Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В ДЕТСКИХ ЛАГЕРЯХ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ НА БАЗЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В ДЕТСКИХ ЛАГЕРЯХ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ НА БАЗЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
224
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ / КАНИКУЛЯРНЫЕ СМЕНЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ДОСУГА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлович Даниил Александрович

Цель исследования - выявить возможные перспективы развития пришкольных лагерей дневного пребывания посредством изучения результатов проведенного анкетирования воспитанников летних оздоровительных смен на базе школ сельской местности. В статье с позиции детей анализируются востребованность и актуальность, недостатки и преимущества различных форм организации детского досуга в лагерях. Научная новизна заключается в оценке восприятия программ смен в разрезе различных возрастных категорий несовершеннолетних, выявлении особенностей и воспитательного потенциала развития пришкольных сельских лагерей с дневным пребыванием. В результате исследования показаны необходимость пересмотра и корректировки имеющихся традиционных форм работы в пришкольных лагерях для детей подросткового возраста и востребованность различных комбинированных форм с элементами туристической направленности в досуговой занятости подростков, составлен ряд рекомендаций в части организационного и методического сопровождения функционирования пришкольных лагерей с дневным пребыванием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF LEISURE ORGANIZATION IN RURAL SCHOOL DAYTIME SUMMER CAMPS

Relying on the results of a survey among children who visited rural school daytime summer camps, the author tries to identify prospects of school day camps development. The article considers the following issues: relevance and topicality, advantages and shortcomings of different forms of children’s leisure activity in summer camps. The analysis is conducted from children’s viewpoint. Suggested leisure activities are perceived through the eyes of juveniles of different age groups; the researcher identifies specificity of rural school daytime summer camps, reveals their educational potential, and herein lies scientific originality of the study. The research findings are as follows: the author justifies the necessity to reconsider traditional forms of work in school camps for teenagers, argues for relevance of synthetic forms of leisure activities with elements of tourism, proposes recommendations on organizational and methodological support of school day camps.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В ДЕТСКИХ ЛАГЕРЯХ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ НА БАЗЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ»

i rpanhoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 2. С. 182-190 | 2021. Volume 6. Issue 2. P. 182-190

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Совершенствование организации досуга в детских лагерях дневного пребывания на базе сельских школ

Павлович Д. А.

Аннотация. Цель исследования - выявить возможные перспективы развития пришкольных лагерей дневного пребывания посредством изучения результатов проведенного анкетирования воспитанников летних оздоровительных смен на базе школ сельской местности. В статье с позиции детей анализируются востребованность и актуальность, недостатки и преимущества различных форм организации детского досуга в лагерях. Научная новизна заключается в оценке восприятия программ смен в разрезе различных возрастных категорий несовершеннолетних, выявлении особенностей и воспитательного потенциала развития пришкольных сельских лагерей с дневным пребыванием. В результате исследования показаны необходимость пересмотра и корректировки имеющихся традиционных форм работы в пришкольных лагерях для детей подросткового возраста и востребованность различных комбинированных форм с элементами туристической направленности в досуговой занятости подростков, составлен ряд рекомендаций в части организационного и методического сопровождения функционирования пришкольных лагерей с дневным пребыванием.

EN

Improvement of Leisure Organization in Rural School Daytime Summer Camps

Pavlovich D. A.

Abstract. Relying on the results of a survey among children who visited rural school daytime summer camps, the author tries to identify prospects of school day camps development. The article considers the following issues: relevance and topicality, advantages and shortcomings of different forms of children's leisure activity in summer camps. The analysis is conducted from children's viewpoint. Suggested leisure activities are perceived through the eyes of juveniles of different age groups; the researcher identifies specificity of rural school daytime summer camps, reveals their educational potential, and herein lies scientific originality of the study. The research findings are as follows: the author justifies the necessity to reconsider traditional forms of work in school camps for teenagers, argues for relevance of synthetic forms of leisure activities with elements of tourism, proposes recommendations on organizational and methodological support of school day camps.

