Научная статья на тему 'Российский рынок международного контейнерного транзита в 2019 году и перспективы его развития'

Российский рынок международного контейнерного транзита в 2019 году и перспективы его развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1000
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНЗИТ / ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / THE EXPORTS OF TRANSPORT SERVICES / CONTAINER TRANSPORT / INTERNATIONAL TRANSIT / TRANSPORT CORRIDORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холопов Константин Владимирович, Раровский Павел Евгеньевич

Определено место России в экспорте транспортных услуг при развитии международных транзитных контейнерных перевозок грузов. Приведен анализ текущего состояния отечественного рынка международного контейнерного транзита, выявлены основные тенденции и проблемы развития сегмента транзитных контейнерных перевозок. Установлены потенциальные возможности наращивания объемов контейнерного транзита через территорию России при участии железнодорожного транспорта. Определена фирменная структура субъектов на российском рынке международного контейнерного транзита. Предложены направления совершенствования оказания услуг международного транзита для целей роста российского экспорта транспортных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Холопов Константин Владимирович, Раровский Павел Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian market of international container transit in 2019 and its prospects

The article presents an analysis of the current state of the domestic market of international container transit, identifies the main trends and difficulties in the transit container transport segment. Opportunities for increasing container transit through Russia using the rail transport are identified. The types of entities operating in Russian international container transit market are determined. The authors propose ways to improve the provision of international transit services in order to stimulate the growth of Russian exports of transport services.

Текст научной работы на тему «Российский рынок международного контейнерного транзита в 2019 году и перспективы его развития»

Российский рынок международного контейнерного транзита в 2019 году и перспективы его развития

УДК 656.025 Константин Владимирович ХОЛОПОВ,

ББК 39.18 доктор экономических наук, профессор,

Х 736 Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва,

Воробьевское шоссе, 6А), кафедра технологии внешнеторговых сделок - зав. кафедрой, тел. 8(499) 147-94-37;

Павел Евгеньевич РАРОВСКИЙ, кандидат экономических наук, Самарский государственный университет путей сообщения (443066, г. Самара, ул. Свободы, 2 В), кафедра «Менеджмент и логистика на транспорте» - доцент, тел.: (846) 255-68-41

Аннотация

Определено место России в экспорте транспортных услуг при развитии международных транзитных контейнерных перевозок грузов. Приведен анализ текущего состояния отечественного рынка международного контейнерного транзита, выявлены основные тенденции и проблемы развития сегмента транзитных контейнерных перевозок. Установлены потенциальные возможности наращивания объемов контейнерного транзита через территорию России при участии железнодорожного транспорта. Определена фирменная структура субъектов на российском рынке международного контейнерного транзита. Предложены направления совершенствования оказания услуг международного транзита для целей роста российского экспорта транспортных услуг.

Ключевые слова: экспорт транспортных услуг, контейнерные перевозки, международный транзит, транспортные коридоры.

Russian market of international container transit in 2019 and its prospects

Konstantin Vladimirovich KHOLOPOV,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Russian Foreign Trade Academy (6А Vorobevskoe shosse, 119285, Moscow), Department of foreign trade and international transactions - Head of the Department, phone: 8(499) 147-94-37;

Pavel Evgenevich RAROVSKIY, Candidate of Еconomic Sciences, Samara state University of Railways (443066, Samara, Svobody str., 2 C), Department of management and logistics in transport -

Associate Professor, phone: 8(499) 147-91-37

9 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

61 Q

Abstract

The article presents an analysis of the current state of the domestic market of international container transit, identifies the main trends and difficulties in the transit container transport segment. Opportunities for increasing container transit through Russia using the rail transport are identified. The types of entities operating in Russian international container transit market are determined. The authors propose ways to improve the provision of international transit services in order to stimulate the growth of Russian exports of transport services.

Keywords: the exports of transport services, container transport, international transit, transport corridors.

