Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТИПА'

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ САНАТОРНОГО ТИПА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Двадненко Алексей Владимирович, Новикова Оксана Николаевна, Бочаров Сергей Стефанович

Статья посвящена поиску оптимальных психолого-педагогических путей и условий для построения и реализации инклюзивной образовательной модели в условиях детского учреждения санаторного типа. Авторы фокусируются на необходимости создания в детских санаториях инклюзивной развивающей образовательной среды, позволяющей достигать практического положительного результата в процессе обучения каждому ученику. Использование педагогами инновационных образовательных технологий и принципов коррекционной педагогики, сопряженных с индивидуализацией и дифференциацией образовательной траектории обучающегося, а также актуализация потенциала личностно-деятельностного и средового подходов позволяет в специфических условиях учебно-воспитательного процесса добиваться наилучших результатов в инклюзии ученика с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Двадненко Алексей Владимирович, Новикова Оксана Николаевна, Бочаров Сергей Стефанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL FOUNDATIONS OF THE IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN CHILDREN'S HEALTH-IMPROVING INSTITUTIONS

The article is devoted to the search for optimal psychological and pedagogical ways and conditions for the construction and implementation of an inclusive educational model in a sanatorium-type children's institution. The authors focus on the need to create an inclusive developing educational environment in children's sanatoriums, allowing each pupil to achieve a practical positive result in the learning process. The use by teachers of innovative educational technologies and the principles of correctional pedagogy associated with the individualization and differentiation of the educational trajectory of the pupil, the actualization of the potential of personal-activity and environmental approaches, allows in the specific conditions of the educational process to achieve the best results in the inclusion of a student with special educational needs.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТИПА»

УДК 376.2 DOI: 10.36809/2309-9380-2022-37-168-172

Науч. спец. 5.8.1

Алексей Владимирович Двадненко

Школа-интернат филиала Центрального военного детского санатория санаторно-курортного комплекса «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации, кандидат педагогических наук, директор школы, Пятигорск, Россия

e-mail: Aleksej-dvadnenko@yandex.ru

Оксана Николаевна Новикова

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Будённовске, кандидат исторических наук, директор филиала, заведующий кафедрой начального образования и гуманитарных дисциплин, Будённовск, Россия

e-mail: budfilsgpi@mail.ru

Сергей Стефанович Бочаров

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, кандидат химических наук, Железноводск, Россия e-mail: bocharovss@mail.ru

Социальные основы реализации инклюзивного образования в детских учреждениях санаторно-оздоровительного типа

Аннотация. Статья посвящена поиску оптимальных психолого-педагогических путей и условий для построения и реализации инклюзивной образовательной модели в условиях детского учреждения санаторного типа. Авторы фокусируются на необходимости создания в детских санаториях инклюзивной развивающей образовательной среды, позволяющей достигать практического положительного результата в процессе обучения каждому ученику. Использование педагогами инновационных образовательных технологий и принципов коррекционной педагогики, сопряженных с индивидуализацией и дифференциацией образовательной траектории обучающегося, а также актуализация потенциала личностно-деятельнос-тного и средового подходов позволяет в специфических условиях учебно-воспитательного процесса добиваться наилучших результатов в инклюзии ученика с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: инклюзивное образование, социальные основы, детские учреждения санаторного типа.

Alexey V. Dvadnenko

Boarding School of the Branch of the Central Military Children's Sanatorium of the Sanatorium and Resort Complex "North Caucasus" Ministry of Defense of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences, School Director, Pyatigorsk, Russia

e-mail: Aleksej-dvadnenko@yandex.ru

Oksana N. Novikova

Branch of Stavropol State Pedagogical Institute in Budennovsk, Candidate of Historical Sciences, Branch Director, Head of the Department of Primary Education and Humanities, Budennovsk, Russia e-mail: budfilsgpi@mail.ru

Sergey S. Bocharov

Branch of Stavropol State Pedagogical Institute in the City of Zheleznovodsk, Candidate of Chemical Sciences, Zheleznovodsk, Russia e-mail: bocharovss@mail.ru

Social Foundations of the Implementation of Inclusive Education in Children's Health-Improving Institutions