Введение

Актуальность исследования. Организованные каникулярные формы детского отдыха в России всегда являлись важной составляющей организации позитивного целенаправленного процесса досугового времяпрепровождения несовершеннолетних. Летняя оздоровительная кампания детей в 2020 году проходила в непростых организационных условиях. Распространение новой коронавирусной инфекции внесло коррективы в организационную и содержательную деятельность учреждений, проводящих летние детские смены. Методические рекомендации Роспотребнадзора, а затем и санитарные правила на летнюю оздоровительную кампанию 2020 года с целью минимизации рисков заболевания среди населения на время изменили устоявшиеся алгоритмы работы, а следовательно, и педагогическую работу коллективов организаций детского отдыха. Стоит отметить, что в РФ был организован каникулярный отдых по месту фактического проживания внутри субъектов РФ, в основном без выездов детей на смены в загородные учреждения других регионов [12]. Риски организации виртуального летнего отдыха подробно описаны в статье А. Б. Вифлеемского [3]. Данные обстоятельства на первый план поставили организацию форм отдыха на местах; в отрасли образования основной акцент сделан на функционировании детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием (ввиду минимизации возможности направления детей в другие типы лагерей).

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210046

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Помимо удовлетворения спроса родителей, детей в организованном отдыхе и количественного охвата необходимо было организовать работу с учетом новых требований: не смешивать детей из разных отрядов, исключить общелагерные события, минимизировать выездные мероприятия и т.д.

Данные внешние условия организационного обеспечения работы акцентировали вопросы воспитательной тематики (дети длительное время находились на обучении с применением дистанционных технологий, при которых, по нашему мнению, эффективность воспитательного воздействия педагогических коллективов значительно ниже, чем при очном формате работы) и психолого-педагогического сопровождения детей в каникулярный период. Таким образом, представляется значимым изучение потенциала и эффективности функционирования лагерей с дневным пребыванием, организованных на базе сельских школ в летний каникулярный период для различных возрастных категорий детей.

В связи с этим в исследовании нами поставлен ряд задач, а именно:

- проанализировать особенности периодизации детского возраста, определив необходимую возрастную дифференциацию для исследования;

- разработать анкету для детей, посещающих лагеря дневного пребывания непосредственно после организации дистанционного формата образовательного процесса;

- провести сравнительный анализ анкетирования по возрастным категориям детей, представив основные итоги по направлениям согласно выделенным блокам анкеты;

- сформулировать методические рекомендации для организации дальнейшей практической педагогической деятельности в пришкольных лагерях с дневным пребыванием в сельской местности, с учетом полученных результатов анкетирования.

Для достижения поставленной цели и задач в статье применяются следующие методы исследования: анализ научной литературы и полученных данных, анализ и синтез, анкетирование, сравнение и обобщение полученных результатов исследования.

Теоретической базой исследования явились положения об отдыхе как одном из видов досуговой деятельности и значимости его воспитательного потенциала (Э. В. Соколов [16], И. Ю. Исаева [8]), идеи целесообразности использования свободного времени в становлении и развитии личности ребенка (М. Г. Бушканец [2], Г. А. Евтеева [6], Б. А. Грушин [4]). Формирование навыков здорового образа жизни, воспитание гражданственности, развитие познавательной активности, совершенствование личностных качеств обучающихся в условиях временного детского коллектива раскрыты в исследованиях Л. В. Ершовой [7], Р. А. Литвак [10], И. Ф. Бережной [1], А. А. Данилкова [5].

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций для организаторов смен летних лагерей дневного пребывания в рамках участия в заседании муниципальной межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних; включении выявленных в исследовании тенденций в практический курс подготовки воспитателей лагерей в рамках обучающего образовательного проекта «Школа воспитателей летнего лагеря».

Особенности периодизации детского возраста, возрастные категории детей, принявших участие в исследовании

Детские оздоровительные лагеря с дневным пребыванием в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами организуются для детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 17 лет включительно [11].

