Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УИС / ОСУЖДЕННЫЕ / САМИ ОБЪЕКТЫ УИС / ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ / ОБВИНЯЕМЫЕ И ИНЫЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочкарев В.В., Горбань Д.В.

Рассматриваются организационно-правовые аспекты и проводится анализ наиболее актуальных направлений обеспечения криминологической безопасности объектов УИС. Исследование теоретических и практических вопросов криминологической безопасности УИС позволяет предложить меры, направленные на совершенствование организационно-правовых аспектов криминологической безопасности объектов УИС. Применение методов индукции, дедукции, анализа и синтеза позволило сформулировать обоснованные выводы. Сравнительно-правовой метод был использован при выявлении особенностей и пробелов в правовом регулировании, а также при разработке предложений по внесению изменений и дополнений в законы и подзаконные акты. Получение эмпирического материала осуществлялось с помощью конкретно-социологического метода опроса (анкетирование и интервьюирование) сотрудников исправительных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF CRIMINOLOGICAL SECURITY IN PENAL INSTITUTIONS

The article discusses the organizational and legal aspects of ensuring the criminological security of the objects of the penal system, analyzes the most relevant areas for ensuring the criminological security of the objects of the penal system.The study of theoretical and practical issues of criminological security of the penal system allows the author to propose measures aimed at improving the organizational and legal aspects of the criminological security of objects of the penal system.The use of methods of induction, deduction, analysis and synthesis made it possible to formulate sound conclusions. The comparative legal method was used in identifying features and gaps in legal regulation, as well as in developing proposals for amendments and additions to laws and by-laws.Obtaining empirical material was carried out using a specific sociological method of questioning (questionnaires and interviews) of employees of correctional institutions.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС»

98

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. НИ. Лобачевского, 2023, № 2, с. 98-104

УДК 343.81

DOI 10.52452/19931778_2023_2_98

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС

© 2023 г. В.В. Бочкарев,1 Д.В. Горбань2

1 Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Новокузнецк Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний России,

Санкт-Петербург

Bochkar2201 @mail.ru

Поступила в редакцию 01.03.2023

Рассматриваются организационно-правовые аспекты и проводится анализ наиболее актуальных направлений обеспечения криминологической безопасности объектов УИС.

Исследование теоретических и практических вопросов криминологической безопасности УИС позволяет предложить меры, направленные на совершенствование организационно-правовых аспектов криминологической безопасности объектов УИС.

Применение методов индукции, дедукции, анализа и синтеза позволило сформулировать обоснованные выводы. Сравнительно-правовой метод был использован при выявлении особенностей и пробелов в правовом регулировании, а также при разработке предложений по внесению изменений и дополнений в законы и подзаконные акты.

Получение эмпирического материала осуществлялось с помощью конкретно-социологического метода опроса (анкетирование и интервьюирование) сотрудников исправительных учреждений.

Ключевые слова: безопасность; криминологическая безопасность УИС; осужденные, подозреваемые, обвиняемые и иные лица, находящиеся на территории объектов УИС; сами объекты УИС.

Проблема обеспечения безопасности является одной из главных в спектре деятельности государственных органов исполнительной власти, к которым относятся учреждения и органы УИС. Обеспечение безопасности заложено в основе процесса реализации наказания в виде лишения свободы, а также содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Поэтому условие обеспечения безопасности является основным, без которого трудно представить обозначенные выше процессы.

Нормативная основа обеспечения безопасности объектов УИС не всегда соответствует времени и условиям деятельности учреждений и органов УИС. Именно поэтому значительный пласт процедур деятельности сотрудников учреждений и органов УИС определен ведомственными инструкциями, приказаниями, а также методическими и практическими рекомендациями.

Законодатель на уровне закона определяет лишь базовые положения, все остальное отражено на подзаконном уровне. Так, ст. 82 УИК РФ определяет требование режима, связанное с необходимостью обеспечения безопасности осужденных и персонала. В ст. 13 УИК РФ предусмотрено право осужденных на личную безопасность, где закреплена мера обеспечения

безопасности в виде перевода осужденного в безопасное место. Необходимость обеспечения безопасности подозреваемых и обвиняемых предусмотрена в рамках ст. 19 Федерального закона № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [1].

Статья 12 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-! «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закрепляет обеспечение безопасности самих объектов уголовно-исполнительной системы [2]. К средствам обеспечения безопасности объектов УИС законодатель отнес охрану следственных изоляторов, исправительных учреждений, а также иных объектов УИС; конвоирование по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях УИС осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Также в данном нормативно-правовом акте определяется, что при территориальных органах уголовно-исполнительной системы могут создаваться специальные подразделения для обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы.

