Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
обязательство / оперативный учет / задолженность / договор / obligation / operative account / debt / agreement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баймедетов С.Д., Айнабекова И.Т.

Кредиторская задолженность это сумма обязательства (долга) субъекта другим юридическим лицам или гражданам. Ни одно предприятие на любом этапе своего развития не может работать без привлечения капитала сторонних организаций (заемного капитала), что ведет в свою очередь к образованию кредиторской задолженности. В любом случае ведутся расчеты с бюджетом, поставщиками, подрядчиками, с банками и другими коммерческими организациями, с персоналом по оплате труда и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF OPERATIVE ACCOUNT OF OBLIGATIONS

An account payable is a sum of obligation (debt) of subject of another to the legal entities or citizens. Not a single enterprise on any stage of the development can not work without bringing in of capital of strange organizations (loan capital), that conduces in same queue to formation of account payable. Calculations are in any case conducted with a budget, suppliers, contractors, with jars and other commercial organizations, with a personnel on payment of labour.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ»

ECONOMIC SCIENCES

Баймедетов С.Д.

Старший преподаватель Айнабекова И. Т.

Старший преподаватель Таразский Государственный Университет, г. Тараз, Республика Казахстан

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

PERFECTION OF OPERATIVE ACCOUNT OF OBLIGATIONS

Baimedetov S.

Senior teacher Ainabekova I.

Senior teacher

Taraz State University,Republic of Kazakhstan, Taraz

АННОТАЦИЯ

Кредиторская задолженность - это сумма обязательства (долга) субъекта другим юридическим лицам или гражданам. Ни одно предприятие на любом этапе своего развития не может работать без привлечения капитала сторонних организаций (заемного капитала), что ведет в свою очередь к образованию кредиторской задолженности. В любом случае ведутся расчеты с бюджетом, поставщиками, подрядчиками, с банками и другими коммерческими организациями, с персоналом по оплате труда и т.д.

ABSTRACT

An account payable is a sum of obligation (debt) of subject of another to the legal entities or citizens. Not a single enterprise on any stage of the development can not work without bringing in of capital of strange organizations (loan capital), that conduces in same queue to formation of account payable. Calculations are in any case conducted with a budget, suppliers, contractors, with jars and other commercial organizations, with a personnel on payment of labour.

Ключевые слова: обязательство, оперативный учет, задолженность, договор.

Keywords: obligation, operative account, debt, agreement.

Оперативный учет выполнения договорных обязательств с поставщиками в организациях, как правило, ведется отделом снабжения, с покупателями отделом сбыта, бухгалтерия ведет только расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями. При этом ни отдел сбыта, ни отдел снабжения не сможет осуществить контроль за исполнением обязательств без надлежащего организованного бухгалтерского учета. В современных условиях хозяйствования необходимо наладить оперативный учет между отделом сбыта и бухгалтерией. То есть отдел сбыта должен оперативно предоставлять информацию об исполнении тех или иных договорных обязательств. В бухгалтерии на основании этих данных фиксируют задолженность поставщика или покупателя. В идеальном варианте участники канала сбыта и сотрудники отдела бухгалтерии должны действовать как одна команда. Они должны выработать единую стратегию, основанную на получении наибольшей доли прибыли. [1]

Суть сбытовой деятельности состоит в том, что проблема реализации (сбыта) выдвигается на первый план деятельности организации и отсюда -спрос, потребности индивидуального потребителя стали занимать центральное место в анализе.

Сбыт планирует теперь ориентацию производства на создание таких видов продукции, которые отражают требования определенных рынков.

Именно сбыт изучает и кладет в основу деятельности фирмы расчеты, что созданный товар будет реализован с помощью операций обмена и сможет обеспечить удовлетворение потребностей (производственных и личных). Отсюда и требования к научно-исследовательским работам, конструкторским и проектным разработкам, принятию инвестиционных решений и решений в области материально-технического снабжения (производственной кооперации). Отсюда и необходимость конкретно-определенного мышления (рыночного), позволяющего обеспечить соответствующих подход на всех стадиях создания и сбыта таких видов продукции, которые отвечают рыночному спросу.

Сбытовая стратегия (товародвижение) любого организации направлена на доведение товара до потенциального покупателя. Исходя из этого, в ней можно выделить два основных аспекта:

- пространственный (выбор местоположения и канала сбыта);

- временной (установление часов работы и срочности обслуживания).