Сравнительный анализ периодизаций возраста человека различных ученых, приведенный в исследовании А. А. Реана, показывает, что существует множество взглядов авторов по вопросам возрастной периодизации. Тем не менее в общем возрастные категории воспитанников лагерей охватывают период среднего детства (от 6 до 11 лет) и подросткового возраста (11-19 лет), выделяя обычно две стадии: ранний подростковый возраст (до 14 лет), и старший подростковый возраст (до 19 лет, иногда в отечественной традиции трактуемый как юношеский возраст) [14, с. 81]. В целом мы придерживаемся данного подхода и вслед за отечественным ученым И. С. Коном выделяем по возрастной хронологии подростковый возраст (от 11-12 лет до 14-15 лет) и юношеский возраст (от 14-15 лет до 18 лет) [9, с. 44].

В то же время для нашего исследования также значима условная дифференциация детей не только по биологическим и психологическим признакам, но и в социально-педагогическом плане, в связи с чем мы разграничиваем:

- младший школьный возраст учащихся начальной школы (1-4 классы), что соответствует периоду среднего детства (6/7-10 лет);

- ранний подростковый возраст (учащиеся 5-7 классов основной школы, возраст 11-13 лет);

- старший подростковый возраст (часть юношеского возраста), отдельно выделяя учащихся 8-9 классов основной школы (возраст 14-15 лет, когда дети получают паспорта РФ и могут быть официально трудоустроены в соответствии с действующим законодательством РФ, а соответственно, могут выступать в другом социальном статусе в рамках деятельности летних лагерей с дневным пребыванием) и детей 16-17 лет (учащиеся 10-11 классов средней школы, которые зачастую пришкольные лагеря дневного пребывания не посещают, участвуя в других формах организованного каникулярного отдыха).

В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста в количестве 50 чел., воспитанники раннего подросткового возрасте (30 чел.) и старшего подросткового возрасте (20 чел.).

Разработка анкеты для детей, посещающих лагеря дневного пребывания непосредственно после организации дистанционного формата образовательного процесса

Одновременно с проведением опытно-экспериментальной работы в рамках исследования развития жизнестойкости подростков в условиях организованных форм каникулярного отдыха в период проведения первой смены лагерей с дневным пребыванием на базе общеобразовательных организаций 2020 года нами было проведено анкетирование всех возрастных категорий детей, посещающих данную форму каникулярного отдыха.

В исследовании приняло участие 10 школ Тюменского муниципального района (Каскаринская СОШ, Боган-динская СОШ № 42, Червишевская СОШ, Мальковская СОШ, Каменская СОШ, Чикчинская СОШ, Луговская СОШ, Борковская СОШ, филиал Червишевской «Онохинская СОШ», филиал Червишевской «Акияровская СОШ»). Дети, участвующие в исследовании, посещали традиционные лагеря с дневным пребыванием на базе школ, не имея опыта посещения комбинированных лагерей с элементами палаточных.

Анкетирование проводилось в конце смены, путем анонимного заполнения опросных листов под наблюдением педагогов лагерей. Анкета состояла из 13 вопросов (9 - содержательных, 4 - уточняющих). Анкета разработана автором статьи с учетом использования материалов загородного центра АНО ОДООЦ «Ребячья республика» Тюменской области для анкетирования детей, заезжающих на каникулярные смены.

Условно анкета разделена на 5 блоков:

I блок. Уточняющие вопросы (4 вопроса);

II блок. Оценка эмоционального состояния анкетируемых (4 вопроса);

III блок. Оценка эффективности реализации программы смены (3 вопроса);

IV блок. Изучение формирования новых навыков у воспитанников с их точки зрения (1 вопрос);

V блок. Предпочтения детей в формах детского отдыха (1 вопрос).

Сравнительный анализ результатов анкетирования по возрастным категориям детей согласно выделенным блокам анкеты

В анкетировании приняли участие 100 человек, из них: 10 чел. - в возрасте 6 лет, 10 чел. - в возрасте 7 лет, 10 чел. - в возрасте 8 лет, 10 чел. - в возрасте 9 лет, 10 чел. - в возрасте 10 лет, 10 чел. - в возрасте 11 лет, 10 чел. - в возрасте 12 лет, 10 чел. - в возрасте 13 лет, 10 чел. - в возрасте 14 лет, 10 чел. - в возрасте 15 лет. Каждая возрастная категория представлена 5 мальчиками и 5 девочками.

