Научная статья на тему 'Совершенствование организации планирования в аграрных предпринимательских структурах'

Совершенствование организации планирования в аграрных предпринимательских структурах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / THE ORGANIZATION OF PLANNING / THE ENTERPRISE / AN INFORMATION STREAM / PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кувшинова Е. И.

В статье рассмотрены проблемы организации планирования сельскохозяйственных предприятиях, показаны основные аспекты планирования в системе принятия решений в организации, взаимосвязь информационных потоков и результативности плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF THE ORGANIZATION OF PLANNING IN AGRARIAN ENTERPRISE STRUCTURES

In article problems of the organization of planning the agricultural enterprises are considered, the basic aspects of planning in decision-making system in the organizations, interrelation of information streams and productivity of the plan are shown.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации планирования в аграрных предпринимательских структурах»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В АГРАРНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУРАХ

Кувшинова Е.И.

В статье рассмотрены проблемы организации планирования сельскохозяйственных предприятиях, показаны основные аспекты планирования в системе принятия решений в организации, взаимосвязь информационных потоков и результативности плана.

Ключевые слова: организация планирования, предприятия, информационный поток, результативность.

PERFECTION OF THE ORGANIZATION OF PLANNING IN AGRARIAN

ENTERPRISE STRUCTURES

Kuvshinova E.

In article problems of the organization of planning the agricultural enterprises are considered, the basic aspects of planning in decision-making system in the organizations, interrelation of information streams and productivity of the plan are shown.

Keywords: the organization of planning, the enterprise, an information stream, productivity.

На современном этапе становления рыночной экономики в России, в условиях структурной перестройки экономики страны в целом, важнейшее значение приобретает создание и эффективное использование системы комплексного планирования на различных уровнях управления и на предприятиях различных уровнях управления и на предприятиях различных как организационно-правовых форм, так и форм собственности.

Несмотря на сложное экономическое положение многих аграрных предпринимательских структур, в настоящее время начинает проявляться тенденция к усилению их экономической активности, особенно в области продуктовых инноваций. Это требует соответствующих финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов, а также специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров в области планирования деятельности аграрных предпринимательских структур.

Научно обоснованное планирование деятельности промышленных предприятий должно создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и других, направленных на разработку конкурентоспособной продукции и получения прибыли.

Планирование является одной из основных функций управления, как целыми экономическими системами, так и отдельными хозяйствующими субъектами. Научные подходы к планированию первоначально начали применяться именно в нашей стране: еще с 20-х годов ХХ века переход к плановой экономике потребовал развития методов и методик планирования, прежде всего на уровне государства. Наиболее активно и успешно методы планирования разрабатывались советскими учеными в 60-80-е годы ХХ века, когда появилась возможность использовать для этого вычислительную технику. Однако реалии нового времени заставили сделать акцент на совсем других аспектах планирования, нежели это было в централизованно планируемой экономике.

В настоящее время организация планирования на сельскохозяйственных предприятиях находится в стадии метаморфозы - переход от «советского», позже «советского адаптивного» к новому «адаптивному реформенному» и сейчас рыночному планированию, сопровождается совершенствованием методологии и принципов, схем и функций, предъявляемых к планированию. Изменилась сама концепция, парадигма планирования, повысились требования к качеству планирования, в том числе и за счет быстрого развития применяемых информационных систем и мирового опыта в теории и практике планирования.

Сейчас никто не сомневается в необходимости планирования, изменилось и отношение государства к этой проблеме.

Главными задачами внутрихозяйственного планирования на сельскохозяйственных предприятиях является «.. .отыскание путей наиболее эффективного использование земли, средств производства и труда, резервов для непрерывного увеличения производства продуктов сельского хозяйства, снижения их себестоимости, повышения уровня рентабельности и производительности труда..», а также создание условий для развития социальной структуры.

Выполнение обозначенных задач планирования в современных

условиях хозяйствования возможно при максимально эффективной организации этого процесса.

