Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА НЕТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТА ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА НЕТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТА ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕТОВАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ / NON-COMMERCIAL OPERATIONS / ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / INTRAECONOMIC CONTROL / ДЕБИТОРСКАЯ / КРЕДИТОРСКАЯ И ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / PAYABLE AND OVERDUE DEBTS / КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ / CRITERIA FOR SELECTING SUPPLIERS AND BUYERS / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УЧЕТА / THE MANAGING-ECONOMIC MECHANISM OF ACCOUNTING / RECEIVABLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берлина С.Х.

В статье рассматриваются проблемы совершенствования учета нетоварных операций в коммерческой организации как основного элемента внутрихозяйственного контроля. Автором предлагается построить аналитический учет таким образом, чтобы обеспечить своевременное получение данных о сроках погашения дебиторской и кредиторской задолженности, об образовании просроченной задолженности, постоянно осуществлять иониторинг оборачиваемости дебиторской, кредиторской и просроченной задолженностей не только по их срокам, но и по их объемам, усилить контроль в сфере договорных отношений, а также ранжировать покупателей по уровню платежеспособности с учетом кредитного досье и предлагаемых условий оплаты.The article deals with some problems of improving the accounting of non-commercial operations in a commercial organization as the main element of intraeconomic control. The author proposes to build analytical accounting in such a way as to ensure timely receipt of data on the maturity of receivable and payable accounts and on the formation of overdue debts, to constantly monitor the turnover of receivables, payables and arrears not only by their terms but also by their volumes, to strengthen the control over contractual relations, and also to rank the buyers according to the level of their solvency taking into account the credit dossier and the proposed payment terms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА НЕТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТА ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ»

Виртуальная предоплаченная карта Представляет собой предоплаченную карту, у которой отсутствует пластиковый материальный носитель и которая существует в виде материальных знаков информации о реквизитах карты, представленных в электронном виде. Внедрение виртуальных предоплаченных карт позволило значительно облегчить использование остатков ЭДС при осуществлении переводов денежных средств между клиентами разных операторов по переводу денежных средств.

Гибридные платежные инструменты Позволили существенно расширить возможности использования денежных средств за счет интеграции нескольких платежных инструментов, обеспечивающих доступ к различным остаткам денежных средств на банковских счетах и в виде остатков ЭДС, находящихся в одной или нескольких кредитных организациях. Такая интеграция позволяет осуществлять автоматическое пополнение одних остатков за счет других, устраняя необходимость проведения операции по управлению остатками в ручном режиме. При этом гибридные инструменты с участием кредитных карт позволяют обеспечить автоматическое пополнение остатков за счет кредитных ресурсов.

Подводя итог, обратим внимание на существенные различия платежных

инновационных процессов в разных странах. В одних странах преобладают мобильные платежи, в других - интернет-банкинг, в-третьих - карточные операции. Считаем необходимым отметить, что наша страна не отстает от других стран по количеству внедрения инноваций и практически все известные инновационные платежные технологии применяются в России. Источники:

1. Innovations in retail payments: a snapshot. Outcomes of the Global survey on innovations in retail

payment instruments and methods. The Word Bank, October, 2012. 56 p. URL: http://siteres ources.worldbank.org/FINANCIALSECTOR/Resources/2820441323805522895/Innovations_in_reta il_payment s_worldwide_consultative_report(10-17).pdf (дата обращения: 25.11.2017).

2. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/152267 (дата обращения: 27.11.2017).

