Научная статья на тему 'Совершенствование организационной структуры системы управления качеством и безопасностью'

Совершенствование организационной структуры системы управления качеством и безопасностью Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
246
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Алексеева Е.В.

Усиление ответственности производителей за качество и безопасность пищевой продукции предполагает совершенствование организационной структуры управления безопасностью и качеством продукции на самом производственном предприятии. В этой связи на предприятиях пищевой промышленности необходимо внедрять Систему менеджмента качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Алексеева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационной структуры системы управления качеством и безопасностью»

КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ

Совершенствование организационной структуры

системы управления качеством и безопасностью

Е.В. Алексеева

Международная академия оценки и консалтинга

Анализ организационно-экономического опыта управления качеством на международном, региональном и национальном уровнях имеет важное значение для выявления связи между ними, определения значимости организационной структуры органов в области обеспечения качества, а также для обобщения мирового опыта и определения международных достижений и, следовательно, выравнивания уровня качества товаров. Значимость изучения зарубежного опыта вытекает также из-за вступления России в ВТО, расширения экспорта готовой продукции, самостоятельности предприятий при выходе на мировые рынки, что подчеркивает необходимость обеспечения качества продукции, соответствующего требованиям мировых стандартов.

Структура органов управления и организаций, выполняемые ими функции по обеспечению качества пищевой продукции в каждой стране индивидуальны, учитывают политический строй, потребности нации, территориальную разобщенность, целесообразность и возможности выполнения намеченных задач.

Анализ опыта зарубежных стран по управлению качеством и безопасностью пищевой продукции показывает, что в странах с высоким уровнем развития и высокими показателями качества жизни в системе управления качеством продуктов питания выделены определенный орган, осуществляющий регулирование деятельностью пищевой и перерабатывающей промышленностью, а также специальная служба, имеющая статус национального органа, наделенная полномочиями по проведению инспекторских проверок.

В Канаде, например, вопросами регулирования безопасности пищевой продукции, разработкой директив и норм по безопасности пищевого продукта занимается Федеральная служба здравоохранения Канады (НС), контролем и надзором за выполнением стандартов безопасности и качества -Канадская инспекция по контролю качества продуктов питания (СР!Д)1. Во Франции оценку рисков, связанных с

пищевыми продуктами, осуществляет Французское агентство по безопасности пищевых продуктов (AFSSA), а контроль и надзор - Главное управление по пищевым продуктам (DGAL), подведомственное Министерству сельского хозяйства; в США - это Управление пищевых продуктов и лекарств (FDA) и Служба инспекции безопасности продуктов питания (FSIS).

Анализ структуры российских органов, осуществляющих управление безопасностью и качеством пищевой продукции, наглядно показывает отсутствие в системе государственных органов исполнительной власти органа, ответственного за качество пищевых продуктов.

Проведенная в 2004 г. реформа, направленная на устранение излишнего и неэффективного административного регулирования и повышение эффективности расходов федерального бюджета на государственное управление, сформировала в России не совсем корректное разделение функций. По мнению автора, необходимо всю систему управления качеством и безопасностью продуктов питания формировать таким образом, чтобы единый орган в структуре федеральных органов исполнительной власти осуществлял управление каждым элементом системы во взаимосвязи с конечной целью данного управления: от качества и безопасности пищевой продукции к качеству жизни.

Еще одна проблема, которую нужно решать - это отсутствие в организационной структуре органа, осуществляющего контроль и надзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов. Результаты государственного надзора за 2004-2005 гг. показывают, что уровень нарушений, допускаемых предприятиями при выпуске пищевой продукции, снижается, но по отдельным видам продукции до сих пор увеличивается: например, по продукции макаронной и крупяной промышленности (с 25 до 30 % от количества проверенных).2

Временное наделение контрольными функциями Федерального агент-

1 http://www.inspection.gc.ca/english/ 2 Российский статистический ежегодник,

agen/agence.shtml. 2005 г., 2006 г.

