Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНАТОРНОГО ТИПА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНАТОРНОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский санаторий / инклюзивное образование / педагогическое мастерство / школа санаторно-оздоровительного типа / children’s sanatorium / inclusive education / pedagogical skills / sanatorium-type school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Двадненко, Е.И. Пилюгина, Н.А. Перепелкина

В статье авторами проанализирована система профессиональной подготовки учителей в условиях инклюзивного образования в детских учреждениях санаторного типа; предложены педагогические пути и условия по ее совершенствованию с целью углубления инклюзии учащихся, состояние здоровья которых отягощено тяжелыми медицинскими показаниями, ограничивающими их возможности в совместном обучении со сверстниками, не имеющими серьезных проблем со здоровьем в традиционном классно-урочном формате. Авторами обоснована целесообразность интеграции медико-педагогических технологий в образовательный процесс учащихся с особыми образовательными потребностями посредством овладения педагогами основами медицинских знаний и ведущими аспектами коррекционной педагогики. Представленный материал позволяет сделать вывод, что организации системной работы по совершенствованию профессионального мастерства педагогов в детских учреждениях санаторно-оздоровительного типа позволит повысить эффективность инклюзивного образования в процессе реабилитационного лечения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.В. Двадненко, Е.И. Пилюгина, Н.А. Перепелкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING TEACHERS’ PEDAGOGICAL SKILLS IN INCLUSIVE EDUCATION IN SANATORIUM-TYPE CHILDREN’S INSTITUTIONS

In the article, the authors analyze the system of professional training of teachers in conditions of inclusive education in sanatorium-type children’s institutions; propose pedagogical ways and conditions for its improvement in order to deepen the inclusion of students burdened with severe medical indications, limiting their opportunities in co-education with peers who do not have serious health problems, in the traditional classroom format. The authors substantiate the expediency of integrating medical and pedagogical technologies into the educational process of students with special educational needs by mastering the basics of medical knowledge and leading aspects of correctional pedagogy by teachers. The present materials allow concluding that the organization of systematic work to improve the professional skills of teachers in children’s institutions of the sanatorium type will increase the effectiveness of inclusive education in the process of rehabilitation treatment of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНАТОРНОГО ТИПА»

Библиографический список

1. Коряковцева Н.Ф., Гальскова Н.Д., Гусейнова И.А. Современное лингвистическое образование: перспективы развития: коллективная монография. Москва: Издательство Московского государственного лингвистического университета, 2018.

2. Анкета для студентов по выбору иностранного языка для дальнейшего изучения. Available at: https://docs.google.eom/forms/d/1U1pqjINcX6RoGC5b8bmYE_rut8_ VFzIhaoPQ9lJX35A/edit#responses

3. Портнягин И.И. Интеллектуальная составляющая воспитания в традициях народа. Высшее образование сегодня. 2012; № 3: 43-46.

4. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Диссертация ... доктора психологических наук. Якутск, 1988.

5. Парникова ГМ. Принципы обучения иностранному языку студентов из числа представителей коренных народов Севера в неязыковом вузе. Педагогическое образование в России. 2016; № 1: 197-203.

6. Уткин К.Д. Культ женщины в якутских традициях. Якутск: Ситим, 1994.

7. Карташова В.Н. Проблема интерференции в обучении немецкому языку. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015; Ч. 2, № 3 (45): 109-111.

8. Дежина Т.П. Проблема интерференции при обучении немецкому языку как второму иностранному языку студентов неязыковых вузов. Цифровизация- драйвер экономического роста в постпандемический период: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Хабаровск: РИЦ ХГУЭП, 2021; № 1: 168-176.

9. Яковлева А.Н. Обучение немецкому языку студентов-билингвов. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2015; № 1: 140-143.

References

1. Koryakovceva N.F., Gal'skova N.D., Gusejnova I.A. Sovremennoe lingvisticheskoe obrazovanie: perspektivy razvitiya: kollektivnaya monografiya. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta, 2018.

