Научная статья на тему 'Совершенствование организации контейнерных перевозок на железных дорогах России'

Совершенствование организации контейнерных перевозок на железных дорогах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1581
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контейнерные перевозки / контейнерный поезд / план формирования вагонов с контейнерами / план формирования контейнерных поездов

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кукушкина Яна Васильевна

Анализ контейнерных перевозок, проведенный на сети железных дорог России показал, что объем контейнерных перевозок увеличивается, но динамика их роста на железнодорожном транспорте значительно ниже, чем на морском и автомобильном. Наиболее перспективным направлением в развитии контейнерных перевозок на сети железных дорог России является создание системы контейнерных поездов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации контейнерных перевозок на железных дорогах России»

Содержание

21

осуществляется с использованием АСУ пограничной станции (АСУПС), в котором реализована возможность подключения нескольких рабочих мест АРМ СПВ и обеспечена возможность их параллельной работы при оформлении одного или нескольких поездов. Для ускорения пропуска внешнеторговых грузов в системе предусмотрено формирование справочных данных для отдела пограничного контроля.

3. Заключение

Внедрение универсальной методики приведений совмещенных станционных и пограничных операций и создание единого информационного сообщения позволит сократить времени выполнения данных операций, нарастить пропускную и провозную способность стыковых станций, и создать большую привлекательность железнодорожного транспорта для перевозки внешнеторговых грузов.

4. Литература

Феньвеш Л. Проблемы пограничных переходов в международных железнодорожных сообщениях/ Л. Феньвеш. - С. 13 Шифр: П1432/2000/5 // Журнал Железные дороги мира. 2000. N 5.

Числов М.В. Инвентаризация пограничных пунктов пропуска / М.В. Числов, Е.А. Афонин; И.В. Коришева; М.О. Баранов; И.Г. Выпов. - С.68 Шифр: П1062/2001/3 // Журнал Железнодорожный транспорт. 2001. N 3.

Сведения об авторе

УДК 656.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИИ

Я.В. Кукушкина

Аннотация

Анализ контейнерных перевозок, проведенный на сети железных дорог России показал, что объем контейнерных перевозок увеличивается, но динамика их роста на железнодорожном транспорте значительно ниже, чем на морском и автомобильном. Наиболее перспективным направлением в развитии контейнерных перевозок на сети железных дорог России является создание системы контейнерных поездов.

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/1

Содержание

22

Ключевые слова: контейнерные перевозки; контейнерный поезд; план формирования вагонов с контейнерами; план формирования контейнерных поездов

Введение

В условиях рыночной экономики и сильной конкуренции со стороны других видов транспорта, особенно автомобильного, особую важность приобрел вопрос привлечения на железную дорогу клиентуры, которая нуждается в оказании целого комплекса услуг по доставке своих грузов к месту назначения (принцип доставки груза «от двери до двери»). К сожалению, существующая технология доставки грузов в контейнерах по железной дороге не в состоянии удовлетворить эти требования и значительная часть контейнеропотока уходит на автотранспорт.

В настоящее время железнодорожным транспортом только 1 % грузов (из общего объема перевозок) перевозится контейнерными отправками, а контейнерные перевозки занимают одно из передовых мест в реестре высокодоходных грузов. Вот почему данная проблема является своевременной и актуальной.

1. Проблемы организации контейнерных перевозок

Контейнерные перевозки - это одно из главных средств ускорения товародвижения и сокращения транспортных издержек.

Преимущества перевозки грузов в контейнерах известны: это практически стопроцентная сохранность, сокращение времени доставки груза, удобство транспортировки. Но несмотря на эти преимущества, наиболее высокая динамика развития контейнерных перевозок приходится на последние 15 лет.

Экономическая политика России в ближайшей перспективе будет связана с дальнейшем ростом числа предприятий малого и среднего бизнеса, что приведет к спросу на контейнерные перевозки и их росту.

По данным специалистов ОАО «Ленморниипроект» рост контейнерооборота России морским транспортом должен расти с темпом от 6 до 13 % в год. Программой развития Морского порта Санкт-Петербурга предусматривается значительное увеличение объемов переработки контейнерных грузов.

