Научная статья на тему 'Совершенствование оценки профессиональных компетенций выпускников вуза на основе современных информационных технологий'

Совершенствование оценки профессиональных компетенций выпускников вуза на основе современных информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНЫЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ИТОГОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ / ВЫПУСКНИК / ЭЛЕКТРОННЫЙ ТРЕНИНГ / ASSESSMENT AND DIAGNOSTIC MEANS / KNOWLEDGE AND SKILLS / FINAL TESTS / GRADUATE / IT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевкунова В. П., Сидорова В. И., Шарощенко И. В.

В статье рассматривается использование оценочных и диагностических средств (ОДС) для комплексного и объективного оценивания знаний, умений и навыков выпускников на всех этапах итоговых испытаний. Применение электронных ОДС, в том числе возможность электронного тренинга, позволяет проводить подготовку к Государственной аттестационной комиссии (ГАК) дистанционно и адекватно оценивать уровень теоретической подготовки и сформированных умений и навыков, в первую очередь, самим выпускником, а также членам ГАК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевкунова В. П., Сидорова В. И., Шарощенко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of graduates professional competences assessment based on modern IT

The article presents the author's view point on usage of assessment and diagnostic means of complex and objective estimation of knowledge and skills of graduates at all stages of final tests. Application of IT assessment and diagnostic means also provide possibility of IT training and final exams distance preparing. Besides, the above means ensure graduates and Examination Board accurate assessment of theoretical training level as well as the level of acquired skills.

Текст научной работы на тему «Совершенствование оценки профессиональных компетенций выпускников вуза на основе современных информационных технологий»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В. П. Шевкунова,

В. И. Сидорова, И. В. Шарощенко

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматривается использование оценочных и диагностических средств (ОДС) для комплексного и объективного оценивания знаний, умений и навыков выпускников на всех этапах итоговых испытаний. Применение электронных ОДС, в том числе возможность электронного тренинга, позволяет проводить подготовку к Государственной аттестационной комиссии (ГАК) дистанционно и адекватно оценивать уровень теоретической подготовки и сформированных умений и навыков, в первую очередь, самим выпускником, а также членам ГАК.

Ключевые слова: оценочные и диагностические средства; знания, умения и навыки; итоговые испытания; выпускник; электронный тренинг.

В настоящее время система высшего профессионального образования переживает сложный период развития. Современный рынок труда предъявляет высокие требования к уровню подготовленности выпускника вуза: с одной стороны, глубокие и всесторонние профессиональные требования, а с другой - умения коммуникации и серьезная мотивационная способность. Компетентностный подход к построению ГОС ВПО третьего поколения предполагает большую адаптацию образовательной модели к внешней среде. Такая модель ориентирована на академические достижения обучающихся, т. е. предполагает включение широких базовых требований к подготовке выпускника, а также к его социально-личностным характеристикам. Современное образование направлено на усиление практической направленности, что достигается расширением перечня изучаемых дисциплин, увеличением числа дисциплин специализаций, использованием активных методов обучения.

Реализация компетентностного подхода сталкивается с рядом проблем. Одна из них - это проблема оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций выпускника. Вместе с тем расширяется инструментарий для диагностики и оценивания этих компетенций. Для объективного оценивания важно разработать квалификационные характеристики, основываясь на критериях приобретенных

знаний, формулировке конкретных целей образования, заданных в понятиях знаний, умений и навыков, а также выбрать адекватные технологии их оценивания.

В данной статье анализируется опыт двух кафедр - экономической теории и экономики таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии по диагностике уровня сформированности профессиональных компетенций выпускников специальности 080502.65 - «Экономика и управление на предприятии (таможня)».

Итоговая аттестация выпускников - это форма контроля, которая предполагает оценку уровня теоретической подготовки студентов-выпускников, диагностику их умений и навыков, что определяет уровень профессионализма, умения адаптироваться в таможенную среду, грамотно выполнять возлагаемые на них функции.

С целью подготовки комплексного методического сопровождения проведения итоговой государственной аттестации студентов данной специальности ведущими специалистами указанных выше кафедр разработаны ОДС.

Принципиально новым при разработке ОДС является использование информационных ресурсов филиала в обеспечении подготовки выпускников к итоговой государственной аттестации и ее проведению. ОДС содержат требования к порядку, подготовке и проведению государственного экзамена, тренировочные задания для самоподготовки, рекомендации по выполнению и защите выпускных квалификационных работ.

