основе принципа идеалосообразности (идеалов высоко уровня, восхождения личности к духовному самосовершенствованию и творчеству).
Литература:
1. Актуальные проблемы образования: вызовы и тенденции / К.Г Эрдынеева; под ред. Т. К. Клименко. - Чита: ЗабГУ, 2016. - 273 с.
2. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 382 с.
3. Бердяев H.A. Философия неравенства. - М.: ИМА - пресс, 1990. - 288 с.
4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс. 1995. - 448 с.
5. Иода Ю.В. Политическая модернизация как результат взаимодействия коалиций в социально-экономической системе // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №12 (058). - С. 50-56
6. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. - Изд. 2-е. -СПб.: Земля, 1914. - 212 с.
7. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики характера русского народа. - М.: Политиздат, 1991. - 368 с.
8. Лосский Н. О. Ценность и бытие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994. - 432 с.
9. Ольховская Е.Ю. Развитие элитарного образования в России (конец XIX-XX вв.): дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2007. - 545 с.
10. Пляйс Я.А. Почему России нужна новая элита? // Научно-аналитический журнал Обозреватель -Observer. - 2015. - № 2 (301). - С. 57-67.
11. Победоносцев К.П. Ученые и учитель: Педагогические заметки. В 2 кн. - М., 1901. - Кн. 1. - 61 с.
12. Попова H.H. Ценностные ориентации студентов в пространстве гуманитарной парадигмы образования // Школа будущего. - 2016. -№ 6. -С. 117-121.
13. Рогова A.B. Воспитание человека культуры в контексте философско-педагогической мысли (вторая половина XIX-начало XX вв.): дис.... докт. пед. наук: 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2004. - 393 с.
14. Соловьев B.C. Оправдание добра: нравственная философия. М.: Республика, 1996. - 479 с.
15. Стоюнин В.Я. Педагогические сочинения. Изд. 3-е, СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1911. - 448 с.
16. Струве П.Б., Франк СЛ. Очерки философии и культуры. // Полярная звезда. - 1905. - №1. -С. 105-117.
17. Федотова В.Г. Роль и ответственность элиты в общественных преобразованиях // ЗПУ. - 2011. - № 4. - С.9-19.
18. Эрдынеева К.Г. Аксиологическая направленность политической ментальности студенческой молодежи // Человек и его ценности в современном мире: сб. VI Междунар. науч.-практич. конф.; под ред. К.Г. Эрдынеевой. - 2015. - С. 198-213.
Педагогика
УДК: 378
кандидат психологических наук, доцент Ледовская Татьяна Витальевна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского (г. Ярославль)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Аннотация. Статья посвящена анализу инновационных тенденций в организации, содержании и задачах учебной и производственной практик в современном высшем образовании на основе опыта подготовки студентов направления «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования». Статья раскрывает сущность и содержание основных тенденций в организации практики студентов-бакалавров: компетентностный подход, вариативность заданий, индивидуализация, системность в организации практик, новые формы контроля и оценки.
Ключевые слова: бакалавр, практика, технологическая карта, студенты, психолог, ФГОС ВО.
Annotation. Article is devoted to the analysis of innovative tendencies in the organization, contents and tasks of in-service education program in modern higher education on the basis of experience of training of students of the direction of "Psychology and Pedagogical Education", the profile "Educational Psychology". Article discloses essence and the maintenance of the main tendencies in the organization of practice of students bachelors: competence-based approach, variability of tasks, individualization, systemacity in the organization the in-service education program, new forms of control and assessment.
Keywords: the bachelor, in-service education program, the flow chart, students, the psychologist.
Введение. Практика является важнейшей составной частью основной образовательной программы высшего образования, обязательной частью учебных планов и учебного процесса в целом. Практика студентов в вузе организуется и проводится с целью углубления и закрепления полученных теоретических знаний и приобретения практических навыков.