2. Anketa dlya studentov po vyboru inostrannogo yazyka dlya dal'nejshego izucheniya. Available at: https://docs.google.com/forms/d/1U1pqjINcX6RoGC5b8bmYE_rut8_ VFzIhaoPQ9lJX35A/edit#responses

3. Portnyagin I.I. Intellektual'naya sostavlyayuschaya vospitaniya v tradiciyah naroda. Vysshee obrazovanie segodnya. 2012; № 3: 43-46.

4. Okoneshnikova A.P. Mezh'etnicheskoe vospriyatieiponimanie lyud'midrug druga: Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Yakutsk, 1988.

5. Parnikova G.M. Principy obucheniya inostrannomu yazyku studentov iz chisla predstavitelej korennyh narodov Severa v neyazykovom vuze. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016; № 1: 197-203.

6. Utkin K.D. Kul't zhenschiny v yakutskih tradiciyah. Yakutsk: Sitim, 1994.

7. Kartashova V.N. Problema interferencii v obuchenii nemeckomu yazyku. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2015; Ch. 2, № 3 (45): 109-111.

8. Dezhina T.P. Problema interferencii pri obuchenii nemeckomu yazyku kak vtoromu inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh vuzov. Cifrovizaciya -drajver'ekonomicheskogo rosta v postpandemicheskijperiod: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Habarovsk: RIC HGU'EP, 2021; № 1: 168-176.

9. Yakovleva A.N. Obuchenie nemeckomu yazyku studentov-bilingvov. Aktual'nyeproblemy filologiiipedagogicheskojlingvistiki. 2015; № 1: 140-143.

Статья поступила в редакцию 24.05.23

УДК 371

Dvadnenko A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Director of School, FSBI "Sanatorium and resort complex 'North Caucasus'" of Ministry of Defense of the Russian Federation, Pyatigorsk Branch of Central Military Children's Sanatorium (Pyatigorsk, Russia), E-mail: Aleksej-dvadnenko@yandex.ru Pilyugina E.I., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Zheleznovodsk Branch of Stavropol State Pedagogical Institute (Zheleznovodsk, Russia), E-mail: pil_ket@mail.ru

Perepelkina N.A., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Zheleznovodsk Branch of Stavropol State Pedagogical Institute (Zheleznovodsk, Russia), E-mail: sgpi_kafedra@mail.ru

IMPROVING TEACHERS' PEDAGOGICAL SKILLS IN INCLUSIVE EDUCATION IN SANATORIUM-TYPE CHILDREN'S INSTITUTIONS. In the article, the authors analyze the system of professional training of teachers in conditions of inclusive education in sanatorium-type children's institutions; propose pedagogical ways and conditions for its improvement in order to deepen the inclusion of students burdened with severe medical indications, limiting their opportunities in co-education with peers who do not have serious health problems, in the traditional classroom format. The authors substantiate the expediency of integrating medical and pedagogical technologies into the educational process of students with special educational needs by mastering the basics of medical knowledge and leading aspects of correctional pedagogy by teachers. The present materials allow concluding that the organization of systematic work to improve the professional skills of teachers in children's institutions of the sanatorium type will increase the effectiveness of inclusive education in the process of rehabilitation treatment of schoolchildren. Key words: children's sanatorium, inclusive education, pedagogical skills, sanatorium-type school

А.В. Двадненко, канд. пед. наук, директор школы, ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны РФ, филиал Центральный военный детский санаторий города Пятигорска, г. Пятигорск, E-mail: Aleksej-dvadnenko@yandex.ru Е.И. Пилюгина, канд. психол. паук, зав. каф. педагогики и психологии, доцент, филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в городеЖелезноводске, г. Железноводск, E-mail: pil_ket@mail.ru