С.Х. Берлина

К.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Краснодарский кооперативный институт (филиал АНО ВПО ЦС «Российский университе кооперации»)

(svetlanaberlina@mail. ru) S. Ch.Berlina

Candidate of Economics, associate professor of Accounting and Auditing of the

Krasnodar Cooperative Institute (branch of ANO VPO CA «Russian University of Cooperation»»

СОВЕРШЕНСТВОВАПНИЕ УЧЕТА НЕТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТА ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы совершенствования учета нетоварных операций в коммерческой организации как основного элемента внутрихозяйственного контроля. Автором предлагается построить аналитический учет таким образом, чтобы обеспечить своевременное получение данных о сроках погашения дебиторской и кредиторской задолженности, об образовании просроченной задолженности, постоянно осуществлять иониторинг оборачиваемости дебиторской, кредиторской и просроченной задолженностей не только по их срокам, но и по их объемам, усилить контроль в сфере договорных отношений, а также ранжировать покупателей по уровню платежеспособности с учетом кредитного досье и предлагаемых условий оплаты.

Annotation. The article deals with some problems of improving the accounting of non-commercial operations in a commercial organization as the main element of in-

traeconomic control. The author proposes to build analytical accounting in such a way as to ensure timely receipt of data on the maturity of receivable and payable accounts and on the formation of overdue debts, to constantly monitor the turnover of receivables, payables and arrears not only by their terms but also by their volumes, to strengthen the control over contractual relations, and also to rank the buyers according to the level of their solvency taking into account the credit dossier and the proposed payment terms.

Ключевые слова: нетоварные операции, внутрихозяйственный контроль, дебиторская, кредиторская и просроченная задолженности, критерии выбора поставщиков и покупателей, организационно-экономический механизм учета.

Key words: non-commercial operations, intraeconomic control, receivable, payable and overdue debts, criteria for selecting suppliers and buyers, the managing-economic mechanism of accounting.

Все многообразие форм расчетов, предусмотренных российским законодательством, превращает учет и контроль расчетов с дебиторами и кредиторами в процесс, требующий знания гражданского законодательства, правил ведения бухгалтерского и налогового учета, умения оценить и описать систему взаимодействия с контрагентами. Правильное раскрытие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности и их эквивалентов необходимы для точной оценки финансового состояния коммерческой организации. Для этого необходимо своевременное и точное отражение дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета в коммерческой организации.

Внутрихозяйственный контроль является важнейшим элементом управления организацией. Он обеспечивает защиту имущества, качество учета и достоверность отчетности, выявление и мобилизацию имеющихся резервов в сфере производства, финансов и т.п. Внутрихозяйственный контроль охватывает все сферы деятельности и направлен на повышение эффективности управления коммерческой организацией. В самом узком толковании термин «внутрихозяйственный контроль» можно определить как сбор информации об объекте контроля. Такого рода контроль осуществляется всеми менеджерами организации в рамках выполняемых ими функций. В широком понимании внутренний контроль - это непрерывный процесс, включающий сбор и анализ информации для принятия управленческих решений, ориентированных на эффективность деятельности коммерческой организации.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется главным образом в форме ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, обязательное ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности предусмотрено законодательством Российской Федерации для всех хозяйствующих субъектов. Кроме того, законодательством применительно к отдельным категориям субъектов устанавливаются особые требования по осуществлению внутрихозяйственного финансового контроля. Так, специальными Законами об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества предусмотрено создание ревизионной комиссии общества. [1]

Задачами внутрихозяйственного контроля применительно к проблемам управления дебиторской задолженностью являются подтверждение достоверности внутренней информации о величине и динамике дебиторской задолженности, оценка эффективности их использования, выявление отклонений фактических показателей дебиторской задолженности от запланированных величин, а также факторов, повлиявших на эти отклонения, поиск внутрихозяйственных резервов роста финансовой устойчивости. При осуществлении функций внутрихозяйственного контроля основными проявляются следующие задачи:

- снижение уровня дебиторской задолженности до размера, не превышающего уровня кредиторской задолженности;

- постоянный контроль за движением дебиторской задолженности;

- своевременное погашение долгов, не допуская просрочек и штрафных санкций;

- разумное использование такой формы привлечения клиентов, как коммерческий кредит;

- предварительная работа с потенциальными дебиторами на предмет их платежеспособности, а в дальнейшем наблюдение за своевременностью выполнения ими своих обязательств;

- выявление степени риска появления недобросовестных покупателей путем расчета резерва по сомнительным долгам».