Педагогическая практика для студентов является очень сложным и ответственным этапом на пути к профессии. Проблема профессионального становления студента в ходе педагогической практики осложняется и тем, что одна деятельность, еще незавершенная (учебная), накладывается на другую (педагогическую), имеющую принципиально другие средства осуществления (цель, мотив, средства, контроль, оценка). Во время прохождения практики студент педагогического вуза должен не только ознакомится с состоянием учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, но и приобщиться к новым психолого-педагогическим технологиям, обеспечивающим становление его как профессионала. Приоритетом в организации психолого-педагогической практики становится компетентностный подход, выдвигающий на первый план субъекта деятельности (ученика и педагога), его мотивацию и способности, связанные с решением конкретных задач деятельности.
Изложение основного материала статьи. Первой особенностью организации практики в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» является необходимость применения компетентностного подхода. Целесообразность применения компетентностного подхода осознается и активно обсуждается многими учеными (И.В. Алексашенкова, А.Г. Бермус, И.А. Зимняя, Е.Я. Коган, В.В. Лаптев, O.E. Лебедев, Б.Д. Эльконин и др.). Его внедрение, по их мнению, может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентации образования, новому видению самого содержания образования, его методов и технологий [5].
Профессиональная компетенция педагога-психолога определяется базой подготовки и во многом зависит от способности адаптироваться к меняющимся условиям жизни общества, выполнению функций, связанных с оказанием высокопрофессиональной психологической помощи различным категориям населения.
Второй особенностью организации практики в соответствии с ФГОС ВО является полное соответствие программ практик нормативно-правовым актам в области высшего образования. Так, разработка заданий по практике идет в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], с требованиями Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [3], с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) [2] и др.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» существует два вида практик -учебная (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) и производственная (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и педагогическая практика).
Третьим требованием к организации учебного процесса в соответствии с ФГОС ВО, основной образовательной программой (ООП) бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология образования») является то, что все обучение студентов должно быть практико-ориентированным [5]. Данное требование предполагает не просто увеличение объема часов (зачетных единиц) на практическую подготовку студентов, а совершенно другой принцип организации практики: непрерывность всех видов практики в процессе обучения студента в вузе. Выделение видов практики на разных уровнях подготовки предполагает установление взаимосвязей между ними, т.е. разработки сквозной, преемственной программы практики по направлениям подготовки [5], «непрерывной психолого-педагогической практики» [8].
Четвертой особенностью организации практики является то, что руководство практикой носит распределенный характер: студенты, начиная с I курса обучения, на две/четыре недели направляются в образовательные учреждения разного типа и реализуют программу практики, индивидуальные задания и инструкции руководителя практики от вуза и психолога на месте прохождения практики (супервизора). Основная задача супервизора и руководителей практики - помочь студентам проанализировать затруднения в выполнении ими профессиональных действий, затем, в ходе теоретического изучения дисциплин модуля, произвести индивидуальную или групповую рефлексию выделенных затруднений и обобщить способ выполнения профессиональных действий совместно с преподавателями вуза.
Такая организация учебного процесса в рамках реализации ООП является абсолютно новой, так как прежние требования к организации практики включали в себя сначала теоретическую подготовку студентов по дисциплинам, а потом практическое применение полученных теоретических знаний [8]. В аспекте разработки и внедрения ФГОС ВО апробируется совершенно другой подход: формируемые компетенции по изучаемому модулю сначала должны вызвать у студента затруднения деятельностного характера, которые затем преодолеваются в ходе изучения дисциплин модуля в рамках теоретического обучения. Целесообразность этого подхода обеспечивается деятельностным характером обучения будущих психологов-образования [4].
На практике, в условиях реализации деятельностного принципа обучения, студенты начинают осознавать, какие задачи решаются психологом образования, что является содержанием его деятельности. Студенты определяют, как поменялись методы психологического сопровождения субъектов образовательного процесса.
В ходе практики в результате профессиональной и личностной рефлексии практикант обязан сформировать список психолого-педагогических проблем и задач, с которыми он столкнулся в ходе практики. Работа с вопросами и затруднениями студентов будет основной в ходе реализации теоретического обучения по следующим модулям подготовки. По окончанию изучения модуля студент обязан продемонстрировать построение нового профессионального действия на основе рефлексии своих действий с учетом результатов практики и теоретического изучения модуля.