Экспорт транспортных услуг является важной частью экспортного потенциала многих государств мира.1 Большинство из них реализуют свой экспортный потенциал путём такого способа поставки транспортных услуг (в терминологии Генерального соглашения по торговле услугами), как потребление за рубежом. Речь идёт о международном транзите, то есть о привлечении на свои территории грузов иностранных грузовладельцев, то есть о построении устойчивых сухопутных мостов - лэндбриджей.2 Большинство стран на Евразийском пространстве пытаются заработать на перевозках грузов международного транзита, отнимая у морских перевозчиков значительные объёмы корреспонденций. Речь, в первую очередь, идёт о контейнерном транзите из Китая, Японии, Республики Корея и других стран Юго-Восточной Азии в страны Европейского Союза. Уже традиционными странами контейнерного транзита стали Монголия, Казахстан, Белоруссия, Польша, Финляндия. Геоэкономическое положение России говорит о том, что основные контейнерные потоки должны проходить и через территорию нашей страны.3 И, конечно, при непосредственном участии железнодорожного транспорта. Здесь главенствующая роль принадлежит ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») и международным транспортным экспедиторам - логистическим провайдерам, организующим и формирующим контейнерные поезда. Формирование транзитных контейнерных маршрутов имеет положительную объёмную динамику с начала 70-х годов XX-го века и до настоящего времени, обеспечивая валютные поступления от экспорта транспортных услуг. В 2019 году продолжается последовательное развитие российского рынка услуг международного контейнерного транзита. Динамика роста объемов транзитных контейнерных перевозок коррелирует с целями и задачами, поставленными перед транспортным комплексом страны в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года4.

По итогам 2018 года объём транзитных перевозок в контейнерах через территорию Российской Федерации увеличился на 30% к 2017 году и составил порядка 550 тыс. в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ). Общее распределение международного контейнерного транзита по направлениям сложилось следующим образом:

^ 62

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2019

63% транзитных контейнеров перевезено по направлению «Восток-Запад-Восток» с ростом на 34% к уровню 2017 года; 28% пришлось на транзит в сообщении со странами Центральной Азии с ростом на 36% к 2017 году; 5% перевезено из Китая в Беларусь и в обратном направлении с ростом на 60% к уровню 2017 года.

Совокупные доходы от пропуска транзитных поездов с контейнерными грузами по территории России с учетом доходов ОАО «РЖД», а также отечественных экспедиторских и транспортно-логистических компаний оцениваются в объеме около 20 млрд рублей в год. При этом необходимо отметить общий положительный тренд в развитии контейнерных перевозок не только в транзитном, но также во внутри-российском и экспортно-импортном сообщениях, что подтверждается ростом коэффициента контейнеризации грузов, перевозимых по сети ОАО «РЖД», вырос с 6,6% в 2017 году до 7,2% в 2018 году5.

В 2019 году рост объемов транзитных контейнерных перевозок демонстрирует положительную динамику. За первое полугодие текущего года общий объем международного контейнерного транзита по территории России составил порядка 270 тыс. ДФЭ, что на 22% превышает объем за аналогичный период прошлого года. По-прежнему львиную долю транзитного контейнеропотока, а именно около 60% от общего объема транзита, формируют сообщения Китай-Европа-Китай. Порядка 20% контейнерного транзита приходится на сообщения со странами Центральной Азии, 8% - на транзитные перевозки из Китая в Республику Беларусь и в обратном направлении, не более 2% транзита приходится на перевозки по международным транспортным коридорам «Приморье-1,2» и «Север-Юг» 6.

