Научная статья на тему 'Управление экономикой качества на предприятии'

Управление экономикой качества на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT / ЭКОНОМИКА КАЧЕСТВА / QUALITY ECONOMY / ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО / COST OF QUALITY / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / PROCESS APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кампова И.Ю., Лаврентьева Е.А., Лутрохманова К.Ю., Малахова Ю.Г.

Рассматривается вопрос о сущности системы экономики качества. Показана необходимость развития системы экономики качества на основе процессного подхода. Исследуются проблемы внедрения системы экономики качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE ECONOMY ENTERPRISE QU

The article deals with the question of the nature of the economy quality. The necessity of development of the economy based on the quality of the process approach. The problems of the introduction of economy quality.

Текст научной работы на тему «Управление экономикой качества на предприятии»

УДК 338.24.01

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

И. Ю. Кампова, Е. А Лаврентьева, К. Ю. Лутрохманова Научный руководитель - Ю. Г. Малахова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: malahova_u@mail.ru

Рассматривается вопрос о сущности системы экономики качества. Показана необходимость развития системы экономики качества на основе процессного подхода. Исследуются проблемы внедрения системы экономики качества.

Ключевые слова: менеджмент качества, экономика качества, затраты на качество, процессный подход.

MANAGEMENT OF THE ECONOMY ENTERPRISE QUALITY

I. Yu. Kampova, E. A. Lavrentieva, K. Yu. Lutrohmanova Scientific supervisor - Yu. G. Malakhova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: malahova_u@mail.ru

The article deals with the question of the nature of the economy quality. The necessity of development of the economy based on the quality of the process approach. The problems of the introduction of economy quality.

Keywords: quality management, quality economy, the cost of quality, process approach.

Сегодня одним из важнейших резервов реанимации экономики является снижение непроизводительных затрат (потерь). Поэтому деятельность по внедрению системы экономики качества (СЭК) является весьма актуальной. Для организаций, стремящихся получить конкурентные преимущества, имеют огромное значение методы управления, основанные на затратах на качество.

История развития экономики качества началась не так давно - в пятидесятых годах ХХ века, но уже сформировались единые подходы к классификации затрат на качество, их учету и анализу. Большое внимание, уделяемое зарубежными фирмами вопросам планирования, анализа и оптимизации затрат на повышение качества, непосредственно связано с жесткой конкуренцией и необходимостью постоянного уменьшения стоимости качества и цены продукции. На отечественных предприятиях проблеме оценки и учета затрат на качество не уделяется должного внимания.

В нашей стране эти вопросы стали актуальны в девяностых годах ХХ века, когда активно началось внедрение международных стандартов ИСО 9000, которые предъявляют определенные требования к экономике качества. Но до сих пор существующие точки зрения о затратах на качество дают недостаточное представление о практических принципах внедрения системы экономики качества.

Целью данной работы является исследование управления экономикой качества на предприятии. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Исследовать сущность экономики качества.

2. Показать необходимость развития системы экономики качества на основе процессного подхода.

3. Исследовать проблемы внедрения системы экономики качества.

В настоящее время в России интерес предприятий к управлению экономикой качества становится более весомым. Для обеспечения работ по управлению экономикой качества были приняты национальные стандарты в этой области. ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005 «Руководство по управлению экономикой качества», идентичный международному стандарту ИСО/ТО 10014:1998 «Руководящие

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

указания по управлению экономикой качества» введен в действие с 1 февраля 2006 года. Кроме этого, введены в действие ГОСТ Р 52380.1-2005 «Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс» и ГОСТ Р 52380.2-2005 «Руководство по экономике качества. Часть 2. Модель предупреждения, оценки и отказов» [1].

Система экономики качества (СЭК) - это система сбора, анализа и оптимизации затрат на качество с целью повышения эффективности менеджмента качества. СЭК строится на учете и анализе затрат на качества - это затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также затраты, связанные с потерями в том случае, когда не достигнуто удовлетворительное качество. Эти затраты традиционно делятся на 3 группы: затраты на мероприятия и процессы, направленные на предотвращение несоответствий (дефектов, ошибок) при их выполнении; затраты на проведение контроля качества во всех его видах; затраты, связанные с финансовыми потерями от несоответствий как при выпуске (внутренние потери), так и при использовании (эксплуатации) продукции (внешние потери). Потери от несоответствий всегда надо стремиться свести к нулю. Потери можно найти как в производстве, так и в управлении. Различают явные (легко обнаружить, учитываются в организациях) и скрытые потери (имеют место в операциях, которые приходится выполнять в данных условиях или по данным методикам, но которых можно избежать, если улучшить технологии или изменить условия). Данные потери очень часто не фиксируются производителем и, следовательно, не подсчитываются, создавая ложную картину его истинных издержек. Неявные потери, наиболее сложно поддаются оценке, но являются ключевым моментом при построении непрерывного процесса совершенствования [2].

Таким образом, можно говорить об «айсберге» затрат на качество, где видимая его часть (явные потери) составляет четвертую или пятую часть всего объема общих потерь (рис. 1).

Учет затрат на качество в таком разрезе позволяет решить следующие задачи:

- возможность определения и планирования приоритетных проектов улучшения качества;

- снижение уровня дефектности, явных и неявных потерь;

- устранение причин неудовлетворенности потребителей;

- выявление объема необходимых капиталовложений для целей повышения качества;

- снижение общих затрат на производство путем планируемого увеличения стоимости мероприятий, направленных на предупреждение несоответствий и потерь;

- определение экономической эффективности мероприятий по улучшению качества;

- оптимизация затрат на качество (научное обоснование снижения затрат);

- актуализация стандартов предприятия;

- повышение эффективности управления качеством, престижа, имиджа и конкурентоспособности предприятия [3].

С учетом современных тенденций развития менеджмента качества деятельность каждой организации представляет собой цепочку процессов от маркетинга, планирования, до продажи и послепродажного обслуживания.

В каждом процессе существуют свои потери, как явные, так и скрытые. Процессный учет и анализ затрат на качество является измерителем экономических последствий, вызванных выполнением или невыполнением требований к качеству.

СЭК должна быть очень гибкой, база данных по затратам на качество должна не только регулярно обновляться, но и постоянно развиваться и совершенствоваться, чтобы и в этой экономической среде начал действовать механизм непрерывного совершенствования.

Для разработки системы управления затратами на качества необходимо решение руководства предприятия о формировании самостоятельной внутренней системы учета этих затрат, ответственность за функционирование которой может быть возложена на экономические службы и службу качества. Такой учет целесообразно организовать как в масштабе всего предприятия в целом по важнейшим (или по всем) видам продукции, так и по отдельным структурным подразделениям с целью получения необходимой информации по видам затрат на качество и месту их возникновения. Но при практической реализации инструментов экономики качества возникают проблемы, связанные с недостаточной проработкой методологии управления затратами на качество.

Таким образом, система экономики качества - это система учета, анализа и оптимизации экономической информации, учитывающей информационные потребности, характерные черты и требования менеджмента качества с целью постоянного совершенствования деятельности, и повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках.

Библиографические ссылки

1. Шкарина Т. Ю. Экономика качества : учеб. пособие. Владивосток : Изд-во ТГЭУ, 2008. 144 с.

2. Адлер Ю. П., Щепетова С. Е. Система экономики качества : учеб. пособие. М. : Стандарты и качество, 2009. 302 с.

3. Тадао М. Советской экономике да японскую бы бережливость // Международная жизнь. 1989. № 10. С. 23-27.

© Кампова И. Ю., Лаврентьева Е. А., Лутрохманова К. Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.