Рефлексия студентом-практикантом содержания, методов и форм организации учебного процесса позволяет определить направления развития собственных профессиональных компетенций. Студент начинает осознавать, что ему удалось выполнить в ходе практики и над чем нужно будет работать в ходе теоретического изучения дисциплин модуля. В ходе практики студент наблюдает за профессиональными действиями и образцами выполнения трудовых функций психолога и предпринимает попытки самостоятельно выполнить профессиональные задания (согласно содержанию модуля). Естественно, что данные попытки, скорее всего, не будут действенными и не достигнут поставленных целей, поэтому именно такой эффект и предполагает развитие мотивационной готовности студента к дальнейшему теоретическому изучению.
Пятой особенностью при организации практики студентов-бакалавров в соответствии с ФГОС ВО является требование сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования и общего образования [5]. В контексте обучения по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» данное требование изменяет роль психолога образования при проведении практики, ведь получение квалификации «Психолог образования» подразумевает, что образование является непрерывным процессом и сопровождает человека не только в процессе обучения в школе, а всю жизнь [6]. Также речь идет об организации такого образовательного пространства, в котором целью становится среда субъект-субъектного взаимодействия учителя и ученика, супервизора и студента [7]. Более того,
руководители практики от организаций в дальнейшем становятся членами Государственной аттестационной комиссии при проведении итоговой аттестации студентов.
Шестая особенность организации практики в соответствии с инновационными процессами, проходящими в высшей школе, является вариативность заданий, который получает студент и вариативность контроля и оценки выполнения этих заданий (внедрение балльно-рейтинговой системы, технологических карт и др.).
Внедрение балльно-рейтинговой системы в процесс контроля и оценки прохождения практики способствует [9]:
•активизации самостоятельной работы студента, повышение эффективности внеаудиторных контактов руководителя практики и студента;
•переходу к асинхронным, нелинейным и гибким методам организации процесса прохождения практики; •высокой степени дифференциации оценки (многоуровневая шкала); •свободе руководителя практики в определении правил формирования рейтинга студента; •стимулированию творческой работы студентов, активизация их исследовательской деятельности, выходящей за рамки обязательного минимума учебного плана.
•активизация рефлексии студента в период прохождения практики.
В качестве примера организации практики с учетом новых требований продемонстрируем вариант заданий учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков.) студентов 1 курса. Учебная практика организуется на базе дошкольных образовательных учреждений. Одной из задач практики является развитие умений и навыков анализа и самоанализа деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении. В рамках психологической практики студентам предлагается выполнить задания по двум направлениям: 1) изучение и анализ образовательного, воспитательного процесса в образовательном учреждении; 2) Знакомство с системой работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении. Содержание работы, вариативность заданий и новый подход к контролю и оцениванию прохождения практики отражается в технологической карте студента практиканта (табл. 1).
Таблица 1
Технологическая карта студента-практиканта
I. Посещение конференций в вузе и базы практики
Сроки
Макс.кол-во баллов за посещение
Реально набранные баллы
Установочная конференция
06.02
Посещение базы практики
06.02-17.02
18
Итоговая конференция (публичный отчет)
22.02
ИТОГО:
24
II. Самостоятельная работа студента
Макс. Реально
Тема Задание кол-во баллов набранные баллы
Знакомство с системой Базовый: 5
работы педагога-психолога в образовательных Общая характеристика организации, структуры образовательных учреждений
учреждения разного типа разного типа в соответствии с заданным планом
Продвинутый: Изучение и общая характеристика 6
нормативных документов профессиональной деятельности
психолога
Повышенной сложности: 7
Сравнительная характеристика работы психологической службы в образовательных учреждениях разного
типа
Изучение и анализ образовательного, Базовый: - Анализ наблюдения за 5
воспитательного процесса в образовательном темпераментальными особенностями детей в коллективе
учреждении - Анализ наблюдения за стилями педагогического общения 5
- Проведение и анализ методики 7
оценочной деятельности учителя И.Ю. Кулагиной (или иной методики, направленной на диагностику деятельности воспитателя)
ИТОГО: 35
III. Индивидуальные задания
Срок
Макс. кол-во баллов
Реально набранные баллы
Наличие и содержание отчета по практике
22.02
Наличие и содержание дневника практики
22.02
Оформление отчетной документации
22.02
Графическое представление результатов диагностики
Выполнение методического задания, полученного от сотрудника образовательного учреждения, его общая характеристика и представление результатов_
ИТОГО:
22
Аттестация:
Максимальное кол-во баллов
Реально
набранные баллы
Консультации с факультетским руководителем практики (по существу)
Оценка факультетского руководителя практики Оценка руководителя практики от организации Самооценка студента
ИТОГО:
19
2
4
3
3
6
5
5
4
5
5
5
Сущность представленных особенностей в организации практики заключается в создании условий для развития познавательного интереса студентов через внедрение новых психолого-педагогических технологий в практику; введение элементов дифференциации, индивидуализации; использование различных форм работы, игровых моментов, творческих заданий.
