Научная статья на тему 'Совершенствование организации радиационного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых морскими судами, в регионе деятельности Владивостокской таможни'

Совершенствование организации радиационного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых морскими судами, в регионе деятельности Владивостокской таможни Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
радиационный контроль / таможенный контроль / пункт пропуска через государственную границу РФ / товары / транспортные средства / системы радиационного контроля / radiation control / customs control / checkpoint across the Russian state border / goods / vehicles / radiation control systems

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — В.В. Темченко, М.В. Шестернин

Рассматривается опыт организации радиационного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых морским транспортом, с помощью стационарных и мобильных систем в регионе деятельности Владивостокской таможни. Показаны преимущества усовершенствованной технологической схемы радиационного контроля с применением передвижных комплексов, действующей во Владивостокском морском торговом порту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — В.В. Темченко, М.В. Шестернин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the Organization of Radiation Control of Goods and Vehicles Transported by Sea Vessels in Area of Operations of the Vladivostok Customs

The article discusses the experience of organization of radiation monitoring of goods and vehicles transported by sea transport in area of operations of the Vladivostok customs via using stationary and mobile systems. The author provides advantages of improved technological scheme of radiation control used in Vladivostok commercial seaport using mobile units.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации радиационного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых морскими судами, в регионе деятельности Владивостокской таможни»

УДК 339.543

DOI 10.24412/1815-0683-2023-2-67-80

В. В. ТЕМЧЕНКО*, М.В. ШЕСТЕРНИН**

Совершенствование

организации радиационного контроля

товаров и транспортных средств,

перемещаемых морскими судами,

в регионе деятельности Владивостокской таможни

ТЕМЧЕНКО

Валерий Валентинович - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры таможенного дела. temchenkovv@yandex.ru.

TEMCHENKO V. V. - Candidate of Physico-Mathematical Sciences, Associate Professor at the Department of Customs.

ШЕСТЕРНИН

Максим Васильевич - начальник отдела таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов. proffy2000@mail.ru.

SHESTERNIN M. V. - Head of the Department of Customs Control of Fissionable and Radioactive Materials.

Рассматривается опыт организации радиационного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых морским транспортом, с помощью стационарных и мобильных систем в регионе деятельности Владивостокской таможни. Показаны преимущества усовершенствованной технологической схемы радиационного контроля с применением передвижных комплексов, действующей во Владивостокском морском торговом порту.

Ключевые слова: радиационный контроль, таможенный контроль, пункт пропуска через государственную границу РФ, товары, транспортные средства, системы радиационного контроля.

V. V. TEMCHENKO, M. V. SHESTERNIN Improving the Organization of Radiation Control of Goods and Vehicles Transported by Sea Vessels in Area of Operations of the Vladivostok Customs The article discusses the experience of organization of radiation monitoring of goods and vehicles transported by sea transport in area of operations of the Vladivostok customs via using stationary and mobile systems. The author provides advantages of improved technological scheme of radiation control used in Vladivostok commercial seaport using mobile units.

Keywords: radiation control, customs control, checkpoint across the Russian state border, goods, vehicles, radiation control systems.

' Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

** Владивостокская таможня. 690090, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21 а. Vladivostok Customs. 21 a, Posyetskaya Str., Vladivostok, 690090.

Согласно положениям Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2018 № 585, предотвращение незаконного перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) делящихся и радиоактивных материалов, а также товаров, транспортных средств и иных объектов таможенного контроля, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения, является одной из важнейших задач, стоящих перед таможенными органами. Наиболее эффективный способ ее решения - осуществление радиационного контроля всех без исключения товаров, транспортных средств и иных объектов таможенного контроля, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, с целью выявления и дополнительного, более тщательного, контроля тех из них, которые имеют повышенный относительно естественного радиационного фона уровень ионизирующего излучения. Таможенные органы осуществляют такой контроль во всех пунктах пропуска через государственную границу РФ, расположенных на внешней границе ЕАЭС. Не являются исключением и таможенные органы в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ).