Итоги анкетирования по I блоку. Необходимо отметить, что из анализируемых анкет 100 детей не систематически (не каждый год) лагеря посещают 25% (25 чел.) от общего количества детей, 33% (33 чел.) - минимум раз в летний период отдыхают в пришкольных лагерях и большая часть принявших участие в исследовании (42%, 42 ребенка) отдыхают в детских пришкольных лагерях дневного пребывания по 2-3 раза за летний каникулярный сезон.

Таким образом, для большинства анкетируемых детей участие в летних каникулярных сменах пришкольных лагерей является привычной формой каникулярного времяпрепровождения.

Итоги анкетирования по II блоку. В связи с пандемией и сложившимися условиями ограничительных мероприятий, коснувшихся и работы лагерей дневного пребывания, был проанализирован эмоциональный настрой участников смены. Данной теме было посвящено 4 (2 - прямых и 2 - косвенных) вопроса анкеты.

Указанные на Рисунке 1 результаты, полученные при анализе настроения и эмоционального состояния воспитанников лагерей (нами была предложена пятибалльная шкала оценивания - более привычная для обучающихся), свидетельствуют о том, что по итогам смены у большинства детей сложился положительный эмоциональный настрой (58% оценили свое настроение в 5 баллов, 31% - в 4 балла).

58%

31%

+ 2 балла

Н 3 балла

— 4 балла

^ 5 баллов

Рисунок 1. Итоги анкетирования детей по вопросу «Оцени свое настроение на смене в пришкольном лагере», %

В целом также отмечается высокий уровень выстраивания доброжелательных межличностных взаимоотношений между воспитанниками лагерей (вне зависимости от возрастных особенностей контингента детей), что видно из данных, представленных на Рисунке 2. Так, 77% детей (77 человек) смены считают, что дети их отряда помогут им в трудной ситуации не только на смене, но и в дальнейшей жизнедеятельности. У 29% детей по итогам смены имеется более 5 друзей, у 23% - более 10 друзей.

У тебя много друзей в отряде по итогам смены?

Как ты думаешь, ребята из твоего отряда помогут тебе в трудной ситуации в дальнейшем?

От 10 до 15; 23%

От 1 до 3;

чЛЛЛЛЛ

21%

===========1

■XXX : : : : :

V

От 5 до 10; 29%

От 3 до 5; 27%

77%

и Да г: Нет л Затрудняюсь ответить

Рисунок 2. Итоги анкетирования детей по выстраиванию межличностных отношений, %

Однако при анализе состояния и настроения детей, исходя из их возрастных особенностей, мы наблюдаем неоднородную картину. Данные представлены на Рисунке 3.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

12

31

13

16

6-10 лет (50 чел.)

11-13 лет (30 чел.)

14-15 лет (20 чел.)

И Высокий уровень, максимум комфортности Л Легкий дискомфорт V 50/50 Ж Весьма ощутимый дискомфорт

2

2

7

2

8

7

Рисунок 3. Результаты ответов детей по заданию «Поставь точку в том круге, который соответствовал твоему со стоянию в лагере», чел.

Так, в возрастной категории 6-10 лет более половины (62% детей) отметили высокий уровень комфортности, легкий дискомфорт (связанный в первую очередь с адаптацией детей) испытывали 24% детей данного возраста, лишь 14% детей (7 человек) отметили пограничное настроение. Дискомфорт не испытывал никто из анкетируемых данного возраста, что является подтверждением того, что программы смен лагерей с дневным пребыванием в целом рассчитаны именно на данную возрастную категорию.

Самые низкие показатели по эмоциональному состоянию - в возрастной категории подростков 11-13 лет. Из 30 человек лишь у 13 чел. (43%) высокий уровень комфортности во время пребывания в лагере, в то время как 7 чел. (23%) ощущали легкий дискомфорт, 8 детей (27%) - пограничное настроение и у 7% - весьма ощутимый дискомфорт. Приведенные данные подтверждают наше предположение о том, что содержание игровой модели смены обычного лагеря не пользуется большим интересом у подростков [15, с. 134].