Таким образом, основной целью отдела сбыта является сама реализация, но это не совсем точно, так как реализация ради передачи товара не имеет смысла. Какая выгода предприятию произвести продукцию, реализовать ее и при этом не получить за нее денег. В связи с чем, перед отделом сбыта

ставится задача реализовать товар и при этом во время получить за него деньги. Именно это и является, на наш взгляд проблемным вопросом при взаимодействии отдела сбыта и отдела бухгалтерии. Как правило, схема реализации происходит следующим образом: [1]

1. Покупателю отгружается продукция;

2. Отдел сбыта фиксирует отгрузку и фиксирует задолженность;

3. В момент отгрузки отдел бухгалтерии фиксирует на счетах бухгалтерского учета отгрузку путем записи операции на соответствующих счетах бухгалтерского учета и выпиской документов, соответственно на счете фиксируется задолженность покупателя;

Т.е., что у отдела сбыта, что у отдела бухгалтерии одинаковые данные, так как реализация происходит через отдел сбыта и он может контролировать факт отгрузки, отдел бухгалтерии выписывает документы и тоже контролирует факт отгрузки.

4. Покупатель оплачивает за отгруженную продукцию.

Именно на четвертом этапе и происходят проблемные моменты, а именно не существует контакта между отделом сбыта и отделом бухгалтерии. Так как данные об оплате поступают только в отдел бухгалтерии, и только от оперативности и точности разноски оплаты зависит работа отдела сбыта.

Т. е. схема должна быть дополнена пятым пунктом:

5. Отдел бухгалтерии предоставляет информацию отделу сбыта о произведенной оплате.

В данном случае цикл завершен. Дальнейшая работа по работе с клиентами возлагается на отдел сбыта.

При этом совершено естественно, что организации, занимающиеся продажей товаров в кредит, хотят продавать свои товары платежеспособным покупателям. Поэтому большинство компании, продающих товары в кредит, разрабатывают контролирующие меры с целью сбыта товаров тем клиентам, которые способны оплатить счета при наступлении срока платежа. В связи с этим компании обычно создают отдел по изучению платежеспособности клиентов (кредитный отдел). В функции этого отдела входит изучение отдельного лица или компании, обращающихся за кредитом, (оплата за товар с отсрочкой платежа), согласие или отказ в предоставлении кредита данному покупателю. Обычно кредитный отдел запрашивает информацию о состоянии финансовых ресурсов и долгов покупателя. К тому же он может проверить личные рекомендации, запросить кредитные информационные бюро, которые могут предоставить данные о клиенте. На основе этой информации кредитный отдел решает продавать или не продавать товары в кредит данному покупателю. Он может порекомендовать сумму платежа, ограничить размеры кредита или попросить клиента предоставить определенные средства для обеспечения кредита.

Независимо от того, насколько совершенна и эффективна система контроля платежеспособности, у компании всегда найдутся покупатели, не заплатившие за кредит и у организации возникают сомнительные долги.

При учете сомнительных долгов руководствуются основным правилом бухгалтерского учета - правилом соответствия [2]. Издержки должны соответствовать тому объему продаж, которому они способствуют. Если убытки по сомнительным долгам возникают как результат увеличения доходов от продажи товаров, они должны покрываться за счет доходов от продажи. При продаже товаров в кредит компания не знает, что долг не будет оплачен. Более того, может потребоваться год или даже больше времени, чтобы исчерпать все возможности его оплаты. Хотя убытки могут особо не выделяться до последующего отчетного периода, они все равно будут отнесены на расходы того отчетного периода, в котором были проданы товары. Поэтому убытки по сомнительным долгам должны прогнозироваться на отчетный период, и эти приблизительные данные представляют собой расходы в текущем финансовом году.

Так или иначе, организация разрабатывает схемы по работе с проблемными клиентами исходя из специфики своей работы, практики и т.д.

Также интересным представляется фиксация расчетов с поставщиками и подрядчиками. Проблем не возникает, когда товар и расчет по нему производится полностью, но если оплата и поставка производится частями, то бухгалтерский учет не дает полной картины.

Рассмотрим несколько схем по расчетам на основании заключенных договоров:

- Условия оплаты с отсрочкой платежа.

1. ответственные лица подготовили и заключили договор предварительно проверенный юристом;

2. договор поступил в отдел поставки для контроля за поставкой (отметим, что основной целью отдела поставки является поставка товара для бесперебойного процесса производства);

3. договор далее для учета поступает в отдел бухгалтерии. Отдел бухгалтерии на основании договора, счетов-фактур накладных разносит суммы по счетам бухгалтерского учета. В данном случае бухгалтера могут проследить задолженность перед поставщиком, так как она отразилась на счетах учета и может произвести расчет на основе договора в пределах причитающейся суммы. Однако, если договором предусмотрен порядок расчета с отсрочкой платежа (к примеру договором предусмотрено оплата в три этапа: в день поставки товара -20%; через 10 дней после поставки 40%; через 20 дней после поставки 40%) бухгалтера не смогут проследить последующую дату расчета. Т.е. они видят сумму общей поставки, дату поставки, сумму оплаты в размере 20% от суммы договора, остаток задолженности, но нет информации о дате гашения остатка задолженности.