Н.А. Перепелкина, канд. соц. наук, доц., филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в городе Железноводске, г. Железноводск, E-mail: sgpi_kafedra@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНАТОРНОГО ТИПА

В статье авторами проанализирована система профессиональной подготовки учителей в условиях инклюзивного образования в детских учреждениях санаторного типа; предложены педагогические пути и условия по ее совершенствованию с целью углубления инклюзии учащихся, состояние здоровья которых отягощено тяжелыми медицинскими показаниями, ограничивающими их возможности в совместном обучении со сверстниками, не имеющими серьезных проблем со здоровьем в традиционном классно-урочном формате. Авторами обоснована целесообразность интеграции медико-педагогических технологий в образовательный процесс учащихся с особыми образовательными потребностями посредством овладения педагогами основами медицинских знаний и ведущими аспектами коррекционной педагогики. Представленный материал позволяет сделать вывод, что организации системной работы по совершенствованию профессионального мастерства педагогов в детских учреждениях санаторно-оздоровительного типа позволит повысить эффективность инклюзивного образования в процессе реабилитационного лечения школьников.

Ключевые слова: детский санаторий, инклюзивное образование, педагогическое мастерство, школа санаторно-оздоровительного типа

Актуальность темы исследования обусловлена все возрастающими требованиями со стороны общества и государства к качеству и эффективностью инклюзивного образования, и недостаточной профессиональной подготовлен-

ностью значительной части педагогических работников детских учреждений санаторного типа, что препятствует его реализации в образовательной практике.

В качестве главных причин затруднений у педагогов авторы выделяют недостаточную методическую подготовку, нехватку специальных знаний в области коррекционной педагогики и основ клинической медицины, практического опыта инклюзивного обучения учеников с тяжелыми медицинскими показаниями (детский церебральный паралич в прогрессирующей стадии, отставание в умственном развитии в легкой и средней степенях, задержка в нервно-психическом развитии и др.).

Цель исследования: скорректировать профессиональную подготовку педагогов путем организации курса специальных занятий в детских санаториях с привлечением к ним ведущих врачей-педиатров и коррекционных педагогов в качестве консультантов; организовать систему обучающих вебинаров для педагогов по актуальным проблемам методологии и методики инклюзивного обучения, практической детской психологии; осуществить экспертное оценивание качества и эффективности образовательных программ, используемых в инклюзивной практике такого типа учреждений.

Как известно, за последние несколько десятилетий в сфере общей и коррекционной педагогики усиливается тенденция утверждения субъект-субъектных отношений в системах «учитель-учащийся» и «учащийся-учащийся».

В этой связи РО. Агавелян отмечает, что она обусловливает более высокие требования к уровню профессиональной подготовки учителя, воздействующего на обучающегося с особыми образовательными потребностями [1, с. 4-8].

Анализ опыта инклюзивного обучения учителей детских санаториев показывает, что в процессе обучения школьников с нестандартными образовательными запросами (часто болеющие, нервные расстройства, повреждение костно-мышечной системы и др., когда болезнью не повреждены когнитивно-познавательные функции организма ученика), традиционная ориентация учителя на образовательные возможности так называемого среднего» ученика трудно «вписывается» в новую педагогическую реальность, очерчивающую круг новых задач; важнейшая из них - включение в образовательный процесс в качестве полноценных субъектов учебной деятельности «особой» категории школьников с невысокими образовательными возможностями.

К данной категории учащихся относим восстанавливающихся школьников после тяжелых болезней и длительного медикаментозного лечения; операционных вмешательств; детей-инвалидов без тяжелых форм поражения ЦНС; обучающихся с рецидивами в психосоматическом состоянии здоровья и др., которых нельзя отнести к ученикам со стандартными образовательными потребностями, допустить любую их дискриминацию по каким-либо основаниям.