Для понимания важности вопроса о конкурентоспособности железнодорожного транспорта с автотранспортными перевозчиками рассмотрим некоторые данные. Доля контейнеропотоков, переработанных в морском порту Санкт-Петербурга с участием железнодорожного

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/1

Содержание

23

транспорта составляет не более 10 %. Ее увеличение лишь на 1 % может принести дополнительный доход Октябрьской ж.д. 4,5 млн. руб. в месяц.

2. Разработка методики расчета оптимального плана формирования

В связи наметившей тенденцией роста контейнерных перевозок железной дороге необходимо изменить свою стратегию в области контейнерных перевозок. Для этого должна быть выполнена соответствующая проработка вопросов технологии организации контейнерных перевозок, графика движения поездов, оперативного планирования и регулирования эксплуатационной работы, а также технологии работы станций и терминалов по переработке контейнеров.

Экономическая эффективность контейнерной технологии перевозок связана со следующими показателями: планируемые объемы перевозок, эксплуатационные расходы, транспортные тарифы.

Для обеспечения стабильных объемов перевозок и улучшения использования подвижного состава необходимо внедрение на сети железных дорог новых оптимизационных моделей технологии перевозочного процесса, в том числе совершенствование организации контейнеропотоков и методики разработки плана формирования вагонов с контейнерами.

Методика плана формирования вагонов с контейнерами должна предусматривать ускорение оборота контейнера и доставки груза, сокращение количества переработки контейнеров на всем пути следования.

Методика едина для расчета плана формирования вагонов со среднетоннажными контейнерами и крупнотоннажными контейнерами. Расчет плана формирования производится на основании статистических сведений отчетности по груженым и порожним контейнеропотокам и выделения контейнерных потоков на одну станцию, на одну дорогу по минимальному нормативу контейнеропотока.

3. Заключение

Организация контейнерных поездов позволит выиграть всем участникам перевозочного процесса: производителям - расширить рынок сбыта своей продукции; железнодорожникам - увеличить объемы перевозок, сократить сроки доставки, уменьшить затраты на перевозку и улучшить в целом финансово-экономическое положение отрасли.

Решение данной проблемы лежит в плоскости коренного изменения подхода к организации контейнерных перевозок на сети железных дорог, а именно необходимо решительно перейти от плана формирования

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/1

Содержание

24

контейнеров и плана формирования вагонов с контейнерами к плану формирования контейнерных поездов.

При этом дополнительные объемы перевозок, привлеченные новой технологией смогут компенсировать затраты на вождение неполновесных поездов. Также следует принять во внимание, что возможность назначения таких поездов не приведет к дополнительной загрузки основных грузовых направлений.

4. Литература

Информационно-аналитическое агенство “SeaNews” 2001: Международные

контейнерные перевозки в России. - 2002. - 60 с.

Капитонов А.Е. Организация контейнерных поездов: Начальный этап. - СПб.: ПГУПС, 2000. - 40 с.

Кузнецова А.Н. Оценка неравномерности контейнерных перевозок. // Проблемы разработки ресурсосберегающих технологий в эксплуатации железных дорог. Вып. 3. - М.: РГОТУПС, 2003 - С. 127-131.

УДК 656.2

СИМВОЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО И МОРСКОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ПЕРЕ ДАЧЕ КОНТЕЙНЕРОПОТОКА

Г.И. Никифорова

Аннотация

Определяются параметры, относящиеся к работе железнодорожного и морского транспорта. Устанавливаются математические зависимости между параметрами, характеризующими взаимодействие железнодорожного и морского транспорта. Определяются: время обработки расчетного судна, простой вагонов под грузовыми операциями, емкость контейнерного терминала, производительность железнодорожного и морского грузовых фронтов.

Ключевые слова: железнодорожный и морской транспорт; время

обработки расчетного судна; простой вагона под грузовыми операциями; контейнер; причал; производительность

Введение

Составление символической или абстрактной модели взаимодействия железнодорожного и морского транспорта включает в себя установление математических зависимостей между параметрами и вывод формул для их

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.