В настоящее время в регионе деятельности ДВТУ находится 56 действующих пунктов пропуска через государственную границу РФ различного типа [3]. Наиболее многочисленную группу (21 из 56) составляют морские пункты пропуска (МПП), через которые перемещается большая часть экспортных и импортных грузов, подлежащих контролю со стороны таможенных органов.

Самой крупной таможней, расположенной в регионе деятельности ДВТУ, в которой осуществляется контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых морским транспортом, является Владивостокская таможня. Так, в 2021 г. во Владивостокской таможне было оформлено 7 645 заходов судов, помещено под заявленную таможенную процедуру и выпущено в оборот 512 673 контейнера и более 15 млн т грузов [2]. Очевидно, что организация радиационного контроля такого большого потока товаров и транспортных средств является непростой задачей. Тем не менее во Владивостокской таможне указанная задача успешно решается.

Учитывая сказанное, представляет интерес рассмотреть опыт организации и совершенствования радиационного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых морским транспортом, во Владивостокской таможне и, в частности, во Владивостокском морском торговом порту (ВМТП).

В структуре Владивостокской таможни три МПП: Владивосток, За-рубино, Посьет, в зоне деятельности которых находится 9 терминалов и морских портов, в которых осуществляется прибытие на территорию РФ и убытие с территории РФ товаров и транспортных средств морским транспортом (см. таблицу, рис. 1).

Перечень терминалов и морских портов МПП в зоне деятельности Владивостокской таможни

МПП Таможенный пост Место прибытия и убытия товаров на территорию РФ и с территории РФ Характер грузов

Владивосток Морской порт Владивосток (г. Владивосток) ПАО «Владивостокский морской торговый порт» Контейнеры, генеральные, наливные, негабаритные, опасные, сыпучие и навалочные грузы, автомобили, спецтехника

ООО «Владивостокский морской терминал» Генеральные грузы различной номенклатуры, накатные грузы (автомобили и иная техника)

Первомайский (г. Владивосток) ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» Рыбопродукция,контейнеры, лесоматериалы, металл, целлюлоза, ГСМ и др.

ООО «Владивостокский морской порт Первомайский» Контейнеры, тяжеловесные и генеральные грузы любой номенклатуры

ООО «Пасифик Лоджистик» (г. Владивосток) Контейнерные перевозки

Зарубино Морской порт Зарубино (пос. Зарубино) ООО «Морской порт в бухте Троицы» (пос. Зарубино) Рыбопродукция, накатные грузы (автомобили и иная техника)

Посьет АО «Торговый порт Посьет» (пос. Посьет) Наволочные грузы различной номенклатуры, уголь

ОАО «Международный морской перегрузочный терминал» (пос. Славянка) Контейнеры, зерно (планируются)

ООО Стивидорная компания «Славянский лесной терминал» (пос. Славянка) Лесоматериалы, пиломатериалы

Рис. 1. Места прибытия на территорию РФ и убытия с территории РФ товаров и транспортных средств, перемещаемых морским транспортом, расположенные в регионе деятельности Владивостокской таможни: 1 - АО «Торговый порт Посьет», 2 - ООО «Морской порт в бухте Троицы», 3 - ООО Стивидорная компания «Славянский лесной терминал», 4 - ОАО «Международный морской перегрузочный терминал», 5 - ПАО «Владивостокский морской торговый порт», 6 - ООО «Владивостокский морской терминал», 7 - ООО «Пасифик Лоджистик», 8 - ООО «Владивостокский морской порт Первомайский», 9 - ОАО «Владивостокский морской рыбный порт»

Радиационный контроль товаров и транспортных средств, прибывающих на территорию РФ и убывающих с территории РФ морским транспортом, в регионе деятельности Владивостокской таможни организован таким образом, чтобы контроль был проведен в отношении всех объектов таможенного контроля, пересекающих таможенную границу ЕАЭС. Например, при убытии с территории РФ (экспортное направление) радиационный контроль товаров и транспортных средств во всех портах и терминалах, расположенных в регионе деятельности Владивостокской таможни, осуществляется с помощью стационарных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов (ССО ДРМ) типа «Янтарь-1 А» и «Янтарь-1Ж»1, расположенных на автомобильных и железнодорожных въездах в порт или на территорию терминала (рисунки 2, 3). Указанные системы

1 Система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь-1А»: руководство по эксплуатации ДЦКИ.425413.004 / Научно-производственный центр «Аспект» им. Ю. К. Не-дачина. Дубна, б.г. 38 с.; Система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Ян-тарь-1Ж»: руководство по эксплуатации ДЦКИ.425413.004 / Научно-производственный центр «Аспект» им. Ю. К. Недачина. Дубна, б.г. 32 с.