Подростки в возрасте 14-15 лет, находящиеся в лагере, отмечают самый высокий уровень комфортности - 80% (16 чел.). Связано это с тем, что несовершеннолетние указанной возрастной категории в традиционных детских оздоровительных лагерях дневного пребывания в основном являлись помощниками воспитателей, организовывали деятельность младших детей, выполняли функции вожатых в сменах. Для подростков 14-15 лет летние лагеря - это в первую очередь форма организации трудовой занятости в канику-

лярный период; подростки замотивированы на позитивную организацию досуговой деятельности более младших школьников.

Итоги анкетирования по III блоку. Данный блок вопросов посвящен оценке эффективности игровой модели смены, содержательного наполнения программы лагерей, участия детей в мероприятиях и отрядных делах лагеря. Изучались следующие позиции: что понравилось детям по итогам смены; организация какой деятельности или какое направление не понравились; что бы ребенок хотел, чтобы появилось в лагере в будущем.

Анализируя приоритетность выбора воспитанниками мероприятий, следует отметить, что во всех возрастных категориях отмечаются идентичные значения показателей (данные Рисунка 4). Поскольку воспитанники одновременно могли обозначить нескольких направлений, вывести процентное соотношение выбранных позиций не представляется возможным, однако количественный анализ позволит показать общие тенденции. Большинству детей понравилась организация спортивных мероприятий в сменах (27 чел. -в возрасте 6-10 лет; 19 чел. - в возрасте 11-13 лет; 13 чел. - в возрасте 14-15 лет). Затем, почти в одинаковых значениях (за исключением возрастной категории 14-15 лет), дети отметили организацию кружковой работы лагеря (кружки, секции, различные мастерские, в зависимости от тематики и содержательного наполнения смены). Данное направление понравилось 23 чел. - в возрасте 6-10 лет; 18 чел. - в возрасте 11-13 лет; 11 чел. -в возрасте 14-15 лет. Далее приоритет был отдан участию в различных творческих отрядных мероприятиях. Самым невостребованным направлением деятельности оказалась организация конкурсов. Поскольку это является общей тенденцией, разработчикам программ летних смен Тюменского района необходимо дополнительно проработать содержательное наполнение данной формы работы с детьми.

«

s

я щ

ч п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CS

а с

CS Я

27

17

18

19

13

11

11 11

vvvvy

6-10 лет 11-13 лет

Возраст детей

Я Творческие мероприятия К Спортивные мероприятия

14-15 лет

= Кружки, мастерские ^Конкурсы

Рисунок 4. Итоги анкетирования детей по вопросу «Что тебе понравилось в лагере?», кол-во ответов

Детям также был задан вопрос о том, что им не понравилось на смене в лагере (Рисунок 5). Отметим, что только 36% (20 чел. - в возрасте 6-10 лет; 8 чел. - в возрасте 11-13 лет; 8 чел. - в возрасте 14-15 лет) из всех анкетируемых детей отметили какие-либо негативные моменты.

| Сон-час, отдых

Отношение педсостава, вожатых г Взаимоотношения с другими детьми

и Элементы программы лагеря, игры

4 Питание

6-10 лет (20 чел.)

11-13 лет (8 чел.)

14-15 лет (8 чел.)

7

1

Рисунок 5. Итоги ответов детей по высказыванию «Больше всего в лагере мне НЕ понравилось», кол-во ответов

Так, воспитанники всех возрастных категорий среди негативных моментов отметили: организацию сна (для детей в возрасте до 10 лет) или времени отдыха / тихого часа (11-15 лет); конфликтные ситуации во взаимоотношениях с другими детьми лагеря. Ранее мы обозначали возможность активизации работы психологических служб общеобразовательных учреждений при организации работы лагерей с дневным пребыванием с целью сопровождения воспитательного процесса в условиях каникулярных смен [13]. Наличие конфликтных ситуаций подтверждает востребованность организации данной работы.