Контроль обоснованности положений кредитной политики начинают с оценки вероятности задержки товара клиентом или его неоплаты, т.е. с оценки невыполнения обязательств. На основе результатов вероятностного анализа устанавливается система измерителей надежности дебиторов (с точки зрения невыполнения обязательств). Финансово-экономическая служба и служба сбыта проверяют кредитоспособность контрагента на основе кредитной истории взаимоотношений клиента и хозяйствующего субъекта с помощью формальных и неформальных критериев.

Результаты предварительного контроля оформляются в виде досье на контрагента, которое представляет собой выраженную в утвержденной форме внутреннего учета определенным образом структурированную совокупность всех имеющихся данных о покупателях (заказчиках), а именно: номер и дата свидетельства о государственной регистрации, орган регистрации, партнеры коммерческой организации, ее аффилированные лица и другое. Ответственность за ведение досье возложена на соответствующего исполнителя в службе сбыта. Работа с дебиторской задолженностью - это один из видов контрольных процедур. Эффективная система внутреннего контроля предполагает, что на предприятии разработан комплекс мер по работе с дебиторской задолженностью. Немаловажным этапом контроля является выполнение эффективных действий по взысканию дебиторской задолженности. Разработанная система контроля может быть достаточно эффективной, поскольку она учитывает все принципиально важные моменты в организации контрольных процедур, прописывает все стадии от начала работ до конечной стадии «результаты контрольных процедур за контрольный период». Проанализируем факторы, которые могут влиять на работу с дебиторской и кредиторской задолженностью. Одним из таких факторов является правильность оформления договоров, организация взаимодействия финансового менеджмента с менеджментом других подразделений аппарата управления и с бухгалтерией коммерческой организации, информированность высшего руководства о текущем состоянии финансовых ресурсов организации. В процессе исполнения договора поставки и управления дебиторской задолженностью выделяют три этапа подготовки и движения документов: [2]

- распределение функций в процессе выбора поставщика и сбора информации;

- составление договора и юридический контроль;

- определение ответственных исполнителей.

Организационно-технический механизм реализации договора поставки включает следующие этапы:

- оформление договора;

- контроль за исполнением договора поставки;

- оформление закрытия договора.

Управление дебиторской задолженностью предполагает широкое использование компьютерной техники. Ведется также сбор данных по каждому клиенту - так называемая платежная история, затем эти данные обобщаются и на их основе выносятся решения об установлении предельной величины кредита, которая может быть предоставлена клиенту, производится их классификация. Разработка и принятие собственной кредитной политики в коммерческой организации являются очень эффективным контрольным механизмом. Проводится финансовый анализ показателей дебиторской и кредиторской задолженности, выявляется эффект от действующих кредитных условий на финансовый результат и соответственно разрабатываются более эффективные мероприятия. К организации системы внутрихозяйственного контроля можно подойти следующим образом:

- необходимо разработать кредитную политику организации;

- прописать всех ответственных лиц за организацию и исполнение процесса;

- создать программный продукт, который мог бы автоматизировать работу с дебиторской и кредиторской задолженностью, позволял вводить аналитические показатели и отмечать особо рискованных контрагентов;

- постоянно работать с дебиторской и кредиторской задолженностью;

- факторинг, в случае наличия сомнительной задолженности, рассматривать как способ улучшения состояния дебиторской задолженности.

Источником информации при внутрихозяйственном контроле дебиторской и кредиторской задолженности являются договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), первичные документы, Главная книга, бухгалтерская отчетность, положение об учетной политике в коммерческой организации и другие. Все перечисленные источники информации проверяются на соответствие установленным законодательством нормам. По каждой группе расчетов (до проведения документальной проверки) сначала выявляется их наличие, соответствие данных бухгалтерского учета и отчетности остаткам задолженности, затем устанавливаются дата и характер ее возникновения. Далее выясняется:

- имеется ли в организации нормативная база данных, которой должен пользоваться бухгалтер данного участка учета;

- перечень применяемых первичных документов, порядок их возникновения, система нумерации, заполнения всех реквизитов в первичных документах, наличие регистрационных журналов;

- наличие оборотных ведомостей, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций - от приема до сдачи в архив;

- как организован и насколько эффективен внутрихозяйственный контроль расчетных операций;

- состояние системы бухгалтерского учета расчетных операций.

