ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИКИ КАЧЕСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Угрюмова Марина Александровна
кандидат экономических наук, доцент. ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет», заведующий кафедрой экономики и управления г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: info@ystu.ru
Аннотация. В статье рассматриваются методы экономики качества, основанные на анализе затрат на качество, применение которых на российских предприятиях может стать мощным инструментом повышения их конкурентоспособности. Отмечена неоднозначность рассмотрения вопроса о сущности системы экономики качества. Показана необходимость развития системы экономики качества на основе процессного подхода. Исследуются проблемы внедрения системы экономики качества.
Ключевые слова: экономика качества; затраты на качество; потери; непроизводительные затраты, процессный подход; менеджмент
Код УДК: 339.137.2
Annotation. The article deals with the methods of economics of quality, based on the analysis of quality-related expenses, application of which in the Russian enterprises could provide powerful tools for their competitive growth. The article points out the ambiguity of discussion on the essence of the economics of quality system. The necessity of developing the economics of quality is shown on the process-based approach. Problems of implementation of the economics of quality system are investigated.
Keywords: : economics of quality; quality-related expenses; losses; non-productive costs; process-based approach; management
РАСТОЧИТЕЛЬСТВО завтракает с ИЗЛИШЕСТВОМ, Обедает с НЕДОСТАТКОМ, Ужинает с НИЩЕТОЙ, ложится спать с ПОЗОРОМ Б. Франклин
Почему 4-х полостная дорога в Китае стоит 2,9 млн. руб. за 1 км, в Бразилии - 3,6 млн. руб., в России - 12,9 млн. руб.? Почему в период реформ в сельском хозяйстве Россия потеряла земель сельскохозяйственного назначения больше, чем территория Германии, Италии, Великобритании, вместе взятых? Почему Россия отстает от мирового прогресса на 20 лет? [согласно данным, приведенным главным редактором журнала «Стандарты и качество» Ворониным Г.П. на научно-практической конференции правительства Ярославской области «Менеджмент и качество на пути экономического развития» 09.12.2010 г.]. Еще в 1989 г. Тадао Моримото (президент японского научно-исследовательского института «Торэй»), проанализировав положение в советской экономике показал, что для нее характерны огромные непроизводительные затраты, потери
ресурсов: «...если бы мы поняли, что надо сокращать непроизводительные затраты, мы не только резко бы снизили себестоимость своей продукции, но и вообще могли бы обойтись без атомной энергетики успешное применение энергосберегающих мероприятий позволило бы вообще отказаться от строительства АЭС или, по крайней мере, избежать трагедии Чернобыля» [1, с. 23].
Сегодня одним из важнейших резервов реанимации экономики является снижение непроизводительных затрат (потерь). Поэтому деятельность по внедрению системы экономики качества (СЭК) является весьма актуальной. Для организаций, стремящихся получить конкурентные преимущества, имеют огромное значение методы управления, основанные на затратах на качество.
В последние годы в России существенно возрос интерес к вопросам эффективного управления бизнесом, внедрения более совершенных моделей бизнеса. Международный опыт свидетельствует о том, что поддержание устойчивых темпов экономического роста, высокая конкурентоспособность наших предприятий возможны только на путях инновационного развития экономики страны, которое предполагает постоянное повышение качества.
Сегодня менеджерам приходится осваивать новые концепции, модели, методы и системы управления. Среди них: Всеобщий Менеджмент Качества (TQM), модели международных стандартов ИСО 9001, ИСО 14001, ONSAS 18001, ИСО/ТУ 16949, ХАССП ИСО 22000, «Бережливое производство и мышление» (Lean Thinking and Manufacturing), «Эффективное обслуживание производства» (Total Productive Maintenance), «Пять S» и многое другое.
Система непрерывного совершенствования бизнес-процессов начинает эффективно работать только тогда, когда исполнители видят улучшение в своей работе и умеют использовать преимущества системы. Такое видение появляется, когда демонстрируется постоянное улучшение качества продукта или процесса, выраженное числовыми значениями.
История развития экономики качества начинается с 50-х годов прошлого столетия. Тогда, впервые Дж. Джуран назвал убытки из-за низкого качества «золотой жилой» американской экономики. Большое внимание, уделяемое зарубежными фирмами вопросам планирования, анализа и оптимизации затрат на повышение качества, непосредственно связано с жесткой конкуренцией и необходимостью постоянного уменьшения стоимости качества и цены продукции. На отечественных предприятиях проблеме оценки и учета затрат на качество, считаю, не уделяется должного внимания.
В нашей стране эти вопросы стали актуальны в 90-гг. 20 века, когда активно началось внедрение международных стандартов ИСО 9000, которые предъявляют определенные требования к экономике качества. Но до сих пор существующие точки зрения о затратах на качество дают недостаточное представление о практических принципах внедрения системы экономики качества.