Задачи исследования заключаются в дидактическом моделировании оптимальных психолого-педагогических и материально-технических условий как важных ресурсов, приводящих к возрастанию динамики образовательных достижений учащихся с ОВЗ; росту профессионального мастерства педагогов, ориентирующих все категории школьников на творческий поиск собственного пути решения образовательных проблем путем самопознания, самосозидания и саморегулирования в условиях активного и продуктивного коммуникативного взаимодействия.

Научная новизна исследования состоит в совершенствовании системы профессиональной подготовки педагогического состава, в рассматриваемых в статье типах детских лечебно-образовательных учреждений в инклюзивной практике; выработке гибких критериев и показателей, позволяющих отслеживать динамику образовательного движения учащихся с ОВЗ в период их санаторно-курортного лечения.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать авторский опыт по совершенствованию отдельных аспектов дидактической модели инклюзивного образования руководителями и педагогами детских санаториев различных профилей для повышения эффективности и качества санаторно-курортных услуг.

Авторам статьи видится целесообразным внедрить в практику интегрированную программу в области основ специальной медико-психологической подготовки для педагогов, работающих в данных типах учреждениях (табл. 1). Так, эффективной формой ее реализации можно рассматривать консультирование ведущими врачами медицинских отделений детского санатория учителей по

проблемам образовательного воздействия; и с учетом полученных врачебных рекомендаций и советов психолога разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы гибче корректировать собственную педагогическую стратегию и тактику.

Другой формой повышения уровня методической подготовки педагогов в области инклюзивного обучения является организация системы обучающих ве-бинаров. Их целесообразно проектировать с учетом профиля конкретного детского учреждения санаторного типа, что, безусловно, повысит их практическую значимость.

Главное, чтобы в процессе приобретения педагогами недостающих им знаний углублялись их профессиональные компетенции, что позволит им лучше воплотить в практику инновационные формы и методы для того, чтобы обеспечивать достижение учащимися более весомых результатов в обучении, ориентировать их на успешную и полноценную социализацию [2, с. 5-9].

Учителю санаторной школы нужно уметь быстро и убедительно демонстрировать положительные результаты в обучении и воспитании каждого ученика вне зависимости от уровня его образовательной подготовки в специфических условиях инклюзивного процесса в подобных детских учреждениях [3, с. 6-8]. К ним относим необходимость сочетать обучение с лечением; дефицит учебного времени, обусловленный сроком санаторной путевки; переменный ученический коллектив, закрытый тип образовательной среды и др.

Следовательно, приобретаемые педагогам новые знания в области коррек-ционной педагогики и основ медицинских знаний можно рассматривать как необходимое условие повышения когнитивного взаимодействия учителя и учениках.

Учитель и школьник совместно ищут наиболее адекватные психосоматическому здоровью обучающегося формы социально-перцептивного взаимодействия [4, с. 6-8]. Это позволяет обучающемуся с ОВЗ увереннее овладевать образовательным минимумом в условиях здоровьесбережения.

Анализ особенностей инклюзивной практики показывает, что о высоком уровне профессионального мастерства педагога можно говорить лишь тогда, когда ему удается за небольшой отрезок учебного времени мотивировать обучающегося с ОВЗ на активизацию учебной деятельности, невзирая на его ограниченные познавательные способности, сформировать у него универсальные навыки ученического труда и повысить личностную значимость образовательного процесса.

Учитель в условиях детских лечебно-оздоровительных учреждений санаторного типа должен мастерски владеть коммуникативными технологиями и арт-педагогикой. Тогда ему будет значительно легче создавать оптимальный психологический климат в классе. Это позволит избегать учебных перегрузок на фоне положительных эмоций обучающихся с ОВЗ в процессе добывания знаний, что поспособствует их здоровьесбережению и повышению мотивации к ученическому труду.