- Условия договора предусматривающие предварительную оплату:

1. ответственные лица подготовили и заключили договор предварительно проверенный юристом (к примеру, договор заключен 10 января, на условиях поставки товара через 20 дней после оплаты 50 %, остальные 50 % после 20 дней поставки);

2. договор поступил в отдел поставки для контроля за поставкой, однако отдел поставки не может знать, когда произойдет предоплата товара и с какого периода отсчитывать 20 дней, т.е. отделу сбыта должна поступить информация с отдела бухгалтерии о произведенной предоплаты;

3. договор для учета поступает в отдел бухгалтерии. Отдел бухгалтерии должен произвести предоплату, но здесь возникает вопрос: в какой период времени необходимо произвести предоплату? Сразу после подписания договора или через какое-то время? Даже если бухгалтерия правильно произведет предоплату, а далее учтет поступления товара, то так же как и в рассмотренном ранее случае бухгалтерия не будет иметь информации о второй проплате.

Не имеет смысла рассматривать разные варианты расчетов, что с поставщиками, так и с покупателями, так как мы придем к одному и тому же результату, а именно к тому, что в настоящее время бухгалтерский учет не имеет возможности контроля за расчетами.

С другой стороны производить оплату где нет функции на работников бухгалтерии, а эти функции возложены на работников управления, или топ - менеджмента. Так как именно руководство осуществляет управлением, и соответственно движением средств. Однако откуда управленец может взять информацию о предстоящих платежах как не с данных бухгалтерского учета, так как бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях предпринимателей и организаций.

В Гражданском кодексе Республики Казахстан отсутствуют правовые нормы, регулирующие содержание и структуру тех или иных договоров. Поэтому бухгалтеру необходимо знать, что все заключенные договоры (руководителем или от его имени другим работником) до их подписания должны в оперативном порядке пройти процедуру согласования соответствующими службами (юрист, экономист, бухгалтер и др.).

Связь договорной работы с бухгалтерским учетом, группировка договоров по отношению к бухгалтерскому учету, а также последовательность стадий работы бухгалтера с договором, очень подробно описывается в трудах отечественных ученных. [3]

Как отмечает Сейдахметова Ф. С. «порядок согласования и перечень экспертов желательно оформить приказом руководителя организации. Причем все подписанные к исполнению договоры должны быть зарегистрированы в регистрационном журнале с прямым правом доступа к главному бухгалтеру» [3].

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предусмотрены счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и

подрядчикам», 4110 «Долгосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам», на которых обобщается информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками.

По дебету счетов 3310, 4110 отражаются суммы оплаченных счетов и суммы зачетов по предварительно выданным авансам в корреспонденции с соответствующими счетами учета денежных средств (1010, 1030,1040).

Учет расчетов с поставщиками в журнале специальной формы или ведомости по каждому счету-фактуре или платежному требованию-поручению, что позволяет контролировать расчеты по каждому документу. Поступившие счета-фактуры вначале регистрируют в «Журнале учета поступающих грузов». По мере поступления продукции на склады или приемки выполненных работ и оказанных услуг в журнале отмечают номера приходных документов и проставляют дату поступления запасов на склады или запросов, связанных с розыском непоступивших грузов. Периодически данные журнала сверяют с данными учетных регистров, которые ведут по счетам 3310, 4110. По журналу контролируют также суммы материальных ценностей, находящихся в пути. Записи в журнале производятся отделом снабжения по мере поступления материальных ценностей на склад предприятия на основании товарно-транспортных документов, приходных ордеров, актов о приемке материалов. В журнал записывают только акцептованные счета-фактуры. Акцептованные счета с указанием регистрационного номера по журналу учета поступающих грузов передают в бухгалтерию. Здесь их данные записывают в журнал по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, который бухгалтерия заполняет в три этапа.

На первом этапе записи в журнал делают при поступлении акцептованных счетов-фактур и других расчетных документов. При этом записывают регистрационный номер и номер платежного требования-поручения (счета-фактуры), наименование поставщика, сумму акцепта счета-фактуры. Затем счет-фактуру поставщика передают отделу снабжения или таможенной службе для получения груза у местных поставщиков или на железнодорожной станции, складах временного хранения -при поступлении ценностей от прочих поставщиков.