Практически неизменными остались и основные направления перевозки транзитных контейнеров в сообщении Восток-Запад и обратно по территории России: 82% грузопотока следует из Китая в Европу через территорию Казахстана, оставшийся объем распределен по маршрутам через межгосударственный железнодорожный пункт Забайкальск и Монголию (железнодорожный пункт пропуска Наушки). При этом маршрут через Казахстан характеризуется также лучшей динамикой транзитных перевозок - в 2018 году прирост объемов контейнерного транзита по нему составил около 60%. В 2019 году организованы тестовые отправки транзитных контейнеров из Японии, достигнуты договоренности об открытии в Токио представительства ОАО «РЖД»7.

Основными игроками на российском рынке контейнерного транзита являются дочерние и зависимые компании Российских железных дорог и железнодорожных администраций Беларуси и Казахстана, к которым относятся транспортно-логи-стические компании, функционирующие по модели «без активов» - АО «РЖД Логистика» и АО «ОТЛК ЕРА» (Евразийский железнодорожный альянс), а также операторы подвижного состава и владельцы контейнерного парка - ПАО «Трансконтейнер», АО «Русская тройка», РТЭУП «БЕЛИНТЕРТРАНС - транспортно-ло-гистический центр» (БТЛЦ). К основным компаниям за пределами контура ОАО

9 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

63 0

«РЖД», осуществляющим контейнерные перевозки, в том числе транзитные, относятся ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO), СП ЗАО «Евро-сиб СПб», оперирующие собственным вагонным парком и оказывающие широкий спектр транспортно-экспедиторских услуг.

В 2019 года продолжается работа по оптимизации процесса оказания услуги транзитного сервиса за счет оптимизации технологических процессов, внедрения цифровых технологий для сокращения документооборота, увеличения маршрутной скорости контейнерных поездов с целью сокращения сроков доставки грузов в контейнерах.

Значительным подспорьем в развитии международного контейнерного транзита является работа по продвижению индекса 1520 Eurasian Rail Alliance Index (ERAI), проводимая компанией АО «ОТЛК ЕРА»8. Указанный индекс обеспечивает прозрачность ценообразования транзитных контейнерных перевозок, повышает информированность участников рынка, выступает в качестве индикатива при определении контрактной цены. В 2019 году индекс ERAI включен в ежеквартальный отчет интермодальных перевозок международного аналитического агентства Drewry9. Дальнейшими позитивными шагами в развитии этого направления может стать содержательное наполнение индекса аналитикой в части технико-эксплуатационных характеристик основных маршрутов контейнерных перевозок на всём евразийском пространстве, характеристики терминалов, перечня логистических и сопутствующих услуг и иных.

Вместе с тем остаются и определенные трудности, в большей степени, связанные с системой обработки контейнеропотоков на пограничных терминалах и работой таможенных органов. Основными затруднениями в указанных сферах являются недостаточные пропускные способности межгосударственных передаточных (пограничных) станций, отсутствие унификации транспортных и иных перевозочных документов с сопредельными странами и низкая эффективность обмена информацией для целей таможенно-пограничного контроля10. В части положительных сдвигов в направлении внедрения цифровых технологий, оптимизирующих бизнес-процессы контейнерного транзита, показателен проект ИНТЕРТРАН, созданный ОАО «РЖД» и транспортной группой FESCO, исключающий бумажное оформление интермодальных маршрутов для железнодорожных контейнерных перевозок на маршруте Владивосток - Москва с переносом его в цифровой формат и распространением на транзитные перевозки контейнеров из Японии и Республики Кореи11.

Дополнительного анализа требуют возможные последствия и планы действий для рынка контейнерных перевозок, в целом, и для международного контейнерного транзита, частности, предстоящей продажи в ноябре 2019 года ОАО «РЖД» контрольного пакета акций ПАО «Трансконтейнер»12, занимающего долю 42% российского рынка железнодорожных контейнерных перевозок, 17,4% рынка железнодорожных терминалов и 30% рынка международного контейнерного транзита13.

^ 64

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данном аспекте основными вопросами могут стать обеспечение транзитных контейнерных перевозок парком специализированных вагонов - фитинговых платформ, достаточность терминальных мощностей на маршрутах транзита, в том числе, для повышения эффективности контейнерных перевозок в целом.