Система экономики качества (СЭК) - это система сбора, анализа и оптимизации затрат на качество с целью повышения эффективности менеджмента качества. СЭК строится на учете и анализе затрат на качества (это затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями качества, когда не достигнуто удовлетворительное качество) [2]. Эти затраты традиционно делятся на 3 группы: предупредительные - затраты производителя на любые действия по предупреждению появления несоответствий и дефектов (инвестиции в улучшение качества - привлекаются с тем, чтобы снизить оценочные затраты и потери); оценочные затраты (затраты на инспекцию) - это затраты производителя на обнаружение несоответствий и потерь; потери (издержки вследствие внутренних и внешних отказов, упущенная выгода) - любая деятельность, которая требует затрат времени и ресурсов, но не повышает ценность готового товара или услуги для конечного потребителя. Потери можно найти как в производстве, так и в управлении. Различают явные (легко обнаружить,
учитываются в организациях) и скрытые потери (имеют место в операциях, которые приходится выполнять в данных условиях или по данным методикам, но которых можно избежать, если улучшить технологии или изменить условия). Данные потери очень часто не фиксируются производителем и, следовательно, не подсчитываются, создавая ложную картину его истинных издержек. Неявные потери, наиболее сложно поддаются оценке, но являются ключевым моментом при построении непрерывного процесса совершенствования.
Таким образом, можно говорить об «айсберге» затрат на качество, где видимая его часть (явные потери) составляет четвертую или пятую часть всего объема общих потерь (рис. 1).
Рис. 1. Айсберг неэкономичности
Учет затрат на качество в таком разрезе позволяет решить следующие задачи:
• возможность определения и планирования приоритетных проектов улучшения качества;
• снижение уровня дефектности, явных и неявных потерь;
• устранение причин неудовлетворенности потребителей;
• выявление объема необходимых капиталовложений для целей повышения качества; Журнал «Теоретическая экономика» №2, 2014 www.theoreticaleconomy.info
• снижение общих затрат на производство путем планируемого увеличения стоимости мероприятий, направленных на предупреждение несоответствий и потерь;
• определение экономической эффективности мероприятий по улучшению качества;
• оптимизация затрат на качество (научное обоснование снижения затрат);
• актуализация стандартов предприятия;
• повышение эффективности управления качеством, престижа, имиджа и конкурентоспособности предприятия.
С учетом современных тенденций развития менеджмента качества деятельность каждой организации представляет собой цепочку процессов от маркетинга, планирования, до продажи и послепродажного обслуживания. На данной стадии развития науки о качестве, внимание переключается с производства на все без исключения аспекты деятельности компании. Это стало переходом от качества процесса к качеству фирмы в целом. Поэтому необходим пересмотр сущности и инструментов экономики качества на основе процессного подхода.
В каждом процессе существуют свои потери, как явные, так и скрытые. Процессный учет и анализ затрат на качество является измерителем экономических последствий, вызванных выполнением или невыполнением требований к качеству.
Рассмотрим концепцию управления затратами на качество на примере процесса управления персоналом организации. Сначала необходимо распознать потери, сделать их видимыми, рассчитать величину потерь и установить последовательность их устранения. Пример возможных потерь при управлении персоналом представлены рис. 2. Далее подключаются предупредительные затраты - разработка и оценка экономической эффективности мероприятий по предотвращению отдельных потерь, исключаются потери в соответствии с мероприятиями и проводится стандартизация работы для предотвращения возникновения потерь.
Таким образом, эффективность системы управления персоналом, можем быть измерена тем же способом, каким измеряется бизнес - на основе информации о затратах.
В сфере производства, и в сфере управления наличие программы учета затрат, связанных с качеством, усиливает доверие руководства к деловой ценности системы менеджмента качества и позволяет проводить экономическое обоснование любых корректирующих действий.
СЭК должна быть очень гибкой, база данных по затратам на качество должна не только регулярно обновляться, но и постоянно развиваться и совершенствоваться, чтобы и в этой экономической среде начал действовать механизм непрерывного совершенствования.
Для разработки системы управления затратами на качества необходимо решение руководства предприятия о формировании самостоятельной внутренней системы учета этих затрат, ответственность за функционирование которой может быть возложена на экономические службы и службу качества. Такой учет целесообразно организовать как в масштабе всего предприятия в целом по важнейшим (или по всем) видам продукции, так и по отдельным структурным подразделениям с целью получения необходимой информации по видам затрат на качество и месту их возникновения. Но при практической реализации инструментов экономики качества возникают проблемы, связанные с недостаточной проработкой методологии управления затратами на качество.
Таким образом, система экономики качества - это система учета, анализа и оптимизации экономической информации, учитывающей информационные потребности, характерные черты и требования менеджмента качества с целью постоянного совершенствования деятельности, и повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках.
Программа управления затратами, связанными с качеством, должна стать неотъемлемой частью любых действий, направленных на повышение качества. Общая цена качества будет указывать на имеющиеся у компании возможности совершенствования, и служить основой измерения достижений в этой области.
Текучесть кадров. Потери рабочего Бремени Прогулы Нехватка квалифицированных кадров, изкая производительность труда
Потери из-за нарушение трудовой дисциплины Судебные издержки в результате ^ трудовых споров Неиспользование творческого \ потенциала сотрудника Неудовлетворенность трудом Несвоевременная выплаты заработной платы Лишние рабочие движения Неэффективная системы подготовки, повышения квалификации, мотивации персонала, управления карьерой и прочее Потеря ключевых сотрудников аппарата управления. Затраты на необоснованные инвестиции при реализации кадровых программ Избыточные льготы, социальные выплаты и оплата труда (сверхурочная работа) Избыточная численность Несоответствие квалификационных характеристик персонала требованиям должности
Рис. 2. Айсберг неэкономичности в процессе управления персоналом
ЛИТЕРАТУРА
1. Тадао М. Советской экономике да японскую бы бережливость/ М. Тадао // Международная жизнь. - 1989. - № 10. - С.23-27.
2. ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.yandex.ru/pqm-online.com