Вера учителя в итоговый успех педагогической деятельности и силы ученика с ОВЗ правильные ориентиры для его личностного развития и роста профессионального мастерства. Он должен воодушевлять школьника с тяжелыми врачебными диагнозами на борьбу за свое выздоровление путем овладения алгоритмом учебной деятельности, который позволит найти достойное место в жизни и почувствовать в ней себя полноценной личностью.

Педагогам (учителям и воспитателям) нужно культивировать в себе такие качества личности, как эмпатия и сострадание, гуманизм и великодушие, подкрепляемые глубокими знаниями в области современных достижений общей, детской и коррекционной психологии и педагогики.

Главные и второстепенные требования к личности педагога следует рассматривать в диалектическом единстве, что обусловливают уникальность и своеобразие его личности, прямо и опосредованно влияющей на развитие личности ученика с ОВЗ. Другими словами, для повышения эффективности профессиональной деятельности учителю необходимо иметь определенный задел педагогических способностей, который затруднительно выявить и тем более измерить.

Н.В. Клюева характеризует их следующим емким и точным образом: «это устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием ее успешного выполнения» [5].

Таблица 1

Формы реализации программы подготовки для педагогов, работающих в инклюзивном образовании в детских учреждениях санаторного типа

Форма работы Ответственный за проведение Содержание Адресат

консультирование врачи медицинских отделений детского санатория решение проблем образовательного воздействия с учетом состояния здоровья ребенка педагог и воспитатель

разработка индивидуального образовательного маршрута врач и психолог корректировка педагогической стратегии и тактики с учетом рекомендаций медика и психолога педагог и воспитатель

система обучающих вебинаров методист повышения уровня методической подготовки педагогов в области инклюзивного обучения с учетом профиля конкретного детского учреждения санаторного типа педагог и воспитатель

Обеспечение достижения учащимися более весомых результатов в обучении, ориентирующее их на успешную и полноценную социализацию

Таблица 2

Классификаций педагогических способностей (по Ф.Н. Гоноблину)

Педагогические способности Маркеры способности

Дидактические - доступность изложения учебного материала; - умение проектировать индивидуальный образовательный маршрут для ученика с ОВЗ; - использование оптимальных форм и методов овладения программными требованиями

Экспрессивные - умение подбирать наиболее эффективную эмоционально-выразительную форму изложения образовательного материала для ученика с особыми образовательными потребностями

Перцептивные - действенная психологическая поддержка обучающегося; - глубокое знание индивидуальных особенностей развития ученика; - умение скорректировать психологический фон обучающегося в более «позитивное русло»

Организаторские - создание рабочей атмосферы в процессе обучения; - повышение продуктивности творческой деятельности учащегося за счет бережного отношения к учебному времени - обеспечение дисциплины и порядка в образовательном процессе; - умение сплотить школьников различных категорий в дружный коллектив в процессе их совместной деятельности

Суггестивные - сильное эмоциональное воздействие и взаимодействие педагога и ученика, организованного на принципах взаимного доверия и уважения

Академические - обеспечение нужного уровня усвоения знаний, умений и навыков обучающимися в соответствии с конкретным учебным предметом (образовательным модулем)

В психолого-педагогической науке существует множество классификаций педагогических способностей.

Коллективу авторов статьи наиболее близка классификация, предложенная исследователем Ф.Н. Гоноблиным (табл. 2). Им выделяется следующие педагогические способности: дидактические, экспрессивные, перцептивные, организаторские, суггестивные и академические [6].

Дидактические способности позволяют учителю-предметнику наиболее доступно излагать учебный материал, проектировать индивидуальный образовательный маршрут для ученика с ОВЗ, предлагать ему оптимальные формы и методы овладения программными требованиями.

Экспрессивные способности помогают педагогу подбирать наиболее эффективную эмоционально-выразительную форму изложения образовательного материала для ученика с особыми образовательными потребностями, актуальными для него на текущий момент с учетом изменений в его психосоматическом состоянии здоровья.