В возрастной категории 6-10 лет дети также обозначили неудовлетворенность от используемых игр (5 чел.), недовольство отношением педагогического состава / помощников воспитателей (2 чел.). Подростки 11-13 лет отметили свое недовольство элементами программы лагеря (2 чел.), организацией питания (3 чел.). Для 14-15-летних подростков на первом плане - организация питания (5 чел.). Таким образом, для старших подростков характерна обеспокоенность больше «режимными» моментами (дневной отдых, питание), чем содержательным наполнением смены и организацией педагогического сопровождения досуговой деятельности, в отличие от детей младшего школьного возраста и подростков 11-13 лет. Более того, для последних также актуальны и вопросы межличностного взаимоотношения во временном детском коллективе.

Последний вопрос из блока оценки эффективности реализации программ смен связан с предпочтениями детей на последующие смены. У многих воспитанников (44%) данный вопрос вызвал затруднение с ответом (варианты ответов: «не знаю», «затрудняюсь с ответом»). На Рисунке 6 приведены ответы по данному вопросу всех возрастных категорий детей, без учета процентного соотношения, поскольку один ребенок мог выбрать несколько вариантов ответов.

10

Ш Организация купания, бассейн

■ Динамические мероприятия (батуты, дискотеки), развлечения III Походы

= Новые современные игры I. Больше творческих мастерских а Выездные мероприятия, поездки + Наличие фастфуда, газированных напитков, сладостей N Возможность «сидеть» в телефоне, играть в компьютер

6

9

5

Рисунок 6. Итоги анкетирования детей по вопросу «Чего нет в лагере, а ты хотел бы?», кол-во ответов

По приоритетности дети отметили отсутствие организованного купания за неимением бассейнов в инфраструктуре социальных объектов или санкционированных для купания общедоступных водных объектов на территории Тюменского района (10 ответов) и недостаточное оснащение новыми современными играми (10 ответов). Далее воспитанниками лагерей выделено отсутствие организации динамических мероприятий, в первую очередь всем лагерем (9 ответов). Связано это с ограничительными мерами в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (запрет Роспотребнадзора на смешивание детей из разных отрядов, на проведение общелагерных массовых мероприятий и т.д.). 8 респондентов в период смены хотели бы постоянно играть в телефон, гаджеты, компьютерные игры. Вызывает интерес тот факт, что часть детей (с учетом того, что анкетируемые не знакомы с данной формой каникулярного отдыха) пожелали в дальнейшем организованно ходить в походы (5 ответов) и посещать различные выездные экскурсионные мероприятия (5 ответов).

Итоги анкетирования по IV блоку. Данный раздел представлен одним вопросом, в ходе которого изучалось формирование новых навыков у воспитанников лагерей с позиции детей.

С одной стороны, по мнению детей, больше всего они научились навыкам общения и взаимодействия со сверстниками, сотрудничеству и взаимовыручке (34% - в возрасте 6-10 лет; 50% - в возрасте 11-13 лет; 40% - в возрасте 14-15 лет). Также значимы ведение здорового образа жизни и навыки занятий спортом (30% детей 6-10 лет; 23% детей 11-13 лет; 40% детей 14-15 лет). Несовершеннолетние младшего школьного и младшего подросткового возраста отметили значимость приобретения навыков игры в новые игры (28% - у детей 6-10 лет; 23% - у детей 11-13 лет). Подростки 14-15 лет, в свою очередь, научились самостоятельности в достижении целей (15%) и навыкам хорошего поведения, уважительного отношения к окружающим (15%).

С другой стороны, по итогам смены значительная часть подростков ничему не научилась (17% детей 11-13 лет; 20% детей 14-15 лет). По нашему мнению, также мал процент детей 11-13 лет, отметивших, что они стали более самостоятельными в достижении целей (всего 10%).