предназначены для осуществления автоматического радиационного контроля всех без исключения товаров и транспортных средств, помещаемых на территорию порта или вывозимых с территории порта. Они позволяют выявлять объекты (товары или транспортные средства), имеющие повышенные относительно естественного радиационного фона уровни гамма-и нейтронного излучений, и фиксировать с помощью систем видеонаблюдения визуальные характеристики объектов, вызвавших срабатывание системы. Сигнал о срабатывании ССО ДРМ и видеоизображение объекта, вызвавшего срабатывание системы, по линиям связи передаются на автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора, расположенное в помещении подразделения таможенного органа, в регионе деятельности которого находится порт или терминал.

Рис. 2. ССО ДРМ «Янтарь-1А», Рис. 3. ССО ДРМ «Янтарь-1Ж»,

расположенные на автомобильном расположенные на железнодорожном

въезде/выезде в ВМТП въезде/выезде в ВМТП

Далее, товары и перевозящие их транспортные средства, вызвавшие срабатывание ССО ДРМ, помещаются на специально выделенную площадку (рис. 4), где должностные лица таможенных органов в соответствии с действующими профилями рисками осуществляют их таможенный осмотр, в ходе которого с помощью поисковых приборов радиационного контроля типа ИСП-РМ1401К-012 определяют на поверхности осматриваемого объекта области с максимальной интенсивностью излучения, оценивают мощность дозы гамма-излучения в указанных областях и определяют характер (локальный или распределенный) источника излучения (рис. 5).

Результаты таможенного осмотра фиксируются в Акте таможенного осмотра товаров и/или транспортного средства. Решение о дальнейших действиях в отношении товаров, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения, принимается на основе анализа результатов таможенного осмотра и представленных в отношении товара документов.

2 Измеритель-сигнализатор поисковый ИСП-РМ1401К-01: руководство по эксплуатации ТИГР. 412114.007 РЭ / ЗАО «Полифон». М., б.г. 52 с.

Рис. 4. Товары, вызвавшие срабатывание ССО ДРМ «Янтарь», выставленные на площадку для проведения таможенного осмотра

Рис. 5. Проведение таможенного осмотра товаров, вызвавших срабатывание ССО ДРМ «Янтарь», с помощью поисковых приборов радиационного контроля типа ИСП-РМ1401К-01

В случае необходимости проводится таможенный досмотр товаров и/или транспортных средств, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения. В ходе таможенного досмотра проводится радиационный контроль досматриваемых объектов с помощью радиометра-спектрометра МКС-А033, в ходе которого:

- оцениваются максимальные значения мощностей дозы гамма-и нейтронного излучений на поверхности объектов контроля, а также уровни их поверхностного загрязнения альфа- и бета-излучающими радионуклидами;

- осуществляется поиск источника излучения в составе товаров и/или транспортного средства;

- производится измерение радиационных характеристик выявленного источника излучения, таких как мощность дозы гамма- и нейтронного излучений, плотности потока альфа- и бета-частиц на поверхности источника;

- осуществляется идентификация гамма-излучающих радионуклидов, входящих в состав источника излучения.

Результаты таможенного досмотра фиксируются в Акте таможенного досмотра товаров и/или транспортного средства, который является основанием для дальнейших действий в отношении объектов досмотра, а также источника излучения и лиц, причастных к его перемещению.

В отношении радиационного контроля товаров, прибывающих на территорию РФ морским транспортом, во Владивостокской таможне реализуется подход, обусловленный следующими факторами. Во-первых,

3 Радиометр-спектрометр универсальный портативный МКС-А03: руководство по эксплуатации ДЦКИ.411168.009 РЭ / Научно-производственный центр «Аспект» им. Ю. К. Недачина. Дубна, б.г. 34 с.

