Научная статья на тему 'Место педагогической практики в ФГОС во'

Место педагогической практики в ФГОС во Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / STUDENT TEACHING / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенко Людмила Леонидовна

В статье раскрывается роль педагогической практики в системе подготовки будущих педагогов на бакалавриате. Педагогическая практика в новых условиях ФГОС ВО рассматривается как, необходимая ценностная и развивающая среда подготовки и воспитания компетентностного и личностно успешного будущего педагога. Развитие профессиональных качеств будущего педагога, как и развитие его полифункциональной педагогической деятельности, предполагает кардинальные изменения в целевом, содержательном и процессуальном компонентах педагогической практики. Педагогическая практика студентов-бакалавров рассматривается как необходимость в подготовке современного мотивированного педагога. Отсюда, следовательно, и формируются его ключевые профессиональные качества. Именно в процессе деятельной и долговременной практики выявляются противоречия между имеющимся и необходимым запасом знаний, что выступает побуждающим фактором непрерывного образования. В статье рассматривается, как на практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на фоне живых впечатлений и наблюдений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косенко Людмила Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место педагогической практики в ФГОС во»

МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ФГОС ВО Косенко Л.Л. Email: Kosenko1141@scientifictext.ru

Косенко Людмила Леонидовна - студент магистратуры, направление: педагогическое образование, программа: управление образованием, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта Педагогический институт, г. Калининград

Аннотация: в статье раскрывается роль педагогической практики в системе подготовки будущих педагогов на бакалавриате. Педагогическая практика в новых условиях ФГОС ВО рассматривается как, необходимая ценностная и развивающая среда подготовки и воспитания компетентностного и личностно успешного будущего педагога. Развитие профессиональных качеств будущего педагога, как и развитие его полифункциональной педагогической деятельности, предполагает кардинальные изменения в целевом, содержательном и процессуальном компонентах педагогической практики. Педагогическая практика студентов-бакалавров рассматривается как необходимость в подготовке современного мотивированного педагога. Отсюда, следовательно, и формируются его ключевые профессиональные качества. Именно в процессе деятельной и долговременной практики выявляются противоречия между имеющимся и необходимым запасом знаний, что выступает побуждающим фактором непрерывного образования. В статье рассматривается, как на практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на фоне живых впечатлений и наблюдений. Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагогическая практика, профессиональные компетенции, профессиональное становление.

THE PLACE OF STUDENT TEACHING IN FSES HE Kosenko L.L.

Kosenko Lyudmila Leonidovna - Student of Magistracy, DIRECTION: PEDAGOGICAL EDUCATION, PROGRAM: MANAGEMENT OF EDUCATION, BALTIC FEDERAL UNIVERSITY OF IMMANUEL KANT, TEACHER TRAINING COLLEGE, KALININGRAD

Abstract: in article the role of student teaching in the system of training of future teachers on a bachelor degree reveals. Student teaching in new conditions of FGOS IN is considered as, the necessary valuable and developing environment of preparation and education of competence -based and personally successful future teacher. Development of professional qualities of future teacher, as well as development of his multifunctional pedagogical activity, assumes cardinal changes in target, substantial and procedural components of student teaching. Student teaching of students of bachelors is considered as need for training of the modern motivated teacher. From here, therefore, his key professional qualities are also formed. In the course of active and long-term practice contradictions between the available and necessary stock of knowledge come to light that acts as the inducing factor of continuous education. In article is considered as in practice pedagogical activity of students is improved on the basis of substantial actual material which knowledge and productive development, is possible only against the background of live impressions and observations.

Keywords: professional standard, student teaching, professional competences, professional formation.

УДК 378.1

Переход системы высшего педагогического образования на новые образовательные стандарты третьего поколения показал, что выпускники школ не готовы к учебной деятельности в рамках предъявляемых требований. При этом уже сейчас в вузе ждут абитуриента, который готов получать профессиональное образование в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС 3), предполагающих принципиальное изменение организации учебного процесса. Новые ФГОС 3 ориентируют систему высшего образования на своевременную и адекватную подготовку специалистов к будущей профессиональной деятельности, т.е. не просто на повышение уровня образованности, а на формирование нового типа интеллекта, современного образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся социально-экономическим, технологическим и информационным реалиям окружающего мира [1].