Итоги анкетирования по V блоку. По результатам анкетирования удалось установить, что у детей вызывает интерес комбинированная форма летнего отдыха - пришкольный лагерь дневного пребывания с элементами

палаточного лагеря и с элементами походной деятельности. Так, 47% респондентов высказались за участие в этой форме в следующем году (с учетом того, что дети с данной формой отдыха не знакомы). 6% не изъявили желания посещать лагерь в следующем году. Отметим, что автором принципиально был дан выбор только двух форм - обычный пришкольный лагерь или пришкольный лагерь с элементами палаточного - с целью выяснения предпочтения детей только между двумя вышеуказанными формами. Представим подробнее выбранные предпочтения детей в разрезе возрастов (Рисунок 7).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

6 лет

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

£ Не хочу в лагерь в следующем году

52 В отряд лагеря с элементами палаточного, хотел бы походов Я В обычный отряд лагеря с дневным пребыванием

Рисунок 7. Итоги анкетирования детей по вопросу «В какой отряд ты бы хотел попасть в следующем году?», %

Небольшой процент детей (не более 10% в возрасте 6-7 лет, 10-11 лет, 13-14 лет) не изъявили желания посещать лагерь в следующем году. Этот выбор коррелируется с результатами, полученными при анализе ответов по другим направлениям, и обусловлен тем, что этим ребятам либо не понравилась организация их досуга, либо имелись проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и выстраивании взаимодействия в период лагерной смены.

В целом следует отметить, что интерес к участию в комбинированных формах отдыха (лагеря дневного пребывания с элементами палаточных лагерей или походов) присутствует у детей всех возрастных категорий, начиная с 6 лет. Однако повышенный интерес проявляется у детей в возрасте 10-13 лет (10 лет - 80% детей выбрали данную форму отдыха, 11 лет - 50% детей, 12 лет - 60% детей, 13 лет - 80% детей). Данное обстоятельство говорит о подтверждении востребованности данной формы работы для детей подросткового возраста.

Методические рекомендации для осуществления педагогической деятельности в формате работы пришкольных лагерей с дневным пребыванием

По итогам проведенного анализа и обобщения результатов исследования сформулированы основные методические рекомендации для дальнейшей практической педагогической деятельности в формате работы пришкольных лагерей с дневным пребыванием, а именно:

- руководителям учреждений, организующих детский отдых по месту фактического проживания детей на территориях сельских поселений, рассмотреть возможность развития комбинированных форм досуговой занятости несовершеннолетних и организовать:

• пришкольные учебно-опытные участки «Зеленые лаборатории под открытым небом»;

• проектную деятельность детей в рамках временного трудоустройства подростков в пришкольных лагерях дневного пребывания;

• детские оздоровительные лагеря дневного пребывания с элементами походов и экспедиций;

• детские оздоровительные лагеря дневного пребывания с элементами палаточных лагерей;

- организаторам при разработке программ учитывать интересы различных возрастных категорий детей;

- муниципальным методическим службам школ, а также территориальным органам управления образованием при содержательной подготовке педагогических составов к летнему периоду включить в перечень обсуждаемых направлений (возможно, в рамках обучающего образовательного проекта «Школа воспитателей летнего лагеря» или иных семинаров и совещаний с педагогическими работниками) следующие: психологические особенности различных возрастов детей; способы организации внеурочной каникулярной деятельности для детей различных возрастов; психологическое сопровождение детей во время смены, способы разрешения конфликтных ситуаций; педагогическая модель смены, интересная для различных категорий детей;

- школам подготовки вожатых (несовершеннолетние дети, трудоустроенные в качестве помощников воспитателей лагерей дневного пребывания) предусмотреть дополнительное изучение вопросов межличностного взаимодействия детей во временном коллективе.

Заключение

В ходе исследования выделены три возрастные категории детей (младший школьный возраст; ранний подростковый возраст; старший подростковый возраст), которые показали различные результаты по итогам проведенного анкетирования по следующим блокам: оценка эффективности реализации программы смены, формирование новых навыков у воспитанников лагерей и предпочтения детей по формам детского отдыха.

