педагогических дисциплин / Л. Ковальчук. - Вестник Львовского университета. Выпуск 19, 2005. - С. 22-23.
5. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. Машбиц. - М.: Педагогика. 1988. - С. 45-57.
6. Менчинская Н.А. Интеллектуальная деятельность при решении арифметических задач / Н.А. Менчинская. - Известия АПН РСФСР, №3, 1964. - 324 с.
7. Образовательные технологии: учеб.-метод. пособие. Под ред. А.М. Пехоты / - К.: АПН, 2002. - 256 с.
8. Репкин В.В. О понятии учебной деятельности / В.В. Репкин // Вестник Харьковского университета. Психология. - 1976. - №132 - С. 228 - 236.
9. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л.М. Фридман. - М.: Педагогика, 1977. - 208 с.
10. Шеварев П.А. О роли ассоциаций в процессах мышления / П.А. Шевырев. - М: Наука, 1966. - 152 с.
Ледовская Татьяна Витальевна
кандидат психологических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского» (г. Ярославль, Российская Федерация)
УДК 378.12
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ACTUAL PROBLEMS OF PRACTICE ORGANIZATION OF STUDENTS OF THE DIRECTION OF "PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL EDUCATION"
Статья посвящена анализу инновационных тенденций в организации, содержании и задачах учебной и производственной практик в современном высшем образовании на основе опыта подготовки студентов. Статья раскрывает сущность и содержание основных тенденций в организации практики студентов-бакалавров: компетентностный подход, вариативность заданий, индивидуализация, системность в организации практик, новые формы контроля и оценки. Предложены пути совершенствования процесса организации практики студентов в вузе.
Ключевые слова: бакалавр, практика, студенты, психолог.
Article is devoted to the analysis of innovative tendencies in the organization, contents and tasks of in-service education program in modern higher education on the basis of experience of training of students of the direction of "Psychology and Pedagogical Education". Article discloses essence and the maintenance of the main tendencies in the organization of practice of students bachelors: competence-based approach, variability of tasks, individualization, systemacity in the organization the in-service education program, new forms of control and assessment.
Key words: the bachelor, in-service education program, the flow chart, students, the psychologist.
Практика является важнейшей составной частью основной образовательной программы высшего образования, обязательной частью учебных планов и учебного процесса в целом. Практика студентов в вузе организуется и проводится с целью углубления и закрепления полученных теоретических знаний и приобретения практических навыков.
Педагогическая практика для студентов является очень сложным и ответственным этапом на пути к профессии. Проблема профессионального становления студента в ходе педагогической практики осложняется и тем, что одна деятельность, еще незавершенная (учебная), накладывается на другую (педагогическую), имеющую принципиально другие средства осуществления (цель, мотив, средства, контроль, оценка). Во время прохождения практики студент педагогического вуза должен не только ознакомиться с состоянием учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, но и приобщиться к новым психолого-педагогическим технологиям, обеспечивающим становление его как профессионала. Приоритетом в организации психолого-педагогической практики становится
компетентностный подход, выдвигающий на первый план субъекта деятельности (ученика и педагога), его мотивацию и способности, связанные с решением конкретных задач деятельности.
Первой особенностью организации практики в соответствии с ФГОС ВО является необходимость применения компетентностного подхода. Внедрение компетентностного подхода может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций образования, новому видению самого содержания образования, его методов и технологий [4].
Вторым требованием к организации учебного процесса в соответствии с ФГОС ВО является то, что все обучение студентов должно быть практико-ориентированным [4]. Данное требование предполагает не просто увеличение объема часов (зачетных единиц) на практическую подготовку студентов, а непрерывность всех видов практики в процессе обучения студента в вузе. Выделение видов практики на разных уровнях подготовки предполагает установление взаимосвязей между ними, т.е. разработки сквозной, преемственной программы практики по направлениям подготовки [4].
Третьей особенностью организации практики является то, что руководство практикой носит распределенный характер: студенты, начиная с I курса обучения, на две/четыре недели направляются в образовательные учреждения разного типа и реализуют программу практики, индивидуальные задания и инструкции руководителя практики от вуза и руководителя практики
от организации. Основная задача руководителей практики - помочь студентам проанализировать затруднения в выполнении ими профессиональных действий, затем, в ходе теоретического изучения дисциплин произвести индивидуальную или групповую рефлексию выделенных затруднений и обобщить способ выполнения профессиональных действий совместно с преподавателями вуза.
Такая организация учебного процесса в рамках реализации ООП является абсолютно новой, так как прежние требования к организации практики включали в себя сначала теоретическую подготовку студентов по дисциплинам, а потом практическое применение полученных теоретических знаний [4].