Одним из важнейших направлений решения данной задачи является реализация «Профессионального стандарта» в сфере высшего педагогического образования. «Профессиональный стандарт» - это документ, раскрывающий современные квалификационные характеристики учителя. Согласно стандарту у будущего педагога в результате освоения программ бакалавриата должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции [2].

Расширение сфер педагогической деятельности будущего педагога, согласно «Профессиональному стандарту», позволяет шире взглянуть на роль педагогической практики в системе подготовки будущих педагогов на бакалавриате. Педагогическая практика в новых условиях становится необходимой ценностной и развивающей средой подготовки и воспитания компетентностного и личностно успешного будущего педагога.

Предполагается, что практика будет проводиться в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности. В процессе педагогической практики будет происходить активное деятельностное освоение бакалаврами реального образовательного процесса, педагогических ценностей, становление их исследовательской культуры. Развитие профессиональных качеств будущего педагога, как и развитие его полифункциональной педагогической деятельности, предполагает кардинальные изменения в целевом, содержательном и процессуальном компонентах педагогической практики. Переориентация с зуновских компонентов и репродуктивных методов обучения, характерных для традиционно проводимой педагогической практики, на личностно ориентированную, развивающую, познавательно-деятельностную модель педагогической практики позволит создать условия для развития творческого педагогического мышления будущего педагога, его рефлексивной позиции в процессе обучения учащихся и методологической культуры [3].

В современных условиях информатизации общества и развития новых технологий перед системой образования стоит задача обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов. В решении данной проблемы огромную роль играют также и учителя, от которых зависит подготовка образованных, воспитанных выпускников, которые будут развивать, дополнять и преумножать основы, заложенные учителем, какую бы профессию они ни выбрали. В связи с этим качественная подготовка учителя является одной из приоритетных задач системы педагогического профессионального образования [4]. Педагогическая практика студентов играет важную роль в подготовке будущего педагога и формирует его ключевые профессиональные качества [5].

В системе подготовки будущих воспитателей и учителей педагогическая практика является одной из основных форм их профессионального становления, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт. По мнению ряда авторов, «одним из важнейших путей достижения поставленной цели (развитие профессиональных компетенций) является профессиональная практика студентов» [6].

В научной литературе достаточно полно изучена роль педагогической практики в профессиональном становлении и развитии будущего педагога. В результатах этих исследований отражены исторические аспекты развития практической подготовки специалиста, рассмотрены её виды, содержание, функции, структура (В.П. Горленко и др.);

59

обоснованы методы организации, критерии оценки результатов практики, пути повышения её эффективности (Е.П. Белозерцев, А.Е. Захарова, Г.А. Ястребов и др.); рассмотрены аспекты педагогической практики студентов, обеспечивающие их готовность к практической и инновационной деятельности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, Л.В. Загрекова, Л.В. Кильянова и др.); раскрыта роль педагогической практики в подготовке студентов к восприятию, оцениванию и реализации педагогических новшеств [7]. Во время прохождения педагогической практики студент может определиться, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выяснить степень соотнесенности личностных качеств с будущей профессией. Именно в процессе деятельной и долговременной практики выявляются противоречия между имеющимся и необходимым запасом знаний, что выступает побуждающим фактором непрерывного образования. На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на фоне живых впечатлений и наблюдений. Практика помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию, когда для педагога предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия педагогических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления. Основная же цель здесь педагогической практики — закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений и навыков практической работы по изучаемой специальности. Педагогическая практика выполняет адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую функции. Продумывая организацию педагогической практики, нужно ориентироваться не только на выполнение программы практики, но, прежде всего, подходить к каждому студенту как к уникальной личности, бережно и осторожно, целенаправленно и последовательно раскрывая в нем сильные личностные и профессиональные стороны, помогая компенсировать слабые. Обеспечение личностно-ориентированного, комплексного, усложняющегося, непрерывного и творческого характера подготовки каждого студента с разным уровнем сформированности профессиональных умений и навыков отразится на повышении качества профессиональной подготовки студентов.

Педагогическая практика проводится в определенной системе. В нее входят: психолого -педагогическая практика по воспитательной работе, внеклассная практика, летняя практика, практика пробных уроков или занятий, преддипломная практика [4].

