УДК 65.018
Е.А. Байда
канд. экон. наук, доцент, кафедра « Управление качеством и производственными системами», ФГБОУВО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия»,
г. Омск
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИКИ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос построения единой системы планирования учета и анализа затрат на качество в организации. Основными составляющими этой системы определены классификация затрат на качество и метод калькуляции, отвечающие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Данная система определяется как система экономики качества организации и призвана давать экономическую оценку и обоснование мероприятий в области менеджмента качества.
Ключевые слова: конкурентоспособность, система менеджмента качества, затраты на качество, эффективность, экономические результаты.
E.A. Bayda, Siberian State Automobile and Highway academy, Omsk
CREATION OF SYSTEM OF ECONOMY OF QUALITY OF THE ORGANIZATION
Abstract. The question of creation of a single planning system of accounting and quality cost analysis in the organization is considered in article. The main components of this system are classification of costs of quality and the method of calculation meeting the requirements of international standards ISO 9000. This system is determined as system of economy of quality of the organization and is designed to give an economic evaluation and reasons for actions in the field of quality management.
Keywords: competitiveness, quality management system, costs of quality, efficiency, economic results.
Любой бизнес сталкивается с двумя основными задачами, решение которых необходимо гармонизировать - обеспечение текущей и долгосрочной конкурентоспособности. Решение каждой задачи во многом связано с минимизацией затрат, в частности, со снижением себестоимости всех аспектов производственно-хозяйственной деятельности предприятия [1].
Основой конкурентоспособности организации является конкурентоспособность выпускаемой ею продукции, которая определяется соотношением цены и качества. Именно качество на сегодняшний день является важным фактором, так как его обеспечение определяет во многом себестоимость продукции.
В современных экономических условиях эффективным механизмом повышения уровня качества продукции и снижения при этом затрат является система менеджмента качества (СМК), для нормальной работы которой необходимы измерители затрат, связанные с направленными на повышение качества действиями. Данный факт обуславливает актуальность разработки и внедрения на предприятии наравне с действующей СМК системы управления затратами на качество, которая бы служила механизмом экономического обоснования разрабатываемых мероприятий в области менеджмента качества.
Проблема снижения затрат широко освещаема, в том числе и с точки зрения повышения уровня качества. Первым, кто предложил обособить затраты на качество и
минимизировать стоимость качества еще в середине прошлого столетия был Дж. Джу-ран. Однако, изучение затрат на качество столкнулось со сложностью построения связи между затратами и качеством и их интерпретацией. При разделении затрат на качество и затрат на производство возникает прежде всего вопрос о правомерности такого деления с точки зрения их взаимосвязи с качеством. Также проблемой изучения затрат на качество является отсутствие единого системного подхода к их сбору, учету и анализу, что не дает возможности формирования целостной картины состояния и перспектив развития организации в области менеджмента качества.
Для обеспечения конкурентных преимуществ, производителю важно иметь представление о качестве со стороны потребителя. Потребительское качество - это набор характеристик продукции (услуги), который способен понять и принять потребитель. Однако процесс формирования «комплекса качества» продукции основывается не только на потребительском представлении о качестве. В каждой организации формируется внутрифирменная иерархия качества, которая отражает его связь с общей эффективностью деятельности [2].
Каждая из заинтересованных сторон организации может инициировать процессы, но только потребители могут инициировать такие процессы, которые ведут к денежным потокам и к успеху организации на рынке - бизнес-процессы. Бизнес-процесс должен быть интересен, в первую очередь, для менеджера по качеству, поскольку он состоит из некоторых упорядоченных действий, каждое из которых ведет к затратам. Не все действия нужны потребителю, некоторые из них создают добавленную стоимость, не повышая качество, например, процессы хранения, транспортирования или контроля.
Таким образом, формируется механизм поиска объектов улучшения, основывающийся на необходимости связи затрат с действиями, а не с продукцией, который может быть реализован в виде единой концепции, позволяющей организациям эффективно управлять своими затратами на качество. Этим и определяется потребность в специальной информационной системе для измерения сбора и визуализации всей информации, требующейся для обеспечения текущей и долгосрочной конкурентоспособности организации - системы экономики качества, основой которой являются затраты, связанные с качеством (затраты на качество).
В рамках управленческого учета формирование информации о затратах на качество основано на разработке их соответствующей классификации, которая является одной из важнейших задач методологии управления этими затратам. На сегодняшний день существует множество классификаций затрат на качество [3].
Принятая на предприятии классификация затрат должна быть положена в основу отчета о затратах на качество. Содержание этого внутреннего документа раскрывается через статьи по звеньям цепочки ценностей. Звеньями в этом случае являются процессы СМК организации. Таким образом, затраты на качество являются лучшим критерием эффективности менеджмента качества организации, так как они определяют цену товара, его себестоимость и экономические результаты организации.
Для удобства планирования и учета все затраты на качество можно условно разде-
лить на три группы - разовые, текущие и дополнительные затраты [4].