Пакет ОДС размещен на сервере филиала Академии, что позволяет студентам своевременно ознакомиться с программой государственных испытаний, использовать материалы для самоподготовки, пройти репетиционное тестирование и качественно подготовиться к сдаче государственного экзамена и защите выпускной квалификационной работы.

Целью использования ОДС является комплексное и объективное оценивание знаний, умений и навыков выпускников на всех этапах итоговых испытаний.

Структура оценочных и диагностических средства для итоговой государственной аттестации выпускников (табл. 1) разработана с учетом современных требований к компетенциям выпускника и предполагаемых форм итоговых испытаний.

Компетентностные требования к профессиональной подготовленности выпускника - экономиста-менеджера - представлены в табл. 2. Предлагаемые виды компетенций формируются у студентов на протяжении всего периода обучения, дополняются и развиваются по мере изучения дисциплин учебного плана.

Проверка уровня формирования всего комплекса компетенций осуществляется на государственном экзамене по дисциплине «Менеджмент» и государственном междисциплинарном экзамене (ГМЭ).

С введением обязательного тестирования на государственном экзамене в ОДС для итоговой государственной аттестации выпускников включены комплексные тестовые задания. Структура комплексных тестовых заданий разработана с учетом необходимости объективного оценивания компетенций: первый раздел включает тесты по дисциплинам для проверки теоретических знаний, во втором разделе предполагается решение задачи и интерпретация полученного результата для проверки сформированных умений, в третьем разделе - разбор предлагаемой ситуации и подготовка вывода для проверки сформированных навыков.

Целью итогового государственного экзамена по дисциплине «Менеджмент» является определение теоретической и практической подготовки выпускников к выполнению профессиональных задач менеджмента. Для сдачи ГМЭ разработчиками

Таблица 1

Структура оценочных и диагностических средств итоговой государственной аттестации выпускников специальности 080502.65 - «Экономика и управление на предприятии (таможня)»

РАЗДЕЛ 1. Общие сведения об оценочных и диагностических средствах итоговой государственной аттестации по специальности 080502.65 - «Экономика и управление на предприятии (таможня)»

РАЗДЕЛ 2. Общая характеристика (компетентностная модель) специалиста

2.1. Цели профессиональной деятельности выпускников.

2.2. Область и виды профессиональной деятельности выпускников.

2.3. Задачи профессиональной деятельности экономиста-менеджера.

2.4. Компетентностные требования к профессиональной подготовке выпускников.

2.5. Соответствие компетенций видам государственной аттестации

РАЗДЕЛ 3. Оценочные средства для итогового государственного экзамена по дисциплине «Менеджмент»

3.1. Перечень контрольных вопросов для итогового государственного экзамена.

3.2. Типовые задачи для итогового государственного экзамена.

3.3. Методические рекомендации по выполнению типовых задач для итогового государственного экзамена.

3.4. Методические рекомендации по формированию педагогических измерительных материалов для итогового государственного экзамена.

3.5. Порядок проведения итогового государственного экзамена. Критерии оценки.

3.6. Тестовые задания для самоподготовки (тренинга) студентов к итоговому государственному экзамену

РАЗДЕЛ 4. Оценочные средства государственного междисциплинарного экзамена

4.1. Перечень контрольных вопросов для государственного междисциплинарного экзамена.

4.2. Типовые задачи для государственного междисциплинарного экзамена.

4.3. Методические рекомендации по выполнению типовых задач для государственного междисциплинарного экзамена.

4.4. Методические рекомендации по формированию педагогических измерительных материалов для государственного междисциплинарного экзамена.

4.5. Порядок проведения государственного междисциплинарного экзамена. Критерии оценки.

4.6. Тестовые задания для самоподготовки (тренинга) студентов к итоговому государственному междисциплинарному экзамену

РАЗДЕЛ 5. Оценочные и диагностические средства для защиты выпускной квалификационной работы (ВКР)

5.1. Темы выпускных квалификационных работ.

5.2. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ (включая комплексные работы).

5.3. Порядок подготовки, защиты ВКР и присуждения квалификации. Критерии оценки.

5.4. Методические рекомендации по рецензированию ВКР

выбраны основные дисциплины - учебные модули: «Экономическая теория», «Экономика таможенного дела», «Валютное регулирование», «Таможенная статистика», «Таможенные платежи», «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость», «Система нетарифного регулирования ВЭД».

Для обеспечения современного уровня подготовки выпускников электронная версия ОДС содержит тестирующую программу «Экзаменатор», позволяющую проводить репетиционное тестирование (тренинг) не только уровня теоретических знаний, но и умений и навыков по решению практических задач.

Тренинговые задания структурированы по учебным модулям дисциплин, включенным в программу итоговой государственной аттестации.