Единство теоретического и практического обучения реализуется за счет целостного построения практики. Теоретически можно изучать профессию педагога последовательно, по частям, вооружая студентов знаниями предмета, обучения, воспитания, знаниями его закономерностей, целей, принципов, содержания, методов и др. На практике педагогический процесс неразделим и представляет собой целостное явление. Невозможно практически отрывать цели от содержания и методов обучения и воспитания, формы работы от взаимоотношений участников педагогического процесса.

В период практики студент не просто углубляет или закрепляет знания, он открывает их для себя, он их присваивает, убеждаясь в том, что знания, полученные на лекциях, семинарах, в самостоятельной работе над первоисточниками, делают педагога способным грамотно строить воспитательный процесс, анализировать и оценивать реальную педагогическую жизнедеятельность. В процессе педагогической практики происходит формирование первоначально простых, позже - сложных, профессионально-педагогических умений, которые не могут быть сформированы теоретически, без непосредственного опыта работы с детьми.

В педагогической практике, как представляется, изначально присутствуют факторы, препятствующие творческой деятельности будущего педагога. К числу таких факторов можно отнести слабую уверенность студента в своих силах, сильную привязанность к

60

определенным схемам, установку на заданный способ организации учебно-воспитательного процесса, опасение контроля со стороны методиста кафедры, однокурсников, боязнь ошибиться, и в связи с этим быть понятым неправильно, состояние повышенной тревожности, чрезмерно сильная концентрация внимания на себе, своих переживаниях, интересах и т.д. Необходимо научить студентов нейтрализовать эти факторы. Исходя из этого, педагогическая практика должна носить личностно-ориентированный, творческий характер и способствовать выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Ее главным итогом должна быть твердая убежденность студентов в правильности однажды сделанного выбора - стать учителем, посвятить себя самой гуманной профессии на земле -воспитанию человека.

Основными базами практик студентов являются государственные, муниципальные образовательные учреждения, социальные службы, учреждения здравоохранения с которыми у университета оформлены договорные отношения. Имеющиеся базы практики студентов обеспечивают возможность прохождения практики всех студентов в соответствии с учебным планом. По каждому виду практик преподавателями кафедры разработаны базовые программы, содержание которых соответствует общим целям образовательной программы, составлены методические рекомендации по написанию и защите отчетов. В процессе прохождения практики студенты знакомятся с основными типами и видами учреждений, в которых оказывается социальная помощь клиентам в трудной ситуации жизнедеятельности: общеобразовательными учреждениями, учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детскими домами, социальными центрами), специальными (коррекционными) учреждениями для детей с особыми образовательными потребностями в развитии, ограниченными возможностями здоровья, специальными профилактическими учреждениями (детскими приёмниками и распределителями, воспитательными колониями), социальными службами (социальной помощи семье и детям, центрами для пожилых граждан и инвалидов, медико-психолого-педагогическими, реабилитационными), центрами досуга и творчества детей, физкультурно -оздоровительными и спортивными учреждениями, учреждениями летнего отдыха детей и подростков. Практика направлена также на освоение современных технологий коллективной, групповой, индивидуальной работы с различными категориями клиентов (многодетными семьями, неполными семьями, асоциальными семьями, инвалидами, молодежью и др.); формирование у студентов творческого и научно-исследовательского подходов к профессиональной деятельности; развитие навыков анализа, обобщения, интерпретации и оценки своего профессионального опыта. Важно отметить, что практика — это активная индивидуальная форма обучения студентов. В ходе практики у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания. Это, прежде всего, и отличает практику от массовых форм работы, в которых студент участвует при теоретическом обучении. Согласно учебному стандарту минимальный период практической деятельности студентов составляет две недели. От курса к курсу продолжительность практики увеличивается. Достаточно большая длительность практики, особенно на старших курсах, позволяет более грамотно подходить к организации и прохождению практики, снизить трудности, связанные с прохождением практики студентами, минимизировать напряжение, волнение у студентов в процессе прохождения практики, который может быть связан с дезадаптацией будущего специалиста в профессиональной сфере. При грамотной организации практики данная дезадаптация успешно преодолевается в достаточно короткие сроки, при этом у студентов формируется адекватная самооценка и уверенность в своем профессиональном выборе. Кроме того, длительная практика позволяет научиться самостоятельно планировать свою деятельность, дает возможность уже в процессе практики устанавливать конструктивные взаимоотношения и полезные контакты с работодателями и определить ролевую профессиональную позицию студента-практиканта, формирует ответственность за проведенную работу, позволяет студенту почувствовать себя востребованным на современном рынке труда в социальной сфере, создает благоприятные условия для