При оценке системы внутреннего контроля производится выборочный анализ договоров на продажу и анализ их соответствия условиям продаж, действующим на тот момент в организации, прейскурантам и стандартным условиям оплаты. По мнению С.А. Табалиной и Н.А. Ремизова [3], важной процедурой системы внутреннего контроля дебиторской задолженности является санкционирование продаж, которое может осуществляться путем визирования уполномоченными лицами договоров на продажу продукции (работ, услуг), счетов-фактур, накладных на отгрузку продукции. Также выборочно проверяются договоры на продажу продукции, счета-фактуры, накладные на предмет выявления документов, не утвержденных уполномоченными лицами.

Тестирование системы внутреннего контроля позволяет выявить следующие ключевые моменты:

- кто выписывает счета-фактуры, ограничен ли круг лиц, имеющих доступ к бланкам счетов-фактур;

- осуществляется ли предварительная последовательная нумерация счетов-фактур;

- разделены ли обязанности по выписке счетов-фактур и бухгалтерскому учету дебиторской задолженности;

- контролируется ли последующая отгрузка продукции по выписанным счетам-фактурам, сверяются ли данные выписанных счетов-фактур с данными накладных на отгрузку продукции.

Именно эти простые процедуры позволяют понять, эффективна ли работающая система внутреннего контроля или нет. Далее необходимо проверить распорядительные документы, определяющие круг лиц, которые выписывают счета-фактуры, и действительно ли их выписывают только уполномоченные лица (опрос персонала, проверка счетов-фактур на выборочной основе). Еще один немаловажный элемент системы внутреннего контроля - это процедуры контроля отгрузки покупателям проданной продукции (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с выписанными счетами-фактурами. Здесь осуществляется проверка отметок о фактической отгрузке продукции на экземплярах счетов-фактур, остающихся в организации, регулярно проводимая сверка данных накладных (иных отгрузочных документов) на отпуск продукции и счетов-фактур и выявление счетов-фактур, по которым отгрузка не произведена. Целесообразно выяснить, сверяются ли счета-фактуры с накладными на отпуск продукции. Для этого нужно выбрать определенное количество счетов-фактур и убедиться в том, что соответствующие накладные на отгрузку продукции существуют и их данные отвечают данным счетов-фактур.

Затем оцениваются процедуры контроля за своевременным погашением и правильностью отражения поступивших в погашение задолженности средств в бухгалтерском учете (периодическая выверка расчетов с дебиторами, инвентаризация дебиторской задолженности, проверка регистров бухгалтерского учета поступлений денежных средств). Для этого необходимо выборочно проверить документы, подтверждающие проведение инвентаризации дебиторской задолженности, акты сверки расчетов с дебиторами, сверить первичные документы на поступление денежных средств с данными аналитического учета дебиторской задолженности. На таком этапе проверки дебиторской задолженности, как отбор операций и сальдо для проверки дебиторской задолженности, определяется характер, временные рамки и объем проведения аудиторских процедур по проверке дебиторской задолженности. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что эффективно организованная система внутрихозяйственного контроля имеет большое значение и во многом позволяет определить области риска, разработать адекватные аудиторские процедуры в отношении рискованных областей. Тестирование системы позволяет выявить слабых мест системы внутрихозяйственного контроля и бухгалтерского учета.