не представляется возможным осуществление радиационного контроля товаров на борту морского судна с помощью поисковых приборов радиационного контроля типа ИСП-РМ1401К-01 ввиду того, что, как правило, отсутствует необходимый доступ к товару и невозможно соблюсти требования правил техники безопасности (рис. 6). Во-вторых, применение ССО ДРМ «Янтарь-1А» и «Янтарь-1Ж», расположенных в местах въезда/ выезда с территории морского порта, после завершения всех таможенных операций и убытия товара с территории порта также не представляется возможным, поскольку возврат на территорию порта товаров, вызвавших срабатывание систем радиационного контроля, в случае использования железнодорожного транспорта - невозможен, а в случае автомобильного -крайне затруднителен, и его фактическая реализация приведет к затору на автомобильных въездах/выездах из порта и, как следствие, парализует его работу.

Рис. 6. Типичное размещение контейнеров с товарам на борту морского судна

Учитывая сказанное, радиационный контроль товаров, прибывающих на территорию РФ морским транспортом, должен проводиться на территории порта до завершения всех таможенных операций. Начинаться он должен в процессе выгрузки и помещения товаров в места, где они будут храниться до завершения таможенных операций. Иного способа эффективного выявления товаров, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения, и минимизации связанных с этим рисков в условиях морского порта, на наш взгляд, не существует.

Учитывая сказанное, радиационный контроль товаров, прибывающих на территорию РФ морским транспортом и выгружаемых на причалы портов и терминалов, находящихся в регионе деятельности таможенного поста Морской порт Зарубино (см. таблицу), осуществляется следующим образом. Товар выгружается с судна в зоне выгрузки товаров (территория

причала) и помещается в расположенную на территории порта зону таможенного контроля, где в рамках таможенного осмотра он проходит радиационный контроль с использованием поисковых приборов радиационного контроля типа ИСП-РМ1401К-01 и, в случае необходимости, таможенный досмотр с использованием радиометра-спектрометра МКС-А03. После завершения всех таможенных операций и получения разрешения на убытие товар грузится на автомобильное или железнодорожное транспортное средство и убывает с территории порта. При этом на выезде из порта еще раз происходит радиационный контроль товаров с помощью расположенных на выезде ССО ДРМ «Янтарь-1А» или «Янтарь-1Ж».

Отметим, что такой вариант организации радиационного контроля товаров возможен только в случае, если имеется относительно небольшой поток товаров, товары перемещаются не в контейнерах и имеется необходимая штатная численность должностных лиц таможенного органа, которые могут реализовать проведение радиационного контроля всех прибывающих товаров в ручном режиме. При этом также необходимо учитывать режим работы должностных лиц таможенного органа и длительность процесса ручного проведения контроля.

Если же имеет место большой грузопоток, прибывающий в порт морским транспортом, то такой подход к организации радиационного контроля не реализуем и экономически не выгоден, т. к. предполагает большие трудозатраты и увеличивает время разгрузки морского судна и размещения товаров на временное хранение, а также грузовые операции с товарами. В связи с этим радиационный контроль товаров прибывающих на территорию РФ в регионе деятельности таможенного поста Морской порт Владивосток и Первомайского таможенного поста (см. таблицу), через которые проходит большой поток товаров, организован несколько иначе.

Первый этап радиационного контроля товаров после их выгрузки с морского судна осуществляется в момент их помещения в зону таможенного контроля с помощью ССО ДРМ «Янтарь-1А», расположенных в местах выезда с территории причалов (зона выгрузки товаров) (рисунки 7, 8). Указанный вид контроля осуществляется силами представителей морского порта, контролирующих процесс выгрузки поваров с морского судна.

Информация о товарах, вызвавших срабатывание систем радиационного контроля, передается должностным лицам таможенного поста Морской порт Владивосток или Первомайского таможенного поста, которые в соответствии с действующими профилями риска осуществляют дальнейшие действия по радиационному контролю указанных товаров, аналогично тому, как это было описано выше в отношении товаров, убывающих с территории РФ морским транспортом.