Такая постановка вопроса не случайна, поскольку в более общем нормативно-правовом акте, в рамках ст. 11 Федерального закона от 28.12.2010 № Э90-ФЗ «О безопасности» указы-

вается, что федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации [3]. В этом контексте речь идет именно об УИК РФ, Федеральном законе № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 54734 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Угрозы национальной безопасности РФ определяют необходимость развития и совершенствования национальных приоритетов (наиболее актуальных видов безопасности) среди которых: обеспечение безопасности в области обороны страны; обеспечение государственной и общественной безопасности (в том числе криминологическая безопасность); обеспечение информационной безопасности; обеспечение экономической безопасности; обеспечение научной и технологической безопасности; обеспечение экологической безопасности; обеспечение безопасности в области здравоохранения и культуры и др. [4]. Справедливости ради стоит отметить, что законодатель не стремится обозначить всевозможные виды безопасности, а определяет только те, в отношении которых существуют угрозы. Аналогичный подход использован в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года

[5].

Учитывая виды безопасности государства и специфику деятельности учреждений и органов УИС, законодатель ориентирует личный состав учреждений и органов УИС на реализацию криминологической безопасности, поскольку именно оттуда исходят основные угрозы и опасности.

Под криминологической безопасностью в УИС принято понимать объективное состояние защищенности жизненно важных прав и законных интересов от преступных посягательств и (или) угрозы таких посягательств, порождаемых специфическими криминогенными факторами учреждений уголовно-исполнительной системы [6, с. 8].

В условиях изоляции виды опасностей и соответствующие им виды безопасности объектов УИС изменяются и представляют собой несколько другую структуру, которая изложена, с уклоном на обеспечение криминологической безопасности (как наиболее актуальной), в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года, к направлениям которой относятся: комплексная защита информационной инфраструктуры уголовно-исполнительной системы; оснащение ис-

правительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы интегрированными системами безопасности, современными техническими средствами охраны и надзора; контроль за деятельностью по недопущению проникновения на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы радикально настроенных лиц под видом благотворительных, общественно-политических, религиозных, правозащитных и иных организаций, а также под видом средств массовой информации; создание условий раздельного содержания отдельных категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы; совершенствование мер по профилактике побегов и доставки в учреждения уголовно-исполнительной системы запрещенных предметов с использованием современных технологий, в том числе беспилотных управляемых летательных аппаратов; совершенствование форм контроля за применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, обеспечение привлечения к ответственности должностных лиц за превышение полномочий и нарушение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и др.

Совершенствование указанных направлений обеспечения безопасности определено исходя из наиболее актуальных угроз и опасностей для объектов УИС, что позволило авторам Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 г. остановиться на обозначенных выше положениях.

В то же время, учитывая Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и специфику деятельности, в учреждениях и органах УИС могут возникать иные угрозы и опасности, среди которых медицинские, производственные, природные, техногенные и иные угрозы. Такой подход к опасностям в теории уголовно-исполнительного права также представлен [7, с. 17].

Учитывая широкий спектр средств обеспечения безопасности, необходимо отметить, что устранение и ликвидация некоторых угроз лежит за пределами регулирования УИК РФ, Федерального закона №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-! «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Поэтому правовая основа реализации некоторых видов безопасности выходит за рамки обозначенного законодательства. Так, нормы гражданского права регламентируют поря-

док возмещения вреда; административное законодательство регулирует деятельность администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, в чрезвычайных условиях, вызванных стихийными бедствиями и противоправными действиями отдельных лиц; уголовное право решает вопросы обеспечения безопасности путем установления уголовной ответственности за совершение преступлений против личности работников УИС и осужденных, а также за отдельные действия, дезорганизующие деятельность учреждений УИС [8, с. 667].

Следует отметить, что опасности для объектов УИС могут расширяться под воздействием различных аспектов. Например, информационные опасности для учреждений и органов УИС, существование которых в настоящее время приобретает актуальное значение [9, с. 79].

Проблемой обеспечения безопасности объектов УИС озабочены многие специалисты. ФСИН России также проводит систематическую работу, направленную на совершенствование как правовых, так и организационных аспектов обеспечения безопасности объектов УИС. Так, ФСИН России для совершенствования деятельности обеспечения безопасности объектов УИС постоянно работает над подготовкой практических и методических рекомендаций, посвященных наиболее актуальным аспектам обеспечения безопасности.

