Научная статья на тему 'Совершенствование педагогического образования — ключевое направление становления многоуровневой системы'

Совершенствование педагогического образования — ключевое направление становления многоуровневой системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование педагогического образования — ключевое направление становления многоуровневой системы»

#############################################

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИИ

*

20 декабря 1994 года в Мордовском университете работало выездное заседание Президиума Учебно-методического объединения университетов России совместно с научно-методической секцией УМО по координации подготовки преподавательских кадров в университетах. Ниже публикуются материалы заседания. Доклад заместителя начальника Главного управления образовательно-профессиональных программ Госкомвуза России В. С. Сенашенко и отчетный доклад руководства научно-методической секции УМО даются полностью, а остальные выступления — в изложении/

т Ч.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ — КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ

В. С. СЕНАШЕНКО, зам. начальника Главного управления образовательно-професснональньг.х программ Госкомвуза России

- Важнейшей составляющей любой системы образования являются педагогические кадры. Уровень и качество их знаний определяют перспективы развития всей системы образования в делом. Значительное влияние на структуру и содержание педагогического образования оказывают происходящие в обществе изменения. Усиливается дифференциация школьного образования — появились лицеи, гимназии» колледжи, лицейские и гимназические классы, а также классы, спрофилированные на вуз* Многообразие образовательных учреждений формирует широкий спектр требований к содержанию образования преподавателей-педаго-гов. Введение многоуровневой структуры открывает новые возможности для совершенствования системы высшего педагогического образования. При этом одним из гланых принципов становится разделение образовательной и профессиональней компонент в образовании. Это создает новые возможности для усиления фундаменталь-

ности университетского образования. Этап профессионального образования является как бы "доводкой" до уровня специалиста и первой ступенью адаптации к будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время подготовку преподавателей ведут педагогические институты, инженерно-педагогические факультеты технических вузов и классические университеты. Существуют два учебных плана, один из которых ориентирован на углубленное изучение предмета и готовность к исследовательской работе в соответствующей области науки, а второй — на изучение способов восприятия данной науки, трансформированной в школьный предмет, решение задач воспитания учащихся.

Структура рынка труда для специалистов с высшим образованием претерпевает значительные изменения. Система образования при этом все еще остается гарантированным источником значительного числа рабочих мест. Расширяется переподготовка препода-

вателей из числа лиц, ранее получивших высшее образование в инженерных вузах,

В этих условиях возникает необходимость в выработке государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки длз получения дополнительной квалификации "преподаватель". Концептуальной основой таких требований могли бы стать представления о непрерывности образования, когда усилия всех участников образовательного процесса направлены ш решение проблемы образованности общества, формирование его мул^туры» Общие положения становятся достаточно очевидными, если основная цель общеобразовательной школы определяете« как участие в создании необходимых условий для достижения определенного уровня общей культуры общества, включающей гуманитарн^, естественнонаучную, математическую, информационную и технологическую компоненты, а высшей школы — как обеспечение общества специалистами высокой культуры, обладающими глубоким и профессиональными знаниями в определенной области, способными к дальнейшему творческому развитию.

Осйовные направлений развития высшего образования в России были рассмотрены в декабре 1993 г. на совместной коллегии Госкомвуза н Министерства образования. Отмечено, что поиск путей совершенствования подготовки кадров в университетах и педвузах ведется в соответствии с основными направлениями реформы общего и профессионального образования. Утвержден перечень специальностей группы мОбразовавшей Сформирована группа университетских специальностей, по которым предполагается получение дополнительной квалификации 44 преподаватель*.