Рис. 7. ССО ДРМ «Янтарь-1А»,

Рис. 8. Радиационный контроль с помощью ССО ДРМ «Янтарь-1А» товара, перемещаемого из зоны выгрузки с морского судна в зону таможенного контроля ВМТП

расположенная непосредственно на причале, на выезде из зоны выгрузки товара с морского судна и въезде в зону таможенного контроля ВМТП

Во Владивостокском торговом порту, помимо стационарных систем обнаружения ДРМ типа «Янтарь-1А», для осуществления радиационного контроля товаров, прибывающих на территорию РФ морским транспортом, по согласованию с Владивостокской таможней и ДВТУ используется также система обнаружения ДРМ «Янтарь- 1МА» в мобильном исполнении4. Она представляет собой автомобиль, в который устанавливаются узлы и блоки системы обнаружения ДРМ. Также эта система может быть смонтирована в небольшом контейнере, который можно разместить на автомобиле (рис. 9), и с легкостью перемещать в любое место на территории порта.

Актуальность применения мобильной системы обнаружения ДРМ «Янтарь-1МА» определяется необходимостью проведения радиационного контроля товаров, перемещаемых судами с откидной аппарелью, которые могут причаливать и осуществлять разгрузку товара в любом, в том числе и не оборудованном стационарными системами обнаружения ДРМ, месте причальной стенки морского порта (рис. 10).

Описанная выше схема организации радиационного контроля товаров и транспортных средств применяется в регионе деятельности Владивостокской таможни начиная с 2010 г. Это позволило эффективно противостоять возникающим угрозам, связанным с перемещением товаров и объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения, в том числе после аварии в Японии на атомной станции «Фукусима-1», которая произошла 11 марта 2011 г.

Так, с 1 апреля 2011 г. в регионе деятельности Владивостокской таможни стали выявляться объекты (в основном автомашины, спецтехника,

4 Система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь-1МА»: руководство по эксплуатации ДЦКИ.425413.004 / Научно-производственный центр «Аспект» им. Ю. К. Не-дачина. Дубна, б.г. 32 с.

запасные части, прибывшие из Японии) с повышенным уровнем ионизирующего излучения. За время, прошедшее с момента аварии на атомной станции «Фукусима-1», было выявлено более 870 радиационно-опасных объектов, по которым было принято решение о запрете ввоза, и все объекты были вывезены обратно в Японию. Радиационно-опасные грузы периодически выявляются и в настоящее время [1].

Рис. 9. ССО ДРМ «Янтарь-1МА», готовая к осуществлению радиационного

контроля товаров, перемещаемых морскими судами с откидной аппарелью

Рис. 10. Осуществление радиационного

контроля с помощью ССО ДРМ «Янтарь-1МА» товара, перемещаемого морским судном с откидной аппарелью

Несмотря на хорошую организацию и эффективность радиационного контроля товаров, прибывающих в РФ или убывающих из РФ морским транспортом, осуществляемого в регионе деятельности Владивостокской таможни, в 2021-2022 гг. в связи с резким увеличением грузооборота морских портов возникла необходимость его совершенствования. Дело в том, что имеющиеся стационарные системы радиационного контроля типа «Янтарь-1А», расположенные на территории морских портов и терминалов в определенных местах на выезде из зоны выгрузки товара и въезде в зону таможенного контроля, и транспортная схема движения товаров по территории порта не позволяют ускорить, а в некоторых случаях, наоборот, замедляют процесс. Например, в случае постановки морского судна под выгрузку товара в конце причала, расположенном на значительном удалении от выезда из зоны разгрузки и расположенных там ССО ДРМ «Янтарь-1А», существенно возрастает время, необходимое для доставки выгружаемого с судна товара к месту проведения радиационного контроля и последующей доставки товара к месту его хранения, которое также может находиться на значительном удалении от въезда в зону таможенного контроля. В результате время, затрачиваемое на эти действия, может увеличиваться на 4-6 минут для одного контейнера. Если учесть, что на одном судне может перемещаться от 800 до 1 200 контейнеров, то становится очевидным, что время выгрузки товара существенно увеличивается. Кроме того,

возрастают и транспортные расходы, связанные с перемещением товаров по территории порта.