Для ответа на поставленные вопросы следует обратить внимание на ряд ключевых факторов. Отметим, что основной маршрут пропуска контейнерного транзита в сообщении Китай-Европа-Китай пролегает сегодня не по Транссибирской магистрали, а по территории Казахстана. Именно этот маршрут имеет наилучшую динамику перевозок, в том числе, за счет перераспределения объемов с забайкальского и монгольского направлений по причине технологических затруднений на пограничных переходах Монголии и отмены субсидирования властями Китая перевозок через железнодорожную пограничную станцию Забайкальск. Транс-портно-логистическое сопровождение на указанном маршруте осуществляется совместной компанией российских, казахстанских и белорусской железных дорог

- АО «ОТЛК ЕРА» с привлечением, как правило, подвижного состава и контейнерного парка различных собственников, на долю которых приходится порядка 24 тыс. специализированных фитинговых платформ, или 48% от общего парка на сети ОАО «РЖД». К крупнейшим собственникам фитинговых платформ на рынке ЕАЭС по состоянию на 2016 год относятся: ООО «А-Транс» - 4000 вагонов; ООО «Модуль» - 1000 вагонов; ООО «Трансгарант» - 2500 вагонов; ЗАО «Русская тройка» - 1470 вагонов; ООО «Спецтрансгарант» - 4900 вагонов; ООО «Рускон»

- 1000 вагонов; АО «Кедентранссервис» (Казахстан) - 4934 вагона; РТЭУП «БЕ-ЛИНТЕРТРАНС - транспортно-логистический центр» (Беларусь) - 900 вагонов14. Таким образом, в настоящее время дефицита специализированного подвижного состава для перевозки крупнотоннажных контейнеров на пространстве ЕАЭС не наблюдается.

С точки зрения развития конкуренции и наличия достаточного количества терминальных емкостей следует обратить внимание на динамичное развитие Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - филиала ОАО «РЖД» в качестве сетевого агрегатора коммерческих складских площадей общей площадью порядка 600 тыс. кв. метров, а также логистического провайдера иных транспортно-экспедиторских услуг15. Немаловажным является также реализация разработанного Минтрансом России федерального проекта «Транспортно-логистические центры» (ТЛЦ), предусматривающего строительство 10 ТЛЦ на ключевых направлениях грузового сообщений с примыканием к инфраструктуре железнодорожного транспорта16. Вышеизложенное позволит обеспечить наличие терминальных емкостей, в том числе, для организации международных контейнерных перевозок. В то же время их достаточность и эффективность функционирования требует дополнительного исследования в плане детализации и уточнения конкретных рисков и выгод.

9 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

65 0

Основными направлениями в текущем периоде, способствующими росту экспорта транспортных и сопутствующих услуг от международного контейнерного транзита являются повышение гибкости в терминальной обработке контейнерных поездов на межгосударственных пограничных станциях с целью повышения их маршрутной скорости, внедрение цифровых технологий для полного перехода на безбумажные технологии, а также в целях информационной интеграции логистических операторов17 и собственников вагонного и контейнерного парка для минимизации порожнего пробега и снижения себестоимости перевозок.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Холопов К.В., Соколова О.В. Эволюция отношений, связанных с доставкой грузов в международных сообщениях и экспортом транспортных услуг. // Вестник транспорта. 2018. №2. с. 9

2 Голубчик А.М. Международный транспортный коридор «Север-Юг»: состояние, проблемы, перспективы / Вестник транспорта. - 2008. №3. - с. 35

3 Голубчик А.М. Современное состояние российского экспорта транспортных и транспортно-экспедиторских услуг. // Российский внешнеэкономический вестник. - 2018. №1 - с. 48

4 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [утв. Указом Президента РФ № 204: принято 7 мая 2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 20. - Ст. 2817.