Выводы. Таким образом, анализ литературы, публикаций и программ практик позволил аккумулировать инновационные тенденции в организации практики студентов в современной высшей школе. Прежде всего, это:
1. Преемственность в организации практик на протяжении всего периода обучения в вузе.
2. Переход от содержания практики (чему преподаватель/руководитель практики должен учить) к результатам (что студент должен делать после успешного окончания прохождения практики).
3. Вариативность заданий во время прохождения практики.
4. Увеличение междисциплинарности в организации и прохождении практики студентами.
5. Моделирование и анализ жизненных ситуаций в процессе прохождения практики.
6. Использование активных и интерактивных методик в процессе прохождения практики.
7. Участие студента в проектной деятельности в период прохождения практики, владение приёмами исследовательской деятельности.
8. Вовлечение субъектов образовательного процесса в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.
9. Новые формы контроля прохождения практики студентами (внедрение балльно-рейтинговой системы (БРС), технологических карт), что ведет к организации индивидуального подхода к студенту, проходящему практику.
Перспективами организации практики мы считаем расширение количества учреждений, являющихся базами практик; реализацию сетевого взаимодействия между учреждениями; использование большей вариативности при организации практики [4].
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Российская газета. 31 декабря 2012 г. № 303.
2. Профессиональный стандарт (Педагог-психолог психолог в сфере образования) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июля 2015 г. №514н) [Электронный ресурс] // URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.002.pdf (дата обращения: 14.12.2016)
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 1457 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрировано в Минюсте России 18 января 2016 г. № 40623).
4. Марголис, A.A. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ [Текст] / A.A. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т.19. - № 3. С. 41-57.
5. Марголис, A.A. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Текст] / A.A. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. - 19. № 3. - С. 105-126.
6. Нижегородцева, Н.В. Инновационные тенденции в организации обучения студентов в современной высшей школе [Текст] / Н.В. Нижегородцева // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». - 4.1. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - С. 385-390
7. Рубцов В.В. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы [Текст] / В.В. Рубцов, A.A. Марголис, В.А. Гуружапов // Культурно-историческая психология. - 2010. - № 4. - C. 62-68.
8. Сафронова, М.А. Описание проекта модернизации педагогического образования [Текст] / М.А. Сафронова, Н.В. Бысик // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3.- С. 78-86.
9. Тарханова, И.Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Тарханова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012 - 67 с.
Педагогика
УДК:316.4+316.7
кандидат философских наук, доцент Лизунова Галина Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск);
кандидат педагогических наук, доцент Кудрявцева Елена Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск);
кандидат психологических наук, доцент Таскина Ирина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск)
СОХРАНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Аннотация. Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 17-16-04003 «Социально-психологические последствия социально-экономической дифференциации коренных малочисленных народов Республики Алтай». Авторы рассматривают Республику Алтай как многонациональный, поликультурный регион, на территории которой проживают представители 91 национальности. Особое внимание в статье уделено коренным малочисленным народам республики, рассматриваются проблемы сохранения этнокультурных традиций как одного из условий преодоления социально-экономической дифференциации коренных малочисленных народов Республики Алтай.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы, социально-экономическая дифференциация, этнос, социальное воспитание, традиции, поликультурная территория, этносоциальное воспитание.
Annotation. Work is performed within a grant of RGNF No. 17-16-04003 "Social and psychological consequences of social and economic differentiation of indigenous ethnic groups of Altai Republic". Authors regard Altai Republic as the multinational, polycultural region in the territory of which representatives of 91 nationalities