Четвертой особенностью организации практики студентов-бакалавров в соответствии с ФГОС ВО является требование сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования и общего образования [4]. В контексте обучения это подразумевает, что образование является непрерывным процессом и сопровождает человека не только в процессе обучения в школе, а всю жизнь [5]. Также речь идет об организации такого образовательного пространства, в котором целью становится среда субъект-субъектного взаимодействия учителя и ученика, супервизора и студента [5]. Основная задача супервизора и руководителей практики - помочь студентам проанализировать затруднения в выполнении ими профессиональных действий, затем, в ходе теоретического изучения дисциплин модуля, произвести индивидуальную или групповую рефлексию выделенных затруднений и обобщить способ выполнения профессиональных действий совместно с преподавателями вуза.
Более того, руководители практики от организаций в дальнейшем становятся членами Государственной аттестационной комиссии при проведении итоговой аттестации студентов.
Пятая особенность организации практики в соответствии с инновационными процессами, проходящими в высшей школе, является вариативность заданий, который получает студент и вариативность контроля и оценки выполнения этих заданий (внедрение балльно-рейтинговой системы, технологических карт и др.).
Внедрение балльно-рейтинговой системы в процесс контроля и оценки прохождения практики способствует [6]:
• активизации самостоятельной работы студента;
• повышени. эффективности внеаудиторных контактов руководителя практики и студента;
• переходу к асинхронным, нелинейным и гибким методам организации процесса прохождения практики;
• высокой степени дифференциации оценки (многоуровневая шкала);
• учету учебных и внеучебных достижений студентов;
• свободе руководителя практики в определении правил формирования рейтинга студента;
• стимулированию творческой работы студентов, активизация их исследовательской деятельности, выходящей за рамки обязательного минимума учебного плана;
• активизация рефлексии студента в период прохождения практики.
Сущность представленных особенностей в организации практики
заключается в создании условий для развития познавательного интереса студентов через внедрение новых психолого-педагогических технологий в практику; введение элементов дифференциации, индивидуализации; использование различных форм работы, игровых моментов, творческих заданий.
Таким образом, анализ литературы, публикаций и программ практик позволил аккумулировать инновационные тенденции в организации практики студентов в современной высшей школе.
Прежде всего, это:
1) преемственность в организации практик на протяжении всего периода обучения в вузе;
2) переход от содержания практики (чему преподаватель/руководитель практики должен учить) к результатам (что студент должен делать после успешного окончания прохождения практики);
3) вариативность заданий во время прохождения практики;
4) увеличение междисциплинарности в организации и прохождении практики студентами;
5) использование принципа модульной организации при проектировании программ практики;
6) вовлечение субъектов образовательного процесса в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность;
7) новые формы контроля прохождения практики студентами (внедрение балльно-рейтинговой системы (БРС), технологических карт), что ведет к организации индивидуального подхода к студенту, проходящему практику.
Перспективами организации практики мы считаем расширение количества учреждений, являющихся базами практик; реализацию сетевого взаимодействия между учреждениями; использование большей вариативности при организации практики [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.12.2017) // Российская газета. 31 декабря 2012 г. № 303.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 1457 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрировано в Минюсте России 18 января 2016 г. № 40623).
3. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т.19. - № 3. С. 41-57.
4. Нижегородцева, Н.В. Инновационные тенденции в организации обучения студентов в современной высшей школе / Н.В. Нижегородцева // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». - Ч.1. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - С. 385-390
5. Тарханова, И.Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе: учебное пособие / И.Ю. Тарханова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 67 с.
Вилюжанина Татьяна Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378:151.8
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ
PROFESSIONAL TRAINING AS AN INSTRUMENT FOR THE DEVELOPMENT OF THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF STUDENTS
Профессиональное обучение рассматривается как один из основных процессов, связанных с присвоением смыслов. Представлена система фасилитирующих воздействий на ценностно-смысловую сферу студентов, описаны формы организации учебной деятельности студентов как механизм трансляции смыслов.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, фасилитирующие воздействия, профессиональное обучение.
Professoional training is regarded as one of the key processes associated with the assignment of meanings. We present system of facilitating impacts on value-semantic scope of students, described the form of training of students as a mechanism of translation of meanings.
Key words: value-sense sphere; facilitating exposure, рrofessional training.
Актуальность обращения к ценностно-смысловому ядру личности студентов обусловлена необходимостью поиска личностных резервов для более успешной профессионализации современной молодежи. Ценностно-смысловая
139