С одной стороны, детализация деятельности сотрудников учреждений и органов УИС посредством внедрения методических и практических рекомендаций позволяет быстро и оперативно решать служебные задачи. В то же время для учреждений и органов УИС реализация некоторых рекомендаций является обязательным аспектом, что влечет определенные юридические последствия для исполнителей в случае невыполнения.

Так, согласно ст. 28.1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусматривается использование сотрудниками видеорегистраторов либо иных штатных аудиовизуальных средств фиксации при наличии возможности в момент применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. При этом методические рекомендации указывают на обязательность использования переносных видеорегистраторов при применении сотрудником УИС физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Детальный анализ практических и методических рекомендаций, подготовленных ФСИН России, позволяет выделить наиболее актуаль-

ные аспекты обеспечения криминологической безопасности объектов УИС, среди которых вопросы:

- применения физической силы, специальных средств и газового оружия сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

- подбора кандидатов из числа осужденных для предоставления права на передвижение без конвоя или сопровождения, а также подбора кандидатов из числа осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, для предоставления права проживания и работы за пределами данных учреждений;

- порядка составления и утверждения перечня продуктов питания, разрешенных к приему в посылках и передачах для лиц, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы;

- порядка применения переносных видеорегистраторов при несении службы сотрудниками отделов безопасности (режима и надзора) исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России;

- учета колюще-режущего и другого инструмента на объектах размещения и трудоис-пользования осужденных в исправительных учреждениях ФСИН России;

- порядка работы операторов постов видеонаблюдения, сотрудников дежурных смен исправительных учреждений, следственных изоляторов и тюрем, несущих службу на автоматизированных рабочих местах, на которые выведены сигналы средств видеонаблюдения;

- порядка копирования, хранения и удаления архивов средств видеонаблюдения и видеофиксации, используемых в надзоре и охране за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в учреждениях и территориальных органах УИС и др.

Среди обозначенных положений выделяются наиболее актуальные, к которым относятся, как было отмечено выше, применение переносных видеорегистраторов, использование в определенном порядке инструмента на производстве, совершенствование применения технических средств, предупреждения поступления в учреждения запрещенных предметов и др.

Наличие рекомендаций оказывает благоприятное воздействие в области обеспечения безопасности, в то же время вся деятельность сотрудников учреждений и органов УИС, в том числе и в области обеспечения безопасности, должна быть закреплена на уровне закона и подзаконных нормативных правовых актов.

Проведем некоторый анализ положительного опыта обеспечения безопасности.

Как было отмечено выше, в исправительных учреждениях и следственных изоляторах большое внимание уделяется осуществлению дистанционного надзора, а также использованию сотрудниками переносных видеорегистраторов. Переносные видеорегистраторы представляют собой компактные цифровые видеокамеры, работающие в автономном режиме.

Документирование действий осужденных, подозреваемых, обвиняемых, персонала и иных лиц позволяет повысить эффективность контроля за поведением лиц, находящихся на территории учреждения, осуществить профилактику совершения ими правонарушений, обеспечить безопасность спецконтингента, персонала и иных лиц, которые могут находиться на территории учреждений УИС.

На уровне территориального органа, на основе общих методических рекомендаций разрабатывается и утверждается начальником территориального органа единая инструкция по порядку использования сотрудниками учреждения (дежурных и дневных смен) переносных видеорегистраторов.

В данной инструкции должны быть отражены основные положения, связанные с учетом, хранением и подготовкой к работе переносных видеорегистраторов, их выдачей и сдачей лицами дежурной и дневной смены ответственному сотруднику, организацией непосредственной работы с видеорегистраторами и видеофайлами (документирование определенных мероприятий, порядок копирования видеоматериалов, сроки и место их хранения и др.).

Для обеспечения безопасности объектов УИС при организации использования осужденными колюще-режущего и другого инструмента в исправительных учреждениях ФСИН России предусматриваются практические рекомендации.

Выполнение практических рекомендаций позволяет повысить качество исполнения служебных задач личным составом учреждений УИС, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в том числе по предотвращению совершения противоправных действий со стороны содержащихся в них осужденных.

Использование осужденными к лишению свободы колюще-режущего и другого инструмента требует определенного и строгого регламента, включающего порядок учета, хранения и выдачи инструмента, который используется осужденными в процессе труда.