Перцептивные способности проявляются в организации действенной психологической поддержки обучающегося с ОВЗ путем понимания учителем его внутреннего душевного состояния; глубоких знаний индивидуальных особенностей развития ученика; умении скорректировать его психологический фон в более «позитивное русло».

Организаторские способности обеспечивают рабочую атмосферу в классе, в группе или в процессе индивидуального обучения; повышение продуктивности творческой деятельности учащегося за счет бережного отношения к учебному времени; дисциплину и порядок в образовательном процессе; сплочение школьников различных категорий в дружный коллектив в инклюзивной практике в процессе их совместной деятельности.

Суггестивные способности, как показывает анализ особенностей инклюзивной практики в детских санаторных учреждениях, выражаются в сильных эмоциональных воздействиях и взаимодействиях педагога и ученика, организованных первым по специальному сценарию в целях психологического раскрепощения обучающегося, и завоевания у него прочного авторитета педагогом на принципах взаимного доверия и уважения [7, с. 47-49].

Академические же способности являются необходимым условием эффективной профессиональной деятельности учителя, поскольку они обеспечивают нужный уровень усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с конкретным учебным предметом (образовательным модулем).

Совокупность изложенных выше требований к личности учителя определяют в конечном итоге его профессиональную компетентность. А.К. Маркова в связи с этим утверждает, что это все субъектные свойства педагога, позволяющие ему проявляться в деятельности и обеспечивающие ее эффективность [8].

В видении авторов статьи эффективность педагогической деятельности не всегда означает итоговой успех инклюзивного образования, так как учитель может достигнуть ощутимого прогресса в интеллектуальном и психофизическом развитии обучающегося с ОВЗ, но не приблизиться на максимально возможное расстояние к «зоне его ближайшего развития».

Следовательно, ученик, отягощенный тяжелыми болезнями, не сможет в полной мере пользоваться всеми образовательными ресурсами при наличии у него объективных ограничений в познавательной деятельности.

Анализ результатов учебно-воспитательного процесса в детском круглогодичном санатории (на примере Центрального военного детского санатория города Пятигорска) показывает, что педагог должен создавать систему внутреннего

самосовершенствования личного учительского таланта и важнейших нравственно-волевых качеств.

Такая самоподготовка включает в себя не только глубокие знания учителем учебного предмета, но и его умение оптимизировать свой труд с учетом специфики конкретной образовательной среды и контингента обучаемых. Организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы без дополнительных интеллектуальных, материальных и временных затрат демонстрировать наилучшие результаты в развитии учащихся с ОВЗ и исключать их учебную перегрузку [9].

Овладение педагогами, работающими в детских санаториях, основами медицинских знаний, позволяет им более выверено варьировать между традиционными и нестандартными методами и способами психолого-педагогических воздействий на ученика; гибче мобилизовать его усилия к учебной деятельности с учетом изменений в состоянии здоровья обучающегося. Учительский талант вместе с другими важными составляющими профессиональной деятельности включает в себя и педагогический такт. Так, Н.А. Етерская характеризует его как «умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе с обучающимися и родителями», оптимизировать педагогическое воздействие на учеников согласно принятым эталонам обучения и воспитания [10, с. 139-141].

Специфической чертой проявления педагогического такта в условиях исследуемого типах детских учреждений является чувство меры учителя между разумными требованиями от ученика с ОВЗ самоотдачи в учебной деятельности и особого отношения к ее результатам. Они оцениваются в сравнении с его прошлыми результатами, а новые образовательные достижения закрепляются преимущественно в практических формах работы.

Такой подход позволяет находить эквилибриум между активизацией творческой активности школьника, сопрягаемой с интеллектуальными и волевыми усилиями, и его психологическим самочувствием в процессе ученического труда.