Abstract. The article is devoted to the search for optimal psychological and pedagogical ways and conditions for the construction and implementation of an inclusive educational model in a sanatorium-type children's institution. The authors focus on the need to create an inclusive developing educational environment in children's sanatoriums, allowing each pupil to achieve a practical positive

© Двадненко А. В., Новикова О. Н., Бочаров С. С., 2022

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2022, № 4 (37), с. 168-172. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2022, no. 4 (37), pp. 168-172.

result in the learning process. The use by teachers of innovative educational technologies and the principles of correctional pedagogy associated with the individualization and differentiation of the educational trajectory of the pupil, the actualization of the potential of personal-activity and environmental approaches, allows in the specific conditions of the educational process to achieve the best results in the inclusion of a student with special educational needs.

Keywords: inclusive education, social foundations, sanatorium-type children's institutions.

Введение (Introduction)

Как известно, процесс социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в профильном санаторно-курортном лечении, сопряженном с поддерживающим обучением, требует инновационных преобразований с целью наиболее полного удовлетворения их особенных образовательных потребностей. Безусловно, в современных реалиях развития системы детских лечебно-оздоровительных учреждений санаторного типа такой категории учащихся необходимо обеспечивать уверенное движение вверх «по социальному лифту».

Однако, как показывает практика, наблюдается определенный дисбаланс между медико-бальнеологическим и психолого-педагогическим воздействием на обучающихся с ОВЗ, их смещение в пользу первых, лечебных факторов, что обусловлено предназначением и специализацией подобных детских учреждений, приоритетом борьбы врачебно-медицинского персонала за восстановление здоровья ученика. И всё же такой подход не позволяет реализовать в полной мере весь потенциал педагогической системы детских санаториев, сориентированной, прежде всего, на повышение социальной мобильности школьника средствами образовательной деятельности путем его инклюзии в социальную среду на равноправной основе, исключающей любую дискриминацию личности в учебно-воспитательном процессе.

Цель данной статьи заключается в исследовании влияния инклюзивного образовательного процесса в детских учреждениях санаторного типа на динамику социального благополучия обучающихся с ОВЗ; в поиске наиболее продуктивных психолого-педагогических методов и средств, приводящих к стабилизации их психоэмоционального самочувствия при положительных результатах в образовательной деятельности.

Методы (Methods)

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования параллельно с методом прямого наблюдения в естественной образовательной среде, а также с методом статистической обработки данных и их авторской интерпретации, с учетом принципов личностно-деятельностного и средового подходов, были исследованы социально-педагогические аспекты оптимизации инклюзивного образования в специфических условиях детских учреждений санаторно-оздоровительного типа.

Литературный обзор (Literature Review)

В качестве основных источников выступают идеи использования лечебной педагогики в коррекционном обучении и воспитании «дефективных» детей В. П. Кащенко и рефлексологии в социальной группе В. М. Бехтерева.

Методологическую основу исследования составляют труды зарубежных и отечественных исследователей: О. Де-кроли, Ж. Демора, И. Гуггенбюля, В. М. Готлиба, А. Г. Готлиба, В. Б. Лядидуса, Н. Ламси, Е. В. Павлова, А. А. Финкельштейна и др.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Необходимость укрепления «социальной платформы» для всестороннего развития личности каждого обучающегося с ОВЗ в период санаторного оздоровления как отправной точки в дальнейшей его социализации побудили авторов статьи к научному поиску и обоснованию путей и условий, оптимизирующих образовательные ресурсы школьника.

Под образовательными ресурсами подразумеваем: совокупность универсальных образовательных компетенций; развитие способностей и личностных качеств ученика с ОВЗ, позволяющих ему увереннее овладевать предметным содержанием программного материала, усваивать этические, духовно-нравственные и социально-правовые компоненты окружающей действительности, мотивирующие на созидание собственной личности, подкрепляемые позитивным отношением к себе и окружающим.

Следовательно, инклюзивное образование — это педагогическая система, позволяющая адаптивным образом включать ученика с ОВЗ в учебную деятельность с другими сверстниками в качестве полноправного субъекта познавательного процесса, воспитывать в нём волю и трудолюбие, формировать навыки самообслуживания и самостоятельной деятельности в условиях здоровьесбережения и безопасной жизнедеятельности в развивающей образовательной среде [1, с. 8].