Для организации учета, хранения и выдачи рабочего инструмента он был подразделен (по конструктивным особенностям и целевому назначению) на «колюще-режущий инструмент» (т.е. инструмент, который без специаль-

ной обработки возможно использовать для совершения преступления путем нанесения колющих, режущих, а также рубленых ран телу человека); «инструмент для проведения строительных и земляных работ» (т.е. инструмент, который возможно использовать для совершения побега путем подкопа, пролома ограждений); «иной инструмент», предназначенный для выполнения различных бытовых, хозяйственных и производственных нужд учреждения (т.е. инструмент, который не представляет собой опасности, однако при его использовании возможно изготовить колюще-режущий и другой инструмент).

Учитывая специфику функционирования учреждений и органов УИС, а также спецконтингент, содержащийся в них, стоит отметить, что любой инструмент, используемый на объектах УИС, должен состоять на учете (общем либо специальном). Учет предполагает наличие описи на весь используемый инструмент, порядок его выдачи и сдачи, его клеймение в установленном порядке, организацию замены вышедшего из строя инструмента и др.

Одним из главных моментов, на который в настоящее время государством делается акцент, является расширение использования технических средств при организации деятельности учреждений и органов УИС.

ФСИН России проводит ежегодный анализ технической обеспеченности подчиненных подразделений. В этом смысле интересными представляются подразделения безопасности (режима и надзора) учреждений и органов УИС, которые используют в своей деятельности стационарные видеокамеры, портативные металлооб-наружители, носимые радиостанции, переносные видеорегистраторы, детекторы нелинейных переходов, рентгенотелевизионные установки, системы биометрической идентификации личности. Сотрудниками учреждений и органов УИС проводится необходимая работа по ремонту и обслуживанию обозначенных выше технических средств, а также вводу в эксплуатацию новых видов технических средств.

Также в отдельных регионах осуществили внедрение специализированных терминалов обработки информации, полученной при помощи переносных видеорегистраторов [10]. В некоторых колониях ГУФСИН России по Красноярскому краю установлены терминалы обработки информации, полученной при помощи персональных видеорегистраторов.

Терминал и его программное обеспечение позволяет автоматически производить копирование видеозаписи с внутренней памяти видеорегистраторов на жесткий диск терминала;

защиту от несанкционированного доступа к информации; хранение в терминале переносных видеорегистраторов; контроль доступа и идентификации каждого сотрудника, имеющего допуск для работы с переносными видеорегистраторами, по геометрии лица.

Также в колонии-поселении №19 ГУФСИН России по Красноярскому краю в целях аудиовизуального наблюдения за поведением осужденных, трудоустроенных в качестве водителей, а также контроля за передвижением автотранспорта исправительного учреждения, находящегося под управлением осужденных, внедрена в служебную деятельность система мониторинга движения автотранспорта. Основной принцип использования данной системы заключается в определении местоположения объекта путем измерения моментов времени приема синхронизированного сигнала от навигационных спутников [10].

Дополнительно для контроля за осужденным в кабину транспортного средства устанавливается видеорегистратор, который обеспечивает беспроводную передачу цифровых данных через мобильную сеть Интернет. Также для контроля ситуации на автомобильной дороге и получения видеосигнала в процессе дорожного движения автотранспортного средства используется видеокамера переднего вида.

В целях обеспечения постоянного аудиовизуального наблюдения за поведением осужденных, направляемых на лечение в учреждения системы здравоохранения, сотрудники ГУФСИН России по Красноярскому краю внедрили в практическую деятельность систему дистанционного надзора в лечебных учреждениях системы здравоохранения. Данная система представляет собой переносное автономное устройство, позволяющее непрерывно вести наблюдение за поведением осужденных, находящихся на лечении в учреждениях здравоохранения.

В результате внедрения данной системы происходит высвобождение персонала надзора, что является актуальным вопросом в условиях оптимизации штатной численности учреждений УИС. Таким образом, данная система позволяет: получать уведомление об активности объекта; получать аудио- и видеосигнал с видеокамер, установленных на объекте наблюдения, в режиме реального времени, а также сохранять архив записей в течение необходимого времени; формировать отчетность (таблицы, графики) на основании полученной от объекта наблюдения информации и др. [10].