5 Годовой отчет 2018 // Официальный сайт ПАО «Трансконтейнер»: [сайт]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: https://trcont.com/documents/20143/681624/190822-TrCont_AR2018_RUS_spreads.pdf /483c31b7-4f38-688b-ebce-c330624f4a88

Ежегодный обзор ТСМ // издание международной ассоциации «Координационный Совет по Транссибирским перевозкам». - 2019. - с.17-19

7 Артерия для японских потоков // Гудок. - 2019. - №162 (26771). - с.1 Официальный сайт ОТЛК ЕРА // [сайт]. URL: https://www.utlc.com/erai/ агентство Drewry - ведущее мировое независимое агентство по предоставлению исследовательских и консалтинговых услуг для отрасли морских перевозок и судоходства с развитой международной сетью офисов в Лондоне, Дели, Сингапуре и Шанхае.

10 Аналитическая справка о состоянии вопроса по цифровизации транспортно-логи-стической и таможенной деятельности // Контейнерный бизнес. - 2019. - №05 (100). - с.34

11 Поезд уходит в цифру // Гудок. - 2019. - №161 (26770). - с.2

12 «Трансконтейнер» снимают с гарантии // Газета Коммерсантъ [сайт]. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/3937389

13 Трансконтейнер // Презентация Компании, март 2019 года // [сайт]. URL: https:// trcont.com/documents/20143/51410/190402-PrsntTC-18Q4_190327_RUS_01.pdf/66cbf246-2dd1-9ff0-d5b7-d14f1608b666

14 АО «Кедентранссервис» / Годовой отчет за 2016 год // [сайт]. URL: http://kdts.kz/ upload/iblock/37e/37e2a718925737905e8332dbbe0d6c40.pdf

15 Требования клиентов к качеству обслуживания - закон для транспортных компаний // Транспортно-логистический вестник РЖД. 2019. №2 (3). с. 19 - 22

^ 66

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2019

16 Там же. 2019. №2 (3), с. 23

17 Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Логистизация информационных технологий на транспортных стыках (в морских портах и погранпереходах) // Транспорт. Экспедирование и логистика. - 2002.- № 3.- с.18

БИБЛИОГРАФИЯ:

Артерия для японских потоков // Гудок. - 2019. - №162 (26771). - С.1

Аналитическая справка о состоянии вопроса по цифровизации транспортно-логисти-ческой и таможенной деятельности // Контейнерный бизнес. - 2019. - №05 (100). - 133 с.

АО «Кедентранссервис» / Годовой отчет за 2016 год // [сайт]. URL: http://kdts.kz/upload/ iblock/37e/37e2a718925737905e8332dbbe0d6c40.pdf

Голубчик А.М. Международный транспортный коридор «Север-Юг»: состояние, проблемы, перспективы / Вестник транспорта. - 2008. №3. - с. 35-37

Голубчик А.М. Современное состояние российского экспорта транспортных и транс-портно-экспедиторских услуг. // Российский внешнеэкономический вестник. - 2018. №1 - с. 46 - 55

О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [утв. Указом Президента РФ № 204: принято 7 мая 2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 20. - Ст. 2817.

Годовой отчет 2018 // Официальный сайт ПАО «Трансконтейнер»: [сайт]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: https://trcont.com/docu-ments/20143/681624/190822TrCont_AR2018_RUS_spreads.pdf / 483c31b7-4f38-688b-ebce-c330624f4a88

Ежегодный обзор ТСМ // издание международной ассоциации «Координационный Совет по Транссибирским перевозкам». - 2019. - 105 с.

Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Логистизация информационных технологий на транспортных стыках (в морских портах и погранпереходах) // Транспорт. Экспедирование и логистика. - 2002. - № 3. - с.11-22.