Разовые затраты связаны с приобретением частей производственной инфраструктуры предприятия, проектной и технологической документации и т.д. - всего того, чья стоимость распределяется на годовой объем выпускаемой продукции и таким образом учитывается в ее себестоимости. По сути это косвенные затраты.
Текущие затраты призваны обеспечивать соответствие бизнес-процессов организации установленным требования. За счет текущих затрат может происходить эволюционное, постепенное улучшение качества выпускаемой продукции, прежде всего, путем снижения уровня несоответствий, дефектов и брака в производстве благодаря, например, постоянному повышению квалификации и дисциплины персонала, повышению качества ресурсов, повышению надежности оборудования, улучшению контроля качества.
Дополнительные затраты представляют собой инвестиции в качество сверх текущих затрат для быстрого и коренного улучшения качества бизнес-процессов и других факторов, от которых зависит качество продукции (услуг). К ним обычно относят приобретение патентов, лицензий и «ноу-хау», проведение НИОКР для применения новых материалов или новых конструктивных и технологических решений, капитальное строительство, приобретение, монтаж и наладку нового технологического оборудования и др.
Следующим важным этапом формирования системы управления затратами на качество является определение метода калькуляции затрат для внешней (финансовой) отчетности о деятельности производителя в рамках системы качества. В 1994 году во второй редакция международных стандартов ИСО 9000 впервые были предложены три метода сбора, представления и анализа элементов финансовой отчетности в целях однообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации: модель калькуляции затрат ПОД, метод калькуляции затрат, связанных с процессами, метод определения потерь вследствие низкого качества [5].
Применять каждый из этих методов рекомендовалось исходя из индивидуальной структуры организации, сферы ее деятельности и уровня развития системы менеджмента качества, при этом не исключалось применение и других методов.
Долгое время в концепции модели затрат на качество предполагалось, что конкретные поддающиеся идентификации затраты связаны с качеством конечного результата. В противоположность этому в рамках Всеобщего управления качеством (TQM) вся хозяйственная деятельность связана с процессами и, следовательно, модель затрат должна отражать скорее полные затраты в каждом процессе, чем произвольно выбранные затраты на качество [6].
Единственное разделение, которое является обоснованным, это разделение между затратами на обеспечение соответствия требованиям и затратами, вызванными их несоответствием. Процесс может быть отдельным этапом работы или полным процессом ведения бизнеса. В любом случае в процессе используются материалы и ресурсы, а хозяин процесса нуждается в средстве, позволяющем контролировать затраты, связанные с этим процессом, и принимать меры к их минимизации.
На этой основе для целей методического обеспечения управления затрат, свя-
занных с качество на сегодняшний день в нашей стране разработаны национальные стандарты:
- ОСТ Р 52380.1-2005, устанавливающий руководство по моделированию и определению затрат, связанных с любым процессом хозяйственной деятельности [6];
- ГОСТ Р 52380.2-2005, устанавливающий основные положения по определению затрат, связанных с работами по предупреждению и оценке дефектов с внутренними и внешними отказами, а также по функционированию системы затрат на качество для эффективного управления бизнесом [7].
Таким образом, из всего выше изложенного можно сделать вывод, что система экономики качества, также как и СМК, должна строиться на основе процессного подхода. При этом для целей классификации затрат на качество наиболее целесообразно выбрать подход Ф. Кросби, который делит затраты на качество на две категории - затраты на соответствие и затраты вследствие несоответствия бизнес-процессов. Моделирование системы управления затратами на качество на этой основе позволит в полной мере реализовывать в организации принципы Всеобщего менеджмента качества и соответствовать требованиям международных и национальных стандартов качества.
Список литературы:
1. Адлер Ю.П. Система экономики качества / Ю.П. Адлер, С.Е. Щепетова. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2009. - 302 с.
2. Байда Е.А. Система экономики качества как инструмент оценки экономической эффективности организации / Е.А. Байда // Научно-методический электронный журнал концепт. - 2016. - № 4. - С. 35-40.
3. Байда Е.А. Анализ основных классификаций затрат на качество организации в рамках действующей СМК / Е.А. Байда, Е.В. Русина // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки: материалы международной научно-практической конференции: электронный ресурс. - 2014. - С. 100-103.
4. Тавер Е. Затраты на качество / Е. Тавер // Инженер и промышленник сегодня. - 2013. - № 4 (4). - С. 40-44.
5. Еналеева Ю.Р Управление затратами на качество в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000 / Ю.Р. Еналеева // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2004. - № 2. - С. 536-540.
6. ГОСТ Р 52380.1-2005 Руководство по экономике качества. Часть 1: Модель затрат на процесс. - М.: ФГУП «Стандартинформ», 2005. - 23 с.
7. ГОСТ Р 52380.2-2005 Руководство по экономике качества. Часть 2: Модель предупреждения, оценки и отказов. - М.: ФГУП «Стандартинформ», 2005. - 16 с.