При оформлении приемки-передачи биологических активов (растений) акт составляется в двух экземплярах и утверждается руководителями или лицами на то уполномоченными организации (индивидуального предпринимателя) - сдатчика и организации (индивидуального предпринимателя) - получателя. Составление общего акта, оформляющего приемку-передачу нескольких биологических активов, допускается лишь при учете, если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. Акт после его оформления с приложенной документацией, относящейся к данным биологическим активам,

передается в бухгалтерию организации (индивидуального предпринимателя).

При безвозмездной передаче биологических активов (растений) другой организации (другому индивидуальному предпринимателю) акт составляется в двух экземплярах.

Записи по кредиту соответствующих счетов подразделов 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам», 4110 «Долгосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» производятся на основании предъявленных поставщиками и подрядчиками и принятых к оплате счетов-фактур (расчетных документов), а по неотфактурованным поставкам - согласно сопроводительным документам на груз.

Записи в журнале-ордере за произведенные подрядчиками работы и оказанные услуги производятся на основании предъявленных счетов (дру-

гих документов) по мере приемки работ или оказания услуг. Порядок отражения в журнале-ордере необходимых данных по счетам за выполненные работы и оказанные услуги аналогичен порядку, изложенному в пояснениях к записям по счетам-фактурам на поступившие запасы.

Итоговые суммы дебетового (оплата) и кредитового (акцепт) оборота в конце месяца переносятся в Главную книгу.

Список литературы

1. Лисович Г.М., Ткаченко И.Ю. Бухгалтерский управленческий учет в сельском хозяйстве и на перерабатывающих предприятиях АПК. - Ростов- на-Дону: «МарТ», 2000;

2. Патров В.В. Бухгалтерский учет товарных операций. - М.: «Бухгалтерский учет», 1995;

3. Сейдахметова Ф.С., Скала В. Договоры в Республике Казахстан. - Алматы: «LEM», 2000;

Логутова Т.Г.

д.э.н., профессор, Приазовский государственный технический университет, г. Мариуполь

Ващенко В.В.

аспирант, Приазовский государственный технический университет, г. Мариуполь ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА РЕКРУТИНГА

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF RECRUITING

Logutova T.

Doctor of Economics, professor, Azov State Technical University in Mariupol

Vashenko V.

graduate student, Azov State Technical University in Mariupol

АННОТАЦИЯ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время рекрутинг является неотъемлемым процессом в кадровой политике любого предприятия, а качественно подобранный персонал - это важный элемент, сопутствующий успешной работе предприятия и влияющий на ее экономическое положение. Статья посвящена анализу теоретических основ рекрутинга на предприятии. В статье рассмотрены сущность и содержание процесса, основные этапы процесса рекрутинга. Цель статьи - исследование теоретических и практических аспектов процесса подбора кадров на отечественных предприятиях на основе современных технологий.

ABSTRACT

The relevance of the topic due to the fact that the current recruitment is an essential process in the personnel policy of any company and the quality selected staff - is an important element that accompanies the success of the enterprise and its influence on the economic situation. This article analyzes the theoretical bases of recruitment in the company. The article examines the nature and content of the process, the main stages of the recruitment process. The purpose of the article - the study of the theoretical and practical aspects of the recruitment process at the domestic enterprises based on modern technologies.

Ключевые слова: рекрутинг, персонал, процесс рекрутинга, кадровый менеджмент, управление, кадровая политика.

Keywords: recruitment, staff recruitment process, personnel management, management, personnel policy.

Основной текст статьи. Осознавая всю важность процесса рекрутинга, многие руководители в различных секторах рынка инвестируют немалые средства на поиск персонала, отбор, привлечение и дальнейшее развитие сотрудников. Проблематикой в области управления персоналом, плодотворно занимаются многие отечественные ученые: Белых В.И., Бычин В. Б., Кибанов А.Я., Вендров Е.Е., Дятлов В.А., Шекшня С.В. Магура М.И., и другие.

Анализ работ этих исследователей показал, что ученые считают человеческие ресурсы основным фактором, влияющим на эффективность деятельности предприятия. Персонал влияет не только на производственные функции, но также является активной составляющей производственного процесса. Персонал может как способствовать активному росту эффективности производства, так и наоборот, тормозить его инновационное развитие, и, тем самым, негативно влиять на конечный результат производства.[1]. Следо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.