В целом установлена ориентированность деятельности сельских лагерей дневного пребывания на детей младшего школьного возраста. Пришкольные лагеря не являются востребованной формой каникулярного досуга у детей раннего и старшего подросткового возрастов.

Проведенное исследование выявило, что детьми, помимо положительных моментов (позитивный эмоциональный фон, дружественная обстановка как среди воспитанников, так и между участниками смен и во-жатским составом, удовлетворенность от участия в спортивных и творческих мероприятиях, развивающая деятельность кружков и мастерских лагерей), отмечается и ряд негативных тенденций, а именно: наличие нерешенных конфликтных ситуаций, вопросы к уровню организации питания в лагерях, неинтересные формы работы и используемые педагогическим и вожатским составом лагеря игровые технологии.

По итогам анализа полученных результатов необходимы пересмотр и корректировка имеющихся традиционных форм работы в пришкольных лагерях, комбинирование различных интересных форматов работы внутри лагеря, в сочетании с другими формами организованного детского досуга, иначе этот пока самый массовый вид детской каникулярной занятости (особенно в сельской местности) в летний период будет не востребован среди детей подросткового возраста.

В завершение отметим, что описанные в статье методические рекомендации могут быть использованы в организации работы по дальнейшему совершенствованию деятельности пришкольных лагерей дневного пребывания на базе сельских школ.

Перспективные направления исследования мы видим в проведении анкетирования детей подросткового возраста, посещающих комбинированные формы детских лагерей дневного пребывания с элементами палаточных лагерей, научном осмыслении сравнительных результатов анкетирования контрольной и экспериментальной групп подростков, посещающих данные лагеря.

Список источников

1. Бережная И. Ф. Формирование социальных ориентации подростков в детском загородном лагере: автореф. дисс. ... к. пед. н. Воронеж, 1998. 23 с.

2. Бушканец М. Г. Педагогическая сущность свободного времени школьников // Начальная школа. 1988. № 8. С. 71-74.

3. Вифлеемский А. Б. От дистанционного обучения к виртуальному летнему отдыху? // Народное образование. 2020. № 2 (1479). С. 145-158.

4. Грушин Б. А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.: Мысль, 1967. 175 с.

5. Данилков А. А. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив. Новосибирск: НГПУ, 2018. 286 с.

6. Евтеева Г. А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени. Л., 1979. 347 с.

7. Ершова Л. В. Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении: автореф. дисс. ... к. пед. н. Ярославль, 1995. 19 с.

8. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика. М.: Флинта; МПСИ, 2010. 200 с.

9. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. 175 с.

10. Литвак Р. А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях: автореф. дисс. ... д. пед. н. Екатеринбург, 1997. 46 с.

11. Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 № 656. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

12. Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирус-ной инфекции (COVID-19)» [Электронный ресурс]: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 (ред. от 02.12.2020). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

13. Павлович Д. А., Селиванова О. А. Исследование возможностей развития кадрового потенциала воспитателей детских лагерей с дневным пребыванием на базе сельских школ [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN520.pdf (дата обращения: 20.03.2021).

14. Психология детства: учебник / под ред. члена-корреспондента РАО А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 368 с.

15. Селиванова О. А., Павлович Д. А. Исследование проблем изменения организованных форм детского оздоровительного отдыха сельских подростков в контексте инклюзивного подхода // Инклюзия в университетах: глобальные тренды и локальные стратегии: сборник статей Международного научного онлайн-форума (г. Тюмень, 27-28 октября 2020 г.). М.: Знание-М, 2020. С. 132-136.

16. Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга. Л.: Лениздат, 1977. 207 с.

Информация об авторах | Author information

RU

Павлович Даниил Александрович1

1 Тюменский государственный университет

EN

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pavlovich Daniil Aleksandrovich1

1 University of Tyumen

1 d224789@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 12.03.0021; опубликовано (published): 30.04.2021.

Ключевые слова (keywords): детские лагеря дневного пребывания; сельские школы; каникулярные смены; организация детского досуга; воспитательный потенциал; daytime summer camps; rural schools; summer camp sessions; organizing children's leisure; educational potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.