Официальный сайт ОТЛК ЕРА // [сайт]. URL: https://www.utlc.com/erai/

Поезд уходит в цифру // Гудок. - 2019. - №161 (26770). - С.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трансконтейнер» снимают с гарантии // Газета Коммерсантъ [сайт]. URL: http:// www. kommersant.ru/doc/3937389

Трансконтейнер // Презентация Компании, март 2019 года // [сайт]. URL: https://trcont. com/documents/20143/51410/190402-PrsntTC-18Q4_190327 _RUS_ 01.pdf/ 66cbf246-2dd1-9ff0-d5b7-d14f1608b666

Требования клиентов к качеству обслуживания - закон для транспортных компаний // Транспортно-логистический вестник РЖД. 2019. №2 (3). - 48 с.

Холопов К.В., Соколова О.В. Эволюция отношений, связанных с доставкой грузов в международных сообщениях и экспортом транспортных услуг. // Вестник транспорта. 2018. №2. с. 8 - 12

9 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

67 Q

BIBLIOGRAFIYA:

Arteriya dlya yaponskih potokov // Gudok. - 2019. - №162 (26771). - S.1 Analiticheskaya spravka o sostoyanii voprosa po cifrovizacii transportno-logisticheskoj i tamozhennoj deyatel'nosti // Kontejnernyj biznes. - 2019. - №05 (100). - 133 s.

AO «Kedentransservis» / Godovoj otchet za 2016 god // [sajt]. URL: http://kdts.kz/upload/ib lock/37e/37e2a718925737905e8332dbbe0d6c40.pdf

Golubchik A.M. Mezhdunarodnyj transportnyj koridor «Sever-YUg»: sostoyanie, problemy, perspektivy / Vestnik transporta. - 2008. №3. - s. 35-37

Golubchik A.M. Sovremennoe sostoyanie rossijskogo eksporta transportnyh i transportno-ekspeditorskih uslug. // Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik. - 2018. №1 - s. 46 - 55

O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [utv. Ukazom Prezidenta RF № 204: prinyato 7 may a 2018 g.] // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2018. - № 20. - St. 2817.

Godovoj otchet 2018 // Oficial'nyj sajt PAO «Transkontejner»: [sajt]. Sistem. trebovaniya: Adobe Acrobat Reader. URL: https://trcont.com/documents/20143/681624/190822TrCont_ AR2018_RUS_spreads.pdf / 483c31b7-4f38-688b-ebce-c330624f4a88

Ezhegodnyj obzor TSM // izdanie mezhdunarodnoj associacii «Koordinacionnyj Sovet po Transsibirskim perevozkam». - 2019. - 105 s.

Kotlyarenko A.F., Kurenkov P.V. Logistizaciya informacionnyh tekhnologij na transportnyh stykah (v morskih portah i pogranperekhodah) // Transport. Ekspedirovanie i logistika. - 2002. -№ 3. - s.11-22.

Oficial'nyj sajt OTLK ERA // [sajt]. URL: https://www.utlc.com/erai/ Poezd uhodit v cifru // Gudok. - 2019. - №161 (26770). - S.2

Transkontejner» snimayut s garantii // Gazeta Kommersant» [sajt]. URL: http:// www. kommersant.ru/doc/3937389

Transkontejner // Prezentaciya Kompanii, mart 2019 goda // [sajt]. URL: https://trcont.com/ documents/20143/51410/190402-PrsntTC-18Q4_190327 _RUS_ 01.pdf/ 66cbf246-2dd1-9ff0-d5b7-d14f1608b666

Trebovaniya klientov k kachestvu obsluzhivaniya - zakon dlya transportnyh kompanij // Transportno-logisticheskij vestnik RZHD. 2019. №2 (3). - 48 s.

Holopov K.V., Sokolova O.V. Evolyuciya otnoshenij, svyazannyh s dostavkoj gruzov v mezhdunarodnyh soobshcheniyah i eksportom transportnyh uslug. // Vestnik transporta. 2018. №2. s. 8 - 12

^ 68

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.