ства по техническому регулированию и метрологии - пережиток прошлого, когда бывший Госстандарт осуществлял контрольные и надзорные функции в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации. В связи с этим в структуре нового федерального органа исполнительной власти, отвечающего за функционирование системы качества и безопасности пищевой продукции, рекомендуется создать департамент или отдел, наделенный инспекторскими функциями.

В зарубежных странах особое место принадлежит системе законодательного регулирования безопасности и качества пищевой продукции, а именно: в особую группу выделяются законы о контроле за качеством и безопасностью отдельных видов пищевой продукции на стадиях производства, хранения, транспортировки и реализации. В российском законодательстве подобная практика отсутствует. Данный опыт представляется ценным в практической деятельности по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов в нашей стране. Разработка и соблюдение законов позволит повысить доверие покупателей к производителям, а также к правительственным органам. В итоге в стране будут достигнуты высокий уровень конкурентоспособности продукции, удовлетворение потребителей в качестве и, как следствие, высокое качество жизни.

Вопрос доверия самих потребителей к выпускаемой продукции до сих пор остается на уровне: «Куплю, надеюсь, что качество себя оправдает...». Согласно данным фонда «Общественное мнение», проблема недоверия к производителю заключается в присутствии на рынке фальсифицированной продукции. Большинство россиян (84%) считают, что сегодня в России поддельные товары продаются часто. При этом опрос показывает, что более половины (54%) респондентов говорят, что и отечественные, и импортные товары подделывают одинаково часто, причем чаще всего подделывают продукты питания. Такого мнения придерживаются 44 % опрошенных3. Как уже было сказано ранее, по итогам проверок Рос-потребнадзора в 2005 г. количество бракованной продукции по сравнению с 2004 г. снизилось.

Яркий пример тому - наиболее часто фальсифицированные группы товаров: маргариновая и майонезная продукция (снижение с 25,3 до 7,8 % от количества проверенных), масло животное (снижение с 19,9 до 2,0 % от количества проверенных). Поэтому

3 Лобановский А. Чаще всего в России подделывают продукты питания//Деловой Петербург. 01.11.2006 г.

QUALITY AND SAFETY

проблему недоверия потребителей к качеству отечественной продукции нужно решать способами, повышающими уверенность в добросовестности производителей. Например, создать единую базу пищевых предприятий с официально опубликованными данными о состоянии дел на предприятии, касающихся безопасности и качества выпускаемой ими продукции. Сюда будут входить результаты лабораторных анализов продукции, подтверждающих безопасность и качество каждой партии продукции, сертификаты соответствия безопасности на продукцию, сертификаты на системы управления качеством на предприятии, список поставщиков, с которыми предприятие работает, и всю информацию о поставщиках, подтверждающих безопасность оказываемых ими услуг или поставляемой продукции и т.д. Другими словами, сделать открытым доступ к внутренним процессам предприятий. Подобная открытость информации позволит повысить конкурентоспособность пищевой продукции на фоне других компаний, не заботящихся о прозрачности стратегии развития, позволит также повысить доверие потребителей к конкретному предприятию. Контроль над обновлением информации в базе данных должен стать функциональной обязанностью инспекторского органа.

Таким образом, для достижения безопасности и качества продуктов питания на протяжении всей пищевой цепи все предприятия пищевой промышленности должны доказать, что они имеют обязательства и правомочия производить безопасные пищевые продукты. Кроме того, учитывая требования технических регламентов РФ, необходимо отметить, что перекладывание ответственности за безопасность и качество продукции на производителей будет работать только при наличии эффективного и действенного правительственного контроля. Поэтому вся соответствующая информация об управлении производственным процессом должна быть полностью доступной для целей правительственного контроля.

В процессе исследования российской организационной структуры системы управления качеством и безопасностью пищевой продукции была выявлена проблема: не каждый российский гражданин знает, куда ему обратиться за консультацией с претензией о качестве продукта или разъяснением функциональных и потребительских свойств того или иного ингредиента в составе пищевого продукта.