На одной из пресс-конференций В.В. Путин сказал следующее: «.Для того чтобы у нас сельское хозяйство функционировало эффективно, оно должно быть современным. И не только с точки зрения оснащения современной техникой - вы хорошо знаете, сколько здесь проблем. Сельское хозяйство должно быть правильно и эффективно организовано..» Таким образом, эффективную организацию сельского хозяйства необходимо начинать с организации управленческих систем на предприятии.

В условиях рыночной экономики ставится вопрос об упорядочении организации с целью совершенствования и повышения качества планирования на основе симбиоза властных решений, научных изысканий и опыта предприятий (фирм) производителей.

Ряд существенных изменений за последние десятилетие в ходе экономических преобразований претерпела организация планирования в организациях.

Рынок адаптирует и структурирует планирование с учетом существующих на нем законов.

Возникает проблема соизмерения необходимости производственной деятельности и произведенной продукции для потенциального потребителя. Бесполезность и невостребованность - это кратчайший путь к разорению и банкротству предприятия.

Предвидеть и спрогнозировать спрос, примерный диапазон цен и на этой основе запланировать нужный объем производства, ассортимент, специализацию - это желаемые задачи любого предприятия.

Факторами, во многом определяющими современную организацию внутрифирменного планирования, являются: ориентация на выбранный сегмент рынка, что предполагает хорошее знание маркетинга и маркетингового планирования, а также развитие прогнозирования, как подэтапа внутрифирменного планирования, в растущем потоке внешней информации.

На смену максимизации прибыли приходит понимание иной цели - выигрыш в перспективной борьбе за рынок, особенно в условиях вступления России в ВТО. Борьба за рынок требует предвидения, начальным шагом которого является прогноз, то есть научно-аналитический этап процесса планирования.

С точки зрения продолжительности периода, к которому относиться разрабатываемый план, можно выделить три разных уровня планирования: стратегический, тактический, оперативный (текущий). Различие между ними определяются возможностями варьирования различных ресурсов, сроками прогнозирования результатов и особенностей хозяйственной деятельности предприятия. Речь идет о стратегической перспективе тогда, когда на определенных промежутках времени можно поменять все (или почти все) ресурсы и факторы производства без потери результативности деятельности.

Место различных уровней планирования в системе принятия решений на предприятиях изображено на рисунке 1. Можно заметить, что все основные элементы схемы соответствуют функциям, формирующим замкнутый цикл управления. Именно с него начинается любой цикл планирования, и именно с целевыми установками сравниваются фактически достигнутые результаты.

Рис. 1. Планирование в системе принятия решений в организации

Предприятиям сельского хозяйства очень важно иметь спрогнозированное будущее (урожайность, цены реализации и др.), хотя бы в ближайшей перспективе.

Эффективное прогнозирование возможно только на инновационной основе. Понятие «инновация» для сельского хозяйства сейчас является очень актуальным. Скорость старения данных информационных потоков очень велика, поэтому для точного получения прогнозной информации хозяйствам необходимо широко внедрять: ПЭВМ и соответствующие программные продукты, Интернет, аг-роконсультирование на региональных и федеральных уровнях в специальных информационных центрах и др. Ниже мы попытались изобразить схему влияния информации на результативность плана (рис. 2).

В условиях рынка важное и первоочередное значение имеет маркетинговое планирование. Его разработка является ключевым вопросом всего процесса планирования фирмы. Проблема заключается в том, что до настоящего момента многие хозяйства края не понимают всей значимости маркетингового и сбытового планирования и, как следствие этого, проявляются убыточность производственно-хозяйственной деятельности и хаотичность управленческих решений. Подтверждением служат данные об основных экономических показателях финансово-хозяйственной деятельности крупных и средних аграрных предпринимательских структур.

