой и прозрачной. Также представляется необходимым определить, какой должен быть минимально допустимый процент оригинальности, идентичности текста проверяемой научной работы того или иного вида, уровень заимствований и цитирования в них для той либо иной оценки качества их подготовки авторами, причем обязательно должна быть учтена специфика науки, по которой выполнена та или иная работа, Эти показатели должны быть в достаточной степени обоснованы, а здесь свое веское слово должны сказать ученые и практики той или иной области либо сферы знаний, деятельности и т. д. Кто лучше них (высококвалифицированных специалистов) лучше знает специфику той либо иной области науки либо деятельности?

Естественно, все эти критерии оценок должны основываться на федеральном законодательстве (прежде всего авторском праве), причем относящимся как ко всей российской науке, высшей школе, так и к отдельным ее направлениям, а также министерствам и ведомствам, т. е. ни одна сфера знаний не должна быть вне государственного и общественного контроля.

Наконец, на проходившем 7—8 декабря 2016 г. в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес» ректор МГУ В. А. Садовничий заявил, что переход России на Болонскую систему образования (четыре года бакалавриата, плюс два — магистратура) был ошибкой. Образование в высшей школе должно составлять, по его мнению, пять или даже шесть лет [2].

Нельзя не согласиться с этой точкой зрения, о чем также говорят ученые и практики нашей страны все годы функционирования в России данной системы образования. Однако трудно даже представить, сколько сил, средств и, глав-

ное, времени теперь уйдет на хотя бы частичный возврат к системе подготовки в России специалистов высшей школы, где основным звеном такой подготовки был специалитет.

Думается, что подготовка бакалавров в российской системе образования возможна, но она не должна преобладать. Очевидно, что на смену бакалавриату должен вернуться специалитет — он должен составлять основу подготовки специалистов с высшим образованием. Прикладной бакалавриат мог бы быть сохранен, но такой вид бакалавриата, как академический, должен быть, по нашему мнению, преобразован в спе-циалитет.

Что же касается магистратуры, то она, по нашему мнению, также подлежит сокращению. Она должна не на словах, а на деле стать первой ступенью выращивания кадров для высшей школы (наряду с аспирантурой — адъюнктурой и докторантурой), а магистерская диссертация должна быть не выпускной квалификационной работой обучающегося, а фактической (не номинальной, как это массово происходит в настоящее время) научно-квалификационной работой, результатом научного, теоретико-прикладного исследования (так же, как диссертации на соискание ученых степеней кандидата и доктора соответствующих наук).

Нынешний же массовый выпуск магистрантов всеми вузами страны представляется еще одним показателем несовершенства (а значит, и потенциальной коррупциогенности) современной высшей школы России.

Участившиеся в последние месяцы сообщения о противодействии коррупции во всех, в том числе и самих высших, слоях общества служат, как представляется, веским доказательством серьезности намерений общества и государства в наведении порядка в стране, предотвращении коррупции и других злоупотреблений во всех сферах нашей общественной жизни. Предполагаем, что российская высшая школа не может и не должна оставаться в стороне от этого плодотворного очистительного процесса.

Список литературы:

References:

1. Козлова Н. Что впоследствии (интервью 1. с А. И. Бастрыкиным) // Рос. газ. 2016.

13 дек.

2. Колесникова К. Ректор МГУ назвал ошибкой 2. переход вузов на четырехлетнее обучение // Рос. газ. 2016. 8 дек.

Kozlova N. That subsequently (interview with A.I. Bastrykin) // The Russian Newspaper. 2016. 13th of December.

Kolesnikova C. The rector of Lomonosov Moscow State University called a mistake the transition of higher education to 4-year education programme // The Russian Newspaper. 2016. 8th of December.

E-mail: dingo3@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.