Такт уместно рассматривать в качестве морального регулятора профессиональной деятельности, критерия нравственной зрелости человека, вставшего на педагогическую стезю. Поэтому выдержка и ответственность учителя, помноженные на уважение личности обучающегося, его умение оперативно находить наилучший выход из сложных ситуаций, гибкость и обоснованность в принятии итоговых решений, безусловно, выступают надежными ориентирами в профессиональном саморазвитии.

Важно отметить, что в деятельности педагога подобного типа школ данные установки прочно укореняются в его психологию и предопределяют жизненную ментальность, что обусловливает его поведение и поступки, детерминированные индивидуальными изменениями в психике. Он словно живет профессией, мысленно проигрывает в уме педагогические ситуации, ищет оптимальные пути воздействия на ученика с целью устранения препятствий в его социальной стратификации путем инклюзивного обучения.

Примечательно, что по этому поводу писал Е.А. Климов: «Как бы мы не понимали профессию, в любом случае есть основание говорить, что она предъявляет некоторые требования к личным психологическим качествам работников» [11, с. 157].

Очевидно, что высокий уровень мастерства учителя позволяет ему не только включать «нестандартного» учащегося в полноценную учебную деятельность, вооружив его индивидуальным алгоритмом по их добыванию, но и положительным образом влиять на его психологию путем формирования уверенности в соб-

ственных силах, в итоговом успехе в учебе посредством активирования опыта совместного обучения с другими категориями школьников [12].

Таким образом, основными психолого-педагогическими требованиями к личности учителя в инклюзивной практике в условиях лечебно-оздоровительных учреждений санаторного типа являются:

- высокий уровень профессионального мастерства, позволяющий в дидактическом и методическом аспектах оптимизировать учебную деятельность обучающегося с ОВЗ;

Библиографический список

- глубокие знания всех нюансов возрастной психологии и коррекционной педагогики, сопряженных с достаточными теоретическими и практическими представлениями в области основ медицинских знаний;

- вовлеченность в профессию, основанная на гуманистическом отношении к личности ученика;

- совокупность личных морально-этических качеств, позволяющих претворять наилучшим образом в инклюзивной практике педагогические новации «в русле» развития идей лечебной педагогики.

1. Агавелян РО. Социально-перцептивные процессы личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Новосибирск, 2000.

2. Калугина М.А. Формирование профессиональной индивидуальности будущего педагога-воспитателя: на примере работы в детском загородном санаторно-оздо-ровительном центре круглогодичного функционирования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2003.

3. Ланковская Е.К. Формирование готовности будущих педагогов к анимационной деятельности в детских санаторно-курортных учреждениях. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ялта, 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Романова М.А. Формирование психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Москва, 2012.

5. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений. Москва, 2003.

6. Гоноблин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. Способности и интересы. Москва, 1962: 232-274.

7. Поташник М.М. В поисках оптимального варианта. Москва: Педагогика, 2017.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.

9. Бабанский Ю.К Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). Москва: Просвещение, 1982.

10. Етерская Н.А. Педагогический такт - неотъемлемая часть мастерства современного учителя. Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Международнй научной конференции. Санкт-Петербург, 2014.

11. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учебное пособие. Москва: МПГУ 1995.

12. Технология непрерывного экологического образования: теоретические и методические аспекты: монография. Горно-Алтайск: Международный издательский центр фонда Глобал-Грин-Грантс, 2007.

References

1. Agavelyan R.O. Social'no-perceptivnye processy lichnosti pedagoga special'noj shkoly v professional'noj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Novosibirsk, 2000.

2. Kalugina M.A. Formirovanie professional'noj individual'nosti buduschego pedagoga-vospitatelya: na primere raboty v detskom zagorodnom sanatorno-ozdorovitel'nom centre kruglogodichnogo funkcionirovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2003.

3. Lankovskaya E.K. Formirovaniegotovnostibuduschihpedagogovkanimacionnojdeyatel'nostivdetskih sanatorno-kurortnyh uchrezhdeniyah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yalta, 2019.