Основные компетентностные требования к профессиональной подготовленности выпускника

Таблица 2

Виды компетенций Основные умения и навыки выпускника

ГРУППА 1. Компетенции «интеллектуального» фактора

1.1. Общепрофессиональные компетенции Профессиональная мотивация, этика, гражданская позиция, готовность к саморазвитию. Умение осуществлять планово-экономические расчеты (владеть методами прогнозирования), интерпретировать результаты. Способность применять законодательные и нормативно- правовые акты при принятии решений. Умение обосновать на основе оценки результатов способы решения проблем экономического характера. Владение методами валютного регулирования и контроля

1.2. Специальные профессиональные компетенции Способность самостоятельного поиска и работы с аналитической информацией. Умение обосновывать и принимать управленческие решения. Способность обеспечить организацию бухгалтерского учета в таможенном органе, вести первичные учетные документы. Умение использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии (таможне). Умение применить систему норм для определения потребности таможенных органов в ресурсах. Умение произвести закупки товаров и выполнение работ для нужд таможенной службы. Способность применить порядок финансирования таможенной службы

1.3. Инструментальные компетенции Владение методами анализа и синтеза, умение интерпретировать результат (проводить расчеты и делать выводы). Готовность использовать методы финансового планирования в таможенном органе. Готовность использовать методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятий по совершенствованию организации и управления в таможенных органах. Умение определять таможенную стоимость товаров, осуществлять контроль за достоверностью ее заявления. Способность осуществлять контроль за начислением и уплатой таможенных платежей. Уметь оформить паспорт сделок: экспортной, импортной, бартерной. Умение составить протоколы об административных правонарушениях при непоступлении валютной выручки. Владение методами обоснования контрактных цен. Умение произвести анализ исполнения бюджетной сметы таможенного органа, факторов, влияющих на сумму задания по таможенным платежам.

ГРУППА 2. Компетенции «мотивационного» фактора

Способность ориентироваться на результат. Целенаправленность, умение самостоятельно выполнять поставленное задание

ГРУППА 3. Компетенции «коммуникативного» фактора

3.1. Личностные свойства Ответственность и организованность. Умение обосновывать и принимать решения. Умение исследовать проблему. Способность к саморазвитию, инициатива и целеустремленность

3.2. Умение коммуникации Умение работать в команде: распределять полномочия, координировать Умение ставить задачи в коллективе, продумывать формы контроля и мотивации

В тренинг государственного экзамена по дисциплине «Менеджмент» включены 125 тестовых заданий, задач и ситуаций по таким 9 модулям дисциплины. В тренинг по междисциплинарному экзамену включены 320 тестовых заданий, задач и ситуаций по 7 дисциплинам МДЭ.

Структура заданий тренинга по самоподготовке студентов к итоговым испытаниям аналогична структуре комплексного тестового задания государственного экзамена.

Задания по разделам тренинга распределяются следующим образом:

60% - задания по первому разделу;

25% - задания по второму разделу;

15% - задания по третьему разделу.

Дисциплины МДЭ в разной степени позволяют формировать знания, умения, навыки. С целью более эффективной подготовки к Итоговой государственной аттестации задания по разным разделам комплексного задания, а следовательно и тренинга, сформированы по разному набору дисциплин. Так, задания для отработки умений сформированы по учебному материалу дисциплин «Экономика таможенного дела», «Валютное регулирование», «Таможенная статистика», «Таможенные платежи», «ТТР ВЭД и ТС», а ситуации для отработки навыков - по учебному материалу дисциплин «Экономическая теория» и «Таможенные платежи».

Применение электронных ОДС, в том числе возможность электронного тренинга, позволяет дистанционно производить подготовку к ГАК и адекватно оценивать уровень теоретической подготовки и сформированных умений и навыков, в первую очередь самим выпускником, а также членами ГАК.

Обязательной и важнейшей формой итоговой государственной аттестации является защита выпускной квалификационной работы (ВКР). С одной стороны, подготовка и защита ВКР являются завершающим этапом многолетней подготовки специалиста, с другой - основанием для присуждения выпускнику квалификации «экономист-менеджер». Цель и задачи выполнения ВКР представлены в табл. 3.