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "преподаватель" включают общую характеристику образовательно-прсфзесио-

налъной программы подготовки преподавателя на базе специальности. Нор-

мативная трудоемкость такой программы для очной формы обучения составляет 680 часов и 10 недель педагогической практики. Сформулированы требования к уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специалиста с дополнительной квалификацией "преподаватель", которые включают требования к профессиональной компетентности, а также к знаниям и умениям по дисциплинам Определен минимум содер-ЗКЗН Ш й профессиональной подготовки преподавателя, который включает блок общих дисциплин, на освоение которых отводится 360 часов. К ним относятся психоло^я и педагогика (100 часов); курс "Нбвые информационные технологии в учебном процессе" (80 часов) и дополнительный цикл психолого-пе-д&гогических дисциплин, конкретный перечень которых определяется вузом (180 часов). Предусмотрен faкжe блок специальных дисциплин, на освоение которых отводится 320 часов» включающий дисциплины "История и методологи® предмета" (60 часов), "Методика преподавания предмета" (100 часов) , 44 Научные основы школьного курса предмета" (80 часов) и "Практч-кум*9 (80 часов). Необходимо подчеркнуть, что обязательным условием получения дополнительной квалификации "преподаватель" является сдача госуд а рств енного квал ифи к а ционного экзамена или защита выпускной работы.

Государственные требования предусматривают значительные академические свободы: возможность введения элективных курсов в дополнительный цикл психолого-педагогических дисциплин, осуществление преподавания цикла профессионально-педагогиче-

ских дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных коллективных и индивидуальных практических занятий и семинаров.

Таким образом, обсуждаемый проект определяет условия для получения дополнительной квалификации "преподаватель" в виде требований к минимуму содержания в уровню подготовки выпускника, содержит широкие

возможности для обновления содержания высшего педагогического образования. Особое внимание должно быть привлечено к фундаментальной подготовке преподавателя, которая является необходимым условием усиления фундаментальной составляющей школьно-

го образования* Проблема повышения

предметной подготовки школьного учителя никогда ие стояла так остро, как сегодня. Можно с полной уверенностью сказать, что это университетская проблема. Ее квалифицированное решение возможно лишь при активном участии классических университете®. Это не только резерв повышения качества школьного образования, но к запас прочности для самих университетов

Серьезную озабоченность со стороны университетов должно вызывать катастрофическое сражение уровня общей культуры общества* размывание культурных национальных традиций. Новое содержание педагогического об-

разования не может не учитывать таких тенденций в жизни нашего общества. В этих условиях особую важность приобретает проблема оптимального соотношения между предметной и профессиональной компонентами в педагогическом образовании.

Отдельного рассмотрения требуют организационные вопросы, связанные с реализацией рассматриваемой образовательно-профессиональной программы, освоение которой обеспечивает получение дополнительной квалификации "преподаватель" Госкомвуз выступает за гибкость при решении организационных вопросов. И тем, кто особенно энергично настаивает на жестких правилах, регулирующих порядок введения обсуждаемого проекта, хочу напомнить слова Фомы Аквин-скош, сказанные семь веков назад: "Если бы высшей целью морского капитана было сохранить судно, то он держал бы его у причала вечно".

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО КООРДИНАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ

Н. О♦ МАКАРКИИ, академик, председатель НМС УМО, В* П. ФУРМАНОВА, профессор, ученый секретарь

НМС УМО

В условиях выхода общества из глубокою кризиса и достижения его качественно нового состояние возрастает значение роли у*штеля (преподавателя), обладающего целостным гуманистическим мировосприятием, способного свободно ориентироваться в различных социокультурных ситуациях, ответственно и профессионально управлять процессами обучения. На решение дажной задачи направлена деятельность классических и педагогических университетов, институтов, их подразделений, в том чшсле научно-методи-ческой секции УМО по координации ¿шдготовзш педагогических кадров в

классических университетах России. НМС была создана в 1990 году на базе Мордовского университета, что имело исключительно важное значение в условиях образования педотделений в университетах и усиления в них психолого-педагогической подготовки. Затем она была включена в структуру УМО, действующего при МГУ им. М. В. Ломоносова. В состав совета секции входит представители университетов России.

Секция осуществляет свою работу по следующим направлениям:

— прогнозирование и моделирование систем высшего педагогического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.