Социальная среда детского учреждения санаторно-оздоровительного типа достаточно замкнута, в отличие, например, от среды типовой общеобразовательной школы. Учащиеся находятся, как правило, в непривычной для них природно-климатической и пространственно-временной обстановке в условиях ограниченного социального взаимодействия [2, с. 22]. Социальный контекст им также нов и неизведан. С одной стороны, в таких учреждениях наблюдается временный (переменный) состав учащихся, что обусловлено сроками их санаторной путевки. С другой — постоянный медико-педагогический персонал, оказывающий личностное воздействие на обучающихся с ОВЗ в процессе профессиональной деятельности [3, с. 35].

В специфических условиях жизнедеятельности обучающемуся с ОВЗ необходимо уметь вовремя приспособиться к новой социальной обстановке и проявить себя в познавательной деятельности в доступных его силам формах сотрудничества. Наконец, необходимо овладеть удобным ему алгоритмом образовательной деятельности, способствующим формированию необходимых образовательных

компетенций, позволяющих увереннее подниматься по «социальной лестнице» соразмерно его потенциальным образовательным потребностям [4, с. 12].

Поэтому одна из главных задач инклюзивного образования — построение и корректировка индивидуального образовательного маршрута ученика на основе психолого-педагогического мониторинга изменений динамики его психосоматического состояния здоровья [5, с. 78]. Педагогам необходимо сразу же, с первых дней лечения, помогать ученику плавно «погружаться» в новую социальную реальность, путем тактичного педагогического сопровождения подготавливать его к самостоятельному вхождению в новые социальные отношения со сверстниками в рамках классно-урочной и внеклассной деятельности, стабилизирующие содержание и развитие интеллектуальной, физической и эмоционально-волевой сфер личности [6, с. 9]. Для того чтобы рационально совмещать лечение и образование ученика с ОВЗ, учебно-воспитательный процесс в школе санатория необходимо выстроить таким образом, чтобы обучающийся за незначительное время, отводимое на учебу, получал положительный психоэмоциональный заряд от самого факта включения в познавательную деятельность [7, с. 7].

Глубокая индивидуализация и дифференциация образовательной траектории школьника, использование педагогами коммуникативных, игровых и здоровьесберегающих образовательных технологий с опорой на наглядность, учет педагогами врачебных рекомендаций по степени предрасположенности обучающегося с ОВЗ к разным формам и видам учебной деятельности, безусловно, позволят создавать наилучшие условия для практико-ориентированного обучения [8, с. 18].

Именно практический результат от посещения школы (на примере Центрального военного детского санатория Минобороны России г. Пятигорска) для ученика «с нетипичными» образовательными запросами выступает одним из ведущих стимулов к преодолению объективных препятствий для его полноценного развития в кругу других категорий школьников, не имеющих ограничений в состоянии здоровья.

Как показывает практика, наилучшим образом зарекомендовала себя технология «Портфолио», предназначенная для фиксирования образовательных результатов обучающегося с ОВЗ за период санаторно-курортного лечения. Они сравниваются с его прошлыми образовательными результатами. Это позволяет ученику лучше понять, чему он научился, а что еще не умеет делать, каким способом преодолеть затруднения в учебе с опорой на уже достигнутое. Особенность использования технологии «Портфолио» заключается в перенацеливании обучающегося с ОВЗ с оценки на самооценку, в ориентировании его на самореализацию путем накопления образовательных достижений [9, с. 74].

В результате на фоне повышения мотивации школьника к процессу обучения знания приобретают для него новые личностные смыслы. А поскольку его инклюзия осуществляется в контактных формах взаимодействия с педагогами и другими категориями школьников, ученик с ОВЗ наряду со знаниями овладевает и социально важными навыками. Они служат ему своеобразным «пропуском» в актуальный

социальный контекст, коррелирующий с его интеллектуальными и психофизическими возможностями развития (см. об этом: [10]).

Эффективность инклюзии обучающегося возрастает соразмерно расширению его коммуникационных каналов на основе адаптивных форм обучения. Безусловно, данные процессы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Именно поэтому овладение обучающимся универсальными способами контактных взаимодействий с учителем, взрослыми и другими школьниками, на основе дидактического моделирования его индивидуального образовательного маршрута, повышает продуктивность учебной деятельности при положительной психоэмоциональной составляющей [11, с. 87; 12, с. 126].