В связи с этим в 2021 г. ив начале 2022 г. администрацией ВМТП и Владивостокской таможней была разработана и согласована новая технологическая схема радиационного контроля товаров, прибывающих на территорию РФ морским транспортом. Ее отличительной особенностью стало использование передвижных комплексов радиационного контроля, созданных на базе ССО ДРМ «Янтарь-2Ж» (передвижной комплекс РК). Передвижной комплекс РК разработан ООО «Восток-Аспект» (г. Владивосток), являющимся официальным представителем изготовителя ССО ДРМ «Янтарь-2Ж» (АО НПЦ «Аспект», г. Дубна, Московская обл.), при активном участии представителей ВМТП, Владивостокской таможни и ДВТУ. Возможность реализации оригинального способа монтажа и эксплуатации ССО ДРМ «Янтарь-2Ж» была согласована ООО «Восток-Аспект» с заводом-изготовителем АО НПЦ «Аспект».

Передвижной комплекс РК предназначен для дистанционного обнаружения ДРМ, товаров и транспортных средств с повышенным относительно естественного радиационного фона уровнем ионизирующего излучения при проведении таможенного контроля товаров и транспортных средств, размещенных на открытых площадках в зоне таможенного контроля. Комплекс устанавливается в согласованных местах в зоне таможенного контроля или на въезде в нее и при необходимости может быть перемещен из одного места в другое с помощью вилочного автопогрузчика (рис. 11).

Передвижной комплекс РК представляет собой бетонное основание с закрепленным на нем металлическим каркасом, к которому крепятся стойка УВК-03-02 ССО ДРМ «Янтарь-2Ж», система видеонаблюдения и шкаф для размещения в нем необходимой для работы комплекса аппаратуры.

В состав передвижного комплекса РК входят (рис. 12):

1. Стойка УВК-03-02 системы обнаружения ДРМ «Янтарь-2Ж»;

2. Система видеонаблюдения (видеокамеры, видеосервер);

3. Система сбора, обработки, отображения и хранения информации (сервер и автоматизированное рабочее место оператора);

4. Система обеспечения электропитания аппаратуры комплекса;

5. Каркас стойки УВК-03-02;

6. Шкаф ШТВ-Н-15.6.5 для размещения аппаратуры комплекса (система электропитания, видеосервер, сервер сбора данных и др.);

7. Опора/бетонное основание каркаса стойки УВК-03-02;

8. Ограничитель ширины проезда для работы комплекса в режиме стационарного поста.

Рис. 11. Установка передвижного комплекса Рис. 12. Передвижной комплекс РК, РК с помощью вилочного автопогрузчика установленный в месте его размещения

(условные обозначения см. в тексте)

Обмен информацией и взаимодействие между входящими в состав передвижного комплекса РК сервером сбора данных, АРМ оператора, сетевой видеокамерой и стойкой УВК-03-02 системы обнаружения ДРМ «Ян-тарь-2Ж» осуществляется с помощью беспроводной локальной вычислительной сети Ethernet Base100-TX с учетом требований информационной безопасности. Для ее использования требуется прокладка только кабелей электропитания, что существенно упрощает эксплуатацию комплекса и организацию радиационного контроля товаров в условиях морского порта.

Использование беспроводной системы связи и обмена информацией между сервером сбора данных и АРМ оператора передвижного комплекса РК позволяет избежать необходимости прокладки к местам установки комплекса кабельных средств связи, что существенно упрощает эксплуатацию комплекса и организацию радиационного контроля товаров в условиях морского порта. К местам установки комплекса необходимо обеспечить прокладку только кабелей электропитания.