Особое внимание при функционировании учреждений и органов УИС обращается на осужденных, содержащихся в запираемых помещениях СУОН, камерах ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ,

ОК. В данных помещениях содержатся осужденные, являющиеся нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

За такими осужденными осуществляется усиленный надзор, позволяющий максимально обеспечить безопасность объектов УИС, профилактику совершения ими правонарушений и др. Некоторые из них могут быть непосредственно связаны с наличием у осужденных запрещенных предметов. Поэтому в системе средств совершенствования предупреждения поступления к данным осужденным запрещенных предметов можно выделить разные по характеру и содержанию элементы.

Проведенный нами анализ случаев доставки запрещенных предметов в запираемые помещения СУОН, камеры ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, ОК позволил выделить причины и условия их доставки, исходя из которых определить меры по совершенствованию деятельности, к которым относятся:

1. Оборудование изолированного локального участка запираемых помещений СУОН, камер ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, ОК противоперебросовы-ми сетками;

2. Оборудование окон запираемых помещений СУОН, камер ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, ОК сетками и козырьками;

3. Оборудование системой тревожной сигнализации шумового действия и громкоговорителями наблюдательных вышек для оказания психологического воздействия на нарушителей, пытающихся совершить переброс;

4. Оборудование наиболее вероятных мест перебросов запрещенных предметов в учреждения УИС и запираемых помещений СУОН, камер ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, ОК средствами видеонаблюдения и другими техническими средствами с выводом сигнала в дежурную часть учреждений УИС;

5. Организация внутреннего (для реализации оперативных действий по задержанию лиц, доставляющих запрещенные предметы, обнаружению и изъятию запрещенных предметов сотрудниками исправительных учреждений УИС) и внешнего (с правоохранительными органами по вопросам обмена оперативной информацией; включения в маршрут патрулирования ОВД территории наружного периметра учреждений УИС, установления по согласованию с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России дорожных знаков «Остановка запрещена») взаимодействия;

6. Приведение качественных обысково-дос-мотровых мероприятий и технических осмотров данных помещений с целью изъятия запрещенных предметов;

7. Обеспечение входа осужденных хозяйственного обеспечения на территорию изолированных участков СУОН, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, ОК только после проведения полного обыска;

8. Обеспечение за осужденными хозяйственного обслуживания постоянного надзора на всех объектах учреждения УИС, на всех этапах хозяйственной деятельности осужденных: при закладке осужденными хозяйственного обслуживания продуктов питания, материальных ресурсов и т. п. в емкости для транспортировки; при следовании осужденных хозяйственного обслуживания по маршруту до запираемых помещений СУОН, камер ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, ОК и обратно; при выполнении осужденными хозяйственного обслуживания непосредственных функций в запираемых помещениях СУОН, камерах ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, ОК;

9. Проведение тщательного подбора осужденных для хозяйственного обслуживания;

10. Исключение возможности совместного нахождения осужденных хозяйственного обслуживания с иными категориями осужденных;

11. Обеспечение информирования вольнонаемного персонала, адвокатов, следователей, дознавателей и иных лиц, могущих посещать территорию учреждения УИС, об ответственности за доставку запрещенных предметов на территорию учреждения УИС;

12. Обеспечение систематического разъяснения персоналу иных служб и подразделений учреждения, а также родственникам осужденных и другим лицам, прибывающим к ним на свидание, требования уголовно-исполнительного законодательства;

13. Обеспечение качественного подбора персонала, осуществляющего надзор за осужденными, содержащимися в запираемых помещениях СУОН, камерах ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, ОК;

14. Осуществление подготовки персонала исправительного учреждения, осуществляющего надзор за осужденными, содержащимися в запираемых помещениях СУОН, камерах ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, ОК;

15. Определение и закрепление приказом начальника учреждения перечня должностных лиц, уполномоченных входить в запираемые помещения СУОН, камеры ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, ОК.

Резюмируя вышеизложенное, подведем некоторые результаты по обозначенным выше теоретико-правовым уголовно-исполнительным проблемам.

1. Наличие практических и методических рекомендаций оказывает благоприятное воздействие в области обеспечения безопасности, в то же время вся деятельность сотрудников учреждений и органов УИС, в том числе и в области

обеспечения безопасности, должна быть закреплена на уровне закона и подзаконных нормативных правовых актов.

2. К наиболее актуальным аспектам обеспечения безопасности объектов УИС относятся применение переносных видеорегистраторов, использование в определенном порядке инструмента на производстве, совершенствование применения технических средств, предупреждения поступления в учреждения запрещенных предметов и др.

3. Для организации предупреждения поступления на охраняемые объекты запрещенных предметов требуется решение организационных вопросов, среди которых дополнительное оборудование техническими средствами объектов УИС, организация взаимодействия, качественное проведение сотрудниками учреждений и органов УИС оперативно-режимных мероприятий и др.