Такой подход педагогов к построению образовательной траектории позволяет школьнику (в период лечения) активным образом накапливать положительный опыт общения с разными категориями учащихся и взрослых. В свою очередь, это позволяет формировать нужные предпосылки для его последующей социализации.

Другая характерная особенность инклюзивного образования в условиях детских учреждений санаторно-оздоро-вительного типа — организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ, представленной, как правило, в виде клубно-кружковой и просветительской работы. В подобных детских учреждениях, наряду с классно-урочным обучением, имеются значительные возможности для компенсирующих форм внеклассного образования каждого ученика. Так, включение школьника в кружковую работу, результатом которой становится овладение им каким-либо новым практическим навыком деятельности, параллельно с приобщением к богатому духовному миру культуры и искусства, несомненно, позволяет ему апробировать формируемые образовательные компетенции в период восстановительного лечения. Участие же учеников с ОВЗ в детских концертах художественной самодеятельности и праздниках, спортивных мероприятиях, интеллектуально-познавательных мероприятиях в интерактивных формах совместно с другими учащимися и т. д. повышает психоэмоциональный тонус, настраивает их на успех и самореализацию в разнообразных формах самовыражения в оптимальных условиях учебно-воспитательного процесса [13, с. 64].

Организация трудового и физического воспитания обучающихся с ОВЗ, с учетом врачебных рекомендаций, в посильных им формах, наряду с развитием навыков самообслуживания, позволяет им увереннее включаться в учебную деятельность в естественной атмосфере развивающей образовательной среды.

Важный аспект инклюзивного образования ученика с ОВЗ в период лечения в детском санатории — организация его тьюторского сопровождения в процессе обучения, которое, в отличие от типовой школы, далеко не всегда предусмотрено. Роль тьютора зачастую возлагается на педагога-психолога или коррекционного педагога, что представляется нерациональным ввиду узкоспециализированной профессиональной подготовки данных специалистов. Выходом из ситуации представляется как введение в штат детских санаториев должности тьютора, так и специаль-

ная подготовка в области тьюторства наиболее опытных учителей и воспитателей подобных учреждений. Главное, чтобы тьюторское сопровождение обеспечивало ученику с ОВЗ успешное включение в образовательную среду; поддерживало его на протяжении всего курса санаторно-оздо-ровительного лечения; облегчало взаимодействие со всеми активными участниками учебно-воспитательного процесса [14, с. 132].

Другое значимое направление инклюзивного образования — организация комплекса психолого-педагогических воздействий и взаимодействий по развитию у обучающихся с ОВЗ навыков самообслуживания и углубления знаний в области личной гигиены и здоровьесбережения. Для этого целесообразно проводить в детских санаториях специальные занятия по развитию мелкой моторики, коррекции речевых дефектов, общему оздоровлению учеников в интерактивных формах и др., сопряженных с просветительской работой, содержание и формы которой позволят им с помощью полученных знаний и сформированных навыков более рационально распределять свои силы между разными видами деятельности.

Как показывает анализ практики, использование потенциала семейной педагогики, при совместном нахождении учащих-

ся с родителями на лечении, положительно сказывается на психологическом самочувствии обучающихся с ОВЗ. В случае же их длительного лечения в отрыве от семьи, наблюдается обратная тенденция, которую можно преодолеть, заполняя режим дня ученика разносторонней увлекательной образовательной деятельностью; нивелировать в значительной степени их психоэмоциональные переживания из-за разлуки с родными и близкими, формируя недостающие образовательные компетенции путем развития деятельностных сторон личности каждого «юного пациента» [15, с. 41].

Заключение (Conclusion)

Таким образом, инклюзивное образование позволяет: выстраивать прочные социальные основы для успешного погружения обучающегося с ОВЗ в учебную деятельность в коллективе сверстников; преодолевать его интеллектуальные и психофизические ограничения в состоянии здоровья путем активации компенсационных механизмов развития личности; устанавливать эквилибриум между медицинскими и образовательными факторами воздействия на школьника для получения максимально возможных результатов в его оздоровлении и обучении, гарантирующих уверенную социальную стратификацию в будущем.