В соответствии с разработанной технологической схемой радиационного контроля товаров, прибывающих на территорию РФ морским транспортом через ВМТП, передвижной комплекс РК устанавливается в определенных согласованных с таможенными органами местах в зоне выгрузки товаров с морского судна (на причале) вблизи места выгрузки товара (рис. 13), и рядом с местом расположения комплекса РК организуется временный (на время выгрузки товара с судна) въезд в зону таможенного контроля, через который выгруженные с судна и прошедшие радиационный контроль товары перемещаются к месту их временного хранения (рис. 14).

Радиационный контроль, организованный таким образом, существенно ускоряет процесс выгрузки товаров с морского судна, сокращает

время, необходимое для осуществления радиационного контроля товаров, и снижает транспортные расходы, связанные с перемещением товаров по территории порта.

Помимо возможности размещения передвижного комплекса РК в различных местах зоны выгрузки товара, еще одной его особенностью по сравнению с использовавшимися ранее стационарными системами обнаружения ДРМ типа «Янтарь-1 А» является интегрированность комплекса в единую автоматизированную информационную систему контроля и управления движением товаров на территории ВМТП (ЕАИС движения товаров ВМТП). Сигнал о срабатывании передвижного комплекса РК по беспроводным линиям связи передается от сервера сбора данных комплекса на АРМ оператора комплекса, откуда он поступает в ЕАИС движения товаров ВМТП, которая обрабатывает данный сигнал и автоматически выдает команду на монитор, расположенный в кабине водителя автотранспортного средства, на котором перемещается товар, вызвавший срабатывание комплекса РК, о том, что товар должен быть размещен не на штабеле, как это планировалось в момент выгрузки товара с судна, а на досмотровой площадке для предоставления товара к таможенному контролю. Товар без задержек выставляется на досмотровую площадку. Кроме того, информация о товаре (наименование, количество, код ТН ВЭД, коносамент и т. д.), вызвавшем срабатывание передвижного комплекса РК, автоматически передается в отдел таможенного досмотра таможенного поста Морской порт Владивосток на специальный интегрированный в ЕАИС движения товаров ВМТП планшет, предоставленный в распоряжение таможенных органов. Это позволяет немедленно приступить к таможенному осмотру и, если необходимо, таможенному досмотру товара.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 13. Передвижной комплекс радиационного контроля на базе

ССО ДРМ «Янтарь-2Ж», установленный в зоне выгрузки товара с морского судна

Рис. 14. Осуществление радиационного

контроля товаров с помощью передвижного комплекса радиационного контроля на базе ССО ДРМ «Янтарь-2Ж», установленного в зоне выгрузки товара с морского судна

В результате время, затраченное на проведение таможенного контроля товаров, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения, удалось существенно сократить.

Таким образом, во Владивостокской таможне разработана и внедрена эффективная схема организации радиационного контроля товаров и транспортных средств, прибывающих на территорию РФ и убывающих с территории РФ морским транспортом, с использованием стационарных, мобильных и передвижных комплексов радиационного контроля. На наш взгляд, опыт Владивостокской таможни может представлять интерес не только для таможенных органов, расположенных в регионе деятельности ДВТУ, но и для таможенных органов других регионов России, осуществляющих таможенный контроль в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Список литературы

1. Борисенко А. В., Фанин Р. А., Шестернин М. В. Уроки Фукусимы: деятельность таможенных органов Дальневосточного региона по организации и проведению таможенного контроля радиационно-опасных товаров, прибывших из Японии // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 4(89). С. 32-41.

2. Владивостокская таможня в 2021 году зафиксировала рост внешнеторгового оборота в 1,6 раза. URL: https://finance.rambler.ru/business/48012418-vladi vostokskaya-tamozhnya-v-2021-godu-zafiksirovala-rost-vneshnetorgovogo-oborota-v-1-6-raza/ (дата обращения: 16.11.2022).

3. Таможенные органы и пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенные в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления: официальный сайт ДВТУ URL: https://dvtu.cus toms.gov.ru/folder/255262 (дата обращения: 08.11.2022).

© Темченко В. В., Шестернин М. В., 2023 © Temchenko V. V., Shesternin M. V., 2023

Для цитирования:

Темченко В. В., Шестернин М. В. Совершенствование организации радиационного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых морскими судами, в регионе деятельности Владивостокской таможни // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2(103). С. 67-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.