Учет нетоварных операций в коммерческой организации ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 5 «Расчеты с дебиторами и кредиторами в рублях». В типичной для современных условий финансовой нестабильности ситуации, когда коммерческая организация арендует помещение на основании заключенного с арендодателем договора. Настоящим договором, кроме прочих существенных условий в подавляющем большинстве случаев установлено, что арендная плата взимается помесячно со дня подписания акта приема-передачи, то есть арендатор обязуется вносить арендную плату на расчетный счет арендодателя авансированно. Датой поступления арендной платы является дата списания денежных средств с расчетного счета арендатора. Таким образом,

видно, что арендная плата должна быть оплачена заранее, до наступления расчетного месяца. Это означает, что с момента внесения арендатором арендной платы на расчетный счет арендодателя, у организации-арендатора возникает дебиторская задолженность, которая погашается по истечении расчетного месяца с принятием к учету услуги по аренде.

В бухгалтерском учете коммерческой организации расчеты по аренде отражаются следующим образом:

- на сумму перечисленной арендной платы по платежному поручению в размере на основании выписки банка на счетах учета расчетов сделана запись: Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 5

Кредит 51 «Расчетные счета»;

- на сумму, принятой к учету услуги по аренде на основании договора аренды, последним днем расчетного месяца, на счетах бухгалтерского учета сделана запись:

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 5.

При расчетах со своими работниками по заработной плате, коммерческая организация использует установленный законодательством порядок расчетов, при котором работникам ежемесячно на последнее число месяца за отработанное время на основании первичных учетных документов, таких как табель учета рабочего времени, расчетная ведомость, начисляется заработная плата. Затем, начисленная заработная плата за минусом удержаний в виде подоходного налога и других, выплачивается работникам не реже двух раз в месяц в соответствии с утвержденным графиком выплат заработной платы. Таким образом, у коммерческой организации возникает кредиторская задолженность перед работниками по выплате заработной платы, которая погашается в день перечисления на зарплатные карты через банк начисленной работникам заработной платы на основании списков перечисляемой в банк зарплаты, подписанных директором и главным бухгалтером. [4]

Приведенный выше порядок расчетов коммерческой организации со своими работниками по заработной плате отражается на счетах синтетического учета следующими проводками:

- на последний день расчетного месяца на основании расчетной ведомости производится начисление доходов по заработной плате за отработанное время работникам и других доходов работников, что оформляется соответствующей проводкой на счетах бухгалтерского учета:

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 70 «Расчеты с персоналов по оплате труда»;

- оплата больничных листов сотрудников за счет работодателя отражается проводкой:

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 70 «Расчеты с персоналов по оплате труда»;

На основании списка перечисляемой в банк зарплаты, коммерческой организацией с расчетного счета перечислен аванс по заработной плате на зарплатные карты сотрудников. Хозяйственная операция отражена проводкой:

Дебет 70 «Расчеты с персоналов по оплате труда»

Кредит 51 «Расчетные счета».

Таким образом, кредиторская задолженность коммерческой организации по заработной плате погашается на сумму перечисленного аванса.

Коммерческая организация в течение отчетного (налогового) периода по итогам каждого месяца начисляет и уплачивает с Фонда оплаты труда (ФОТ) авансовые платежи по страховым взносам в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Учет расчетов по страховым взносам организация ведет на

счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в разрезе субсчетов учета отдельных видов расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

При начислении авансовых платежей по страховым взносам с ФОТ счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредитуется на суммы отчислений, подлежащих перечислению в составе страховые взносы в соответствующие фонды, что отражается следующими проводками:

1) На сумму отчислений, подлежащей перечислению в Федеральный бюджет РФ: Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет

2.1 «Расчеты по пенсионному обеспечению с Федеральным бюджетом»;

2) На сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, подлежащую перечислению в Пенсионный фонд на выплату страховой части трудовой пенсии:

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет

2.2 «Расчеты по пенсионному обеспечению с Пенсионным фондом РФ (страховая часть)»;

3) На сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, подлежащую перечислению в Пенсионный фонд, на выплату накопительной части трудовой пенсии:

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет

2.3 «Расчеты по пенсионному обеспечению с Пенсионным фондом РФ (накопительная часть)»;

4) На сумму отчислений, подлежащих зачислению в Фонд социального страхования РФ:

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет 1 «Расчеты по социальному страхованию».