Библиографический список

1. Чалдышкина Н. Н. Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского оздоровительного лагеря : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 23 с.

2. Кащенко В. П., Крюков С. Н. Воспитание-обучение трудных детей: из опыта санатория-школы. М. : [б. и.], 1913. 54 с.

3. Губина Н. Б. Рациональная интегративная модель комплексной реабилитации в условиях детского санатория — реабилитационного центра : дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2009. 156 с.

4. Папуша Е. Н. Формирование адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2019. 23 с.

5. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : метод. пособие / под ред. М. С. Староверовой. М. : Владос, 2018. 291 с.

6. Вакорина Л. Ю. Инклюзивное образование в России: механизмы управления и повышения эффективности : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2019. 24 с.

7. Хрипункова О. В. Формирование профессиональной готовности медико-педагогического персонала к интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной работы в детском санатории : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2018. 24 с.

8. Чернявская А. П., Шипкова Е. Н., Егорова П. А. Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Яросл. пед. вестн. 2022. № 1 (124). С. 16-24. DOI: 10.20323/1813-145X-2022-1-124-16-24

9. Инклюзия в детском отдыхе / В. В. Овчинников, Н. Г. Лосева, В. Д. Стронина [и др.]. М. : Aegitas, 2018. 180 с.

10. Hardiman Sh., Guerin S., Fitzsimons E. A Comparison of the Social Competence of Children with Moderate intellectual Disability in inclusive Versus Segregated School Settings // Research in Developmental Disabilities. 2009. Vol. 30, issue 2. P. 397-407. DOI: 10.1016/j.ridd.2008.07.006

11. Бережнова О. В., Пилюгина Е. И. Агрессивное поведение как социальная реальность у младших школьников // Педагогическая наука, образование и воспитание на современном этапе: опыт, традиции и новации : материалы XIII Рег. науч.-практ. конф. / под ред. Л. Н. Кожемякиной, А. В. Бабаян, Б. А. Черкесова. Буденновск ; Ставрополь : Сервисшкола, 2020. С. 85-89.

12. Педагогика инклюзивного образования : учеб. / Т. Г. Богданова, А. А. Гусейнова, Н. М. Назарова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. М. : ИНФРА-М, 2020. 335 с.

13. Соломахина Т. Р. Социальная адаптация подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского санатория : дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2008. 197 с.

14. Величко Ю. В., Милицина О. В., Шишкина С. В. Современные ориентиры социализации детей в дополнительном образовании средствами искусства // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2021. Вып. 1 (213). С. 132-138. DOI: 10.23951/1609-624X-2021-1-132-138

15. Шиховцова Н. Н., Болховской А. Л. Инклюзия в образовании и медицине: вопросы профессиональной готовности студентов-педагогов : моногр. Пятигорск : Рекламно-информационное агентство на Кавказских Минеральных Водах, 2019. 132 с.

References

Berezhnova O. V., Pilyugina E. I. (2020) Agressivnoe povedenie kak sotsial'naya real'nost' u mladshikh shkol'nikov [Aggressive Behavior as a Social Reality Among Younger Schoolchildren]*, Kozhemyakina L. N., Babayan A. V., Cherkesov B. A. (eds.) Pedagogicheskaya nauka, obrazovanie i vospitanie na sovremennom ehtape: opyt, traditsii i novatsii [Pedagogical Science, Education and Upbringing at the Present Stage: Experience, Traditions and Innovations]*. Budennovsk, Stavropol, Servisshkola Publ., pp. 85-89. (in Russian)

Bogdanova T. G., Guseinova A. A., Nazarova N. M., Prikhod'ko O. G., Ushakova E. V., Yakovleva I. M. (2020) Pedagogika inklyuzivnogo obrazovaniya [Pedagogy of Inclusive Education]*. Moscow, INFRA-M Publ., 335 p. (in Russian)

Chaldyshkina N. N. (2007) Sotsial'no-pedagogicheskaya reabilitatsiya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh detskogo ozdorovitel'nogo lagerya [Socio-Pedagogical Rehabilitation of Children with Disabilities in a Children's Health Camp]*, Cand. ped. sci. diss. Abstr. Moscow, 23 p. (in Russian)