В настоящее время для предприятий АПК, помимо директив сверху, целесообразным представляется использование соответствующей информационной системы для анализа рынка. Основой может служить система маркетинговой информации, используемой при планировании сбыта сельскохозяйственной продукции. Конечно, многим хозяйствам трудно проводить полноценные исследования, и возникает необходимость в комплексной интегрированной профессиональной маркетинговой услуге, но реализация ее невозможна без контакта маркетинговых служб, специалистов на уровне фирмы.

Основное внимание при планировании должно быть уделено согласованию целей, критериев, задач, а также ознакомлению с ними

персонала. В противном случае план не сможет выполнять свою основную функцию: координировать деятельность подразделений и персонала.

Неправильные видения и цели, возникшие, например, вследствие плохо проведенных маркетинговых исследований и неверных прогнозов, приводят к рассогласованию ориентации предприятия и требований рынка, даже к необходимости остановки процесса реализации плана. Современная организация внутрифирменного планирования не отвечает этим требованиям.

Недостаточно уделяется внимание стратегическому планированию и проверке реализуемости составляемых планов (оценка альтернатив и вариантов, рыночного потенциала, издержек, возможностей производства и технической базы), на долю которых должно приходится более 15% фактического времени, затраченного на планирование. Ранее в России главную роль в планировании играли в основном экономисты, то есть работники планово-экономической службы. В условиях рыночной экономики в планировании возрастает роль тех специалистов, кто непосредственно будет руководить реализацией планов, особенно текущих, то есть руководителей среднего звена и низшего звена, менеджеров. Основные плановые обоснования, как и раньше, выполняют экономисты. Однако для того, чтобы план отражал весь комплекс задач и проблем хозяйствования, к его разработке привлекаются работники других служб и отделов фирмы сообразно вопросам своей компетенции.

Безусловно, в условиях рынка основная ответственность в планировании возлагается на экономистов-менеджеров. Если задачей экономистов является экономическое обоснование плановых показателей, то в задачу менеджеров входит интерпретация этих показателей конкретными действиями коммерческого, технологического, кадрового и иного характера.

Прогнозирование, программирование, календарное планирование - все это особые инструменты, используемые менеджерами в работе. Поэтому в настоящее время возрастает значение профессии экономиста-менеджера, она становится особенно востребованной. Кроме этого, в работе экономистов сейчас, на наш взгляд, много

Рис. 2 . Взаимосвязь информационных потоков и результативности плана

проблем и недостатков, мешающих созданию эффективной системы внутрифирменного планирования:

• простая констатация фактов экономической жизни вместо детального аналитического обзора и разбора причинно-следственного характера состояния дел; простая фиксация полученных результатов;

• недостаточное знание теории и реалий рынка;

• слабое знание конъюнктуры рынка своего товара;

• скромная позиция составителей и распределителей планов;

• использование устаревших и неэффективных подходов в экономических расчетах;

• некритичность мышления;

• слабое межпрофессиональное взаимодействие;

• отсутствие необходимых экономических обоснований управленческих решений;

• отказ от практики прогнозирования и планирования вследствие инфляции в стране и высокой стохастичности рыночных явлений.

Таким образом, ошибочно полагать, что главное в условиях рынка - определить вид предпринимательской деятельности и иметь

основные средства, а далее сам рынок подскажет, как действовать в тех или иных ситуациях. Практика показывает, что в условиях рыночной экономики без соответствующей самооценки, прогнозирования и планирования деятельности очень рискованно начинать любое дело.

В рыночной экономике планирование осуществляется по принципу маркетинга, то есть все производство направлено на удовлетворение спроса потребителей, на поиск наиболее выгодных и стабильных рынков сбыта.

Литература:

1. Маслова Т. Н. Разработка антикризисной стратегии аграрных предпринимательских структур // Сборник научных статей IV региональной научно-практической конференции «Математическое моделирование и информационные технологии». (Георгиевск 1617 апреля 2044 г.); Ставрополь: СевКавГТУ, 2004.

2. Маслова Т. Н. Обеспечение организационно-экономической устойчивости предприятия // Сборник научных статей I межрегиональной университетской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной экономической науки». -Ярославль: Центр «Ресурс», 2006.

МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Ломакин М.И., д.э.н., профессор

В статье рассматривается модель оптимизации затрат на качество бизнес-процессов; затраты на качество бизнес-процесса складываются из затрат на соответствие и несоответствие бизнес-процесса установленным требованиям.

Ключевые слова: качество, бизнес-процесс, затраты, модель, оптимизация.

OPTIMIZATION MODEL QUALITY COSTS COMPANY'S BUSINESS-PROCESSES

Lomakin M., Doctor of Economic Sciences, Professor

In thispaper, a model of cost effectiveness on the quality of businessprocesses, cost of quality businessprocess consist of the costs of compliance and non-compliance of the business process requirements.

Keywords: quality, business process, cost, model optimization.

Вопросы анализа затрат на качество продукции исследованы в ряде работ [1-3]. В частности применительно к продукции промышленного предприятия это затраты на маркетинговые исследования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, доставку и монтаж, а также техническое обслуживание. Затраты на качество могут быть как внутренними, так и внешними. Первые определяются внутренней деятельностью и расходами, связанными с продукцией. Вторые представляют расходы, связанные с поставщиками, потребителями, агентами, дилерами и т.д. [ 2 ]

Затраты на качество имеют большое значение, так как практически всегда они высоки и означают снижение прибыли и потерю заказов. Затраты, связанные с качеством, имеют широкий спектр и определяются отказами систем, браком, переработкой, поздней доставкой, жалобами на обслуживание и гарантии, отзывами о продукции и т.д.

В литературе данное понятие чаще всего рассматривается как затраты на соответствие и несоответствие качеству.

Рассмотрим кратко основные классификации затрат на качество продукции.

Джуран Дж. и Фейгенбаум А. предлагают делить затраты на качество на четыре группы [ 2 ]:

затраты на предупреждение возникновения несоответствий и улучшение качества;

затраты на оценку качества;

издержки вследствие внутренних несоответствий;

издержки вследствие внешних несоответствий.

Позднее Ф. Кросби предложил иной подход, состоящий в разделении затрат на две категории [ 2 ]. В его основе лежит стремление к нулевому уровню дефектов в процессе деятельности предприятия. Он различает затраты, связанные с производством «правильной продукции с первого раза» (цена соответствия), и затраты, вызванные необходимостью исправления допущенных несоответствий или брака (цена несоответствия). Для диагностики уровня, достигнутого предприятием в отношении понимания проблем качества, Ф. Кросби ввел так называемую решетку зрелости. Однако практическая реализация подхода Ф. Кросби в силу ряда причин не всегда вела к желаемым результатам.

В современной практике затраты на качество подразделяются на две категории [ 1 ]. Во-первых, это затраты, характеризующие попытки обеспечить и гарантировать должный уровень качества продукции, т.е. затраты, связанные с достижением соответствия качеству. Во-вторых, затраты, связанные с восстановлением качества, т.е. затраты на несоответствие качеству.

В современной практике затраты на качество чаще всего рассматриваются в рамках системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям стандартов ИСО серии 9000. На основе анализа различных подходов к классификации затрат на качество в работе [2 ] разработана классификация затрат на качество в рамках реализации основных процессов СМК, соответствующей стандартам ИСО серии 9000 версии 2008 г., которая предполагает рассмотрение затрат на предупреждение, контроль и оценку дефектов, а также затраты вследствие внутренних и внешних несоответствий по каждому из основных процессов СМК.

Затраты на качество продукции в СМК промышленного предприятия представляют собой затраты предприятия на соответствие и несоответствие качеству, возникающие в результате реализации основных процессов СМК: документооборота СМК, деятельности управленческого персонала, управления ресурсами, реализации процессов жизненного цикла продукции, мониторинга и улучшения.

По аналогии затратам на качество продукции определим затраты на качество бизнес-процесса как затраты на соответствие и несоответствие бизнес-процесса качеству или установленным (заданным) требованиям. В настоящей работе будем использовать определение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.