5) На сумму отчислений, в подлежащих зачислению в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС):

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет

3.1 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию с ФФОМС»;

6) На сумму отчислений, в подлежащих зачислению в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС):

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.2 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию с ТФОМС»;

Таким образом, у коммерческой организации на дату начисления страховые взносы формируется кредиторская задолженность по страховые взносы, которая погашается в установленные законом сроки при перечислении с расчетного счета организации соответствующих начисленных сумм в бюджет и внебюджетные фонды, что отражается в бухгалтерском учете проводкой:

Дебет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по соответствующим субсчетам

Кредит 51 «Расчетные счета».

Понятно, что коммерческая организация не должна накапливать кредиторскую задолженность, хотя дополнительные заемные средства увеличивают оборачиваемость активов организации. Руководство организации не должно допустить одновременного роста продолжительности оборота дебиторской и кредиторской задолженности, иначе могут возникнуть существен-

ные трудности с платежеспособностью и возможной вероятностью покрытия своих долгов [5].

Для этого мы разработали мероприятия по совершенствованию учета нетоварных операций, организации бухгалтерского учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами в коммерческой организации.

- необходимо построить аналитический учет таким образом, чтобы обеспечить получение данных о сроках погашения дебиторской и кредиторской задолженности, об образовании просроченной задолженности. Пересмотр ведения аналитического учета позволит коммерческой организации не допускать возникновение необоснованной задолженности, повысить ее оборачиваемость, высвободить замороженные средства из расчетов с разными покупателями и заказчиками и направить их на покрытие собственных долгов, приобретение товарно-материальных ценностей, основных средств и т.д. [6]

- постоянно следить за соотношением расчетов с поставщиками и подрядчиками;

- контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей;

- в сложившейся ситуации организовать в организации систему аналитического учета дебиторской задолженности расчетов с поставщиками и подрядчиками не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты [7];

- на высоком уровне организовать работу с договорами, в карточке клиента отличать, работает он под реализацию или по системе предоплаты.

- производить классификацию покупателей в зависимости от вида оказываемых услуг, платежеспособности, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты.

Данные предложения будут способствовать совершенствованию организации расчетов по нетоварным операциям и их учета, анализа, снижению дебиторской и кредиторской задолженностей, улучшению финансового состояния коммерческой организации. Источники:

1. Sher M.L., Dudnik D.V., Opryshko E.L., Kovaleva O.V., Mironov L.V. Socio-economic Development and Land Management in Modern Conditions. В сборнике: International Conference on Recent Trends in Marketing, Accounting, Business, Economics and Tourism Conference Proceedings. 2017. P. 112-123.

2. План счетов бухгалтерского учета с Инструкцией по его применению (Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н, в ред. от 08.11.2016 г. № 142н)

3. Табалина С.А., Ремизов Н.А. Аудит: современная методика. Проверка разделов отчетности согласно МСА и федеральных ПСАД. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2016. - 219 с.

4. Шер М.Л., Шевченко О.П. Стратегические перспективы развития хозяйствующих субъектов в условиях экономических ограничений // Теория и практика общественного развития. 2015. № 24. С. 189-191.

5. Берлина С.Х. Совершенствование синтетического и аналитического учета основных средств на торговом предприятии // Экономика устойчивого развития. 2017. № 2 (30). С. 74-77.

6. Берлина С.Х. Меры по совершенствованию в торговой организации учета оказанных услуг и расчетов с покупателями и заказчиками // Современная научная мысль. 2017. № 2. С. 165-169.

7. Берлина С.Х., Ходаринова Н.В., Лунин С.А. Теория бухгалтерского учета (учебное пособие). -Краснодар: изд-во Краснодарского кооперативного института (филиала Российского университета кооперации), 2016. - 254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.