Таблица 3

Цель и задачи выполнения выпускной квалификационной работы

Цель написания ВКР Расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков при выполнении задания с элементами исследования

Задачи ВКР Обосновать актуальность проблемы исследования. Изложить сущность используемых понятий и категорий. Проанализировать степень изученности проблемы, привести основные высказывания специалистов и ученых. Определить набор факторов, оказывающих влияние на экономические процессы и показатели. Собрать и проанализировать необходимые статистические данные. Определить круг проблем по рассматриваемой теме. Сформулировать предложения по совершенствованию экономических процессов, рассматриваемых в работе. Привести и обосновать выводы по результатам исследования и внесенным предложениям

Оценочные и диагностические средства для итоговой государственной аттестации выпускников содержат методические разъяснения по постановке задач исследования, а также требования, которые студент должен выполнить при написании ВКР.

ВКР должна иметь достаточный научно-теоретический уровень и практическую направленность. Ее значимость определяется не только объемом привлекаемого фактического материала, но и умением студента анализировать его, выявлять движущие

причины и источники происходящих изменений, давать им оценку с точки зрения их влияния на конечные результаты деятельности таможенных органов. Практическая значимость определяется также уровнем рекомендаций и выводов, направленных на повышение эффективности деятельности объекта исследования.

Качество подготовки ВКР во многом зависит от актуальности выбранной темы; тематика ее определяется требованиями специальности, современными научными направлениями исследования, актуальными направлениями модернизации таможенной службы России, совершенствованием законодательства и изменением таможенных процедур, кроме того, особенностями развития экономики Дальнего Востока, спецификой осуществления ВЭД в регионе. В этой связи к разработке и обновлению тематики ВКР привлекаются ведущие специалисты филиала Академии и таможенных органов региона (РТУ, таможни).

Актуальными направлениями подготовки ВКР являются разработка комплексных тем и реализация сквозной тематики курсовых и дипломных работ. При этом оценочные диагностические средства содержат методическое обеспечение указанных актуальных направлений выполнения ВКР.

В современной отечественной литературе отсутствуют в настоящее время методические указания по выполнению комплексных тем ВКР. Такой вид работ является новым для подготовки. Поэтому в оценочные и диагностические средства для итоговой государственной аттестации выпускников включены методические рекомендации по их выполнению.

Под комплексной ВКР понимается самостоятельное исследование выпускников, объединенное общей научной темой. Комплексное исследование имеет своей целью системное изучение выбранного объекта, т. е. причин, его определяющих, механизма осуществления, факторов, влияющих на него, а также последствий его проявления.

Кафедры экономической теории и экономики таможенного дела инициировали подготовку ВКР по комплексной теме исследования. Для этого выбраны были научные направления по профилю научных интересов кафедр. В 2007/08 учебном году предложенная в ОДС методика апробирована - подготовлены три ВКР для разработки комплексной темы «Проблемы привлечения инвестиций в экономику РФ». Темы комплексных ВКР представлены в табл. 4.

Таблица 4

Пример согласования объекта и предмета исследования ВКР по комплексной теме исследования «Проблемы привлечения инвестиций в экономику РФ»

Тема 1 Состояние и перспективы развития инвестиционного климата Российской Федерации Тема 2 Исследование направлений таможенного регулирования по созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику Тема 3 Проблемы привлечения инвестиций в развитие рынка услуг Приморского края

Объект исследования

Факторы и составляющие инвестиционного климата государства Предпосылки активизации инвестиционных потоков Инвестиционные процессы на рынке услуг Приморского края

Предмет исследования

Методические подходы к оценке инвестиционного климата регионов и государства в целом Направления и инструменты таможенного регулирования как условие активизации потока инвестиций Состояние рынка услуг Приморского края как объект инвестирования

Современные образовательные технологии делают возможным выполнение комплексных ВКР студентами, находящимися территориально в разных городах, в разных таможенных органах.

Таким образом, разработка сквозной тематики курсовых работ и ВКР обеспечивает преемственность научных интересов студента, углубляет его знания в разработке выбранного научного направления. Студент показывает свой профессиональный рост, реализует взаимосвязь между дисциплинами специальности и таким образом учится рассматривать проблемы комплексно.

Разработанные электронные оценочные диагностические средства для итоговой государственной аттестации - это современный информационный ресурс, который является грамотной тренировочной базой для студентов, позволяет им заблаговременно ознакомиться с системой и методикой оценивания их теоретических знаний, практических умений и навыков.

Использованные источники

1. Сенашенко В., Халин В. Не пора ли остановиться и осмотреться? // Высшее образование в России. 2006. № 11.

2. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. 2008. № 8.

3. Лаврик Л. А. О разработке тестовых заданий для оценки знаний, умений, навыков студентов и слушателей ФПК // Материалы учебно-методического сбора и программы профессиональной подготовки. Владивосток, 2008. С. 52-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.