Другими словами, российское население недостаточно информировано и образовано. Учитывая данные обстоятельства, рекомендуется упростить потребителю возможность получения от-

ветов на интересующие его вопросы путем создания «горячих линий» по каждой группе пищевых продуктов, что позволит получать полную и достоверную информацию о качестве и безопасности этих продуктов. Наличие подобных «горячих линий» позволит выявлять нарушения в торговле, повысить ответственность продавцов, снизить в итоге реализацию некачественной продукции. Прямое общение с потребителем уже давно практикуют зарубежные компании, которые завоевывают российский рынок. К примеру, «горячая линия» Nestle4 действует уже 5 лет. В Государственную Думу был внесен законопроект, обязывающий производителей продуктов питания создавать подобные службы. Однако пока он не получил одобрения депутатов, так остаются открытыми многие вопросы, в том числе и принудительное образование call-центров5, которое оказывается дорогостоящим для небольших пищевых производств. По мнению автора, необходимо в составе территориальных инспекционных органов создать call-центры, в которые будут поступать телефонные звонки по качеству пищевого продукта. «Горячая линия» контролирующих органов на определенной территории должна стать обязательным элементом маркировки. Участие общественности в системе контроля за качеством и безопасностью пищевой продукции - новый рекомендуемый элемент в российской системе управления качеством пищевой продукции.

Усиление ответственности производителей за качество и безопасность пищевой продукции предполагает совершенствование организационной структуры управления безопасностью и качеством продукции на самом производственном предприятии. Сегодня в России до сих пор на многих предприятиях пищевой промышленности в организационной структуре отсутствует отдел качества, так как малые производственные мощности некоторых предприятий не позволяют им содержать собственные лаборатории и придерживаться периодичности контроля выпускаемой продукции по показателям качества и безопасности. Разделение ответственности за качество выпускаемой продукции среди сотрудников и руководства предприятия до сих пор

4 Новикова Л. Пищевые компании заставят общаться с покупателем. Депутаты хотят обязать производителей продуктов питания создавать «горячие линии» для общения с потребителем/^ВС Daily.16.02.2006 г.

5 Новикова Л. Call-центры пока остаются добровольным делом. Депутатам не понра-

вилась идея обязательного создания call-центров на потребительском рынке/^ВС daily. 15.06.2006 г.

остаются актуальными. Но даже если на предприятии и организована лаборатория, то у высшего руководства управление качеством ассоциируется с привычным контролем качества6 в основном традиционными методами контроля, надзора, органолептикой и с последующим устранением недостатков, причем в рамках ограниченного числа задействованных подразделений: производство и лаборатория. Один из путей решения этой проблемы - разработка и внедрение на предприятиях пищевой промышленности Системы менеджмента качества и безопасности.

В США и странах ЕС на предприятиях пищевой отрасли огромное внимание уделяется качеству производственных процессов. Обязательным стандартом по предупреждению рисков безопасности продуктов питания служит стандарт ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки). В России же ХАССП находится в статусе добровольных стандартов. Автор считает, что данный стандарт необходимо перевести из разряда добровольных стандартов РФ в обязательные в качестве основного элемента системы управления безопасностью и качеством пищевой продукции на уровне предприятия. На национальном уровне рекомендуется разработать программу мероприятий, необходимых для внедрения системы ХАССП: обучение специалистов предприятий, например, бесплатное консультирование на этапе подготовки производства к сертификации системы, финансовая поддержка предприятий. Внедренная система менеджмента безопасности и качества продукции принесет значительные выгоды предприятию, поможет при инспекциях контрольных и надзорных органов, будет способствовать международной торговле, повысит уверенность в безопасности пищевой продукции, увеличит доверие со стороны потребителей и партнеров.

Регулирующие органы должны обладать ресурсами и потенциальной возможностью для осуществления такого важного механизма обеспечения качества и безопасности пищевой продукции.

Таким образом, эффективность функционирования Системы управления безопасностью и качеством пищевой продукции зависит от многих факторов и прежде всего от грамотно построенных организационно-экономических отношений, представляющих собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих единое целое.

6 Небалуева Л.А. Система менеджмента пищевой безопасности: технология разра-ботки//Методы менеджмента качества. 2005. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.