4. Romanova M.A. Formirovanie psihologo-pedagogicheskogo potenciala uchitelya nachal'nyh klassov. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2012.

5. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2003.

6. Gonoblin F.N. Psihologicheskij analiz pedagogicheskih sposobnostej. Sposobnostiiinteresy. Moskva, 1962: 232-274.

7. Potashnik M.M. Vpoiskah optimal'nogo varianta. Moskva: Pedagogika, 2017.

8. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.

9. Babanskij Yu.K. Optimizaciya uchebno-vospitatel'nogoprocessa: (Metodicheskieosnovy). Moskva: Prosveschenie, 1982.

10. Eterskaya N.A. Pedagogicheskij takt - neot'emlemaya chast' masterstva sovremennogo uchitelya. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy IV Mezhdunarodnj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014.

11. Klimov E.A. Obraz mira v raznotipnyh professiyah: uchebnoe posobie. Moskva: MPGU, 1995.

12. Tehnologiya nepreryvnogo 'ekologicheskogo obrazovaniya: teoreticheskie i metodicheskie aspekty: monografiya. Gorno-Altajsk: Mezhdunarodnyj izdatel'skij centr fonda Global-Grin-Grants, 2007.

Статья поступила в редакцию 15.05.23

УДК 378 + 786.8

Kamalova G.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Department of Musical Art, Kazan State Institute of Culture (Kazan, Russia), E-mail: gulnurrk88@mail.ru

Sagdiev N.F., senior teacher, Head of Department of Musical Art, Kazan State Institute of Culture (Kazan, Russia), E-mail: musicmen_nail@mail.ru

Kamalov I.I., student, Department of Musical Art, Kazan State Institute of Culture (Kazan, Russia), E-mail: bayanistilnur95@mail.ru

THE IMPORTANCE OF POLYPHONIC REPERTOIRE IN THE DEVELOPMENT OF CLASSICAL CHROMATIC ACCORDION ART EDUCATION. Considering the process of professional teaching instrumental practices of chromatic accordion, the work has revealed a trend of associating such instruments as accordion and chromatic accordion with folk and pop spheres, which does not take into account the rich history of these instruments and their relationship to a classical organ. The paper's objective is to reveal how to implement the mechanism of professional mastering of organ settings as an effective means of "academization" of chromatic accordion as a classical instrument. To implement the set goal, the researchers apply the methods facilitating: revealing a chromatic accordion as a multifunctional instrument capable of performing classical styles and genres of music; substantiating the significance of polyphonic repertoire by the example of organ setting as helping to develop a chromatic accordion player during training. As a result, due to using a "peer-to-peer" technique, which implies a theoretical and practical mutual exchange of performers (a pianist and a chromatic accordion player - the article authors G.R. Kamalova and N.F. Sagdiev) in a form of a master class, the authors elaborate professional recommendations for performing a work by C. Franck "Prelude, fugue and variations" (formulated by the author N.F. Sagdiev and a co-author I.I. Kamalov) .

Key words: musical setting, professional training of chromatic accordion player, polyphony, mutual creativity of musicians

Г.Р. Камалоеа, канд. пед. наук, преп., Казанский государственный институт культуры, г. Казань, E-mail: gulnurrk88@mail.ru

Н.Ф. Сагдиее, ст. преп., зав. каф. музыкального искусства, Казанский государственный институт культуры, г. Казань,

E-mail: musicmen_nail@mail.ru

И.И. Камалое, студент, Казанский государственный институт культуры, г. Казань, E-mail: bayanistilnur95@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО БАЯННОГО ИСКУССТВА

Рассматривая процесс профессионального обучения инструментальным практикам на баяне, мы обнаружили тенденцию к ассоциированию баяна и аккордеона с народным и эстрадными направлениями, в результате чего не учитывается богатая история этих инструментов и их родственность с академическим органом. Целью работы является практическая реализация механизма по профессиональному освоению органных переложений как эффективного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.