Список литературы

1. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. 17 июля. № 29. Ст. 2759

2. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. 19.08.1993. № 33. Ст. 1316.

3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета. 29.12.2010. № 295.

4. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.01.2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

5. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.05.2021. № 20. Ст. 3397.

6. Панасенко Е.К. Криминологическая безопасность осужденных в местах лишения свободы: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2007. 212 с.

7. Усеев Р.З. Обеспечение безопасности исправительных учреждений: Учебное пособие. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2015. 135 с.

8. Российский курс уголовно-исполнительного права. В 2 т. Т. 1. Общая часть: Учебник / Е.А. Антонян, Ю.М. Антонян, С.А. Борсученко и др.; под ред. В.Е. Эминова, В.Н. Орлова. М.: МГЮА имени О.Е. Кутафина; ООО «Издательство «Элит», 2012. 697 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ковалев О.Г. Обеспечение информационной и компьютерной безопасности учреждений и органов

УИС в условиях цифровой трансформации и научно-технического развития уголовно-исполнительной системы // В сб.: Актуальные вопросы информатизации Федеральной службы исполнения наказаний. Сборник материалов IV круглого стола, посвященно-

го 100-летию со дня рождения Владимира Савельевича Харичева. Тверь, 2022. С. 78-84.

10. Письмо ФСИН России от 14.07.2021 исх-08-47483 «О направлении опыта применения технических средств надзора и программного обеспечения».

IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF CRIMINOLOGICAL SECURITY IN PENAL INSTITUTIONS

V. V. Bochkarev,1 D. V. Gorban2

'Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia 2St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service of Russia

The article discusses the organizational and legal aspects of ensuring the criminological security of the objects of the penal system, analyzes the most relevant areas for ensuring the criminological security of the objects of the penal system.

The study of theoretical and practical issues of criminological security of the penal system allows the author to propose measures aimed at improving the organizational and legal aspects of the criminological security of objects of the penal system.

The use of methods of induction, deduction, analysis and synthesis made it possible to formulate sound conclusions. The comparative legal method was used in identifying features and gaps in legal regulation, as well as in developing proposals for amendments and additions to laws and by-laws.

Obtaining empirical material was carried out using a specific sociological method of questioning (questionnaires and interviews) of employees of correctional institutions.

Keywords: security, criminological security of the penal system, convicts, suspects, defendants and other persons located on the territory of the objects of the penitentiary system, the objects of the penitentiary system themselves.

References

1. Federal Law № 103-FL of July 15, 1995 «On the detention of suspects and accused of committing crimes» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1995. July 17. № 29. Ar. 2759.

2. Law of the Russian Federation № 5473-I of July 21, 1993 «On institutions and bodies executing criminal penalties in the form of imprisonment» // Vedomosti of the Congress of the National Assembly of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation. 19.08.1993. № 33. Ar. 1316.

3. Federal Law No. 390-FL of 28.12.2010 «On Security» // Rossiyskaya Gazeta. 29.12.2010. № 295.

4. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 of July 2, 2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 04.01.2016. № 1 (Part II). Ar. 212.

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.04.2021 № 1138-r «On approval of the Concept of development of the penal enforcement system of the Russian Federation until 2030» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 17.05.2021. № 20. Ar. 3397.

6. Panasenko E.K. Criminological safety of convicts in places of deprivation of liberty: Dissertation of the Candidate of Legal Sciences. Ryazan, 2007. 212 p.

7. Useev R.Z. Ensuring the security of correctional institutions: A textbook. Samara: Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2015. 135 p.

8. Russian course of penal enforcement law. In 2 vols. Vol. 1. General part: Textbook / E.A. Antonyan, Yu.M. Antonyan, S.A. Borsuchenko, et al.; edited by V.E. Eminov, V.N. Orlov. M.: Kutafin Moscow State Law Academy; LLC «Publishing House «Elite», 2012. 697 p.

9. Kovalev O.G. Ensuring information and computer security of institutions and bodies of the penal system in the conditions of digital transformation and scientific and technical development of the penal system // In the collection: Current issues of informatization of the Federal Penitentiary Service. Collection of materials of the IV round table dedicated to the 100th anniversary of the birth of Vladimir Savelyevich Kharichev. Tver, 2022. P. 78-84.

10. Letter of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 14.07.2021 ex-08-47483 «On the direction of experience in the use of technical means of supervision and software».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.