Chernyavskaya A. P., Shipkova E. N., Egorova P. A. (2022) Professional'noe samoopredelenie obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Professional Self-Determination of Students with Disabilities], Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], no. 1 (124), pp. 16-24, doi: 10.20323/1813-145X-2022-1-124-16-24 (in Russian)

Gubina N. B. (2009) Ratsional'naya integrativnaya model' kompleksnoi reabilitatsii v usloviyakh detskogo sanatoriya — reabilitatsionnogo tsentra [Rational Integrative Model of Complex Rehabilitation in the Conditions of a Children's Sanatorium — Rehabilitation Center]*, Cand. med. sci. diss. Saint Petersburg, 156 p. (in Russian)

Hardiman Sh., Guerin S., Fitzsimons E. (2009) A Comparison of the Social Competence of Children with Moderate Intellectual Disability in Inclusive Versus Segregated School Settings, Research in Developmental Disabilities, vol. 30, issue 2, pp. 397-407, doi: 10.1016/j.ridd.2008.07.006 (in English)

Kashchenko V. P., Kryukov S. N. (1913) Vospitanie-obuchenie trudnykh detei: iz opyta sanatoriya-shkoly [Education and Training of Difficult Children: From the Experience of the Sanatorium-School]*. Moscow, 54 p. (in Russian)

Khripunkova O. V. (2018) Formirovanie professional'noi gotovnosti mediko-pedagogicheskogo personala k integratsii obrazovatel'noi i lechebno-ozdorovitel'noi raboty v detskom sanatorii [Formation of Professional Readiness of Medical and Pedagogical Personnel for the Integration of Educational and Health-Improving Work in a Children's Sanatorium]*, Cand. ped. sci. diss. Abstr. Voronezh, 24 p. (in Russian)

Ovchinnikov V. V., Loseva N. G., Stronina V. D., Vyazovkina M. V., Zin'kevich I. P., Kostina I. L., Chikin A. A., Komyshanova K. Eh., Ruditser A. I., Gendeleva M. O., Yatsenko R. P. (2018) Inklyuziya vdetskom otdykhe [Inclusion in Children's Recreation]*. Moscow, Aegitas Publ., 180 p. (in Russian)

Papusha E. N. (2019) Formirovanie adaptivnykh vospitatel'nykh sistem detskikh ozdorovitel'nykh lagerei [Formation of Adaptive Educational Systems of Children's Health Camps]*, Cand. ped. sci. diss. Abstr. Kazan, 23 p. (in Russian)

Shikhovtsova N. N., Bolkhovskoi A. L. (2019) Inklyuziya v obrazovanii i meditsine: voprosy professional'noi gotovnosti studentov-pedagogov [Inclusion in Education and Medicine: Issues of Professional Readiness Students-Teachers]*. Pyatigorsk, Reklamno-informatsionnoe agentstvo na Kavkazskikh Mineral'nykh Vodakh Publ., 132 p. (in Russian)

Solomakhina T. R. (2008) Sotsial'naya adaptatsiya podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh detskogo sanatoriya [Social Adaptation of Adolescents with Disabilities in a Children's Sanatorium]*, Cand. ped. sci. diss. Kursk, 197 p. (in Russian)

Staroverova M. S. (ed.) (2018) Inklyuzivnoe obrazovanie. Nastol'naya kniga pedagoga, rabotayushchego s det'mi s OVZ [Inclusive Education. Handbook for a Teacher Working with Children with Disabilities]*. Moscow, Vlados Publ., 291 p. (in Russian) Vakorina L. Yu. (2019) Inklyuzivnoe obrazovanie v Rossii: mekhanizmy upravleniya i povysheniya ehffektivnosti [Inclusive Education in Russia: Mechanisms of Management and Efficiency Improvement]*, Cand. sociol. sci. diss. Abstr. Moscow, 24 p. (in Russian)

Velichko Yu. V., Militsina O. V., Shishkina S. V. (2021) Sovremennye orientiry sotsializatsii detei v dopolnitel'nom obrazovanii sredstvami iskusstva [Modern Guidelines for Socialization of Children in Additional Education by Means of Art], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], issue 1 (213), pp. 132-138, doi: 10.23951/1609-624X-2021-1-132-138 (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен авторами статьи / Translated by the authors of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.