61

написания курсовых работ и выпускных квалификационных исследований и, возможно, определиться с будущим местом работы. Практика позитивно влияет на процесс профессионального становления студентов, способствует росту эмпатии, тактичности, толерантности, выдержки, психологической устойчивости, развивает коммуникативные и организаторские способности, которые так необходимы социальному работнику.

Таким образом, современное высшее образование в сложных условиях его модернизации переживает новый этап своего развития, связанный с гибкой системой подготовки кадров, предполагающий реализацию личностного образовательного маршрута будущего специалиста, компетентного в своей сфере. Современный специалист (воспитатель, учитель, психолог и др.) должен выступать в роли капитана корабля в многомерном информационно-образовательном пространстве. Подготовка студентов должна учитывать инновационные процессы, происходящие в системе профессионального образования: рассмотрение высшего образования как транслятора культурных ценностей в подготовке педагогических кадров. Процессы, произошедшие в ценностных ориентациях современных студентов (духовности, моральных установок, гражданской идентичности) нацеливают на изменение целевых ориентаций высшего образования, направленные на саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование личности будущего специалиста. Возрастает роль субъективного фактора в подготовке специалистов, изменяется рассмотрение содержательного компонента высшего образования с позиций гуманизации и гуманитаризации, культуротворчества и культурной созидательности. Необходима принципиальная смена подходов к организации всего образовательного процесса в вузе, ориентированного на формирование личности будущего специалиста нового типа, являющегося доминирующим субъектом «кристаллизации практических социокультурных инноваций и межкультурного взаимодействия». В этой связи педагогический процесс в вузе рассматривается как целостная система организации учебного процесса, важнейшим элементом которого выступает педагогическая практика. По нашему мнению, именно практика является системообразующим элементом профессиональной подготовки будущего специалиста. Мы согласны с точкой зрения И.А. Колесниковой, утверждающей, что в условиях педагогической практики обеспечивается переход теоретических знаний в элемент практической деятельности, где осуществляется и реализуется «сущностная способность к созиданию другого». Практика — одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях. Практика как форма профессиональной подготовки студентов-бакалавров является частью государственного образовательного стандарта. Она обеспечивает студенту социализацию в профессиональной среде и формирует у него представление о компетентном специалисте. Именно в процессе практики все остальные методы и формы формирования профессиональных знаний, умений и владений в области образования проверяются и наполняются смыслом.

Список литературы /References

1. Овчаров А.В. Подготовка будущих студентов педагогического вуза к обучению в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения // Современные проблемы науки и образования, 2012. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5680/ (дата обращения: 05.07.2017).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 года № 1457 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02. Психолого -педагогическое образование (уровень бакалавриата)».

3. Липатникова И.Г. Роль педагогической практики в системе подготовки будущих учителей математики на бакалавриате в контексте реализации «Профессионального стандарта» Журнал «Педагогическое образование в России», 2014. № 8. Стр. 181.

4. Вильданова А.Р. Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущих педагогов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.- практ. конф. Часть I. Новосибирск: СибАК, 2012.

5. Козлова Е.Б., Буслаева М.Е. Роль педагогической практики в подготовке студентов непедагогического профиля к педагогической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т. 34. С. 146-150. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95712.htm/ (дата обращения: 29.12.2017).

6. Шелковникова С.Г. Корецкая И.В., Лотоненко А.П. Роль производственной практики в профессиональной подготовке студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии / Сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.- практ. конф. № 4 (39). Часть I. Новосибирск: «СибАК», 2014. С. 156.

7. Новоселов С.А., Воронина Л.В., Слюнко Т.В. (Россия, г. Екатеринбург). Научное издание «Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования». Материалы Международной научно-практической конференции. Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.